Греховная поврежденность от Адама переходит на всех его потомков путем зачатия и рождения, поэтому все подвержены этой исконной греховности (originis vitio), но она не уничтожает в людях их свободу желать и творить добро и способность к благодатному возрождению. «Все люди пребывали в Адаме не только когда он был в раю, но были с ним и в нем (cum ipso et in ipso), когда он был изгнан из рая за грех, поэтому они и несут все последствия греха Адама».    Сам образ перенесения первородного греха с предков на потомков облечен, в сущности своей, в непроницаемую тайну. «Нет ничего известнее (notius) учения Церкви о первородном грехе, — говорит блаженный Августин, — но и ничего таинственнее (secretius) для понимания». По церковному учению, несомненно одно: наследственная греховность от Адама передается всем людям путем зачатия и рождения. Весьма важно по этому вопросу решение Карфагенского Собора (252 год), в котором участвовало 66 епископов под председательством святого Киприана. Решив вопрос, что крещение детей не следует (по примеру обрезания в ветхозаветной Церкви в восьмой день) отлагать до восьмого дня, но крещать их до того, Собор так обосновал свое решение: «Поелику и самым большим грешникам, много согрешившим против Бога, даруется отпущение грехов, когда они уверуют, и никому не отказывается в прощении и благодати, — постольку не должно запрещать это дитяте, которое только что родилось, ни в чем не согрешило (nihil peccavit), но само, произойдя по плоти от Адама, приняло заразу ветходревней смерти (contagium mortis antiquae) чрез самое рождение, и которое посему легче может приступить к принятию отпущения грехов, поелику ему отпущаются не его собственные, а чужие грехи (поп propria sed aliena peccata)».    4. Наряду с перенесением, путем рождения, прародительской греховности во всех потомков Адама, на них, в то же время переходят и все последствия, постигшие наших прародителей после грехопадения: извращение образа Божия, помрачение разума, поврежденность воли, оскверненение сердца, болезни, страдания и смерть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     Лермонтов отказывается от любви, если «вечно любить невозможно».      И это чувство мы находим как в иудействе, так и в язычестве. «Крепка как смерть любовь», — читаем мы в ветхозаветном гимне любви (Песн. 8, 6). Любовь никогда не перестает, хотя... знание упразднится (1 Кор. 13, 8), — вторит Ветхому Завету гимн любви новозаветный.      «Брачная любовь есть сильнейший тип любви, — пишет Златоуст. — Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости». «Perenne animus, поп corpus coniugium facit» — «брак вечно творит дух, а не тело», — от лица языческого мира возвещает Публий Сир.      Мы видели, что брачная любовь, поскольку она соединена с сознанием единения с предметом любви, есть радость. Но есть в любви и другая, трагическая сторона, и притом свойственная ей не по каким-либо внешним обстоятельствам, а по самому ее существу. Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг, и не имеет ничего общего с той «свободной любовью», которая по распространенному легкомысленному взгляду, должна заменить будто бы устарелый институт брака. В любви мы не только получаем другого, но и всецело отдаем себя, и без полной смерти личного эгоизма не может быть и воскресения для новой вы-шеличной жизни. Признавая бесконечную ценность за объектом любви, любящий в силу этого признания не должен останавливаться ни перед какой жертвой, если она нужна для блага этого объекта и для сохранения единства с ним. Вообще христианство признает только любовь, готовую на неограниченные жертвы, только любовь, готовую положить душу за брата, за друга (Ин. 15, 13; 1 Ин. 3, 16 и др.), ибо только через такую любовь отдельный человек возвышается до таинственной вышеличной жизни Святой Троицы и Церкви. Такова же должна быть и брачная любовь. Христианство не знает иной брачной любви, кроме любви, подобной любви Христа к Своей Церкви, Который предал Себя за нее (Еф. 5, 25). И Златоуст в своих вдохновенных толкованиях на эти слова Священного Писания учит, что муж не должен останавливаться ни перед каким мучением и даже смертью, если это нужно для блага жены. «Я считаю тебя драгоценнее души своей», — говорит муж жене у Златоуста. «Совершенная» брачная любовь, испрашиваемая в чине обручения , есть любовь мученическая, и глубокий смысл заключается в том, что в православных храмах в чин венчания входит церковная песнь «Святии мученицы».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=906...

К слову о регистровости композиции " . Если присмотреться, замечаешь, что расположенные ярусами лепнина и рельефы " башни " Знаменской церкви - своего рода аналог традиционного русского иконостаса. В парусах под " башней " помещены изображения евангелистов. Над ними, в первом ярусе, - " Возложение тернового венца " , " Несение креста " , " Распятие Христово " . В следующем ярусе - ветхозаветные пророки (опять же, своего рода пророческий чин); над ними - ангелы; в куполе, вполне в русских традициях, - " Господь Саваоф " . Если авторство скульптуры - безусловно итальянское, то безусловно русскими исследователи признают дополняющий богатое внутреннее убранство резной трёхъярусный иконостас (тоже со скульптурами, только деревянными) и великолепные хоры. Последние сами по себе - произведение искусства. Массивные, двухъярусные, нависающие над входом в храм, они сплошь покрыты резьбой. Нижний ярус оформлен в виде галереи, верхний - в виде балкона, опирающегося на колонны этой галереи. Всё сооружение - сочетание величественности и изящества. Несмотря на то, что Знаменская церковь в Дубровицах в советское время была закрыта и долге время использовалась как склад, многие её святыни уцелели. Уцелели - чудом. Иконам и Распятию пришлось пройти через многие испытания, чтобы, в конце концов, вернуться на своё законное место в храме. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 92, 2014 г. В начале XVII ст. в селе Дубровицах была деревянная церковь во имя Илии Пророка. В писцовых книгах 1627 г. значится: «в Молоцком стану за боярином Иваном Васильевичем Морозовым старинная вотчина село Дубровицы на реке Пахре, а в селе церковь Илии Пророка древянна, клетцки, а в церкви образы и книги, и свечи, и на колокольнице колоколы и всякое церковное строение вотчинниково; у церкви во дворе поп Иван Федоров, во дворе дьячок и просвирница; пашни церковные земли 10 четьи в поле, сена 20 копен, в селе двор боярский, в нем живет приказчик, двор коровий с деловыми людьми и 6 мест дворовых крестьянских пустых».

http://sobory.ru/article/?object=00451

Греховная поврежденность от Адама переходит на всех его потомков путем зачатия и рождения, поэтому все подвержены этой исконной греховности (originis vitio), но она не уничтожает в людях их свободу желать и творить добро и способность к благодатному возрождению. «Все люди пребывали в Адаме не только когда он был в раю, но были с ним и в нем (cum ipso et in ipso), когда он был изгнан из рая за грех, поэтому они и несут все последствия греха Адама». Сам образ перенесения первородного греха с предков на потомков облечен, в сущности своей, в непроницаемую тайну. «Нет ничего известнее (notius) учения Церкви о первородном грехе, – говорит блаженный Августин , – но и ничего таинственнее (secretius) для понимания». По церковному учению, несомненно одно: наследственная греховность от Адама передается всем людям путем зачатия и рождения. Весьма важно по этому вопросу решение Карфагенского Собора (252 год), в котором участвовало 66 епископов под председательством святого Киприана. Решив вопрос, что крещение детей не следует (по примеру обрезания в ветхозаветной Церкви в восьмой день) отлагать до восьмого дня, но крещать их до того, Собор так обосновал свое решение: «Поскольку и самым большим грешникам, много согрешившим против Бога, даруется отпущение грехов, когда они уверуют, и никому не отказывается в прощении и благодати, – постольку не должно запрещать это дитяте, которое только что родилось, ни в чем не согрешило (nihil peccavit), но само, произойдя по плоти от Адама, приняло заразу ветходревней смерти (contagium mortis antiquae) чрез самое рождение, и которое посему легче может приступить к принятию отпущения грехов, поскольку ему отпущаются не его собственные, а чужие грехи (поп propria sed aliena peccata)». 4. Наряду с перенесением, путем рождения, прародительской греховности во всех потомков Адама, на них, в то же время переходят и все последствия, постигшие наших прародителей после грехопадения: извращение образа Божия, помрачение разума, поврежденность воли, оскверненение сердца, болезни, страдания и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

169). Кроме библейско-ветхозаветных книг и отчасти – предписаний талмуда они имеют ещё следующие вероучительные и богослужебные книги: „Пространный еврейский катехизис, религиозно-нравственная, законо-учебная книга, сост. Б.Л. Сегаль, Одесса 1888 г.“, „Еврейский молитвослов в русском переводе с еврейским текстом. О.Я. Гуревича, изд. М. Р. Ромма. Вильна 1885“ и некоторые другие 409 . В отношениях своих к православным и в частности к миссионеру, иудействующие в настоящее время, по-видимому, не проявляют заметной нетерпимости и вражды (стр. 122)... Любопытны сообщаемые в Отчёте сведения о религиозных обрядностях сектантов при рождении, браке и смерти человека (стр. 91–2); но чтобы не увеличивать слишком объёма настоящей статьи, и без того оказывающейся очень обширной, приводить их не будем, отсылая интересующихся к самому Отчёту о. Никольского. Другая широко распространённая в Ставропольской епархии секта – хлысты (местное название: „кадушники“ или „кадушечники“, – стр. 57). По-видимому, секта эта имеет здесь несколько видов, различающихся по характеру отношений своих последователей к православной Церкви и её иерархии. В некоторых местностях хлысты не стесняются заявлять свои мнения открыто в беседах с пра- —345— вославными: „ваша церковь – говорят они – попова мельница; поп-слепой: сам погиб и вас в погибель ведёт: у вас церковь вселенская, а у нас апостольская” (Отчёт, стр. 44). В других местах они гораздо сдержаннее; по крайней мере, в беседе с миссионером главари названной секты в одном из приходов уверяли, что они „не бегут от православной Церкви, любят её, к службам ходят усердно и долг христианский исполняют каждогодно, и если имеют собрания, так единственно из желания себе и другим душевного спасения” (стр. 48–9); на собраниях читают св. писание и поют духовные стихи... Насколько искренни эти и им подобные заявления сектантов о своих отношениях к православной Церкви и о характере своих молитвенных собраний, решить, конечно, трудно. Обыкновенно в них заподазривают лицемерие, тайное желание скрыть свои действительные взгляды под личиной благочестия, – и весьма возможно, что во многих случаях подозрение это справедливо, Его подтверждает таинственность, какой бывают иногда окружены эти яко бы невинные молитвенные собрания 410 , а также сведения кое о чём происходящем на них, показывающие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мария-Марфа 20 марта 2017, 18:33 Спасибо Отец Сергий за статью!Рада появлению на православии.ру нового талантливого автора.У Вас талант и писательский и человеколюбческий - интересно и легко подать важную тему и заставить задуматься...И даже стиль Ваш : " Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно " ..., все таки оставляет след положительный.Потому что , если человек задумался,то есть надежда на исправление.Ведь в успешном лечении- главное правильно поставленый диагноз. Сергий 10 марта 2017, 22:58 спасибо,пошел читать! Новозаветный поп 10 марта 2017, 22:33 Спаси Вас Господь за журналистские труды!За труды на исповеди не благодарю т.к.это наша пастырская обязанность. Как Библия делиться на две конкретные части,так и Таинство(исповедь в данном случае)должно разделяться с духовной беседой.Редко священникам за храмовыми и житейскими хлопотами удается уделить время своей пастве как раз для духовных бесед.Вот и приходиться совмещать таинство(где ты только свидетель покаяния)с духовной беседой(на которой ты чаще всего критик и советчик).Так что в этом вопросе многое в наших пастырских руках,не без помощи Божией! Павел З. 8 марта 2017, 17:55 Если читать Писание по принципу, который рекомендовал при мне один монах на Афонском подворье в Москве - раскрывать, где придется, и искать ответы на насущные вопросы - то, скажу из опыта, волей Божией вполне может раскрыться именно Ветхий Завет. Так что если какой-нибудь батюшка действительно запрещает читать Ветхий Завет своим духовным чадам, то он просто нарушает волю Господа. Впрочем, я думаю, что прямого запрета чаще всего нет, " не благословил " может означать то, что этого просто не рекомендовали, а запрет является домыслом исповедующегося. Елена 6 марта 2017, 14:43 Конечно все правильно . надо знать. Но я когда начала читать Ветхий завет то с многочисленными войнами описанными в нем и вопросами которые появились началось уныние. Мне кажется было бы не плохо если например после Литургии читался текст из Ветхого завета и пояснялся .

http://pravoslavie.ru/101370.html

Замечательно особенно для нас и то, что даже разделение св. книг Нового Завета тождественно с разделением книг Ветхого: он делятся также, как и у евреев, на зачала; да и читаются священником не просто, а протяжно, как бы на распев, подобно тому, как это делалось в Ветхом Завете, что соблюдается и до днесь у евреев 9 . Услышав в первый раз, по обращении моем в христианство , от священника протяжное чтение Евангелия, я был в восторге и подумал: уж не от евреев ли заимствован подобный порядок чтения священных книг в Церкви, имея при этом ввиду, что св. Апостолы, эти истинные израильтяне, переносили в христианское богослужение тот же богослужебный порядок, какой существовал и в ветхозаветной церкви. Размышляя так, я желал узнать, верно ли мое мнение и каков будет взгляд на это природного христианина: почему и обратился по выходе из церкви с интересовавшим меня вопросом к одному образованному господину. Тот, выслушав меня, сказал: «Я не знаю, откуда заимствован такой порядок чтения Евангелия на распев»; относительно же того, нравится ли ему это, он сказал: «Я могу вам сказать, что для меня решительно все равно, как там себе не делай поп, читает ли он, поет ли, у меня не развит вкус в деле понимания возгласов и напевов нашего духовенства. Об этом надо спросить дьячка или дьякона, или же наших купчиков: они особенно восхищаются подробными напевами и наверно решать ваш вопрос, как лучше: петь или читать Евангелие, а для меня, повторяю, это все равно и нисколько не занимает меня». Не прискорбно ли слышать такое равнодушие православного христианина к делу чтения св. Евангелия. Задайте же любому из евреев подобный вопрос, спросите его, как лучше: читать ли священные места при Богослужении, или петь?», – он, не запинаясь ответит: «Необходимо петь и воспевать стихи священные при Богослужении; так издревле делали отцы наши, и мы обязаны соблюдать это свято. Не даром сказано в священном Писании: «Пойте Господу, славьте и превозносите велие имя Его!». Приведет еще пример из священного Писания, что нужно петь: «Израильтяне», скажет он, «проходя Чермное море, восхваляли Бога не просто, а пели священные песни, известные под именем Моисея и Израиля».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Господь повелевает: покайтеся, приближибося царствие Божие. Когда человек чисто признается в своих грехах пред Богом и духовным отцем, тогда он крещается чрез разрешение и душа омывается та, аки водою, разрешением от священника, от Бога освящается благодатию... Братия мои, почаще причащайтесь; велия польза частое причащение великой тайны» 26 . Лет 10 – 12 назад, обнаруженные в Тетюшском уезде Казанской губернии и содержавшиеся при волостном правлении хлысты говорили и указывали нам, что они ничего не читают, кроме святого Евавгелия, которое постоянно у них в руках и на языке. И хлысты Алатырские, судившиеся в 1894 году, все до единого утверждали на суде, что они усердно исполняют все требования церкви, а на предварительном следствии заслужили самый лестный отзыв со стороны местного священника. На судебном разбирательстве в г. Мамадыше Казанской губернии, 30 ноября минувшего 1896 года, хлыстовка заявляла, что она только ту дорогу знает, которая ведет от дому к церкви. Вот как велико усердие хлыстов и их преданность православию! Но завеса приподнимается. Один из арзамасских хлыстов 40-х годов рассказывал на следствии увещания своего «пророка»: «Хотя церковь спасти может, но поп так скоро к царствию небесному не приведет, как он (пророк) и притом не приведет так высоко, как он 27 . Церковь православная есть церковь внешняя, плотская, не имеющая дарований Духа, церковь людей Божиих есть церковь духовная, чрезвычайные дарования имущая: и дар пророчества, и дар языков, и сказания языков. Таинства церкви внешней имеют значение, но только прообразовательное; как и прообразы ветхозаветные, они указуют на таинства духовной церкви Божьих людей. Поэтому наставлял и современный Самарский пророк приходивших в секту: «В церковь ходить можно, но церковных молитв не повторять, а твердить молитву так: «Господи, Иисус Христос , Государь Сын Божий, помилуй, аминь» 28 . Таким образом похвальный лист православию уже значительно урезывается; за преданностью православной церкви стоит нечто другое, как высшее и лучшее. Далее, завеса поднимается выше: православные священники, эти «служители Бога Вышняго», награждаются уже другими эпитетами, это еретики, идолопоклонники, черные враны, кровожадные зверье, волки злые, безбожные иудеи и фарисеи, даже «сопатые ослы» 29 . «А что, видел попа нарядного? – спрашивал с иронией недавний хлыстовский пророк 80-х годов. Загробная участь этих «нарядных попов» такова. Видят летающие по поднебесью хлыстовские пророки священника в облачении, которого ведут два диавола. Обнаженные люди, его бывшие прихожане, бросают в него камнями. Священник спешит от них укрыться: пред ним огненный адский кладезь. Посему, наряду со священниками, и все православные – народ неверный, люди нечистые; у них

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Превысил меру мести, значит, ты не новый человек. И даже не ветхий, а допотопный Однако червь недоверия грызёт мою ветхую душу, и я, исполненный всяческих сомнений, спрашиваю, а не случалось ли кающемуся превысить меру мести? Ну, к примеру, коллега на работе подставил, а ты его за это постарался выжить из коллектива. Или, допустим, кто-то тебе сказал, что ты дурак, а ты ему в ответ не сказал всего лишь: «Сам дурак», но и ещё пару ласковых добавил. Действовал ли ты, исходя из принципа «Око за око» или «Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне»? Превысил меру мести, значит, ты не новый человек. И даже не ветхий, а допотопный, живущий по закону Ламеха. Тебе еще только предстоит познать закон Моисеев, иначе слова Нагорной проповеди пройдут мимо сердца. И мне хочется воскликнуть, что даже Ярослав Гашек знал Ветхий Завет, ибо, описывая пуговицы попавшего в армию редактора, сказал о них, что они были рыжие, как Исав. Ну почему же верующие во Христа не желают знать то, что знал чешский атеист? — Как же вы поймёте, что такое интегралы и логарифмы, не изучив арифметику? — спрашиваю я, вредный и докучливый ветхозаветный поп. — Берите пример с апостола Павла, он Ветхий Завет как минимум близко к тексту знал, неужели среди нас есть те, кто превзошёл апостола в духовной зрелости? И очень радуюсь, когда исповедник обещает пересмотреть свои взгляды на Священное Писание и начать читать его целиком. Тогда мы договариваемся, что всякий раз, когда человек встретит в библейском тексте нечто неудобовразумительное, то обязательно пометит и придёт за разъяснением ко мне или к любым другим священникам (да простят они меня!). Но случается и такое, что мои ветхозаветные призывы остаются безответными. Ведь достаточно читать Евангелие и святых отцов, а ещё лучше время от времени ездить к старцу в монастырь (и монастырь этот непременно должен быть в другой епархии, там старцы духоноснее), а уж он-то и так сообщит, в чём Божья воля заключается. В такие моменты лучше и не уточнять, о чтении каких святых отцов идёт речь, ведь это никогда не бывают Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. И уж точно не Симеон Новый Богослов. Всякий раз неуспех в пропаганде чтения всей Библии я отношу к своему косноязычию и греховности. Будь я праведен, вокруг спасались бы сотнями.

http://pravoslavie.ru/101370.html

Когда на горе Преображения явился фаворский Свет, апостолы увидели рядом с Христом Моисея и Илию, носителей высочайшего духовного опыта. Моисей, получив на горе Синай закон, созерцал там Бога в «неприступном», непереносимом для человеческих глаз и души Свете. И когда он спустился с горы, лицо его еще сияло отблесками этого Света. Но даже эти слабые отблески были невыносимы для окружающих, и пророку пришлось закрыть лицо покрывалом, чтобы люди могли с ним общаться. Фото Luke Richardson on Unsplash Что же пережил при этом сам Моисей? А пророк Илия во время вознесения? Это знают лишь немногие великие подвижники, сами пережившие нечто подобное. Для чего же тогда об этом рассуждать? Может, для того, чтобы лучше понять связь между православным подвижничеством и библейским откровением. И увидеть свой собственный путь. Читая Библию, Третью и Четвертую книги Царств, мы поражаемся необыкновенной ревности пророка Илии о славе Божией, его бесстрашию, его чудесам. Но пожалуй, больше всего — силе его молитвы, которой он мог запретить дождю падать на землю, и в Палестине три с половиной года не было дождя, а потом помолился — и дождь пошел. Молитвой он низвел с неба огонь. А ведь Илия был такой же человек, как и мы… У Чехова в повести «Дуэль» один персонаж говорит: «Вот вы говорите — у вас вера. Какая вера? А вот у меня есть дядька-поп, так тот так верит, что когда в засуху идет в поле дождя просить, то берет с собой дождевой зонтик и кожаное пальто, чтобы его на обратном пути дождик не промочил». Может, все дело именно в этом? И пример пророка Илии притягивает нас именно потому, что свидетельствует: да, это возможно! Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Новое © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024

http://foma.ru/ilija-pochemu-vethozavetn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010