Ибо не прославися прославленное (Ветхий, Моисеев Завет) в части сей, за превосходящую (пред ним) славу (Нового Завета). Аще бо престающее славою: много паче пребывающее в славе ( 2Кор.3:7–11 ). Вот как ясно доказывает св. апостол Павел превосходство славы Нового Завета пред Ветхим. Если, говорит он, служение, то есть Ветхий закон, на прекращение злобы повелевавший казнить злотворящих, – закон, писанный на камени, таковую имел славу, что сыны израилевы не могли взирать на лицо Моисея, принесшего сей закон, славы ради лица его престающие, временные, чем и образовалось престатие, прекращение, Моисеем бывшего, Ветхого Завета: то кольми паче служение духа, то есть Новый Завет, будет в славе; если служение осуждения, т. е. закона, осуждавшего злотворящих за смерть, ознаменовано такой славой, то гораздо большую славу должно иметь служение правды, служение Нового Завета, давшего оправдание падшему человеку, очищающего грехи его. За сим, в объяснение и подтверждение сказанного, апостол прибавляет: ибо не прославися прославленное в части сей, то есть прославленный прежде Ветхий Завет даже нельзя считать и славным в сем отношении, то есть по сравнению с Заветом Новым. Почему нельзя? – За превосходящую славу Нового Завета, – потому что он своей превосходящей славой сокращает и умаляет славу Ветхого Завета подобно тому, как восходящее солнце силой своего света делает лупу бледной и неприметной. Наконец Апостол указывает и причину превосходства одного Завета пред другим, именно в том, что Ветхий Завет был престающий, а Новый – не престающий, вечно пребывающий в славе: аще престающее – славою, много паче пребывающее – в славе. Итак, вот что означают слова апостола: не прославися прославленное в части сей. Хотя и славен был Ветхий Завет, как пресекавший злобу людей страхом наказаний, но он не прославися в сравнении с Новым Заветом: Ветхий писан на камени, а сей духом; Ветхий убивал, а Новый животворит; Ветхий временный, а сей вечный: кровию Завета вечнаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Помощь в понимании содержащихся и выражающихся в Библии особенностей оказывают и другие термины, которыми мы обычно пользуемся, хотя в самой Библии они не употребляются. Слово Библия происходит от латинского слова biblia, означающего «небольшие книги» и указывающего на факт, что Библия представляет собой антологию сочинений, написанных разными авторами на протяжении многих столетий и охватывающих обычный круг жанров и стилей, которые мы ожидаем найти в антологии. Слово канон означает «норма» или «правило» (буквально «тростник» или «измерительный прут») и указывает на статус Библии как авторитетной и богодухновенной книги, отличающий ее от других книг. Из слов Петра о «прочих Писаниях» ( 2Пет.3:16 ) мы можем сделать вывод о существовании в его время канонической нормы, касающейся некоторых книг Библии. Кроме того, в этих канонических писаниях выражаются нормы веры и поведения, то есть принципы веры, которой Бог ожидает от нас, и Его нравственные предписания, касающиеся поведения в жизни. Названия Ветхий Завет и Новый Завет появились после написания Библии, но в них тоже выражается дух Библии. Слово «завет» (testament) буквально означает «завещание», но применительно к названиям двух частей Библии оно приобретает значение завета как договора (covenant). В прилагательных ветхий и новый заложена мысль об изменении и преемственности. Ветхий Завет показывает путь вперед, выход за рамки его самого; Новый же Завет представляет собой исполнение Ветхого. Вместе они образуют органичное целое, ни один из них нельзя до конца понять по отдельности. Для более полного понимания взаимосвязи между ними предлагаются разные определения. Новый Завет раскрывает то, что было скрыто в Ветхом Завете. Ветхий Завет показывает, Что Такое Христос; Новый Завет показывает, Кто Такой Христос. Можно отметить еще два образных наименования Библии. В Новом Завете Ветхий Завет (или отдельные его части) называются «пророчествами» от Бога ( Деян.7:38 ; Рим.3:2 первом случае – «живые слова», а во втором – «слово то есть Библия показывается как прямое послание от Бога, которое надо воспринимать как полностью богодухновенное. Отдельные части Библии называются также «откровениями» от Бога ( Рим.14:25 ; Еф.3:5 об откровении передана словами «явлена» и и при этом подразумевается, что слова Библии могли быть раскрыты только Богом, что они никак не могут исходить от человека или считаться его собственным изобретением.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Этот Завет в свою очередь делится на две части: на Завет Ветхий, в котором люди спасались верой в Искупителя грядущего, и на Завет Новый, спасающий верой в Искупителя пришедшего. Ветхий Завет, имея началом Первоевангелие ( ), распадается на два: на Завет, заключённый Богом со всем человечеством через Адама и Ноя, и на Завет с избранным еврейским народом – через Авраама, Исаака и Иакова. Первый из этих двух заветов относится ко всем потомкам Адама до Ноя, (как это видно из ), а после Ноя предназначен для всего человечества, не знавшего о других Заветах. Завет, заключённый с еврейским народом через Авраама, был нарушен в Египте, но затем восстановлен, расширен и разъяснён через Моисея. О нём можно говорить как о двух: о «Завете патриархальном» – до Моисея и о «Завете подзаконном» – от Моисея до Христа. Этот подзаконный завет дважды был подтверждён и возобновлён. В первый раз это произошло при царе Давиде, которому Господь обещал воздвигнуть из его рода Христа. Вторично – при Ездре, после того, как десять израильских колен совершенно отпали от истинной веры; а Завет, заключённый с домом Давида, был ослаблен нечестием последних иудейских царей. В период последнего завета, заключённого при Ездре, окончательно прекратилось правление династии Давида, в Иерусалиме и Иудее воцарился идумей – Ирод. Наконец, пришёл в мир Искупитель, Которого с нетерпением ждало человечество и Который заключил Новый Завет . На основании рассказов об этих периодах можно и построить программу. Такая программа, во-первых, позволит показать единство Священного Писания как единого Свидетельства о Христе. Во-вторых, это раскроет отношение между Ветхим и Новым Заветом как отношение между хорошим и лучшим Заветом. Хороший союз, который Бог предложил в Ветхом Завете, был отвергнут идолопоклонниками – израильтянами. Но Бог заменил его Новым Заветом благодати, ещё более милосердным, чем предыдущий. В-третьих, станет видно, что этот ряд Заветов оказывается расположенным так, что каждый предыдущий из них входит своей существенной частью в последующий. Например, завет с Ноем, заключённый после потопа, органически связан с допотопным заветом; он просто дополнился подробностями благодатного общения. Завет с Моисеем не упразднил завета с Авраамом, скорее Моисеев завет был добавлен к Авраамову завету ( ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Там все и обо всем. Спасибо за статью, отец Сергий. Помоги Вам Господи и нам грешным. Лидия 27 февраля 2017, 22:17 Спасибо за статью ! Я тоже раньше думала что Ветхий Завет читать не обязательно , но потом заставила себя все таки начать читать , и поняла что как я ошибалась ! Правильно понимать Евангелие можно только после прочтения Ветхого Завета, начинаешь многое понимать по другому , все события и слова обретают новый глубокий смысл ! Читайте , это действительно важно , и Господь тоже велел изучать Священное Писание . Спаси Господи! 27 февраля 2017, 21:21 всем доброго времени.может я неправ думаю ветхий завет нам дал 10 заповедей которые все знают они как бы запрещающего характера.а вот читая новый завет не все понимают что в нем даются заповеди как бы духовного роста духовного счастья.что первые заповеди и что вторые это как две ступени на вторую не встать не пройдя первую Елена 27 февраля 2017, 21:18 А что так,только Ветхий Завет нам обязателен? Будьте тогда уж последовательными в своих рекомендациях или требованиях,требуйте от прихожан чтения обязательного так же Талмуда и изучения Каббалы,они ведь также являются учебными пособиями наравне с Ветхим Заветом,так сказать для полноты картины,ведь не зря же люди жалуются,что Ветхий Завет мутен и непонятен и не сьедобен,для этого две эти книги и существовали для его пояснения,а еще хочу спросить,и как это разбойник попал сразу Царствие Христово,явно ведь не изучал Священные Писания,однако ж все получилось Елена 27 февраля 2017, 21:10 когда-то я тоже пыталась начинать Библию с Ветхого Завета. Не смогла.Многое вообще в голове не укладывалось, а это там было как норма.(Блудных и кровожадных моментов там действительно предостаточно, да ещё каких!). Батюшка мне посоветовал сначала читать Закон Божий. Так и сделала. Затем Новый Завет. И только после - Ветхий. Ничего необычного в этом нет. Именно так у людей невоцерковленных и складывается постепенно полный образ Библии и её понимание. Людмила Н. 27 февраля 2017, 20:16 Часто и я читая Ветхий Завет смущалась обилием кровавых и блудных сцен. Чего стоит только история исчезновения колена Вениаминова... А вот ежедневная кафизма, да.

http://pravoslavie.ru/101370.html

Божественная Евхаристия является вечерей, и как за каждым обедом или ужином вкушают и пиют, так и участники Евхаристической трапезы. Они воспринимают в себя жизнь Божию, которую Он Сам приносит им. За этой вечерей Глава семьи Христос преломляет хлеб – Самого Себя – и дает его нам, чтобы мы жили в Нем. Но как вечеря, Евхаристия является торжеством, праздником. Это истинная Пасха – праздников праздник и торжество торжеств, потому что через него совершается наш переход от смерти к Жизни Вечной. После преломления хлеба и причащения учеников Он, взяв чашу и возблагодарив, дал им, говоря: Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (см.: Мф:26, 26–27; ). Христос называет Свою Кровь Кровью Нового Завета, то есть обещания, обетования Закона Нового, ибо это обещалось издревле, и Он продолжает и исполняет это обетование в Новом Завете. И как Ветхий Завет имел овец и тельцов, так этот – Кровь Владычню (1, t. 58, col. 738). Каков был Ветхий Завет , с которым Господь сравнивает Новый? Это было обещание Бога иудейскому народу, что Он освободит его от рабства и приведет в землю обетования ( ). Если же слухом услышите глас Мой и сохраните Завет Мой, будете Мне народом избранным из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете Мне царственным священством и народом святым ( ). И Завет Синайский приносится народу через Моисея ( ). Этот Завет утвержден двояко: с одной стороны, окроплением кровью жертвенных животных ( ), с другой стороны – трапезой, которую Сам Бог уготовал Моисею, Аарону и семидесяти старейшинам ( ). И они видели [Моисей и старейшины] [место] Бога, и ели и пили ( ). Это был Ветхий Завет – прообраз Нового, провозвестник истины, о которой нам говорят уже пророки ( ; ). Новый Завет, который будет состоять в новом образе жизни, Господь заключает на Тайной Вечере. И как Ветхого было Богоявлением во время трапезы, так и утверждение Нового состоит в Богоявлении и приобщении Таин на Вечере Жизни Божественной. Ветхий Завет утвердила кровь козлов и тельцов, кровь, освящающая к очищению плоти ( ), в то время как в Новом Кровь Богочеловека искупила нас Богу ( ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Священное Писание Ветхого Завета как наука в этом отношении занимает особое место, так как даже среди верующих можно встретить немало таких людей, которые считают эту дисциплину или второстепенной, или вообще неактуальной для христианина (отметим, что такие «противники» Ветхого Завета изредка встречаются даже среди священнослужителей). Зачем читать Ветхий Завет, если у нас есть Новый Завет, более возвышенный и совершенный? Разве есть необходимость изучать законы, многие из которых отменены Христом? Какой интерес может представлять завет от горы Синайской, рождающий в рабство ( Гал.4:24 ) для живущих в свободе, которую даровал нам Христос ( Гал.5:1 )? Эти и другие аналогичные вопросы приходится слышать время от времени. Правда, задают их чаще всего люди, либо совершенно не знакомые с Ветхим Заветом, либо, в лучшем случае, имеющие о нем весьма поверхностное представление. Тем не менее, само наличие таких сомнений говорит о том, что вопрос о необходимости Священного Писания Ветхого Завета заслуживает серьезного рассмотрения. Итак, зачем мы изучаем Ветхий Завет? Во-первых, вспомним о том, что когда Господь Иисус Христос призывает исследуйте Писания ( Лк.24:32 ) и когда апостол Павел говорит, что все Писание богодухновенно ( 2Тим3:16 ), то оба они имеют в виду в буквальном смысле именно Ветхий Завет. Особенно стоит обратить внимание на то, как часто Господь Иисус Христос в Своих проповедях и поучениях цитировал Ветхий Завет, используя взятые из него изречения, образы и сравнения (например, на каждое искушение сатаны Он отвечал цитатой из Второзакония, см. ). Точно так же мужи апостольские, ссылаясь на Библию, цитировали в основном Ветхий Завет, ибо канон Нового Завета в первые века христианства находился в стадии формирования.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Алла 27 февраля 2017, 15:44 Некоторые говорят, что Ветхий Завет читать трудно. Мне кажется это связано с тем, что многие люди имеют искаженный образ Господа. То есть, они видят только новозаветного Христа, и не хотят понять, что ветхозаветный Бог - это тот же самый Христос. Многие убаюкивают себя мыслью об эдаком сладком Иисусе , не понимая, что Он также и карающий Бог, который уничтожил почти все человечество во время Потопа, санкционировал уничтожение целых народов, и насылал суровые кары на отдельных людей и целые рода. После смерти он отправляет грешников в ад, а после Страшного Суда отправит в геенну. Чтение Ветхого Завета очень полезно для воспитания страха Божьего. Любовь 27 февраля 2017, 14:19 А если тебя подставил коллега что будет мерой мести?Ветхий завет это азбука христианства.Простой русский поп на многое способее, че уж вы себя как? Алла 27 февраля 2017, 14:14 Большинству христиан, включая меня, очень далеко даже до ветхозаветной праведности. Я бы не сказала, что современные верующие иудеи, например, в чем-то сильно отстают от христиан в следовании библейской морали. То есть, вроде бы у нас куда выше планка, чем у них, но по большей части мы не дотягиваемся даже до той планки, что была установлена законом Моисеевым... Владимир Степанов 27 февраля 2017, 13:53 Ну конечно, Ветхий Завет без знания Нового не внять. Поэтому сначала Новый, потом Ветхий. Из Ветхого для новичков нужно знать 10 заповедей и Книгу Бытия. Но когда смысл Евангелия понятен, притчи известны, идеи посланий понятны, суть таинств ясна, тогда Ветхий Завет станет лучшим православным пособием по стяжанию любви, смирения и всей мысли Бога о человеке Татьяна 27 февраля 2017, 13:45 Как находят отклик в душе слова из Нового Завета и какая тяжесть наваливает, когда читаешь Ветхий Завет. Бывало, что откладывала книгу в сторону, не осилив и страницы. Наваливаются вопросы, на которые нет ответа, сомнения. Пробовала читать с толкованиями профессора Лопухина А.П., задавала вопросы батюшке. Он посоветовал не прилепляться душой к Ветхому Завету, а отнестись к нему как к исторической книге.А живем мы сейчас по Новому Завету и читать ежедневно нужно его. Попробую снова вернуться к чтению Ветхого Завета во время Великого Поста.

http://pravoslavie.ru/101370.html

Сортировать по Исключить новости Отчего так мелочен Ветхий Завет? Открывая Библию, человек ждет прежде всего великих откровений. Но если он читает Ветхий Завет, его обычно поражает обилие мелочных предписаний 7 июня, 2010 Открывая Библию, человек ждет прежде всего великих откровений. Но если он читает Ветхий Завет, его обычно поражает обилие мелочных предписаний Открывая Библию, человек ждет прежде всего великих откровений. Но если он читает Ветхий Завет, его обычно поражает обилие мелочных предписаний: ешь мясо только тех животных, у которых раздвоенные копыта и которые жуют при этом жвачку. К чему все это? Неужели Богу есть дело до того, какое мясо едят люди? А к чему эти бесконечные ритуальные подробности: как Ему приносить разные жертвы? Разве это главное в религии? Знания о мире и его закономерностях древние люди искали в священных текстах. На илл.: Ю.Ш. фон Карольсфельд, иллюстрация к Книге Иисуса, сына Сирахова, содержащей наставления о том, как увидеть в мире Божественную премудрость и как вести себя в различных житейских обстоятельствах Еще до Закона Безусловно, главное в религии Ветхого Завета вовсе не это, и в самом Ветхом Завете подобные предписания тоже стоят на достаточно скромном месте. Сначала он повествует о сотворении мира, о грехопадении человека, о Всемирном потопе, о праотцах израильского народа. Повеления, которые Господь давал этим людям, были предельно краткими. Например, в девятой главе рассказано, как Господь заключал Завет с Ноем после потопа (еще прежде Авраама и Моисея). Он долго и подробно говорил о Своих благословениях Ною и его потомкам, а что касается запретов, то их дано только два: на убийство человека и на вкушение мяса с кровью. И это все! Что нельзя убивать — с этим мы все, пожалуй, согласимся, а что касается запрета на употребление крови в пищу, то он совсем не тяжел, если это единственное налагаемое на человека ограничение. У него есть и объяснение: кровь как носитель жизни принадлежит только Богу. Кстати, запрет есть кровь был подтвержден — единственный из всех ритуальных ограничений Ветхого Завета — и на Иерусалимском соборе апостолов (см. Деян. 15:23-29), именно потому, что восходит он еще к временам до Закона.

http://pravmir.ru/otchego-tak-melochen-v...

Он утверждает: . 1) что к числу ветхозаветных праведников относятся древние философы и добродетельные язычники; 2) что Ветхий Завет продолжается, и люди, не познавшие на земле Христа, относятся к Ветхому Завету, так как численность христиан всегда была меньше, чем остального человечества, то Новый Завет – это остров в море Ветхого Завета. Непонятно, что г-н Осипов подразумевает под словами «Ветхий Завет», «ветхозаветное состояние», «ветхозаветное время» и т.д. Если речь идет о времени как определенном историко-хронологическом периоде, то оно уже кончилось. Мы живем во время Нового Завета, который начинается с Боговоплощения независимо от того, каково было, есть и будет в человеческой истории соотношение христиан и нехристиан. Если же г-н Осипов подразумевает под Ветхим Заветом состояние человечества, то мы встречаемся с еще большими противоречиями и, простите, с несуразностями. По мнению Осипова, в Ветхом Завете находились и находятся люди, которые стараются жить по законам совести и справедливости, но не познавшие Христа, и среди них могут оказаться те, кто, подобно Савлу до его обращения были гонителями христиан. Однако рассмотрим, что значит само понятие «Ветхий Завет». Это, основанный на Божественном Откровении, союз между Богом и человеком, который включает в себя обязанности человека по отношению к Богу. Ветхий Завет служил приготовлением человечества к Новому Завету, к новому отношению между Богом и человеческой личностью. Ветхий Завет обращался к душе человека – к тому духовному потенциалу, который мы называем образом и подобием Божиим, но не только обращался, а пробуждал, очищал и одухотворил внутреннюю сущность человека, в том числе совесть, которая, как и другие силы души, повреждена грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Если при этом была загублена жизнь, то община и староста должны отвесить одну мину серебра его родичам». То есть платят заведомо невиновные люди, лишь бы сохранить «баланс». А Ветхий Завет предписывает местной общине в случае нераскрытого убийства просто совершить очистительное жертвоприношение. Или другое правило Хаммурапи: «Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит мушкенуму (крестьянину–арендатору), он должен возместить в десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит». Чего требует в подобном случае Ветхий Завет? «Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им; если он пойман будет и украденное найдется у него в руках живым, вол ли то, или осел, или овца, пусть заплатит за них вдвое» (Исход 22:3–4). Разница, как видим, огромна. Библейские принципы современного права Впрочем, дело даже не в том, что Ветхий Завет оказывается во многих случаях принципиально мягче, чем кодекс Хаммурапи и другие своды законов того времени. Важнее всего то, что он выдвигает некоторые общие принципы правового общества, которые сегодня кажутся нам самоочевидными, но для того времени они были революционными. И хотя мы привыкли смотреть на Ветхий Завет свысока, считая, что христианское правосознание намного его превосходит, но если вглядеться повнимательнее, мы увидим, что только сейчас становятся общепринятой нормой идеи правового государства, уже заложенные в Ветхом Завете. Во–первых, Ветхий Завет провозглашает равенство людей перед законом, делая исключение только для иноплеменных рабов. А средневековые кодексы христианских государств содержат всевозможные градации: за убийство дворянина одно наказание, за убийство крестьянина— другое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010