Но почему же мы не находим мира? Где он на земле, когда печальная действительность резко противоречит ангельскому миру, когда верной характеристикой общего склада нашей жизни могут служить грустные слова пророка Иезекииля: «Он (Глаголющий) развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «Плач, и стон, и горе» " 57 . Действительно, развернут теперь над нашим Отечеством «свиток страданий», пьет оно из чаши великого горя, плач и стон слышатся в нем от края и до края. И разве можно говорить о мире в текущей нашей жизни, когда сыны России, под влиянием неведомых в старину пагубных учений, разрывают на части материнское сердце Родины междоусобной братоубийственной войной, презирают всякую власть и попирают все святое, возлюбив эгоизм современных сверхчеловеков! Итак, нет мира на земле. Мир, конечно, есть, но понимаемый не в смысле безмятежного человеческого существования. Мир, о котором дивно пели ангелы в немой тишине рождественской ночи, есть мир Бога с родом человеческим, мир земли с небом, вследствие прощения людям первородного греха через Христа Искупителя, пострадавшего за них. Этого мира искали еще ветхозаветные люди. Как рабы греха, они не имели мира с небом и средств успокоить свои мятущиеся души. Сознание отчужденности от Бога вызывало в людях глубокую скорбь. Погрязши во зле, они задыхались в смраде неправды, насилия, обмана и всяких пороков. Так было им душно, что некоторые из них исход видели в смерти, а счастье считали возможным лишь в мраке могилы и нерушимом безмолвии вечности. Явились даже апологеты смерти, как Гиезий, поэты самоубийства, как Сенека. Но вот ветхозаветное человечество, исстрадавшееся в чаянии спасения, дождалось, наконец, великого утешения – родился в Вифлееме Христос, Сын Божий. Пожив среди людей, вступая в общение и беседы с ними, Он, конечно, и по человечеству Своему видел, что все люди ищут себе успокоения: одни – от трудов непосильных и житейских невзгод, другие – от какой-то внутренней тоски, иные – от физических и духовных страданий и от недовольства своим общественным положением.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

О продолжателях Своего служения – Апостолах и их преемниках, пастырях, Спаситель сказал: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас ( Ин. 20:21 ). По выражению апостола Павла, пастыри – соработники, споспешники, слуги Христовы, посланники Божии, от имени Христова, то есть те же посредники и продолжатели дела Христова (см.: 1Кор. 3:9–10, 4:1–2, 9 ; 2Кор. 5:20 ). Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения… Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом ( 2Кор. 5:18, 20 ). Судя по этим словам, характер пастырства выражается посредничеством не человеческим, а Христовым, благодатным. Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (ср.: Рим. 8:9 ). Мысль о Божественном, благодатном посредничестве пастырей апостол Павел защищает в первых четырех главах Первого послания к Коринфянам против ложного взгляда некоторых коринфских христиан, привязывающихся к человеческим преимуществам своих духовных отцов. Представление о пастырстве как благодатном посредничестве в деле возрождения людей отмечено в учебнике по Пастырскому богословию архимандрита Кирилла (Наумова) . Только здесь посредничество более относится к богослужению и тайноводству, пастырское проповедничество и руководство лишь отчасти связаны с основной сущностью пастырского служения. Подобное деление искусственно, если не объединить всех сторон пастырства в общем признаке – посредничестве пастыря за паству пред Богом. Святоотеческий взгляд на благодатное посредничество в пастырстве особенно ясно показывает, между прочим, преподобный Симеон Новый Богослов : «Владыка наш и Бог , желая научить нас, что к Богу приближаться надлежит нам с помощию какого-либо посредника и поручителя, Сам, как во всем прочем, показал нам пример и образец, так и в этом Сам был первым Посредником и Ходатаем человеческого естества, принесши оное в Себе Отцу Своему и Богу. Потом поставил служителями сего посредничества и ходатайства святых Апостолов Своих, которые и приводили ко Владыке Христу всех уверовавших в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Объединение человека верою со Христом похоже еще на душевную неразрывность младенца с держащей его на своих руках матерью. Когда дитя обовьет руками шею матери, смотрит ей в глаза с нежной любовью и никак не хочет разъять рук из боязни разлуки с нею, тогда мать не противоречит ему и выражает ему взаимную теплую ласку. Подобно этому и Господь Спаситель на горячий порыв человеческой веры всегда отвечает неотступностью от верующего и живительными услаждающими действиями Своей спасающей силы. Изложенные нами мысли о спасающей вере на библейском языке передаются такими священными словами: «Сын Человеческий (Господь Иисус Христос ) вознесен (на крест, с тем), дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную... Воля Отца (Небесного), пославшего в мир Сына Своего, та, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную». А жизнь вечная есть горение человека благодатной любовию к Богу и ближним. Верующий в Сына Божия... и имеющий жизнь вечную не судится 56 . Мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасаемся, так как Бог верою очищает сердце... Веруй (каждый) в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой 57 . Спасающая вера – не одна лишь теоретическая уверенность в ниспослание благодати Божией, а вместе – и силы борений со страстями и производительница всевозможных добрых благоугодных дел. Кто имеет веру, а дел не имеет, может ли эта вера спасти его?.. Человек оправдывается делами, а не верою только... Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва 58 . Но и деятельная вера соблюдает верующего ко спасению и спасает 59 не сама по себе, а ради кровавой крестной жертвы умилостивления за мир воплотившегося Сына Божия. В силу этой жертвы Отец Небесный прощает грехи кающихся по вере их в Сына Божия – Искупителя и вменяет им в праведность эту веру, как некогда вменил ее в праведность Аврааму 60 . Из библейской истории известно, что праотец Авраам, имея от роду 99 лет, при обещании Божием даровать ему сына от престарелой его супруги Сарры, ничуть не изнемог в вере. Думы об омертвении тела его и жены не поколебали его веры в силу Бога, могущего исполнить обещанное. И эта вера вскоре подтвердилась фактами. Жена Авраама, несмотря на старость, получила силу к принятию семени мужа и родила ему сына Исаака. Впоследствии верою Авраам в намерении не пожалел принести Исаака в жертву Богу по Его повелению, будучи уверен, что Бог силен и из мертвых воскресить закланного сына 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Объединяя все вышеупомянутые признаки переживания надежды, мы имеем право составить такое ее определение: христианская надежда есть сознательная и благодатно согретая любовию уверенность в предощущаемом на земле личном вечном спасении и исполнении Божиих обетований о будущих судьбах всего тварного мира и человечества. Человеческая надежда на Бога и земные опоры Уверенность в Боге надеющихся на Него возвышенна, трогательна и непостыдна. Господь – Спаситель всех людей и Услышатель их молитв – есть вечная Твердыня и Мышца для всех уповающих на Него не только старцев, мужей, жен, вдов и сирот, юношей и отроков, но и для детей-младенцев. На Бога оставлен каждый от материнской утробы от периода кормления материнской грудью и с первых проблесков своего сознания призывается богооткровенным учением уповать всецело на Него 102 . Действительность надежды на Бога зависит от богоугодной жизни надеющегося. Сказано в Библии: «Покорись Господу... держись Его пути... чистосердечно – и тогда надейся на Него " 103 . Надежда на спасающего Господа не потеряется ни у кого из тех, кои пребывают все дни в страхе Господнем, знают имя Божие, боятся Господа и не полагаются на свой разум 104 . Истинно надеющийся на Бога соблюдает заповеди Его, быстро исправляет погрешения, подвизается иметь непорочную совесть пред Богом и людьми, благодушен и мужественен в скорби, созерцает неотступность пути Божиих судов в человеческой жизни и в слезах молитвы всегда воззревает на небо. Его надежда только на Бога – Источник живой воды – постоянна и сердечна 105 . Твердого духом в надежде на Бога и свято живущего окружает особенная Божия милость. Бог оберегает его от козней врагов, опасностей, вреда, безвременной внезапной смерти, голода и всяких бедствий, слышит вопль его о помощи во время притеснений, извлекает его из страшного рва, из тинистого болота, поставляет ноги его на камне и утверждает его стопы 106 . Он бесстрашен и непостыден в ожиданиях помощи от Бога, и когда ее ожидает, как ночные сторожа – наступления утра, тогда не обманывается в своих ожиданиях. Бог спасает и поддерживает его за богопреданность, знает его по имени и пребывает с ним: везде, куда бы он ни ходил 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Он блажен, благословен и под покровом Божиим подобен дереву, посаженному при водах. Такое дерево пускает корни свои у потока и не знает, когда приходит зной. Листья его зелены, не боятся зноя во время засухи. Ветви его не перестают приносить свои плоды. Точно так же всецело уповающие на милость Божию не знают сухости от уныния, увлажняют себя покаянием во грехах и познанием истины, они защищаемы свыше от зла и переходят в потусторонний мир с надеждой на воскресение свое по телу и вечную блаженную жизнь во Христе 108 . Непоколебимая надежда их на бесконечную загробную жизнь по переходе в вечность сменяется реальным зрением небесного мира и осуществлением чаяний 109 . Замечателен решительный библейский вывод из ряда представленных выше суждений о всецелом уповании на Бога. «Перестаньте вы, – читаем в Библии, – надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?» 110 Не надейтесь на князей (и вообще), на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его 111 . Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою... Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой 112 . Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека... на князей 113 земных. Надеющийся на себя, на свои силы и руки – тот глуп, так как и себя не может спасти от греховной гибели, тем более не в состоянии искупить брата своего от духовной смерти 114 . По Библии, всякие надежды на что-либо земное и помимо Господа ложны и обманчивы. Тщетны, например, упования на земную помощь, телесную силу и красоту, надежды на богатство, грабительство, взятки, доходы, на неправедные жертвы, обман, на военные силы, высокие, крепкие стены, на естественное выздоровление в болезни 115 . Надеяться на мудрого в глазах своих и опрометчивого в словах – то же, что надеяться на сильного физически, но безрассудного единорога 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

От скорби в христианине происходит терпение, от терпения – опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает 769 . Для верующего скорбь не простое наказание, а вместе с тем и знак отеческой любви к нему Бога. Есть ли какой земной отец, который бы не наказывал сына? Не наказываются в семействах лишь незаконные дети. Через скорбь у верующего во Христа открываются духовные очи. Он видит в Боге Небесного своего Отца и участвует в святости Божией. Его удостаивает утешения Сам Господь Спаситель в Духе Святом, даруя ему благодушие в немощах, обидах, нуждах, гонениях и притеснениях. Всякое (скорбное) наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после... доставляет (человеку) мирный плод праведности 770 на земле и посмертный венец правды на небе. Множество людей, ныне предстоящих душами небесному престолу Божию из всех народов, по словам тайновидца Иоанна Богослова, облечены в белые одежды. Они получили белые ризы и блаженное предстояние Богу за то, что пришли на небо от великой земной скорби... и убелили одежды свои на земле Кровию Агнца 771 . Никакая скорбь земная не могла отлучить их от любви к Богу. Кратковременное безропотное страдание в земной жизни в безмерном преизбытке приносит страдальцам за веру вечную славу 772 . Небесной величайшей наградой им служит то, что Христос благодатно будет обитать в них и водить их на живые источники благодатных вод. Он отрет всякую слезу с очей их, так как на небе не будет уже ни плача, ни вопля, ни болезни 773 . Бог – утешитель скорбящих Скорбь, смиряя человеческую душу, побуждает ее искать утешения и отрады в Боге. Вполне успокоить скорбящего и утешить может один Господь. Потому к Нему со всех концов земли верующие молитвенно воздевают руки, просят Его исцелить их больные от скорби сердца. Молящиеся, как журавль, как ласточка издают звуки прошений к Богу, тоскуют, как голубь; уныло смотрят глаза их к небу 774 в ожидании услышания. И вера их не посрамляет. Оживление приходит к ним от Вседержителя, так как Он причиняет раны людям и Сам же обвязывает их и целит.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Отвергнуть себя, взять крест свой и следовать за Христом 709 , по требованию Евангелия, невозможно без страдания. И всякий христианин в мире непременно имеет скорбь, пьет чашу ее, в огне ее крещается и в муках самоотвержения рождается для небесной блаженной жизни 710 . Ему свыше дано не только веровать во Христа, но и страдать за Него ради Царства Божия. Терпящий со Христом на земле с Ним и царствовать будет по кончине 711 . Из сказанного ясно, что скорбь порождается грехом и борьбой с ним ради следования закону праведности. Желающим жить свято немало скорбей причиняет ненависть к ним ожесточенных грешников. Святая жизнь праведных обличает грешников, и они ненавидят своих обличителей, нанося им всякие неприятности и удары. Иезавель, жена Ахава, царя Израильского, например, воздвигла гонения против Илии Пророка. Насколько силен был духом Илия, но и он не удержался в скорби от горьких жалоб пред Богом и восклицал: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих« 712 . С основанием на земле Церкви Христовой поднялись жестокие гонения на апостолов и рядовых христиан. Проповедание Евангелия и принятие его верующими происходили и происходят в обстановке скорбей и страданий за слово Божие до уз и смерти включительно 713 . Известно, что апостол Павел и другие благовестники веры, совершая свои миссионерские путешествия, терпели суровые бедствия и ежедневно добровольным произволением умирали. Ввиду гонений они благовествовали устно и письменно от великой скорби и стесненного сердца... со многими слезами 714 . »Скорбим ли мы, – пишет апостол Павел новообращенным христианам, – скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим 715 . Мои ради вас скорби суть ваша слава 716 . Страданиями моими за вас я восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь " 717 . Пред концом мира, по предсказанию Господа Спасителя, скорбь христиан достигнет чрезвычайного напряжения и будет по своей огромности и силе небывалой от начала мира 718 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Очи Господа обозревают всю землю, чтобы благодатно поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему. Богопреданные устремлены к Богу, и Бог взаимно с ними. Он непременно дает им найти Себя, познать и почувствовать 267 . «Я буду их Богом, – обещает Он чрез пророка, – и дам им уста чистые для призывания имени Господня» 268 ; «Для благоговеющих пред именем Моим взойдет солнце правды и исцеление в лучах Его« 269 ; »Свет воссияет на них и веселие« 270 . Божие приближение к человеку на молитве очевидно уже в том, что человек называет Иисуса Господом именно силою Духа Святого и Его же помощью вообще молится 271 . Мы не знаем, о чем молиться как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными 272 . Бог Отец посылает в наши сердца Святого Духа, и Он здесь вопиет: »Авва, Отче!» 273 Благодать молитвы исходит на верующих от триединого Бога, в порядке же действия Божественных Лиц – от Бога Отца, во имя Господа Иисуса Христа – Сына Божия во Святом Духе. «Отец Небесный, – сказал Спаситель, – даст Духа Святаго просящим у Него " 274 . Говоря обобщенно, человеческая молитва есть жертва Богу Отцу от людей, приносимая Иисусом Христом в Духе Святом 275 . Люди молятся Богу то мыслью и сердцем, то воплем, стенанием и слезами. И когда их молитвы, подобно кадильному дыму фимиама, возносятся к Божию престолу, Бог благоволительно призирает на смиренно взывающих, исполняет их благие желания и прошения уст их. Божий ответ приходит к ним не в человекообразных звуках голоса, но в действии Святого Духа, в сердечно ощутимом благословении Его благости. Дух Святой успокаивает взволнованные сердца молящихся, озаряя их светом радости 276 . По образному библейскому выражению, Господь простирает к молящемуся руку с высоты... и извлекает его из страшного рва, из тинистого болота... из вод многих, из сетей скорби... просвещает его очи сиянием утешения и рассеивает внутри его томительный мрак 277 . У человека молитвенно оживляемого холодность сменяется согреянием, сетование – ликованием, беззащитность – чувством осененности крылами Божиими, сердечное стеснение – чувством широты. Это происходит именно потому, что приближается к человеку Бог – Источник жизни и свет Лица святого Его воссиявает внутри человека. Бог возвращает молящемуся утраченную им радость спасения, умилостивляется над ним и благодатью Своею его поддерживает. Горячо помолившийся переживает прилив бодрости и духовного мужества 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Пережив страшное наказание и восплакав, дочь Иерусалима, по словам пророка, снова обратилась к оставленному ею Богу и со всей любовью взыскала Его. Видя ее раскаяние, Господь через пророка говорит ей: »Как поступлю с тобой?.. Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя!.. Не истреблю (тебя), ибо Я – Бог , а не человек 163 . Бедная, бросаемая бурею, безутешная.. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В жару гнева я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостию помилую тебя... Ты утвердишься правдою (и) будешь далека от угнетения... ужас не приблизится к тебе " 164 . В приведенных отрывках из пророческих книг перед нами человекообразное изображение непостижимых глубин Божией любви к людям. Общая мысль этих сильных библейских образов та, что Господь любит человека более, чем мать свое дитя, видит проявления человеческой любви, отвечает на них взаимностью и не забывает их 165 . Обобщая вышеизложенные библейские данные, мы получаем в итоге следующее определение. Любовь в Божестве есть непостижимое для нас взаимное самопредание и единение Лиц Святой Троицы, открываемое людям в Божием промышлении о них, в крестной Христовой жертве и излиянии Духом Святым огня благодатной любви верующим во Христа. Естественная любовь человека Чувство любви – естественное явление в человеческой природе. В своих возвышенно-благородных устремлениях оно украшает людей 166 , в греховных извращениях – унижает. Естественную любовь, во всей ее откровенности, можно наблюдать и в отношениях людей к Богу, и во взаимоотношениях родителей и детей, супругов, братьев и сестер друг к другу, дедов и внуков, друзей, учителей и учеников, знакомых и вообще членов гражданского общества. Остановимся отдельно на каждой из поименованных выше разновидностей человеческой любви. Родительская любовь к детям и детей к родителям, по Библии, отличается нежностью, глубокой привязанностью, попечительностью и безграничной благожелательностью. Прекрасны, например, священные образы древних отцов семейств – праотцев Авраама, Исаака и Иакова, трогательны их отношения к родным детям. Авраам, любивший единственного сына своего Исаака, излил на него всю теплоту своего сердца. Исаак больше любил первенца своего Исава, который приготовлял ему кушанье из дичи. Но супруга Исаака Ревекка больше любила второго сына своего, Иакова. Иаков из всех детей своих наибольшую любовь оказывал сынам Рахили – Иосифу и Вениамину. Иосифу, сыну старости своей, он предпочтительно по отношению к другим детям, сделал особую разноцветную одежду 167 . Иосиф отвечал отцу такой же горячей любовью. При свидании с Иаковом в Египте, после долгой разлуки, он пал ему на шею и долго плакал на шее его 168 . Горько оплакивая умершего любимого отца, Иосиф пал на лице его и целовал с плачем многократно 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

По выражению апостола, благодатная вера дается Духом 64 в святых таинствах Церкви, но действенно открывается в верующем не всегда тотчас после таинств, чаще всего он должен предварительно много потрудиться в борьбе с личными страстями и показать опыты верного исполнения Божией воли, лишь тогда в нем начинают обнаруживаться признаки необычайной силы веры. При этом уверенность его в Божией любви, небесном Промысле лично над ним и в Божием содействии ему делается какой-то удивительно крепкой, дерзновенной и, если можно так выразиться, сыновне смелой пред Богом. Означенная сверхъестественная и богоданная сила уверенности в Боге есть наиболее яркий признак чудотворной веры, которую Спаситель назвал верой с горчичное зерно 65 . Она – плод Святого Духа и делает слова и действия человека чудесными. От сердца благодатно верующего через слова веры истекают реки силы Божией, или воды живой, и окружающие чудотворца воочию видят славу Божию 66 , дознают верность его ясновидения 67 Бога и чудес. Духодвижимая вера – изгонительница бесов, врач больных, властительница над явлениями видимой природы и сверхъестественный путь к научению новым языкам 68 . Ей, как сорастворенной с Божией силой, подчинены самые законы окружающей нас природы. Она может приостанавливать их действия, направлять по своей воле и изменять. Носителям чудотворной веры за их безграничную преданность Богу Господь как бы уделяет часть Своей Божественной власти и силы, чтобы они по своему усмотрению применяли ее к нравственной пользе тех или иных людей. Призывая апостолов к такой вере, Спаситель сказал: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «Поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» 69 . Благодатная сила, неотлучная от свято живущих, сообщает их вере непоколебимость, пламенность и христоподражательную действенность. Так, апостол Петр в Иерусалимском храме чудесно исцелил некогда хромого от чрева матери. Объясняя происхождение упомянутого чуда, он сказал народу, собравшемуся около исцеленного: «Сего (человека] укрепило имя Иисуса Христа ради веры во имя Христово... Вера, которая от Иисуса Христа, даровала ему исцеление это пред всеми вами« 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010