Во время русско-тур. войны 23 апр. 1877 г. в Успенском соборе Московского Кремля И. благословил отправляющегося в действующую армию Александра II на победу над врагом. В дальнейшем служил молебны по случаю успехов рус. войск, организовывал пожертвования московского духовенства на нужды армии. По инициативе И. было создано Николаевское попечительство для пособия нуждающимся семействам воинов при братстве равноап. Марии Магдалины, а при Угрешском мон-ре устроена лечебница для раненых воинов. В конце жизни И. хлопотал о назначении 1-го епископа в Японию, им стал равноап. Николай (Касаткин) в 1880 г. И. был награжден орденами св. Анны 3-й (1835) и 2-й (1840) степени, св. Александра Невского (1856) и алмазными знаками к нему (1862), св. Владимира 1-й степени (1867), св. Андрея Первозванного (1872). В 1846 г. избран членом-сотрудником, а в 1869 г.- почетным членом Русского географического общества, в 1868 г.- почетным членом Московского ун-та, в 1869 г.- почетным попечителем Об-ва любителей духовного просвещения и почетным членом Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Среди близких знакомых святителя были ученые, мореплаватели, первопроходцы Ф. П. Литке, Г. И. Невельской, К. Т. Хлебников, В. С. Завойко, Ф. П. Врангель и др. 5 апр. 1879 г. И. был погребен рядом с могилой свт. Филарета (Дроздова) в ц. во имя св. Филарета Милостивого Троице-Сергиевой лавры. И. завещал не говорить на похоронах хвалебных слов, а произнести лишь общее поучение на любимые им слова: «От Господа стопы человеку исправляются» (ср.: Пс 36. 23). Еп. Амвросий (Ключарёв) при отпевании И. произнес яркую проповедь на этот стих (см.: Московские ЕВ. 1879. 16. С. 128-130; ЖМП. 1979. 3. С. 30-33). В советский период потомки И. подверглись политическим репрессиям. Внук святителя, прот. домовой церкви Аничкова дворца Иоанн Вениаминов, в нач. 20-х гг. XX в. был отправлен в ссылку в г. Кашин. Правнук И. И. Вениаминов был расстрелян в 1937 г., другой правнук - С. И. Вениаминов - в 1938 г.

http://pravenc.ru/text/389619.html

   Протоиерей Иоанн Вениаминов. Сын беднейшего причетника и с ранних лет сирота, он получил воспитание в Иркутской семинарии. Случайное, по-видимому, обстоятельство отклонило его от продолжения образования в академии, куда предназначало его начальство, и молодой богослов сначала получил место диакона при иркутской Благовещенской церкви, а потом здесь же в 1821 году был определен и священником. Через два года после этого, в 1823 году добровольно, повинуясь неодолимому влечению свыше, священник Вениаминов с семьей отправился за 5000 верст, на остров Уналашку для христианской проповеди. Здесь он пробыл десять лет, терпеливо перенося труды и лишения всякого рода; изучил алеутский язык и перевел на этот язык Евангелие и молитвы, устроил училище и церковь. Затем в 1834 году Вениаминов переселился на остров Ситху и здесь, изучив язык колошей, проповедовал им святую веру. В 1839 году, по нуждам своей миссии, протоиерей Вениаминов отправился в Петербург; здесь была получена весть о кончине его жены. Приняв монашество с именем Иннокентий (в честь святого Иннокентия Иркутского), он был в декабре 1840 года посвящен во епископа Камчатского. С острова. Ситхи Преосвященный Иннокентий в 1853 году переселился в Якутск. Здесь он изучил якутский язык перевел на него Евангелие, литургию и молитвы и утвердил в вере до 300 000 якутов. В. 1857 году архиепископ Иннокентий переселился на Амур, в город Благовещенск (так названный по имени прежней его приходской церкви), где обратил в христианство несколько тысяч полудиких монголов. Такие необыкновенные труды обратили на него общее внимание, и по смерти митрополита Филарета он был призван как заслуженнейший иерарх и подвижник занять кафедру. В сане митрополита Московского он довершил великий подвиг жизни, выработав новый устав православного миссионерского общества. По этому уставу главное управление его, Совет, перенесено было в Москву, и митрополит Иннокентий назначен был председателем общества. Скончался он в 1879 году.    В настоящее время в пределах Сибири при пособии Миссионерского общества действуют миссии: Алтайская (Томской епархии), Киргизская (Омской Епархии), Обдорская (Тобольской епархии), Красноярская (Енисейской епархии), Иркутская, Забайкальская, Владивостокская, Якутская, Благовещенская и др. Миссии разделены на станы, при которых учреждаются школы для инородческих детей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Для объединения их в этой деятельности архиеп. Вениамин решил учредить должность начальника противораскольнической миссии, на каковую 4 янв. 1879 г. был назначен казанский миссионер, иеромонах свияжского монастыря Михаил, возведенный при этом в сан архимандрита, настоятеля селенгинского монастыря. Это был старообрядец родом, по переходе в православие проведший много лет на Афоне и принимавший участие в обращении в единоверие малоазийских старообрядцев (майноссцев). Такой деятель не мог не принести пользы церкви в Забайкалье. И, действительно, своими беседами, веденными с умением и тактом, он завоевал доверие раскольников и много содействовал изменению их отношений к православию. После его смерти (1884) арх. Вениамин выписал на его место и по его указанию иером. Покровского единоверческого монастыря черниговской епархии Иринарха. Но все же успехи православия среди забайкальских старообрядцев не были значительны: с 1873 по 1887 гг. в православие и единоверие перешло всего 248 ч. (по 18 ч. в год). Пр. Вениамин и сам не уклонялся от непосредственного воздействия на старообрядцев. Посещая их селения, он вел с ними продолжительные беседы, увещевая примириться с церковью. Его слушали на улице, а однажды пригласили и в свою часовню (в Куйтуне) и тут с амвона владыка говорил им около часу. Но считая раскол вредным не только для православия, но и для успехов гражданственности, пр. Вениамин призывал к борьбе с ним и правительство. «Усиление раскола, – писал он в своей посвященной этому вопросу брошюре 54 , – было бы смертию, для гражданского развития государства, возвращением десятков миллионов русских в допетровскую Русь с упорною остановкою всякого движения вперед. Стоит только представить себе Россию царством раскола, чтобы понять то состояние оцепенения, в каком бы очутилась она». Свои мысли о взаимном воздействии на раскол церкви и государства он высказывал кроме этой брошюры в ежегодных своих отчетах в св. синоде, и их же провел на иркутском съезде, собранном между прочим для «ослабления и совершенного искоренения раскола» в сибирских епархиях 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Иннокентий (Вениаминов) был горячим патриотом России. Эту его черту отметил известный русский писатель И.А. Гончаров, который встретился с ним в Якутске в 1854 г.: «Здесь есть величавые, колоссальные патриоты. В Якутске, например, преосвященный Иннокентий: как бы хотелось мне познакомиться с ним. Тут бы увидели русские черты лица, русский склад ума и русскую коренную, но живую речь. Он очень умен, знает много и не подавлен схоластикою, как многие наши духовные, а все потому, что кончил учение не в академии, а в Иркутске и потом прямо пошел учить и религии, и жизни алеутов, колош, а теперь учит якутов. Вот он-то патриот. Мы с ним читывали газеты, и он трепещет как юноша, при каждой счастливой вести о наших победах». В 1850-е годы Иннокентий (Вениаминов) был верным соратником генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского в его усилиях по восстановлению прав России на Приамурские земли, поддерживал экспедицию Г.И. Невельского, заложил церковь и оставил священником своего сына на только что основанном посту Николаевский на Амуре. В 1855 г., когда англо-французский десант высадился на порту Аяне, Иннокентий продолжал там вести церковную службу, призывал к сопротивлению захватчикам. В 1862 г. по проекту Иннокентия, при его участии в строительстве, был построен в г. Благовещенске архиерейский дом. Он провел исключительно большую работу по устройству и управлению Русской Православной церковью на Дальнем Востоке. 5 января 1868 г. Иннокентий был назначен митрополитом Московским и Коломенским, настоятелем Троице-Сергиевой Лавры. 25 мая 1868 г. он прибыл в Москву и в течение 10 лет вел огромную работу на этом высоком церковном посту. Великий миссионер умер 31 марта 1879 г., погребен в древнем Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры. В 1974 г. решением Св. Синода Русской Православной церкви, по решению Св. Синода Православной церкви в Америке, Святитель Иннокентий, апостол Америки, был причислен к лику святых. На Аляске, будучи миссионером, Иван Вениаминов понимал значение преподавания слова Божия аборигенам на их родном языке. Поэтому он сразу же принялся за сложную задачу изучения их речи и создания письменности, для их языка. Составив алфавит для алеутско-лисьевского языка на основе кириллицы, Вениаминов начал учить в школе чтению и письму детей алеутов, перевел Катехизис, Божественную литургию, Евангелие от Матфея, некоторые молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополиты Казанские и Свияжские: Гермоген 1589–1606 Ефрем 1606–1613 Матфей 1615–1646 Симеон 1646–1649 Корнилий 1650–1656 Лаврентий 1657–1672 Корнилий 1673–1674 Иоасаф 1674–1686 Адриан 1686–1690 Маркелл 1690–1698 Тихон Воинов 1699–1724 Сильвестр Холмский 1725–1731 до 1727 года архиепископ Архиепископы Казанские и Свияжские: Илларион Рогалевский 1732–1735 Гавриил Русской 1735–1738 Епископы: Лука Конашевич 1738–1755 Гавриил Кременецкий 1755–1762 Архиепископы: Вениамин Пуцек-Григорович 1762–1782 с 1775 года митрополит Антоний Герасимов-Зыбелин 1782–1785 Амвросий Подобедов 1785–1799 Архиепископы Казанские и Симбирские: Серапион Александровский 1799–1803 Павел Зернов 1803–1815 Амвросий Протасов 1816–1826 Иона Павинский 1826–1828 Казанские и Свияжские (с 1832 года): Филарет Амфитеатров 1828–1836 Владимир Ужинский 1836–1848 Григорий Постников 1848–1856 с 1856 года митрополит Афанасий Соколов 1856–1866 Антоний Амфитеатров 1866–1879 до 1867 года епископ Сергий Ляпидевский 1880–1882 Палладий Раев 1882–1887 Павел Лебедев 1887–1892 Владимир Петров 1892 Камчатская Учреждена в 1840 году. 33   Епископы Камчатские, Курильские и Алеутские: Иннокентий Попов-Вениаминов 1840–1868 с 1850 года архиепископ Вениамин Благонравов 1868–1873 Епископы Камчатские, Курильские и Благовещенские (с 1870 года): Павел Попов 1873–1877 Мартиниан Муратовский 1877–1885 Гурий Буртасовский 1885–1892 Макарий Дарский 1892 Кишиневская Учреждена в 1813 году. Кафедра в Кишиневе. Архиепископы и епископы Кишиневские и Хотинские: Гавриил Бонулеско (Бодони), митроп. 1813–1821 Димитрий Сулема, архиеп. 1821–1844 Иринарх Попов 1844–1858 с 1845 года – архиепископ Антоний Шокотов 1858–1871 с 1861 года – архиепископ Павел Лебедев 1871–1882 с 1879 года – архиепископ Сергий Ляпидевский , архиеп. 1882–1891 Исаакий Положенский, еп. 1891–1892 Неофит Неводчиков, архиеп. 1892 КостромскаяУчреждена в 1744 году. Кафедра в Костроме. Епископы Костромские и Галичские: Симон Тодорский 1745 Сильверст (Сергий) Кулебяка 1745–1750 Междуархиерейство 3 года

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если в письме сем окажется что-нибудь любопытное для нас, благоволите прислать нам его для прочтения. Г. Жорж аптекарь возвратился уже из Петербурга в свою Кефалонию, совсем собрался было плыть к нам в Пирей, а отсюда уже ехать в Палестину, да ушиб ногу и теперь лечится. Наши все здоровы. На праздник царя Константина ездили в Афины. Простите. Ваш Антонин. Письма [разных лиц] к игумену Вениамину. С. 146. 427. Отношение архимандрита Антонина к Соборному иеромонаху Вениамину Иерусалим 25 июня 1879 г. Подлинник Преподобнейший отец Вениамин, возлюбленный о Господе брат Вследствие представления моего от 14-го февраля текущего 1879 года, Святейший Правительствующий Синод определением от 30 мая с. г. благоизволил возвести Ваше Преподобие в звание соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры 756 . Принося Вам сердечное поздравление с сим знаком благоволительного внимания высшего начальства к Вашей отлично усердной и полезной службе при Иерусалимской Духовной Миссии, пользуюсь случаем засвидетельствовать Вам свое душевное почтение и братскую любовь, с коими честь имею быть Вашим, преподобнейший отец, покорнейшим слугою Архимандрит Антонин Архив РДМ, п. 7, д. 129. 1 л. 428. Прошение члена русской духовной миссии Соборного иеромонаха Вениамина в Духовный Собор Александро-Невской Лавры Иерусалим 20 января 1881 г. Копия В Духовный Собор Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры От соборного иеромонаха оной Лавры Вениамина По определению Святейшего Синода, я удостоен в звание соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры с получением ежегодно жалования 36 р. сер. Но так Духовный Собор затрудняется пересылкою означенных денег, то посему я желаю мое жалование по званию соборного иеромонаха определять в пользу общества Красного Креста, или в другое какое-либо богоугодное учреждение по усмотрению Собора до конца жизни моей. Член Миссии, соборный иеромонах Вениамин. 20 января 1881 года Святый Град Иерусалим. Архив РДМ, п. 59, д. 1154. 1 л. 429. Письмо из Российского Общества Красного Креста к иеромонаху Вениамину

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Он отмечал в алеутском народе нек-рые качества, создававшие благодатную почву для усвоения христ. учения. В результате распространения Православия исчезали такие обычаи, как убийство престарелых родителей, алеуты отказывались от многоженства и беспорядочных половых связей, старались жить по новым нравственным правилам. Одним из слагаемых успеха проповеди пастыря было то, что он избегал насилия в вопросах веры: терпеливо ждал, когда местные жители добровольно изъявят желание креститься, не поощрял крещеных подарками. Свящ. Иоанн считал важным сохранять национальную самобытность народов, не подчинять миссионерскую проповедь задаче русификации: «...надобно стараться вывесть дикаря из его грязной жизни; но, очищая нечистоту с его тела, надобно быть осторожным, чтобы не содрать с него и природной его кожи и тем не изуродовать его. Надобно выводить дикарей из мрака невежества на свет познаний, но осторожно, чтобы не ослепить их...» (Творения. 1888. Т. 3. С. 485). Свт. Иннокентий (Вениаминов) (справа), его сын свящ. Гавриил и внук Евсевий. Фотография. 1879 г. Свт. Иннокентий (Вениаминов) (справа), его сын свящ. Гавриил и внук Евсевий. Фотография. 1879 г. Свящ. Иоанн освоил алеутский язык, создал алеутский алфавит на кириллической основе, сформулировал основы грамматики. При помощи алеута И. Панькова перевел на алеутский язык «Начатки христианского учения, или Краткую священную историю, и Краткий катехизис» свт. Филарета (Дроздова) , митр. Московского (книга изд. в С.-Петербурге в 1834 и стала 1-й опубликованной на алеутском языке). Перевел Евангелие от Матфея, наиболее употребительные молитвы и церковные песнопения, составил и в 1836 г. опубликовал 1-й алеутский букварь. Среди проповедей свящ. Иоанна на Алеутских о-вах наиболее известны «Слово на день святителя Николая и тезоименитства государя императора Николая Павловича» (1827), «Слово в неделю Сыропустную и в день святителя Иннокентия» (1828), «Слово в великий пяток» (1836), «Слово в неделю пятую Святого поста» (1838) и др. Его главный катехизаторский труд «Указание пути в Царство Небесное» (1833) был сначала написан на алеутском языке и представлял собой огласительные беседы с алеутами; впосл. переведен на рус. (выдержал более 50 изданий), якут., алтайский, шорский, монг. и др. языки и стал одним из лучших пособий для правосл. миссионеров.

http://pravenc.ru/text/389619.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН Ксенофонтович Владимирский (10.10.1892, с. Негоново Макарьевского у. Нижегородской губ.- 20.11.1937, Горький (ныне Н. Новгород)), сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), диак. Из семьи диакона. После окончания ДУ служил псаломщиком. В 20-х гг. был рукоположен во диакона и служил в храме в с. Просек Макарьевского у. Нижегородской губ. (совр. Лысковский р-н Нижегородской обл.). В. был арестован 15 сент. 1937 г., помещен в тюрьму в Горьком. Обвинен в участии в «церковно-фашистской, диверсионно-террористической организации», проведении «контрреволюционной работы среди антисоветской части учительства», привлечении учителей «к контрреволюционной подрывной деятельности». В. виновным себя не признал. Расстрелян по приговору тройки УНКВД по Горьковской обл. от 11 нояб. 1937 г. Погребен в безвестной общей могиле на Бугровском кладбище в Н. Новгороде. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: ГА Нижегородской обл. Ф. 2209. Оп. 3. Д. 6496. Лит.: Дамаскин. Т. 1. С. 189. Игум . Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН Иванович Мошков (1885-1937), диак., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Нижегородских святых) АЛЕКСАНДР Николаевич Беляков (1890– 1937), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Ильинский (1899–1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе святых Нижегородской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Ипатов († 1918), диак., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Михайлович Курмышский (1879– 1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Васильевич Введенский (1903 - 1937), диак., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСИЙ Иосифович Сенкевич (1875 - 1937), диак., сщмч. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) БОРИС Александрович Семёнов (1900 - после 1931), диак., сщмч. (пам. 10 нояб., Собор Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАЛЕНТИН Иванович Никольский (1885 -1937), свящ., сщмч. (пам. 21 сент. , в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Воскресенский († 7.10.1918), диак., сщмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/150259.html

Во-первых, суммы попечительские в четырнадцатилетнее управление Высокопреосвященного Вениамина Иркутского епархией увеличились более, чем втрое. Так к концу 1873 года всех попечительских сумм банковыми и кредитными билетами было 57,260 р. 43¼ к., к концу же 1886 года их оказывается 187,239 р. 29¼ к. 68 . Сумма эта составилась частью из пожертвований. Так в мае месяце 1878 года вдова действ. статского советника, Агрипина Сергеевна Осипова, завещала Иркутскому епархиальному попечительству 5,000 рублей; в январе месяце 1885 года потомственная почетная гражданка Александра Никаноровна Портнова при письме к Высокопреосвященному Вениамину представила 50 тысяч рублей 5% билет государственного банка, на содержание устроенной ей при градоИркутской Харлампиевой церкви богадельни и, кроме того, 20 тысяч рублей таковыми же билетами в пользу бедных духовного звания и ведомства, с тем, чтобы проценты с них ежегодно выдавались всем призреваемым попечительством отдельно от сумм попечительских; частью из обыкновенных поступлений, как то: кружечных сборов, сборов, производимых членами по листам, штрафных денег и процентов с образовавшегося капитала; но более всего к быстрому увеличению попечительских сумм и увеличению пособий способствовали особые меры, предпринимаемые к тому Высокопреосвященнейшим Вениамином в разные времена. В январе месяце 1878 года Архипастырем дано предложение Консистории – чтобы половинную часть доходов от праздных мест помощников настоятелей и псаломщиков причты высылали в епархиальное попечительство, а весь остальной доход делили между священниками и псаломщиками в прежних размерах 69 . 1879 и 1880 годы были тяжелы для духовенства Иркутской епархии и требовали от попечительства чрезвычайных жертв. Во-первых, оба эти года были не урожайные; а высокая цена на хлеб подняла цены и на все жизненные продукты; во-вторых, пожар 1879 г., истребивший лучшую часть города Иркутска и поднявший цены на квартиры, оставил много и духовных лиц без крова и ухудшил положение многих вдов и сирот.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Золотова Лидия Ивановна – схимонахиня. Золотова М. Г. Зосима Соловецкий († 1478) – преподобный. Иаков (Марочкин Иван Петрович; 1879 –1937) – иеромонах. Иаков (Маскаев; †1937) – епископ Осташковский, архиепископ Барнаульский. Иван Тимофеевич – старичок, ухаживавший за прп. Игнатием (Лебедевым) в тюрьме. Игнатий (Садковский ; 1887–1937) – священномученик, епископ Белевский, епископ Скопинский, викарий Рязанской епархии. Игнатий Богоносец († 20 декабря 107) – священномученик. Игнатий Брянчанинов (1807–1867) – святитель. Игнатия (Пузик , псевдоним Петровская; 1903–2004) – схимонахиня, духовная дочь схиархимандрита Игнатия (Лебедева), доктор биологических наук, профессор. Иероним (Захаров; † 1966) – епископ Кишиневский и Молдавский. Иларион (Домрачев; † 1916) – схимонах, автор книги «На горах Кавказа». Илиодор (Труфанов. 1880–?) – иеромонах, настоятель Свято-Духова Царицынского монастыря, обновленец. Илия (Четвертухин; † 1932) – протоирей, писатель, священномученик. Иннокентий (Вениаминов ; 1797–1879) – святитель, митрополит Московский и Коломенский. Иннокентий (Соколов; †1937) – архиепископ Бийский. Иннокентия (Николаева Мария Петровна) – монахиня. Иннокентия, (Хвостова Екатерина Сергеевна; 1887(9?) – исчезла бесследно в 1937) – фрейлина Императорского двора, монахиня. Иоанн Богослов – апостол и евангелист. Иоан Бобров – протоиерей кафедрального собора в Осташкове, духовник о. Симона. Иоанн Златоуст (†14 сентября 407) – епископ Константинополя. Иоан Иванович Инюшин (1891–1931) – священник села Малыгино Загорского района Московской области, священномученик. Иоанн Лествичник – синайский пустынник VI в. Иоанн (Успенский) – священник, благочинный села Новинок. Иоанникий (Руднев; 1826–1900) – митрополит, занимал Московскую кафедру с 1882 по 1891 гг. Иоанникий – архимандрит Ниловой пустыни. Иоанн (Соколов ; †1968) – епископ Егорьевский. Иоанн – протоиерей храма святителя Николая у Сухаревой Башни. Иоанна (Макарова 1879–1918?) – игуменья, настоятельница Аносина Борисоглебского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010