Как ни странно, даже в среде подчинявшегося еп. Венедикту духовенства находились сторонники примирения, в числе их протоиереи: Василий Акимов, Николай Чуков, Николай Чепурин и др. Они поддерживали связь с обновленцами и последние пытались через них «оказать давление на епископов» (Вестн.Св.Синода за 1926 г., 7, стр.6). История переговоров обновленческих главарей с православными епископами Ленинграда, в частности, с еп. Венедиктом, сводилась в общих чертах к тому, что обновленцы через идущих в этом случае у них на поводу примиренцев, настойчиво и бесцеремонно наступали, а еп. Венедикт сначала мягко, намеками, а потом все тверже и решительнее останавливал их попытки, давая примиренцам почувствовать, что они лезут не в свое дело. В середине апреля (ст.ст.) 1925 г. помощник уполномоченного обновленческого Синода, протоиерей Платонов, «почти официально» посетил настоятеля Николо-Морского собора, протоиерея Н.Чукова, посвятил его в свой план – подойти к примирению путем совещаний и просил помочь ему установить связь с епископами. При первом же удобном случае о. Чуков сообщил об этом разговоре епископу Венедикту и нескольким, наиболее близким себе, протоиереям. Ответ был сформулирован таким образом: если обновленцы действительно хотят примирения (вернее, воссоединения), то следовало бы их главе, митр. Вениамину Муратовскому, непосредственно начать переговоры с еп. Венедиктом, т.к. «протоиереи, хотя бы и «видные» все равно не являются окончательными и последними решителями вопросов». Когда на следующий день 21 апреля – о. Чуков зашел с этим ответом к Платонову, тот показал ему уже заготовленное письмо митр. Вениамина ко всем епископам и духовенству и выразил готовность «ввиду отъезда митр. Вениамина» немедленно явиться для переговоров с епископами (опять протоиерей, а не митрополит). Послание было написано сухо и, притом циркулярное, и о. Чуков усумнился, может ли оно помочь делу примирения. Действительно, в ответ на него еп. Венедикт вместе с епископами Иннокентием Ладожским и Николаем Сестрорецким ответили увещательным посланием к пастве от 28 апреля (II мая) 1925 года. Они писали: «Опыт трех лет существования обновленчества показал нам, что все попытки сношений и переговоров обновленцев с православными приводили лишь к новым скорбям и соблазнам для православных, и неизменно каждый раз были ложно истолкованы и использованы обновленцами во вред Святой Православной Церкви». «Посему еще раз подтверждая свое обращение от начала 24 года, рекомендуем воздерживаться в разговоре с обновленцами даже от выражения своих личных мнений по церковным вопросам».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Помимо «непоминающих», отделившихся от митрополита Сергия после издания «Декларации 1927 года», в 1930-е годы сохранялись и группировки обновленцев и григориан, но влияние их резко упало. «Самосвяты» в 1930 году объявили о своем самороспуске. Украинские церковные сепаратисты, на время получившие «автокефалию» от обновленческого Синода, утратили свою эфемерную автокефалию и вновь подчинены были Синоду, во главе которого после смерти престарелого «митрополита» Вениамина (Муратовского), наступившей в 1930 году, стоял лжемитрополит Тульский Виталий (Введенский), епископ старого поставления. Его председательство в обновленческом Синоде было, однако, столь же номинальным и декоративным, как и председательство Вениамина. Реальная власть в обновленческом расколе оставалась в руках другого Введенского, Александра. В отдельных епархиях возникали локальные церковные группировки, находившиеся в юрисдикции «автокефальных» епископов, не имевших общения с другими архиереями. Так, епископ Андрей (Ухтомский), который в 1917 году прославился своей особенно энергичной поддержкой Временного правительства, объединил вокруг себя ряд приходов Уфимской епархии, отвергавших юрисдикцию Заместителя Местоблюстителя, обновленческого Синода и григорианского Временного Высшего Церковного Совета и в то же время не имевших общения с епископами «непоминающими». В Уфимской епархии в 1932 году так складывалось численное соотношение между общинами разной юрисдикции: 345 приходов в ведении Заместителя Местоблюстителя, 55 - обновленческих, 30 - андреевских, 4 - григорианских и 2 - иосифлянских. За вычетом локальной андреевской группировки, соотношение это было типично и для других епархий Русской Церкви. В начале 1932 года Временный Синод вынес постановление о награждении Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, возглавлявшего высшую церковную власть, правом совершать богослужения с предношением Креста, это право усвоено всем Первоиерархам автокефальных и автономных Церквей, правом предношения Креста пользовались Первенствующие члены Святейшего Синода. В 1933 году Члены Временного Патриаршего Синода, входившие в состав этого органа с самого его учреждения, - архиепископы Хутынский Алексий (Симанский), Одесский Анатолий (Грисюк), Ярославский Павел (Борисовский) и Харьковский Константин (Дьяков), были удостоены сана митрополита. В первой половине 30-х годов продолжали совершаться архиерейские хиротонии. Так, в 1930 году во епископа Елабужского был хиротонисан Палладий (Шерстенников), впоследствии митрополит, в 1932 году во епископа Таганрогского - Иосиф (Чернов), позже митрополит, в 1933 году во епископа Коломенского - Сергий (Воскресенский), позже митрополит, в 1935 году во епископа Каширского Алексий (Сергеев), впоследствии архиепископ.

http://sedmitza.ru/lib/text/440001/

Вениамин (Казанский Василий Павлович; 1873–1922), священномученик, митрополит. Член Собора по должности как митрополит Петроградский и Гдовский и архимандрит Александро-Невской Лавры, избран заместителем члена Священного Синода. В 1897 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. В 1910 г. хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. В мае 1917 г. избран митрополитом Петроградским и Ладожским, возведен в сан архиепископа, в июне 1917 г. переименован во архиепископа Петроградского и Гдовского. 13 августа 1917 г. возведен в сан митрополита. В 1922 г. арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, осужден и расстрелян. Архиерейским Собором 1992 г. причислен клику святых. Вениамин (Муратовский Василий Антонович ; 1855–1930), архиепископ, лжемитрополит. Член Собора по должности как архиепископ Симбирский и Сызранский. В 1897 г. хиротонисан во епископа Ямбурского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1910 г. епископ Симбирский и Сызранский. С 1915 г. архиепископ. С марта 1917 г. временно управлял Пензенской епархией. Вместе с частями Белой армии эвакуирован в Сибирь, в ноябре 1918 г. принимал участие во Всесибирском церковном совещании, был его председателем, вошел во Временное высшее церковное управление Сибири и областей, занятых армией Колчака. В феврале 1920 г. арестован, приговорен к расстрелу. Через несколько месяцев после изъявления согласия на сотрудничество с ЧК был освобожден, вернулся в Симбирск. В 1920 г. назначен архиепископом Рязанским и Зарайским. В 1922 г. одним из первых архиереев примкнул к обновленческому расколу. После освобождения св. Патриарха Тихона приехал в Москву, покаялся. В 1923 г. арестован, перевезен в Москву, обратился к рязанской пастве с воззванием о переходе в обновленчество. С начала существования обновленческого «Синода» входил в его состав, сначала как член президиума, с 1924 г. являлся его председателем. Скончался в Москве вне общения с Православной Церковью. Виссарион (Ильинский Всеволод Васильевич, 1850–?), архимандрит. Член Собора по избранию как клирик от Костромской епархии. Сложил полномочия члена Собора. Избран членом Высшего Церковного Совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

4) священные останки святителя, собрав в ковчежец, вложить в раку. О сем ныне и возвещает Священный Собор Православной Российской Церкви возлюбленным о Господе чадам Православной Российской Церкви, да вместе с ним воздадут славу и благодарение дивному во святых Своих Господу Богу, изволившему явить нам нового заступника и чудотворца, да вознесут свои молитвы к новоявленному угоднику Божию святителю Софронию, да молитвами и заступлением его утвердит и укрепит в земле Русской любовь к родному Православию, да сохранит среди великих испытаний непоколебимою Церковь Православную, да умирит мир и родную землю и да спасёт всех нас. Подписали: Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России. Агафангел [Преображенский], митрополит Ярославский и Ростовский. Антоний [Храповицкий], митрополит Харьковский и Ахтырский. Арсений [Стадницкий], митрополит Новгородский и Старорусский. Сергий [Страгородский], митрополит Владимирский и Шуйский. Платон [Рождественский], митрополит Херсонский и Одесский. Кирилл [Смирнов], митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский. Иоанн [Смирнов Ф. И.], архиепископ Рязанский и Зарайский. Серафим [Чичагов], архиепископ Тверской и Кашинский. Евдоким [Мещёрский], архиепископ Алеутский и Североамериканский. Михаил [Ермаков], архиепископ Гродненский. Вениамин [Муратовский], архиепископ Симбирский и Сызранский. Анастасий [Грибановский], архиепископ Кишинёвский и Хотинский. Константин [Булычев], архиепископ Могилевский и Мстиславский. Иоаким [Левицкий], архиепископ Нижегородский. Нафанаил [Троицкий], епископ Архангельский. Иоасаф [Каллистов], архиепископ Коломенский. Андроник [Никольский], епископ Пермский и Кунгурский. Никандр [Феноменов], епископ Вятский и Слободский. Феодосий [Феодосиев], епископ Смоленский. Пахомий [Кедров], епископ Черниговский. Агапит [Вишневский], епископ Екатеринославский. Митрофан [Краснопольский], епископ Астраханский. Иувеналий [Масловский], епископ Тульский и Белевский. Александр [Трапицын], епископ Вологодский и Тотемский.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1048 Школа ИППО для девочек была открыта в Иерусалиме в доме Миссии с началом нового учебного года в 1898 г. и оставалась там до 1906 г., когда была переведена в новое, построенное Палестинским Обществом Николаевское подворье (освящено 10 декабря 1905 г.). 1049 Алексеева Елена Максимовна – начальница Иерусалимской школы ИППО и детского приюта, основанного начальником РДМ архимандритом Леонидом (Сенцовым). Жена помощника управляющего Русскими подворьями в Иерусалиме Н.Я. Алексеева (1866–1904). Позже школа была сделана «смешанного типа»: были добавлены классы для мальчиков и, наконец, по инициативе начальницы школы Е.М. Алексеевой, организованы вечерние группы для обучения грамоте взрослых русских паломников и паломниц. 1050 Вениамин (Муратовский Василий Антонович; 1856–1930) – епископ Православной Российской Церкви. Окончил Казанскую ДС (1877) и ДА (1896). Архимандрит (1896), епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии (1897). Епископ Калужской и Боровский (1901), Симбирский и Сызранский (1910, с 1915 архиепископ). Участник Поместного собора Русской Православной Церкви (1917–1918). Архиепископ Рязанский и Зарайский (1920–1923). Уклонился в обновленческий раскол (1922), впоследствии обновленческий митрополит Московский и Коломенский (с 1927). 1051 Закладка храма во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца в Сергиевом ските Калужского отдела Палестинского Общества, в память в Бозе почившего великого князя Сергия Александровича//Сообщения ИППО. 1906. Т. 17, вып. 4. С. 593–601). 1052 Григорий IV (Хаддад; 1859–1928) – Патриарх Антиохийский (1906–1928). Родился в одном из селений Ливана. Учился в школе Трех Святителей в Бейруте. Иеродиакон (1879), иеромонах (1880). Митрополит Триполийский (1890). Активно сотрудничал с Палестинским Обществом, способствовал созданию в 1890-е годы в Триполийской епархии сети школ, финансируемых Россией. Почетный член ИППО. 5 июня 1906 г. единогласно избран Патриархом Антиохийским. Благодаря усилиям русской дипломатии, признан другими Восточными Патриархами летом 1909 г. Состоял в переписке с Председателем ИППО великой княгиней Елизаветой Федоровной и другими деятелями Общества. Приезжал в 1913 г. в Россию на торжества 300-летия Дома Романовых. Подаренные им рукописи и памятники церковного искусства находятся ныне в музеях Петербурга. По приглашению архиепископа Арсения (Стадницкого) участвовал в Новгороде в епископской хиротонии будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В условленный срок архиепископ исполнил поручение и принес список, в который кроме него вошли архиепископ Константин (Булычев), епископ Борис (Рукин)… всего семь человек, которые готовы были выступить против местоблюстителя. Список взяли, а архиепископа отправили во Владимир досиживать оставшиеся пару месяцев, чтобы не вызвать подозрения в церковной среде. Наказано было явиться в Москву в начале осени и ожидать вызова. Так начинался «григорианский раскол» в православной церкви. Между тем обновленцы все лето 1925 года интенсивно готовились к своему III Поместному собору. Его открытие в присутствии представителя патриарха Константинопольского архимандрита Василия (Димопуло) состоялось 1 октября в храме Христа Спасителя. Рабочие заседания проходили в III Доме советов на Делегатской улице, где в 1923 году проходил и «разбойничий» обновленческий собор, низложивший патриарха Тихона, в них принимало участие более трехсот человек, среди них – более ста архиереев. Избран был Синод из тридцати пяти человек, а в его составе – президиум из пяти членов во главе с митрополитом Вениамином (Муратовским). Но реальным главой обновленчества стал А. Введенский , принявший к тому времени титул митрополита. Он же выступил и с основным докладом «О современном положении в православии», в котором не было ничего нового, да и к манере публичных выступлений митрополита попривыкли. Но на этот раз «изюминка» докладчиком была припасена на конец выступления. Когда все уже готовились к ставшим обязательными бурным аплодисментам после доклада лидера обновленчества, он огорошил соборян сенсационным заявлением, зачитав письмо обновленческого епископа Николая Соловейчика, более года назад посланного в Уругвай с титулом епископа Южной Америки. Тот признавался, что перед отъездом, в мае 1924 года, тайно встречался с патриархом Тихоном и митрополитом Петром и получил от патриарха им собственноручно подписанное послание в адрес карловацкого духовенства. В нем Тихон писал, что церковь «не может благословить великого князя Николая Николаевича, раз есть законный и прямой наследник престола – великий князь Кирилл». Тем самым выходило, что патриарх поддерживал негласную связь с зарубежным духовенством, а значит, поддерживал его антисоветскую позицию вопреки своим же неоднократным публичным заявлениям о лояльности советской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТЕЛЕИМОН (Аржаных Павел Тимофеевич; 29.06.1868, дер. Залипаевка Малоархангельского у. Орловской губ.- 29.11.1937, г. Липецк), прмч. (пам. 16 нояб., в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), игум. Из семьи крестьян. В 1894 г. Павел был призван на действительную военную службу и зачислен рядовым в 44-й Камчатский пехотный полк, дислоцировавшийся в Волынской губ. В 1895 г. был отправлен на фельдшерские курсы, по окончании к-рых назначен ротным фельдшером. В 1898 г. уволен из армии. Служил фельдшером в губ. больнице в Житомире и одновременно учился там же в Волынской фельдшерской школе. По окончании учебы вернулся в дер. Залипаевку. Прмч. Пантелеимон (Аржаных), игум. Фотография. 2-я пол. 20-х гг. XX в. Прмч. Пантелеимон (Аржаных), игум. Фотография. 2-я пол. 20-х гг. XX в. 5 марта 1901 г. поступил в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь . В 1902 г. пострижен в рясофор. 19 июля 1906 г. перешел в Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую лавру и 20 сент. принят в ее братию. 24 июня 1907 г. вернулся в Оптину пуст. и 29 окт. принят в братию по прошению. 31 авг. 1908 г. настоятелем Оптиной пуст. архим. Ксенофонтом (Клюкиным) пострижен в мантию с наречением имени в честь вмч. Пантелеимона . 15 марта 1909 г. Калужским и Боровским еп. Вениамином (Муратовским) рукоположен во диакона, 25 марта 1911 г.- во иерея. В 1910 г. вместе с прп. Варсонофием (Плиханковым) ездил на ст. Астапово (ныне Лев Толстой Липецкой обл.) для напутствия умиравшего Л. Н. Толстого . В мон-ре нес послушание фельдшера в монастырской больнице, во время первой мировой войны заведовал монастырским лазаретом для больных и раненых воинов. 24 янв. 1914 г. П. был выбран на должность казначея мон-ря и состоял в этой должности до закрытия Оптиной пуст. в 1918 г. Награжден набедренником 6 дек. 1914 г. и наперсным крестом 29 июня 1917 г. По благословению архим.

http://pravenc.ru/text/2578848.html

Однако и это не помогло. Церковное сознание ясно понимало, что даже очищенное от «перегибов» обновленчество остаётся миной замедленного действия по своей сути. 18 Июня 1925 года Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Пётр (Полянский , † 1937) выступил с посланием, в котором выразил категорический отказ Церкви от переговоров с обновленцами и от участия в их «соборе». Последний происходил 1–10 Октября 1925 года. Его состав был скромнее предыдущего. На нём было 106 архиереев, более 100 клириков и более 100 мирян. 391 Ничего особенного на нём не происходило, если не считать провокационных инсинуаций Введенского во вступительном докладе против митрополита Петра. Много внимания соборные деятели уделяли намеченному на праздник Троицы 1926 года Вселенскому Собору на Афоне, так и не состоявшемуся, где они собирались «представлять» Русскую Церковь . В предыдущих главах уже отмечалось о той непоследовательной позиции, которую заняли Константинопольский, Александрийский и Иерусалимский Патриархаты по Русскому Церковному вопросу, почти вплоть до начала войны признававшие раскольников законными представителями Русской Церкви и требовавшие от Московской Патриархии уступок самозванцам. Свою роль здесь сыграло и то, что обновленческие лидеры обещали Вселенскому Патриархату, оказавшемуся в весьма стеснённом положении во время режима Ататюрка в Турции, выхлопотать заступничество Советского правительства. Были, видимо, и другие посулы. Ещё в Феврале 1925 года в лагере обновленцев произошла «смена лидера». На очередном пленуме «Синода» с поста его председателя был смещён Евдоким (Мещерский), отошедщий затем совсем от церковной деятельности. Его место занял «митрополит Ленинградский» Вениамин (Муратовский – бывший архиепископ Рязанский). В Мае 1930 года его сменил «митрополит» Виталий (Введенский, бывший епископ Епифанский, впоследствии принёсший покаяние. Скончался в 1950 г. архиепископом Дмитровским). С 1935 года, в связи с ликвидацией «сунодальной» системы, он стал «первоиерархом», сменённым, наконец, на этом посту А.И. Введенским .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К. Романова признала, что К. с. имеет исключительное историко-художественное значение и подлежит охране. Экспертиза отдела по делам музеев Наркомпроса (С. Н. Тройницкий, Г. И. Котов, Л. А. Ильин) пришла к заключению, что иконостас подлежит «оставлению на месте в целом и в частях как выдающийся памятник». Тем не менее 3 мая губ. комиссия Помгола дала разрешение на снятие серебра с иконостаса. 13 мая председатель Петроградского Помгола И. П. Бакаев распорядился немедленно демонтировать иконостас, несмотря на телеграмму зав. Главмузеем Н. И. Троцкой с информацией о том, что председатель ВЦИК М. И. Калинин распорядился «приостановить изъятие» ( Черепенина, Шкаровский. 1996. С. 52). Телеграммы, адресованные Калинину и Троцкой, от председателя Российской академии истории материальной культуры А. А. Васильева и ректора АХ А. Е. Белогруда от 16 мая с просьбой «остановить начатое разрушение иконостаса Казанского собора, памятника мирового значения» (Архивы Кремля. 1998. С. 242) остались без внимания: ««отрывание и сдирание» серебра производилось штыками и шашками» (Казанский собор. 2001. С. 199). Бакаев рапортовал Калинину 17 мая о том, что «серебряная обработка иконостаса Казанского собора снята. Обработка главных врат, упокованная (в) отдельную тару, находится (в) губфинотделе» (Политбюро и Церковь. С. 244). С 16 июля 1922 г., после судебного процесса над петроградским духовенством, собор перешел к обновленцам, в марте-нояб. 1923 г. и с 20 янв. 1925 г. являлся обновленческой кафедрой. Его настоятелями были обновленческие архиереи Вениамин (Муратовский; с 1925) и Серафим (Руженцев; с 1927). В соборе проводились заседания обновленческого Епархиального совета. 26 дек. 1931 г. Президиум Ленинградского облисполкома принял постановление о закрытии собора и передаче здания АН СССР «для использования под музей по истории религии» (Там же. С. 233). 9 янв. 1932 г. Президиум ВЦИК отклонил обращение верующих о пересмотре данного постановления. «Согласно просьбе религиозного общества» разрешалось, чтобы «так называемая «икона Казанской Божией Матери» была передана в другое молитвенное здание» ( Черепенина, Шкаровский.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

ОЕА. II. 544; Приб. 201, – а еп. Орловский Кирион ошибочно назван Полоцким. Краткий обзор литургических вопросов в ОЕА (не чуждый неточностей, перешедших в работы как Зернова, так и Сове из Сводок – см. выше, прим. 1) см.: Зернов, Недавно напечатана наиболее полная подборка выдержек из Отзывов на темы о богослужении: Богослужебный язык. 319–336. Некоторые отзывы здесь даны в значительном сокращении; еп. Пермский Никанор ошибочно именуется Никоном. Как и у Сове, пропущен отзыв еп. Костромского Тихона (ОЕА. II. 544), а также кишиневских миссионеров, представленный еп. Владимиром (ОЕА. I. 203). Отзыв Варшавской епархиальной комиссии не был утвержден скончавшимся архиеп. Иеронимом и представлен в Синод еп. Евлогием; отзыв причта каф. собора в Выборге также не был утвержден еп. Финляндским Сергием, а лишь сообщен им Синоду для сведения. Список отзывов, относящихся к интересующему нас вопросу, приведен еще в одной недавней работе: Котт. 82–83. В нем ошибочно указан еп. Калужский Вениамин (Муратовский) – на самом деле будущий обновленец не уделил ни одной строчки литургическим проблемам. На указанных страницах находится не его отзыв, а еп. Михаила Минского. 30 Агафангел (Преображенский, 1854–1928), впоследствии архиеп. Виленский и Литовский (1910), Ярославский и Ростовский (1913), митрополит (1917), член Высшего Церковного Совета (1918), временный Патриарший Местоблюститель (1922). Арестован в 1922, в ссылке в Нарымском крае (1923–1925), в Пермской тюрьме (1925–1926); в 1926 в Перми заявил о вступлении в права Патриаршего Местоблюстителя, но вскоре отказался от этого заявления ради церковного мира и вернулся в Ярославль; в 1928 отделился с группой архиереев от митр. Сергия; через 4 месяца возобновил общение с ним. 31 Кирион (Садзагелов или Садзагелишвили, 1854–1918), впоследствии еп. Сухумский (1906), Ковенский (1907); на покое (1908); еп. Полоцкий и Витебский (1915); уволен по прошению 1 августа 1917 г.; 17 сентября избран католикосом-патриархом всей Грузии; 1 октября интронизован в Мухете.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010