Новомученица Анна (Зерцалова). Подвижник веры и благочестия. М. 1914. С. 75.    О Кресте Твоем веселящеся. Проповеди. М., 2002. С. 336—337.    Новомученица Анна (Зерцалова). Подвижник веры и благочестия. М., 1914. С. 74. Глава 9. Чудесная помощь при жизни    Как правило, духовные чада батюшки бывали облагодетельствованы им и благодатным образом, и материально. Поэтому в этой главе мы встретим как чудеса благодати Божией, так и чудесные проявления любви, чуткости и самоотвержения Божьего угодника. Се, здрав еси...    Новомученица Анна пишет, что случаев благодатных исцелений отцом Валентином от самых тяжелых и смертельных недугов были тысячи. Приведем наиболее примечательные примеры из ее книг и рукописей.    Духовная дочь батюшки Акилина Петровна около десяти лет страдала нестерпимыми болями под ложечкой, которые продолжались по три часа. Однажды во время исповеди батюшка неожиданно коснулся ее больного места и проговорил: «Деточка, у тебя здесь болит». «Болит, батюшка»,— поспешила ответить Акилина Петровна. Он еще раз коснулся рукой больного места, потом взял с аналоя крест, а правой рукой указывая на крест проговорил: «Деточка, молись, молись». Акилина Петровна ответила: «Молюсь, батюшка, молюсь». Батюшка во второй раз повторил: «Молись, молись Кресту». Исповедь кончилась, и какова же была ее радость: боль прекратилась и уже больше не повторялась.    Второй священник Архангельского собора, Платон Андреевич Воскресенский, и его семья глубоко почитали отца Валентина и неоднократно по его молитвам получали благодатную помощь.    Отец Платон как-то опасно заболел, так что требовалось немедленное созвание врачебного консилиума. Супруга его, Елизавета Васильевна, стала умолять батюшку помочь мужу. Отец Валентин тотчас отозвался: «Я попрошу докторшу Е. П. Вениаминову хорошенько разузнать о болезни Вашего мужа и сам приду навестить его». Батюшка вскоре же пришел к о. Платону, который в то время жил на Воздвиженке, в одном дворе с ним. Подойдя к больному, о. Валентин взял его за руку и стал пробовать пульс. Затем успокоил его и жену, попросил переставить его кровать в более просторную комнату, где было больше воздуха. Больной тут же почувствовал себя лучше, а в скором времени выздоровел и возобновил служение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4033...

Преосвященный Вениамин (Карелин), Епископ Рижский, скончавшийся 21-го августа 1874 г.,. был моим совоспитанником по Московской Академии. По окончании курса в 1848 г., с. званием Магистра, он был священником в Рижской епархии; овдовевши принял монашество и был инспектором Рижской Семинарии, затем Ректором Семинарии Астраханской и Пермской. В 1866 г. он, по ходатайству Рижского Архиепископа Платона, назначен был к нему викарием. Это назначение было для него неожиданно, и он принял его неохотно. Проезжая в мае из Перми в Петербург для хиротонии, он был у меня в Москве и жаловался на свою бедность, говоря, что он не имеет средств сделать для себя приличную архиерейскую рясу. Я предложил ему в дар, не помню, что-то из своих одежд, и он принял это с большою благодарностию. По переведении Преосвященного Архиепископа Платона, в марте 1867 г., из Риги в Новочеркасск, епископу Вениамину поручено было управление Рижскою епархиею, а в марте 1870 г. он утвержден был епископом Рижским. Относительно Преосвященного Нектария († 7го сентября 1874 г.) Преосвященный Леонид описывает в своем письме последнее свидание его с почившим в Бозе святителем Филаретом, а я расскажу нечто о его первом свидании с тем же великим святителем. Это было в 1855 г. Покойный Нектарий, тогда Ректор Киевской Семинарии и Архимандрит, вызван был в Петербург на чреду священнослужения и проповеди Слова Божия. Приехавши в Москву, он явился к Митрополиту. Когда Владыка вышел из своего кабинета в приемную комнату, о. Нектарий поклонился ему до земли, сказав: «так приказал поклониться Вашему Высокопреосвященству Владыка Киевский Филарет» (Амфитеатров). Тогда Московский Владыка сам преклонился пред Архимандритом до земли, приказав ему написать своему Владыке, что и он ему отвечает таким же низким поклоном. Затем о. Нектарий должен был исполнить еще одно поручение от своего Архипастыря к Московскому Владыке, а именно: Владыка Киевский поручил ему передать Владыке Московскому убедительную просьбу, чтобы он перестал ходить в день Крещения на воду, так как и он два года уже не ходит. Владыка Московский спросил при этом о. Нектария: «а сколько твоему Владыке было назад тому два года лет от роду?» «75 лет», – отвечал он. – «Ну, стало быть, я имею право ходить на воду еще два года, так как мне только еще 73 года». Все это я слышал тогда же из уст самого о. Нектария.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Четкое осознание необходимости храма, заботливость в снабжении его всем нужным для богослужения, теплое отношение к благолепию, украшению церкви – все это было присуще массовому сознанию русских людей. Каждый искренне верующий человек не считал возможным для себя отказаться от участия в трудах или приношениях для храма, дабы не прогневить своим нерадением Бога. Ощущая себя грешниками, надеялись, что эти труды и эти вклады лягут на другую чашу весов Божьего суда. Об интересе русских прихожан к проповедям в церкви и живой реакции на них существует немало свидетельств. Житель Пошехонского у. Ярославской губ. отмечал в 1854, что крестьяне хорошо понимают содержание религиозно-нравственных поучений и долго помнят их. Умение произнести понятную и важную для слушателей проповедь считалось неотъемлемым качеством хорошего батюшки. Многих священников поражала реакция простых людей – прихожан, которую они чувствовали и видели во время своей проповеди. Это свойство православных верующих России было пронесено через десятилетия безбожной власти. Митр. Вениамин (Федченков) , побывавший на родине в янв.-февр. 1945 после двадцатипятилетнего перерыва, так написал об этом: «Я достаточно мог наблюдать родной народ и понять его. И скажу прямо: впечатление от народа – самое сильное, самое важное, что я увожу с собою с родины за границу. И прежде всего, скажу о верующих. Боже, какая горячая вера в них!.. Я давно не молился так усердно, с такой «зрячей верой», как здесь, среди этого духоносного «дома Божия», Церкви Христовой, Тела Его. А что было, когда говорились слова живой проповеди . Какое внимание! Какая жажда духовная! А нередко – и слезы, текущие по щекам и мужчин и женщин. Горяча вера у русского православного народа». Духовный стержень православного воцерковления составляет исполнение таинств, особенно – причащения. «Неисполнение таинства покаяния и причащения у не раскольников встречается сравнительно редко», – написал А. В. Балов, свидетельства которого относились преимущественно к Пошехонскому у.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо в таком случае что будут означать те язвы, которыми поражается земля с своими произведениями, солнце, воздух и воды; отчего являются в людях болезни и крайний недостаток в средствах жизни? Что будет означать тот, заведенный антихристом в своем царстве, порядок, по которому никому нельзя будет ни продавать что-либо, ни покупать, как разве под условием, если начертан на его челе или руке знак сопротивника? Что будут означать те мучения, которым подвергнет сын погибельный противящихся ему, и какое дать значение тому всеобщему оскудению даров природы, по которому люди станут истаивать от голодной смерти? Раскольники под голодом разумеют недостаток здравого учения и лишение священства. Но этот голод неприложим к нашей Церкви и к тем, которые находятся в общении с нею; ибо в нашей Церкви нет недостатка ни в здравом учении, ни в священстве; мы и не испытываем этого рода бедствия. Духовный голод и лишение священства справедливо могут быть отнесены к самим раскольникам; ибо вне Церкви истинной действительно у них нет ни здравого учения, ни священства. Но кто же причиною этого голода, как не они сами, и от кого зависит удовлетворение этому духовному требованию, как не от их собственной воли? Но поскольку они упорствуют и добровольно остаются вне Церкви: то мы не верим, чтобы и они, по своему духовному огрубению, ощущали во всей силе тот голод, которым хотят изъяснить одно из ужаснейших бедствий рода человеческого времен последних. Значит, толкование раскольниками этих бедствий вообще в смысле духовном оказывается пустым и ложным. Перейдем теперь к самому времени мучительного для людей царствования антихриста, и посмотрим, как будет оно продолжительно. Так как антихрист есть лицо определенное и человек, и так как этот беззаконный человек будет во всем действовать разрушительным и опустошительным образом: то явно, что такое царство его не может быть продолжительно. Именно: по учению православной Церкви, царство антихриста будет продолжаться только три с половиною года. Вот на это основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Поэтому нам не следовало бы и рассуждать об этом предмете, так как он обличается сам собою. Но поскольку наши раскольники, назвав себя староверами, думают украшаться этим именем и величаются пред ними православными христианами: то не должно пройти его молчанием и оставить без внимания; надлежит остановиться на нем и показать всю его неосновательность и нелепость по отношению к истинной вере и благочестию христианскому. Название «старовер» образовалось из двух слов: «старая вера». – Слово «старый» не всегда говорит о достоинстве того предмета, к которому оно прилагается. Бывают случаи, когда словом «старый» определяется вещь с худой стороны. Так, например, бывает старое платье, которое по своей ветхости и изношенности неспособно к поправлению новым веществом; потому-то никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже ( Мф.9:16 ). Бывают также ветхие мехи, в которые не вливают нового вина; иначе они расторгнутся и разлиется вино ( Лк.5:37 ). Есть еще ветхий квас, от которого должно беречься и очищаться всякому, кто хочет быть чистым и представлять собою новое смешение ( 1Кор.5:7 ). Есть ветхий человек, которого надлежит совлекаться и распинать ( Рим.6:6 ; Еф.4:22 ). Есть древний змий, низверженный с неба на землю ( Откр.12:9 ), с которым нужно вести брань верующим христианам. Есть ветхий закон, которому надлежит замениться новым, по обетованию и воле Господа. Се дние грядут, глаголет Господь, и совершу на дом Израилев и на дом Иудов завет нов… Внегда же глаголет: нов, обветши перваго; а обветшавающее и состаревающееся близ есть истления ( Евр.8:8 ; Евр.8:13 ). Итак, когда наши раскольники говорят, что они держатся старого закона, старого обряда и старой веры, то мы еще не видим на их стороне никакой похвалы, никакого достоинства. Ибо в чем тут преимущество и слава? Мы приняли наименование христиан, и христиан православных, или истинных. Ибо истинно веруем во Христа, и правильно содержим Его святое учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Таковы плоды наших страданий, которым подвергают нас люди, к нам нерасположенные. С самого начала они точно сильно возмущают и потрясают нашу душу; потом незаметным образом приобретается терпение в них; от терпения происходит искусство, или опытность в борьбе с нападением зла, а многие опыты перенесенных несправедливостей рождают упование на великое будущее, которое не останется без надлежащего вознаграждения. Не нужно забывать при этом и того, что Бог , попускающий нам терпеть разного рода искушения, сам охраняет нас, чтобы мера скорбей не превышала меры наших сил. Верен Бог , иже не оставит нас искуситися паче, еже возмощи нам понести.( 1Кор. 10:13 ). Враги иногда ищут и самой нашей жизни: но и волос с головы нашей не погибнет без воли Божией ( Лк. 21:18 ). Не бойся рабе мой Иакове, и возлюбленный Израилю, егоже избрах ( Ис. 44:2 ) – мой ecu ты. И аще преходиши сквозь воду, с тобою есмь, и реки не покрывают тебе: и аще сквозь огнь пройдеши, не сожжешися, и пламень не опалит тебе Яко Аз Господь Бог твой, святый Израилев, спасаяй тя ( Ис. 45:2–5 ). Итак кто во всем положился на волю Божию и твердо верует в св. Промысел, того не смутят никакие нападения врагов, как бы сильны они ни были. Остается еще одна важная и заслуживающая внимания причина в душе обиженного человека, по которой сильно восстает она против обижающих; причина сия заключается в чувстве справедливости, которое вложено нам самим Богом и которое требует воздавать каждому должное. Можно ли сохранить при этом спокойствие души, когда наносятся нам оскорбления и обиды, и иметь одинаковое расположение сердца ко врагам и благодетелям? Нельзя; тот не точно понимает силу евангельского закона, кто хочет совсем вынуть из души различие между добром и злом, подавить в ней всякое чувство, какое обыкновенно возбуждается в нас к благотворящим и злодеющим. Нет, это чувство остается неприкосновенным и сам Бог не хочет оставит его без соответственного ему удовлетворения. Дело в том, что нам воспрещается мстить за зло и обиды самолично; но заповедуется предоставить суд и воздаяние за все оказываемые нам несправедливости самому Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Следовательно, при самой обязанности христианина любить всех, глубокою чертою проходит вражда между одними и другими, между сынами царства Божия, ходящими в духе любви и между сынами диавола, действующими по внушению злобы и неприязни. Как бы мы ни изъясняли эту положенную самим Богом вражду в приложении ее к сынам Божиим, только она есть, а не иначе может быть понимаема, как в смысле отчуждения и решительного отделения людей кротких и добрых от лукавых и злых. Как же после сего любить тех, которые следуют внушениям духа злобы и действуют неприязненно в кругу прочих братий своих? Как простить им распространяемое ими вокруг себя зло, и что значило бы самое наше прощение им этого зла, когда оно есть действительно? Простить зло ближнему, значить совсем не видеть зла и не примечать его в том, от кого оно исходит, принимать делающего его наравне с добрым и вовсе, не считать его за злого человека. Возможное ли это дело со стороны нашей? Любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вами напасть, и изгонящия вы. Из этих слов Господа мы выводим такую мысль, что истинный христианин обязан одинаково любить всех, не делая никакого различия между другом и недругом, любящим его и ненавидящим. Но в этом ли точно смысле нужно принимать данную Господом заповедь, когда несомненно известно, что и сам заповедавший ее различал сущих своих и присных от тех, которые не принадлежали Ему и были в числе Его врагов и гонителей? О первых говорится, что Он возлюбил своя сущия в мире, до конца возлюбил их ( Ин. 13:1–2 ); а о последних читаем: совершенною ненавистию возненавидех я, во врази быша ми ( Пс. 138:21–22 ). Как же не различать нам друзей от врагов? Вот молится Спаситель человеков со креста за своих мучителей и убийц: Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят ( Лк. 25:34 ); а в книге Псалмов Он же устами своего пророка отдает на главы беззаконников дела их, и говорит о них: аще избиеши грешники, Боже: мужие кровей уклонитеся от мене ( Пс. 158:58 ); да исчезнут грешницы от земли и беззаконицы, якоже не быти им ( Пс. 105:55 ); да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя ( Пс. 118, 78 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

... встало в явную враждебную оппозицию и к требованию о подписи, и к Вам лично, как орудию политического воздействия: раздались возгласы о невозможности исполнения Вашего распоряжения, а затем – и о необходимости отрыва прежде всего от Вас и от Патриархии; а далее стали высказываться требования уже и о немедленном проведении полной автокефалии. Но после обсуждений и благодаря его, М[итрополи]та, настоянию, «учредительное» собрание духовенства ограничилось лишь решением об «автономной» Ам[ериканс]кой Ц[ерк]ви и притом неопределенно временной, впредь до возстановления нормального порядка в жизни русской церкви. Это определение собрания передано было затем епархиальному совету д[ля] формального санкционирования и проведения в исполнение по Ам[ериканско]й Ц[еркви], подчиненной М[итрополиту] Платону. -«И теперь», - так начал эту свою беседу с нами М[итрополи]т, - «между нами все – кончено: у нас – автономная Ц[ерковь]» . В своей статье А.А. Кострюков пишет о том, что провозглашение автономии было ответом на запрещение митрополита Платона Московской Патриархией от 16 августа 1933 г. На самом деле, напротив, запрещение было ответом на неканоническое провозглашение митрополитом Платоном автономии. Разрыв совершился, но удивительно и вместе с тем достаточно характерно то, что архиепископ Вениамин уже и после такого деяния продолжает буквально умолять митрополита Сергия о милости и к митрополиту Платону, и к остальному духовенству епархии, о максимально возможном смягчении линии Патриархии. «...я все время старался сохранять любовь и терпимость к Владыке М[итрополи]ту; и утверждаю: это имело свое благотворное действие. Дай Бог, чтобы и далее, в последней крайности, нам удалось быть с ним во взаимном доверии...Ведь, и он – человек; и притом уже – старенький, и духовно одинокий. Я хорошо вижу его личные недостатки, но и добро в нем есть; и свидетельствую В[ашему] В[ысокопреосвященст]ву, что не могу иметь к нему враждебных чувств даже и при значительном принципиальном расхождении (а ему так трудно уже меняться на старости лет: он быстро приближается к закату дней своих); а нередко ощущаю в себе и прилив сердечного к нему отношения, что и выражаю. И он знает это; и почти всегда разстается со мною не только дружественно, но даже и успокоенным, несмотря на 2-х 3-х часовую беседу.»Далее опять пишет: « И сам Владыка Митрополит, после иного недоверия, вдруг затеплится добрым чувством понимания Вас, Ваших благих намерений, совершенно чуждых от примеси личного недоброжелательства и т.п.; и тогда он делается и приятным, и чутким; и самому ему отрадно это: ведь зло ранит прежде всего носящих его; а земледелец первым вкушает от благодатного плода креста смирения (2 Тим., 2,6). Ваше Высокопреосвященство, Владыка святый! Поймите это и помогите ему добром! К этому я вернусь еще дальше...И не ему лишь одному, а – и всему духовенству, а чрез него всей пастве. Может быть, неразумного я прошу? Но тогда с Апостолом скажу в защиту: «несмыслен бых» (2 Коринф., 12, 11 )»

http://bogoslov.ru/article/2823600

Трудами отца настоятеля Иоасафа устроен, в конце Санаксарского монастырского леса, скотный двор, со всеми принадлежностями, 1849 году – Квасоварня и погреба покрыты железною кровлею; – а некоторые корпуса и сараи за монастырем перекрыты тесом в 1850 году. В 1854 году настоятель Иоасаф произведен в игуменский сан. По особенным обстоятельствам, не благоприятным для него, отец игумен Иоасаф уволен от должности 1857 года сентября 23 дня, с перемещением его в Саровскую пустынь, откуда вызван был в Костромскую епархию Преосвященным Архиепископом Платоном на высшую должность. 9. Настоятель Игумен Ксенофонт Настоятель игумен Ксенофонт, из вдовых священников, в мире – Кирилл Процветалов. В 1849 году пострижен в монашество в Тамбовском архиерейском доме, с именем Ксенофонта, где проходил должности – казначея и благочинного. 1857 году сентября 23 дня определен в настоятеля Санаксарского монастыря. В сан игумена возведен в 1858 году, 1юля 20 дня. По ходатайству отца игумена Ксенофонта, с разрешения лесного департамента, в 1860 году отведены Санаксарскому монастырю рыбные ловли по реке Ваду в Темниковском и смежном Спасском уездах. Игумен Ксенофонт, устроил очень приличное помещение, на южной стороне монастыря, для принятия Преосвященных Архипастырей, при посещении ими монастыря. Помещение это весьма удобное, и снабжено приличною мебелью столярной работы. В связи с этим зданием, переделан так же корпус, так называемых, больничных келлий: келлии значительно увеличены и улучшены. В 1863 г. апреля 15 дня он награжден наперсным крестом от Св. Синода. В том же году, сентября 7 дня, по прошению его, за болезнью, уволен от должности настоятеля. По желанию его, перемещен был в Шацкую Вышенскую пустынь, в которой и скончался в 1879 году. 10. Настоятель Игумен Иларий Настоятель Игумен Иларий: из вольно-отпущенников Московской губернии Клинского уезда, села Обухова: Определен в число послушников Санаксарского монастыря в 1839 году; пострижен в монашество в 1842 году, и в том же году рукоположен в иеродиакона. В 1843 году рукоположен во иеромонаха. В 1863 году, указом Св. Синода, утвержден в звании настоятеля Санаксарского монастыря. В 1864 году возведен в сан Игумена. В 1868 году удостоен награды наперсного креста от Св. Синода. В 1879 году в июне месяце, по прошению за болезнью его уволен от должности настоятеля, и перемещен на жительство, по желанию его, в Саровскую пустынь. 11. Настоятель Игумен Тихон

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если же вера отсылает нас к делам закона, то нет для нас никакого упования на оправдание, потому что делами закона не оправдается никакая плоть 578 . Как выйти нам из этого противоречия, которым разом отнимается от нас то, чего мы ждем и надеемся по одной своей вере в Господа Спасителя? Нужно найти точный смысл приведенных нами слов св. апостола и уразуметь тех, против кого он направляет свою речь. Св. апостол Иаков сам поясняет себя, когда говорит о вере, которая не сопровождается никакими добрыми делами и которая остается совершенно бесплодной, мертвой, или верой бесовской, т. е. такой верой, при которой есть свои понятия о Боге и знание Его воли; но нет никакого сочувствия мыслям и целям божественным, а потому нет, никакого и проявления её в делах правды. Но иное дело совершенная мертвенность и бесплодность веры, при которой предполагается необходимое полное нечестие души и порабощение её пороку: а иное – несовершенная праведность, или не полная святость, с которой неизбежно соединяются свои недостатки. Что св. апостол Иаков, когда писал о делах веры, не разумел полной и совершенной праведности, посредством которой человек мог бы оправдаться пред Богом, а только направлял свою речь против тех, которые хвалились верой, но жили и действовали как люди, не имеющее веры, это видно из того, что он далее говорит: много согрешаем вси 579 . Если сам апостол сознается, что много согрешаем вси, то очевидно, что и оправдание человека поставлял он не в одних делах закона, а непременно подразумевал, здесь веру в Искупителя, восполняющую то, чего недостает нам по требованию закона и оправдывающую нас заслугами нашего Искупителя. Значит, приведенное нами место, равно как и другие подобные места, находящиеся в писании, где требуется от нас собственная чистота и праведность для оправдания пред Богом, не представляют никакого противоречия той истине, которую мы высказали прежде, т. е. не исключают силы нашей веры в Господа Спасителя, которая собственно оправдывает нас и служит главным основанием наших упований на получение обетованных благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010