Но так как Агапия Веке находится на холме и к ней трудно было подъезжать, то в 1642–1647 гг. была построена на средства гетмана Гавриила (брата Молдовского господаря Василия Лупу – в 1634–1653) и его супруги Лилианы Агапия Ноуэ (Новая Агапия). Посредине монастыря стоит стройный храм во имя св. Воевод (1642), сохраняющий первоначальный – XVII в. – архитектурный стиль. Величайшую ценность этого памятника составляет внутренняя роспись – творение знаменитого румынского художника Николае Григореску (1838–1907). Благодаря реставрационным работам в 1970 г. эта роспись предстала как подлинная песнь красок. Монастырский двор окружается кельями, вдоль которых идет открытая галерея с аркадами. Вне монастыря имеется 148 домов. Во всех постройках монастыря проживает 354 монахини. Также как и монахини в других монастырях они, кроме несения подвига молитвы, трудятся в сельском хозяйстве, в мастерской ковров, шитья, вязки и проч. Нам сказали, что одна монахиня изготавливает ковер за полгода... Монастырский музей содержит старинные иконы XV–XVIII вв., выполненные жителями обители, картины и иконы Н. Григореску (есть написанные им в 12 лет), портреты митрополита Вениамина Костаки, здесь работавших писателей, молдовского стиля ковры (с букетами роз) и др… В своей приветственной речи игуменья Евстокия обратила внимание на то, что многие исторические документы доказывают существующие между нашими Церквами братство, любовь, понимание, помощь. Святейший Патриарх Пимен передал насельницам обители приветствие от Русской Православной Церкви и напомнил слова епископа Игнатия (Брянчанинова) о том, «что Спаситель мира указал два пути, два образа жизни верующих в Него: жизненный путь, доставляющий спасение, и путь совершенной жизни. Условием ко спасению служит вера во Христа, исполнение заповедей Божиих и покаяние; условием для совершенной жизни служит последование Христу через уподобление самой жизни Богочеловека... И сегодня отрадно отметить, что в братской Румынской Православной Церкви обилие св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В монастыре их встретил отец Иларион, скитский эконом. – Чего вы хотите, братия? Мы хотим остаться в монастыре, отче, и стать монахами. – Хотите посвятить жизнь Христу? – Да, с помощью Божией, преподобный отче. – Подождите здесь, пока я поговорю с отцом настоятелем. Старец, услышав о приходе братьев, сказал эконому: – Отведи их в архондарик 12 , дай им поесть, а начиная с завтрашнего утра пусть стоят три дня и три ночи у ворот монастыря и каждый пусть бьет палкой бревно у ворот, непрестанно повторяя молитву Иисусову, и не давайте им еды до третьего дня. Если они проявят терпение, примем их в монастырь. Эконом вернулся к братьям и провел их в архондарик, где они отдохнули. В полночь они пошли на утреню, а на другой день их привели к монастырским воротам, где они молились целый день, колотя палкой по обрубку ели. Ударяя по бревну, они произносили молитву «Господи Иисусе…». Монахи и послушники проходили мимо них, но никто не спрашивал их ни о чем. Вечером вернулся эконом и спросил их: – Ну как, братия, дерево сказало вам что-нибудь? – Нет! – ответили они. – Дереву не хочется есть? – Нет! – сказали они. – Вот так же должен терпеть и монах в монастыре! Ступайте в архондарик и, после того как совершите правило, отдохните немного. В следующие два дня они делали то же самое. На третий день вечером к воротам монастыря пришел настоятель Иоанникий Морой, благословил двух братьев, потом отвел их в церковь и велел им поклониться чудотворной иконе Матери Божией. Затем они исповедались с самого детства, приняли великую агиасму 13 и немного еды, а на следующий день причастились Пречистых Таин Христовых. Наконец братья Василий и Константин были посланы настоятелем пасти овец, а брат Георгий – коров. Но три месяца им нельзя было видеться в разговаривать друг с другом. Так были приняты в монастырь эти братья, благословенные Богом и Пресвятой Богородицей. Духовный авторитет настоятеля Иоанникия Мороя Основанный в 1655 году святым исихастом 14 Афанасием и его учеником скит Сихастрия подчинялся монастырю Нямц до 1947 года, когда он стал самостоятельным монастырем. Скит был обновлен в 1734 году епископом Хушским Гедеоном и во второй раз – в 1824 году, после восстания етеристов 15 , митрополитом Вениамином Костаки. После секуляризации 1861–1863 годов 16 скит почти опустел.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

Вениамин Костаки представляет собой весьма отрадное явление в истории румынской церкви первой половины ХГХ века. Будучи, в сане митрополита, по весьма счастливой и редкой случайности природным румыном, он энергично противодействовал пагубному влиянию фанариотов на народ. С этой целью он, между прочим, учредил в 1804 году духовную чисто-румынскую семинарию в монастыре Сокола в 5 вёрстах от г. Ясс 153 , часто говорил проповеди и издал много книг догматического и религиозно-нравственного содержания на румынском языке. Его церковные и гражданские реформы имели своею целью поднять умственный и нравственный уровень румын. Понятно, что подобная деятельность знаменитого митрополита не могла нравиться фанариотам, и с их стороны не замедлили выступить направленные против него всевозможные интриги и лукавые наветы. В 1806 году, когда во время войны России с Турцией, Румыния была занята русскими, на него посыпались доносы и жалобы, будто бы он, окружив себя молодыми и неопытными в церковных делах людьми, производит много беспорядков и замешательств как в церковном, так и политическом управлении. Хотя русское правительство, зная митрополита Вениамина с наилучшей стороны, как человека, оказавшего великие заслуги молдавской церкви, не обращало внимания на изветы и клеветы бояр-фанариотов, но сам митрополит счёл за лучшее удалиться на покой, так как хотел предать дело борьбы с фанариотством более свежим силам. Тогда, не видя другой возможности умиротворить румынскую церковь , русское правительство порешило соединить её с русской под главенством Св. Синода. Выбор его пал на бывшего митрополита киевского Гавриила Банулеску-Бодони, находившегося на покое в Дубоссарах (херс. губ.). В 1808 г. 27 марта последовал указ импер. Александра I, повелевающий Гавриилу «именоваться паки членом Св. Синода и оного экзархом в Молдавии, Валахии и Бессарабии». Подчинение всей молдовалахской церкви Всероссийскому Синоду и назначение в экзархи её митрополита Гавриила является актом весьма мудрой и глубоко продуманной политики России по отношению к Молдавии и Валахии, столько зол, как мы видели претерпевших от фанариотских князей, бояр и духовенства. Во-первых, княжества освобождались от константинопольской патриархии, находившейся в то время в руках фанариотов; во-вторых, румынам давался умный и энергичный церковный управитель в лице Гавриила. Выбор экзарха был как нельзя боле удачен и вполне соответствовал потребностям церкви в тогдашних Дунайских княжествах. И история должна отметить плодотворную деятельность Гавриила Банулеску в уврачевании духовных ран румынской церкви 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ II [румын. Iacob] (Стамати Йон; 24.06.1749, с. Гледин, совр. жудец Бистрица-Нэсэуд, Румыния - 11/12.03.1803, Яссы), митр. Молдавский (1792-1803). Из крестьянской семьи. Был внуком еп. Романского Пахомия (причислен к лику святых Свящ. Синодом Румынской Православной Церкви в 2007). И. поступил в Нямецкий мон-рь, здесь же обучился грамоте. В 1764 г. был пострижен в монашество. С 1774 г. стал экономом в Нямецком мон-ре, затем в митрополии. 9 дек. 1782 г. был избран еп. Хушским. Хиротонисан во епископа 10 дек. и интронизован 18 дек. Построил в Хуши новую епископскую резиденцию, снабдил соборную церковь всем необходимым: священническими облачениями, литургическими сосудами, иконами. 21 июня 1792 г. И. был интронизован в митр. Молдавского. Занимал кафедру до кончины. Был духовным отцом митр. Молдавского Вениамина (Костаки) . Построил в Яссах митрополичью резиденцию с ц. Всех святых, перестроил церкви Сретения (1682) и св. Георгия (1761) и возвел ц. Бану (Всех святых) (1800, архит. Х. Леопольд, иконописец Э. Алтини). В ясской типографии И. напечатал богослужебные и церковные книги: Служебник (1794), Псалтирь (1794), Часослов (1797), Краткий молитвенник (Prvlioar, adic Molitvelnicul în scurt, 1802). Издал книги еп. Хотинского Амфилохия «Богословская грамматика», «Общая география» и «Элементы арифметики» (1795). Будучи председателем Попечительского совета школ, И. в 1800 г. представил господарю К. Ипсиланти рапорт о состоянии образования в Молдавии, в котором изложил свои дидактико-педагогические и практические рекомендации по его усовершенствованию. Был известен широкой филантропической деятельностью. Похоронен в ц. св. Георгия в Яссах (Старая Митрополия). В 1805 г. в Германштадте (ныне Сибиу, Румыния) вышла книга биографа И. врача А. Вольфа, подробно рассказывающая о жизни и деяниях молдав. Предстоятеля. Лит.: Wolf A. Beiträge zur einer statistische-historischen Beschreibung des Fürstenthums Moldau. Hermannstadt, 1805. 2 Tl.; Ciurea A. I. Figuri de ierarhi moldoveni: Iacob Stamati (1749-1803): Tez de doctorat. Iai, 1946; P curariu. IBOR. Vol. 3. P. 450-454. Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/200297.html

Куза (1859-1866) провел реформы, в т. ч. секуляризацию монастырских владений и имущества. Его действия привели к возмущению в монастырской среде, важную роль сыграла братия Н. В. м. и монастыря Секу. 12 июня 1859 г. в Н. В. м. в сопровождении жандармов с целью конфискации земельных владений прибыла специальная комиссия. Братии был зачитан декрет Кузы, в к-ром помимо объявления о секуляризации содержалось требование прекратить совершение богослужений на церковнослав. языке и отменить празднование памяти рус. святых, что входило в прямое противоречие с уставом прп. Паисия. Настоятель Н. В. м. игум. Герасим (Мирон; 1856-1860) оказал сопротивление, однако имущество мон-ря все равно было инвентаризировано и продано на аукционе ( Ириней (Тафуня). 2004. C. 10-11). Часть братии Н. В. м. и мон-ря Секу эмигрировала на Афон, часть (32 монаха и духовник обители иером. Андроник (Попович-Баденский)) - в Российскую империю, где 10 нояб. 1860 г. имп. Александр II Николаевич подписал проект указа Совета министров о возвращении Н. В. м. сел Кицканы и Копанка, что давало нямецким монахам возможность создать новую обитель. 1 окт. 1861 г. братия поселилась в принадлежавшем мон-рю с. Немцени, в дек. 1862 г.- в Кицканах, где монахами был основан Новонямецкий мон-рь. Н. В. м. не закрывался, однако в коммунистический период в Румынии община значительно сократилась: еще в 1948 г. в мон-ре подвизалось 500 монахов, после 1956 г.- 30. Все скиты Н. В. м. были закрыты. После 1964 г. монахам разрешили вернуться в свои обители. На сегодняшний день 63 монаха подвизаются в Н. В. м., 50 - в его скитах. Настоятель Н. В. м.- архим. Венедикт (Саучук; с 1997), подвизающийся в монастыре с 1982 г. В 2003 г. был открыт культурно-паломнический комплекс с гостиницей (100 мест), трапезной (120 мест), залом для конференций (900 мест) и информационным центром, к-рый при поддержке настоятеля и братии занимается организацией различных духовных и научных мероприятий. При Н. В. м. действует ДС во имя митр. Молдавского Вениамина (Костаки) (1803-1842), где обучаются 400 студентов, 150 из них - монахи.

http://pravenc.ru/text/2578019.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Наниеску) [румын. Iosif Naniescu] (15.07.1818, с. Рэзэлэй, близ г. Бельцы, Бессарабия - 26.01.1902, Яссы), митр. Молдавский. Род. в семье священника. В крещении Иоанн. Рано осиротел и был отдан на попечение своего дяди иеродиак. Феофилакта. В 1831 г. мальчик поступил в монастырь свт. Спиридона Тримифунтского в Яссах. Здесь он выучился грамоте и церковному пению. В 1834 г. иеродиак. Феофилакт был поставлен настоятелем монастыря во имя прор. Самуила в Фокшани, дядя взял с собой племянника. В нач. 1835 г. иеродиакон стал экклисиархом Бузэуской епископии, а 23 янв. того же года в кафедральном соборе Иоанн был пострижен в монашество и на следующий день рукоположен во диакона еп. Бузэуским Кесарием . В 1836-1840 гг. учился в Бузэуской ДС, в 1840-1847 гг.- в коллегии св. Саввы в Бухаресте. В 1849 г. стал настоятелем в мон-ре Шербэнешти-Морунглав (совр. жудец Вылча), 29 авг. 1850 г. в Бухаресте рукоположен во иерея, 30 нояб. 1852 г. возведен еп. Рымникским св. Каллиником в сан протосинкелла. В окт. 1857 г. назначен настоятелем монастыря Гэйсени (совр. жудец Джурджу). В 1861 г. И. возведен в сан архимандрита. В 1863 г. становится настоятелем монастыря Сэриндар в Бухаресте. Был преподавателем Закона Божия в гимназии Г. Лазэра в 1864-1866 гг. и в лицее Матея Басараба в 1866-1873 гг. (все в Бухаресте). В 1870-1871 гг.- директор бухарестской Центральной ДС. 23 апр. 1872 г. хиротонисан во епископа Мир Ликийских, 18 янв. 1873 г. выбран епископом Арджешским. 10 июня 1875 г. И. был выбран митрополитом Молдавским, 6 июля в старом митрополичьем соборе во имя св. Георгия Чудотворца г. Яссы состоялась его интронизация. Во время войны за независимость 1877-1878 гг. И. обратился к настоятелям и настоятельницам монастырей с просьбой о посылке монашествующих во фронтовые госпитали и медицинские части. Одновременно разослал циркуляры благочинным и игуменам о проведении в митрополии сбора средств для армии; выступал с патриотическими проповедями, оказывал личную помощь. После окончания войны И. добился от румын. правительства выделения денежных средств для строительства кафедрального собора Сретения Господня в Яссах, которое было начато 15 апр. 1881 г. В дек. 1886 г. из мон-ря Слатина в собор были перенесены останки митр. Молдавского Вениамина (Костаки) , при к-ром началось возведение собора, а 23 апр. 1887 г. состоялось торжественное освящение собора 12 архиереями в присутствии кор. Кароля I и его супруги Елизаветы, др. офиц. лиц и десятков тысяч верующих.

http://pravenc.ru/text/578461.html

После присоединения в 1918 г. Бессарабии к Румынии Д. м. входил в состав Кишинёвской епархии Румынского Патриархата, с 1923 г.-в состав новообразованной Хотинской епархии Румынского Патриархата. В 1925 г. в Д. м. проживало 95 насельников (архимандрит, иеросхимонах, 11 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 37 монахов, в т. ч. 4 рясофорных, и 39 послушников), в 1959 г.- 55 насельников. В Д. м. в 1937 г. принял постриг буд. архим. Софиан (Богиу; † 2002), наместник румын. муж. мон-ря Антим , духовник Бухареста, богослов, иконописец. По благословению Хотинского еп. Виссариона (Пую; † 1964) в Д. м. была основана школа псаломщиков. Возглавлял ее настоятель архим. Евгений (Лай). Помимо богословских занятий и клиросного служения ученики трудились в монастырских мастерских и на др. послушаниях. Согласно протоколу, составленному членами экзаменационной комиссии 7 июля 1925 г., «среда монастырской жизни и внимательное наблюдение директора школы, без лишних формальностей и шума, заметно изменили душевное состояние учащихся и их внешний вид, за такой короткий срок - несколько месяцев. Учащиеся представили удовлетворительно свои знания. Интенсивные занятия, которые прошли, до сих пор замечены нами по слегка уставшим лицам учащихся и преподавательского состава» (НАРМ. Ф. 1217. Оп. 1. Д. 119. Л. 27-27 об.). В 1925-1931 гг. на территории Д. м. существовала типография. Б-ка Д. м. до закрытия в 1959 г. считалась одной из богатейших среди правосл. книжных собраний Бессарабии, содержала редкие экземпляры богослужебных и духовно-нравственных книг, напечатанных большей частью в Румынии в XVII-XVIII вв. Основной ктитор б-ки митр. Молдавский Вениамин (Костаки) подарил Д. м. «книги, которые были отпечатаны в Яссах и в монастыре Нямц» ( Lovin Glicherie, Protosinghel. Acte de la mnstirea Dobrua (jud. Soroca)//Arhivele Basarabiei. An. II. Nr. 1: Ianuarie-Martie 1930. P. 114). Архив Д. м. находится в монастыре Черника (Румыния). 1 июля 1925 г. по инициативе еп. Виссариона (Пую) в имении Сербешты был основан скит Д.

http://pravenc.ru/text/178689.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОДИМ Никодим (Мунтяну), патриарх Румынский. Фотография. Кон. 30-х - 40-е гг. XX в. Никодим (Мунтяну), патриарх Румынский. Фотография. Кон. 30-х - 40-е гг. XX в. [Румын. Nicodim] (Мунтяну Николае; 6.12.1864, с. Пипириг, жудец Нямц, Румыния - 27.02. 1948, Бухарест), патриарх Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (30 июня 1939 - 27 февр. 1948). Жизнь Деятельность Н. до второй мировой войны. Н. род. в зажиточной крестьянской семье. Родители Н. в старости приняли постриг: отец с именем Варнава - в Нямецком в честь Вознесения Господня монастыре , мать с именем Митрофана - в Агапия женском монастыре . В 1882-1890 гг. Николае обучался в Вениаминовой семинарии при мон-ре Сокола в г. Яссы, названной в честь ее основателя, митр. Молдавского Вениамина (Костаки) . За годы учебы заслужил благосклонность митр. Ясского Иосифа (Наниеску ; впосл. митрополит Молдавский), к-рый в дек. 1890 г. направил юношу для продолжения обучения в КДА, дав ему задание не только получить высшее богословское образование, но и в совершенстве овладеть рус. языком, чтобы затем иметь возможность заниматься переводами на румын. язык рус. богословской и иноязычной лит-ры. 21 янв. 1891 г., после успешной сдачи вступительного экзамена, Николае был зачислен на 1-й курс КДА. 1 авг. 1894 г., во время каникул, принял постриг в Нямецком мон-ре и 6 авг. рукоположен во диакона. Весной 1895 г. подал в Совет КДА диссертацию «Латино-униатская пропаганда у румын (Молдавии, Валахии и др.) с пол. XIII в. до настоящего времени» (НБУВ ИР. Ф. 304. Дис. 1398), к-рая получила позитивные отзывы профессоров И. И. Малышевского и А. И. Булгакова . Постановлением Совета КДА от 14 июня 1895 г. (утверждено митр. Киевским Иоанникием (Рудневым) 11 июля 1895) Н. присвоено звание кандидата богословия. Митр. Никодим (Мунтяну) у входа в кафедральный собор в Бухаресте. Фотография. 2-я пол. 30-х гг. ХХ в. Митр. Никодим (Мунтяну) у входа в кафедральный собор в Бухаресте. Фотография. 2-я пол. 30-х гг. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/2565576.html

Одни иноки нямецкие ушли на святую гору Афон и в другие места, ища себе пристанища для спасения души, другие же, по совету духовных отцов лавры, перешли тайно чрез прутскую границу в Бессарабию, под покров православного Императора России, намереваясь просить у него помощи для защиты прав Молдавской церкви. 5 Глава 2 Бессарабские имения Нямецкой лавры. Иеромонах Феофан Кристи, управляющий Бессарабскими имениями лавры. Прошение иер. Феофана архиепископу Антонию о предстательстве пред русским правительством в защиту лаврских имений в Бессарабии. Полномочие, данное о. Феофану митрополитом Софронием для защиты интересов лавры. Полномочие для защиты интересов всех монастырей Молдавии. Нямецко-Секульскал лавра имела большие поместья в Бессарабии. Нямецкой лавре принадлежали имения: Копанка, Кицканы, Котово, Бурдужены, Шолканы, Высокое, Кричкоуцы, Валя-Руссулуй, Немцены, Мирешты. Духовный собор лавры управлял этими имениями чрез особого уполномоченного монастырей, который назначался нач. монастырской братии. Незадолго до вступления Александра Кузы на престол объединенных княжеств Молдавии и Валахии, и назначения им Разбойнической Комиссии «для отчуждения монастырских имений», в 1858 году старцем монастыря архимандритом Герасимом был определен управляющим лаврскими имениями в Бессарабии иеромон. Феофан Кристя, муж образованный и преисполненный ревности по Боге, и любви к людям. Отец Феофан Кристя родился в 1812г. 2 марта в г. Сочаве в Буковине, от православных родителей Василия Кристи и жены его Марии. В святом крещении наречен был Феодором. Когда Феодору исполнилось 6/2 лет, родители отдали его в школу в г. Сочаве, где он обучался молдавской и немецкой грамоте. 8 июля 1828 г., 16 лет, Феодор Кристя поступил послушником в Нямецкую лавру, и чрез два года, 4 октября 1830 г., был пострижен в монашество с именем Феофан, затем 12 июня 1832 г. был рукоположен в иеродиакона митрополитом ясским Вениамином Костаки, а 8 июня 1833 г., в сане иеродиакона предпринял паломничество по святым местам Афона и Иерусалима, откуда возвратился в Нямецкий монастырь 11 октября 1834 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ IV (Даскэл) (1765, Бухарест - 22.06.1834, там же), свт. (пам. 22 июня), митр. Унгро-Влахийский (1823-1829 и 1833-1834). В крещении Георгий. В бухарестской Академии св. Саввы изучал греч. и лат. языки и богословие. Ок. 1790 г. Георгий вместе с 2 выпускниками академии Геронтием и Дорофеем поступил в Нямецкий мон-рь, где старец св. Паисий (Величковский) постриг послушника в монашество с именем Григорий. Вскоре Г. был рукоположен во диакона и вместе с Геронтием приступил к переводу с греч. языка на румынский учительных книг. Нек-рое время они совместно трудились в Нямецком мон-ре, затем переехали в Бухарест. Здесь, в митрополичьей типографии, по благословению митр. Унгро-Влахийского Досифея (Филитти) были напечатаны переведенные ими «Книга полезная для души» (Carte folositoare de suflet. 1799) и «Кириакодромион» архиеп. Астраханского Никифора (Феотоки) (Chiriacodromionul la Evangheliile duminecale. 1801). Последняя неоднократно переиздавалась (в 1839 в Бузэу, в 1840-1841 в Яссах, в 1857 в Бухаресте и др.). Помимо переводов Г. был поставлен заведовать б-кой Митрополии. Григорий IV (Даскэл), митр. Унгро-Влахийский. Посмертный рисунок. Ок. 1834 г. Григорий IV (Даскэл), митр. Унгро-Влахийский. Посмертный рисунок. Ок. 1834 г. В 1802 г. оба инока возвратились в Нямецкий мон-рь, и митр. Молдавский Вениамин (Костаки) поручил им перевод новых книг, к-рые были отпечатаны в митрополичьей типографии в Яссах: «Некоторые богословские вопросы и ответы» свт. Афанасия (Întrebri i rspunsuri oarecare bogosloveti. 1803), «Толкования Феофилакта, архиепископа Болгарии, к четырем Евангелиям, с добавлениями Евфимия Зигабена» (Tâlcuire la cele patru Evanghelii a lui Theofilact. arhiepiscopul Bulgariei, cu însemnri oarecare de la Evthimie Zigabinos adugit. 1805; использовалась в качестве учебника догматики в Сокольской ДС), «Подробное изъяснение православной веры свт. Иоанна Дамаскина» (Descoperire cu amnuntul a pravoslavnicei credine a Sf. loan Damaschin. 1806).

http://pravenc.ru/text/Григория IV ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010