К сожалению, ужа ума наших инородцев кратки, а кладенец богослужебной мудрости глубок, и потому едва ли много лишнего попадет в их головы. И русские люди кроме Господи, помилуй много ли понимают в богослужении? А что касается молитв, то мне и от грамотных случалось слыхать, что они и Аз есмь Господь Бог твой читают во время молитвы, как одну из молитв. Недавно издан в Казани новый перевод молитв на бурятский язык 475 . Перевод делал природный бурят, посланный нами в Казань, проверялся здесь двумя учеными ориенталистами Орловым и Копыловым 476 , и, наконец, после казанской редакции издан. И все-таки буряты не понимают его, потому что ужа ума их слишком кратки. Поэтому-то я доселе во время поездок своих и внушал своим новокрещенным чаще твердить одну понятную для них молитву Господи, помилуй, чем несмысленно считать только формулы молитвенные. Как вы об этом судите? Вы пишете, с какими угрозами казанцы воспрещают вам заводить киргизскую миссию 477 . Не дивлюсь их чувствам, судят по тому, что у них самих перед глазами. Читали ли вы в «Русском Вестнике» статью какого-то Юзефовича о христианстве и магометанстве в Казанской епархии (подлинное заглавие забыл)? 478 Я с тяжелым чувством читал ее. Недаром преосв. Антоний не раз плакал открыто в виду отпадения и бунтов татарских 479 . А у нас здесь при проезде архиерея сами язычники молятся на него, как на Бога. Если бы не языческое начальство и не фальшивые воззрения на дело правительственных лиц, то давно они были бы христианами и может быть гораздо лучшими, чем русские. Примером могут служить якуты, в 20-х годах почти зараз окрещенные содействием власти. Они далеко усерднее русских сибиряков к христианской вере. Спрашивал я преосв. Дионисия, как идет у них богослужение на якутском языке. Ответ был такой: могий вместити да вместит. Большинство священников не умеют служить по-якутски, хотя якутский язык в области подавляет русский и русские больше говорят по-якутски, чем по-русски. Горе нам от безлюдья! А еще больше горя от посылаемых сюда советом М. О. людей. « Церковно-общественный вестник», хуливший прежде архиереев и монахов, теперь принялся за миссионеров. Думаю, не пишет ли кто-нибудь из наших изгнанников. Особенно возмутило меня то, что одна статья начинается так, что все последующее может быть принято за выписку из «Иркутских епарх. Ведомостей», а другая за речь в Харькове преосв. Амвросия, так что и я, грешный человек, ни за что ни про что посердился на бывшего деятеля в совете М. О. 480 Что на протяжении нескольких десятков лет могли быть между миссионерами и пьяницы и корыстолюбцы, удивительного в том ничего нет; но зачем же недостатки отдельных личностей всем бросать в глаза? Теперь у меня в Иркутской епархии такие миссионеры, что за исключением двух или трех, каждый из них с честью мог бы служить благочинным. Но Поповицкий 481 на то и либерал, чтобы порочить (?) всякое святое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ (Кузнецов Епифаний Андреевич; 10.05.1875, ст-ца Красноярская Нерчинско-Заводского окр. Забайкальской обл.- 5.09.1918, Москва), сщмч. (пам. 23 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Селенгинский. Из казачьей семьи. В возрасте 5 лет лишился отца. С детства работал в поле, пас скот. Окончил сельскую школу, пел и читал в приходском храме. По просьбе священника, обратившегося к проезжавшему через ст-цу Красноярскую Иркутскому и Нерчинскому архиеп. Вениамину (Благонравову) , был принят на полуказенное содержание в Нерчинское ДУ. В 1890 г. по окончании подал прошение о назначении на приход псаломщиком, т. к. не имел средств продолжать обучение. Однако после обращения одного из преподавателей ДУ к архиеп. Вениамину Кузнецов был принят в Иркутскую ДС на казенное содержание. 30 мая 1896 г. он окончил ДС, направил прошение Забайкальскому и Нерчинскому еп. Георгию (Орлову) о назначении на вакантное священническое место в Покровскую ц. с. Кокуй с особой просьбой о рукоположении в Иркутске, т. к. для поездки в Читу у него не было средств. Прошение было удовлетворено. 2 авг. 1896 г. Кузнецов был рукоположен Иркутским и Верхоленским архиеп. Тихоном (Троицким-Донебиным) во диакона, а 4 авг. в иркутском кафедральном Казанском соборе - во иерея. В 1898 г. Кузнецов овдовел. По предложению Забайкальского и Нерчинского еп. Мефодия (Герасимова) он поступил в КазДА. Во время учебы проявил себя талантливым церковным историком и публицистом. Написал работу «Деятельность Забайкальской духовной миссии за сорокалетие ее существования (с 1860 по 1899)», впервые опубликованную в «Православном благовестнике» в 1901 г. Окончил КазДА в 1903 г. по миссионерской группе монг. отд-ния канд. богословия за соч. «История христианского просвещения инородцев Забайкалья с покорения края и до настоящего времени». Е. подал еп. Мефодию прошение об определении на службу в Забайкальскую духовную миссию. В июле 1903 г. был назначен к Быркинскому миссионерскому стану, однако почти сразу отозван в Читу в связи с назначением председателем совета Читинского центрального миссионерского уч-ща. В нояб. 1903 г., после учреждения должности помощника начальника Забайкальской духовной миссии (главой миссии тогда являлся правящий Забайкальский архиерей), был назначен на эту должность; с 20 авг. 1905 г. возглавлял Забайкальскую духовную миссию.

http://pravenc.ru/text/182103.html

Стараниями членов и сотрудников этого отдела были подготовлены к изданию церковные календари на 1921 и 1922 годы, в содержание которых были включены как богослужебные указания частного порядка, так и заметки общего характера. Именно эти заметки содержат конкретные рекомендации по согласованию богослужебной практики с нормами действующего Церковного устава. Их обсуждением и подготовкой занимался профильный отдел «Общества православных приходов», после чего эти материалы получали авторизацию законной церковной власти в лице правящего архиерея Петроградской епархии, будущего священномученика Вениамина (Казанского) с. 175]. Заметка «О церковном богослужении» календаря 1921 года, помимо общих слов о значении Типикона в церковной жизни, содержит перечень недостатков богослужебной практики, которые составители призывают устранять, а также призыв насколько возможно полно соблюдать уставной порядок богослужения. «Бесчисленны и разнообразны виды этих уклонений (от предписанного Церковным уставом порядка. – К. Р. ) и проявление этого небрежения, они касаются и строя служб, и состава их, и исполнения, и времени. Если и прежде у нас богослужения не всегда соответствовали своему времени, то теперь с вкоренившимся почти везде злоупотреблением совершать утреню с вечера, даже с первым часом, притом по советскому времени, несоответствие перешло все пределы мыслимого. Состав богослужения терпит произвольные изменения от неумелых и неграмотных сокращений и безвкусных наслоений – вселенская полнота праздничного последования нередко приносится в жертву акафистам новейшего происхождения, далеким от каких-либо достоинств древних песнопений великих творцов. Излишне упоминать о том, во что обратилось периодическое стихословие Псалтири. Да и только ли Псалтири? Разве мы имеем возможность в течение года за литургиями прослушать полный круг новозаветных чтений? Разве не прерывают его постоянно заупокойные чтения, содействуя превращению литургии из общественной службы в требу, из которой выкинуто всё, что является отличием данного дня, до тропаря и кондака включительно.

http://bogoslov.ru/article/6191916

Статья Высшая церковная власть Русской Православной Церкви даже в условиях практически открытых гонений пыталась внедрить в реальную церковную жизнь отдельные положения, сформулированные рабочими органами Поместного собора 1917–1918 гг. Одна из таких наиболее значимых попыток внедрения в реальную богослужебную практику на местах литургических указаний, разработанных профильным соборным отделом, связана с деятельностью священномученика Вениамина (Казанского) в рамках его канонического удела – Петроградской епархии. После завершения Поместного собора 1917–1918 гг. Высшее церковное управление на заседании от 29 октября (11 ноября) 1918 года рассматривает основные положения доклада «Об упорядочении богослужения». По итогам рассмотрения было принято постановление о том, что указанные «Отделом меры к упорядочению общественного (рядового) и частного (внерядового) богослужения представляются допустимыми к проведению в церковно-богослужебную жизнь» . В связи с этим епархиальным преосвященным было указано на необходимость «при разрешении вопросов об уставных сокращениях руководствоваться приводимыми в докладе Соборного Отдела о богослужении, проповедничестве и храме предположениями» . В ноябре 1921 года Святейший Патриарх Тихон издал указ о запрете в священнослужении епископа Антонина (Грановского) , а также в «Обращении к архипастырям и пастырям Православной Российской Церкви» от 4 (17) ноября 1921 года осудил литургические новшества, введенные в богослужебную практику самовольно, без благословения высшей церковной власти. «Обращение» содержит перечень недопустимых нововведений в церковном богослужении, которые осуждены не в силу их абсолютной неприемлемости, а в связи со своевольным их введением в литургическую практику. Содержание «Обращения», а также его довольно строгий тон вызывали особенно острую полемику среди петроградского духовенства. Целый ряд священнослужителей и мирян, которые с первых месяцев после революции 1917 года отстаивали активизацию сотрудничества Церкви с советской властью вплоть до полного подчинения государству, стремясь к созданию альтернативных органов церковного управления, выступают против «Обращения». Именно этот документ позволил группе «левого» духовенства найти четкую идеологическую основу для объединения недовольных высшей церковной властью Русской Православной Церкви в движение, которое впоследствии стало основой для обновленческого раскола.

http://bogoslov.ru/article/6191916

Вместе с Лениным, Троцким и Молотовым он выступил против помилования двух священников по " Шуйскому делу " . Голосованием 4 против 3 Политбюро и отказало в помиловании. Одним из самых значительных (по числу подсудимых – 54) процессов был Московский (апрель – май 1922 г.). Расстрельные приговоры (5 человек в итоге – для нас, задним числом, такая цифра может представляться " ничтожной " , но тогда так не думали) утверждались в Политбюро. Сталин последовательно стоял за расстрелы. Процесс митрополита Вениамина (Казанского) На известном Петроградском процессе (июнь-июль 1922 г.; " дело митрополита Вениамина " ) к расстрелу были вначале приговорены 10 обвиняемых. После процесса в Политбюро обсуждался вопрос с характерным (как замечает Курляндский) названием " О питерских попах " . Сталин поставил подпись под решением: " Согласиться с постановлением комиссии о 4 и 6 " (т.е. 4 казнить, 6 помиловать). Удивительно, но в данном случае даже после решения Политбюро нашлись люди, пытавшиеся не допустить кровопролития. Одним из них был А.С. Енукидзе (его расстреляли в октябре 1937 г.), переславший Сталину ходатайство ВЦИК о помиловании. Немедленно (!) по получении оного, Сталин добился секретного постановления Пленума ЦК РКП (б), проходившего в те дни и отклонившего ходатайство о помиловании. Итак, уже в 1922 г. Сталин запятнал себя кровью священников и мирян. Он не только выступал в Политбюро и голосовал за смертную казнь для участников Ивано-Вознесенского, Московского и Петроградского процессов, но поддерживал и проводил на местах общую судебно-репрессивную политику по отношению к " тихоновской " Церкви. На пути к торжеству безбожия С середины 1920-х годов свертывание " нэпа " сопровождалось (а точнее, было неразрывно связано с) возобновлением ожесточенной борьбы государства с Церковью. В сентябре 1927 года Сталин встречался с американской рабочей делегацией. Сохранились и стенограмма встречи, и публикация в печати, посвященная этой встрече, и текст публикации с правкой Сталина. Ему был задан вопрос и о религии. В ответе Сталина был и такой пассаж, не вошедший в публикацию: " ... когда мы шли к власти, мы в своей программе имели требование свободы веры, свободы вероисповедания. Но это еще не значит, что мы административными мерами не воздействуем на людей в том смысле, чтобы они отказались от религии " . Примечательно, однако, что в опубликованный текст Сталин вписал: " Подавили ли мы реакционное духовенство? Да, подавили. Беда только в том, что оно не вполне еще ликвидировано. Антирелигиозная пропаганда является тем средством, которое должно довести до конца дело ликвидации реакционного духовенства " (253-254). Так, замечает И. Курляндский, вождь (уже в 1927 году) вбрасывал в общественное сознание установку на будущий масштабный антирелигиозный и антицерковный террор. Лишь прикрывая ее словами о " пропаганде " .

http://religare.ru/2_98763.html

Не шутка – простоять целый день и ночь в колодце по колено в воде – это сказалось на здоровье: аба заболел водянкой и умер. Има болезненно пережила смерть отца: впала в уныние, спилась и умерла от пьянства через четыре года. У Вениамина была ещё сестрёнка Аня. Вениамину исполнилось на тот момент десять, а сестрёнке шесть. Голодные, они блуждали на колхозном поле и выковыривали из-под земли гнилые плоды картофеля, чтобы кушать. Зимою в доме стало невыносимо холодно, и сироты перебрались на скотный двор. Там, в сторожке, топилась печь, и было тепло. Сторож Павел Михайлович отпаивал Веню отваром пижмы, когда у мальчика разболелся живот, а когда Веня сильно ушиб ногу, забрал малышей к себе домой. Марфа Семёновна, супруга Павла Михайловича, как своих родных, приняла ребят в свой дом, а ногу Вениамина, распухшую от ушиба, вылечила полынью. Сначала крошила траву на кухонной доске, потом распаривала её и накладывала на ушибленное место, перевязывая рану бинтом. Боль как рукой сняло. Вениамин и Аня, обретши новых родителей, в благодарность за внимание и заботу старались быть послушными во всём и в школе учились на круглые пятёрки. Вениамин рано усвоил, что выбиться в люди может он только сам. В Казанском университете высокого, худенького, стройного юношу в очках, с красивым продолговатым лицом, с чёрной, как смоль, густой волнистой шевелюрой, полюбили все преподаватели и студенты. Ему не стоило особого труда закончить физико-математический факультет с отличием, потому что выделялся искромётным интеллектом, эрудицией и глубоким знанием жизни. После окончания университета он пытался поступить в аспирантуру, но помешал «пятый пункт» – в графе национальность написал «еврей», хотя вполне мог написать «чуваш», указав национальность своих приёмных родителей, Павла Михайловича и Марфы Семёновны. Вениамину Яковлевичу было принципиально важно сохранить и свою национальность, и свою фамилию, потому что не раз он слышал в интеллигентских кругах в свой адрес жестокие слова – «безродный космополит».

http://azbyka.ru/fiction/lipovyj-raj/

Закрыть Памятник в России врагу России! Муфтий Гайнутдин, ставя памятник Сююмбике, стремится посеять рознь между русскими и татарами? 23.05.2022 4530 Время на чтение 4 минуты Фото: ru.wikipedia.org На днях в Татарстане в старинном городке Булгар прошли торжества, посвященные 1100-летию принятия Волжской Булгарией ислама. В мероприятиях приняли участие высокопоставленные государственные деятели, представители мусульманского и православного духовенства, дипломаты. Участников торжеств телеграммой поздравил глава государства Владимир Путин . На открытии этого праздника, который по-татарски называется «Изге Болгар жыены», председатель ДУМ России муфтий Равиль Гайнутдин заявил, что в первой декаде июня в старинном городе Касимове откроют памятник последней правительнице Казанского ханства ханше Сююмбике. Об этом сообщает сайт RZN.info со ссылкой на ТАСС. Муфтий Гайнутдин заявил буквально следующее: «9-10 июня на территории, где ушла из земной жизни царица двух ханств – Казанского ханства и Касимовского ханства, мы откроем памятник нашей царице, символу татарских женщин, наших мусульман – Сююмбике. Напротив Ханской мечети в Касимове». Рязанский сайт с радостью сообщает, что в сквере рядом со старинной касимовской мечетью уже установили постамент в форме восьмиугольной звезды с полумесяцем и звездой. Макет памятника выполнил заслуженный художник РФ, скульптор Вениамин Сидоренко. Фигуру Сююмбике планируют отлить из бронзы. Кто такая ханша Сююмбике? Это – последняя правительница Крымского ханства накануне его присоединения к России, символ сопротивления России, ставленница врагов России. И ей хотят поставить в России памятник, увековечив, таким образом, память о тех, кто воевал против России! Дожили. Похоже во власти нет людей, которые хоть немного знают историю. Дело в том, что накануне присоединения Казани к Московскому царству в ханстве боролись две партии – промосковская и протурецкая. Еще в 1531 году промосковская партия совершила переворот, и враждебно относившийся к Москве хан Сафа-Гирей (из крымской династии Гиреев), который постоянно воевал против Москвы, был изгнан из Казани. Ханом стал 15-летний Касимовский царевич Джан-Али. Ему и подыскали в жены 12-летнюю дочь ногайского бия Сююмбике. В 1535 году Сафа-Гирей привёл крымско-татарское войско и вновь захватил Казань, Джан-Али был свергнут и убит. Сююмбике стала пятой женой нового хана. Протурецкая партия победила.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/23/pa...

Н.К. Гаврюшин Часть II. Портреты. Раздел 2 Антропология в свете гносеологии: В. А. Снегирев и В. И. Несмелов Осенью 1883 года в аудиторию XXVIII курса Казанской духовной академии, которому предстояло прослушать лекции по психологии, вошел профессор Вениамин Алексеевич Снегирев (1841–1889). Сын сельского священника, выпускник Нижегородской семинарии, он окончил Казанскую академию в 1868 году и был оставлен там для преподавания логики и психологии; в 1870 году утвержден в степени магистра за сочинение историко-догматического характера «Учение о Лице Господа И. Христа в первых трех столетиях». В дальнейшем его интересы из сферы догматики и метафизики вполне объяснимо перешли в сферу конкретно-психологическую: ведь Христос же явился на земле не призрачно – будучи божественным Лицом, Он, воплотившись и вочеловечившись, стал исторической личностью… Дело догматистов разбираться с соотношением личности и ипостаси, но предел их ухищрениям кладет ересь докетизма. Представлять Христа не имеющим исторической личности означает мыслить его «призрачным человеком»… А психология личности вполне может быть предметом изучения науки. Снегирев уже не застал в Казанской академии архим. Феодора (Бухарева), но предание о нем и, не исключено, акцент на понятии личности мог подхватить у других преподавателей… В сравнении с античной и средневековой, психология к середине XIX века продвинулась не слишком далеко… И Снегирев взялся за изучение ее истоков – перевел сочинение Аристотеля «О душе». Это первая русская интерпретация знаменитого сочинения – на латинском оно появилось уже в XII веке… В то же время Снегирев отдает дань проблематике, которой с увлечением занималось поколение его наставников, а именно – бессознательным и паранормальным проявлениям человеческой психики. Итогом этой работы явились книга «Спиритизм как религиозно-философская доктрина» (1871) и фундаментальное исследование «Сон и сновидения» (1875–1886), но они, скорее, обозначили рубеж, к которому Снегирев более не хотел возвращаться… Психологов-бессознательников он резко критиковал. Студентам он прежде всего попытался раскрыть суть понимания психологии как естественной науки, ее задач и границ, цитируя авторов на нескольких европейских языках… Среди неравнодушных слушателей Снегирева был и В. И. Несмелов. На этих лекциях созревала проблематика и методология «Науки о человеке»…

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Порфирий 18 апреля 1861 г. притянул оо. Вениамина и Владимира со всем семинарским правлением к ответу. Завинив их в злоупотреблении казенными деньгами, владыка в великие дни страстной недели потребовал от них сдачи бывших у них сумм и приходо-расходных книг и повел дело с такой горячностью, «как будто воров ловил и спешил, чтобы не ушли», как выразился м. Филарет московский . Назначение затем следственной комиссии, действовавшей гласно и с расчетом на скандал, уже само по себе поставило ректора и инспектора в двусмысленное положение, хотя большинство духовенства и общества было на их стороне. Но еще более огорчило их пристрастие членов комиссии и самого преосвященного, которые, ставя все новые вопросы и придираясь к мелочам, не давали возможности оправдываться. Уверив себя, что в действиях ректора и инспектора кроется уголовщина и что ими растрачены пожертвованные деньги, еп. Порфирий пригласил в состав следственной комиссии даже депутата от гражданского начальства и распорядился удерживать две трети жалованья ректора и других членов правления, так что архим. Вениамин стал получать по 17 р. 87 к. в месяц. Ректор с инспектором энергично протестовали и против обвинения, и против назначения комиссии и своей подсудности ей, и против приглашения полицейского чиновника, и против характера действий членов комиссии и самого преосвященного, который, кроме страстности, обнаружил в отношении к ним даже недобросовестность. Оба они писали и в комиссию, и архиерею, и губернатору, и в правление Казанской академии, и обер-прокурору св. Синода, и, как видно из чернового «дела», доминирующую роль играл тут архим. Вениамин, рукой которого написаны многие отпуски. Св. Синод, признав, что вина ректора и инспектора состоит только в несоблюдении законных форм отчетности, в чем и сами они сознавались, осенью 1861 г. решил избавить их от дальнейших служебных неприятностей назначением на другие места. Иером. Владимира решено было перевести на должность инспектора Петербургской дух. академии, а архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПЕТРОГРАДСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Петроградский богословский институт Русской Православной Церкви (недейств.). 24 августа 1918 года на основании декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, все духовные учебные заведения вынуждены были прекратить свое существование, была закрыта и Санкт-Петербургская духовная академия . Государственная Комиссия по просвещению, вынеся решение о закрытии духовно-учебных заведений, вместе с тем признала возможным устройство церковной властью особых богословских курсов для подготовки священнослужителей, обусловив это изъятием общеобразовательных предметов из учебных программ этих курсов и недопущением в них лиц моложе 18 лет. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин) и Священный Синод Указами от 19 сентября 1918 года за и от 25 октября 1918 года за предложили епархиальным архиереем открывать в своих епархиях пастырские училища, которые могли временно решить проблему подготовки кадров и сохранения традиций русского богословия. Такое училище на базе неполной средней школы было открыто 1 октября 1918 года в Петрограде. Помещалось оно в северо-западной башне Александро-Невской Лавры. Более года продолжалась подготовка к возрождению высшей богословской школы. 9 апреля 1919 года митр. Вениамину (Казанскому) была представлена докладная записка о необходимости открытия Богословского института. Инициатива по созданию Богословского института, а именно: подача докладной записки Владыке Вениамину, разработка Положения о Богословском институте, а также о богословских курсах и кружках, как низшей ступени богословского образования, принадлежала бывшему преподавателю Петроградской духовной семинарии Ивану Павловичу Щербову . 16 апреля 1920 года прошло торжество открытия Богословского института. «Положение» об институте было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном.

http://drevo-info.ru/articles/13653.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010