Печатается по uздahiю: Святаго священномученика Зинона, епископа Веронскаго О надежде, вере и любви .//Журналъ «Xpucmiahckoe чmehie, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Akaдeмiu». СПб.: Въ munorpaфiu К. Жернакова — 1843 г. — Часть II. — с. 349-368. Об Иове 1. Священную историю, возлюбленные братие, для того передали нам Боговдохновенные писатели, чтобы мы, читая ее, научились, по мере возможности, подражать по-крайней-мере нравам предков, если уже не можем подражать их добродетелям; потому-что они столь благочестиво и свято жили, что уже одно знание дел их должно считать немаловажным счастием. Так, на пример, Иов был праведен, чист от суетных мирских желаний, непорочен во внешнем образе жизни, еще непорочнее в душе, и столько осмотрителен и безукоризнен во всех своих делах и мыслях, что заслужил похвалу даже от Бога. Поэтому он, блаженный, достойно наслаждался блаженною жизнию: дом у него был как полная чаша, имения у него было много; значительно было и число детей его, притом обоего пола, — что родителям особенно приятно; дети его любили друг друга, и за них, по числу их, он часто, в определенные времена, приносил жертвы Богу. Он оградил себя столь крепкою стеною чистоты и веры, что диавол сам по себе не дерзал нападать на него, а испросил на то дозволение у Бога. И вот, братие, началась изумительная война. С одной стороны, диавол, страншо потрясая своим оружием, звуком грозной воинской трубы созывает на помощь к себе слуг своих, воспламеняет жаждою грабительства сердца хищников, и вдруг громовым ударом падает на все, чем украшалась жизнь человека Божия: грабительство, огонь и меч все отняли у него в одно мгновение. С другой стороны, мы видим Иова, поражаемого печальными известиями, которые одно за другим ударяют в него как шумные, сокрушительные волны. Не успееть рассказать ему о несчастии его постигшем один вестник, как является уже другой с вестью о новом несчастии. Притом как жестоко расчитаны бедствия, разразившияся над его головою: страшная, оглушительная и раздробляющая сердце сила их растет постепенно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Уже при Веспасиане ему были даны два сотоварища, также имевшие под своим начальством легионы. Но власть сирийского наместника от этого мало пострадала, так как в сферу его управления были включены царства Коммагенское и целый ряд ливийских княжеств. Более решительно действуют римские императоры со времен Адриана. Последний желая уменьшить власть сирийского наместника, отдал один из находившихся в его распоряжении четырех легионов под команду наместника Палестины. Еще дальше пошел Север, который в 198 году, несмотря на сопротивление Антиохии разделил провинцию Сирию на две части – на северную и южную и дал наместнику первой из них, так называемой Келе-Сирии (Syria Coele) два легиона, а наместнику второй, так называемой Сирофиникии – один легион 993 . Несмотря однако на этот раздел мятежный дух Сирии и особенно Антиохии представлял серьезные опасности для спокойствия империи. Доказательством этого является провозглашение императорами в 261 году 994 Фульвия Маркиана и Фульвия Квиета при Галлиене и в 270 году Вабаллата при Аврелиане 995 . В виду этих прецедентов Диоклетиан, желая на будущее время устранить повторение подобных случаев, при общей реогранизации империи отделил от Сирии лежавшие к северо-востоку от нее богатые страны 996 и образовал из них особую провинцию Augusta Eupbratensis. Иначе обстоит дело с другими разногласиями, встречающимися в веронском и никейском списках римских провинций, именно Phrygia prima и Phrygia secunda, а также Osroena и Mesopotamia. Об Arabia и Arabia Augusta Libanensis мы не говорим. Интересное исследование фон-Родена доказало, что произведенное Диоклетианом деление провинции Arabia существовало до 307 года. В это время область Петры вновь была соединена с Палестиной и в таком положении оставалась до 358 года, когда снова было восстановлено диоклетиановское деление, причем область Петры получила наименование Palaestina salutaris, а название Arabia было резервировано за областью Бостры 997 . Более трудным является вопрос о Фригии. Моммсен, Чвалина н Онэзоргэ приписывают разделение ее Диоклетиану, напротив Кун, Жулиан, Дюшен, Рамсэй и Любек относят его к более позднему времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Финал правления О. был крайне неудачным и в церковно-политическом отношении: за сокрушительным поражением от сарацин при Котроне в 982 г. последовало восстание поморских и полабских славян в 983 г., нанесшее удар по миссионерской активности Свящ. Римской империи на востоке и приостановившее территориальное расширение Магдебургского архиеп-ства; оказались утрачены все владения восточнее Эльбы и Зале, за исключением Лужицкой и Майсенской марок. Были разорены важные церковные центры - Хафельберг, Бранденбург, Гамбург, разграблены и разрушены мон-ри и храмы, а на христианизированных территориях восстановлено язычество. На Веронском рейхстаге 983 г. были приняты последние важные церковно-политические решения О. Архиеп. Виллигиз Майнцский получил от императора т. н. веронский дар - права на ленное владение обл. Райнгау. Это укрепило позиции архиепископа, к-рому О. доверил также проведение коронации наследника, Оттона III. На том же рейхстаге был утвержден новый Пражский еп. Адальберт (983-997), к-рый впосл. вел активную миссионерскую деятельность на слав. землях. Особое значение в церковной политике О. приобрели монастыри. В его владениях основывались новые обители, а старые возрождались как важные духовные и культурные центры. Ок. 974 г. архиеп. Геро Кёльнский основал аббатство Гладбах, ставшее центром почитания св. Вита - одного из главных покровителей Саксонской династии. Еще при Оттоне I, в 972 г., регенсбургский мон-рь св. Эммерама получил статус имперского аббатства, а в 975 г. еп. Вольфганг Регенсбургский впервые поставил во главе этой обители самостоятельного аббата (прежде настоятелем мон-ря считался епископ). Обитель в Тегернзе, пришедшая в упадок из-за набегов венгров, в 978 г. была восстановлена и получила статус имперского аббатства. При покровительстве О. основаны мон-ри в Бергене у Нойбурга-ан-дер-Донау в Баварии (в 976), в Мемлебене, на границе Саксонии и Тюрингии (в 979), и в Арнебурге, на границе Саксонии и Северной марки (в 983). Клюнийской реформе оказывала поддержку имп. Адельгейда, происходившая из бургундского королевского рода; она сохранила связи в родном регионе и особо почитала аббата Клюни Майоля. По ее инициативе в 974 г. О. предлагал Майолю занять Папский престол, однако тот отказался. Когда из-за конфликта с сыном имп. Адельгейда удалилась в Бургундию, аббат Майоль поддерживал ее, а позднее именно он стал посредником в примирении О. с матерью. Тем не менее большее распространение в герм. владениях О. получила монастырская реформа Горце , согласно уставу Горце были реформированы новые имперские аббатства - св. Эммерама в Регенсбурге и Тегернзе.

http://pravenc.ru/text/2581741.html

– Милости просим, мессер Данте! Великая честь нашей смиренной обители принять такого высокого гостя. Брат Бернардо, снимай-ка поскорей поклажу с мула, да отведи его в конюшню. Брат Иларий открывает ворота и, низко кланяясь, ведет гостя в трапезную, где усаживает на почетное место. – Откуда, сын мой, и куда идешь? – Сам не знаю, – куда глаза глядят…. После того, как угодно было гражданам Флоренции изгнать меня, скитался я почти по всей Италии, бездомный и нищий, показывая, против воли, те раны судьбы, в которых люди часто обвиняют самих же раненых. Был я воистину ладьей без кормила и паруса, носимый по всем морям и пристаням иссушающею бурею бедности и был мне каждый новый кусок чужого хлеба все горше: каждой новой лестницы все круче ступени. И многие из тех, кто, может быть, судя по молве, считал меня иным, презирал не только меня самого, Но и все, что я уже сделал и мог бы еще сделать… – А помнишь, сын мой, слово Господне: «Сила моя совершается в немощи»? Может быть все эти муки изгнания даны тебе для того, чтобы узнать не только грешную немощь твою в настоящем, но и святую силу в будущем. Пусть жалкий суд иль сила рока цвет белый черным делает для мира, – пасть с добрыми в бою, хвалы достойно. О, если бы я был с тобой! С такою силой духа, как у тебя, за горькое твое изгнанье, за все твои бесчисленные муки, я отдал бы счастливейший удел! «Блаженны изгнанные за правду» – это о таких, как ты, сказано. Всех изгнанных за правду, бездомных и нищих скитальцев, всех презренных людьми и отверженных, всех настоящего града не имеющих, грядущего Града ищущих, вечным покровителем будет Данте Изгнанник. XI. Данте в богадельне муз В замке Веронского герцога, Кан Гранде дэлла Скала, ряд великолепных покоев, превращенных в богадельню для совавшихся сюда со всех концов Италии неудачных политиков, полководцев, проповедников, но больше всего для шутов-прихлебателей. Каждый покой украшен аллегорической живописью, соответственной судьбе своего обитателя: триумфальное шествие – для полководцев, земной рай – для проповедников, бог Меркурий – для художников, хор пляшущих Муз – для поэтов, богиня Надежды – для изгнанников. а на потолке самого большого покоя, где собираются все, в этой богадельне призренные, – вертящееся колесо богини Фортуны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

Такие люди напоминают мне идеи Платона: они не годятся для той жизни, которой мы живем. Но когда я не знаю, на счастье или на беду, — снял в четырнадцать лет с библиотечной полки «Миланскую гадюку» мисс Марджори Боуэн, участь моя была решена. С этого момента я начал писать, а будущий чиновник, преподаватель или клерк отправились искать себе другую оболочку. Подражая автору этого великолепного романа, я сочинил множество историй, невероятно жестоких и безудержно романтичных, действие которых происходило в Италии шестнадцатого века или в Англии двенадцатого. Мои тетради разбухли он них. Может показаться, что меня раз и навсегда снабдили замыслом для работы. Почему? На первый взгляд «Миланская гадюка» это история вражды миланского герцога Джана Галеаццо Висконти и Мастино делла Скалы, герцога Веронского, изложенная энергично, живо и на удивление осязаемо. Почему же она, прокравшись в ужасный школьный мир каменных ступенек и никогда не затихавшей спальни, расцветила и объяснила его? В этом реальном мире не хотелось воображать себя сэром Генри Куртисом, ребенку легче было спрятаться за маской делла Скалы, отбросившего бесполезное благородство, изменившего дружбе и умершего обесчещенным, неудачником даже в предательстве. А Висконти, прекрасного и терпеливого гения зла, я видел каждый день. Он ходил мимо меня, и от его черного костюма пахло нафталином. Звали его Картер. Он излучал ужас, как туча с градом, плывущая на молодые побеги. Добро только однажды нашло идеальное воплощение в человеческом теле, это больше не повторится, а зло всегда находит себе в нем пристанище. Человеческая природа не черно–белая, а черно–серая. Я прочел это в «Миланской гадюке», посмотрел вокруг и увидел, что так оно и есть. Там же я нашел еще одну тему. В конце «Миланской гадюки» (вы его наверняка помните, если хоть раз прочли книгу) есть грандиозная сцена. Полный успех, делла Скала мертв, Феррара, Верона, Новара, Мантуя пали, каждую минуту прибывают гонцы с вестями о новых победах, мир рушится, а Висконти сидит себе и посмеивается, освещенный багровым светом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Существенный урон понесла Кормилица, правда, в большей степени от клоунады Эдны Мей Оливер, чем от цензуры. Эта роль и роль Меркуцио пострадали оттого, что актеры переигрывают. На немолодом лице Меркуцио, которого играет Джон Бэрримор, отпечатались следы грима тысячи бродвейских представлений. Бэзил Рэтбоун прекрасен в роли порочного Тибальта, а Лесли Хауард и Норма Ширер произносят стихи так, как их и нужно произносить, и выглядят вполне приемлемо, играя в традиционной романтически–мечтательной манере (мы все еще хотим видеть любовников, одержимых веронской лихорадкой, юных, страстных, безрассудных, как их враждующие кланы, «как огонь и порох, что, целуясь, превращаются в дым»). Постановка дуэлей с кровопролитием производит неизгладимое впечатление — я имею в виду сцену смерти Меркуцио и Тибальта — и более убедительный, чем на сцене, финальный поединок Ромео с Парисом в склепе, но все же я еще менее чем когда-либо убежден, что вообще существует эстетическая необходимость экранизировать Шекспира. Воздействие на зрителя даже лучших сцен проявляется в том, что внимание рассеивается, почти так же, как это происходило в старых постановках Три. Мы не в состоянии с равным вниманием одновременно смотреть и слушать. Но я не спорю, что тут, возможно, есть некий социальный смысл: любым способом, даже лишая его наполовину драматизма и на две трети поэзии, дайте Шекспиру стать массовым достоянием. В театре вас окружают богатые стареющие дамы, впервые с волнением знакомящиеся с содержанием пьесы из программки; знатоки жарким шепотом подготавливают своих перепуганных спутниц к неожиданной и печальной развязке, когда Ромео спускается в склеп Капулетти. Может быть, в этом и заключается общественная миссия кино — познакомить великий средний класс с пьесами Шекспира. Но поэзия… Удастся ли нам когда-нибудь воссоздать на экране поэзию не только по крупицам (как в коротеньком эпизоде, когда Ромео уговаривает несчастного аптекаря дать ему яд, — это отлично сыграно и блестяще поставлено), если мы не откажемся от беспредельных возможностей, на которые нас обрекают огромные декорации и массовки? Даже в «Страстях Жанны д " Арк» Дрейера — помните: белые стены, длинная вереница лиц — удалось сохранить чуть больше поэзии, чем в этом великолепном коммерческом творении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Вот, что говорят западные ученые об эпиклезе как в поместных литургиях Запада, так и в самой Римской мессе. Существование эпиклезы в древних поместных обрядах Запада – бесспорно. О. Каброль в своей книге «La Messe en Occident» 289 , равно как и в статьях «Anaphore» 290 и «Epiclèse» 291 , признает этот факт. С ним согласны Раушен и Салавиль. Этот последний считает, что она существовала во всех литургиях V в., а в Милане она была и до VIII в. 292 То же говорит и Раушен 293 . О.      Каброль утверждает, что она была в литургиях Галлии, Испании, Верхней Италии и в Африке во времена блаж. Августина 294 . То же повторяет и Бринктрин 295 . Не может наука не признать факта существования эпиклезы когда-то и в Римской литургии. «В Римской мессе нет эпиклезы в прямом смысле этого слова, но это не означает, что ее никогда не было», – говорит о. Каброль 296 . Бесспорным доказательством является письмо Папы Геласия I (конец V в.) к Елпидию Веронскому, в котором сказано, что на Литургии «consecrationem coelestis Spiritus invocatus adveniet» [(при) освящении Небесный Дух приходит по призыву (лат.)] 297 . Существование эпиклезы в Литургии времен Папы Геласия признали ученые литургисты о. Каброль 298 , Муро 299 , Талхофер 300 . Римская литургия, – говорит о. Каброль, – была греческой до половины III в. 301 Пение «Kyrie eleyson» [Господи, помилуй (греч., в лат. транскрипции)] является остатком этого греческого прошлого. Батиффоль так говорит о прошлом Римской литургии: «Канон Римской литургии имеет свою историю, только начиная с IV в., и исторический метод не знает ничего, кроме истории. Что этот римский канон имел и свою предысторию, это ясно, но мы ее не знаем» 302 . Другой ученый-литургист, немецкий бенедектинец Odo Casel, высказывает такое суждение: «Эпиклеза в настоящем смысле этого слова принадлежит к существенным признакам и к самому ядру первохристианской литургии... Да, Рим, по-видимому, из протеста против восточной переоценки значения эпиклезы, более или менее, вытеснил эту древнюю молитву из своей литургии. Однако весь канон литургии, со своим обращением ко всей Св. Троице, остался такой эпиклезой в древнем смысле» 303 . В другой статье, тот же ученый считает весьма вероятным, что и Римская литургия имела когда-то эпиклезу в древнем смысле этого слова 304 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

об этом ниже) священники только по особому уполномочению от епископа, а не как необходимую принадлежность своего сана, получали от епископов право выслушивать исповедь и разрешать кающихся; но показание Созомена во всяком случае требовало бы подтверждения другими историческими свидетельствами. И на западе в исключительных случаях примирение кающихся могло быть совершаемо епископом и даже дьяконом, но общее правило было таково, что примирять кающихся должен был епископ. Вероятно, на востоке точно также епископы сами совершали примирение или разрешение, а пресвитеры-духовники только выслушивали исповедь, назначали покаяние и следили за его прохождением. Последнее, т. е. предоставление пресвитером всякому наказать самому себя, следовательно без прохождения установленного, в определенной канонической форме покаяния и без надзора покаянного пресвитера, без всякого сомнения ложно, и Созомен опять рассуждает здесь с точки зрения V в., когда уже падала покаянная практика, установленная канонами, в особенности канонами Василия Великого , и совершенно исключавшая возможность такого покаяния, о котором повествует Созомен. Во времена св. Амвросия, к концу IV века, имел место следующий случай. Некто подал епископу веронскому письменный донос на свою родственницу, посвятившую себя Богу девицу, по имени Индицию, обвиняя ее в плотском грехе. Хотя донощик и не выступил открыто как обвинитель, но епископ, в виду упорных слухов, без формального обвинения и без выслушания каких-либо свидетельских показаний, распорядился подвергнуть означенную девицу телесному освидетельствованию и затем осудил ее. Подана была апелляционная жалоба Амвросию, митрополиту миланскому, который, как бывший императорский наместник верхней Италии, открыл и указал многие неправильности юридические в производстве этого дела епископом, причем изложил свои руководящие воззрения относительно обвинения и доноса, относительно того, как должен действовать епископ в случае распространения слухов о церковном преступлении, относительно выслушания свидетелей и относительно препрезумпций.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Вот наиболее важные из них: 1) Так называемые «Апостольские постановления» (СА) в 8 книгах, из которых интересны для настоящего вопроса только VII и VIII. 2) «Didascalia» [Дидаскалии] (D). 3) «Constitutiones per Hippolytum» [Установления Ипполита] (VIIIb), как сокращение CA VIII. 4) Эфиопские «каноны Ипполита» (КН). 5) Египетские «Церковные постановления» (КО). 6) Так называемый «Testamentum Domini nostri J. Christi» [Завет Господа нашего Иисуса Христа] (Т). Если считается доказанным происхождение I-VI книг Апостольских постановлений от «Дидаскалии», а 1–32 гл. VII книги от «Дидахи», то, начиная с 33 по 49 гл. VII книги и вся VIII книга Апостольских постановлений – вопрос не получил ясного разрешения. Существует, в общем, разделение мнений по двум схемам –Ахелиса и Функа. Ахелис: КН КО VIIIb CA VIII Функ: CA VIII VIIIb KO T и KH На основании этих схем, и при помощи заключающегося в этих памятниках материала, ученые старались восстановить строй евхаристической молитвы и ее постепенное развитие и усовершенствование. Но неполнота многих памятников и проблематичность гипотезы не приводили к удовлетворительным результатам. При формальном подходе и при помощи буквального критицизма отвергали существование некоторых важных молитв в известную эпоху просто потому, что текст этой молитвы не упоминался в данном памятнике. Так, и протестантская, и почти целиком католическая наука, – а за ними и наш литургист Карабинов, – отвергали существование эпиклезы в течение первых 3 веков; а, признав его появление, якобы, только в IV веке, не смогли объяснить причину его возникновения. Карабинов считал, что даже и установительные слова Спасителя («Приимите, ядите... Пийте от нея вси...») – «не особенно древняя вставка» 78 . Но вот, открытие Hauler’oм в 1900 г. в Веронском палимпсесте произведения Ипполита Римского , известного до того только по заглавию " Αποστολικ παρδοσις, вырезанному на статуе этого святого, перевернуло почти все выводы, построенные кропотливыми трудами ученых литургистов и историков.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Форма крещален, как отдельных зданий, была неодинакова. Иногда они были круглые 1630 , иногда шестиугольные, а чаще же всего они представляли из себя осьмиугольник, каковы – латеранская, миланская, флорентийская, веронская, и др. Один исследователь христианских древностей говорить, что начиная с VI века осьмиугольная форма для крещален употреблялась даже в сектах, уклонившихся от истинного христианства 1631 . Это осмеричное число, по мнению древних писателей церкви, имело здесь таинственное значение, Так Августин смотрит на него как на символ воскресения 1632 . Некоторые крещальни имели двоякую форму; так крещальня в Баре, относящаяся к IV веку – снаружи круглая, а внутри осьмиугольная 1633 ; а некоторые, более позднего происхождения, снаружи круглые и внутри 12-ти угольные; при чем па 12-ти гранях изображались апостолы 1634 . В общем это были здания всегда башнеобразные, которые с внешней стороны, относительно всей совокупности храмов, должны были производить тот же эффект, что производится нашими колокольнями. И представляется вероятными, так как колокольни начали строить при церквах, когда уже крещальни, как особые здания, стали выходить из употребления, что первые явились как бы заменою крещален и что эти последние служили для них как бы первообразом 1635 . Крещальни как отдельный здания, иногда были очень обширны и в таком, случае назывались « μγα φωτιστριον " 1636 . Некоторые были даже на столько пространны, что в них могли происходить соборы. Так напр. известно, что один из Константинопольских соборов заседал в баптистерии 1637 . Обширность крещален объясняется, с одной стороны, тем, что оглашенные всегда должны были значительное время ждать крещения и креститься массами в известные, назначенные для того дни, частью же и тем, что крещение всегда совершалось чрез погружение, и потому самая крещальная купель должна иметь значительные размеры и требовать обширного помещения 1638 . Будучи обширными, крещальни внутри нередко состояли из нескольких отделений. Так Кирилл Иерусалимский в своей крещальне различает: » προαλιον σκον« – притвор, где приступающие к крещению отрицались сатаны и исповедовали веру, и внутреннее помещение, так сказать – » στερον ο κον«, где они крестились чрез погружение 1639 . Кроме того, крещальни делились иногда внутри на два отделения – мужское и женское 1640 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010