В день, когда митрополит Вениамин объявил протоиерея Введенского и двух других священников отпавшими от общения с Церковью, негодующий протоиерей направил рапорт главе ВЦУ епископу Антонину. Введенский изображал себя оклеветанным, а действия митрополита счел «подлежащими духовному суду». Первым на защиту «благодатных даров» бывшего царского полкового попа выступил Смольный. 30 мая «Петроградская правда» выходит с огромной шапкой на первой полосе: «Вениамин Петроградский раскладывает костер гражданской войны в стране, самозванно выступая против более близкой к народным низам части духовенства. Карающая рука пролетарского правосудия укажет ему его настоящее место!» Ниже, под рубрикой «Раскол в церкви» газета публикует митрополичье послание от 28 мая и «Открытое письмо митрополиту Вениамину» протоиерея А. Введенского . Показательно, что сам Введенский ссылается в нем на свою большую близость не к «народным низам», а к Святейшему Патриарху Тихону! Его аргументация такова: «...Вы, епископ, отлучаете священника за то, что он принял на себя поручение, данное ему самим патриархом. Трудно представить себе большую логическую нелепость». На другой день петроградская «Красная газета» поместила, также на первой полосе, документ под заголовком «Увольнение митрополита Вениамина», звучащий как приговор ревтрибунала: «Высшее церковное управление, всесторонне ознакомившись с посланием митрополита Вениамина, от 15 (28) мая с. г., усматривает в этом послании желание продолжать и впредь вовлечение церкви в политическую контрреволюционную борьбу. Принимая во внимание, что: 1) митрополит Вениамин и ранее делал призывы к мятежу против советской власти, что, между прочим, ярко выразилось в разосланном им по петроградским храмам в 1918 году обращении к казакам и солдатам, силою оружия свергнуть советскую власть; и в первом его послании по поводу изъятия ценностей на спасение голодающих, 2) что митрополит Вениамин вообще является крайне неустойчивым в своих церковных взглядах человеком, легко поддающимся влиянию окружающих его контрреволюционных элементов, и посему совершенно не способен занимать столь ответственный и высокий в церкви пост и 3) что помимо призыва к мятежу против советской власти в воззвании митрополита Вениамина, таким образом, заключается и желание разжечь общую церковную смуту.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Доклад «Об упорядочении богослужения»//ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. 174. Л. 214–221. Машинопись. Цит. по: Кравецкий, А. Г., Плетнева, А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX – XX в.)/отв. ред. А. М. Молдован. Москва: Языки русской культуры, 2001. С. 302. Правила при совершении Божественной Литургии//Православный церковный календарь на 1922 год. Петроград: Издание Общества Православных приходов Петрограда и его губернии в лице прот. И. И. Заборовского, 1921. С. 15–16. Цит. по: Кравецкий, А. Г., Плетнева, А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX – XX в.)/отв. ред. А. М. Молдован. Москва: Языки русской культуры, 2001. С. 311.   Источник: Рева К. А., свящ. Регламентация богослужебной практики в наследии священномученика Вениамина Петроградского//Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2022. 1 (18). С. 107–118. DOI: 10.51216/2687-072X_2022_1_107. Комментарии ( 1): протоиерей Василий Шауэрман, Владикавказ 12 мая 2023г. 14:58 Сердечно благодарю за публикацию.... Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/article/6191916

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #8a3d82736a Закрыть В Санкт-Петербурге пройдёт Встреча Памяти, посвящённая священномученику митрополиту Вениамину 21 апреля 2024 14:13 10.04.2024 75 Фото: предоставлено организаторами В воскресенье, 21 апреля, в 14:00 Общество ревнителей священномученика митрополита Вениамина приглашает на мероприятие, посвященное дню рождения сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского апреля 1873 — 13 августа 1922 г.), сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии». Традиционная Встреча Памяти посвящена в этом году некоторым из многих его сподвижников и единомышленников; первейшему из них — Святителю Тихону Патриарху Московскому, сщмч. Философу Орнатскому, игумену Варсонофию ( Веревкину), подсудимым Петроградского процесса: епископу Кронштадтскому Венедикту ( Плотникову ) и композитору С.М.Ляпунову. С докладами выступят: д.и.н. протодиакон Владимир Василик, протоиерей Евгений Горянчич, Заслуженный артист России В.Р.Миллер, композитор М.О.Малевич и др. Продолжительность мероприятия 1 час 40 мин. По окончании — общение, чаепитие. Интернет-трансляция ТК Союз. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России водителей на любой заправке могут оштрафовать за это Актриса Уколова ужаснулась от Сызрани и написала мэру: читать Жестоко избил невесту и обнимал после труп: что будет с убийцей? Часть Внуково эвакуирована из-за высокой угрозы Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/anonsy/2024/04/10/v_s...

Мы думали, что, верно, Калинин будет заботиться об этом, но прошло вре­мя, прошло несколько дней, мы видим, никто не заботится, все осталось так, как было, тогда мы обратились сами к гражданской власти с просьбой, чтобы нам разрешили показать письмо Агафангелу, относительно приезда Агафангела. Тогда мне пришлось ехать к Агафангелу в Ярославль, а три мои собратия Белков, Введенский и Калиновский, они обратились к Патр[иарху] Тихону с просьбой разрешить им принять дела патриаршего управления и пригласить к решению этих дел пребывающих в Москве преосвященных. Патриарх положил на этом резолюцию: означенным лицам принять это дело до прибытия митрополита Агафангела. Вот эти лица по прибытии моем из Ярославля приняли эти самые дела, но как только открылись две­ри Троицкого подворья, туда повалила волна народа и требовала, чтобы мы разобрались в делах. Широкой волной откликнулась вся Россия, и мы были завалены грудой телеграмм с приветствием. Значит, самой исторической волной нам предназначено было в полном смысле слова взять на себя выс­шее управление Российской Православной Церковью. Это вполне опреде­ленное указание того обстоятельства, как развилось нынешнее церковное управление. Оно является в этом отношении признанным громадной массой епархий, широкой массой белого духовенства, которое определенно на нем ориентировалось. Особенность Высшего церк[овного] управления заключается в следующем, а именно, что в нем руководящую роль играет Красницкий: Конечно, самое реальное было отлучение митрополита Ве­ниамина, потому что, должен опять сказать, в том вот письме на имя пред­седателя ЦК тов. Калинина Патриарх Тихон говорил: нахожу полезным для блага Церкви поставить временно до созыва Собора или Ярославского митр[ополита] Агафангела, или митр[ополита] Петроградского Вениамина. Так что здесь, хотя имя митр[ополита] Вениамина было, Патр[иарх] Тихон послал нас к Агафангелу – его воля была нас послать и к митр[ополиту] Ве­ниамину, и вот в это время, когда мы наладили управление, когда мы ожида­ли прибытия Агафангела, то для оповещения Петрограда послан был в Пе­троград личный друг митрополита Вениамина отец Алекс[андр] Введенский, который как раз взял на себя эту миссию ввиду особенно дружественных отношений к митрополиту поставить его в известность об этом событии.

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

Послание патриарха Тихона от 28 февраля 1922 года допускало лишь возможность «ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств» «пожертвования церковных предметов, не освященных и не имеющих богослужебного употребления». «Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей запрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство – миряне отлучением от Нее, священнослужители – извержением из сана (73–е правило Апостольское, 10–е правило Двукратного Вселенского Собора)». (Акты Святейшего Тихона, патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей Церковной Власти. 1917–1943/Сост. М.Е. Губонин М., 1994. С. 190). Митрополит Вениамин (Казанский) заявил в комиссии Помгола (Центральная комиссия помощи голодающим), что жертвовать можно все, но пожертвования должны быть добровольными. Таким образом, он осудил насильственное изъятие ценностей из храмов. Он разрешил жертвовать ризы с икон и сами иконы (за исключением особо чтимых), и все предметы, кроме тех, что находятся на святом престоле. Ему удалось добиться возможности замещать равноценными пожертвованиями подлежащие изъятию чтимые святыни. Но власти отошли от достигнутых договоренностей. Началось принудительное изъятие. Произошли столкновения. В деле привлечения митрополита к суду сыграл свою роль и тот факт, что он отлучил от Церкви (26 мая 1922 года) лидеров обновленчества, принадлежавших к клиру Петроградской епархии ( А. Введенского , Е. Белкова и др.). Современный историк Церкви протоиерей Владислав Цыпин полагает также, что расправа над аполитичным молитвенником–архиереем должна была запугать других иерархов: «Если уж такой архиерей, как митрополит Вениамин, расстрелян как контрреволюционер, то какая же участь ожидает епископов, не скрывавших своей неприязни к новому режиму» ( Владислав Цыпин , прот. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. С. 86). Процесс проходил с 29 мая по 5 июля 1922 года в здании бывшего Дворянского собрания в Петрограде и носил политический характер. Помимо обвинения в сопротивлении изъятию церковных ценностей подсудимых обвиняли в контрреволюционном заговоре и в связях с белой эмиграцией. Из восьмидесяти шести подсудимых десять было приговорено к расстрелу (шестерых помиловали); несколько человек оправдали, двадцать два человека приговорены к различным срокам тюремного заключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Суд оставил без внимания перечеркивающие весь обвинительный акт показания подсудимого профессора В.Н. Бенешевича (он был в итоге оправдан – его расстреляют позднее, в январе 1938), который свидетельствовал, что митрополит готовил письма в Смольный совершенно самостоятельно (о передаче в Помгол первого из них правление Общества православных приходов узнало от митрополита как уже о совершившемся факте). По словам В.Н. Бенешевича , «заявления митрополита в письмах были попыткой найти наиболее удобный путь проведения декрета в жизнь... В письмах митрополита были поставлены определенные условия для того, чтобы осуществить тот пункт декрета, в котором говорилось, что изъятие должно происходить без оскорбления религиозного чувства верующих» 1135 . Действительно, все возражения митрополита Вениамина сосредотачивались «на форме отдачи», что подтвердил он и лично, отвечая на вопрос защитника Я.С. Гуровича 1136 . Между «противодействием» декрету и поисками возможно более корректного способа его осуществления – дистанция огромного размера. Равным образом не оказало никакого воздействия на исход дела заверение свидетеля – «прогрессивного», но не потерявшего совесть священника А. Боярского: «Митрополит был несомненно аполитичен. И та фраза, где он говорит, что он «вел корабль церковный вне политики все время», эта фраза соответствует действительности» 1137 . Зато героем процесса стал священник В. Красницкий – тот самый, что был объявлен митрополитом Вениамином отпавшим от общения с Церковью. Его измышления нашли здесь самую благодатную почву. Именно измышления, например такие: «По моему глубокому убеждению, в Петроградской губернии вела борьбу кадетская партия, которая пользовалась духовенством, захватила в свои руки приходские советы и церковные суммы, заставляла духовенство служить своим интересам». Или: «Мне известно, что все послания [курсив наш – авт.] митрополита Вениамина оглашали[сь] настоятелем очень аккуратно, очевидно были оглашены и письма митрополита [курсив наш – авт.]». Настойчивое желание выдать служебные письма митрополита в Смольный, которые вовсе не были предназначены для распространения, за руководственные послания духовенству и пастве проходит красной нитью через все обвинение. В устах Красницкого это звучит так: «Первоначально последовало послание митрополита запретительного характера в духе послания патриарха, где он грозил отлучением за добровольную сдачу церковных ценностей: послание было преподано к руководству духовенству. Вскоре начались беспорядки при выполнении декрета». Как отмечено выше, подобное «послание» выдумала – накануне 1 апреля – газета «Правда».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Действительно, когда осенью 1918 года власти начали широкое наступление на домовые храмы Петрограда, некоторые из них, в частности больничные, все же удалось отстоять. Митрополит Вениамин, принимая близко к сердцу судьбу духовенства закрываемых храмов, 4 октября 1918 направил предложение в Епархиальный Совет: «В настоящее время оказалось немало священнослужителей, выброшенных на улицу. Между тем причтовые помещения при приходских церквах имеют значительные размеры, стоят наполовину пустыми или реквизируются, или подлежат реквизиции для назначения, мало имеющего чего-нибудь общего с церковью. Кроме того, необходимо прийти на помощь бедствующей братии и ради ее несколько потесниться. Все это и рассмотреть в Епархиальном Совете» 787 . Сам владыка в трудную минуту выручил своего бывшего наставника по Олонецкой духовной семинарии протоиерея Христофора Белкова, распорядившись выдать ему «на переезд и устройство на новой квартире» 500 руб. 788 Резолюцией от 3 февраля (21 января) 1919 года владыка Вениамин предоставил о. Христофору и новое место служения – он прикомандировал его к малоохтинской Мариинской церкви 789 . А когда Епархиальный Совет выделил священнику Петропавловской церкви Вырицы Георгию Преображенскому единовременное пособие в размере 500 руб., то митрополит, утверждая 11 июля 1919 года это постановление, написал: «К назначенным в пособие священ[нику] Преображенскому прилагаю еще 300руб.» 790 . Однако, к сожалению, далеко не все петроградское духовенство прислушивалось к призывам своего архипастыря. Всячески поддерживая и укрепляя клир, самоотверженно несший служение православному народу, митрополит Вениамин не находил возможным проявлять снисхождение к тем, кто заботился о себе в ущерб пастырскому долгу. Некоторые священники злоупотребляли отпусками: оставив своих прихожан в голодном и небезопасном Петрограде, они под разными предлогами медлили с возвращением, посылая в Епархиальный Совет слезницы о продлении отпуска и о сохранении места. Однажды, когда Епархиальный Совет пошел навстречу двум заслуженным в прошлом священникам, митрополит не стал утверждать эти пункты журнала Совета. «1919. Янв. 21–3 февр. Ст.9. Положение Скорбященской церкви катастрофическое. Протоиерей Иоанн Колесников отсутствует более полугода и просит отпуск на неопределенное время. За три недели, на которые откладывается его увольнение, он едва ли может дать ответ, а тем более приехать, так как способы передвижения из Самарской губ. теперь еще более ухудшились. К прот[оиерею] Колесникову, который так долго отсутствует, применить постановление Епарх[иалыюго] Совета об отсутствующих священнослужителях свыше четырех месяцев, т.е. уволить его за штат, о чем ему и сообщить. Известно ли было Епарх[иалъному] Совету до сдачи мною прошения о таком продолжительном отсутствии прот[оиерея] Колесникова и собраны ли сведения об отсутствующих священнослужителях?,

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

23 февраля 1922 года ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим. 5 марта митрополит Вениамин подал заявление властям, и на 6 марта он был вызван для переговоров в Смольный. Здесь он заявил, что он не противник передачи ценностей, но желает, чтобы при этом не оскорблялись религиозные чувства верующих людей, чтобы это носило характер не изъятия, а жертвы. Власти отреагировали так, что казалось — они приняли предложение митрополита, однако в следующий раз, 14 марта, когда пришли представители митрополита, им было сказано, что власть не интересуют добровольные пожертвования, а только изъятие. 19 марта 1922 года Ленин продиктовал письмо членам Политбюро, в котором нашло исчерпывающее отражение его отношение к Церкви; он писал: «Для нас... данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем... обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий... Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше...» 1 июня начальник Особого отдела и член Коллегии ГПУ Менжинский и начальник Секретного отдела СОУ ГПУ Самсонов направили в Губернский отдел Петроградского ГПУ телеграмму: «Митрополита Вениамина арестовать и привлечь к суду, подобрав на него обвинительный материал...» В тот же день к вечеру митрополит Вениамин был арестован и заключен в тюрьму. 10 июня в зале петроградской филармонии начался судебный процесс над митрополитом Вениамином, по которому проходили обвиняемыми восемьдесят семь человек. Первым был допрошен митрополит. «Скажите, обвиняемый Казанский.., — спросил его обвинитель, — ваше отношение к советской власти?» — «Мое отношение к советской власти было всегда отношением законным. Все распоряжения советской власти, декреты я по силе возможности, по своему пониманию исполнял...» — «Сообщите Трибуналу историю возникновения первого письма в Помгол... Это письмо вы написали по личному побуждению или кто-нибудь предложил написать?» — «Это письмо я написал по личному побуждению...» — «Предварительно вы говорили с кем-либо об этом письме или просто советовались?» — «Сам писал...» — «Скажите, у вас были совместные обсуждения этого письма?» — «Не было, почему оно и является письмом митрополита».

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-venia...

Вот только подмять под себя петроградское духовенство не удалось... Введенский явился в городское собрание священнослужителей в Сергиево подворье на Фонтанке, чтобы пламенным красноречием завоевать сердца батюшек рабочих кварталов, но потерпел фиаско. Спустя годы он рассказывал об этом случае как о забавном курьезе в своей театрально – пастырской службе. «Представьте себе, я им хотел сказать: в ваших интересах я действовал, ваши глупые головы спасал. Куда там, зарычали как звери, двинулись на меня с кулаками. Ну, я вижу, надо убираться. Смотрю, вблизи меня знакомый священник, тоже окончивший университет. Беру его под руку: «Отец Серафим, пойдемте». А он мне: «Я с вами никуда не пойду». Вырвал руку и отошел. И вот стою я один перед разъяренной толпой. Тут подскочил ко мне Боярский 75 – старый друг. «Что такое? Что такое? Я пойду с тобой, отец Александр, иди – ка за мной». Распростер руки и кричит: «Отцы и братья! Человека не троньте! Человека не троньте!» И провел меня к выходу. Вышли на лестницу, а там полным – полно разъяренного народа. Какие – то две женщины подскочили ко мне и истерически крикнули: «Отец Александр, спасите владыку митрополита!» Я положил им руку на голову и опрометью бежать – гонятся за мной. Представляете себе картину: какой – то молодой священник в белом подряснике и плисовых сапогах бежит по Невскому, а за ним с диким ревом толпа: «Бей! Лови! Держи его!» Наконец я вскочил на ходу в трамвай и уехал». После объявления смертного приговора митрополиту Вениамину и еще девятерым обвиняемым обновленцы проявили воистину дьявольскую подлость: «ВЦУ, заслушав приговор Петроградского ревтрибунала о бывшем петроградском митрополите Вениамине и других, вместе с ним обвиняемых священнослужителях и мирянах Петроградской епархии, постановило: 1) бывшего петроградского митрополита Вениамина (Казанского), изобличенного в измене своему архипастырскому долгу, лишить священного сана и монашества...» Этим же постановлением лишались сана и все другие осужденные на смерть священнослужители, а приговоренные к расстрелу миряне отлучались от Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Прошло несколько дней. Начали описывать церковные ценности, начались беспорядки. «Помгол» молчал. 24 марта в «Красной газете» за подписью 12 лиц, между ними свящ. Красницкого и Введенского, появилось письмо. В письме, написанном очень резко, говорилось, что духовенство вообще, и петроградское в частности, объято контрреволюционными настроениями, что оно, пользуясь удобным моментом, хочет оттянуть сдачу ценностей. Авторы письма требовали немедленной сдачи. Письмо оправдывало советскую власть. Петроградское духовенство было обескуражено. Обвинение в контрреволюции грозило серьезными последствиями. Состоялось общее собрание духовенства, на котором присутствовало около 500 человек. Введенский нагло защищался, Красницкий лишь язвительно улыбался, поглаживая бороду. Страсти разгорались. В это время приехал митрополит. В своем слове к собранию он говорил, что оценивать письмо сейчас не время. На улицах каждую минуту может начаться кровопролитие. «Помгол» молчит. Нужно единение. В заключение он предложил послать в «Помгол» людей, приемлемых для «Помгола», священников Введенского и Боярского. Начались переговоры. В советских газетах появилось сообщение о договоре между митрополитом и советской властью – советская власть изымает ценности, а митрополит призывает к спокойствию. Советская власть обязуется не допускать никаких кощунств, не чинить издевательств, допустить выкуп деньгами священных предметов и т.д. Настроение было мирное. В это время совершается церковный переворот. Живоцерковники обманным путем захватывают власть. Введенский пытался утвердить власть ВЦУ (Высшее Церковное Управление) в Петрограде. Он явился к митрополиту Вениамину и потребовал от него подчинения ВЦУ. Кроток был митрополит, но он почувствовал, что должен, может быть, впервые, сказать властное слово. Он обратился к духовенству и верующим с призывом не признавать ВЦУ, считать участников его похитителями церковной власти. Введенский же был объявлен находящимся вне церковного общения до той поры, пока не раскается и не признает своих заблуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010