XIII в. Мозаика в Соборе Св. Марка, Венеция Господь, Господь ( Yahw Yahw), Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячу родов, прощающий вину и преступление и грех , но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода ( Исх.34:6–7 ). В этом повествовании провозглашение Богом имени Яхве (Иеговы), то есть Своего собственного имени, является наивысшим моментом откровения. Все прочие наименования, которые следуют за именем Яхве – «Бог человеколюбивый», «милостивый» и другие – являются лишь толкованиями этого имени, как бы добавляют обертоны к его основному звучанию. Страхом перед именем Яхве проникнут ветхозаветный религиозный культ. Храм Иерусалимский, построенный Соломоном, является храмом имени Божию. Об этом свидетельствует повествование 3-й Книги Царств, посвященное строительству храма царем Соломоном. Царь начинает свою речь словами: «У Давида, отца моего, было на сердце построить храм имени Господа, Бога Израилева; но Господь сказал Давиду, отцу моему: у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце; однако не ты построишь храм имени Моему, а сын твой, исшедший из чресл твоих, он построит храм имени Моему» ( 3Цар.8:17–19 ) 21 . Затем он произносит молитву, текст которой мы привели выше: в этой молитве имя Божие упоминается многократно в качестве синонима Самого Бога ( 3Цар.8:23–53 ). Вся жизнь храма сосредоточена вокруг почитания имени Божия: храм называется именем Господним; в храме пребывает имя Господне; в храм приходят, услышав о имени Господнем; в храме исповедуют имя Господне. Священное имя Яхве определяет весь богослужебный строй храма. Даже после того как первый храм был разрушен и на его месте, после возвращения евреев из вавилонского плена, был построен второй храм, он по-прежнему воспринимался как место, в котором обитает имя Божие ( 1Езд.6:12 ). К этому времени евреи из благоговения перестали произносить имя Яхве, заменяя его другими именами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Адам и Ева прячутся от Бога. Венеция. Собор Святого Марка; XIII в.      Когда я был еще студентом духовной семинарии, один преподаватель в священном сане рассказал нам такую историю. Как-то прихожанин пригласил его, еще молодого диакона, к себе домой на чай. Усадив его за стол, а дело было Великим постом , он вытащил из холодильника бутерброды с колбасой и сыром и подал их к чаю. Заметив смущение на лице еще неискушенного диакона, хозяин быстро смекнул, в чем дело, подошел к «красному» углу с иконами, расположенному над столом, и плотно закрыл иконы шторкой. Диакон, еще более изумленный увиденным, спросил его: «Ты полагаешь, Ему оттуда не видно?». «Нет, не видно, – ответил простодушный хозяин, – я проверял». Конечно, такая наивная попытка «спрятаться» от Бога, смешна и может говорить либо о неумеренной шутливости прихожанина, либо о еще очень незрелой религиозности. Интересно в этой ситуации другое. Это замечательная, почти по юродивому пророческая иллюстрация нашего образа действий в различных ситуациях. Да и за «прообразом» далеко ходить не надо… В общем-то, со времен Адама и Евы ничего не изменилось. Эпизод грехопадения наших праотцев , описанный в третьей главе книги Бытия, – своего рода архетип поведения всякого человека на пути от греха к Богу и (возможному) покаянию. По выражению одного современного богослова, «в каждом греховном поступке людей действует духовный механизм, однажды пущенный прародителями в раю» . «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3: 8–13). Пересказ этой ситуации на современный лад не составит никакого труда.

http://pravoslavie.ru/75067.html

Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? ( 1Кор.12:12–25, 27, 29–30 ). Эти строки писались в ту эпоху, когда церковная иерархия еще не была четко сформирована и терминология еще не устоялась. Однако сам принцип иерархии служений выражен в этом тексте очень четко и последовательно. В церковной иерархии времен Павла можно – пусть и весьма условно – выделить два крыла: иерархическое и харизматическое. Во главе церковных общин стояли сами апостолы. Там, где они не присутствовали лично, они поставляли вместо себя епископов, или пресвитеров. В Деяниях и посланиях Павла термины «епископ» (πσκοπος – букв. «блюститель», «наблюдатель») и «пресвитер» (πρεσβτερος – букв. «старший», «старец») нередко синонимичны. Так, например, в 20-й главе Деяний рассказывается о том, как Павел призвал «пресвитеров церкви (τος πρεσβυτρους τς κκλησας)» ( Деян.20:17 ), которым сказал о том, что Бог поставил их «блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога» ( Деян.20:28 ): термином «блюститель» в данном случае переведено слово πσκοπος. В Послании к Титу Павел пишет: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель...» ( Тит.1:5–7 ). Ап. Пётр поставляет во епископа Ермагора. Мозаика базилики Сан-Марко, Венеция. XII в. В рассказе об Апостольском Соборе в Иерусалиме епископы вообще не упомянуты: многократно употребляется лишь выражение «апостолы и пресвитеры» ( Деян.15:2, 4, 6 ). С другой стороны, Павел говорит о «епископах и диаконах» ( Фил.1:1 ), не упоминая о пресвитерах. В Послании Климента Римского к Коринфянам, датируемом концом I века, также нет четкого различения между служениями епископа и пресвитера: «Немалый будет на нас грех , если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства. Блаженны предшествовавшие нам пресвитеры...» 69 . Здесь термины «епископ» и «пресвитер» употреблены синонимично. В том же послании Климент говорит о поставлении апостолами «епископов и диаконов» 70 , не упоминая о пресвитерах, что, опять же, свидетельствует об идентичности, в его глазах, обоих служений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Всемогущий Бог способен соделать зверей и птиц соработниками человеку. В книге Бытия описывается, как праотец Ной для удостоверения известия об окончании Потопа посылал через окно Ковчега ворона и голубицу. Бытие, гл. 8 6. Бысть до четыредесятих дней отверзе Ное оконце ковчега, еже сотвори, 7. и посла врана видети, аще уступила вода от лица земли: и изшед не возвратися, дóндеже изсяче вода от земли. 8. И посла голубицу по нем видети, аще уступила вода от лица земли, 6. По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега, 7. и выпустил ворона , чтобы видеть, убыла ли вода с земли который, вылетев, отлетал прилетал, пока осушилась земля от воды. 8. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, Окончание потопа». Фрагмент мозаики. Собор св. Марка, Венеция. Италия. XII в. 9. и не обретши голубица покоя ногама своима, возврати-ся к нему в ковчег, яко вода бяше по всему лицу всея земли: и простер руку свою, прият ю и внес ею к себе в Ковчег. 10. И премедлив еще седмь дний, паки посла голубицу из Ковчега. 11. И возвратися к нему голубица к вечеру, и имеяше сучец масличен с листвием во устех своих: и позна Ное, яко уступи вода от лица земли. 12. И премедлив еще седмь дний других, паки посла голубицу, и приложи возвратитися к нему потом. 9. но голубь не нашёл места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была ещё на поверхности всей земли; и он простёр руку свою, и взял его, и принял к себе в Ковчег. 10. И помедлил ещё семь дней других и опять выпустил голубя из Ковчега. 11. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. 12. Он помедлил ещё семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему. Преподобный Флорентий (23 августа) «...Тотчас послышался гром, явилась молния и побил тот гром вместе с молниею всех змей, обитавших на месте том. Увидав все сие, человек Божий Флорентий, снова подняв очи на небо, сказал: – Вот Ты, Господи, побил змей сих: но кто же возьмет их отсюда?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Дмитрий 12 ноября 2017, 10:09 А у Бунина (вот уж кого точно не обвинишь в симпатиях к советской власти) есть рассказ " Танька " . Как крестьянскую девочку барин угощал черносливом. Ну, хороший вроде бы поступок. Голодали все. Только вот попробовала она это первый раз в жизни. Чернющий, нукась умрешь! А барин стал вспоминать про свою племянницу в Венеции. Эх, эх, Танька и Венеция. А сколько их еще таких, голодных. Дмитрий 12 ноября 2017, 10:04 " ...почитайте лучше Шмелёва, а не статьи в интернете, неизвестно кем и с какой целью написанные. Прямо открывайте любой том и читайте всё подряд " . Как раз и читаю его " Лето Господне " . У мальчика было очень счастливое детство (родился в обеспеченной семье). Но всем ли так повезло? Очень показателен эпизод про то, как к ним в рождественские праздники домой приходили нищие. Их кормили обедом, согревали (в прямом смысле, потому что тот же Пискун в мороз носил какие-то летние рваные тряпки). Или вот история, как летом мальчик с Горкиным ходили за яблоками. А у Горкина кто-то яблочко попросил. Ответ: приходи завтра - дам и пару. Я не про пост. Про количество. Дмитрий 12 ноября 2017, 09:47 Петр " Люди забывают (или намеренно не хотят замечать) предупреждение Апостола... " Везде я привожу пример с общиной первых христиан, которую организовали апостолы. " У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду " . Вы уверены, что правы именно вы? Точно уверены? Дмитрий 12 ноября 2017, 09:25 Наталье " И для чего Бог попустил процессы, отвратившие народ от Него и веры? И после этого ещё " наказал " революцией и войной? Смысл? " Смотрите на результаты (по плодам узнаете). Советская власть всю эту грязь уничтожила. Ушли в прошлое нищета, неграмотность, варварские обычаи, антисанитария и пр. и пр. Не было в СССР (в уже состоявшемся государстве) проституции, беспризорников, сифилиса как массового явления и прочей мерзости. Численность русских росла. Это сегодня в городах снова перестали рожать. Словами Бога, может, и не славили. А вот дела оценивайте.

http://pravoslavie.ru/107863.html

Имя «Иисус», данное Младенцу при рождении, в переводе с еврейского означает «Господь спасает». Греческое слово «Христос», многократно употребляемое в Новом Завете по отношению к Иисусу, означает «Помазанник» 27 . Оно указывает на священническое, пророческое и царское достоинство Иисуса 28 , на Его особую миссию по отношению к народу Израильскому и ко всему роду человеческому. Рождение Иисуса Христа сопровождалось сверхъестественными знамениями: ангелы возвестили пастухам о Его рождении ( Лк.2:8–18 ), волхвы с востока, ведомые таинственной звездой, пришли, чтобы поклониться Ему ( Мф.2:1–12 ). На восьмой день по рождении Младенец Иисус, по иудейскому закону, был обрезан ( Лк.2:21 ), а на сороковой Мария и Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм, «чтобы представить пред Господа». Там их встретил праведный старец Симеон, предсказавший, что Иисус станет «светом к просвещению язычников» и славой народа Израильского ( Лк.2:23–33 ). Сретение Господне. Барельеф Крещение Иисуса и выход на проповедь В пятнадцатый год правления римского императора Тиберия 29 на берегах Иордана явился пророк, призывавший людей к покаянию и совершавший над ними обряд крещения – погружения в воды Иордана в знак очищения от грехов. Об этом пророке – в церковной традиции он именуется Иоанн Креститель или Иоанн Предтеча – свидетельствуют все четыре евангелиста, а также иные исторические источники (в частности римский историк иудейского происхождения Иосиф Флавий, живший в I веке). Крещение Господне. Мозаика собора св. Марка. Венеция. 13 век Приходившему к нему народу Иоанн говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Когда Иисус пришел на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна, тот сначала пытался удержать Его и говорил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн допустил Его к крещению. И, когда Иисус выходил из воды, «отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:11–17 ; Мк.1:9–11 ; Лк.3:21–22 ). К этому времени Иисусу было около тридцати лет ( Лк.3:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Как исправить грехи родителей? Зачем останавливаться в одних и тех же гостиницах? Для чего намордники для скота? И, кто может стать нашим наследником? Сарра передает Агарь Аврааму. Италия. Венеция. Собор Святого Марка. Уроки, которые нам оставили праведники, имеют огромную жизненную ценность Эти беседы – не построчное истолкование Книги Бытия: цикл, который мы будем с вами здесь проходить, будет посвящен семейным парам. Мы будем говорить про Авраама и Сарру , мы будем говорить про Исаака и Ревекку, мы будем говорить и о сложных «треугольниках»: Авраам–Сарра–Агарь, Иаков–Лия–Рахиль, мы будем говорить о взаимоотношениях патриархов с их детьми, любимыми и не очень. Этот цикл лекций прежде всего адресован людям семейным. Потому что те великие уроки, которые нам оставили эти праведники, имеют огромную жизненную ценность! В прошлой беседе мы рассматривали вопрос о влиянии грехов родителей на их потомство. Но на самом деле это не проклятие, а благословение: возможность исправить в детях то, что не успели исправить их родители до третьего и четвертого рода (Исх. 20, 5). Таким образом, в потомках и их предки обретали некое совершенство ( нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства – Евр. 11, 40) . Впрочем, как мы установили в прошлой беседе, «Бог не взыскивает вину отцов с сыновей, ибо, когда мы чрез крещение освобождаемся от первородного греха, мы уже отвечаем не за грехи родителей, а за те, которые сами совершаем» . Теперь мы продолжаем с вами изучение 13й главы. До этого мы изучали главу 12ю (и только преступили к 13-й главе), где говорится о призвании Аврама и его жены Сары, и мы с вами рассуждали, почему Бог избрал именно его. Но что мы знаем о его жене? В Новом Завете мы находим такую характеристику богобоязненной Сары: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха (1Пет. 3, 3-6).

http://pravoslavie.ru/99662.html

Когда он услышал о том, что родился Царь Иудейский, то решил, что новорожденного могут использовать для того, чтобы отнять у него власть. Ирод и книжники Фрагмент иконы «Рождество Христово». Середина XVII в. Ярославский художественный музей Ирод решил узнать, кто этот новый «претендент на престол». Он позвал к себе священников и книжников – тех, кто хорошо знал Ветхий Завет – и спросил их о том, где должно родиться Мессии – Христу. Ему ответили, что в Вифлееме. Ирод позвал волхвов, выведал у них время появления звезды и отправил их в Вифлеем узнать все подробности о рождении Младенца, дабы царь Иудеи тоже мог пойти и поклониться Ему. Естественно, это был обман: на самом деле Ирод хотел с помощью волхвов найти Новорожденного и предать Его смерти. Ничего не подозревающие волхвы отправились в Вифлеем. Они снова увидели звезду, которая начала двигаться по небу, указывая им путь. " И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» ( Мф.2:9 ). Волхвы вошли в дом и узрели Младенца с Матерью Его. Они поклонились Иисусу и преподнесли Ему дары: золото, ладан и смирну (благовонное масло). Поклонение трех восточных царей 1156 г. Мозаика собора Сан-Марко. Венеция, Италия В подарках этих видят символическое значение: золото Христу принесли, как Царю – в качестве подати, ладан – как Богу, потому что ладан употребляется при богослужении, а смирну – как Человеку, который смертен (в те времена умерших помазывали маслами со смирной). То есть эти дары указывают на царское, божественное и человеческое служение Иисуса. Кроме того, смирна понимается как символ предстоящей жертвенной смерти Спасителя ( Мк.15:23 ; Ин.19:39 ). Поклонившись Младенцу, волхвы уже хотели вернуться к Ироду в Иерусалим, но во сне им явился Ангел, который открыл коварные планы царя Иудеи и повелел вернуться на родину, минуя Иерусалим. Такое же повеление получил во сне и Иосиф: «Когда волхвы отошли, – вот, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/rozhdest...

Однажды им приснились сны. Иосиф истолковал их. Предсказание исполнилось: виночерпий был помилован, а хлебодар повешен. Через два года загадочный сон приснился фараону. Он стоял у реки. Из нее вышли семь тучных коров и стали пастись в тростнике. После них вышли из реки семь худых коров и стали рядом с тучными. Худые коровы съели тучных. Фараон проснулся и вновь заснул. Видит другой сон. На одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших. После них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром. Семь тощих колосьев пожрали семь тучных колосьев. Фараон был смущен снами. Он призвал всех своих волхвов и мудрецов, но никто не смог истолковать сны. Тогда виночерпий вспомнил об Иосифе. Он сказал о нем фараону, тот распорядился привести узника и просил истолковать сны. Получив вразумление от Бога, Иосиф истолковал их. Семь тучных коров и семь полных колосьев — это семь лет обильного урожая. Семь худых коров и семь тощих колосьев, иссушенных восточным ветром, символизировали семь лет голода в земле Египетской. Сон фараона о семи тучных колосьях и семи тощих колосьях. Собор Святого Марка, Венеция      Сны, которые видел фараон, имеют чисто египетскую специфику. В Египте корова считалась символом плодородия почвы, а также олицетворением самого Египта. Река, из которой вышли коровы, скорее всего Нил. Он благодаря своим периодическим разливам был главным источником плодородия страны. Иосиф дал совет поставить надзирателей и в течение семи изобильных лет собирать пятую часть урожая в житницы. Фараон поставил Иосифа над всей землей Египетской. В знак вверенной ему власти он снял со своей руки перстень и надел его на руку Иосифа. Фараон дал Иосифу новое имя — Цафнаф-панеах, которое в переводе с египетского значит: «Бог говорит: Он живет». Фараон дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца илиопольского. Иосифу было тридцать лет. Еще до наступления голодных лет жена его Асенефа родила ему двух сыновей: Манассию и Ефрема. Значения этих еврейских имен соответствовали обстоятельствам жизни Иосифа и пережитым им чувствам: Манассия — дающий (возможность) забыть , Ефрем — плодородный .

http://pravoslavie.ru/103644.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Вознесение Господне. Фрагмент фрески. XIV век Вознесение: на какое небо вознесся Христос? 17 мин., 09.06.2021 Содержание Что такое Вознесение? Какое отношение оно имеет к рассказу Евангелия от Луки о перемещении Иисуса с земли в воздушное пространство? Почему по одним евангельским свидетельствам Вознесение произошло в сам день Воскресения, по другим — через сорок дней? А главное, какое отношение это имеет к нам? Где сейчас Иисус? Господь Вседержитель. Вознесение Господне; Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XII в То, что Иисус Христос после Своего Воскресения взошел в тайну Бога, к Отцу Небесному — это принципиальный пункт христианской веры, который красной нитью проходит через новозаветные писания. Только апостол Лука конструирует подробный и красочный рассказ об этом событии, тогда как другие авторы говорят об этом более прикровенно. Но — говорят. Начнем с того, что вообще самый цитируемый в Новом Завете ветхозаветный текст — это слова 109-го псалма: Сказал Господь Господу моему: седи одесную (то есть по правую руку, что в древнееврейской традиции символизирует близость и доверие. — Прим. прот. К. Пархоменко ) Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс 109:1). Эти слова, которые, кстати, попали и в наш Символ веры , встречаются в Новом Завете почти два десятка раз. Идея о прославлении Иисуса рядом с Богом Отцом зафиксирована самой древней допавловой традицией. Вот тексты, которые апостол Павел принял в уже составленном виде: Он (Иисус) уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп 2:7–11). Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1 Тим 3:16).

http://foma.ru/voznesenie-na-kakoe-nebo-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010