Итак, им вместе с мимами и иудеями 615 , словно друзьям Спасителя, доверяются мудрыми тайны священнослужения 616 , и из-за них избегает мест молитвенных собраний православный народ, ибо, безусловно, и до вас достигло (известие) о неслыханно дерзком деле, совершенном в Эфесской Церкви без всякой к тому причины. И как может быть иначе, когда этот город находится на берегу моря и через него легко проникают слухи? На месте, а лучше сказать, на престоле Иоанна 617 , написавшего Евангелие, преданно припавшего к груди Премудрости 618 , о котором написано: которого любил Иисус ( Ин. 13:23 ), на престоле, который наследовал Тимофей, ученик Павла, к которому обращены два послания апостола 619 , – мерзость запустения ( Мф. 24:15 ). Ибо, рукоположив, они возвели на престол Виктора, евнуха трибуна 620 , истощая в тюрьме до сего дня мужа, возведенного на престол двенадцатью епископами, проводившего монашескую жизнь в пустыне, изучавшего круг наук 621 , в совершенстве знавшего Священное Писание и прослужившего три года диаконом. И если бы рукоположенный евнух был поставлен ради благочестивой жизни, зло было бы только половиной зла, но вовсе нет, он был дождевым червем, рабом чрева, пылающим страстью к женщинам, бесстыдным пьяницей, уязвленным страстью блуда, рабом, купленным за деньги, не свободным, сребролюбивым, по самому своему рождению, приговоренным к оковам, безумным, не мужчиной и не женщиной, и, как я часто слышал, поднимавшим на плечи во время сатирических пиров актрис и, увивая плющом голову, державшим в руке кратер, чтобы черпать вино в виде мифического Диониса. И все это он делал не прежде того, как был посвящен Христу, но после посвещения, и этим он намекает, что не верит в воскресение 622 , ибо, разрушая основы воскресения, как он будет в него веровать? А не веруя в воскресение, как он будет его проповедником, согласно сказанному: Как проповедовать, если не уверовали ( Рим. 10:14–15 )? Так, он проводит целомудренную жизнь, причиной которой был нож, лишенную награды, и бесплодно безумствует из-за своего позора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Возблагодарим за то, что мы чада Православной Церкви; возблагодарим, что нам дано, если не жизнию нашею, то умом и чувством сердца узнать до некоторой степени святую иноческую жизнь; возблагодарим, что нам дано, хотя до некоторой степени, понять тщету и суету мирской жизни; возблагодарим за те крохи чудной трапезы, которые мы получили. Наследства отцов и предков мы недостойны по своей греховности, но нам оказана великая милость: даны нам крохи той святой жизни, которою питались отцы; качество крох свидетельствует о качестве того, от чего они остались. О существовании и достоинстве недомыслимом крох этих, как и самой жизни, не знают люди мира сего и те, кого условия жизни (по неведомым судьбам Божиим) не допустили узнать их. Смиримся, и убоимся страхом спасительным. Смиримся, и не дозволим себе ни малейших помыслов тщеславия и гордости, не дозволим себе осудить тех, кто не понимает нас... Смиримся сугубо от сознания, что мы лично ничем не заслужили полученных милостей Божиих. Чтобы хранить и сохранить полученное, необходимо дорожить им и благоговеть пред ним, иначе можно утратить его» 618 . Отец Никон, не зная за собой никаких противозаконных дел, надеялся, что его (как и отца Кирилла и других) отпустят, как уже бывало. Он написал отцу Геронтию, поселившемуся в его квартире, чтобы он сделал некоторый запас на зиму – дров и продуктов. Но вот уже настала и зима, а их не отпускали. Духовные чада отца Никона надеялись на его освобождение, но в начале января 1928 года они получили от него следующее письмо. «Мир вам и Божие благословение, – писал он. – По воле Божией придется нам расстаться. Этап приблизительно через месяц... Если Господь судит мне покинуть дорогие моему сердцу места и близких мне людей – да будет Его святая воля!» 619 . Отец Никон в этом письме просил принести ему некоторые необходимые вещи. А в конце письма испрашивал благословения и молитв о себе у владыки Михея, архимандрита Исаакия и всех отцов и братий оптинских. Отец Никон был осужден на три года концлагеря и причислен к этапу, который готовился к отправлению на Соловки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—618— вопросов». Поэтому, по открытии заседаний Собора, на первом плане будет поставлено не то, чтобы он возможно обстоятельнее обследовал все вопросы, а то, чтобы он не затянулся. А если так, то ясно, что Собор будет поставлен в необходимость выбирать одно из двух: или разъехаться, не окончив дела, или принять те проекты, которые будут выработаны особым совещанием. Дело Собора переносится в канцелярию и здесь вопрос о церковных реформах должен получить окончательное разрешение. А уже до канцелярии едва ли дойдет вопль измученной религиозными томлениями глубоко–верующей и страждущей души. А между тем в лоне Православной Церкви происходят такие явления, которые заставляют глубоко призадуматься всех тех, кому дороги ее интересы, и которые, дают повод опасаться за ее будущность. Эти явления прямо указывают на то, что, если не произойдет внутреннего обновления церкви, она постепенно будет терять своих членов. Событием данного момента, приковывающим к себе внимание всего общества, является переход архим. Михаила в старообрядчество. Архимандрит Михаил, бывший экстраординарный профессор Петербургской дух. академии, видный церковно-общественный деятель и публицист, автор многих живых и талантливых брошюр, – слишком определенная и крупная величина, чтобы факт его перехода в старообрядчество можно было обойти молчанием. Действительно, в печати очень много уделено было внимания этому событию. Причем самый факт освещался и оценивался различным образом. Консервативные органы видели в этом поступке арх. Михаила последнее и яркое доказательство низости его натуры, всегда заставлявшей его торговать своею совестью и своими религиозными и политическими убеждениями. Либеральная же печать оправдывала его и старалась устранить всякие подозрения о каких-то скрытых замыслах арх. Михаила, решившегося на такой смелый шаг. Мы не можем подробно останавливаться на выяснении причин, побудивших арх. Михаила оставить православие и перейти в старообрядчество; мы лишь в форме некоторого предположения скажем: не является ли уход арх. Михаила из лона православной церкви отчасти

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поставляемый на священную должность должен быть женатым всего однажды. Правда, второй брак не запрещается безусловно христианским учением. Сам Павел в послании к Коринфянам пишет, что неженатые и вдовые, если не удержатся, могут вступать во второй брак 609 , в послании к Римлянам говорит о женщинах: аще ли умрет муж ея, свободна есть от закона, не быти ей прилюбодейце, бывшей мужу иному 610 . а в 1 посл. к Тимофею даже настаивает, чтобы юные вдовицы выходили замуж, рожали детей и проч. 611 . Такой же взгляд на второй брак высказывают и учители церковные, напр. Епифаний пишет: „если кто по немощи, после смерти первой жены, желает вступить во второй брак, то правило истины этого не запрещает“ 612 . Однако же, пастыри церкви должны быть мужами одной только жены, по причине воздержания 613 . Такой смысл разбираемого нами изречения апостольского подтверждается 1Тим.5:9 , где говорится об избрании вдовиц в диакониссы. Апостол говорит: вдовица же да причитается не менши лет шестидесятих, бывши единому мужу жена. Несомненно, что здесь говорится о такой вдовице, которая была замужем только однажды и, после смерти первого мужа, не вступала во второй брак, Точно так же не сомненно, и в словах Апостола: единыя жены муж выражается мысль о единоженстве пресвитеров, или иначе – пресвитер должен жениться всего только один раз. Так понимала означенное место и св. Церковь . Тертуллиан , например, говорит: „у нас предписывается иметь одну жену тем, которые приобщаются к священному чину“ 614 . Тот же учитель церкви, сделавшись последователем монтанизма, уже жалуется на Церковь , что она запрещает второй брак только клирикам и не распространяет этого запрещения на всех мирян 615 . Вообще, следуя преданию и церковной практике, унаследованным от св. апостолов, Церковь требовала от священнослужителей не только воздержания от второго брака, как признака самообладания и господства над чувственными склонностями, но отлучала от церковных должностей и не допускала к посвящению вступивших во второй брак. „Двоеженцы не могут быть ни епископом, ни священником, ни диаконом“ 616 , говорит Ориген . „Двоебрачного нельзя принимать в священное звание“, говорит Епифаний, „хотя-бы он отличался воздержанием, или был вдов, по древнему установлению о епископе, священнике, диаконе и иподиаконе“ 617 . To же самое мы видим в Постановлениях апостольских. „Мы сказали, что в епископа, пресвитера и диакона должно поставлять однобрачных, в живыхли будут жены их, или умерли. Но после рукоположения не позволительно ни вступать в брак, если они не женаты, ни сочетаваться с другими, если они женаты: они должны довольствоваться тою женою, которую имели, когда пришли к рукоположению. Повелеваем также, чтобы однобрачные же были и служители, и певцы, и чтецы, и привратники. Диакониссой же должна быть дева, непорочная, верующая и почтенная“ 618 . А 17 правило Св. Апостолов гласит так: „дважды женившийся после крещения или имевший наложницу не может быть епископом, пресвитером и диаконом“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

В связи с переездом в 1906 году Исаина в другую местность, 14 ноября были устроены проводы, на которых прозвучало много теплых слов и добрых пожеланий в его адрес. Отмечены заслуги в части изыскания материальных средств, личное прошение перед отделом промышленных училищ о субсидии классам для взрослых. Также руководство благотворительного общества организовало горячие завтраки для учеников школы стоимостью в 1 копейку. Расходы на питание были покрыты за счет пожертвований почетного члена общества Валентины Волковой – супруги М.М. Волкова. Эта женщина, скоропостижно умершая 11 августа 1907 года, принимала самое активное участие в деятельности Новозыбковской благотворительной организации. В память о ней ее сын – казначей С.М. Волков – 2 февраля 1908 года пожертвовал 20 тыс. рублей, за счет которых был создан капитал имени Волковой. Особое место в жизни общества занимала его Председательница княгиня Долгорукова. Даже после того, как в 1896 году ее супруг был избран губернским предводителем дворянства и семья переселилась в Чернигов, Мария Павловна не прерывала связи с благотворительным и другими просветительскими учреждениями Новозыбкова. Она по-прежнему много помогала обществу деньгами, хлопотала в высших кругах о постройке для него собственного здания. Во время русско-японской войны по инициативе Марии Павловны в помещении школы ученицы при содействии дам (членов общества) шили белье, которое затем отправлялось раненым солдатам и офицерам. В результате стараний княгини Долгоруковой при обществе в память ее супруга князя Николая Долгорукова была открыта бесплатная библиотека для населения, которая располагалась в специальной пристройке к зданию школы. На эти цели Мария Павловна пожертвовала 3 тыс. рублей. К началу 1899 года в библиотеке насчитывалось более 630 книг по истории, мироведению, богословию, а также 618 томов периодических изданий. Услугами библиотеки пользовалось 340 читателей. В полном объеме работы по обустройству библиотеки были завершены в 1901 году и обошлись обществу в 3 295 рублей.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/09/novozy...

Упомянул священник Ф.И. Васильев и о последней награде игумении Анфии (Тюлькиной), заключив: «Но Господь не судил ей получить награду на земле и от людей, уготовав воздаяние Сам и драгоценнее на небесах». с. 51] Отмечая заслуги игумении Анфии (Тюлькиной), нельзя также не упомянуть и о трудах настоятеля собора Казанской иконы Божией Матери (Казанского Богородицкого собора) Андрея Никитича Иорданского (1811 - 1880), переведённого «на протоиерейскую вакансию, упразднившуюся по случаю смерти протоиерея [Ф.Т.] Талантова при казанском женском монастыре» по предложению архиепископа Казанского и Свияжского Антония (Я./И./Г. Амфитеатрова) от 16 мая 1869 г. с. 424] и, по печальному стечению обстоятельств, покинувшего этот мир за два месяца до кончины настоятельницы - 18 сентября 1880 г. с. 618] Этот авторитетный священник и учёный - выпускник Московской духовной академии 1836 г., профессор философии в КазДС в 1838 - 1840 гг., долгое время служивший на церковном и общественном поприще и удостоенный множества наград, - долгое время участвовал в жизни Казанского Богородицкого женского монастыря. Так, ещё 25 сентября 1853 г. он был определён «благочинным казанского Богородицкого собора и Воскресенской церкви», однако уже 16 июля 1854 г. был уволен «от сей должности по казанскому собору» в связи с определением «благочинным 1 половины казанских градских церквей». с. 619] В период служения протоиерея А.Н. Иорданского произошли, в частности, положительные подвижки в части приобретения дома для монастырского причта. «В семидесятых годах, - отмечал протоиерей А.Ф. Зеленецкий, - вопрос о постройке церковных домов для причта возбуждён самим Казанским Архиепископом Антонием. Благочинный городских церквей 1 участка от 15 ноября 1873 года за 107 препроводил при отношении своём на имя настоятельницы монастыря Игумении Анфии Воззвание Высокопреосвященного Антония об устройстве для священно-церковнослужителей домов. Причём там, где есть в церквах значительные суммы денег кружечных и кошельковых, часть этих сумм может быть уделена, за удовлетворением нужд собственно церковных, и на устройство домов для причта.

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/19/...

В 1968 году архимандрит Иоанн (Роша) впервые посетил Португалию, где его высокая миссионерская активность привела к образованию целого ряда православных общин, объединённых впоследствии в Португальскую Православную Миссию Русской Православной Церкви Заграницей. Трудами архимандрита Иоанна были переведены на португальский язык богослужебные тексты, а также открыта иконописная школа. Уже к 1972 году число новообращённых в Португалии приблизилось к пятистам человек, духовным окормлением которых занималось шесть православных священнослужителей, являвшимися этническими португальцами. В 1974 году Португальская Православная Миссия была преобразована в Португальский Экзархат Русской Православной Церкви Заграницей, а архимандрит Иоанн (Роша) назначен епископским администратором Экзархата. В 1976 году Португальский Экзархат получил официальную государственную регистрацию под названием «Православная Католическая Церковь Португалии» 618 . Несмотря на весьма позитивные результаты миссии, деятельность архимандрита Иоанна (Роша) не нашла одобрения у его правящего архиерея архиепископа Женевского и Западно-Европейского Антония (Бартошевича). Это подтолкнуло главу Португальского Экзархата РПЦЗ к смене церковной юрисдикции. Не имея канонического отпуска от своего правящего архиерея, он посредством крещения и перерукоположения был принят в старостильный «флоринитский» синод церкви ИПХ Греции, возглавляемый архиепископом Афинским Авксентием (Пастрасом). В новой церковной юрисдикции «Православная Католическая Церковь Португалии» сохранила статус Экзархата, а архимандрит Иоанн получил титул Экзарха, 17 июня 1978 года архимандрит Иоанн (Роша) принял пострижение в великую схиму, во время чего был наречён Гавриилом (Габриэлем). 18 июня 1978 года состоялось рукоположение архимандрита Гавриила (Роша) во «епископа Лиссабонского, Экзарха „флоринитского“ синода церкви ИПХ Греции в Португалии». Хиротонию возглавил архиепископ Афинский Авксентий (Пастрас) в сослужении митрополита Коринфского Каллиста (Макриса), митрополита Пирейского и Саламинского Геронтия (Мариолиса) и митрополита Мегаридского Антония (Фанасиса).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

102 . Иеремия, придя на это место, нашел там жилище, похожее на пещеру, внес туда найденные им шатер, ковчег и жертвенный алтарь и завалил вход. А те, которые с ним пришли, хотя и очень старательно разыскивали это место, чтобы запомнить его, не смогли найти его. Когда же Иеремия узнал об их усилиях, то сказал: Это место останется неизвестным, доколе Бог , умилосердившись, не соберет сонма народа. Тогда Бог покажет его, и явится величие Господа ( 2Мак.2:7–8 ). 18 . 103. Сонм народа – это мы, и мы знаем милость Господа Бога нашего, которую наш Искупитель явил в Своих страданиях. И, думаю, мы знаем этот огонь, так как читаем, что Господь Иисус крестит Святым Духом и огнем – об этом говорит Иоанн в своем Евангелии 615 . По заслугам сжигалось жертвоприношение, потому что оно приносилось за грех, а огонь был образом Святого Духа, Который должен был сойти после Вознесения Господа и отпустить грехи всем, подобно огню воспламеняя душу и ум верующего. Поэтому Иеремия, охваченный Духом, говорит: В сердце моем был как бы горящий огонь, опаляющий кости мои, и я совершенно ослабел и не могу больше удерживать ( Иер.20:9 ) 616 . Мы читаем в Деяниях апостолов о сошествии Духа на апостолов и многих ожидавших исполнения обетов Господних: тогда языки разделились подобно языкам пламени 617 , и каждый из получивших дар различных языков так воспарил духом, что казалось, они опьянены молодым вином. 104 . Что означает, что огонь стал водой, а вода породила огонь? Под этими словами разумеется благодать Духа, огнем выжигающего наши грехи, а водой омывающего их. Ведь грех омывается и выжигается. Поэтому апостол говорит: Огонь испытает дело каждого. И ниже: А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня ( 1Кор.3:13, 15 ). 105 . Мы привели эти слова для того, чтобы показать: грехи сжигаются огнем. И поистине был святым огонь, сшедший на жертвоприношение как предвестник будущего отпущения грехов. 106 . Этот огонь скрыт во времена пленения, когда царит грех, а появляется во времена свободы. Хотя он принимает вид воды, однако сохраняет природу огня, сжигая жертвоприношение. Не удивляйся, читая об этом, ведь Бог Отец сказал: «Я – Огонь пожирающий» 618 , и в другом месте: Меня, источник воды живой, оставили ( Иер.2:13 ). Сам Господь Иисус, как огонь, воспламеняет сердца слушающих и, как источник, освежает их. В Своем Евангелии Он говорит, что пришел для того, чтобы принести на землю огонь и напоить жаждущих живой водой 619 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Кирилла. Перед местным образом стояла небольшая поставная свеча, расписанная красками. Налеп у нее был оловянный, а подсвечник каменный «мурамлен». В алтаре престол был оболочен «пестредью». На нем крест воздвизальный был из дерева (разной, см. опись 1621 года). Евангелье тетр в полдесть было украшено зеленым бархатом («изуфрью зеленою», по описи 1621 года). Евангелисты на нем были медные, позолоченные. Покров на престоле по словам описи 1621 года был «дороги двоеличные, шелк зелен да желт ветх». В 1601 году священные сосуды в алтаре были деревянные, а в 1621 году – оловянные 616 . В начала XVII века при церкви архангела Гавриила была колокольня 617 на которой висело несколько больших медных колоколов, как-то: колокол в «300 пуд» 618 , отлитый при игумене Васьяне, и другой колокол в 100 пудов, отлитый при игумене Кирилле (II) 619 . Здесь-же в 1601 году было 6 колоколов зазвонных и красных. К 1621 году из числа их недоставало одного, но кроме них на колокольнице лежали два колокола краснозвонные разбитые 620 . На той-же церкви были еще «часы боевые, а у часов два колокола перечасные не велики». Часы били, как замечает опись 1601 года, «в прибойной колокол, в которой звонят» 621 . Рис. XIX. Колокольня. (Вид со стороны настоятельских келлий) Но звонница архангельской церкви могла удовлетворять братию только в древнейшее время, когда недостаточные средства не позволяли монастырю обзавестись сильным и благозвучным звоном, столь излюбленным в древней Руси. В начале XVII века рядом с западной стеной церкви уже существовала более обширная каменная «колокольница», «приделанная», вероятно, во время игуменства Афанасия 622 и во всяком случае позже постройки церкви, из которой (как показывают заделанные двери) был прежде выход и с западной стороны (см. рисун. XVI). Опись 1601 года достаточно определенно указывает местоположение этой пристройки, когда говорит, что она стояла «от церкви архистратига Гавриила, что под колоколы, да к трапезе» 623 и, следовательно, занимала тоже четырехугольное в плане пространство, что и в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Известна жалованная тарханная, несудимая и оброчная грамота Е. от 17 нояб. 1482 г. Евфимиеву суздальскому в честь Преображения Господня мужскому монастырю , в которой разрешалось заменить пошлины с церквей в 11 монастырских селах годичным оброком «на Дмитреев день» на сумму в 1 р. (АСЭИ. Т. 2. 476. С. 515-516). Значение привезенной Е. из Литвы Кормчей книги Уехав в Москву, Е., по-видимому, забрал с собой часть архива Черниговской кафедры. 10 дек. 1495 г., в ходе сватовства Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика к вел. кнж. Елене Иоанновне , литов. послы поднимали вопрос «о спискех и о грамотах о владычних Дьбрянского, что свез с собою владыка Еуфимей» (СбРИО. Т. 35. 24. С. 134). Из записей на рукописях XVI - нач. XVII в. выясняется, что Е. привез из Брянска, в частности, Кормчую книгу. Об этом факте известно из записи 1517 г. в списке Кормчей, принадлежавшем Вассиану (Патрикееву) . Среди 3 источников данного списка указаны «Правила... епископа Суздальскаго Евфимиа, что вывез изо Бряньска с собою» (ГВСМЗ. В-5636/399. Л. 4 об.). По мнению Я. Н. Щапова , со списком Кормчей книги, привезенным Е., можно отождествить «Суздальские правила», упоминаемые в ряде рукописей. Согласно классификации Щапова, это Кормчие суздальской и даниловской подгруппы Сербской редакции (РНБ. Погод. 236, 2-я пол. XVI в.; РГБ. Ф. 98. Егор. 915, 1622-1623 гг.; оба списка содержат запись: «Доселе с Суздальских правил») ( Щапов. С. 266). Указание на то, что список сделан с «Суздальских правил», есть также в Кормчих: РГАДА. Ф. 181. МГАМИД. 1593. Л. 600, посл. треть XVI в., и ГИМ. Воскр. 28. Л. 618 об., кон. XVI в. Оба кодекса имеют запись: «Доселе с Суздальских правил, а се собрание и припис(ь) того ж Даниила игумена, потом бывша митрополита. Лета 7030, месяца февраля». В XVI в. «Суздальские правила», как и их владелец Е., были в центре внимания кружка книжников в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . В Русском Хронографе 1512 г., составленном волоцким мон. Досифеем (Топорковым) , подробно освещена деятельность Е. в Сев.-Вост. Руси. В Волоколамской обители переписывалась и редактировалась Кормчая книга. В монастырских описях 1573 и 1591 гг. среди рукописей «в десть» упоминаются «Правила болшие суздальские» и «Правила старые, писаны с Суздалских правил, не одно писмо: в начале Нилово писмо Полева и иных старцев при Даниле митрополите» (КЦДР. [Вып.:] Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. СПб., 1991. С. 74). Местонахождение данных списков в настоящее время неизвестно. Очевидно, что «Суздальские правила» стали авторитетны в XVI в. благодаря деятельности митр. Даниила.

http://pravenc.ru/text/187694.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010