53:9). « Братия! говорю по [ рассуждению ] человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет [ к нему ]» ( Братие, по человеку глаголю, обаче человеческаго предутвержденна завета никтоже отметает или приповелевает ) (ст. 15). Что значит — « говорю по [ рассуждению ] человеческому » ( по человеку глаголю )? Это значит — «я пользуюсь человеческими примерами». Так как он утвердил свое слово и Писанием, и чудесами, бывшими у них, и страданиями Христовыми, и примером патриарха, то, наконец, и обращается к всеобщему обычаю. Он имеет обыкновение постоянно употреблять подобный способ доказательства, как для того, чтобы смягчить свою речь, так и для того, чтобы сделать ее более удобоприемлемою и более понятною для самых неспособных. Так, беседуя с коринфянами, он говорит: « Кто, пася стадо, не ест молока от него? Кто , насаждая виноград, не ест плодов его? » (1 Кор. 9:7) И опять к евреям говорит: « завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив » ( завет бо в мертвых известен есть: понеже ничесоже может, егда жив есть завещаваяй ) (Евр. 9:17). И из многих других мест всякий может увериться, что он любит употреблять такой род доказательств. Да и сам Бог в ветхом завете часто говорит таким образом, как, например: « Забудет ли женщина грудное дитя свое? » ( еда забудет жена отроча свое? ) (Ис. 49:15). И опять: « Скажет ли изделие горшечнику: " что ты делаешь? " » (Ис. 29:16 и 45:9). А у Осии он уподобляет себя мужу, презираемому женою (Осии 1:2). И в образах ветхозаветных всякий может увидеть много заимствованного из человеческих примеров, когда, например пророк опоясывается и сходит в хижину горшечника (Иер. 18:2). Итак, что же значит приведенный (апостолом) пример? То, что вера была древнее, а закон явился после, имеет временное значение, и дан (закон) для того, чтобы приготовить путь для веры. Поэтому и говорит: « Братия! говорю по [ рассуждению ] человеческому » ( братие, по человеку глаголю ). Назвав их выше несмысленными, здесь называет их братьями; таким образом, вместе и бранит их, и утешает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

6. Якоже и инде глаголет: ты еси священник во век, по чину Мелхиседекову. «Как и в другом месте говорит: Ты священник во век, по чину Мелхиседекову». В приведенном выше свидетельстве Духа Божия: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя, раскрывается Божеское величие Иисуса Христа, как единородного Сына Божия, предвечно от Отца рожденного; так в словах: «Ты священник во век по чину Мелхиседекову», ясно раскрыт предвечный совет и определение Божие о том, чтобы единородный Сыне Божий, соделавшись человеком, принял на Себя звание новозаветного первосвященника. «Ты священник во век», или, Ты вечный священник. Иисусе Христос, единородный Сын Божий, от вечности предопределен был к этому званию: потому что Бог, по беспредельной Своей благости, от вечности предопределил послать в мир единородного Сына Своего, чтобы Он, пребывая на земле, совершил спасение рода человеческого. Это вечное всеблагое предопределение Бог открыл падшим прародителям, Адаму и Еве, в данном им обетовании, после их Падения ( Быт.3:15 ); потом это обетование повторялось избранным патриархам, Аврааму, Исааку и Иакову. Далее пророки, в разные времена ветхозаветной Церкви, многократно предсказывали обе обетованном Искупителе и раскрывали различные черты из земной Его жизни и первосвященнического служений спасению рода человеческого. И все Ветхозаветные праведники только чрез веру в обетованного Искупители надеялись получить спасение ( Евр.11:13,39–40 ); «По чину Мелхиседекову». Будешь вечным священником подобно тому, как изображен в Писании Мелхиседек, который был образом вечного Твоего священства. Чтобы образ более имел сходства с своим первообразом, Мелхиседек, как говорит Апостол, изображается в книге Бытия так: «без отца, без матери, без родословия, как не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда ( Евр.7:3 ). «Итак, братия, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего»; будем непоколебимо веровать в Него, крепко уповать на Него, и любить Его всеми силами; «ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха». Он, единородный Сын Божий, Спаситель мира, от вечности истинный Бог, для нашего спасения сделался истинным человеком, приняв в нераздельное единение с Своим Божеским Лицем наше человеческое естество со всеми его немощами, кроме греха, чтобы, пребывая на земле, совершить примирение рода человеческого с Богом. Он самого Себя предал на смерть в умилостивительную жертву за грехи людей, и, однажды совершив это великое жертвоприношение, соделался вечным ходатаем Бога и человеков ( Евр.7:27–28 ; 1Ин.2:1 ; 1Тим.2:5 ). Все это совершилось по вечному определению всеблагого Отца небесного. Сам Господь Спаситель говорит: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

70. К чему относится запреть 3-й Заповеди – не произноси имени Господа Бога твоего напрасно? Произнесете без благоговения святого имени Божия, всякия упоминания о Боге при пустячных высказываниях или в нечестивых разговорах, – есть греховное употребление напрасно имени Господа. 71. Что еще следует отнести к нарушению 3-й Заповеди? Упоминание о Боге вперемежку со злобными или ругательными выражениями. Божба , когда человек ссылается на свидетельство Бога для подтверждения незначительных вещей. Ложная клятва , т.е. произнесете имени Божия для подтверждения того, чего не было или отрицания того, что было или для подтверждения своего обязательства при намерении его не исполнить. Этой заповедью также предусматривается нарушение обета, данного Богу. 72. Указаны ли в Слове Божьем случаи, когда Бог произносил клятву или требовал клятвы от людей? Определяя патриарху Аврааму за его веру особую судьбу его потомству, Господь сказал: «Мною клянусь» ( Быm. XXII, 16 ). »...клятву, которою клялся Он Аврааму» ( Лк. 1,73 ). " Господа Бога твоего бойся и Ему (одному) служи (и к Нему прилепись) и Его именем клянись« ( Bmop. VI, 13 ). «Мною клянусь: ... Мною будет клясться всякий язык» ( Uc. XLV, 23 ). 73. Есть ли в Слове Божием запрещение произносить клятву? «А Я говорю вам: не клянись вовсе; ни небом, потому что оно Престола Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его ...» ( Mф. V, 34, 35 ). 74. Произносили ли клятву после Христа Его св. апостолы, клялись ли ангелы так, как до Христа клялся Сам Бог? »Посему и Бог , желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» ( Ebp. VI, 17 ). Ангел " клялся Живущим во веки веков» ( Откр. Х, 6 ). Апостол Павел не раз говорил: «Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа» ( Филип. 1, 8 ). Это показывает, что клятва употреблялась после Христа и апостолы упоминали в своих посланиях ссылки на случаи клятвы в ветхозаветное время. 75. По какому поводу Иисус Христос запретил клятву?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

(7) И все люди в мире уверуют [в него] (8) и принесут ему жертвы и дары, говоря: «Воистину, он Господь, и по наружности его нет ему подобного». (9) И большую часть тех, которые соединились для встречи Возлюбленного, он увлечет тогда за собой. (10) Могущество его чудес будет явлено в каждом селении и каждом месте; (11) и он воздвигнет своё изображение пред лицом всех живущих (12) и будет господствовать три года, шесть месяцев и двадцать шесть дней . (13) И немалое число верных и святых увидят в нём Того, на Кого они надеялись, Кто был распят, – Господа Иисуса Христа, – после того, как я, Исайя, видел тех, которые были немногочисленны; [ибо] в эти дни останутся верные, которые убегут в пустыни, ожидая пришествия Возлюбленного, (14) Но после [тысячи] трехсот тридцати двух дней спустится с седьмого неба Господь с ангелами и воинствами святых, со славой седьмого неба, и повергнет Велиара в геенну вместе с его воинствами. (15) И Он даст отдохновение тем, которых найдёт в теле, сохранивших чистоту в этом мире, [когда даже солнце покроется позором], (16) так как оно исполняло волю проклятого Велиара и его царей. Тогда все святые соберутся к Господу в тех же одеждах , которые будут иметь на седьмом небе; и Господь признает тех, которые будут в одеждах святых, и тех, которые будут найдены бодрствующими в этом мире. (17) И после сего они [также] облекутся в одежды [святые] и вознесутся ввысь, в своих телах, покинув этот мир . И тогда гневный глас Возлюбленного ниспровергнет это небо и эту землю, горы и холмы, деревья и пустыни, созвездие северное, и солнце, и луну, и все, в чём показал себя Велиар в этом мире. (18) Все люди воскреснут и будут судимы в эти дни. На злых [людей] Возлюбленный пошлёт огонь пожирающий, и Он истребит их так, как будто их и не было. ДОПОЛНЕНИЕ «ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА» Греческие термины σχατοι καιρο («последние времена»), εσχταις μεραις («последние дни»), συντλεια το αινος («кончина века») являются дубликатами ветхозаветных понятий , («конец дней», «последнее время»). Выражение «в конце дней» встречается уже в Книге Бытия, но ещё без всякой эсхатологии. Патриарх Иаков, возвещая своим сыновьям, что будет с ними «в конце дней» (РСП: «грядущие дни» – Быт 49:1), имеет в виду всего лишь время их жизни. Пророк Валаам также разумеет близкое будущее, когда говорит о том, что израильтяне сделают с мадианитянами «в конце дней» (РСП: «в последствие времени» – Чис 24:14). Но уже у перво-Исаии «последние дни» (2:2) означают конец некоего исторического периода, когда, после долголетнего господства иноземцев, Израиль получит мировую гегемонию и все народы будут служить Богу Израилеву. Этот же момент имеет в виду пророк Осия, предсказывая восстановление царства Израилева «в последние дни» (3:5).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

81 …святой потир… – употребляемая в Евхаристии чаша, из которой верные причащаются св. Тайн – тела и крови Христовых. 82 Голгофа – скала неподалеку от древнего Иерусалима (ныне находится в пределах города), на которой был распят Христос; до этого служила обычным местом казни преступников; в настоящее время на этом месте находится Храм гроба Господня. 83 …подобно как Авраам… – Авраам – ветхозаветный патриарх, родоначальник еврейского народа, первым осознавший грех идолопоклонства и постигший единого Бога; по преданию, был готов, согласно Божиему повелению, не колеблясь принести в жертву Богу своего сына Исаака, но остановлен ангелом (см.: Бытие, 22, 2–19). 84 …на которых возложены важнейшие обязанности… – Параллель к мыслям Гоголя о высшем предназначении государственной, в частности монархической, власти, которые он не раз высказывает в «Выбранных местах из переписки с друзьями». 85 …как блудного сына… – См, евангельскую притчу о блудном сыне, которого отец принял с особенной радостью и ликованием, объясняя обиженному старшему сыну: «…Ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лука, 15, 31–32). 86 …как мытаря, меня оправдай… – Имеется в виду евангельская притча о мытаре и фарисее, смысл которой в том, что «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий возвысится» (Лука, 18, 14); мытарь – сборщик податей и пошлин, в раннехристианской Палестине считался воплощением всяческих притеснений, неправедного богатства, язычества и вообще греха; впрочем, и среди мытарей встречались сторонники Христа, а один – Матфей – даже стал апостолом. 87 …хлебным знаком облатки… – Облатки, или гостии (с лат. – жертвы), – пресные лепешки с изображением агнца и креста, употребляемые для причастия в католической и лютеранской церквах подобно православной просфоре. 88 …тех клещей, которыми огненный серафим прикоснулся устам пророка Исаии… – См.: «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Исаия, 6, 6–7). Ср. стихотворение Пушкина «Пророк»: «…и угль, пылающий огнем…».

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-bozhest...

8.6. Преходящее значение закона Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Итак, закон должен был приготовить людей к пришествию Христа. «Как видящий тень верно заключает, что есть тело, дающее сию тень, и по очертаниям тени делает заключение о виде самого тела, возгревая всем этим желание увидеть самое тело; ветхозаветные постановления так были начертаны, что указывали на будущее, предъизображали его, сколько можно, и возбуждали желание поскорее увидеть событие, изображенное ими. Питать это желание и чаяние было главною целью всех постановлений» c. 133 – 134]. Эта устремленность к Евангелию проступает повсеместно. Девять заповедей говорят о делах, десятая – о пожеланиях. Четыре главные жертвы кровавые, пятая – бескровная, и так во всем. «Та часть закона, которая учила нас жизни и поведению не была неясна, – иначе он был бы дан напрасно, – а только те части его были прикровенны, из которых мы могли узнать, что закон через Христа упраздняется. Подлинно, и это было делом премудрости Божией – ввести закон, говорящий о себе самом, что Христос, пришедши, упразднит его, и что во Христе он прекратится» т. 6, кн. 2, c. 464]. Следовательно, после пришествия Христова необходимость в законе отпадает. «Потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:4). Этому есть и еще одна причина. «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника» (Гал. 3:19). Обратим внимание на последнее обстоятельство. Посредник требуется для того чтобы примирить несовпадающие интересы сторон. «Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь» (Мк. 10:5). При рассмотрении закона мы видели, что закон ограничивает возможность мести, но не отменяет ее, регулирует отношения с рабами, но не отменяет рабства, дает правила относительно развода, но не запрещает прогонять жену. В этом ясно проявляется соотнесенность закона (при всей его высоте) с состоянием падшего человека, некоторое снисхождение к его немощи. Поэтому он не является совершенным выражением правды Божией. Подтверждение этому мы снова находим в Писании: «И попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы», по-славянски – «И Аз дах им заповеди не добры, и оправдания, в нихже не будут живи» (Иез. 20:25). Все это значит, что Христом должен был быть дан новый, совершенный закон. И он был дан: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/431027/

Biblia на древнегреческом означает «книги». Библия состоит из 77 книг: 50 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Несмотря на то, что ее записывали на протяжении нескольких тысячелетий десятки святых людей на разных языках, она имеет полную композиционную завершенность и внутреннее логическое единство. Оно начинается с книги Бытия, где описывается начало нашего мира – его сотворение Богом и создание первых людей – Адама и Евы, их грехопадение, распространение человеческого рода и все большее укоренение греха и заблуждений среди людей. Описывается, как нашелся один праведник – Авраам, который поверил Богу, и Бог заключил с ним завет, то есть договор (см: Быт. 17: 7–8). При этом Бог дает два обещания: одно – что потомки Авраама получат землю Ханаанскую и второе, имеющее значение для всего человечества: «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12: 3). Так Бог создает от патриарха Авраама особый народ и, когда тот оказывается в плену у египтян, через пророка Моисея освобождает потомков Авраама, дает им землю Ханаанскую, чем исполняет первое обещание, и заключает завет уже со всем народом (см.: Втор. 29: 2–15). В других ветхозаветных книгах приводятся подробные указания, связанные с соблюдением этого завета, даются советы о том, как строить свою жизнь, чтобы не нарушать волю Божию, а также рассказывается о том, как избранный Богом народ соблюдал либо нарушал этот завет. При этом Бог призывал в народе пророков, через которых возвещал Свою волю и давал новые обетования, в том числе о том, что «вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет » (Иер. 31: 31). И что этот новый завет будет вечным и открытым для всех народов (см.: Ис. 55: 3, 5). И когда родился от Девы истинный Бог и истинный Человек Иисус Христос, то в прощальную ночь, перед тем как идти на страдания и смерть, Он, сидя с учениками, «взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 27–28). А после Своего воскресения, как мы помним, Он послал апостолов на проповедь всем народам, и тем самым исполнилось второе обещание Бога Аврааму, а также пророчество Исаии. А затем Господь Иисус восшел на небо и сел одесную Отца Своего, и так исполнилось слово пророка Давида: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс. 109: 1).

http://pravoslavie.ru/30169.html

II. В чем же будет состоять это чинопоследование? Чин, бываемый при основании церкви и водружении креста, состоит в каждении окрест оснований дома Господня, – в освящении воды, которою молитвенно окропляются и освящаются все стороны основания храма Божия, – в освящении елея, который изливается потом на полагаемый в основание храма камень, – в водружении креста на том месте, где имеет быть св. престол, – и в положении в уготованном месте самого камня (с возлиянием на него елея), как основания храма. Крестовидное каждение вокруг основания храма (всех рвов, мест, веществ, назначенных для строения святого дома Господня) знаменует, что Дух Святый нисходит на то место, где имеет быть приносима Бескровная Жертва, Бог благодатию Своею осеняет строителей, укрепляет их силы, дабы они могли совершить предстоящее им святое дело. Крест Христов на месте имеющего быть св. престола водружается в знак того, что Церковь Христова сама основана на кресте Господа нашего Иисуса Христа, на силе крестных заслуг Его, – что для вещественных зданий нет другого столь твердого основания, как знамение Распятого на кресте Основателя Церкви, – и что на святом престоле имеет быть приносима та же жертва, что и на голгофском кресте. Камень, с изображенным или иссеченным на нем крестом, полагается в основание храма во свидетельство того, что твердый, незыблемый краеугольный камень Церкви Христовой есть Сам Господь Иисус Христос ( Еф.2:20 ), и в воспоминание, подражание великому ветхозаветному патриарху Иакову, возлившему некогда в жертву Богу елей на камень, служивший ему изголовьем во время сна (по пути в Харран), на месте явления ему Господа. Тогда праотец Иаков, пробудившись от сна, исполненный ужаса от видения величия и славы Божией, воскликнул: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!.. Это не иное что, как дам Божий, это врата небесные»; а потом, взяв камень и возлив на верх его елей, поставил его памятником и дал обет устроить тут жертвенник Богу, услышавшему его во дни скорби, говоря: «Этот камень, который я поставил памятником, будет (у меня) домом Божиим» ( Быт. 28:16–22; 35:5 ). То же самое, можно сказать, будет происходить и на месте будущего храма Божия. Служитель алтаря Господня, окропив камень священною водою с такими словами: «Благословляется камень сей окроплением священныя воды сия в непоколебимое основание храма, созидаемаго во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», положит его в приготовленное для того место, говоря: «Основывается церковь сия в славу великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (в честь и память...) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

II. Велика радость, возвещаемая ангелом Господним; велика радость, к которой ныне Церковь Христова призывает всех чад своих. а) Эта радость велика и неизобразима по своему предмету. Родися днесь Спас. Кто этот Спаситель? Христос Господь, отвечает вестник небесный. Родился для спасения человеков единородный Сын Божий, истинный Бог , Господь неба и земли. Еще пророк Исаия, просвещенный Духом Святым, Божественное величие обетованного Спасителя изображает так: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник; Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» ( Ис.9:6 ). Бог явился на земле для спасения погибавших человеков; Бог воспринял наше человеческое естество, чтобы в нем соделать наше спасение. Кто постигнет сию тайну беспредельной благости Божией! Кто может достойно раскрыть величие милости Божией, явленной в вочеловечении Сына Божия для спасения рода человеческого! Чем могли заслужить люди грешники такую беспредельную милость Божию, что Сам единородный Сын Божий, истинный Бог, благоволил родиться на земле для спасения людей! Люди ничем не могли заслужить эту милость. Это дело беспредельной благости Божией. Еще пророк Исаия, сказав: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам», и проч., присовокупил объяснение, как это может совершиться, говоря: «Ревность Господа Саваофа соделает это» ( Ис.9:7 ). Это то же значит, что сказать: «Любовь Господа Бога, не хотящая смерти грешников, сделает то, что Сын Божий родится на земле». И Сам Спаситель объяснил эту тайну, сказав:«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, по имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). б) Эта радость велика и неисчерпаема, по благотворным последствиям великого события, о котором ныне радуемся. Сын Божий воспринял естество человеческое и родился в Вифлееме – для чего? Для спасения людей. Для какого спасения? Не для спасения от какой-нибудь телесной язвы или болезни, не для спасения от какой-нибудь обыкновенной беды или несчастия, не для спасения от внешнего врага или рабства (как думали современные Иисусу Христу иудеи), но для спасения от греха, проклятия и вечной смерти, или вечного осуждения за грех . И для спасения кого родился Христос? Не для спасения одних иудеев, не для одних ветхозаветных патриархов, пророков или избранных праведников, но для спасения всех людей. Апостол учит: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» ( Рим.5:18 ). Иисус Христос родился на земле, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Поэтому радость о Рождестве Христовом есть всемирная радость о спасении от греха и вечного осуждения за грех , есть радость о вечной жизни, которую Иисус Христос дарует всем верующим в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

XI. О почитании святых Ангелов Пример библейских святых мужей поучает нас воздавать Ангелам Божиим честь и поклонение, призывая их в молитвах наших, как стоящих у престола Божия и всегда видящих лицо Господне, как небесных за нас ходатаев. Вот, например, ангелы избавили Лота и его семейство от сожжения ( Быт.19 гл.); Ангел же ободрил Гедеона на избавление евреев от мадианитян ( Суд.6 гл.), Ангел подкрепил пророка Илию хлебом и водой. Что Ангелы помогают людям и в душевном спасении, и в делах житейских, об этом свидетельствуют: ветхозаветный патриарх Иаков, когда говорит: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (т.е. детей Иосифа; Быт.48:16 ). Царь Давид воспевал: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» ( Пс.33:8 ), «Ангелам Своим заповедает о тебе – сохранять тебя на всех путях твоих» ( Пс.90:11–12 ), а апостол Павел называет Ангелов «служебными духами, посылаемыми на служение для тех, которые имеют наследовать спасение», т.е. помощниками в деле спасения людей ( Евр.1:14 ). Даже такие величайшие события, как благовещение Деве Марии ( Лк.1:26–35 ) и первое благовестие о воскресении Господа Христа ( Мф.28:1–8 ), совершено было Ангелами; а по свидетельству первомученика Стефана и апостола Павла даже закон на Синае преподан был евреям чрез Ангелов ( Деян.7:53 ; Гал.3:19 ; Евр.2:2 ). Ходатайство Ангелов за людей видно и из 12 гл. Книги Товита, где Ангел сказал (Товиту): «когда молился ты и невестка твоя Сарра, возносил я память молитвы вашей пред святого» (ст.12). Ещё яснее о ходатайстве Ангелов за людей пред Богом говорится в Книге прор. Захарии: «И отвечал Ангел господень, и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу... изрёк Господь слова благие, слова утешительные» ( Зах.1:12–13 ). Не ясно ли отсюда, что Ангел молился за людей и Господь не только слышит и приемлет это ходатайство, но и исполняет по сему ходатайству, изрекает ходатаю «слова утешительные».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010