Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

По благословению И. в Новгороде по особенному случаю была установлена церковная служба. 21 дек. 1410 г. в новгородском Софийском соборе от иконы св. мучеников Гурия, Самона и Авива было знамение «о судех церковных» (Там же. С. 410; ср.: Там же. Т. 42. С. 97; Т. 16. Стб. 159; НПЛ. 1950. С. 402; в Новгородской Карамзинской летописи 2-й выборки читается сообщение о чуде «о изгибших сосудех церковных» (ПСРЛ. Т. 42. С. 173), что, по-видимому, является неудачной попыткой интерпретировать летописный текст). В связи с этим чудом И. написал «Благословение архиепископа Новгороцкаго Иоанна к христианам Святыа Софиа» и «Указ о проскурьнисании святым трем исповедником Гурию, Самону и Авиву» (изд.: Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 3. С. 457; РИБ. Т. 6. Стб. 305-308, 36 (по новгородско-софийскому Служебнику - РНБ. СПбДА. 836. Л. 114-116, нач. XVI в.)). В «Благословении...» архиепископ описал знамение: «Зде нам дал Бог знамение святых исповедник Гурья, и Самона, и Авива дьякона: ино Божиею милостию мнози правии прави бывают, а виноватии в казни». По-видимому, чудесным образом перед иконой св. исповедников был решен судебный спор. В связи с чудом И. установил в Новгороде разновидность «Божьего суда», призванную заменить крестоцелование, сопровождавшееся клятвами («ротой»), что осуждалось Церковью. Архиерей указал следующую процедуру решения судебной тяжбы: «Поп служит святую литургию, и пишет имя Божие на хлебци, и дасть всем приходящим ко имени Божию. А хто изъясть хлебець со именем Божиим, тот прав бывает. А хто не снесть хлебца, тот по Божию суду виноват будет. А хто не пойдет к хлебцу, тот без Божиа суда и без мирьскаго виноват будеть» ( Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 457). В «Указе о проскурьнисании...» были записаны молитвы и действия на проскомидии при совершении «Божьего суда». В дополнение к просфорам, на которых служилась литургия, должна была быть использована особая просфора в форме 4-конечного креста. Из нее с чтением особых молитв (похожих на заговор) с упоминанием святых Гурия, Самона и Авива, а также ветхозаветных праведников вынимались части («хлебци»). С помощью этих частей совершался «Божий суд». «Благословение...» было написано в Новгороде, видимо как формуляр послания в города Новгородской епархии; его отправка сопровождалась посылкой иконы святых Гурия, Самона и Авива в храмы. Впредь вместо клятвы и целования креста тяжущиеся должны были приходить к иконе святых Гурия, Самона и Авива («а што ходите к кресту, ино то в вас отнимаем; но ходите к знамению Божиих святых исповедник»). В 1411 г. к собору Св. Софии со стороны владычного двора по повелению И. был пристроен каменный придел во имя св. Исповедников, по всей видимости во имя святых Гурия, Самона и Авива, причем эта церковь называется в летописях «чудотворной» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 411; НПЛ. 1950. С. 403), «в неиже створяются велиа чюдеса и бесчислена христианом» (ПСРЛ. Т. 42. С. 173).

http://pravenc.ru/text/469552.html

349 Затем следует список апокрифических сочинений. При указании древних апокрифов списки наши совершенно сходны с греческими списками и особенно со списком, приписываемым патриарху Никифору. В греческих списках, мы заметили, кроме библейских апокрифов, упоминаются и апокрифические жития мучеников и святых, разные суеверные книги и даже просто народные суеверия; этот отдел в наших списках получил особенное распространение, так что перечень суеверных, волшебных, гадательных книг и народных суеверий составляет большую половину всей статьи. При перечислении апокрифов и вообще ложных книг в наших списках делаются некоторые замечания, касающиеся содержания или достоинства той или другой книги. Вот в каком виде перечисляются апокрифические книги. «А книг ложных писания сия суть, их же не достоит держати. Составлении мирстии псалмы: «грядите вси вернии», другое «грядите (и)кресту твоему водружьшуся на земли, Адам, Енох – о Еносе, что был на пятом небеси и исписал 300 книг, Ламех, молитва Иосифова, Адамль Завет, Моисеев Завет, криво складен, Асенеф, Елдад Молдад, Псалмы Соломони, Песни Давидовы, Илиино обавление, Исаиино видение, Софониево обавление, Захариино обавление, Ияковля повесть, Апостольстии обходи (περοδοι), что приходили к граду, обретоша человека, орюща волы, и просиша хлеба, он же иде в град хлеба ради, апостоли же без него взоравше ниву и насеявше, и прииде с хлебы, и обрете пшеницу зрелу, Варнавино послание, Петрово обавление, Павлово деяние, лжею складено, Павлово обавление, учение Климентово, Евангелие от Варнавы, Евангелие от Фомы, и о Рахманех, Зосимово хожение, Паралипомена Еремеина о пленении Иерусалимстем, что и орла слали с грамотою к Еремеи в Вавилон. Суть же и ина многа от лжесловесник сложена (словеса), еже есть сие: Иоанна Богослова вопросы на горе Елеонстей, еже есть: «слыши праведный Иоанне»; того же вопрос Авраама праотца (в других списках: того же вопросы ко Аврааму о праведных душах); Варфоломеевы вопросы к Богородицы, како роди Христа; Епистолия о недели (сиречь послание); о древе крестном лгано; что Христа в попы ставили, и что Христос плугом орал, еже Еремия поп Болгарский солгал, был в навех на Верзиулове колу; Петрово житие в пустыни 50 и 2 лета, и хожение Петрово по вознесении Господни, что Христа отрочатем продавал и архистратига Михаила крести и что рыбы по суху ходили.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

   После сошествия Св. Духа христианство распространялось только устною проповедью Апостолов, и не один год прошел с тех пор, как началась Церковь Христова на земле, а Апостолы все еще ничего не писали. Откуда же у христиан имеются Священные Писания?   Они достались Церкви Христовой прежде всего от Ветхого Завета, а затем и некоторые Апостолы оставили свои Писания. Разве Христос требовал, чтобы верующие в Него признавали Ветхозаветные Писания?   Господь, когда доказывал людям, что Он есть обещанный Избавитель, всегда указывал на Ветхозаветные книги. «Если бы, говорил Спаситель фарисеям,вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин. 5:46—47). И Апостолам Господь говорит: «вот то, о чем Я вам говорил еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лук. 24:44—45). Пользовались ли, действительно Церковь Христова с первых своих дней Ветхозаветными Писаниями?   Апостолы постоянно хвалят первых христиан за то, что они исследовали Писания Ветхозаветные (Деян. 17:11) и советуют христианам утешаться чтением Ветхозаветных Писаний. Ап. Павел пишет Римлянам так: «что писано было прежде (т.е. в Ветхом Завете), то все написано нам в наставление, чтобы мы терпением и учением из Писаний сохраняли надежду» (Римл. 15:4). В послании к Ап. Тимофею о Ветхозаветных книгах он высказывается так: «ты с детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:15—17). Нельзя ли думать вместе с некоторыми сектантами, например с штудо-баптистами, пашковцами и толстовцами, что Ап. Павел советует Тимофею читать не Ветхозаветные, а Новозаветные Писания?   Нет, нельзя так думать, потому что, когда Ап. Тимофей был мальчиком и читал Писания, тогда Новозаветных Писаний и не было еще, так как тогда Спаситель только еще вышел на проповедь. Значит, «с детства» Тимофей мог читать только Ветхозаветные книги. Их-то и одобряет Апостол.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Такое понимание рассматриваемых слов ветхозаветного законодательства подтверждается вообще нравственной частью его. Вот что, например, говорит Верховный Законодатель устами Своего пророка Моисея: не враждуй на брата твоего в сердце твоем и не мсти, но люби его, как самого себя. 897 Такие же требования встречаем и в книгах других ветхозаветных библейских писателей. Не говори, как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его, 898 внушается в Притчах Соломоновых мстительным людям. Ещё более поразительны по своему возвышенному духу следующие слова одного из пророков: благо человеку, когда он подставляет ланиту свою биющему его и пресыщается поношением, ибо не на век оставляет Господь. 899 Эти дивные слова служат наилучшим опровержением уверений гр. Толстого и его единомышленников, будто бы Моисей и другие ветхозаветные пророки учили людей противопоставлять обиде обиду, убийству – убийство, мучению – мучение, злу – зло. 900 Как видим, в ветхозаветном учении об отношении к злым людям нет той решительной противоположности сравнительно с словами Христа о непротивлении злому, которую находит Л. Толстой со своими единомышленниками. Откуда же и на каком основании взял этот писатель, будто заповедь Спасителя о непротивлении злому представляет собою прямое отрицание ветхозаветного учения об отношении к злым людям? Имея в виду, что Христос повелевает платить злому человеку добром за причиняемые им огорчения нам, всякий в праве допускать только то, что учение нашего Божественного Учителя представляет собою дальнейшее развитие и завершение ветхозаветного учения, но не что-либо другое. Полная противоположность, доходящая до взаимного исключения, существует не между ветхозаветным учением и учением Христа об отношении нашем к злым людям, а между обоими этими учениями, с одной стороны, и фарисейско-еврейским произвольным искажением ветхозаветного библейского воззрения на отношение к чьим-либо личным обидчикам, с другой стороны. Книжники и фарисеи, как известно, многие требования ветхозаветного закона или превратно истолковывали, или даже подменяли своими измышлениями, неразумно ревнуя об его охранении и применении к разным случаям и обстоятельствам жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Призвание патриарха Авраама: «который есть отец всем нам» (Рим. 4,16) «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов». Беседа 1-я Протоиерей Олег Стеняев О том, почему Бог выбирает именно Авраама, легко ли Аврааму было покинуть родину, уйти из дома отца своего, и про Евангелие, содержащееся в обетовании, данном Богом Аврааму, рассказывает в первой беседе нового цикла портала «Православие.ру» «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов» протоиерей Олег Стеняев . Иванов А. А. Авраам просит у Бога знамения. Кон. 1840-х — 1850-е годы «Возвеличися женише якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире, и делаяй в правде заповеди Божия. И ты невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль. Веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог» (Чин Православного венчания). В книге Песнь песней говорится: Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень? к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих? Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец и паси козлят твоих подле шатров пастушеских (Песн. 1, 6-7), и я бы назвал курс бесед, который мы с вами будем проходить, так: «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов» . То есть в течение некоторого времени мы будем искать Жениха-Христа, идя по следам Его овец — ветхозаветных патриархов, поселившись «подле шатров пастушеских». Книга Бытия с 12-й по 50-ю главу — это история одной семьи, семейная сага С другой стороны, изложенное в Книге Бытия с 12-й по 50-ю главу — это именно история одной семьи, настоящая семейная сага. И мы будем проводить эти беседы с акцентом на семейные обстоятельства жизни верующих мужчин и женщин. Итак, мы читаем Книгу Бытия, 12-ю главу с 1-го стиха: «И сказал Господь Авраму 1 : пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Быт. 12, 1-2).

http://pravoslavie.ru/98709.html

А) Внутренняя сторона ветхозаветного закона, по новозаветному толкованию. Общий характер Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить (πληρσαι). Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Мф. 5:17–18; или, как сильнее выражается последняя мысль Господа в другом месте: скорее небо и земля прейдет, нежели одна черта из закона пропадет ( Луки 16:17 ). В этих изречениях вечной истины очевидны следующие мысли: а) что (в силу контекста речи), «намереваясь показать отношение Своего нового закона к ветхому, Господь предварительно успокаивает ревность иудеев по законе, чтобы они в самом деле не подумали, что Он, заменяя некоторые ветхозаветные заповеди новыми, нарушает Богодарованный ветхий закон 401 . б) Законом Моисеевым и пророками (срав. Лук. 24:27; 16:29,31; 24:44 ; Ин. 1:45 ) Господь обнимает все ветхозаветное Писание (сн. особенно Луки 24:27 ); – в) в одной идее Господь связует закон и пророков, так что (ст. 18) собственно закон является началом непреложности и вечности всего ветхозаветного Писания или, точнее, всего Ветхого Завета (ибо у Спасителя не в Писании, как писании дело); г) эта связующая идея покоится (ст. 17, 18) на понятии исполнение (πλρωσις). Какая же эта, спрашивается теперь, связующая закон и пророков идея? Если она покоится на понятии исполнение, то очевидно она не может быть иначе выражена (формулирована), как так: требование воли Божией (закон) тесно связано с обетованием (и пророки); поэтому, исполнение закона или требования воли Божией уславливает собой и исполнение обетования; в этом уславливающем начале закона, его вечное значение, по которому, скорее небо и земля прейдет, нежели одна черта из закона пропадет или останется не исполненной. Вот те основные пункты, от которых исходит и около которых движется все новозаветное толкование ветхозаветного закона, как со стороны Самого Господа, так и со стороны Его Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010