И когда он ушел, остались одиннадцать человек: в темной комнате, среди светильников, хлеб, вино. Когда в древности народ Божий заключал Божественный священный Завет с Небом, то приносил в жертву ягненка и кровью его окроплялся весь народ в знак того, что теперь все кровные братья и сам Бог — участник этого торжества. Кровь, священная кровь жертвенного животного. Ветхий Завет, древний завет, и гора Синай, и громы, и молнии, и народ в ужасе, который слушает грозные слова Моисея: «Я, Господь Бог твой, да не будет у тебя других Богов, кроме меня. Не сотвори себе кумира. Чти день, Божий день субботний. Чти отца и мать, не убивай, не нарушай брака, не клевещи, не завидуй». Эти слова впивались в сознание людей две с половиной тысячи лет тому назад. Ветхий Завет. И вот Христос заключает Новый Завет. Уже с малым числом людей, но для огромного числа людей, даже не для одного народа, а для всего человечества. И Он говорит: «Здесь нет крови жертвенного животного». Разламывает хлеб и говорит: «Вот это Мое тело». Разливает вино, и Чаша обходит учеников: «Это Моя кровь». Кровь, соединяющая учеников, тело Его, которое будет пронзено через несколько часов. Его смерть связывает Его с ними и их между собой. Он остается с ними навсегда. «Это творите в Мое воспоминание», — говорит Он. «Творите в Мое воспоминание»… Не просто, как память о чем–то давно прошедшем, а «Я с вами во все дни до скончания века». Вот это присутствие Его является главным в таинстве благодарения. И с первых дней, когда совершилась Голгофа, когда Он умер и когда все они бежали, и потом удивительные пасхальные события развеяли их страх и положили начало христианской реке, которая потекла через материки, завоевывая страны, народы, всегда это поддерживалось прежде всего одним–единственным актом: ученики собирались, снова разламывали хлеб, и Чаша с вином снова обходила их. И Он снова был с ними. Вот, дорогие друзья, в чем основа таинства Евхаристии — в присутствии Христа вместе с нами. Поэтому в древнеримских катакомбах это было. В огромных византийских храмах это было. Это было в высоких готических соборах, в пышных соборах стиля барокко, суровых храмах XIX века, это происходит и сегодня в храмах нашего города, во всех городах страны нашей, где есть церкви, — по всей земле, всегда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Иудеи не имеют права хвалиться своим происхождением по плоти от Авраама (в чем обличал их и св. Иоанн Предтеча — Мф. 3, 9), не веруя, как веровали Авраам и все ветхозаветные праведники в будущего Спасителя (Евр. 11, 13), «Который есть Христос» (Тал. 3, 16) и Бог (Рим. 9,5). Потому не иудеи (по плоти), а христиане суть истинные по вере потомки «Авраама, который есть отец всем нам» (Рим. 4, 16). Следовательно, иудеи не в праве похваляться унаследованной ими чрез Авраама верой (Рим. 4, 12), которой они, в сущности, изменили из-за своего неверия в Христа как Мессию и Сына Божия (Мк. 14, 61—62). Итак, тут речь не о «некоторых отличиях» между христианством и иудейством, а о коренном отступлении иудейства от Живого Бога и Единородного Сына Его — Иисуса Христа (Мф. 16, 16)! Что же касается· «вечного завета», заключенного Богом с Авраамом (Быт. 17, 7), то он был отменен и заменен Господом нашим Иисусом Христом — Великим Пастырем овец «Кровию завета вечного» (Евр. 13, 20). Однако в «пастырских указаниях» проводится мысль, будто Ветхий Завет, независимо от Нового Завета Иисуса Христа, сохраняет свою законность для еврейского народа, продолжающего свою миссию в мире (?!). «И хотя для нас (христиан), — говорится в документе, — Ветхий Завет раскрывает свой конечный смысл только в свете Нового Завета, это предполагает, что он прежде всего принят и признан сам по себе». Последняя фраза, содержащая явное противоречие, показывает, что словам св. ап. Павла: «конец закона — Христос» (Рим. 10,4) — придается субъективно-относительный смысл. Ни слова не упоминая о том, что ветхозаветные мессианские пророчества уже исполнились в лице нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа (Лк. 24, 44), «Указания» упирают на самостоятельное значение Ветхого Завета и после наступления Нового Завета. Тем самым игнорируется Богодухновенное пророчество Иеремии о том, что Господь заключит «с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» (Иер. 31, 31; Евр. 8,8), а также замалчивается обязательный для христиан, четкий комментарий св. ап. Павла к нему: «Новый (завет), — пишет св. ап. Павел о Иеремии, — показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр. 8, 13); «Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать место другому» (Евр. 8, 7).

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Он почтил закон, не назвав его прямо ветхим; однако и выразил это, потому что, если бы тот (завет) был новым, то он не назвал бы новым установленного после него. Таким образом он выражает нечто большее и особенное, когда говорит, что тот обветшал; потому Он и отменяется, разрушается и уже не существует. Основываясь на (словах) пророка, он с большим дерзновением говорит (о ветхом завете) и с пользою показывает, что, наш (завет) теперь процветает, а тот устарел. Употребив название: " ветшающее " он прибавляет от себя ещё другое: " стареющее " и потом выводить из всего; следующее заключение: " близко к уничтожению " . Следовательно, ветхий завет не просто заменён новым, но как устаревший, как безполезный. Потому (Апостол) и говорил: " по причине ее немощи и бесполезности " ; и ещё: " закон ничего не довел до совершенства " ; и ещё: " если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому " . Что значить: " без недостатка " ? Полезен, силён. Он говорит это не с тем, чтобы представить (ветхий завет) достойным осуждения, но чтобы собственно показать его недостаточность; как если бы кто-нибудь сказал: этот дом не без порока, т.е. имеет не­достатки, ветх; или: эта одежда не без порока, т.е. скоро рвётся. Так и он не называет здесь (ветхого завета) худым, но только имеющим недостатки и несовершенства. 4. Так и мы новы, или лучше, были новыми, но теперь обветшали, и потому близки к истлению и погибели. Впрочем, если мы захотим, то можем уничтожить эту обветшалость. Не­возможно сделать этого купелью (крещения), но покаянием здесь возможно. Итак, если есть в нас что-либо ветхое, уничтожим; если есть какая-нибудь ржавчина, какая-нибудь скверна или нечистота, изгладим и будем чистыми, чтобы Царь возжелал нашей красоты. И дошедшие до крайнего безобразия могут возвратить ту красоту, о которой говорит Давид: " Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей " (Пс. 44: 11,12). Забвение не доставляет красоты, красоты душевной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Василий 18 мая 2020, 02:41 Сергей17 мая 2020 " многодетность никакая не панацея " . Конечно не панацея. Многодетность, если речь идёт о православной семье, это свидетельство того, что супруги принимают каждого ребёнка которого им посылает Бог. Для страны где люди ежегодно убивают по 1 000 000 своих детей, это не мало. Natalie 18 мая 2020, 01:38 И.В.: Приведите, пожалуйста, цитаты из моих комментарий, где я говорила негативно о многодетных, а также о презрении к уборщикам. Я написала факты. Не додумывайте того, чего нет. Я уважаю многодетные и малодетные семьи и рада, когда у всех всё хорошо.Чего и вам желаю. Но главная Божия Заповедь не о детях, а о Любви. А это намного труднее исполнять. Будете спорить? Уборщиц я тоже уважаю, но эта не та профессия, чтобы приводить в пример, когда речь идёт о талантах и способностях. Будьте честными.Вы бы хотели, чтобы ваши внуки работали всю жизнь, убирая за кем то? Сомневаюсь. Не надо лицемерить. В основном, такого типа работы временные. Совершенствование во всём-цель! Алла 18 мая 2020, 00:48 И.В., ну вообще-то для работы бухгалтером нужны умение и опыт, в отличие от работы уборщицей. Бухгалтер может сделать успешную карьеру, как и фитнес-тренер, а вот " успешная уборщица " - это какой-то сюр. Алекс 18 мая 2020, 00:05 Сергей17 мая 2020, 00:40 " Почему заповедь " плодиться и размножаться " должна была во главе угла для христианина? Это Ветхий Завет " Может быть потому, что прежде чем претендовать на достижение Евангельских высот, хорошо бы для начала хотя бы ветхозаветный нравственный минимум выполнять? Христос вовсе не отменял Ветхий Завет: " Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. " (Мф. 5:18). Солнышкина 17 мая 2020, 21:43 Сергей, " Почему заповедь " плодиться и размножаться " должна была во главе угла для христианина? Это Ветхий Завет, задолго даже до Моисеева Закона, до Десяти Заповедей. Христос же вообще об этом ни разу не упомянул. " Отметая заповеди Ветхого Завета Вы здесь проповедуете ЕРЕСЬ! Причем ересь древнюю и уже осужденную Церковью. Гностическую маркионову ересь, отрицавшую спасительность Ветхого Завета. Вот что сказал о Ветхом Завете Сам Христос: " Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона " (от Матф. гл.5)

http://pravoslavie.ru/130841.html

... Ветхий завет не так уж стар, как иногда кажется. Весьма многие жизненные и духовные коллизии, описанные в нем, повторяются вновь и вновь, совершенно не сверяясь с тем, какое у нас тысячелетье на дворе. Как однажды пояснил эту универсальность Ветхого Завета преп. Макарий Египетский, — “так и ныне и Иов тот же, и Бог тот же, и диавол тот же” . Ветхий Завет рассказывает о жизни среди язычников. Пока вокруг нас не было язычников — Ветхий Завет казался непонятным и не в меру требовательным. Но возродилось язычество — и вновь стал ясен Древний Закон и древние пророчества. Так вот, сны Елены Ивановны также давно уже Священным Писанием взвешены и измерены и найдены тяжкими. “Так говорит Господь: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних... Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: “мне снилось, мне снилось”. Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу? Посему, вот Я — на пророков, которые действуют своим языком, а говорят: “Он сказал”. Вот, Я — на пророков ложных снов” (Иер. 23,16-32). Психологический портрет «Матери Агни Йоги» будет неполон, если не упомянуть о том, что духи, общавшиеся с Еленой Рерих, прикасаясь к телу Елены Ивановны, вызывали в ней и эротическую радость, и физическую боль. Письма и дневники Е. Рерих полны упоминаниями о болях, которые она испытывает по ходу своего контактерства. Ее и трясет, и взрывает. «Ощутила взрыв в левой стороне головы» . « - Чем объяснить взрыв, раздавшийся в левом ухе? – Взрыв Чаши. Шлю Мой Луч» . «Что за ужасный взрыв был в моем мозгу? - Затронут был нерв мозга» . «Новое возгарание мозгового центра сказалось сильнейшим напряжением в голове и коленях» . « - Перед беседой я ощутила горение и боль в центре груди и боль звездой побежала по нервным разветвлениям – Перст коснулся» . «Возгарание нескольких центров на целый месяц вывело меня из строя» . «При трансмутации центров очень характерны сильные боли в плечах, иногда почти невозможно лежать на боку, но самые болезненные ощущения - от зажигания центров легких. По неделям я не могла двигаться, при этом ни сесть, ни встать, ни лечь» . «Владыка, нельзя ли усилить боли, я уже отдохнула? – Но боль не всегда нужна» . «Урусвати должна мучиться опытом» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Ветхий завет не так уж стар, как иногда кажется. Весьма многие жизненные и духовные коллизии, описанные в нем, повторяются вновь и вновь, совершенно не сверяясь с тем, какое у нас тысячелетье на дворе. Как однажды пояснил эту универсальность Ветхого Завета преп. Макарий Египетский, – «так и ныне и Иов тот же, и Бог тот же, и диавол тот же» 593 . Ветхий Завет рассказывает о жизни среди язычников. Пока вокруг нас не было язычников – Ветхий Завет казался непонятным и не в меру требовательным. Но возродилось язычество – и вновь стал ясен Древний Закон и древние пророчества. Так вот, сны Елены Ивановны также давно уже Священным Писанием взвешены и измерены и найдены тяжкими. «Так говорит Господь: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних… Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось». Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу? Посему, вот Я – на пророков, которые действуют своим языком, а говорят: «Он сказал». Вот, Я – на пророков ложных снов» ( Иер. 23:16-32 ). Сонные «Светлые мальчики» Елены Ивановны пришли к ней не от Бога. Откуда, зачем и как они приходят, хорошо известно православной аскетике. Место, где локализовалось ощущение экстаза, выделено самой Е. Рерих – « в области солнечного сплетения ». С точки зрения православной аскетики эта деталь немаловажна. Переживания Елены Рерих локализуются ниже сердца. И при этом они сопровождаются «экстазом», «чувством несказуемой близости», «неописуемым трепетом всего организма», «сильнейшим трепетом всего организма». Позднее Елена Рерих в соответствии со своим собственным опытом и с традицией индийской йоги будет говорить о «пробуждении силы Кундалини»: «Крылья космической мысли как легчайшие прикасания ложатся на темя и возбуждают устремление Кундалини» (Агни Йога, 502).

http://azbyka.ru/satanizm-dlja-intellige...

Вот и на этот раз они спрашивают, позволительно ли разводиться мужу с женою, – заметим, что вопрос задан не о сути, но о внешней процедуре. Христос в ответ спросил: «Что заповедал вам Моисей?» и получил в ответ, что Моисей позволял писать (мужу, естественно) разводное письмо. А на это Он  рассказал о сути брака: «По жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же созидания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Кроме христианской основы брачного права здесь можно усмотреть очень важную вещь. Речь идет о соотношении Заветов. Нужно уяснить себе, как и почему Новый Завет не отменяет Ветхий. Ветхий Завет был дан падшему человечеству «по жестокосердию», чтобы преградить пути зла и не дать людям погибнуть, Новый – для восстановления человечества к вечной жизни в Боге. Ветхий Завет не дает нам рухнуть в бездну, Новый – прокладывает путь в Царство Небесное. И тут возникает проблема нашего личного стояния перед Богом: предстоим ли мы Ему как те, которых нужно только отгораживать от падения, – или как те, кто становится собеседником и спутником, подобно Луке и Клеопе на пути в Эммаус (Лк 24:13-35)? Господь любит и тех, и других, – но как мы отвечаем на Его любовь? И как возрастаем в любви человеческой?.. Это далеко не безразличные вещи, и недаром уже в кругу учеников Христос дает разъяснения к брачному праву в весьма жесткой форме: «Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует». ...Слишком часто, рассуждая о жизни «здесь» и «там», люди сосредотачиваются на мыслях о том, какое за что полагается наказание. Между тем мысли эти вполне бесплодны и ни на чем толком не основываются, потому что мы об этом просто-напросто не знаем. Это все в руках Божиих. Но мы можем догадываться о награде, потому что награда за любовь – любовь...

http://foma.ru/pustoporozhnie-farisejski...

« И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов и пошел. В руках у него были также всякие сокровища господина его. Он встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора » ( Быт. 24:10 ). «Теперь, братья возлюбленные, давайте кратко рассмотрим, что все это означает. Когда благословенный Авраам указал рабу своему взять жену для его сына, он являл собой образ Бога Отца. Как во время приношения сына в жертву всесожжения он являл собой образ Бога Отца, так и его раб обозначал слова пророчества (то есть Духа Святаго 244 – О.С). Итак, Авраам потому отправил своего раба за женой своему сыну в отдаленную страну, что Бог Отец имел намерение послать слово пророческое по всей земле, чтобы найти невесту Своему Сыну Единородному – Церковь кафолическую. И как через раба Авраамова благословенному Исааку приводится жена, так через пророческое слово ко Христу, истинному Жениху, призывается из всех отдаленных земель Церковь кафолическая» 245 . Итак, Елиезер (аллегорически) – это Дух Святой, Который посылается от Отца Небесного чрез пророческое служение Слова Божия – Библии, чтобы находить верующих, которые будут составлять Церковь -Невесту. Елиезер едет на верблюде. И невесту будет вывозить на верблюде. А у верблюда, как известно, два горба. И Александрийская школа объясняет это обстоятельство следующим образом: два горба символизируют Ветхий и Новый Завет. И Церковь опирается и на Ветхий, и на Новый Завет, в своем земном движении ко Христу-Жениху Здесь говорится о том, что было десять верблюдов. Число 10 свидетельствует о том, что Церковь ревниво относится к исполнению Божиих заповедей. И сказано, что у него были всякие сокровища. А ведь Дух Святой и есть «сокровище благих, и жизни Подателю», как мы произносим в молитве к Духу Святому. « И остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать [воду] » ( Быт. 24:11 ). Свидетельство, что «вне города» – что оно может означать? Сын Божий был распят вне города, и Церковь созидается Кровью Сына Божьего. Почему «под вечер»? Церковь Христова созидается, когда Ветхий Завет завершается, наступает вечер ветхозаветного существования – Иисус Христос умирает еще в ветхозаветные времена, а день Пятидесятницы, когда дух Святой сошел на апостолов, – это рождение новозаветной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И здесь встает седьмой вопрос : Можно ли думать, что поклонение, совершаемое перед образом, приемлется Богом? Здесь я хотел бы напомнить протестантам то место, которое они более всего любят цитировать при обличении иконопочитания: «Бога никто никогда не видел» ( 1Ин. 4:12 ). Понимают ли они всю серьезность такого утверждения? Ведь это означает, что все пророки Ветхого Завета никогда не видели Бога. Значит ли это, что они вообще ничего не видели? — Нет. Весьма настойчиво Писание утверждает, что Пророки имели именно «видения», а не только «слышания». Кого же они видели, если Бога они не видели? Кроме того — как совместить утверждение ап. Иоанна «Бога не видел никто никогда» ( Ин. 1:18 ) с многочисленными видениями Авраама и Моисея? Бога они не могли видеть. А видели — Сына. Для понимания этого надо иметь в виду, что апостолы (и в целом раннехристианская литература) нередко употребляют слово «Бог», говоря об Отце. Так вот — Отца никто из праведников Ветхого Завета не видел (как и Нового, кстати говоря). Они видели Сына, который есть … « образ ипостаси» Отца ( Евр. 1:3 ). Значит, все поклонения Богу в Библии и в христианском мире — это поклонение через образ: незримому Отцу через явленного Сына. Сыном (Логосом) был создан мир. Сыном был дан Ветхий закон. Сын искупил человечество Своим воплощением, страданиями и воскресением. Сыном же будет совершен последний Суд в конце мироздания. Второй тезис предыдущего абзаца нуждается в пояснении. От Иоахима Флорского до Бердяева идет вроде бы красивая идея о том, что Ветхий Завет — это эпоха откровения Отца; Новый Завет — это откровение Сына, а теперь настает эра третьего Завета — эра откровения Духа. Схема красивая. Но с Писанием несовместимая. В том-то и дело, что Ветхий Завет — это также время откровения Сына. Чтобы это было ясно, попробуем уяснить статус Того, Кто называется в Ветхом Завете Иеговой. «Явился ему Ангел Господень в пламени горящего тернового куста. Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил посмотреть, был к нему глас Господень: Я Бог отцов твоих Сего Моисея Бог чрез Ангела, явившегося ему в терновом кусте , послал начальником и избавителем» ( Деян. 7:30-35 ). Но именно Тот, Кто говорил из тернового куста, и назвал Себя Иеговой: «Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал» ( Исх. 3:4 )!

http://azbyka.ru/ikona-v-biblii

И наконец, многие ошибочно полагают, что Ветхий Завет учит ненавидеть врагов. Некоторые учителя времен Христа на основании заповеди «возлюби ближнего» сделали вывод, что врагов можно ненавидеть. Но ничего подобного Ветхий Завет не говорит. Вот как учит поступать с врагами книга Исход: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, – приведи его к нему» (23:4). О положительном отношении Христа к ветхозаветным Писаниям свидетельствуют многие примеры: Он постоянно ссылается на Ветхий Завет как основу Своего учения; Он явил Свою славу, стоя на горе Преображения между Моисеем – законодателем, и Илией – главным из пророков. Все время Своего земного служения Христос был послушен всему учению Ветхого Завета. Примеры позитивного отношения Христа к Ветхому Завету можно найти и в самой Нагорной проповеди. Христос говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» ( Мф. 5:17–19 ). Свт.  Иоанн Златоуст объясняет, как Христос исполнил Закон: Закон исполнил не в одном отношении, но в трояком. Во-первых, Он ни в чем не преступил его. Чтобы увериться, что Он исполнил весь закон, послушай, что Он говорит Иоанну: «тако бо подобает нам исполнити всяку правду» ( Мф. 3:15 ). Равным образом и иудеям Он говорил: «кто от вас обличает Мя о гресе» ( Ин. 8:46 ); также ученикам Своим: «грядет сего мира князь, и во Мне не находит ничесоже» ( Ин. 14:30 ). Издревле и пророк предсказал о Нем, что «Он греха не сотвори» ( Ис. 53:9 ). Итак, вот первый способ, которым Он исполнил закон. Во-вторых, Он исполнил закон за нас. Поистине, достойно удивления, что Он не только Сам исполнил закон, но и нам даровал его исполнение, как то изъясняет Павел, говоря, что «кончина закона Христос в правду всякому верующему» ( Рим. 10:4 ), и что Он осудил грех во плоти, да оправдание закона исполнится в нас, не по плоти ходящих ( Рим. 8:3–4 ), и в другом месте: «закон ли убо разоряем верою? Да не будет, но закон утверждаем» ( Рим. 3:31 ). Так как цель закона состояла в том, чтобы сделать человека праведным, чего однакож он не мог сделать, то этому назначению закона удовлетворил сам Господь, нисшед на землю и установив образ оправдания чрез веру. И чего закон не мог сделать посредством букв, то сам Христос совершил чрез веру – почему и говорит: «не приидох разорити закон». Если же кто тщательно будет исследовать, то найдет еще и третий образ исполнения закона. В чем же состоял он? В учреждении того закона, который Христос имел дать. В самом деле, Его учение не уничтожало прежнего закона, но возвышало и восполняло его. (Беседы на Евангелие от Mamфeя. XVI. 2–3 ) 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010