Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вениамин (Милов), еп. Саратовский. Фотография. 1955 г. (Милов Виктор Дмитриевич; 8.07.1889, Оренбург - 2.08.1955, Саратов), еп. Саратовский и Балашовский. Из семьи священника. Часто болея, неоднократно прерывал учебу в школе, ДУ и ДС. Учился в Яранском ДУ в Вятской губ. (1900-1905), затем в Вятской ДС (1905-1916 (1917?)). В отрочестве, помогая отцу, нес послушание чтеца, затем служил иподиаконом при Вятском еп. Никандре (Феноменове) . Юноша часто посещал мон-ри - яранский в честь св. Анны Пророчицы, Белогорский во имя свт. Николая , в Трифоновом вятском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре он получил первые уроки аскетического подвига. В 1917 г. Милов поступил в КазДА, во время учебы находился под влиянием инспектора академии архим. Гурия (Степанова) . После прекращения занятий в КазДА в авг.-сент. 1918 г. Милов в продолжение полутора лет переезжал, менял место жительства, в нач. 1920 г. по благословению затворника саратовского Преображенского мон-ря иером. Николая приехал в Москву и поступил в Данилов московский мон-рь . 7 апр. того же года Алатырским еп. Гурием (Степановым) был пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Вениамина Персидского, 12 апр. рукоположен во иеродиакона, 8 окт. того же года еп. Подольским сщмч. Петром (Полянским) - во иеромонаха. В 1920-1922 гг. учился в Высшей богословской школе при Даниловом мон-ре, где преподавали профессора МДА. 30 марта 1922 г. был удостоен степени канд. богословия за соч. «Жизнь и учение прп. Григория Синаита». 7 апр. 1923 г. еп. Гурием, настоятелем московского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря , В. был возведен в сан архимандрита с поручением ему управления Покровским мон-рем в качестве наместника. На новом месте служения В. приобрел известность как талантливый проповедник, много внимания он уделял духовному окормлению прихожан (нек-рые из них оставались его духовными чадами до конца его дней и оказывали ему помощь в дальнейших испытаниях). В период церковных нестроений, последовавших после кончины Патриарха св. Тихона , В. поддерживал каноническое общение с митр. Сергием (Страгородским , впосл. Патриархом). В янв. 1928 - окт. 1929 г., наблюдая разорение властями Покровского мон-ря и ожидая ареста, В. пишет воспоминания, впосл. озаглавленные «Дневник инока». «Дневник» содержит не только анализ духовной жизни В., но и затрагивает мн. события церковной жизни.

http://pravenc.ru/text/150299.html

Статистика Вениамин (Милов), еп. Владыка Вениамин родился в городе Оренбурге 8 июля 1887 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери. Он был вторым сыном в семье священника Димитрия Петровича Милова и его супруги Анны Павловны. При крещении младенец получил имя Виктор. Детские и юношеские годы будущего архиерея связаны с вятской землей. Как ни странно, в семье будущий архиерей получил лишь самые начатки религиозного воспитания. Сильные духовные переживания у него начались только в отрочестве, когда родители стали возить его на богомолье в Яранский мужской монастырь во имя св. Анны Пророчицы. Мечтательность, природная чуткость ко всему доброму, прекрасному расположили душу мальчика к монашескому житию. Будущий владыка Вениамин, окончив Яранское духовное училище, а затем, в 1916 году, - Вятскую духовную семинарию (вторым учеником), был послан на казенный счет в Казанскую духовную академию. В годы учебы в семинарии епископ Вятский Никандр (Феноменов; † 1933) посвятил Виктора Милова во чтеца. В академии Виктор Милов ревностно занялся учено-богословскими трудами. Первой его работой, получившей оценку " пять с плюсом " , было сочинение о Филоне Александрийском. Однако " сердце льнуло больше к монахам и церкви " . По счастью, в Казанской академии ему наконец удалось встретить преподавателей, в которых глубокая ученость сочеталась с личным монашеским подвигом и миссионерским горением. Многие из них, особенно преподаватели-монахи, окормлялись у преподобного Гавриила (Зырянова; †1915), постриженника Оптиной пустыни, а в описываемый период - наместника Седмиезерной пустыни под Казанью. Душой казанского академического иночества был инспектор архимандрит Гурий (Степанов), будущий архипастырь. Выдающийся богослов, востоковед, знаток буддизма, переводчик богослужебных книг на языки народов Центральной Азии, он сыграл огромную роль в монашеском становлении владыки Вениамина. В своей квартире архимандрит Гурий устраивал монашеские собрания, на которых присутствующие - преподаватели и студенты - могли свободно обмениваться мыслями. В академической церкви практиковалось строгое уставное пение, в котором Виктор неизменно принимал участие. К казанскому же периоду относятся первые проповеднические опыты тогда еще студента Виктора Милова - и это также по настоянию отца инспектора.

http://lib.cerkov.ru/authors/205

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Чтения по литургическому богословию «Чтения по литургическому богословию» епископа Вениамина (Милова) — нетипичный курс литургики. Владыка Вениамин не разбирает историю богослужения, не описывает его нынешнее состояние, не размышляет о богословии богослужения. Он ставит другую задачу: вскрыть вероучение Церкви так как оно отобразилось в богослужении. Еп. Вениамин (Милов) на материале богослужебных книг раскрывает учение о Троице, ангелах, Сыне Божьем, Его Искупительной Жертве, Сошествии во Ад, о Св. Духе, Богородице. Также о посте как он представлен в текстах богослужения, переживании Литургии верующим, о загробной участи. Наконец о двунадесятых праздниках. Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов) Автор " Чтений по литургическому богословию " родился в Оренбурге 8 июля 1887 г. в семье священника. Окончил Вятскую семинарию и в 1918 г. Московскую Духовную Академию. В том же году принял монашеский постриг и управлял московским Покровским монастырем в сане архимандрита до его закрытия. В 1946 г. он вступает в монашеское братство Троице-Сергиевой Лавры и назначается доцентом Московской Духовной Академии, где возглавляет кафедры патрологии и пастырского богословия. Защитив магистерскую диссертацию на тему " Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви " , архимандрит Вениамин становится профессором и одновременно назначается инспектором Московской Духовной Академии. В 1954-55 гг. он — настоятель Ильинской церкви в городе Серпухове Московской области. 4 февраля 1955 г. архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископы и назначен на Саратовскую кафедру. При вручении новопоставленному епископу архипастырского жезла патриарх Алексий сказал: " Неисповедимые пути Промысла Божия вели тебя до сего времени узкой и трудной стезей многоразличных испытаний и скорбей. Но все трудности и страхи победила твоя непоколебимая вера, подкрепленная любовью ко Христу, явившему нам Своим беспримерным подвигом страданий ради нашего спасения образ терпения и покорности воле Отца нашего Небесного " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

1 Еп. Вениамин (Милов) . Дневник инока. Письма из ссылки. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 139. 2 Там же. С. 163, 173. 3 Еп. Вениамин ( Милов ). Дневник инока. Письма из ссылки. С. 230. 4 Архим. Кирилл (Наумов) . Пастырское богословие. СПб., 1853. С. 5. 5 См.: Свт. Григорий Двоеслов . Правило пастырское, или О пастырском служении. 2-е изд. Киев, 1873. С. 23—24, 31, 58, 64—65, 245—247. 6 См.: Свт. Григорий Богослов . Творения. 3-е изд. М., 1889. Ч. 1. С. 20. 7 Цит. по: Иером. Иннокентий ( Пустынский ). Пастырское богословие в России за XIX век. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1899. С. 41. 8 Архим. Кирилл ( Наумов ). Пастырское богословие. С. 5. 9 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). Письма к пастырям о некоторых недоуменных сторонах пастырского делания//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1891, 8—9. С. 186—229. 10 См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий) . Основные начала православного пастырства// Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий) . О православном пастырстве. М., 1906. С. 17—18. 11 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). Из чте-ний по Пастырскому богословию//Православный собеседник. Казань, 1896, 4. С. 430—431, 438. 12 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). О православном пастырстве. С. 32, 33, 36—37. 13 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). О православном пастырстве. С. 38—39, 39, 39—41, 42—45. 14 Достоверно известно, что эта книга «писана по указанию высокоученого подвижника святителя Феофана Ред .> и под непосредственным руководством его» ( Прот. Иоанн Кобяков [О книге игумена Тихона]//Богословский библиографический листок: Прил. к журналу «Руководство для сельских пастырей». Киев, 1895. Вып. 6—7. С. 169); по выходе книги святитель писал автору: «Очень рад, что труд Ваш одобрен и будет в ходу. Он есть очень сильное напоминание иереям Божиим… Е. Феофан » (Там же. С. 169—170).— Примеч. ред . 15 См.: Прп. Макарий Египетский . Духовные беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. 4-е изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 406.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4101...

В трехтомное собрание сочинений епископа Вениамина (Милова ; 1897–1955) вошли дневники, проповеди , письма, воспоминания. Наиболее полно представлены в нем богословские исследования этого замечательного подвижника благочестия, на долю которого выпали жесточайшие гонения, лагеря, ссылки. Архипастырь, пострадавший за веру, но не сломленный духом, оставил после себя сочинения, раскрывающие нравственно-христианские воззрения, посвященные Божественной любви, лекции по литургике, статьи, касающиеся различных аспектов церковной жизни. В 1999 г. Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой были изданы дневники и проповеди епископа Вениамина. С течением лет появились новые материалы, уточняющие факты биографии владыки, выявлены неизвестные ранее письма, в лаврском архиве были обнаружены его неопубликованные работы. Все это и побудило подготовить расширенное и дополненное издание трудов епископа Вениамина, которое, думается, привлечет внимание не только ученых богословов, но и широкий круг читателей, интересующихся историей Церкви, судьбами священнослужителей, подвизавшихся на ниве пастырства во времена притеснений и репрессий. От редакции Жизненный путь владыки Вениамина, епископа Саратовского и Балашовского, укладывается в русло тех событий, потрясений и свершений, что выпали на долю Русской Православной Церкви в первой половине ХХ века. Происхождением он был из духовного сословия, детские и юношеские годы провел в благочестивой русской провинциальной среде, стремился к монашеству... Всё пережил – революцию, гражданскую войну, кровавую смуту, в результате которой Церковь обрекалась на полное уничтожение. Но, по милосердию Божию, единицы из представителей духовенства все-таки уцелели в тюрьмах, лагерях, ссылках и вернулись к своему служению. Среди них был и владыка Вениамин. Господь послал ему если не гибель в пропастех земных ( Евр.11:38 ), то семнадцать лет тяжелейших испытаний. Однако дух воина Христова оказался несломленным, а потребность в интеллектуальном труде была настолько сильна, что в промежутках между арестами пока еще отцу архимандриту удалось написать несколько крупных богословских работ. Некоторые из них впервые публикуются в нашем издании. И жизнеописание епископа Вениамина впервые выходит с исправлениями и дополнениями, сделанными на основе подлинных документов, хранящихся в государственных архивах. Жизнеописание

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Дневник инока С 23 года Вениамин (Милов) управлял Покровским монастырем. В янв. 1928 — окт. 1929 г., наблюдая разорение властями Покровского монастыря и ожидая ареста, он пишет воспоминания, впоследсвии озаглавленные «Дневник инока». «Дневник» содержит не только анализ духовной жизни владыки Вениамина, но и затрагивает многие  события церковной жизни. По мимо «Дневника инока» в том вошли письма из ссылки Вениамина (Милова), воспоминания о нем его духовной дочери и др. биографические и автобиографические документы. Предисловие Основные вехи жизненного пути владыки Вениамина, епископа Саратовского и Балашовского, совпадают с теми, которые были характерны для Русской Православной Церкви первой половины XX века: происхождение из духовного сословия, детские и юношеские годы, проведенные в благочестивой русской провинциальной среде, стремление к монашеству… И затем, на полпути, — революция, гражданская война, кровавые тиски бесконечной политической борьбы, в которой Церковь обрекалась на полное уничтожение. Однако, по милосердию Божию, некоторые представители духовенства все-таки выжили, даже в лагерях и ссылках, и вернулись к своему служению. Среди них — владыка Вениамин. На его долю выпало семнадцать лет тяжких испытаний. Однако дух его не был сломлен, а потребность владыки в интеллектуальном труде была настолько сильна, что в перерывах между ссылками ему удалось написать несколько крупных богословских работ. Некоторые из них еще ждут своей публикации. Основная сложность при подготовке к изданию этой книги заключалась в том, что подлинные архивные документы, касающиеся владыки Вениамина, до сих пор недоступны, а в официальном личном деле, хранящемся в Московской духовной академии, где он был профессором, многие даты преднамеренно указаны неверно. Это касается событий 1917–1920 годов, а также периодов ссылок. Поэтому многие даты в биографии владыки определены по хронологии его личных воспоминаний, датировке писем и т. п. Расхождения в датах документов и жизненных реалий оговорены в подстрочных примечаниях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=907...

Крупицы Слова Божия Скачать epub pdf Три сокровища Владыка Господь говорит о нас: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф. 6:21 ). Поэтому посмотрим ныне, куда обращено сердце наше, в чем наши заботы, где наше сокровище. Обращено у нас сердце к земле, на земное, не на высшее, а на низшее, обращено не туда, куда нужно. Так, наступает осень, и многие, желая сохранить одежду от моли, пересыпают ее нафталином, это дело доброе, но низшее. Покупая скоропортящуюся пищу, люди солят ее, но это забота низшая. Когда соринка в глаз попадает и глаз начинает слезиться, вы идете к врачу и лечите глаз, это тоже низшая забота. И если в доме нет куска хлеба, мы иногда целые дни простаиваем в очереди, это нужное дело, но оно низшее. Душа у нас не стремится к исканию вечного блага, она вся поглощена заботами и земными делами: очевидно, сердце у нас не сохраняет сокровища духовного; очевидно, оно не о высшем заботится, а о низшем только помышляет; очевидно, это не настоящее сокровище, потому что то сокровище, о котором говорит Христос, сохраняется в сердцах. Что же это за сокровище? А высшее сокровище нашего сердца есть Бог , окружающие нас люди, которых мы должны любить, как и преподобный Серафим называл людей «сокровище мое» и, наконец, сокровище есть слово Божественное, которое должны носить мы в сердце своем, подобно тому, как говорил Давид: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобой» ( Пс. 118:11 ). Вот эти-то сокровища и обязаны мы сохранять. Это высшие сокровища, которые приведут нас к созерцанию Невечернего Света вечной славы Божией. И первое сокровище сердца человеческого есть Бог . Как же сохранить в себе это бесценное сокровище, как сердце свое приблизить к Богу? А Бога более всего человек познает и ощущает в молитве. Поэтому для сохарнения сокровища этого нам необходимо как можно ревностнее сохранять в себе способность молиться, способность иметь общение с Господом. И это соблюдать нужно всегда и в домашней молитве и в молитве церковной. Как же дома нам сохранить молитву? Нужно беречь ее от всего того, что влияет на нее разрушающе, что разлагает ее и рассеивает.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Митрополит Макарий в православной гимнографии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 2005 10 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 2005 Православная гимнография хранит богатейшие церковно-исторические и богословские традиции и представляет собою обширную область для благоговейного изучения. Историк русской гимнографии Ф. Г. Спасский пишет: “Церковно-литурги­ческое творчество знаменует собою богатство церковного, соборного духа Литургические памятники православной Церкви являются выражением служения Богу в горении свободного человеческого духа. Творец гимна вольно отдает плод своего вдохновения на службу Церкви и его слова и мысли становятся достоянием церковным и соборным, конечно, если они созвучны полноте веры. В наших богослужебных книгах собраны принятые Церковью творения вдохновенных сынов ее, принесших свои труды для истолкования явлений церковной жизни. Большинство этих писателей канонизовано, что является печатью признания и восприятия их трудов церковным сознанием. Таким же знаком признания служит и многовековое упот­ребление в качестве богослужебных гимнов творений неканонизованных авторов” 1 . Как отмечает епископ Вениамин (Милов): “В светлых прозрачных глубинах церковного богословствования отразились Божественное откровение и убеждения наилучших на земле людей веры. Отсюда посредством слышания Богослужения истины веры и нравственности проникают в сознание и чувства верующих всех эпох” 2 . Многогранная деятельность Всероссийского Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.) нашла отражение в различных исторических источниках. Встречается его имя и в русской гимнографии. В древних списках служб о Святителе возносится мо- Святитель Макарий, Митрополит Московский литва как о здравствующем Предстоятеле Русской Церкви 3 . Его имя можно встретить и в богослужебных текстах, посвященных святым подвижникам, которые были его современниками. Будучи Новгородским архиепископом, святитель Макарий возвел в сан игумена новгородского святого, ученика преподобного Алек­сандра Свирского (†1533; пам. 30 авг.) — преподобного Макария Римлянина (XVI в.; пам. 19 янв.). В его Службе читаем об этом: “Егда благодать Святаго Духа тя осени, преподобне Макарие, и руками архиерея Божия 4 иерея освященнаго тя соверши…” 5 .

http://pravmir.ru/mitropolit-makariy-v-p...

О цели человеческой жизни Господь положил целью земной жизни и вечной загробной жизни человека стяжание и умножение благодати Святого Духа. Благодать есть светоносная невещественная сила существа Божия. Потемненные грехом и страстями очи человека ее не видят, а очищенные способны ощущать даже чувственно. Благодать Божия иначе называется еще «славой Божией» 2 . Божия слава облекала первозданных прародителей собою, как светоносной одеждой, до того времени, пока грехопадение не обнажило их от благодати. Верующие во Христа вновь облекаются славою Божией через таинства Святой Церкви. Благодатная сила, усвояемая молитвою, смирением, постничеством, целомудрием и делами милосердия, приносит по мере человеческого усовершения в чистоте и любви блаженство облагодатствованному. Постепенное восполняемое осиявание славою Божией представляет в христианской жизни восхождение от славы в славу 3 . Проявления благодатного действия в человеке прекрасны. Видящие эти проявления невольно движутся славить Бога и возвеличивать Его славу 4 . Служение христиан друг другу дарами многоразличной благодати Божией наглядно показывает силу облагодатствующего их Бога Отца и Сына и Святого Духа. Добродетели верующих душ, чистота тел, трезвенность, воздержание, святость во всех самых обыкновенных и маловажных житейских делах представляют в общем внешние обнаружения благодати Святого Духа. В них «просвещается свет» христиан пред людьми, живущими вне Церкви, и многие из них, видя добрые дела верующих, прославляют Отца Небесного 5 . Все христианские души укрепляются небесным светом единого Божества и дарованиями единого Духа. Как сосуд, в котором долго хранится благовонная масть, заимствует от нее силу благоухания, так самое тело христианина – место обитания благодати – проницается ею во всем своем составе и даже благоухает ею для других, что мы видим в мощах святых. Наиболее доступный способ умножения в себе благодати есть молитва к Богу. Как дыханием мы вдыхаем воздух и в нем – жизненность и силу, так молитвою открываем себя Духу Божию и от Него воспринимаем жизнь и духовную силу. При уединении, воздержании и благоговении можно приумножить благодать и дома. Но более удобно обогащаться благодатью в храме. В церковных собраниях среди верующих присутствует Сам Христос Господь, согласно Его обещанию 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Проповеди 1928 г. Трудами и усилиями князя Даниила 2 На жизни вспоминаемого ныне благоверного князя Даниила исполнились слова Владыки Христа, Который сказал, что Царство Небесное силою берется и употребляющие усилия восхищают его 3 . До сих пор Царство Небесное приобретается усилиями, и наследуют его те, кто много потрудился в жизни ради спасения. Но как же, скажете вы, исполнил князь заповедь Христову, как в жизни своей прилагал усилия к этому? Если посмотрим мы, как он стремился выполнить заповеди, если возьмем первую заповедь – о блаженстве нищих духом, то есть смиренных, о кротости, о плаче покаянном, об алкании правды, – то увидим, что ради исполнения их святой Даниил всю жизнь провел в усилиях; она полна была трудов и скорбей. От Бога зависит спасение человека. Бог Сам, как говорил блаженный Павел, располагает спасение так: Он призывает человека прежде всего словом или событиями жизни, действует на сердце человека; и когда человек услышит о Боге, увидит жизнь свою, когда познает цену жизни, разберется, то у него появляется жажда спасения – он уже в дело претворяет то, о чем раньше думал, а тут уже и Господь на помощь приходит, помогает человеку в трудах его. И если мы посмотрим, как слагалась жизнь князя Даниила, как он с помощью Бога слова и события жизни обращал в живое дело, как он приобретал смирение, кротость и плач, как алкал правды, то жизнь его представится нам в таком виде. Князь Даниил остался двухлетним ребенком после смерти своего отца, князя Александра Невского. Надо сказать, что благоверный князь Даниил был сыном от второго брака. Вторая жена [Александра Невского] причтена к лику святых, как и первая его супруга, и дочь их Евдокия, – они все почивают в кафедральном соборе, вся семья, кроме сыновей Дмитрия и Андрея, всю жизнь проведших в междоусобных войнах. Рано оставшись сиротой, Даниил, испытывая все тяжести жизни, усилиями приобретал смирение. Он рано осознал непрочность жизни, познал цену всей пышности, богатства и славы и рано проникся мыслью, что жизнь сама по себе не имеет ценности, что прежде всего нужно созидать богатство духовное. И ради этого он, когда возрос, довольствовался одним маленьким городком Москвой, который достался ему после отца. В то время как братья его проводили жизнь во вражде, стремясь увеличить свои владения и возвыситься перед другими, Даниил не расширял своих владений, не хотел славы и смиренно правил в своем маленьком городке. А Господь, смотрите, как возвысил его, как вырос его город, – больше двух миллионов жителей теперь в Москве, и, хотя теперь и не признают его верховенства, он до сих пор духовный господин города, его правитель, ибо исполняются слова Христа, что Он смиренных возвышает. Затем посмотрите, как приобретал Даниил плач о грехах. Он княжеские пышные одежды променял на монашескую мантию, как пелось вчера: «Одел себя плащаницею погребальною».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010