26. При церкви состоит старостою церковным крестьянин Андрей Михайлов Смирнов, который должность свою проходит с 1917 г. 27. Преосвященный последний раз посещал церковь в 1914 г. Л. 3 об. Священник: Александр Матвеевич Соколов, 52 лет. Награды его: за усердную службу и честное поведение имеется набедренник с 1890 г. мая 24 дня. Имеет серебряную медаль в память Государя Александра III с 1881 г. по 1894 г. Имеет скуфью с 1906 г. марта 14 дня. Имеет серебряную же медаль за 25 летие церковной школы. Имеет камилавку с 1916 г. 24 февраля. Из какого звания: сын псаломщика из с. Карельского Вышневолоцкого уезда. Имущество: дом с хозяйственными постройками. Образование: Окончил курс в Тверской Духовной семинарии в 1888 г. и аттестатом 2 разряда. Преосвященнейшим Гавриилом Епископом Старицким, Викарием Тверским согласно резолюции Высокопреосвященнейшего Саввы Архиепископа Тверского и Кашинского определён во священника к церкви Преображения Господня в с. Спас – Ясеновичи Вышневолоцкого уезда (1888 г. сентября 14 дня). 1899 г. 4 марта по прошению Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Дмитрием Архиепископом Тверским и Кашинским перемещен к церкви Благовещения Пресвятой Богородицы с. Раевское Вышневолоцкого уезда. 1899 г. марта 20 проходит должность законоучителя и заведующего в Раевской церковно-приходской школе. 1899 г. апреля 1 день по 2 июля 1911 г. Состоит законоучителем в Парьевской Земской школе. 1909 г. Состоит сотрудником Духовного следствия 3 благочиннического округа Вышневолоцкого уезда. 1911 г. июля 29. Епархиальным начальством назначен духовным следователем 3 округа Вышневолоцкого уезда. 1911 г. 1 декабря. Состоит законоучителем Малышевского земского училища. 1915 г. 1 июля. Состоит депутатом на Бежецком духовном съезде от духовенства. 1915 г. 6 мая. Получил Благословение Синода с выдачею грамоты. 1916 г. Награжден камилавкой. Л. 4. Женат; в семействе у него: жена Олимпиада Иванова, род. 1867 г. июля 20 дня, и дети их: Вера, род. 1889 г. сентября 5 дня, учительницей в д. Стракиной Горке, Александр, род. 1893 г. 27 мая, находится на действительной службе поручиком, Серафима, род. 1894 г. июля 14 дня, за морем, Владимир, род. 1899 г. октября 23 дня, обучается в семинарии, Нина, род. 1904 г. 23 января, обучается в Царском селе.

http://sobory.ru/article/?object=10560

19. Превосходство св. веры христианской пред другими религиями по учению свв. мучеников 1 . «Нет иного благовещения, – наставлял преп. Варлаам царевича Иоасафа, – нет иной веры лучшей, кроме проповеданной апостолами, извещенной Богоносными отцами на соборах и преданной соборной церкви» («Чет.-Мин.» ноября 19 д.). 2 . Св. мученицу Сиру спрашивал мучитель-язычник, почему она отвергла отеческих богов и приняла иную веру, – она отвечала ему: «Всякий человек, имеющий здравый смысл, не уподобляется животным, которые идут по следам родивших их, но идет тем путем, который признает лучшим и не следует своим отцам и праотцам заблуждающимся: так и я, видя христианскую веру лучшею, нежели отеческое нечестие, избрала лучшее, отвергнув худшее». Когда же мучитель грозил ей многими муками, она, положив руку на свою выю, сказала: «Отсеки сию» («Чет.-Мин.» августа 24 д.). 3 . Имя христианин св. мученики считали лучшим и почтеннейшим из всех имен и, часто, одним этим именем означали свое высокое звание и назначение «Како именуешися?» спросил воевода-язычник св. мученика Акакия. «Вожделенное, – отвечал мученик, – мне и всему моему роду имя, от Христа происходящее: христианин называюся» («Чет.-Мин.» мая 7 д.). 4 . «Коея еси веры?» спросил судья мученика Трофима. «Христианин есмь, – отвечал мученик, – Христов раб, и хочу быть жертвою Христу» («Чет.-Мин.» сент. 19 д.). 5 . Когда разрешали от уз мученика Мардария, чтобы вести его к мучителю на допросы, он просил своего старца пресвитера (Евстратия): «Молю тебя, господине мой, научи меня, что мне отвечать тому пагубному человеку, чтобы он меня некнижного не обольстил как?» Старец отвечал: «Говори, брате мой, только одно: христианин я, Христов раб, и больше ничего не говори». Несколько раз был вопрошаем св. Мардарий о своем имени, отечестве и вере – и всякий раз говорил: «Христианин я, Христов раб» («Чет.– Мин.» дек. 13 д.). 6 . Язычники в защиту своей языческой веры выставляли св. угодника и то, что она вера давняя, а в унижение христианской веры то, что она недавняя. «Не о том только следует рассуждать, – отвечали св. угодники, – что вера ваша древняя, но о том, достойна ли она того, чтобы ее принять; ибо не все древнее честно, есть и зло древнее; однако оно не должно почитаться ради одной древности. Боги же ваши не что иное, как дело рук человеческих, немы и глухи, и не только другим, но и себе никакой пользы принести не могут; почитание богов ваших было виною злого и порочного жития людей; из-за них потоп истребил род человеческий. Если бы хранить все древнее ради одной древности, то следовало бы подражать и Каину братоубийце и тем, которые хотели построить башню до небес» («Чет.-Мин.» окт. 13 и апр. 11 д.). (См. кн.: «Правосл. исповедание христиан. веры в Четиих-Минеях», прот. А. Свирелина . Спб. 1893 г., стр. 5–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Кратиров Иван Александрович; 27.07.1839, с. Лохта Тотемского у. Вологодской губ.- 12.02.1909, Москва), еп. бывш. Саратовский и Царицынский. Сын свящ. А. Кратирова, впосл. протоиерея, настоятеля собора г. Кадникова Вологодской губ.; родственник сщмч. Павла (Кратирова) , еп. Ялтинского. Иван обучался в доме отца, затем в Тотемском ДУ (1850-1854), Вологодской ДС (1854-1860). По окончании семинарии «как особенно благонадежный по способностям, успехам и поведению» был направлен в МДА. В 1864 г. окончил академию по 1-му разряду со степенью кандидата богословия. 24 апр. 1867 г. за работу «О видах так называемого частного попечения пастырей о душах пасомых и о важности оного в кругу пастырской деятельности» Кратирову была присвоена ученая степень магистра богословия. Иоанн (Кратиров), еп. бывш. Саратовский и Царицынский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) Иоанн (Кратиров), еп. бывш. Саратовский и Царицынский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) 9 нояб. 1864 г. назначен на должность преподавателя церковно-исторических наук высшего и среднего отд-ний Вологодской ДС. 15 нояб. 1866 г. перемещен на ту же должность в Ярославскую ДС. С 9 марта 1867 г. помощник инспектора, с 10 июля того же года член правления Ярославской семинарии, с 4 июля 1870 г. также преподаватель практического руководства для пастырей. 31 авг. 1870 г. определен на должность секретаря совета и правления МДА. За деловые качества по ведению академической документации в руководстве МДА Кратирова называли «нашим министром». Получил чин коллежского советника (1875). В годы службы в академии неск. раз отклонял предложения перейти в канцелярию обер-прокурора Святейшего Синода. Определением Синода от 7-21 апр. 1883 г. Кратиров был назначен ректором Харьковской ДС, куда был приглашен еп. Амвросием (Ключарёвым) , незадолго до того назначенным на Харьковскую кафедру. Накануне отъезда в Харьков 7 мая 1883 г. Кратиров был рукоположен во диакона, 8 мая - во иерея Дмитровским еп. Алексием (Лавровым-Платоновым) , а 5 июня возведен им же в сан протоиерея. Впосл. И. был в дружеских отношениях с еп. Алексием и вел с ним регулярную переписку. В Харьковской ДС прот. Иоанн смог наладить дисциплину, поднять на должную высоту расстроенную его предшественником прот. М. И. Разногорским учебно-воспитательную работу. Прот. Иоанн занимался ремонтом помещений Харьковской ДС и строительством здания с преподавательскими квартирами, нового общежития для воспитанников и образцовой школы. По его инициативе в Харьковской ДС была введена форма для воспитанников. Помимо управления семинарией прот. Иоанн занимался делами епархиального управления. 4 авг. 1884 г. он был назначен председателем Харьковского епархиального училищного совета. По поручению еп. Амвросия Кратиров составил проект нового ж. «Вера и разум» , преобразованного из «Харьковских епархиальных ведомостей» , и был его редактором в 1884-1893 гг.

http://pravenc.ru/text/469496.html

—290— вести, который или оправдает его, или осудит; голос тем более строгий и справедливый, что пред ним нет извинения, ибо совести нельзя подкупить. Пусть каждый помнит это, пусть знает, какой суд совести ожидает его и, помня, пусть боится оказаться не оправданным пред самим собою. Не в покаяниях и молитвах священника наша надежда, а в сознании сделанного добра. Тут нет места для молитвы, которая, как опиум, усыпляет совесть и лишь увеличиваешь вину грешника. Итак, кому дорого свое спасение, тот не теряй ни минуты для совершенствования в добре. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье… и не ввергли бы тебя в темницу ( Мф.5:25 ). Здесь оканчивается учение Канта об оправдании, чтобы перейти затем в учение о церкви, как моральном царстве Божием. Теперь показано не только то, что мораль единственно спасающая и разумная религия, но и то, что христианская вера должна перейти в моральную, если хочет быть верою разумною и универсальною, ибо это безусловная заповедь, «чтобы человек начинал с улучшения жизни, как верховного условия, под которым единственно может находиться спасающая вера». Пересмотр принципов моральной религии Канта покажет, насколько справедливы эти притязания философа. (Следует разбор). А. Кириллович Извеков Н.Д., свящ. Несколько документов по вопросу об открытии православной духовной академии в г. Вильне//Богословский вестник 1893. Т. 4. 11. С. 345–367 (2-я пагин.). —291— Первое посещение Троицкой лавры и академии Высокопреосвященнейшим Сергием, Митрополитом Московским и Коломенским Был довольно теплый и ясный день 23-го сентября. Часы на лаврской колокольне пробили половину третьего. Торжественно гудел царь-колокол и от его мерных ударов звуки могучими волнами неслись над всем посадом. По улицам и на площади, пред святыми вратами и внутри обители толпился народ. Приближались те, давно ожидаемые, минуты, когда лавра Сергиева должна была встретить своего нового Священно-архимандрита. Вместе с народом толпились и мы, профессора и студенты академии, и тем напряженнее было наше ожидание, что мы готовились встретить не только своего Архипастыри, но и ближайшего начальника и покровителя академии. При разговорах, как всегда бывает в подобных случаях, не было конца разным, предположениям, ожиданиям и надеждам. Думали и гадали, конечно, все на одну и ту же тему: что-то будет и как-то будет? Московская академия имела, по-видимому, основание во вступлении на святительскую кафедру первопрестольной столицы Высокопреосвященныйшего Сергия видеть для себя некоторый праздник. В семьдесят девять лет своего существования не один раз торжественно встречала она новых Московских Владык. Начиная с Высокопреосвященного Августина, который был, так сказать, ее крестным отцом и при котором она получила свое начало, встречала она потом и Филарета, и Иннокентия, и Макария, и Иоанникия и Леонтия, но ни при одной из этих встреч не могла она чувствовать и ожидать того, что чувствовала и ожи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Библиотека творений св. отцов и учителей Церкви западных, издаваемая при Киевской Дух. Академии. Творения бл. Августина, Еп. Иппонского. Ч. 1-я. Киев. 1880. Предисловие: Жизнь и творения бл. Августина, Еп. Иппонийского. Стр. 1–29 и 30–46. Архиеп. Филарет Черниговский . Историческое учение об отцах и учителях Церкви. С.-Петербург. 1859. I–III. Т. III, § 196, стр. 18–25 и 25–44. ср. 2-е изд. СПб. 1882. I–III. Т. III, § 196, стр. 17–22 и 22–35. Ф. В. Фаррар. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. (Перев. с англ. А. П. Лопухина ). Изд. 2-е. I–II. Петроград. 1902–1903. Т. II. Гл. XVII, стр. 284–434. Блаженный Августин . Профф. А. П. Лопухин – П. П. Глубоковский. Православная Богословская Энциклопедия. Т. I-й. Петроград. 1900. « Августин, Аврелий, бл.» стр. 102–112. Ф. А. Брокгауз и И. А. Эфрон. Новый энциклопедический Словарь. С.-Петербург. (год не обозначен). Т. I-й, стр. 128–149. Статья Ив. Гревса: " Августин». Энциклопедический Словарь, составленный русскими учеными и литераторами. С.-Петербург. 1861 г. Т. I-й, стр. 160–179. Статья П. Л. « Августин, Аврелий». Прот. А. Ковальницкий. Обращение из неверия в христианство философа Августина (напоминание неверующим нашего времени). Изд. 2-е. С.-Петербург. 1893. X. X. Блаженная Моника. Изд. 4-е. С.-Петербург. 1904. Н. П. Кибардин. Система педагогики по воззрениям бл. Августина. Правосл. Собес. 1910. 5, 7–8 и отд. Его же. Новая школа блаженного Августина . С.-Петербург. 1912 (Извлеч. Из Журнала Минист. Нар. Просв. за 1912 г.). Х. X. Победа, победившая мир. Москва. 1895. (Изд. К. П. Победоносцева . Заимств. из англ. писат. Лилли. «Христианская революция»). Гогоцкий. Философский лексикон. С.-Петербург. 1859. Изд. 2-е. Ст. « Августин, блаженный ». Т. I, стр. 17–25. Целлер. Очерк истории греческой философии. С.-Петербург. 1886. Пер. с нем. М. Некрасова. П. П. Соколов. Учение о Святой Троице в новейшей идеалистической философии. Вера и Раз. 1893 г. Отд. фил., стр. 351–382, 406–428, 490–520. 1894 г. стр. 375–407 и дал. (работа не окончена).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

В Ханамаки есть новые слушатели – 6; между ними – Сато, хозяин дома, где катехизаторская квартира и молитвенная икона, назначающий одного из своих сыновей – двенадцатилетнего мальчика – для духовного образования, намерен вести его до Духовной Академии в России на свой счет, ибо человек достаточный, один из его сыновей – военный, другой учится законоведению, третьего – малого – еще для какой-то специальности назначает, и вот – одного в духовные, не будучи сам еще и христианином; мальчик показался мне кротким и способным, только недостаток косоглазия есть. Отслужили мы в Ханамаки краткое молебствие; сказано было поучение к христианам и собравшимся немногим слушателям. Посетили потом В имеющиеся здесь христианские дома, в двух из которых – христиане из других мест. С поездом в восемь с половиною часов вечера выедем в Коорияма, ибо в Ханамаки больше делать нечего. Но здесь непременно нужно будет поместит катехизатора, быть может соединив Ханамаки с Коорияма, ибо давно уже мы пытаемся основать здесь Церковь , и до сих пор все безуспешно, хотя отсюда есть уже у нас на службе священник о. Петр Ямагака. На этот раз, с помощью Божией, постараемся твердо стать здесь. В десятом часу вечера прибыли в Коорияма. Пока доехали на тележках до города, отстоящего ри на полторы от станции, по грязной, дождем испорченной дороге было совсем десять, и мы проехали на постой для ночлега, но братия узнали все-таки о приезде и пришли приветствовать; поговоривши с ними о церковных делах, мы успокоились в двенадцатом часу; холод здесь еще такой, что вечером едва можно терпеть, несмотря на шерстяную рубашку и чулки. 29 апреля/11 мая 1893. Четверг. Коорияма. Мориока. В седьмом часу утра в Коорияма мы с о. Борисом пришли в церковный дом и отслужили обедницу и литию по здешним умершим. Поют очень хорошо, ибо Церковь уже старая, и есть здесь из Певческой школы Моисей Куриякава, а ныне здесь еще Вера Сукава, воспитывавшаяся в Женской школе; «Христос воскресе» – значительно переиначено в напеве, и очень мне понравилось, – и этой песне придан какой-то минорный, печальный тон, свойственный японскому пению. Было поучение. По метрике здесь 85 крещеных; из них ныне в других местах 33, умерли 11, в католичество ушли 10, охладели 3; налицо всего 28. На богослужение собираются по субботам человек 15–20, по воскресеньям человек 4–5. Новых слушателей ныне 3. У женщин есть собрание в первое и третье воскресенье вечером в каждом месяце; приходят женщин 6–7; говорят сами приготовленное заранее; говорит и катехизатор Илья Накахара. У мужчин нет никаких собраний. Я убеждал и их завести «коогиквай», а христианкам советовал самим только говорить на собраниях, катехизатор пусть только помогает им хорошенько приготовиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

По требованию народа усталый, но самоотверженный и смиренный пастырь много раз показывался в окно вагона, благословлял народ, утешал и благодарил всех. Тронутый сильною верою людей и глубокою их приверженностью к Богу, высокий служитель Божий несколько раз закрывал окно и, сложив крестообразно руки, склонив голову, предавался глубокой слезной молитве за эти тысячи людей, за их доверие к смиренному Божию служителю и за их братскую христианскую любовь... Потом благословлял, снова благодарил всех. Когда поезд тронулся, тысячи почитателей отца Иоанна обнажили головы, слезно прощались и посылали вслед удалявшемуся пастырю Христову свои неудержимые теплые благожелания, просьбы и благодарности. Многие бежали за поездом, доколе представилась возможность. Благословив в последний раз покидаемый им город, отец Иоанн произнес: «Никогда не забуду встречи в Вильне». До станции Ландворово высокого редкого виленского гостя удостоились сопровождать: настоятель Николаевской церкви отец Митрофан Померанцев с супругой, г. директор отделения железнодорожного управления, товарищ прокурора виленского окружного суда Н.В. Гарин, военные и другие лица, имевшие в том духовную потребность. Простившись с светильником современной Христовой Церкви, отцом Иоанном, все возвратились домой, точно с праздника, довольные и счастливые, переживая высочайшие минуты нравственного освежения, отрады и утешения, внесенные в личную, семейную и общественную жизнь виленцев великой нравственной силой Христова служителя... Так, точно сон, промчался незабвенный для Вильны день 4 октября 1893 года. Да, и Вильна, с своей стороны, никогда не забудет своего высокого и редкого посетителя. Отныне для многих и многих в нашем уголке Божия мира он станет оплотом веры и любви. Сия есть победа, победившая мир, вера наша ( 1Ин.5:4 ). «Ты победитель, Галилеянин», – повторил, умирая в кровавой битве против христиан, несколько веков спустя император Юлиан Отступник 5 . Профессор И.А. Сикорский. Отец Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) и его пребывание в Киеве Приезд отца Иоанна в Киев и пребывание в нем представляют собою выдающееся событие местной жизни, которое должно быть занесено в летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В Оказаки: после выберут. В Тоёхаси: Андрей Танака, Варнава Хирака, Иов Оояма -(они же и сицудзи, и гиюу), Вера Такеиси, Сусанна Найтоо – пять. В Хамамацу: Моисей Оота, Павел Томура, Акила Исии, Петр Каваи, то есть все тамошние христиане, Лидия Оота, жена Моисея – шесть. В Фукурои: после выберут. В Мори: тоже; но Ераст Аиба служит, здесь присутствующий, – один. В Каяма: после решат, но там все уже служат. В Фукуде: (там ныне кочёо Стефан Аояма) – после. В Какенгава: Давид Ниими, Стефан Иноуе, Павел Наканиси; Нина Ниими, Софья Наканиси – пять. В Сидзуока: после выберут. В Едзири: Юлиан Сираи, Стефан Хориине – два. В Оогаки: после. В Ооябу: после. В Ханда: после. В после. В Удзуми: Иосиф Хиби, Яков Хиби и после еще выберут. (Всех выбрано: мужчин – четыре, женщин – пять). В Накасуи, в Тоёхама-мура: Филипп Ооаво и прочих всех: четырех мужчин, шесть женщин. В Ацуда: Марк Мориока – один. Всех ныне: тридцать четыре и после выберут. Подтверждено, чтобы фукёоин’ы наблюдали, чтобы катехизаторы удовлетворяли желающих слушать, если же по лености или по беспорядочному распределению денкё хиворои упускают найденных новых слушателей, то об этом тотчас же должны доносить священнику и мне, должны, словом, сами наблюдать, чтобы труд их не был напрасен. О. Матфей тут же рассказал, как случается иногда: слушатели соберутся, а катехизатор не идет, и бегут звать и упрашивать его – что же за бессовестные лентяи такие катехизаторы! Таких терпеть нельзя! Отчего же о них не дают знать? 3 . Нужны ли женские собрания? 3 . Нужно ли везде поставить по Церквам женские собрания: фудзинно симбокквай? Когда объяснено было, что за собрание: раз в месяц, в воскресенье, сами бегают конги и прочее, – все единодушно согласились поставить правилом: непременно по Церквам завести женские собрания. 4 . Перемещение катехизаторов. 4 . Не нужно ли сделать перемещение катехизаторов? Катехизаторы оставлены на тех же местах. Анатолию Озаки сделать выговор за бездеятельность и взять с него обещание вперед трудиться; кроме того, положено о. Матфею отныне, прошедши раз по Церквам, чтобы видеть, исполнено ли положение на сем собрании, остановиться на два месяца в Сидзуока и там помочь возбудить Церковь и направить Анатолия Озаки и Даниила Аоки, ибо их места должны принимать за одно, тем более, что в Эдзири ныне бонзы очень мешают проповеди, возбуждая народ против проповедников, и составляют союзы в этом смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

119 О состоянии просвещения в Византии от конца XI и до половины XV в. и в частности о характере и условиях появления указанных догматико-полемических сочинений см. у проф. А. П. Лебедева в „Очерках истории византийско-восточной церкви“. Москва. 1892. 564–590 стр. В „Сокровище“ Н. Ховиата, между прочим, есть упоминания о любопытных ересях его времени, нам очень мало известных, именно о следующих: гносимахах, тнитопсихитах, христолитах, этнофронах и парерминевтах (в „Очерках“ см. 576–577 стр.). 120 Поименованы в Догм. Богословии митр. Макария. I т. §7; Ср. еп. Сильвестра Опыт Догм. Бог. I. § 19. 121 Напечатан отдельным изданием. Казань, 1855 г. Об этом сочинении: Макария архиеп. Преп. Иосиф в его „Просветителе“ (Хр. Чт. 1871, II). Казанского П. С. Пр. Иосиф В. и его писания (Приб. к тв. св. отц. 1847, V). „Просветитель“ пр. Иосифа (Пр. Соб. 1859, III). Булгакова П. А. Пр. Иосиф В. Спб. 1865. 123 От этого времени дошли до нас в рукописи система Догматики, читанная в Киевской академии с 1642 по 1656 г. и составленная по богословию Фомы Аквината, и система Иоасафа Краковского, преподанная там же с 1693 по 1697 г. Обе системы состоят из отдельных догматико-полемических трактатов. В XVII в. видными богословами были в киевской Руси Епифаний Славинецкий, Кирилл Транквиллион, Захария Копыстенский, Исаия Козловский, Петр Могила , Иоанникий Голятовский и др., а в московской Руси Симеон Полоцкий и ученик его Сильвестр Медведев, не чуждые папистических заблуждений, представители западной образованности, греки братья Иоанникий и Софроний Лихуды , представители греческого просвещения. Влияние тех и других на направление школьной учености в Москве не было продолжительно. 124 Сам Ф. Прокопович успел составить только первую половину догматической системы; а так как она была принята в Киевской академии во второй половине XVIII в. в руководство, то трудом окончания его системы по его плану заняты были многие ректоры академии, а именно: Давид Нащинский, Никодим Панкратьев, Кассиан Лехницкий и Самуил Миславский, который и напечатал ее со своим дополнением в 1782 г., а еще она была издана в 1792 г. В сокращенном виде издал ее епископ чигиринский Ириней Фальковский под заглавием: „Theologiae christianae compendium“, в двух томах (в 1802,1810,1812 и 1827 г.). Богословие Фальковского служило руководством в начале XIX в. Сн. Беляева А. Д. проф. указ. ст. в Богосл. энцикд. IV т. О богословии Феофана Прокоповича см. исследования: Червяковского П. в Христ. Чт. 1876 г. I-II т. 1877 г. I-II т; 1878 г. I т. Тихомирова Ф. Трактаты Феофана Прокоповича о Боге едином по существу и троичном в лицах. Спб. 1884 г. Ю. Ф. Самарина (V т. его сочинений). Стефан Яворский и Феофан Прокопович . М. Савкевича. Уч. Стефана Яв. и Феофана Пр. о св. Предании (Вера и Раз. 1893, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В два часа отправился отдать визит доктору Кёберу, живущему в конце города, как раз у школы слепцов; заговорил о слепце Антоне Антоновиче; догадался Кёбер и говорит: «С удовольствием я поместил бы его у себя, но по контракту с хозяином права не имею принять на жилье в дом иностранца». Из Эма Матфей Ина, женатый на сестре умершего бывшего катехизатора Андрея Ина, описывает кончину Андрея. За полчаса до смерти Андрей, уже лишившийся способности говорить, знаками велел женщинам оставить комнату и, потребовав кисть и бумагу, спросил письменно у доктора: «Решено ли?». Тот тоже кистью ответил Конфуциевой фразой, что, мол, «участь человека – умереть лишь только научиться», но к этому прибавил: «Ты же не только научился, но и учил многие годы других»; то есть был много лет катехизатором (доктор, хотя был язычник, но знал службу Ина). Поняв из этого уклончивого ответа, что жизнь кончена, Андрей написал стишок: «Тан-дзицу я годзю сан (53) сака, ёцу (4) нокору». («Кратки дни! Пятьдесят три – вершина! Четыре не достает». То есть, умирает сорока девяти лет); положил кисть, перекрестился и испустил последний вздох. За несколько дней он приобщился Святых Тайн; был все время в мирном христианском настроении. 30 декабря 1896/11 января 1897. Понедельник. Симеон Мацубара из Аомори пишет: христианин из селения Миммая позвал его к больному сыну; христианин этот, Петр Коита, скрывал свою веру от соседей, даже и икону держал в скрытом месте, но то же, что и у нас: «Гром не грянет, мужик не перекрестится», захворал сын, душа заволновалась глубже, и пепел с тлевшей искры сдут. Симеон крестил сына, но он помер вслед за тем, и Симеон же похоронил его по христианскому обряду, причем вера Петра обнаружилась для всех, и он уже не являл ни малого поползновения скрывать ее. При похоронах Симеон Мацубара имел случай сказать несколько катехизаций; все слушали, не исключая местных бонз, которые потом еще приходили рассуждать с ним о вере и в заключение выразили свое, хоть и печальное для них, убеждение, что «скоро все будут христианами». – Был также Симеон Мацубара в селении Канида, 8 ри от Аомори, с двести домов жителей; позвал его сюда один христианин, Илларион Ямазаки; но нашел он здесь и других христиан: жену врача, Марию Ямамото, которая держит на видном месте в доме икону, являя себя христианкой, и мужа своего убеждает принять христианскую веру; была здесь в Женской школе сия Мария года два; катехизатор Мацубара хвалит Женскую школу за умение так глубоко привить христианство своим ученицам. Есть там еще, кажется писарем в сельском правлении, Моисей Симада, краткое время находившийся здесь, в Семинарии, тоже порядочный христианин. Симеон Мацубара надеется в селении в скором времени образовать Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010