5. Если бы указанное в сем предложение мое о предоставлении Церкви права быть самостоятельной организацией помощи голодающим Гражданскими Властями было принято, то мною немедленно был бы представлен проект Церковной организации помощи голодающим на рассмотрение и утверждение его Гражданской Властью. Если же такого согласия не последует и равным образом Церкви не будет предоставлено право благотворения и в ограниченной форме, то тогда мои представители на Комиссии будут мною немедленно отозваны, так как работать они мною уполномочены только в Комиссии Помощи Голодающим, а не в Комиссии по изъятию церковных ценностей, участие в которой равносильно содействию отобрания Церковного достояния, определяемого Церковью как акт святотатственный. 6. Если бы слово мое о предоставлении Церкви права самостоятельной помощи голодающим на изъясненных в сем основаниях услышано не было и Представители Власти, в нарушение канонов Святой Церкви приступили бы без согласия ее Архипастыря к изъятию ее ценностей, то я вынужден буду обратиться к верующему народу с указанием, что таковой акт мною осуждается, как кощунственно-святотатственный, за участие в котором миряне, по канонам Церкви, подлежат отлучению от Церкви, а священнослужители – извержению из сана» 1059 . 14 марта Ю.П. Новицкий и Н.М. Егоров доставили обращение митрополита в губисполком. Никакого ответа на него получено не было. С десятых дней марта 1922 года в жизни Русской Православной Церкви наступала новая полоса, прямо противоположная той, какая виделась митрополиту в первые часы после возвращения из Смольного. Ее ждала не самоотверженная деятельность на благо страждущего народа, а бичевание, оплевание и распятие... «Вениамин мог читать в человеческих душах, но в России у власти оказалась новая порода людей – без души. Он искал приемлемого для Церкви согласия с властью, стремился склонить к жертве верующих, брался убедить Патриарха – и шаг за шагом приближался к мученическому своему венцу» 1060 . 14 марта президиум Петроградского губисполкома постановил приступить к изъятию церковных ценностей не позже, чем в недельный срок. Ответственным руководителем по изъятию был назначен «почетный чекист» Иван Петрович Бакаев – человек, который зарекомендовал себя исключительной жестокостью еще в 19-летнем возрасте, при вооруженном восстании в Камышине в 1906 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вскоре после выступления Ю. П. Новицкого ввиду приближения времени всенощного бдения поступило предложение прекратить прения. Собрание единогласно приняло резолюцию, в которой, в частности, говорилось, что учреждаемый Богословский институт и Богословское училище должны находиться под руководством Владыки Митрополита, но при этом осуществлять свою деятельность в теснейшей связи с приходскими общинами. Для этого учреждается комиссия духовно-учебных заведений Петроградской епархии. В комиссию были избраны профессора Петроградского университета А. И. Введенский 20 , Б. А. Тураев , Л. П. Карсавин, Ю. П. Новицкий, протоиереи В. А. Акимов, Н. С. Рудинский, Н. К. Чуков, Л. К. Богоявленский, Н. В. Чепурин, А. С. Николаев, В. Б. Шкловский, Ф. К. Андреев, И.П. Шербов. 14 ноября комиссия провела необходимые предварительные работы, результаты которых были оглашены на собрании, проходившем в покоях митрополита в Александро-Невской лавре 1 декабря 1919 года. Результаты работы комиссии были одобрены. Юрий Петрович Новицкий и на этом собрании тоже проявил существенную активность, предложив, во-первых, отправить в Москву делегацию из представителей приходских общин для того, чтобы исходатайствовать у патриарха Тихона благословения на открытие в ближайшее время Петроградского Богословского института и утвердить «Положение» о нем. А, во-вторых, он предложил также для беспрепятственного и более успешного ведения дела об устройстве и открытии Богословского института избрать теперь же согласно § 7 и 8 «Положения» в Совет института представителей от общин Петрограда и епархии. Оба предложения Юрия Петровича были приняты, а сам он избран как в Совет института, так и в состав делегации к патриарху. Буквально на следующий день делегация, в составе А. С. Николаева, Ю. П. Новицкого и И. П. Шербова, выехала вместе с митрополитом Вениамином в Москву. 3 декабря вопрос об открытии в Петрограде Богословского института обсуждался, как сказано в Указе Патриарха Тихона митрополиту Вениамину 21 , «на соединенном присутствии отделов Высшего Церковного Совета в присутствии Вашего Преосвященства и прибывшей с Вами делегации из членов Комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Радуйся, душу свою всецело Господу посвятивый. Радуйся, молитвою и Богомыслием ум свой в горняя вперивый; Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы. Кондак 3 Силою Божиею укрепляемый, ангельский образ приял еси и в монашестве Вениамином – сыном десницы – наречен был еси, труды великия подъял, постом страсти плотския умертвив, и яко воин, противу князя власти воздушныя, во всеоружия Божия облеклся еси, досточудне. Светом богоразумия твоего и нас озари, да вопием купно с тобою Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имея благодать священства дело благовестника и инспектора добре сотворил еси в стенах Холмския семинарии со всяким долготерпением и учением наставляя, иных же ко исправлению жития словесы и делы твоим влекл еси. Почитая сия труды твоя, единодушно, едиными усты с митрополитом Евлогием, восхвалявшего тя и мы тебе вопием: Радуйся, монашеский подвиг и иерейское служение в житии своем добре сочетавый; Радуйся, юные души наставивый и ко Христу приведый. Радуйся, преемниче рода священнаго; Радуйся, искавшия спасения правым учением оглашавый. Радуйся, житием своим сего учения не посрамивый; Радуйся, яко праведно дадеся ти жребий пастырскаго о душах попечения. Радуйся, неутомимый священнослужителю Господень и вся часы суток готовый пребывати в храме Божия; Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы. Кондак 4 Бури греховныя избежав и нападения вражия бодрственным житием своим утишая, к небесным благим устремился, боголюбче Вениамине, единую же Премудрость Ипостасную взыскав, тайны богословия от Нея восприял, сего ради от архиерея Божия во архимандрита возведен, ректором духовныя Петроградския семинарии поставлен, да со всеми учащими и учащимися поеши Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышаша иерархи Церкве Российския о трудех твоих неустанных, яко ангела, знамение благодати небесныя носяща, реки богомудрых словес источающа. Тем же и мы, дивяся чудному промышлению Божию, поставившему тя ректором семинарии, достохвально взываем: Радуйся, Слова Божия богомудрый истолкователю;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

С конца августа начинается работа по созданию журнала, который должен был быть органом петроградской группы. Сам А.И.Боярский, будучи в это время настоятелем Спасо-Сенновской церкви, служит по нескольку раз в неделю – его глубокие по содержанию и общедоступные по форме беседы привлекали большое количество слушателей. А.И.Боярский продолжал служить и в Колпине, в соборе – здесь он был по-прежнему любим своими старыми друзьями – ижорскими рабочими. Будучи деловым человеком, отдавая большую часть своего времени административным делам, Боярский никогда не превращался в узкого делягу: идейная работа была для него на первом плане – религиозная молодежь (недавние красноармейцы, еще ходившие в обмотках, студенты питерских вузов и даже поэты-футуристы) шла к нему – и для всех он находил нужное слово: часами беседовал с одними, метко и остроумно срезал других, а иногда осторожно и деликатно вручал деньги. «Иди сейчас же и купи себе штаны, – говорил он одному молодому богоискателю, ныне покойному, вручая ему конверт с деньгами, – и потом возвращайся беседовать о Фейербахе, а иначе никого знать не хочу: ни тебя, ни твоего Фейербаха». Этот сильный человек умел держать в руках Введенского, и тот под влиянием Боярского воздерживался от многих ложных шагов, на которые его толкала природная слабохарактерность, трусость и детское тщеславие. Только в конце сентября (после приезда в Москву) А.И.Введенский сделал несколько неправильных шагов. Особенного осуждения заслуживает составление им «черных списков»; в ноябре А.И.Введенский подал в одну высокую инстанцию обширный список «контрреволюционного петербургского духовенства» (впоследствии этот список выборочно использовался при арестах духовенства). Этот шаг Введенского вызвал резкий протест боярского. В конце своей жизни сам Введенский считал этот свой поступок величайшим грехом. Одним из своеобразных аспектов деятельности петроградской группы была попытка наладить отношения с сектантами. Прежде всего следует упомянуть в этой связи о воссоединении с Православной Церковью Ивана Алексеевича Чурикова и группирующегося вокруг него движения. Теперь, когда имя Чурикова уже основательно забыто и от его движения сохранились лишь отдельные люди, ютящиеся по ленинградским углам, трудно представить себе все значение этого события.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Процесс «петроградских церковников», растянувшийся на 20 дней, проходил в здании Филармонии (бывшее Дворянское собрание). Он открылся в субботу 10 июня. Митрополита и епископа Венедикта доставили в суд в автомобиле, остальных подсудимых в первый день конвоировали из тюрьмы пешком. Собравшийся под стенами Филармонии народ встречал их цветами. На второй день суда власти спохватились – оцепили толпу и произвели аресты. В дальнейшем подходы на Михайловскую площадь надежно перекрывала конная стража. О происходящем в зале суда петроградцы могли узнавать только из сугубо тенденциозных газетных материалов. В одном из репортажей дается такой портрет Петроградского святителя: «На первом месте с краю первый же зачинщик сего преступного дела, гр. Казанский, действовавший под званием митрополита Вениамина. Приземистая широкая фигура, из-под белого клобука выглядывает одутловатое, далеко не «аскетическое» лицо «подвижника монашества». «Князь церкви», а впечатление – как будто немудрящий сельский попик, даже и не нюхнувший высшей церковной бурсы./.../Остальные священники почти все академики» 1131 . Болезненный вид обвиняемого служил лишь предметом насмешек большевистской прессы... 12 июня был зачитан обвинительный акт и вечером на том же заседании начался допрос митрополита. «Подсудимый гражданин Казанский», – вызывает его председатель суда Н.И. Яковченко – член коллегии Петрогубревтрибунала. «Митрополит Вениамин поднимается со своего места и размеренным . шагом, не спеша, опираясь одной рукой на посох, а другую приложив к груди, выходит на середину зала. На лице его нет признаков ни волнения, ни смущения. Чувствуется привычка двигаться и говорить под устремленными на него глазами масс. Он скуп в движениях, скуп в словах, не говорит ничего лишнего, отвечает по существу» 1132 . «Сущность ответов сводилась к тому, что он всегда власти подчинялся, стараясь постоянно быть в общении с паствой, он осведомлял и осведомлялся в Правлении, письма свои в Помгол оглашал к сведению, писал их сам» 1133 .13 июня допрос митрополита продолжался почти целый день – его вели и суд, и обвинение, и защита. «Приехавший из Москвы Смирнов (от обвинения) вел себя настолько хулигански, так издевался, так был настроен разбойнически, что я удивлялся терпению митрополита», – записал в дневнике один из подсудимых, протоиерей Николай Чуков 1134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

19 марта 1922 года Ленин пишет секретную инструкцию, которая распространяется не только среди членов центральной власти, но срочно передается в местные советы. Инструкция предписывает провести «с максимальной быстротой и беспощадностью подавление реакционного духовенства»; ибо ситуация «представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной, буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше» 1 . Митрополит Вениамин был потрясен, когда ему объявили, что ценности будут изъяты в формальном порядке как «принадлежащее государству» имущество. По своему пастырскому долгу он не мог благословить свою паству содействовать насильственному изъятию святынь. В Петрограде, сначала по глухим маленьким приходам, начались описи имущества и конфискации. Народ возмущался, но серьезных беспорядков не было. Второй удар, уже от «лжебратий» ( 2Кор.11:26 ), создал условия для раскола Церкви. 24 марта 1922 года в петроградской газете «Правда» появилось письмо двенадцати священников: Красницкого, Введенского, Белкова, Боярского и др., в котором авторы обвиняли духовенство в контрреволюционности, в политической игре во время народного голода, требовали немедленной и безусловной отдачи советской власти всех церковных ценностей. На собрании духовенства священник Введенский заявил о разрыве с «реакционным» духовенством и создании «живой церкви». Перед «живоцерковниками», поддержанными правительством, открывалась реальная возможность захвата церковной власти в стране. Введенский вернулся из Москвы в Петроград к митрополиту Вениамину и заявил ему о церковном перевороте, аресте Патриарха Тихона 2 как саботажника, образовании нового верховного церковного управления и о назначении его, Введенского, депутатом от этого управления по Петроградской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Избрание на столичную кафедру Начавшаяся в конце февраля 1917 года революция победила по всей стране исключительно быстро и легко: старый строй фактически нигде не нашел опоры. 27 февраля, в самый разгар забастовок, в Святейшем Синоде недвусмысленно отклонили предложение обер-прокурора Н.П. Раева выпустить воззвание «с решительным осуждением всего освободительного движения» 542 . Император Николай II был застигнут событиями на полпути между Ставкой и столицей. 2 марта, в Пскове, он подписал свой последний манифест – отречение от престола. В тот же день в Петрограде, в покоях митрополита Московского на Троицком подворье, состоялось частное совещание членов Св. Синода и представителей столичного белого духовенства. Митрополит Питирим прислал в собрание прошение о сложении с него обязанностей правящего архиерея 543 . Временное управление Петроградской митрополией было поручено епископу Гдовскому Вениамину 544 . 3 марта владыка известил об этом консисторию следующим циркуляром: «Вечером второго числа текущего марта получив копию определения Святейшего Синода, состоявшегося 2-го же марта, о возложении на меня управления Петроградскою епархиею временно, впредь до особых распоряжений и, препровождая при сем настоящую копию, предлагаю Петроградской Духовной Консистории ныне же сделать к исполнению Синодального определения надлежащее распоряжение» 545 . Официальное увольнение митрополита Петроградского и Ладожского Питирима на покой состоялось в понедельник 6 марта. Одновременно Св. Синод обратился к всероссийской пастве с воззванием о доверии Временному правительству. Оно начиналось словами: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни...» Первое после свержения монархии синодальное заседание прошло еще 4 марта под председательством митрополита Киевского и Галицкого св. Владимира. По предложению нового обер-прокурора В.Н. Львова оно началось с удаления из зала царского кресла как эмблемы «свергнутого цезаро-папизма» 546 . Тем же вечером – это была субботняя всенощная третьей (Крестопоклонной) великопостной недели с выносом Креста – в петроградских храмах прекратили возносить за богослужениями имена царствовавшей фамилии. Подверглись правке и тексты молитвословий, где упоминался император. Тропарь Кресту, например, получил такую редакцию: «...победы христолюбивому воинству на сопротивныя даруя...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Епископ предвидел − вынужденная безучастность будет очень плохо понята не только ассирийцами, но и мусульманами, которые всегда уважали русскую благотворительность. Благотворительность – щедрость в международных отношениях в нужные моменты, как во время войны и других бедствий, была всегда самой импонирующей формой представительства, она свидетельствовала о духовной мощи народа-благодетеля. По его подсчётам, нуждающихся из числа православных было не менее 7000 душ. Для них были нужны одеяла, одежда, обувь и хлеб. Расходы на всё это по приблизительному подсчёту выразились бы в сумме 38500 рублей. «Россия работает теперь и на поле брани и в жизни народов, задетых войной, и тратит на них громадные суммы. Так она помогает и собравшимся в Урмии и Салмасе беженцам-христианам Турции. Местные же сирийцы… доселе никакой помощи не получали. Между тем перенесённые ими разорение и постигший их неурожай так их озлобили, что своевременно оказанная им американскими и католическими миссиями помощь заставит их надолго отшатнуться от России, забыв все её прежние благодеяния. А к тому неминуемо приведёт наша безучастность к их бедственному положению», − писал он в Петроград в рапорте своему непосредственному начальнику митрополиту Петроградскому Питириму. В ответ этот церковный деятель проявлял поразительное равнодушие и не делал ровным счётом ничего. «Всего тяжелее чувствовать Вашу безучастность к Миссии и ко мне, Высокопреосвященнейший Владыко» 268 , − пытался достучаться до него епископ. С горечью он видел совсем другую ситуацию на стороне: поддержку французской и американской миссий со стороны их отечественных руководителей. Началась долгая упорная борьба за увеличение денежных субсидий. Епископ Салмасский писал обер-прокурору, министру иностранных дел, члену Синода архиепископу Андрею (Ухтомскому), экзарху Грузии архиепископу Платону (Рождественскому), митрополиту Петроградскому Вениамину (Казанскому), в Петроградскле Урмийское Кирилло-Сергиевское братство. Вот некоторые из телеграмм и выдержек из писем в Петроград с октября 1916 по июнь 1917 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Далее в протоколе допроса 103 в ту же строчку, через запятую, записано: «объявлений, воззваний не выпускалось никаких. Предьявленное мне обращение в петроградский Помгол было передано в комиссию в Смольном... Совет приходов представляет чисто самостоятельное учреждение. Распоряжение его не имеет для приходов обязательного значения... Мои распоряжения являются для верующих обязательными. Свое мнение Совет Советов (правление Общества объединенных православных приходов – Н.К.) предъявляет на мое утверждение, после какового они являются уже обязательными для приходов». Решительно и твердо пресек митрополит попытки Нестерова увязать инциденты, произошедшие при изъятии, – помянем здесь, что еще 16 мая все дела церковников были объединены в дело «О противодействии и злоупотреблениях при изъятии церковных ценностей» 104 – с деятельностью правления Общества православных приходов. Столь же решительно протестовал он против попыток следователя снять с его плеч ответственность и переложить ее на предназначенное к закланию правление Общества. В результате допрос митрополита Вениамина завершился постановлением о привлечении его в качестве обвиняемого по делу о противодействии и злоупотреблении... «1922 г. Мая 18 дня, я, следователь Петроградского Губернского Революционного Трибунала Ф. П. Нестеров, опросив митрополита Гдовского и Петроградского Вениамина и усматривая наличность преступного деяния (агитация против изъятия церковных ценностей), постановил: привлечь Казанского Василия Павловича к следствию по обвинению в выпуске и распространении ответа Петроградскому Помголу, как агитационного средства для противодействия изъятию церковных ценностей. Избрать меру пресечения способов уклонения от суда и следствия – подписку о невыезде из Петрограда». Внизу бланка собственноручная расписка священномученика Вениамина: «Настоящее постановление мне объявлено, в чем и подписываюсь. Вениамин, Митрополит Петроградский. Василий Павлович Казанский» 105 . Обратите внимание на дату... Подписка о невыезде взята с митрополита в тот самый день, когда завербованным в ГПУ обновленцам обманом удалось выманить у заключенного под домашний арест патриарха Тихона согласие на образование Высшего церковного управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Я прежде не раз слыхивал, – пишет в своих «Воспоминаниях смертника о пережитом» протоиерей Михаил Чельцов , – что одиночные заключения сами по себе, даже без страха не ныне-завтра быть казненными, доводили немало людей до сумасшествия. теперь я понял всю самую подлинную и ужасную эту правду. Тюремное одиночество легко и естественно может довести до сумасшествия. Нас, смертников, спасла от этой беды вера в Божий Промысел и молитва». 75 дней проводит митрополит Вениамин в одиночной камере, 40 из них (с 5 июля по 13 августа) в полной изоляции; в одиночестве ожидает исполнения смертного приговора. Все время он отдается молитве «до кровавого пота». О том, насколько сильно действует на надзирателей молитва митрополита Вениамина, свидетельствуют донесения из тюрьмы на Гороховую, 2, в Петроградское ГПУ. Их передают официально осведомленные лица: «Митрополит молится по 14 часов в сутки и производит на надзирателей самое тяжелое впечатление... Они отказываются от несения ими их обязанностей по отношению к нему». XI. Страдалец до Голгофы 3 августа 1922 года участь четырех мучеников за Христа определена. Смертный приговор оставлен в силе. Официального сообщения о помиловании шестерых смертников еще нет. Митрополит Вениамин, как и его соузники, – в одиночных камерах. Лишь иногда открываются форточки в камерной двери – надзиратели наблюдают за смертниками. Митрополита Вениамина они видят на молитве по 14 часов в сутки; некоторые отказываются от надзора за ним; этим объясняется их частая смена. Полная изоляция – это запрет любых разговоров, прогулок, и главное – писем; даже дверь камеры открывается только 2 раза в неделю для получения передач. В таких условиях письма являются настоящим чудом. Вот что думает об этом петроградский протоиерей Михаил Чельцов , глазами которого мы видим многие подробности событий тех дней. Отец Михаил, избежавший в 1922 году высшей меры, принял свой мученический венец в 1931 году, а тогда, получив письмо «с воли», вспоминает: «Я считаю день получения этого письма при таких исключительных условиях самого тщательного просмотра даже дна бутылки из-под молока и при недопущении в камеру смертника даже малюсенького клочка всякой бумажки, – одним из самых светлых и радостных дней всей моей жизни». Отец Михаил получил письмо из дома от своих родных, оно воодушевило и поддержало его, дало основание надеяться и, следовательно, силы переносить тяжелые дни в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010