Berl. 1902. В русской литературе существует библиологическая монография, много раз уже упомянутая, очень ценная преимущественно по истории толкования книги, проф. А. Олесницкого. Книга Песнь Песней и ее новейшие критики. К. 1882. Пархомович. Книга Песнь Песней. Кишиневская епарх. Вед. 1870. 266 . Книгою Пень Песней заканчиваются канонические Учительные книги. Все обозренные нами Законоположительные, Исторические и Учительные канонические книги, имеем право сказать в заключение настоящего выпуска Введения, имеют по содержанию и происхождению богодухновенный высочайший авторитет. В этом согласны древнее христианское предание и современная богословская наука 267 . 1 Общее Историко-критическое Введение в священные ветхозаветные книги. Каз. 1902г., 515 стр. 3 Иероним, впрочем, в упоминаемых апостолом Павлом «пяти словах» ( 1Кор.14:19 ) видел указание на «пять слов» закона, т.е. Пятокнижие (Ad Paulin. 53, 8). Но едва ли кто с этим согласиться… тогда под «тьмою слов» что разуметь?.. 5 Много данных и цитат по этому вопросу приведено в соч. Martin. De du Pentateuque 3, 659–673 pp. Hengstenberg. Authentie des Hentateuchs 1, 48–180, 2, 1–168. Smith. The Book of Moses in its authorship. Lond. 1868. 1, 44–228 pp/ 6 Подробнее обозревается отношение псаломского вероучения к Пятокнижию в нашей монографии: Вероучение, Псалтири, его особенности и значение в общей системе библейского вероучения. Казань. 1897. 7 Очень много доказательств подлинности и правильности вышеуказанных свидетельств Амоса и Осии приводится в русской литературе у проф. Ф. Елеонского (Христ. Чт. 1899, 12 и 1900, 12) и Н. Елеонского (Вера и Церковь 1901, 1–10) в их апологетических статьях о Пятокнижии. В западной литературе есть специальные монографии, например, Billed. die wichtigste Satze der neueren Kritik vom Standpunkt d. Propheten Amos und Hosea 1893 и мн. др., в коих то же положение всесторонне доказывается. 9 См. подробности в монографии: Kueper. Jeremias librorum sacrorum interpres atque vindex. 1–51 pp. 10 Martin 1, с.2,330–345.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

381 В Аугсб. испов. (18, 2) говорится: «воля человеческая, помимо Св. Духа, не имеет силы к совершенно правды Божией или праведности духовной, поскольку душевен человек не приемлет яже Духа Божия.» «Хотя, говорит Меланхтон, мы и признаем за силами человека (libero arbitrio) свободу и способность к совершению внешних дел закона, однако не приписываем, этим силам дед духовных, как то: истинного страха Божия, истинной веры в Бога, истинной уверенности, что Бог имеет о нас смотрение, приклоняет к нам ухо Свое, прощает нам и проч. Это дела первой скрижали, которых сердце человеческое (cor) не может совершать помимо Святого Духа» (Апол. Аугсб. испов. VIII, 73). 382 По «Формуле согласия» человек до своего обращения есть «не более, как камень, пень (truncus) в отношении к действиям благодати» и потому деиствие предваряющей благодати изображается там же, как влечение: «Бог влечет (trahit) человека, которого благоволил обратить.» «Земная глыба (т. е. человек), говорил Лютер, не способна действовать вместе с благодатью Божией.» По его же сравнению, пред областью Евангелия падший человек – соляной столп (в который превращена жена Лота), безжизненная статуя, без глаз, без чувств, без сердца. Отсюда-то выродилось учение о безусловном предопределении, составляющее отличительную особенность реформатства. 383 По свидетельству сознания – зло есть то, что не должно быть, следовательно, явление противоестественное. Между тем в теориях оптимистических зло признается необходимой его стороной, и в пессимистических – зло считается неисправимым и неустранимым, так как корни зла полагаются в самой сущности мирового бытия. 385 С подробностью таковое воззрение было раскрыто Лейбницем в его «Теодицее» (переведена на русский яз. в ж. Вера и Раз. 1893 г.). 393 Филарета арх. Догм. Бог. § 98. Сн. Светлова П. Я. прот. Аполог. излож. прав.-христ. вероучения I ч. 327–331 стр. 394 Согласно с учением откровения, св. отцы и учителя церкви также весьма часто повторяли, что Бог управляет царствами человеческими и посылает им царей и прочие власти. См. о сем у митр. Макария Догм. Бог. I т. § 117.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Святая Русь идет к Святой Земле, чтобы поддержать Святая Святых. Что может быть выше и благороднее этого?! А потому можно ли не принимать участия в святом деле Православного Императорского Палестинского Общества или, принявши, сомневаться в силе и благоплодности его начинаний, которые у всех в очевидном для всех наличии – в виде огромных зданий, основательных ученых трудов и неисчислимого множества случаев помощи благочестивым странникам, усердно молящимся за Русь перед Гробом Христовым. Раз уже русскими людьми начато святое дело в Святой Земле и притом под Венценосным покровительством Верховного Вождя земли русской, необходимо должны мы всячески поддержать его. Этого требует честь наша, достоинство России, величие Монарха и Его ближайшего высшего представителя, а главное – этого требует святая православная вера наша и во главе народа Сам Бог!» 100 . С таким сознанием важности и величия дела Палестинского Общества архиеп. Никанор еще, будучи в Казани ректором Духовной семинарии в сане протоиерея, по своем возвращении с Востока открывает во Владимирской читальне ряд нравственно назидательных чтений, делясь со своими слушателями вынесенными впечатлениями из путешествия по Востоку и Западу и всячески всеми силами своего восторженного духа пропагандируя в местном населении плодотворную деятельность. Общества Чтения эти велись о. протоиереем Н.Т. Каменским с платою за вход, которая им была передана целиком в пользу названной читальни. С водворением на самостоятельную кафедру в Архангельск почивший владыка сделался немолчным глашатаем о Св. Земле и на далеком Севере среди подведомой ему паствы, Его чтения «Константинополь» и «Афон», публично произнесенные в главном зале архангельской Городской Думы первое – 24 октября 1893 г., а второе – на следующий год в том же месте и в тот же день при громадном стечении публики, имели выдающийся успех. Особенно живо и интересно было второе чтение владыки – об Афоне, где он, следуя примеру писателя XVII в. доктора Иоанна Комнина, известного в переводе чудовского старца Евфимия, противопоставлял Афон и его природу Соловкам и Архангельску и их природе и условиям быта и жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Смирнов Иоанн Михайлович (1879–1937), магистр богословия (1918). И. д. доцента (с 1912), доцент (с 1916), профессор (с 1918) МДА. Священник в г. Бутурлиновка Воронежской губ. (1919–1923), позже подвергался репрессиям, в 1937 расстрелян; Смирнов Сергей Иванович (1870–1916), историк церкви, магистр богословия (1906), доктор (1914) церковной истории. И. д. доцента (1896–1906), доцент (1906), профессор (1906–1916), лектор французского языка (1906–1907), член правления (1916) МДА. Приват-доцент историко-филологического ф-та М.у. (1907–1916), преподаватель Высших историко-филологических курсов В. А. Полторацкой (1912–1916); Смирнова (урожд. Молоденская) Вера Михайловна, жена С. И. Смирнова ; Смольянинов Владимир Николаевич (1861–1917), историк, генеалог. Инспектор Московского учебного округа (1905–1909), чиновник особых поручений при Финляндском ген.-губернаторе (1910–1913), попечитель Одесского (1913) и Петербургского (1914) учебных округов; Снегирев Владимир Федорович (1847–1916), врач, гинеколог, доктор медицины (1873). Профессор (с 1884), заслуженный профессор (1899) медицинского ф-та, почетный член М. у., директор Гинекологической клиники М. у. Директор Гинекологического Ин-та для врачей им. Шелапутиной; Соболевский Алексей Иванович (1856–1929), филолог-славист, диалектолог, палеограф, этнограф, магистр (1882), доктор (1884) русского языка и словесности, член-корр. (1893), академик (1900) Петербургской АН, почетный член МДА (1914). Приват-доцент (1882–1884), профессор (1884–1888) историко-филологического ф-та ун-та Св. Владимира в Киеве, профессор (1889–1908), заслуженный профессор (1907) историко-филологического ф-та Петербургского ун-та. Профессор Петербургского (1892–1902) и Московского археологических ин-тов, член Попечительского совета последнего, член Государственного совета. Профессор 1-го МГУ (с 1919), преподаватель на Архивных курсах при Московском областном упр-нии архивного дела (в 1920-е). Председатель Орфографической комиссии при Петербургской АН (1904), Петербургского Славянского благотворительного об-ва (1914–1920), Комиссии ОРЯС АН СССР по подготовке Словаря древнерусского языка (с 1925). Несколько раз подвергался арестам (1918, 1929). Брат С.И. Соболевского;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

711 Литература. – Стефана Яворского . Камень веры, и изд. Афон. Пантелеймоновского монастыря под заглавием: «Догмат о святых иконах по Стефану Яворскому ». Москва 1887 г., 3 изд. Сергия, архиеп. владим. Правосл. учение о почитании св. икон и другие соприкосновенные с ним истины прав. веры. Первое изд. 1887 г. Лебедева А. П. проф. История четырех последних вселенских соборов. Остроумова Гр. Догматическое значение седьмого вселен. собора. Научно-историч. исследование о важности и необходимости иконопочитания. Карлсруэ. 1884 г. Преображенского В. свящ. Св. Тарасий, патр. цареградский, и VII вселен. собор Спб. 1893 г. (тоже в Страннике за 1892 г.). Андреева И. Д. Св. Тарасий, патр. константинопольский (Бог. В. 1899 г. II–III т.). А. Л. Седьмой вселен. собор по взгляду английского журнала (Хр. Чт. 1897 г. сент.). Холмогорова М. Уч. И. Дамаскина о почитании икон (Прав. Соб. 1902 г.). Остроумова Ст. Правосл. почитание животворящего креста и св. икон. (Вера и Раз. 1897 г. 15) 712 Изображений и религиозного почитания Божиих человеков у евреев не могло быть потому, что души ветхозаветных праведников еще не были прославлены, но сходили во ад и возведены на небеса в сожительство св ангелов только И. Христом после крестной смерти Его и схождения во ад для проповеди заключенным в нем. 713 Правда, были в ветхом завете явления Бога и в различных определенных образах, и преимущественно человека, напр., Аврааму в виде трех странников ( Быт. 18 гл.), в виде ангела в человеческом образе; о Моисее сказано: образ Господа он видел ( Числ. 12:16–18 ). Пр. Исаия говорил: глаза мои видели Царя, Господа Саваофа (6:7). Особых видений Божиих удостоились пр. Иезекииль (1–2 гл.) и Даниил (гл. 7). Но эти откровения и богоявления не могли служить поводом и основанием для изображения в ветхом завете лица Божия, ибо эти явления были лишь проявлением особого благоволения Божия к этим именно лицам и они лишь удостаивались таинственно зреть лице Божие, а весь народ израильский лишен был такового общения и зрения лица Божия. По этой причине и невозможно было для народа изображать лице Божие на основании явлении Бога отдельным лицам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

К сожалению, даже в то время, когда еще были живы очевидцы событий, никто не смог сообщить о том, где подвизался отец Димитрий до ссылки. Известно было только то, что родился батюшка в 1893 году в городе Екатеринодаре (нынешний Краснодар). Землянка батюшки стала своего рода церквушкой А вот подробности его выживания на месте ссылки сохранились на тот момент – 1991 год – в памяти людей, лично знавших батюшку, о чем они и рассказали иеромонаху Питириму. Первую ночь иеромонаху Димитрию пришлось пережить на ветвях, постланных в двухметровой, наспех выкопанной землянке. В последующие дни она приобрела уже крестообразный вид, была отделана бревнами небольшой толщины. Вход был сделан через крышу. В этой же двухскатной крыше из кругляка было и окно. Со временем, как сообщает далее автор статьи, батюшка стал запасать грибы и ягоды на зиму и изучать местность. И вот однажды встретил расконвоированных и от них узнал о том, что в лесу находится лагерь. Место в Кедровом Шоре, где находилась землянка иеромонаха Димитрия Среди бывших узников лагеря было немало верующих людей, которые стали поддерживать пастыря в беде – носили продукты и даже свежее молоко. Когда из вольнонаемных образовался поселок, и вовсе началась полноценная христианская жизнь. Землянка батюшки стала своего рода церквушкой. Церковь под спудом А потом… стала приходить почта, и батюшка из Загорска от братии получил посылки с подрясником, ризой, мантией, чашей для Причащения, а также с Причастием в сухом виде. И вот христиане стали приходить на службы по субботам (утром и вечером) и в воскресенье по утрам. Службы совершались до начала работы с 6 до 8 часов. Вечерние – с 18 до 20 часов. По правую сторону землянки становились 8–10 мужчин, по левую – 15–20 женщин. За чтецов и певцов были местные жительницы Мария Ильинична, Елизавета Ивановна и Вера Семеновна. Иеромонах Димитрий с монахиней Елисаветой Автор статьи также описывает, как проходило в землянке Пасхальное богослужение в 1944 году. Когда уже были освящены куличи и яйца, один литовец вышел из землянки и произвел «салют» из охотничьего ружья. Участковый Власов угрожал ему даже печорской тюрьмой, если такое хоть раз повторится.

http://pravoslavie.ru/156574.html

«Приезжаем домой, и мамочка спешит к отцу Николаю Загоровскому сообщить, что Ваня жив. Матушка же Екатерина Ивановна, увидев мамочку в окно, выходит к ней навстречу со словами: Вам письмо от Ванечки”». Преподобный Нектарий Оптинский Фото: pravoslavie.ru Ваня Концевич Промысл Божий хранил его и помогал в трудных и скорбных обстояниях Что же происходило в это время с Ваней, о котором так беспокоились мама и младший брат Олег? А в это время едва оправившийся от возвратного тифа, худой и чуть живой Ваня сидел на берегу моря в лагере Добровольческой армии в Галлиполи, смотрел вдаль и тоже думал и молился о своих любимых родных: маме, Олежке, сестре Верочке. В жизни Ивана Михайловича Концевича неоднократно случались истории, которые свидетельствовали о том, что Промысл Божий хранил его и помогал в трудных и скорбных обстояниях. Дружная семья Ваня, старший из детей Концевичей, родился в 1893-м году, за ним шли Володя 1895 г.р., Олег 1905 г.р., а также сестра Вера. Отец семейства, Михаил Иванович Концевич, в юности пошел по линии академической и, окончив факультет естественных наук, вначале был оставлен при Варшавском университете, но, женившись, перешел на службу в Министерство финансов и был переведен на работу в Прибалтику в качестве податного инспектора. В бурном 1905-м году пережил покушение: во время одного из заседаний в Михаила Ивановича выстрелили из окна, так что пуля погладила его волосы, и он находился в прямом смысле на волосок от смерти. Семья несколько раз переезжала: из Варшавы в Прибалтику, затем в Полтаву. Люди старой России Фото: pravoslavie.ru В Полтаве старший сын Иван окончил 1-ю мужскую гимназию имени Государя Императора Александра I. Рос Ваня умным, одаренным мальчиком, пробовал себя в самых разных видах творчества: в годы Русско-японской войны лепил из глины русский флот, потом писал рассказы для младших братьев, причем сам рисовал к ним иллюстрации. 1-ая мужская гимназия в Полтаве Фото: pravoslavie.ru Когда отец семейства по службе был переведен в Кременчуг, все братья Концевичи стали отличными пловцами, а также плавали на лодке по Днепру, так что Ваня во время наводнения перевозил на лодке терпящих бедствие жителей затопленных районов. Олег, младший брат Ивана и будущий епископ Нектарий, даже стал чемпионом Украины по плаванию.

http://ruskline.ru/opp/2021/07/08/hranim...

Все разошлись. У постели болящего на ночь остались иеромонах Исаакий и иеродиакон Варсонофий. И, вот – на рассвете 17 июня, часа в три утра, преосвященный, подозвав к себе иеродиакона Варсонофия, начал читать краткие молитвы и по окончании их сказал: «Я теперь буду причащаться». Иеродиакон спросил: «Владыко, а где же Св. Тайны?» Больной спокойно ответил: «Разве ты не видишь принесшего?» По произнесении этих слов больной истово трижды перекрестился, открыл уста и, как бы что-то приняв, начал жевать. Через короткое время он попросил воды и, немного запив, возвышенным голосом трижды произнес: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» После этих слов все уже носило характер радостного благодарения по причащении. Упомянутый иеродиакон Варсонофий читал благодарственные молитвы. Последние были окончены. Отпуст произнесен самим больным, но он чувствовал в душе своей такой избыток духовной радости и восторга, что ничем другим не мог выразить своей радостной благодарности, как только вторичным выслушанием благодарственных молитв. Преосвященный не мог излить радостных чувств даже и по двукратном прочтении молитв и просил читать ему о причащении из Евангелия. Исполняя просьбу больного, иеродиакон читал I-ю главу Евангелия от Иоанна. Когда упомянутое место было прочитано, больной, устремив свой взор кверху и как будто что-то видя, спросил иеродиакона Варсонофия: «Видишь ли ты явившегося и повторяющего слова Евангелия: «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». И, получив на свой вопрос отрицательный ответ, велел отыскать из этого же Евангелия другие слова, в этот же момент произносимые явившимся. Слова были найдены и оказались следующими: «Был свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» и т.д. до слов: «закон дан чрез Моисея» (Ев. Иоанна, 1:9–17). Когда отысканное место было прочитано, то больной произнес: «Теперь Евангелие прочитано, явившийся скрылся, а потому – и я лягу спать». Но на этот раз уже сон его нельзя было назвать сном, а скорее – забытьем, прерывавшимся предсмертными беседами. В каждой из бесед проглядывала непоколебимая вера и надежда на Бога, и почти все они заканчивались просьбой больного расплатиться с должниками, если таковые найдутся; а у тех, кого, чем обидел, просил иеродиакона Варсонофия испросить прощение.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Так, он утверждал, что ему будто бы являлся Сам И. Христос, Богоматерь, апостолы, особенно Иоанн и Павел, христианские ученые, древние языческие мудрецы, современники Ноя, Авраама и др. Учение о соответствии состоит в том, что библейские изречения имеют троякое значение: буквальное, которое люди принимали до Сведенборга, духовное, которое понимают только духи, небесное, которое понимают только ангелы. Эти знаменательные соответствия были открыты вполне лишь Сведенборгу, а другим, даже апостолам, только отчасти и то некоторым из них (подробнее у прот. Судакова). 329 Подобным же образом извращено было и все христианское вероучение „шведским пророком“, как называют Сведенборга; но сам он твердо был убежден в истине своих откровений и требовал к себе полного доверия. Предполагаемое новое религиозное общество он называл „ Новою церковью“, „ Новым Иерусалимом“. Но при своей жизни он почти не имел последователей, по смерти же его учение распространилось быстро из Швеции по всем странам Европы, и даже проникло в Америку и в Индию под именем „Новой церкви“. И в настоящее время его учение не перестает приобретать себе последователей – явных и тайных, которые издают даже собственные журналы с целью разъяснения и распространения учения Сведенборга. Его сочинения переведены на многие европейские языки; сведенборгиане им усвояют то же значение, что и канонич. книгам св. Писания. Наиболее замечат. из них: „Arcana celestia“ (Небесные тайны) и „Vera religio Christiana“. 330 См. ст. проф. Соколова П. И. Учение о Св. Троице в новейшей идеалистической философии. Вера и Раз. 1893 г., II т. 2 ч. Ст. не окончена. Напечатано лишь „введение“. См. еще Сильвестра еп. Оп. Догм. Бог. II т. § 150. 331 Так именно объяснялись причины прикровенности изображений Троицы в ветхом завете древними учителями церкви. См., напр., Злат. Прот. аном. V, 3; Исид. Пелус. Пис. 643, к Павлу, в 1 кн. по рус. пер. (II, 143); Епиф. Ер. LXXIV, 10; блаж. Феодор. Врачев. еллин. недуг. (De curat. graecorum affect.), 2 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Само содержание ответа вряд ли было открытием для Пушкина: все, что было в нем сказано, он мог сказать, да собственно уже и сказал, себе сам - больше года назад был написан (еще не напечатан) " Анчар " , месяц назад - " Монастырь на Казбеке " . Но ведь именно так и звучал ответ - как ответ поэта себе самому, а не поучение со стороны! Словно автор в душу ему заглянул. Тут и было, думаю, потрясение: прозорливостью и тактом. Вообще - поступком. Когда в своем ответе " В часы забав иль праздной скуки " он говорит про " потоки слез нежданных " , здесь нет лукавства. Судя по цитированной записке Елизавете Михайловне, такого он и в самом деле никак не ждал. Его не обвинили в богохульстве, как обвиняли Иова его друзья, ему не прочли нотацию, не сделали выговора - с ним поступили так, как поступил с Иовом Господь, со всею твердостью поставивший его на место - " Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? " (Иов40,3),- но простивший и благословивший: ведь все свои речи Иов обращал прямо к Всевышнему, говорил с живым Богом; и за веру Бог оправдал его. Подобие такого же прямого обращения к Богу и услышал в бунтарских, богохульных стихах о даре напрасном и " враждебной власти " автор ответа на них. Вера, по апостолу Павлу, есть " удостоверение в уповаемом и уверенность в невидимом " (Евр.11,1). " Уверенность в невидимом " , как уже говорилось, у Пушкина была едва ли не отродясь - а вот с упованием бывает всегда труднее, оно требует духовных усилий. Не жажду ли такого усилия, не потребность ли в уповании, скрытую в парадоксальной, одиозной форме, прозрел в стихотворении Пушкина святитель Московский, выдающийся церковный деятель и христианский мыслитель, великий проповедник, " отец русского богословия " (В.Н.Лосский), а ныне иже во святых отец наш Филарет? Ходили слухи, что он нравом крут и чуть ли не жесток,- впрочем, распространены они были более в светских кругах, чем в церковных, где без строгости и нельзя,- но вот свидетельство мирянина: " Как кротко выслушивал он мои мнимофилософские лжеубеждения! Как мирно возражал он на все нелепости, бережно прикасаясь к молодому самолюбию и осторожно умеряя во мне гордость безумия. Другие на его месте, изо ста 99, с гневом удалились бы от меня. Но он... вынес мой бред и терпеливо подламывал мало-помалу подпорки моего полудеизма, полуматериализма, фатализма и т.д. " (И.Корсунский. Черты из жития святого праведного Филарета Милостивого в жизни Филарета, митрополита Московского. Сергиев Посад, 1893, с.59. - В.Н.). Это относится как раз к концу 20-х годов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/434/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010