Во втором, февральском, письме митрополит Кирилл объяснял свою нерешительность «не усталостью от долгих скитаний», а «неполным уяснением окружающей меня и всех нас обстановки». «Необходимость исправляющего противодействия сознается, но общего основания для него нет, и митрополит Сергий хорошо понимает выгоду такого положения и не перестает ею пользоваться. В одном из двух писем ко мне он не без права указывает на эту разноголосицу обращаемых к нему упреков и потому, конечно, не считается с ними». В заключение повторяется двусмысленная оценка благодатности духовенства, находящегося в юрисдикции заместителя местоблюстителя: «Таинства, совершаемые сергианами… являются, несомненно, Таинствами, спасительными для тех, кои приемлют их с верою, в простоте, без рассуждения и сомнения в их действительности… но в то же время они служат в суд и осуждение самим совершителям и тем из приступающих к ним, кто хорошо понимает существующую в сергианстве неправду». Помимо «непоминающих», отделившихся от митрополита Сергия после издания «Декларации 1927 года», в 1930-е гг. сохранялись и группировки обновленцев и григориан, но влияние их резко упало. Самосвяты в 1930 г. объявили о своем самороспуске. Украинские церковные сепаратисты, на время получившие «автокефалию» от обновленческого синода, утратили свою эфемерную автокефалию и вновь были подчинены синоду, во главе которого после смерти престарелого «митрополита» Вениамина (Муратовского), наступившей в 1930 г., стоял лжемитрополит Тульский Виталий (Введенский), из епископов старого поставления. Его председательство в обновленческом синоде было, однако, столь же номинальным и декоративным, как и председательство Вениамина. Реальная власть в обновленческом расколе оставалась в руках другого Введенского – Александра. В отдельных епархиях возникали локальные церковные группировки, находившиеся в юрисдикции «автокефальных» епископов, не имевших общения с другими архиереями. Так, епископ Андрей (Ухтомский), который в 1917 г. прославился своей особенно энергичной поддержкой Временного правительства, объединил вокруг себя ряд приходов Уфимской епархии, отвергавших юрисдикцию заместителя местоблюстителя, обновленческого синода и григорианского ВВЦС и в то же время не имевших общения с «непоминающими» епископами. В Уфимской епархии в 1932 г. так складывалось численное соотношение между общинами разной юрисдикции: 345 приходов в ведении заместителя местоблюстителя, 55 – обновленческих, 30 – андреевских, 4 – григорианских и 2 – иосифлянских. За вычетом локальной андреевской группировки, соотношение это было типично и для других епархий Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

К сожалению, проследить послереволюционные судьбы многих авторов, цитированных в этой книге, не оказалось возможным. Но о некоторых мы все же знаем достаточно. Из числа архиереев, которые в 1905 году отправляли в Синод свои отзывы о церковной реформе, до времени появления советского «обновленчества» дожили на родине и уцелели немногие. Среди них можно назвать Назария (Кириллова), в то время епископа Нижегородского, а впоследствии митрополита Курского. Его имя чаще других архиереев упоминалось выше, так как он уделял особенно много внимания вопросу о преобразованиях в богослужении, выступая за них решительнее большинства собратьев. А в 20-е годы он – тоже решительнее многих – противостоял обновленческому расколу, не уступая ни на шаг. Часто ссылались мы и на архиепископа Рижского Агафангела (Преображенского), который тоже был одним из наиболее последовательных сторонников обновления богослужебной жизни. В своей епархии он, не дожидаясь Всероссийского Собора, уже в 1905 году совместно с Епархиальным собором осуществил программу богослужебных реформ. От своих взглядов в этой области он не отказывался и позднее, о чем свидетельствует его Послание архипастырям и всем чадам Православной Русской Церкви 1922 года. Но обновленческому расколу святитель, как известно, остался совершенно чужд. Правда, епископ Серафим (Мещеряков), в 1905 году выступавший за богослужебные реформы (впоследствии митрополит Кавказский), в 1922 году признал обновленческое ВЦУ. Но на раскольничий собор 1923 года он уже не явился. А в 1924 году, вслед за митрополитом Сергием (Страгородским) , вместе с которым он ранее признал «обновленцев», владыка Серафим принес публичное покаяние – и уже через две недели оказался на Соловках, а восемь лет спустя мученически закончил жизнь в Ростовской тюрьме. Виднейшим деятелем обновленческого раскола из архиереев 1905 года стал, конечно, Вениамин (Муратовский), в то время – епископ Калужский, а у раскольников – митрополит Московский, подписавший акт о низвержении патриарха Тихона и скончавшийся без покаяния в 1930 году. Однако в своем отзыве 1905 года епископ Вениамин ни о каких литургических реформах не упоминает.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не совсем понятно, почему в ответ на возвращение русского имущества турецким правительством советскому оно (советское правительство) должно было что-то передавать Константинопольской Патриархии, которая правительственным учреждением в кемалистской Турции вовсе не являлась. Еще большее удивление вызывал пассаж Димопуло о том, что «Правительство России находит возможным и необходимым легализировать духовенство путем учреждения Святейшего Синода». Работники ВЦИК даже поставили вопросительные знаки поверх слов «легализировать» и «учреждения». Очевидно, под новоучрежденным «Святейшим Синодом» архимандрит Василий имел в виду Синод митрополита Сергия (поскольку с момента учреждения обновленческого лжесинода прошло уже более четырех лет). Он решил использовать в своих интересах и показавшееся улучшение положения Московской Патриархии, хотя еще недавно осуждал «лагерь староцерковников как ярко политический». В действительности и Патриарх Тихон, и митрополит Петр, и митрополит Сергий до своего ареста в конце 1926 г. отстаивали позицию аполитичности Русской Церкви. А уклонение в политическую сторону (просоветскую) произошло уже в 1927 г., когда митрополит Сергий принял условия легализации, выдвигавшиеся властью. Но для Димопуло именно услужливость перед властью, пусть даже и богоборческой, была нормой, а отказ служить власти (быть ей «полезным», как он выразился в своем пасхальном послании) – уклонением в «ярко политический лагерь». Примерно так же мыслила и его Патриархия. Патриарх Василий, решив проблему официального статуса архимандрита Василия, все еще не отвечая митрополиту Сергию на его сентябрьское письмо, обратился 11 ноября 1927 г. к своему «возлюбленному брату и сослужителю» «митрополиту Московскому Кир Вениамину» с «сердечными приветствиями и поздравлениями» по поводу тридцатилетия архиерейства главы раскольников. «Да дарует Вам Господь и пастве Вашей успокоение и радость, что, благодаря Вашему боголюбивому старанию и заботливости и всех сочувствующих Вам и желающих истинной помощи Церкви, вскоре возможно будет узреть единомыслие и единодушие во всех служащих во святой Церкви и благочестивых чадах ее», – писал Вениамину (Муратовскому) Василий III (в заверении Димопуло) 479 . На это письмо обновленцы ответили телеграммой от 22 ноября: «Пленум Священного Синода всепреданнейше многолетствует Ваше Святейшество, просит молитв и благословения [на] свою работу [для] блага Церкви Православной» 480 . Архимандрит Василий, как обычно, принял участие в работе обновленческого пленума, на котором он «уведомил Священный Синод о получении им новой верительной грамоты Вселенского Константинопольского Патриархата» 481 . Затем, 29 ноября, Патриарх Василий со своим Синодом дал поручение Димопуло передать «Его Высокопреосвященству Митрополиту

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, отвечать на отправленное еще в августе 1923 г. на Фанар письмо обновленческого лжесинода Патриарх Григорий также не спешил. Пауза затянулась до весны следующего года. Возможно, задержка была вызвана еще и смертью константинопольского представителя в Москве архимандрита Иакова, случившейся 15 января 1924 г. Согласно сообщению греческой стамбульской газеты, на его отпевании среди «несчетного множества духовенства, монашествующих и мирян» присутствовали «в качестве представителей Патриарха Тихона архиепископ Серафим и епископ Леонид, со стороны Советской церковной организации митрополит Вениамин», а также «официальный представитель Советского правительства, сопроводивший похоронную процессию до кладбища» 152 . Под «митрополитом Советской церковной организации», надо понимать, подразумевался будущий глава обновленцев Вениамин (Муратовский). Архиепископ от «тихоновцев» – это, по всей видимости, Серафим (Александров) , внедренный ОГПУ в окружение Патриарха и получивший впоследствии в церковных кругах прозвище «Лубянского митрополита» 153 . Епископов же по имени Леонид в тот момент в Русской Православной Церкви («тихоновской») не было, здесь греческая газета допустила какую-то неточность. Интересно, конечно, было бы узнать, кто из представителей советского правительства столь трогательно проводил архимандрита Иакова в последний путь, но об этом в заметке не сообщалось. Также немаловажно, кто из духовенства не просто присутствовал на его отпевании, а совершал его. Трудно представить сослужение, даже и над гробом греческого архимандрита, архиепископа Серафима, пусть и связанного с ОГПУ, но все-таки «тихоновского» архиерея, с откровенным раскольником из «советской церковной организации». Вероятнее всего, отпевание Димопуло-старшего было совершено формально нейтральной тогда еще фигурой его помощника и племянника, ставшего вскоре и его преемником, а именно иеромонахом Василием (1867–1934). Именно он и сделал затем фамилию Димопуло неприятно известной всей церковной России. Как и его дядя, Василий тоже был постриженником Ватопедского монастыря. В Москву он прибыл в диаконском сане в 1894 г. как сопровождающий дядю-архимандрита. Богословского образования, насколько можно понять, Василий, в отличие от старшего Димопуло, не получил, в русской зарубежной печати он характеризовался как «человек совершенно не образованный, простец» 154 . Это, впрочем, его дальнейшей церковно-дипломатической карьере нисколько не помешало, а значок кандидата богословия для парадных фотографий он, как не страдавший излишней скромностью, надевал на себя и так (по сравнению с архиепископским крестом на клобуке, поднесенным ему обновленцами, это было мелочью). В 1913 г. Димопуло-младший был хиротонисан во иерея и получил титул «Сакеллиона Святейшего Апостольского и Патриаршего Трона Константинополя» 155 . После кончины Димопуло-старшего альтернатив сакеллиону Василию как его преемнику у Фанара не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Но у епископов Русской Православной Церкви есть еще немалое число и горячих приверженцев из простого, но верующего народа. Тесным, но многолюдным кольцом он окружает своих предстоятелей церковных и своею горячею верою и благочестивою жизнью представляет красноречивое оправдание их деятельности...» 120 . Хиротония во епископа состоялась в Казанском соборе Петрограда 6 августа 1916 года, в праздник Преображения Господня. Ее совершили: митрополиты Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) 121 , Петроградский и Ладожский Питирим (Окнов); архиепископы Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий), Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский); епископы Рязанский и Зарайский Димитрий (Сперовский), Черниговский и Нежинский, Василии (Богоявленский) 122 , Велетский и Дибарский Варнава (Сербия), Урмийский и Супурганский Мар-Илия (Геворгизов), Великоустюжский Алексий (Бельковский), викарий Вологодский, Гдовский Вениамин (Казанский), бывший епископ Полоцкий и Витебский Иннокентий (Ястребов), председатель Миссионерского совета. Тринадцать лег назад с этим же праздником совпал монашеский постриг Петра Белоликова, и теперь Преображение Господне прочно становилось днем его преображения и началом восхождения от силы в силу. По окончании литургии и чина освящения плодов иерархи вышли в мантиях на архиерейский помост для вручения хиротонисанному епископу архиерейского жезла. Митрополит Владимир произнес речь о предстоящем служении нового епископа. Накануне епископ Сергий (Лавров), которого вызвали из Персии, представил в Святейший Синод доклад о положении дел в Урмии и состоянии Миссии, и поэтому митрополит Владимир при напутствии нового епископа Салмасского хорошо представлял существо дела. «Урмия теперь – это уже не та богатая и цветущая, особенно в христианской ее части, область. Жестокая рука врагов сделала ее совсем неузнаваемой, и вот какую печальную картину представляет она сейчас по донесенным до нас официальным сведениям. Селения христиан в количестве 2/3 разрушены и опустошены. Церковное имущество разграблено. Иконы поломаны или сожжены. Из серебряных сосудов, похищенных из храмов, пьют на своих пирушках мусульманские ханы. Из дорогих облачений сделаны покрывала на седла их лошадей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

9 февр. 1908 г. митр. Антоний ходатайствовал о перемещении 2-м викарием С.-Петербургской епархии с титулом епископа Нарвского Тихвинского еп. Феодосия (Феодосиева ; впосл. архиепископ), викария Новгородской епархии, как значится в машинописном подлиннике представления (РГИА. Ф. 796. Оп. 189. Д. 569. Л. 7). Однако указанное в документе имя епископа вычеркнуто и рукой митрополита заменено именем викария Костромской епархии Кинешемского еп. Никандра (Феноменова ; впосл. митрополит). Очевидно, выбор еп. Никандра, утвержденного епископом Нарвским 15 февр. 1908 г., был сделан митр. Антонием под давлением. Об этом вспоминал обновленческий деятель Вениамин (Муратовский) , сам бывший на рубеже XIX и XX вв. викарием митр. Антония: «Носилась тогда молва, что Никандр был приставлен в качестве шпиона, чтобы следить за всеми его поступками. Доблестный Владыка Антоний своей кротостью и христианским всепрощением препобедил еп. Никандра... [и тот] сделался самым преданным ему помощником до конца жизни Владыки». 15 апр. 1908 г. еп. Никандр впервые возглавил крестный ход с.-петербургских трезвенников в Александро-Невскую лавру «архиерейским шествием». 28-29 июня того же года совершал юбилейные богослужения в Нарве по случаю 200-летия освящения Спасо-Преображенского собора как правосл. храма с крестным ходом вокруг старого города. С 30 дек. 1909 г.- 1-й викарий С.-Петербургской епархии. Награжден орденами св. Владимира 3-й (1909) и св. Анны 1-й (1912) степени. В 1910-1912 гг., в периоды отъездов митр. Антония в Кисловодск на лечение, временно управлял столичной епархией. 20 марта 1914 г. назначен епископом Вятским и Слободским; напутственный молебен у мощей св. Александра Невского 11 апр. отслужил Гдовский еп. сщмч. Вениамин (Казанский ; впосл. митрополит). 20 марта 1914 г. епископом Нарвским, 3-м викарием С.-Петербургской (с 19 авг. 1914 Петроградской) епархии, был назначен викарий Нижегородской епархии Балахнинский еп. Геннадий (Туберозов) . Он был награжден орденами св. Анны 1-й (1915) и св. Владимира 2-й (1916) степени. С 14 июня 1917 г.- 2-й викарий епархии, с лета 1918 г.- 1-й викарий. Вошел в состав Петроградской синодальной конторы, открывшейся 10 авг. 1917 г. 5 окт. 1917 г. в Петропавловской ц. Петроградского ун-та еп. Геннадий отпевал ее настоятеля, профессора прот. В. Г. Рождественского. В отсутствие митр. Вениамина на еп. Геннадия возлагалось временное управление Петроградской епархией. 2(15?) февр. 1920 г. он был назначен епископом Псковским и Порховским. В это же время РСФСР по Тартускому мирному договору от 2 февр. 1920 г. отказалась от прав на Эстонию, которой отходила и Нарва.

http://pravenc.ru/text/2564682.html

" Преосвященный Владыка! Сегодня меня посетил прот. Н.Ф.Платонов; вновь беседовал о желательности единения между нашими группами и просил передать Вашему Преосвященству прилагаемое письмо, извещающее, что в понедельник к Вам явятся делегаты от Епарх[иального] Управления. Позволяю себе высказать свое мнение по поводу этого посещения. Мне думается, что: 1) Вам необходимо было бы принять делегацию, и 2) следовало бы пригласить для присутствования при ее приеме Преосвя­щенных викариев - непременно, а, может быть, и некоторых из наиболее авторитетных о.о. протоиереев, например: В.А.Акимова [lx] , Л.К.Богояв­ленского, А.В.Петровского, М.П.Чельцова, М.В.Тихомирова [lxi] , С.И.Быч­кова, А.В.Пакляра... Если мы действительно и искренно желаем единения (а желать этого нас обязывает Евангелие), то без предварительных переговоров и взаимных уяснений, без взаимного подхода друг к другу, конечно, обойтись нельзя. Позиция, занятая циркулярным письмом трех еписко­пов, по моему мнению, едва ли правильна: она не отвечает ни заветам Евангелия, ни урокам истории, ни требованиям " церковной икономии " . В этом отношении обновленцы идут далеко впереди нас и - ради мира церковного - становятся выше общечеловеческого самолюбия: они вторично обращаются к Вашему Преосвященству, несмотря на то, что первое письмо преосв[ященного] митрополита Вениамина было оставлено без всякого ответа, и что в циркулярном письме епископов митроп[олит] Вениамин трактуется как " Вениамин Муратовский " - без всякого титула... Простите, что откровенно высказываю Вам свою точку зрения, но желание церковного мира и избежания еще больших " скорбей " , ожидаю­щих Церковь, заставляет говорить это. Вашего Преосвященства усерд­нейший слуга протоиерей Н.Чуков. P.S. М]ожет] б[ыть], Ваше Преосвященство сочтете полезным ознакомить с настоящим письмом и прочих Преосвященных Владык, тем более, что к высказанным в нем мыслям вполне присоединяются о.о. протоиереи: А.В.Петровский, Н.В.Чепурин и М.В.Митроцкий, которых я с ним ознакомил. Н.Ч. 30, V/12, VI 1925 г. "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Нельзя сказать определенно, кого имел в виду Антонов. Возможно, Виталий (Максименко; 1873–1960 гг.), архимандрит, с 1903 г. редактор «Почаевского листка», и. о. редактора официальной части «Волынских епархиальных ведомостей». С августа 1906 г. возглавлял Почаевский отдел «Союза русского народа». В декабре 1918 г. по распоряжению правительства С. В. Петлюры арестован в Киево-Печерской лавре. Летом 1919 г. освобожден при посредничестве французской военной миссии, выехал на Волынь, где вновь был арестован польскими войсками и затем освобожден при содействии французских военных властей и благодаря ходатайству митрополита Антония (Храповицкого). В 1922 г. эмигрировал в Сербию. Возможно, Антонов имел в виду Вениамина (Казанского; 1874—1922 гг.) или Вениамина (Муратовского; 1856–1930 гг.). Вениамин (Казанский), с 20 марта 1914 г. епископ Гдовский, первый викарий Петроградской епархии, временно управляющий епархией с 6 марта 1917 г. 24 мая 1917 г. избран на Петроградскую кафедру, с 17 июня 1917 г. архиепископ Петроградский и Гдовский, с 13 августа 1917 г. митрополит. Вениамин (Муратовский; 1856—1930 гг.), с 1 мая 1915 г. архиепископ Симбирский и Сызранский. Владимир Игнатьевич Востоков (1868–1957 гг.), иерей, миссионер, настоятель Князь-Владимирской церкви при московском епархиальном доме. В ноябре 1911 г. основал ежемесячный духовно-литературный журнал «Отклики на жизнь», став его редактором и издателем. Упоминание в мае 1913 г. на страницах журнала о нестроениях в Московской епархии стало причиной удаления Востокова из Москвы в Коломну в качестве настоятеля Христорождественской церкви. Восторгов был лишен благословения на выпуск журнала и взят под негласный надзор охранки, однако издание журнала продолжалось. 26 января 1916 г. Востоков был переведен на погост Ильинское, с 1 июня 1916 г. в Клин настоятелем тюремного храма. В конце сентября – начале октября 1916 г. приехал в Уфу, где начал служить и продолжил издание журнала, избран членом Учредительного собрания, делегатом на Поместный собор от мирян Уфимской епархии. 19 ноября 1917 г. возвращен в Москву настоятелем церкви Космы и Дамиана на Таганке. На соборном заседании 22 января 1918 г. произнес речь против безбожного коммунизма, за что был объявлен советской властью вне закона. Вместе с П. Н. Врангелем 30 октября – 1 ноября 1920 г. эмигрировал в Галлиполи.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199039/

16. Вениамин Благонравов 31 мар. 1873 перев. из еписк. Камчатских. Викарии Иркутской Епархии 1. Иоасаф Болотов , епископ Кадьякский, хирот. 10 апр.1799 в Иркутске, но на пути в Американские селения утонул с кораблём. 2. Вениамин Благонравов , епископ Селенгинский, 5 февр. 1862 назначен из архим. Костромского Игрицкого монастыря; хирот. 20 мая; 18 мар. 1868 перев. в епископы Камчатские. 3. Мартиниан Муратовский 18 дек. 1868 назначен из архим. Иркутского Вознесенского монастыря; хирот. 9 февр. 1869. Высочайшим указом 12 янв. 1870 учреждена епархия Якутская; епископу именоваться «Якутский и Вилюйский». 1. Дионисий Хитров возведён из викариев Камчатской епархии. 2. Павел Попов , епископ, 6 мар. 1860 хирот. в викария Якутского, а 9 нояб. 1866 перев. в викария Новоархангельского; с 1870 епископ Енисейский. Монастыри 1 Вознесенский, от Иркутска в 4 верстах, основан в 1672 г.; с 1707 по 1741. Кафедральный, по штатам третьеклассный. [III, 578; VI, 959.] С 19 сент. 1836 первого класса. Строители Герасим , основатель, с 1672; † 20 янв. 1676. Ефрем , 1676–80 (около 4-х лет). Исаия (управлял 14 ½ лет); † 1701. Гермоген … Митрофан (управлял 6 лет). Венедикт Шапошников (3 года). Вениамин Скорняков (7 лет). Иерофей Филимонов (4 года). Иоасаф Мордовский (3 года). После архим. Якутского Спасского монастыря. Против всех этих строителей в подлиннике. помечено: «Из Описания монастыря, СПБ, 1840 г., соч. архим. Никодима. Требует исследования. В Ист. Иер., VI, 972, только четверо первых без дат». Игум. Макарий упом. 13 мар. (sic) 1704; † 1713. Архим. Мисаил , из Селенгинского, 1713–18, обратно в Селенгинский Троицкий. – Антоний Платковский определён 1718 из Тобольска (?), до 18 нояб. 1720. Послан в Пекин и вскоре вызван. В 1729 снова туда-же отправился. Игум. Паисий в 1729 перев. из Посольского монастыря, а 1736 – в Якутский Спасский. Архим. Корнилий Бобровников , с 1736; † в мар. 1746. – Наоанаил 14 апр. 1746 перев. из Селенгинского, а 1754 – в Якутский Спасский. – Синесий Ивановский , с 12 мая 1754; † 11 мая 1787.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще в Казани завязывается своеобразная дружба трех вдовцов: архиепископа Палладия, профессора А. В. Вадковского (вскоре также принявшего монашество) и священника о. Василия Муратовского, вскоре постриженного в монахи с именем Вениамин. Впоследствии постоянно, и в проповедях, и в частных беседах, (несмотря на свою староцерковность я вскоре был представлен старцу — «наш пострел везде поспел»), митрополит возвращался к этим друзьям своей молодости и всегда говорил о них в тоне самого глубокого уважения. Но вот происходит неожиданная перемена: казанцы делают блестящую карьеру. Антоний Вадковский становится ректором Петербургской Духовной Академии в сане епископа Выборгского и всея Финляндии, а архиепископ Палладий (после смерти митрополита Исидора в 1892 г.) становится митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, первенствующим членом Святейшего Синода. Еще 2 года — и в Петербург перебирается третий, самый молодой из друзей, — архимандрит Вениамин Муратовский. Он получает назначение настоятелем Иоанно-Богословского Черемнецкого монастыря под городом Лугой. В 1897 г. он был рукоположен во епископа Ямбургского, викария Петербургской епархии. Эту должность он сохранил и при митрополите Антонии (преемнике митрополита Палладия), а в 1908 г. был возведен в сан архиепископа и назначен на Симбирскую кафедру, в цветущий, тихий, дворянский город, известный тогда лишь своими чудесными видами на Волгу и прославившийся через десять лет на весь мир своим знаменитым уроженцем. Но тогда жизнь там проходила тихо и мирно. Архиепископ Вениамин недаром был учеником митрополитов Палладия и Антония. С митрополитом Палладием его соединяла любовь к церковному благолепию. Владыка любил пышные богослужения (одних облачений у него было 19), а под влиянием митрополита Антония владыка усвоил тот дух мягкого гуманизма и либерализма, который не вычитывается из книг, а является плодом доброго сердца. И этот-то тихий, мирный человек попал в самый центр революционного водоворота. И сюда, в тихую волжскую заводь, пришла гражданская война. Архиепископ уехал с отступавшей Колчаковской армией. Доехал до Урала. Попал в руки красных. И тут начинается кошмар. То его сажали, то выпускали, то опять сажали и грозили расстрелом. Наконец Патриарх Тихон назначил его в 1920 г. на Рязанскую кафедру, и здесь его застала церковная смута. Мягкий и уступчивый, владыка признал живоцерковное Высшее Церковное Управление. Затем, после выхода из заключения Патриарха Тихона, тотчас перешел к Патриарху. Однако вновь был арестован. Тучков имел с ним «дружеский» разговор, после которого архиепископ был освобожден, вновь признал обновленчество, вошел в обновленческий синод и получил громкий титул митрополита Ленинградского.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010