Лит.: Eissfeldt O. Jahwe Zebaoth//Miscellania Academica Berolinensia. B., 1950. Bd. 2. H. 2. S. 128-150; Fallon F. T. The Enthronement of Sabaoth: Jewish Elements in Gnostic Creation Myths. Leiden, 1978. (NHS; 10); Johnson S. E. Sabaoth/Sabazios: A Curiosity in Ancient Religion//Lexington Theol. Quarterly. 1978. Vol. 13. P. 97-103; Cazelles H. Sabaot//Dictionnaire de la Bible. Suppl. P., 1985. Vol. 10. Col. 1123-1127; Zobel H. -J.    //ThWAT. 1989. Bd. 6. Sp. 876-892; Seow C. L. Hosts, Lord of//ABD. CD-ROM-Version. А. А. Ткаченко Иконография Господь Саваоф. Роспись Архангельского собора в Московском Кремле. 1564 - 1565 гг. Господь Саваоф. Роспись Архангельского собора в Московском Кремле. 1564 - 1565 гг. В визант. искусстве с именем Г. С. не связывается к.-л. иконография. Изображения, сопровождающиеся надписью: «Господь Саваоф», появились в рус. искусстве в XVI в. В основе иконографии лежит образ Иисуса Христа Ветхого денми : Господь, благословляющий обеими руками, или со свитком, с державой, реже с книгой в руке, в белых одеждах, складки хитона обычно написаны розовой краской, а гиматий - зеленой, волосы лежат по плечам, нимб звездчатый, в виде 2 пересекающихся ромбов синего и красного цветов (подобные нимбы, встречающиеся в изображении Ангела-Софии (напр., фигурки, сопровождающие евангелистов в росписи ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода (80-е гг. XIV в., разрушена), на тверских царских вратах (XIV в., ГТГ), называют «софийные»). Один из первых примеров такой иконографии представлен на иконе «Страшный Суд» (XVI в., ГТГ): Г. С. изображен неск. раз в каждой из 4 композиций иконы. На 1-м клейме «И почи Бог в день седьмый» - спящий на ложе, с распятием в руках и в короне (композиция «Престол благодати»), с сосудом в руках (композиция «Отослание Христа в мир»); на 2-м клейме «Единородный Сыне» - поясное изображение в медальоне; на 3-м клейме «Во гробе плотски» - Г. С. со свитком в руках восседает на престоле рядом с воскресшим Христом, сидящим одесную, между Ними Св.

http://pravenc.ru/text/166347.html

95–97 ст. Последствием чуда было то, что Навуходоносор исповедал Бога еврейского истинным Богом, поклонился Ему и прославил Его. Исповедав Бога еврейского Единым Истинным Богом, творящим чудеса, Навуходоносор под угрозой смертной казни запретил и своим подданным хулить имя Божие. 98–100 ст. Здесь начинается изложение указа Навуходоносора, данного им по случаю выздоровления своего оттяжкой 7-летней болезни. Глава 7-ая. Видение четырех зверей, обозначавших четыре царства, преемственно следовавших одно за другим . 1 ст. Здесь указывается 1) время бывшего пророку откровения, а именно – первый год Валтасара, царя вавилонского, и 2) форма этого откровения – ночное видение. 2–14 ст. Идет изложение содержания бывшего пророку сновидения. Он видел великое волнующееся море, из которого вышли один за другим, непохожие друг на друга, четыре зверя. Первый зверь – подобный львице, с крыльями, похожими на орлиные. Второй зверь – подобен медведице, у которой во рту среди зубов было три клыка и которой было сказано: «встань, ешь много мяса». Третий зверь – подобен барсу с четырьмя головами и столькими же птичьими крыльями. Четвертый зверь – весьма сильный и ужасный, с большими железными зубами, и десятью рогами; Всматриваясь в рога этого зверя, пророк увидел новый небольшой рог, который появился среди 10-ти бывших прежде и пред ним три рога прежних вырваны; у этого рога были как бы глаза человека и уста, говорившие высокомерно. На этих зверей пророк смотрел до тех пор, пока сел на огненном престоле Вечный (Ветхий денми), Которому предстояли и служили тьмы тем ангелов и пред Которым текла огненная река. Когда судьи сели, и книги раскрылись, тогда пророк увидел, что за надменные слова, которые произносил тот рог, четвертый зверь был убит и тело его предано сожжению; другие звери тоже были лишены власти, хотя самая жизнь их сохранена до времени. После этого пророк видел, как на облаках небесных явился как бы Сын Человеческий, который дошел до Вечного и получил царскую власть над всеми народами навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

е. между светом и мраком не только физическим, но и нравственным). Нарушить этот порядок не может ни ангел, ни иная какая-либо сила (41 гл.). Далее рассказ о виденных Енохом тайнах прерывается речью о мудрости и неправде. – Мудрость пришла на землю, чтобы жить с сынами человеческими, но не нашла здесь места, так что должна была навсегда возвратиться на небеса; пришла же неправда и была принята людьми как дождь в пустыне и как роса в земле жаждущей (42 гл.). После описанных видений Енох опять рассматривал молнии и звезды и наблюдал их строгую закономерность; при этом сопутствовавший ангел объяснил патриарху, что виденные им звезды суть имена праведников, живущих на земле. В то же время Енох видел, как молнии рождаются от звезд, т. е. рассматривал падающие звезды и следы, оставляемые ими в пространстве (43–44 гл.). Вторая притча (45–57 гл.), подобно первой, имеет особое введение, где в общих чертах изображаются последствия мессианского суда для праведников и грешников. – Когда придет Избранный, говорится здесь, тогда праведники возрадуются, ибо они будут жить с Избранным; в то время небо преобразится и земля будет приготовлена для блаженства: на ней будут жить избранные, так что грех исчезнет с нее навсегда; для грешников же предстоит грозный суд и конечная гибель (45 гл.). За этим введением следует самая притча. Совершая небесное путешествие, патриарх видел Единого, имевшего главу дней (Ветхого денми), а рядом с Ним другого, похожего на человека, но величественного как ангел. Сопровождавший Еноха ангел объяснил ему, что шедший с Главою дней есть Сын Человеческий, источник правды и мудрости. Он изгонит царей и владык с их престолов, после чего мрак и слезы будут их ложем: и это постигнет их за то, что они восстают против Всевышнего, совершая неправду и поклоняясь идолам. Не то будет с праведниками: они совокупным гласом будут благодарить и прославлять Господа духов за то, что молитва их услышана и суд над грешниками совершился. В эти же дни Енох видел Главу дней, как судию, который сидел на престоле, окруженный ангелами, и пред которым были раскрыты «книги живых».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Не тотчас по падении человека совершилась велия благочестия тайна. Много тысячелетий протекло прежде, нежели Бог явился во плоти. За это время тайна сия многократно и многообразно была предвозвещаема и предобразуема в мире, чтобы мир познал ее и прежде исполнения возлюбил ее. Нужно было открыть человеку, что Бог не далеко от каждого из нас, что между Богом и человеком есть родство ( Деян.17:2729 ). Вот почему Сам Бог на всём протяжении ветхозаветного времени постепенно все более и более приближал Себя к человеку и человеческому образу, пока наконец не вочеловечился. Приготовлял к этому великому событию и людей различными путями, пролагал среди них путь к принятию тайны всечеловеческого спасения, тайны явления Бога во плоти. Уже первые люди слышали голос Господа Бога, ходящаго в раю ( Быт.3:8 ). Бог беседовал с человеком лицом к лицу, значит, беседовал более или менее человекообразно, сообразно нашему духовно-телесному устройству, так, чтобы человек мог постигать особое приближение к себе Божества и беседу Его. Аврааму Господь является в виде трех человекообразных странников. Ему же на горе Мориа при жертвоприношении Исаака второе лицо Триединого Бога, Сын Божий, является в виде Ангела. Просветленный Богом Авраам постигает здесь тайну воплощения и искупления настолько, что Сам Иисус Христос сказал об этом так: он видел день Мой и возрадовался ( Ин.8:56 ). В виде борца человека является Господь патриарху Иакову, которому незадолго пред этим в видении лествицы было указано, как вообще близок Бог к человеку и к нему в частности. В видениях пророку Исаии Сын Божий является в образе Господа, седящего на престоле высоце и превознесенне ( Ис.6:6 ). Пророку Иезекиилю – в подобии человека, восседающего и шествующего на престоле, носимом по небу четырьмя таинственными животными ( Иез.1:26 ). Наконец, пророку Даниилу является в виде Сына человеческого, грядущего на облацех небесных к престолу ветхого денми, вечного Бога Отца ( Дан.7:13 ). Все это, разумеется, подготовляло людей к приятию Бога во плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Изображения Ветхого денми встречаются также в поствизантийском искусстве: Неясно, с какого времени образ " Ветхий денми " связывается с Богом Отцом (Х. Герштингер предполагает сев. влияние ). Один из ранних примеров такого понимания - композиция " Отечество " , вписанная в инициал Θ ( Θες) в рукописи Евангельских чтений из монастыря Дионисиат на Афоне . Такой же смысл в изображении Ветхого денми на русской иконе " Благовещение Устюжское " , нач. XII века (ГТГ), где Ветхий денми во славе, сидящий на херувимах, изображен в небесном сегменте, а от Его благословляющей десницы исходит луч в сторону Богородицы. Рядом с Ветхим денми надпись: " ИС ХС Трьсвяты Ветъх Д[...]неми " . Аналогичная сцена Благовещения в росписи церкви Асину (Панагии Форвиотиссы) в Никитари (Кипр), XIV век. На фреске церкви Панагии тон Халкеон в Фессалонике, 1028 год, где Ветхий денми представлен в композиции " Крещение Господне " , в его руке свиток с текстом: " Сей есть сын мой возлюбленный " ( Мф 3, 17 ). В церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), 1294-1295 годы, Ветхий денми изображен в медальоне, но без крещатого нимба и без монограммы. К примерам отождествления Ветхого денми с Богом Отцом можно отнести росписи церквей: Успения Богородицы в Грачанице, 1320 год, - Ветхий денми в медальоне в сцене Крещения; св. Петра в Биело-Поле (Черногория), 1319-1320 годы,- Ветхий денми на престоле во славе в сцене Вознесения; Богоматери монастыря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355-1360 годы, - в дьяконнике " Св. Троица " (новозаветная) - на престолах в ряд изображены Ветхий денми, Эммануил и Св. Дух в виде голубя. В " Ерминии " Дионисия Фурноаграфиота, начало XVIII века, образу Ветхого денми посвящена отдельная статья " Блаженный Отец - Ветхий Деньми " (ст. 449). В русском искусстве XVI века под влиянием иконографии Софии Премудрости Божией Ветхий денми вместо крещатого нимба стал изображаться со звездчатым нимбом в виде пересекающихся синего и красного ромбов, что привело к формированию нового иконографического типа - Господа Саваофа, запрещенного Большим Московским Собором (1666-1667).

http://drevo-info.ru/articles/13843.html

Следующей по времени является миниатюра из Книги Иова  - Ветхий денми представлен с крещатым нимбом, его фигура окружена ореолом, внутри которого девять ангелов; на миниатюре в Книге Иова из Ватопедского монастыря  - с монограммой ИС ХС. В рукописи Евангелия середины XI века  Ветхий денми изображен дважды: с надписью " παλαις τν μερν " (ветхий днями) перед текстом Евангелия от Матфея в медальоне, сидящим на троне, здесь же - два медальона с серафимами, в центре - евангелист Матфей, в медальонах внизу - праотцы Авраам и Исаак; перед текстом Евангелия от Иоанна - между сидящими на тронах Христом Пантократором и Христом-Эммануилом, Ветхий денми - с крещатым нимбом, пропорции его фигуры крупнее двух других. В композиции " Страшный Суд " в Джанавар-килисе в Соганлы (Каппадокия), XIII (датировка Н. Тьери) или XV-XVI веков (датировка Ж. Лафонтен-Дозонь), Ветхий денми следует понимать как образ Христа Второго пришествия, поскольку Его поясная фигура в медальоне является центром композиции. Также в сцене Страшного Суда Ветхий денми изображен на фреске церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, 1313 года. Тема Второго пришествия выражена и в росписи второй половины XII века в церкви св. Николая Каснициса в Кастории, где Ветхий денми представлен в Деисусе. Ветхий денми. Роспись церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199 год Тема воплощения и Второго пришествия раскрывается также через сопоставление в росписях византийских храмов XI-XIV веков образов Христа Ветхого денми, Эммануила и Пантократора:  Ветхий денми. Роспись церкви Богоматери Перивлепты в Охриде. 1294 -1295 годы Полуфигура Ветхого денми встречается в росписях апсид двух церквей XIII века на острове Эвбея. В крипте Сан-Бьяджо близ Сан-Вито-деи-Норманни (Италия), до 1300 года, вместе с Ветхим денми изображены пророки Даниил и Изекииль; первый держит свиток с текстом ( Дан 7, 2 , 9), надпись в книге Христа - " Аз есмь лоза истинная и Отец мой делатель " ( Ин 15, 1 ). Примеры различных расположений образа Ветхого денми в храмовой росписи:

http://drevo-info.ru/articles/13843.html

Со 2-й пол. XI в. получает распространение сопоставление образов И. Х. Ветхого денми, Еммануила, Пантократора и Священника. В рукописи Евангелия XI в. (Paris. gr. 74. Fol. 167r) на заставке к Евангелию от Иоанна в центре квадрата с ковровым орнаментом находится медальон с пишущим евангелистом Иоанном, ниже в 3 медальонах - сидящие на престолах И. Х. Пантократор, Ветхий денми и Еммануил. Такой же состав изображений в куполах ц. Богоматери Елеусы в Велюсе, Македония (1085-1093). В Лекционарии из мон-ря Дионисиат (Ath. Dionys. 587. Fol. 3v, 80-е гг. XI в.) в инициале в начале Евангелия от Иоанна представлен Ветхий денми на престоле с Еммануилом на коленях. В рукописи НЗ (Vindob. Suppl. gr. 52. Fol. 1v, XII в.) в заставке изображена Св. Троица - Ветхий денми на престоле, Еммануил на коленях, Св. Дух в виде голубя в медальоне. В Мюнхенской серб. Псалтири (Monac. slav. 4. Fol. 97 v, XIV в.) - медальон с полуфигурой Ветхого денми и Еммануилом перед грудью, вокруг медальона - символы евангелистов. В 4 куполах ц. вмч. Пантелеимона в Нерези, Македония (1164), представлены И. Х. Пантократор, Ветхий денми, Еммануил и Священник. В ц. св. Стефана в Кастории (сер. XII в.) Ветхий денми, Пантократор и Еммануил в медальонах расположены на своде с востока на запад. В ц. св. Бессребреников в Кастории (кон. XII в.) аналогичные медальоны помещены в восточной части свода: И. Х. Еммануил с надписью представлен в алтарной арке над Богородицей, еще одно изображение в рост находится в нише жертвенника. И. Х. Еммануил изображен оглавно в медальоне на щеке арки над апсидой ц. Спаса Преображения на Нередице (1199), над ним в алтарном своде в медальоне поясное изображение И. Х. Ветхого денми. Еммануил с архангелами. Икона. Кон. XII в. (ГТГ) Еммануил с архангелами. Икона. Кон. XII в. (ГТГ) Изображения И. Х. Еммануила включаются в иконографические программы, призванные указать на Воплощение, Евхаристическую Жертву или вневременную вечную славу Сына Божия. В сцене «Благовещение» Он представлен: в арм. рукописи - Venez. Mechit. 888/159, рубеж XI и XII вв.; в сборнике 1286 г.- Матен. 979. Л. 293а; в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192), на вост. арке над алтарем между арх. Гавриилом и Богоматерью; в соборе в Монреале, Сицилия, над центральной апсидой. Вместе с Ветхим денми И. Х. Еммануил изображен на своде ц. св. Стефана в Кастории, XII в.; в наружных росписях апсид в румын. церквах XVI в. монастырей Воронец и Сучевица. C пророками - в мозаиках собора Сан-Марко в Венеции: в куполе (ок. 1200) и в сев. нефе (1220-1230); в апсиде капеллы Сан-Дзено (1-я пол. XIII в.).

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

Итак, все эти Богоявления и пророческие видения Божества являются откровениями будущего, то есть понимаются Церковью в контексте христологическом, и наименование Ветхий денми относится не к Отцу, а именно ко Христу. И нет ни одного богослужебного текста, который относил бы пророческие видения или наименования Ветхий денми к Богу Отцу. Поводом к использованию пророчества Даниила для изображения Бога Отца служит образное содержание этого пророчества — видение двух различных фигур с соответствующими двумя наименованиями: Сын Человеческий и Ветхий денми: «Я се на облацех небесных яко Сын человеч идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде» (Дан. 8, 13). Неясность создает взаимоотношение этих двух фигур, которые мыслятся как два разных лица. Поскольку Сын Человеческий — Христос, то Сидящий на престоле, до Которого Он доходит, то есть Ветхий денми, мыслится как Бог Отец. Обратимся и здесь к святоотеческим толкованиям и к службе пророку. «Что значит достиже Ветхого денми, — спрашивает св. Кирилл Александрийский, — пространственно ли? Это было бы невежество, потому что Божество не в пространстве, а все исполняет. Что же значит достиже Ветхого денми? Это значит, что Сын достиг славы Отца» . Как мы уже говорили, Ветхий Завет не знает непосредственного Богооткровения и все видения Божества пророками суть видения не природы Божественной и не Ипостасей (Лиц), а славы Божества. Даже конкретный образ видения Исаии («Царя Господа Саваофа видех очима моима» 5]) толкуется Самим Христом как видение славы: «Сие рече Исаия, егда виде славу Его» (Ин. 12, 41). Поэтому Собор разъясняет, что надписание имени «Саваоф», которое обычно сопровождает образ Бога Отца, будь то в отдельных Его изображениях или в троичных иконах, — неправильно: наименование Саваоф, «Иже есть Божество», означает не Отец, а Господь сил и относится ко всей Троице, то есть в видении Исаии к славе Божества, общей трем Лицам — Отцу, Сыну и Святому Духу, явленной Тем, кто намеревался стать Человеком. Итак, «Сын достиг славы Отца», по слову св. Кирилла, значит, что Сын в воспринятом Им человечестве достиг славы Отца, от которой, по Божеству Своему, не отлучался, и видение Даниила представляет собою провидение двух состояний одного и Того же Христа: униженного в воплощении (Сын Человеческий) и в славе Его Божества, как Судии Второго Пришествия (Ветхий денми). Именно так Православная Церковь и понимает это видение двух лиц: «Мысленно научашеся Даниил, Человеколюбче, Твоим тайнам; на облаце бо яко Сына Тя человеча грядуща, языков всех яко Судию и Царя, зряще ума чистотою» (Служба 17 декабря, память Даниила и Трех Отроков, канон, песнь 5). Поэтому, повторяет Большой Московский Собор, в пророчестве Даниила «не о Отце разумеется, но о Сыне, Иже будет во Второе Его Пришествие судити всякаго языка страшным судом».

http://sedmitza.ru/lib/text/440371/

В некоторых случаях на коленях Ветхого денми изображен не отрок, а взрослый Христос уменьшенных размеров (Венское Евангелие XII в., гр. 52, фрески в Кастории и Гроттаферрата). Во всех этих изображениях Христа Ветхого денми или просто Христа Ипостась Спасителя двоится как иконографически, так и по надписаниям. Что же значит это изображение? Герстингер, например, считает, что поскольку изображение Бога Отца противоречит православному вероучению, то изображения Христа как пресущественного Логоса (Ветхого денми) могут быть связаны с еретическими гностическими кругами. Причем если в Ветхом денми нужно видеть пресущественного Логоса, т.е. Христа как Бога, то, значит, в отроке Еммануиле следует видеть Христа в Его воплощении. В таком случае получается изображение двух Его природ отдельно друг от друга, что представляет собою несторианство. Поскольку же Сын Божий изобразим только в Своем воплощении, то, продолжает Герстингер, как предвечный Логос Он может изображаться только символически – в виде Ветхого денми. Но Ветхий денми, и в видении Даниила, и в Апокалипсисе, как мы видели, – Христос Второго Пришествия, то есть Носитель двух Своих природ – Божеской и человеческой, так же как и отрок Еммануил. Несмотря на присутствие голубя, ни в том, ни в другом случае образа Троицы не получается из-за отсутствия Отчей Ипостаси (См. Gerstinger H. Über Herkunft und Entwicklung der anthropomorphen byzantinisch-slavischen Trinitatsdarstellungen des sogenannten Synthroni-und- Paternitas Typus//Festschrift W. Sas-Zaloziecky Sum 60, Geb, Graz 1956). И наконец, 4) Ветхий денми переосмысляется как образ Отчий и надписывается «Отец», «Господь Саваоф» или «Отец Небесный» (надписание «Отечество», повторяем, мы нигде не встречали). Те же колебания в отношении главного изображенного лица происходят и в западной иконографии «Отечества» до XIV века. Приведенные примеры разных эпох достаточно убедительно показывают, что в течение долгого времени ясного сознания этого образа не было, и как сама иконография, так и разнобой в надписаниях не позволяют видеть единодушия и единообразия в его понимании.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

С другой стороны, это намёк на Грядущего Судию – Спаса-белоризца: «поставлены были престолы, и воссел на них Ветхий Денми, и одеяние Его было бело как снег, и волосы главы Его – чистая волна» ( Дан.7:9 ). Изображение Ветхого Денми использовалось в монументальных росписях вместе с другими типами Христа (Пантократора, Эммануила, Первосвященника) для доказательства единосущия лиц Святой Троицы, особенно в литургическом контексте (фрески Перези, 1164 г.; Передицы, 1199 г.; церкви Апостолов в Пече, 1250 г.; Убиен, середина XIV в.; Перивлепты в Мистре, третья четверть XV в.); в иконописи в контексте опровержения антитринитарной ереси (иконы так называемого Отечества Новозаветной Троицы). Тип Христа Ветхого Денми мог включаться в изображения евангельских событий – Благовещения («Устюжское Благовещение», первая треть XII в.), Крещения ( церковь в Грачанице, 1421 г.), Вознесения (фрески церкви Св. Петра на Белом поле, 1524 г.). Уникальное изображение Ветхого Денми на престоле рядом с Христом и Св. Духом, тоже на престолах, было в росписи притвора в Леснове, 1345 г. Иконография Ветхого Денми известна с VII в. (энкаустическая икона монастыря Св. Екатерины на Синае, изображающая Христа в виде седовласого старца, облачённого в белые одежды на радуге). В миниатюре она была возрождена с восстановлением иконопочитания: образец 930–950 гг., по мнению X. Бельтинга, был скопирован в Евангелии 1297 г. из Кембриджа (MS Ad. 9.69). Иконография Отечества, включающая в свой состав Ветхого Денми известна с XI в. (лекционарий Дионисиата на Афоне, 740; Лествица Иоанна Лествичника , Ватикан, gr. 394). Христос во Гробе – «Во гробе плотски», «Не рыдай Мене Мати во гробе суща», Царь Славы – иконографический тип Спасителя, представляющий Его мёртвым, со скрещёнными на груди или опущенными вниз руками. Возникновение типа восходит к знаменитой Акра Тапейносис (Туринская плащаница) – истинному образу мёртвого Спасителя. Во время богослужений Великой (Страстной) недели в главном храме империи – Св. Софии Константинопольской Акра Тапейносис, по свидетельству паломников, переносилась из церкви Богоматери Фарос, где она сохранялась, и вывешивалась в Царских вратах храма Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010