Укажем вкратце на некоторые памятники его деятельности. Таким памятником несомненно является построение в Яссах величественного кафедрального собора, именуемого «Митрополией». Этот собор заложен был еще в 1833 году знаменитым Молдавским митрополитом Вениамином Костаки и должен был служить национальным памятником. Но кладка выведена была только до куполов и в таком виде предположенный собор оставался до 1881 года. Неоконченный вид начатой грандиозной постройки производил тяжелое впечатление, от атмосферических влияний стены стали разрушаться, угрожая падением. Не раз происходили и торги относительно срытия их. Преосв. митр. Иосиф, по вступлении своем на кафедру, решил осуществить идею своего знаменитого предшественника о создании храма-памятника национального величия молдавского народа. Начавшаяся вскоре русско-турецкая война 1877 года, в которой принимали участие и румыны, несколько затормозила это дело; но по окончании её, митрополит исходатайствовал у короля разрешение на достройку храма, а также – и необходимые средства. С 1881-го по 1887 г. строился этот храм; тогда же освящен Митрополитом в присутствии короля и королевы. Своим внутренним благолепием и оригинальностью архитектуры, собор этот занимает одно из первых мест среди храмов православного мира. – Митрополиту Иосифу принадлежит также мысль и осуществление её о переводе семинарии в Яссы. Основанная митр. Вениамином в 1803 году, семинария находилась в монастыре Сокольском, вблизи Ясс. Будучи единственным рассадником духовного просвещения, она особенно при жизни своего основателя († 1844 г.) находилась в цветущем состоянии. А затем, после отобрания монастырских имуществ в казну, стала падать как с внутренней, так и внешней сторон. Здания, не будучи ремонтируемы, стали разрушаться, угрожая падением, так что нужно было или закрыть семинарию, или же построить совершенно новую. М. Иосиф решил перевести ее в Яссы, чтобы иметь возможность непосредственно наблюдать за ходом учебно-воспитательного дела в семинарии. Для этой цели он приобрел в Яссах бывший дворец Михаила Стурдзы, находящийся вблизи Митрополии, приспособив его к потребностям школьного заведения, и семинария теперь, по своему внешнему и внутреннему благоустройству, является вполне достойным памятником основателя её митрополита Вениамина и преобразователя – митрополита Иосифа. Уже этими двумя памятниками митр. Иосиф стяжал себе почетную память в потомстве, связав свое имя с именем великого Молдавского святителя Вениамина Костаки.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Богословское образование в XIX- нач. XX вв. HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Юрий Рой Богословское образование в XIX- нач. XX вв. После долгого периода существования периодических курсов и различных богословских школ с недолгим веком их бытия, с начала XIX века в Румынии появляются первые Семинарии. В 1803 году трудами митрополита Вениамина Костаки открывается Семинария в монастыре Сокол. Через некоторое время в Семинарии вводится восьмилетняя программа обучения, и для работы в ней привлекаются лучшие педагогические кадры. Монастырь Сокол / После долгого периода существования периодических курсов и различных богословских школ с недолгим веком их бытия, с начала XIX века в Румынии появляются первые Семинарии. В 1803 году трудами митрополита Вениамина Костаки открывается Семинария в монастыре Сокол. Через некоторое время в Семинарии вводится восьмилетняя программа обучения, и для работы в ней привлекаются лучшие педагогические кадры. С 1846 по 1859 годы в Молдавии действовало 12 катехизических школ. Некоторые из них были впоследствии преобразованы в Семинарии. В 1852 году на средства высокопоставленного чиновника Нифона Балашеску учреждается Семинария в Хуше. В 1858 году по инициативе священника Димитри Маткаса открывается Семинария в Романе. Обе школы имели четырехгодичную программу обучения. В 1856 году игумен Дионисий Романо открывает четырехклассную монашескую школу в Нямце. [Лашков Н. Молдовалахийские государи, деятельность их для просвещения румын и Православия Румынской Церкви.//Кишиневские епархиальные ведомости. 1885, 4, С.14] В Бухаресте с 1797 по 1847 год при монастыре святого Анфима действовала священническая школа. В 1836 году открывается епархиальная Бухарестская Семинария. Первым ее профессором был Николай Нифон Балашеску. В это же время учреждаются Семинарии в Бузау, Аргеше и Римнице. Все эти школы имели четырехгодичную программу обучения. После принятия 25 ноября 1864 года государственного закона об открытом образовании произошли изменения и в системе церковного обучения. Закон предполагал существование Семинарий двух типов: епархиальные - с четырехгодичной программой (Рымницы, Аргеш, Бузау, Роман, Хуш, Исмаил), и общецерковные - с семилетней программой обучения (Бухарест, Сокол). Все Семинарии были на частичном балансе и под контролем министерства культуры. До сих пор образование духовенства было делом исключительно церковным.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В Киеве же сразу по окончании академии Василий Скрибан с согласия митрополита Вениамина Костаки был пострижен в монахи с именем Филарета. Но прежде, чем отправиться на свою родину, он отправился в Москву и там в течение 2 месяцев жил у самого митроп. Филарета московского . Беседы с этим великим святителем, по словам Филарета Скрибана, имели на него весьма благотворное влияние и ещё больше укрепили его в тех добрых началах, которые легли впоследствии в основание его самоотверженной деятельности на пользу церкви и отечества. Филарет Скрибан произвёл на Филарета московского весьма приятное впечатление. Прощаясь со Скрибаном, московский святитель подарил ему дорогую панагию – в знак того славного архиерейства, которое с великой честью и пользою для церкви в последствии проходил Филарет Скрибан. Посетив на короткое время Петербург – памятник величия и внешнего блеска России, произведший на молодого Скрибана впечатление силы и политического могущества России, он уехал на родину, где с распростёртыми объятьями был принят маститым Вениамином Костаки, который вскоре последовательно рукоположил его во иеродиакона, иеромонаха и возвёл в сан архимандрита с назначением его ректором Сокольской семинарии. С этих пор и начинается плодотворная деятельность Филарета Скрибана. В должности ректора Филарет Скрибан состоял 20 лет, сначала в сане архимандрита, а с 1852 г. в сане епископа ставропольского. Вскоре же по вступлении его в должность ректора Сокольской семинарии, он приступил к коренному её преобразованию: преобразовал её в 8-классную полную семинарию; обогатил семинарскую библиотеку множеством книг самого разнообразного содержания, особенно же богословского, на разных языках, а главным образом на славяно-русском; основал при семинарии типографию для перепечатывания старых необходимых книг и напечатания новых; поощряя профессоров семинарии к написанию сочинений богословского содержания. По его предложению, профессора семинарии должны были проповедовать в разных церквах города Ясс во все воскресные и праздничные дни; учеников он сам упражнял в составлении хороших проповедей, приучая их к декламации; точно так же обращено было внимание и на церковное пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОСИФ (НАНИЕСКУ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Иосиф (Наниеску) Архим. Иосиф (Наниеску), 1865 г. Картина из собрания музея Muzeul Municipiului Bucureti Свт. Иосиф Милостивый, митр. Молдавский. Румынская икона Во время войны за независимость 1877-1878 годов митр. Иосиф обратился к настоятелям и настоятельницам монастырей с просьбой о посылке монашествующих во фронтовые госпитали и медицинские части. Одновременно разослал циркуляры благочинным и игуменам о проведении в митрополии сбора средств для армии; выступал с патриотическими проповедями, оказывал личную помощь. После окончания войны митр. Иосиф добился от румынского правительства выделения денежных средств для строительства кафедрального собора Сретения Господня в Яссах , которое было начато 15 апреля 1881 года. В декабре 1886 года из монастыря Слатина в собор были перенесены останки митр. Молдавского Вениамина (Костаки) , при котором началось возведение собора, а 23 апреля 1887 года состоялось торжественное освящение собора 12 архиереями в присутствии кор. Кароля I и его супруги Елизаветы, других официальных лиц и десятков тысяч верующих. В 1889 году в соборе были положены мощи св. Параскевы. В 1893 году митр. Иосиф при поддержке государства приобрел в Яссах дворец бывшего господаря М. Стурдзы, переоборудовал здание и разместил в нем духовную семинарию " Вениамин Костаки " из монастыря Сокола. Материально поддерживал на свои средства десятки учащихся, среди которых был Николае Мунтяну, будущий патр. Никодим . Под патронатом митр. Иосифа французский архитектор А. Леконт де Нуи реставрировал в г. Яссы церкви Трех Святителей и свт. Николая Чудотворца (Господарскую) . Были также проведены реставрация многих приходских церквей и консервация храмов, бывших историческими памятниками. Митр. Иосиф, который сам был церковным певчим, первым среди иерархов Румынской Церкви разрешил женщинам петь в церковном хоре и благословил организацию хоров в приходских церквах. Для этой цели он основал в 1892 году в Яссах школу церковных певчих.

http://drevo-info.ru/articles/13677532.h...

при настоятеле Досифее заботами и трудами митропо-(22) лита Вениамина (Костаки), пребывавшего в Лавре на вынуж­денном покое. В 1793 г· впервые выходит из печати славянское Доброто-любие. В этом же году старец получает жалобу настоятеля Поляноворонской обители иеросхимонаха Агафона с бра­тией на монаха Феопемпта, хулившего умную молитву, на которую он отвечает 19 июня Х793 г· В середине следующего года о. Паисий письменно отвечает на тринадцать вопросов жителей сел Васильевского и Палехи, заданных в их письме от 22 августа 1793 г· (письмо было получено им лишь 20 марта !794 г.)· Ответ на первый вопрос представляет собой отдельное «Премалое сочинение о знамении Честнаго и Животворящаго Креста...». В среду, 25 октября 1794 г., состоялась последняя беседа жиз-неописателя преподобного, схимонаха Митрофана, с отцом Паисием. Старец был радостен. На следующий день он заболел и проболел три дня. В воскресенье ему стало легче и он, сидя в храме, выслушал Божественную Литургию. По совершении же Литургии он едва смог дойти до келий, поддерживаемый служащим братом, и с того времени заболел сильнее и уже не принимал братии, кроме «духовных благоговейнейших и ста­рейших». За старцем ухаживали монахи Онорий и Мартирий. Перед смертью о. Паисий причащается Святых Тайн, призы­вает двух духовников, — Софрония Славенского и Сильвестра Молдавского, и преподает через них мир и благословение всему братству. Пятнадцатого ноября 1794 г., в среду, преподобный ста­рец Паисий Величковский скончался о Господе. Митрополит Иаков поручает совершить погребение епископу Хустскому Вениамину (Костаки), впоследствии митрополиту Молдав­скому. Епископ задерживается. В четвертый день по блажен­ной кончине старца всем братством было совершено отпе­вание и погребение его тела в Великой церкви Вознесения Господня. Только на следующий день ночью приехал еп. Вени­амин и наутро отслужил соборную литургию и панихиду по усопшему.(23) Старец Паисий вновь открыл и сделал доступными древние тексты творений Отцов-исихастов.

http://bogoslov.ru/book/376899

в сан архимандрита (РНБ. 1271.7. Л. 48). В 1792 г. преподобный добился разрешения устроить в Нямце типографию, но этот замысел был осуществлен только в 1807 г. попечением митр. Вениамина (Костаки) . П. был погребен по поручению митр. Иакова еп. Хустским Вениамином (Костаки) в Вознесенском соборе (Великой ц.) Нямецкого мон-ря (РНБ. 1271.7. Л. 54 об.). 6-9 июня 1988 г. канонизирован на Поместном Соборе РПЦ, 20 июня 1992 г. канонизирован Румынской Православной Церковью. Мощи П. были обретены 23 сент. 2013 г. и после исследований выставлены для поклонения. Сочинения Основные произведения и переводы П. написал в Нямецкой лавре, в ее б-ке хранится 35 автографов преподобного. Также рукописи П. находятся в б-ке АН Румынии, БАН, б-ке мон-ря Секу, архиве скита св. Илии Пророка на Афоне. Самое раннее из известных посланий П.- послание мон. Афанасию, написанное на Св. Горе в 1757-1758 гг., оно посвящено в основном полемике об уставах братств (на слав. языке: Яцимирский. Слав. и рус. рукописи. 1905. С. 557. 24. (совр. местонахождение неизв.); Б-ка Рильского мон-ря. 5/25. Л. 13-77 об.; Арх. скита св. Илии Пророка на Афоне. 234; на румын. языке: Bucur. Acad. Romana. Bibl. rom. 5110. Fol. 1-86v; 4301. Fol. 145-246; 1960; 1274; BMNN. 2119.3.82. Fol. 212v - 262v; Cuvinte i scrisori duhovniceti. 1999. Vol. 2. P. 21-83). Летом 1763 г. П. записал устав своего братства в виде послания митр. Гавриилу (Каллимаки); устав содержал правила, согласно к-рым община П. жила еще на Афоне. Он основывался на писаниях свт. Василия Великого , прп. Феодора Студита , прп. Нила Сорского , предполагал богослужение на 2 языках. П. не ограничивался только предписанием нестяжательности и послушания настоятелю и братии. Устав широко охватывал и деятельность настоятеля, основной заботой к-рого было духовное возрастание каждого пасомого. Игумен должен был являть образ смиренномудрия и любви ко всему братству. Устав требовал избрания настоятеля из среды братии. Также было регламентировано времяпрепровождение братии в кельях; основными занятиями являлись творение Иисусовой молитвы, пение псалмов, чтение Свящ. Писания, отеческих книг и занятие рукоделием, определенным настоятелем. В уставе имелся и пункт об устройстве больницы для ухода за больными и престарелыми монахами. Вход в обитель жен. полу запрещался, если пребывание женщин в мон-ре не было вызвано войной или к.-л. бедствиями (на румын. яз.: Bucur. Acad. Romana. Bibl. rom. 1494. Fol. 1-29; 2119; 2139; на слав. яз.: Bucur. Acad. Romana. Bibl. slav. 485. Fol. 1-23v; НАРМ. 2119.2.22. Л. 6-23; 2119.2.31. Л. 1-31; 2119.2.32. Л. 2v - 29; 2119.2.33. Л. 2v - 18v; 2119.2.34. Л. 1-48; 2119.2.35. Л. 1-68; 2119.2.36. Л. 1-48; 2119.2.37. Л. 1-33; Ганицкий. 1881; Яцимирский. Слав. и рус. рукописи. 1905. С. 533-538; Cuvinte i scrisori duhovniceti. 1999. Vol. 2. P. 84-105; BMNN. 2119.2.38. Fol. 1-12; 2119.2.39. Fol. 1-26; 2119.2.40. Fol. 1-22; 2119.2.41. Fol. 1-20; на польск. яз.: O modlitwie umysu. 1995. S. 133-146).

http://pravenc.ru/text/2578651.html

   Последовательным выразителем этих стремлений явился выдающийся молдавский деятель митрополит — начала XIX века Вениамин Костаки. Будучи румыном по национальности и истинным патриотом, митрополит Вениамин всегда выражал сокровенные стремления румын в их отношениях к России. Когда в начале XIX века вспыхнула новая русско-турецкая война (1806 —1812 и русские войска вскоре вошли в Молдавию, 27 июня 1807 год императору Александру I был подан следующий адрес, подписаный в Яссах самим митрополитом и двадцатью знатнейшими боярами «Истреби несносное правление (турецкое), дышащее угнетением бедному сему народу (молдаванам). Соедини правление земли сей с богохранимой державой твоей… Да будет одно стадо и один пастырь, и тогда да наименуем: «сей есть златый век состояния нашего». Сие есть от всея души общее народа сего моление». Митрополит Вениамин энергично противодействовал и влиянию фанариотов на румынский народ. С этой целью в 1804 году он учредил недалеко от г. Яссы, в монастыре Сокол, Духовную Семинарию, в которой преподавание велось на румынском языке; сам митрополит часто проповедовал, заботился об издании книг догматического и религиозно-нравственного содержания на родном языке. Целью своих трудов он ставил повышение умственного и нравственного уровня румын. Но фанариоты были тогда еще сильны и смогли лишить Святителя кафедры.    Чтобы привести в должный порядок дела Румынской Православной Церкви, Святейший Синод Русской Православной Церкви во время пребывания в Молдавии и Валахии (1808 — 1812) русею войск решил временно присоединить ее епархии к Русской Церкв В марте 1808 г. было определено находившемуся на покое бавшему Киевскому митрополиту Гавриилу (Банулеску-Бодони) «имено ваться паки членом Святейшего Синода и оного экзархом в Молда вии, Валахии и Бессарабии». По свидетельству проф. И. Н. Шаб тина, «историки оценивают этот акт как весьма мудрый: молдаво-влахийские епархии освободились от подчинения Константинополь ской Патриархии», находившейся в то время в руках фанариотов. Эти епархии получили в лице Гавриила, румына по национальности, умного и энергичного церковного деятеля. За три-четыре года он проделал большую работу. «Застал он страшную картину: большинство архиереев-греков не посещало храмов», Святые Дары хранились без должного благоговения; «многие священники не знали чинопоследования литургии и были попросту малограмотны».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

Последовательным выразителем этих стремлений явился выдающийся молдавский деятель митрополит — начала XIX века Вениамин Костаки. Будучи румыном по национальности и истинным патриотом, митрополит Вениамин всегда выражал сокровенные стремления румын в их отношениях к России. Когда в начале XIX века вспыхнула новая русско-турецкая война (1806 -1812 и русские войска вскоре вошли в Молдавию, 27 июня 1807 год императору Александру I был подан следующий адрес, подписаный в Яссах самим митрополитом и двадцатью знатнейшими боярами «Истреби несносное правление (турецкое), дышащее угнетением бедному сему народу (молдаванам). Соедини правление земли сей с богохранимой державой твоей... Да будет одно стадо и один пастырь, и тогда да наименуем: «сей есть златый век состояния нашего». Сие есть от всея души общее народа сего моление». Митрополит Вениамин энергично противодействовал и влиянию фанариотов на румынский народ. С этой целью в 1804 году он учредил недалеко от г. Яссы, в монастыре Сокол, Духовную Семинарию, в которой преподавание велось на румынском языке; сам митрополит часто проповедовал, заботился об издании книг догма-тического и религиозно-нравственного содержания на родном языке. Целью своих трудов он ставил повышение умственного и нравственного уровня румын. Но фанариоты были тогда еще сильны и смогли лишить Святителя кафедры. Чтобы привести в должный порядок дела Румынской Православной Церкви, Святейший Синод Русской Православной Церкви во время пребывания в Молдавии и Валахии (1808 - 1812) русею войск решил временно присоединить ее епархии к Русской Церкв В марте 1808 г. было определено находившемуся на покое бавшему Киевскому митрополиту Гавриилу (Банулеску-Бодони) «имено ваться паки членом Святейшего Синода и оного экзархом в Молда вии, Валахии и Бессарабии». По свидетельству проф. И. Н. Шаб тина, «историки оценивают этот акт как весьма мудрый: молдаво-влахийские епархии освободились от подчинения Константинополь ской Патриархии», находившейся в то время в руках фанариотов. Эти епархии получили в лице Гавриила, румына по национальности, умного и энергичного церковного деятеля. За три-четыре года он проделал большую работу. «Застал он страшную картину: большинство архиереев- греков не посещало храмов», Святые Дары храни-лись без должного благоговения; «многие священники не знали чинопоследования литургии и были попросту малограмотны» .

http://sedmitza.ru/lib/text/441207/

Для этой цели он приобрёл в Яссах бывший дворец Михаила Стурдзы, находящийся вблизи Митрополии, приспособив его к потребностям школьного заведения, и семинария теперь, по своему внешнему и внутреннему благоустройству, является вполне достойным памятником основателя её митрополита Вениамина и преобразователя – митрополита Иосифа. Уже этими двумя памятниками митр. Иосиф стяжал себе почетную память в потомстве, связав своё имя с именем великого Молдавского святителя Вениамина Костаки. В своей иерархической деятельности митр. Иосиф всегда являлся неусыпным стражем Церкви, её установлений, охранителем и защитником её самостоятельности против посягательств на неё светской, часто безбожной, власти. Голос его всегда в таких случаях смело возвышался в сенате. В прошлом обозрении церковной жизни в Румынии (Б. В. 1900 г. 4), мы приводили отрывки из его речи в сенате по поводу несправедливых нападок на духовенство. Теперь, для характеристики его взглядов на отношение Церкви к государству, приведём несколько выдержек из замечательной речи его, сказанной в сенате в 1893 г., 13 и 14 апреля, по поводу проекта нового церковного закона, внесённого министром исповеданий в сенате. Этот закон, к сожалению ныне действующий в Румынской церкви, принёс и продолжает приносить много вреда Церкви, почти всецело подчинив её светской власти. Правда, благодаря мужеству некоторых Архипастырей, в нём уже сделаны некоторые изменения антицерковных постановлений. Прежде всего, митрополит Иосиф восставал против слова реформа, часто встречавшегося в этом проекте церковного закона. «Меня смущает и возмущает слово реформа, весьма знакомое и часто употребляемое в разговоре, – по нужде, или без неё, с разумением, или без оного. Но говорить о «реформе клира, реформе православного клира у нас» – весьма странно! Речь о подобной реформе могла бы быть уместна в других странах, на другой почве, в других религиозных исповеданиях, а не в религии православной Церкви, которая не приемлет реформ, как учреждение божественное, вечное, основанное на святом евангелии и святых канонах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но, естественно, румыны стремились к полному освобождению от османского ига. Осуществление своих чаяний они видели тогда в присоединении к России. Последовательным выразителем этих стремлений явился замечательнейший митрополит Молдовы начала XIX в. Вениамин Костаки. Будучи румыном по национальности и истинным патриотом, митрополит Вениамин всегда выражал глубинные стремления румын в их отношениях к России. Когда в начале XIX в. вспыхнула новая русско-турецкая война и русские войска вскоре вошли в Молдавию, то императору Александру I был подан следующий адрес от 27 июня 1807 г., подписанный самим митрополитом и знатнейшими боярами: «Истреби несносное правление (турецкое), дышащее угнетением бедному сему народу (молдаванам). Соедини правление земли сей с богохранимой державой твоей... Да будет одно стадо и один пастырь, и тогда да наименуем: «Сей есть златый век состояния нашего». Сие есть от всея души общее народа сего моление» 254 . Во время пребывания в Молдавии и Валахии в 1808–1812 гг. русских войск Святейший Синод Русской Православной Церкви позаботился и об улучшении церковных дел в данных княжествах. В марте 1808 г. было определено находившемуся на покое бывшему Киевскому митрополиту Гавриилу (Банулеску-Бадони) именоваться экзархом в Молдавии, Валахии и Бессарабии. Румын по национальности, умный и энергичный митрополит Гавриил в новом звании проделал большую полезную работу: привел храмы в такое состояние, в каком они находились в России; от лиц, стремящихся к священству, потребовал определенного образовательного ценза, а для этого преобразовал духовную семинарию в монастыре Сокол по образцу русских семинарий; улучшил материальное положение духовенства, поднял авторитет его. В дальнейшем участие православного русского народа в борьбе румын за свободу проявлялось следующим образом. После Морейского восстания греков султан в 1822 г. удовлетворил просьбу молдавских и валашских бояр о восстановлении права избрания национальных господарей. Несогласия России с Турцией вызвали в 1826 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010