20 Сердобольскому почтмейстеру… – Город Сердоболь (с 1918 г. – Сортавала), ближайший к Валааму город на материке, через который монастырь поддерживал связь с миром. Пароходное сообщение с Санкт-Петербургом открыто в 1843 г. 21 игумену Вениамину… – Игумен Вениамин, бывший настоятель Валаамского монастыря, был переведен в Костромской первоклассный кафедральный Ипатьевский монастырь на иеромонашескую вакацию. Затем он один месяц управлял Железноборовским Предтечевым монастырем Костромской епархии. В 1841 г. назначен настоятелем в Авраамиев Городецкий Покровский монастырь, в 10 верстах от г. Чухломы Костромской Епархии († 1845). 22 В апреле 1837 г. в одном из монастырей Новгородской епархии был убит архимандрит Пахомий. Гражданские власти дважды начинали следствие, но обнаружить виновных не могли. В 1839 г. началось третье следствие. На этот раз Митрополит Серафим решил послать на следствие отца Игнатия, который пользовался у всех большим уважением. Прибыв на место, где совершилось убийство, Архимандрит своим участием дал делу правильное направление. В июне того же года дело закончилось, виновных раскрыли 23 Преосвященного Викария. – Венедикт (Григорович), епископ Ревельский († 1850). Переведен из ректоров Санкт-Петербургской Духовной академии в 1833 году, назначен Архиепископом в Олонецкую епархию в 1842 г. Ревельская кафедра Викарных архиереев, с пребыванием в Санкт-Петербурге, учреждена в 1817 г.; в 1865 – причислена к Рижской и Митавской епархии. 24 иеродиакону Иосифу… – Вот что пишет о нем архимандрит Игнатий в письме к Митрополиту Серафиму: «Ужасным и достойным сожаления образцом отчаяния служат два подначальных иеродиакона – Иосиф и Матфей. Никогда они не исповедуются и не причащаются Святых Тайн. Никогда, ниже в Светлый праздник Пасхи нельзя их понудить придти в церковь . Лица их – подобные только случалось мне видеть между каторжанами в Динабургской крепости». ( Игнатий (Брянчанинов Дмитрий Александрович) епископ Кавказский. Жизнеописание, составленное неустановленным лицом. Конец 1870-х гг. 451 л. Собрание отд. поступлений. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 90.) Иеродиакон Иосиф упоминается также в письме от 22 сентября 1842 г. Под «потачкой» данной иеродиакону Иосифу следует понимать отказ в переводе его в другую обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

81 Иосиф Семшако, 1820 Магистр Богословия бывшего Виленского Университета, 1821 Священник. 1828 Протоиерей. 1829 пострижен и в том же году Епископ Мстиславский, 1833 Литовский, 1839 из Униатов принят в общение Православной Церкви, тогда же Архиепископ, 1852 Митрополит: св. 1868, нояб. 23. 82 Венедикт Григорович. Магистр 1-го курса Петерб. Ак.; в 1814. прямо по окончании курса. Ректор Могилевской, 1829 Вифанской Семинарии, 1831 Петерб. Академии, 1833 Викарий С-Петербургский с оставлением в Ректорской должности. 1842 Епископ Олонецкий потом Архиепископ: сконч. 1850, дек. 7. 83 Иоасаф Покровский, Магистр II-ro курса Петерб. Ак., Архимандрит и Ордии. Профессор той же Академии. 85 Иерофей, Патриарх с 1851 доныне. В 1833, и сане Архиепископа горы Фаворской, приезжал в Россию для сбора пожертвований в пользу иерусалимской Церкви; возвратился в 1839. 86 Святитель, когда был Учителем в Троицкой Семинарии, писал (в апреле 1808) к родственнику – дьякону: «взять готовое (светское платье) я готов,.. При том, если уже Вы принимаете на себя труд нарядить меня, то не оставьте купить мне шляпу.» Душепол. Чтение, 1870. Ноябрь, отдел 2. стр. 89. 87 Эта кратка была мною передана Редактору Православного Обозрения несколько лет назад, но там и застряла. 89 В. А. Левасон, по принятии Правосл. веры в 1840, определен в Академию преподавателем Еврейского языка, и вскоре наименован Ординарным Профессором. 91 Платон Фивейрский. Магистр» 9-го курса Моск. Акад.. пострижен 1834 и того же года бакалавр: он же и библиотекарь (с 1838), с 1841 исправлял должность Инспектора Моск. Академии. Ноября 9 Архимандрит. 1842 Ректор Казанской Сем., 1843 Орловской, 1817 Тамбовской. 1852 Владимирской. 1856 Викарий Новгородский, с 31 июля Петербургский 1857 Епископ, Костромский. 1868 Архиепископ: ск. 1877. мая 13. 92 Василий Иванович Кутневич, 1832 обер-священник армии и флота, 1833 Присутствующий, а в 1848 Член Св. Синода с присвоением звания Протопресвитера. 93 Н. В. Музовский, Обер-священник, Придворного Благовещенского Собора в Москве, Протопресвитерск в 1848 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Находится на границе Нижегородской и Тамбовской губерний. Обер-прокурор — Обер-прокурор Святейшего Синода граф Николай Александрович Протасов (1798–1855). 1003.  …Сердобольскому почтмейстеру… — Город Сердоболь (с 1918 г. — Сортавала), ближайший к Валааму город на материке, через который монастырь поддерживал связь с миром. Пароходное сообщение с Санкт-Петербургом открыто в 1843 г. 1004.  …игумену Вениамину… — Игумен Вениамин, бывший настоятель Валаамского монастыря, был переведен в Костромской первоклассный кафедральный Ипатьевский монастырь на иеромонашескую вакацию. Затем он один месяц управлял Железноборовским Предтечевым монастырем Костромской епархии. В 1841 г. назначен настоятелем в Авраамиев Городецкий Покровский монастырь, в 10 верстах от г. Чухломы Костромской Епархии († 1845). 1005. В апреле 1837 г. в одном из монастырей Новгородской епархии был убит архимандрит Пахомий. Гражданские власти дважды начинали следствие, но обнаружить виновных не могли. В 1839 г. началось третье следствие. На этот раз Митрополит Серафим решил послать на следствие отца Игнатия, который пользовался у всех большим уважением. Прибыв на место, где совершилось убийство, Архимандрит своим участием дал делу правильное направление. В июне того же года дело закончилось, виновных раскрыли. 1006.  …Преосвященного Викария. — Венедикт (Григорович), епископ Ревельский († 1850). Переведен из ректоров Санкт-Петербургской Духовной академии в 1833 году, назначен Архиепископом в Олонецкую епархию в 1842 г. Ревельская кафедра Викарных архиереев, с пребыванием в Санкт-Петербурге, учреждена в 1817 г.; в 1865 — причислена к Рижской и Митавской епархии. 1007.  …иеродиакону Иосифу… — Вот что пишет о нем архимандрит Игнатий в письме к Митрополиту Серафиму: «Ужасным и достойным сожаления образцом отчаяния служат два подначальных иеродиакона — Иосиф и Матфей. Никогда они не исповедуются и не причащаются Святых Тайн. Никогда, ниже в Светлый праздник Пасхи нельзя их понудить придти в церковь . Лица их — подобные только случалось мне видеть между каторжанами в Динабургской крепости».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

С 1819 года Сергиевою пустынью начал править епископ Ревельский, Викарий Петербургской митрополии. Это звание имели: Владимир Ужинский (1819–1822 г), Григорий Постников (1822–1826 г.), Никанор Клементьевский (1826–1831 г.), Смарагд Крыжановский (1831–1833 г.) и Венедикт Григорович в 1833 году. Потом снова пустыня подчинена была настоятелю в сане архимандрита. С 1834 года до настоящего времени она управлялась двумя Игнатиями: Игнатием Брянчаниновым с 1834 до 1857 года и Игнатием Малышевы м с 17-го ноября 1857 года до настоящего времени. В 1836 году мая 30-го Сергиева пустыня возведена из 2-го в 1-й класс. В ней ныне существуют следующие церкви: 1)      Главная церковь или собор во имя св. Троицы находится в средине монастыря. Построение его начал производить на средства Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит ее Афанасий Волховский в 1756 году; кончено оно в 1760 году. Главный алтарь освящен 10-го августа 1763 года членом Святейшего Синода, Лаврским же архимандритом Лаврентием Хоцятовским, в присутствии Государыни Императрицы Екатерины . При этом Иеромонах Платон Левшин 112 , назначенный Императрицею из наместника в Лавры в законоучителя Наследнику Великому Князю Павлу Петровичу, сказал слово на текст: «Господи кто обитает в жилищи Твоем». Пс. 14:1 . По окончании богослужения Государыня изволила за обеденным столом у архимандрита кушать, со всеми находившимися в свите Ея Величества фрейлинами и другими придворными особами. Приделы этого собора, правый – в честь св. Апостолов Петра и Павла и левый –во имя св. Захарии и Елисаветы, освящены, раньше главного олтаря, членом Святейшего Синода архимандритом Лавры, знаменитым придворным проповедником Гедеоном Криновским; первый 18-го, второй 19-го августа 1761 года. Этот второй придел Захарии и Елисаветы был в последствии закрыт на несколько лет; но при капитальном возобновлении всего храма, 113 освящен во имя Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, настоятелем архимандритом Игнатием Брянчаниновым 1840 года августа 16-го. Главнейшую святыню собора составляет икона Преподобного Сергия Радонежского, привезенная, по преданию, основателем пустыни архимандритом Варлаамом из Сергиевой Лавры. При ней находится сребропозлащенный малый крест с частицею святых мощей Преподобного Сергия Радонежского, принесенный 22-го апреля 1861 года в дар Сергиевой пустыне известным путешественником ко святым местам, камергером, Андреем Николаевичем Муравьевым, получившим эту святыню в 1850 году, от высокопреосвященного митрополита Московского Филарета. Здесь, на горнем месте главного престола, помещается в большом изящном киоте, устроенном по рисунку архитектора А. И. Мельникова, примечательнейший по художеству образ «Святыя Троицы», писанный знаменитым профессором Карлом Павловичем Брюлловым в 1840 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Вместо их вызваны были два молодые епископа, не имевшие ни авторитета, ни опытности. Для любопытствующих вот точный список тех архиереев, которые, сменяя друг друга, присутствовали в Св. Синоде в последующие годы царствования Государя Императора Николая I, при Обер-Прокуроре графе Н. А. Протасове. Призванный к присутствованию, упомянутый преосвященный Венедикт (Григорович), оставался в Синоде, на время отъезжая в свою Олонецкую епархию, до 1847, когда на его место был вызван Иннокентий (Борисов) архиепископ харьковский. Одновременно с упомянутым же Илиодором (Чистяковым) присутствовал вызванный несколько прежде его (23 января 1843г.) Гедеон (Вишневский) Полтавский архиепископ. Из поименованных лиц Иннокентий, с 1 марта 1848 г. уже Херсонский архиепископ, согласно прошению, вследствие болезни, с выражением Высочайшего сожаления 29 апреля 1850 г. уволен в епархию. На место Иннокентия был вызван Астраханский архиепископ, бывший экзарх Грузии, Евгений (Баженов), который и оставался в Синоде до конца царствования Николая I и получил увольнение в епархию, по вступлении на престол Императора Александра II. Преосвященный Курский Илидор пробыл в Синоде до 1848 г., когда на его место 1 марта был вызван Игнатий (Семенов) архиепископ Воронежский. Преосвященный Гедеон Полтавский оставался в Синоде до 1849 г. и, получив увольнение в епархию, скончался 9 октября в С-Петербурге, где 20 января 1850 г. умер и Игнатий Воронежский архиепископ. На место Гедеона вызывался Иаков Нижегородский архиепископ, который, не окончив срока вызова, скончался в С-Петербурге 11 мая 1850 г. Место Игнатия Воронежского занял Григорий (Постников) архиепископ Казанский, член Св. Синода, вызванный 25 февраля 1850 г. Григорий присутствовал в Синоде, как увидим ниже, все остальное время своей жизни. На место умершего Иакова Нижегородского вызывался Николай (Доброхотов) Тамбовский епископ, которого сменил Иоанн (Добровраков) архиепископ Донской, вызванный 29 марта 1851 г. Он пробыл в Синоде один год, и на его место вступил снова Иннокентий Херсонский , вызванный 21 марта 1852 г. Иннокентий оставался в Синоде не долго. В следующем 1853 году 31 марта, когда были продолжены сроки пребывания в Синоде, Григорию Казанскому и Евгению Астраханскому, на место Иннокентия повелено прибыть Смарагду (Крижановскому) Орловскому епископу сроком до 1 мая 1854 г. Смарагда сменил Аркадий Олонецкий епископ, который по прибытии в Синод в мае 1854 г., временно был командирован в Архангельск по делам епархиальным. Аркадий (Феодоров) оставался в Синоде во время кончины Императора Николая и вступления на престол Государя Императора Александра II. На место Евгения Астраханского 19 марта 1855 г. был вызван Феодосий (Озеров) епископ Симбирский. Предложенный перечень наполнен именами приснопамятных, доблестных иерархов отечественной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

И потому, чтобы видеть, почему так плоха была С–Петербургская духовная Академия в данный период, Р. С, находит нужным прежде всего познакомить читателей «с личным характером четырех командиров», под управлением которых в это время она состояла: «это были: Иоанн Доброзраков» (впоследствии времени епископ Пензенский и Нижегородский и архиепископ Донской), «Смарагд Крыжановский» (после епископ, викарий С–Петербургский, епископ и архиепископ Полоцкий, Могилевский, Харьковский, Астраханский, Орловский и Рязанский), «Венедикт Григорович» (после епископ, викарий С–Петербургский и архиепископ Олонецкий) «и Виталий Щепетев» (после епископ Костромской). Уже по такому приступу нужно ожидать, что плохи были эти люди, плохие командиры Академии. Но Р. С. и не заставляет читать свою мысль между строками, объясняясь прямо без дальнейших церемоний, что они обладали капитальными слабостями, из коих главнейшими были отсутствие честности и корыстолюбие. «Не смотря на то», – пишет он, – «что эти четыре ректора различались между собою по характеру и взгляду на свою должность, у них была одна слабость, впрочем общая всем тогдашним ректорам не только Академий, но и семинарий. Каждый из них получал такое жалованье, которое при тогдашних ценах на жизненные припасы, при казенных квартире, отоплении и экипаже, не могло считаться недостаточным даже для семейного человека. Затем, разве редкий из них не был настоятелем монастыря, по большей части богатого. Прибавьте к этому, что все отцы ректоры были люди не семейные, давшие обет нищеты. Кажется, вовсе нельзя предполагать, чтоб они, так хорошо обеспеченные, не могли защитить себя от слабости – усиливать свои финансовые средства. А между тем никто из них, кроме разве ничтожных исключений, не умел победить в себе, эту слабость. Даже ректоры Петербургской духовной Академий, получавшие всего до 10.000 руб. ассигн. жалованья и доходов от редакции журнала «Христианское чтение», были ей наравне, с прочими подвержены; надобно думать, что слабость, или лучше – болезнь эта по своей заразительности была опаснее чумы и холеры «. Далее говорится, что все ректоры злоупотребляли казенными средствами заведуемых ими заведений, – что «и Петербургская духовная Академия не успела освободиться от подчинения этим преданиям старины», – этим злоупотреблениям казною». Обвинение ясное, тяжкое и крайне неблаговидное. Поставив себе такую тему для своей статьи, Р. С. приступает „к специальной характеристике, ректоров, начиная ее в хронологическом порядке, с Доброзракова». Но мы, попросив извинения у Р. С., изменим его хронологический порядок на логический и начнем не с первого, а с последнего из описанных им ректоров, именно с о. Виталия Щепетева. Будем иметь в виду, что по взнесенному Р. С–м обвинению названные четыре ректора С–Петербургской духовной Академии были люди корыстные, зараженные слабостью – усиливать свои и без того великие денежные средства, и для этого злоупотреблявшие казной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

В 1917 г. состоялся последний набор в В. с., 11 нояб. «ввиду тяжелых экономических условий» занятия были прекращены и воспитанники отпущены домой (согласно распоряжению, «по 5 февраля 1918 г.»), занятия в семинарии не возобновились. За все время своего существования В. с. подготовила и выпустила свыше 3500 чел. Среди ее выпускников - новомученики протоиереи Григорий Воинов и Сергий Константинов , свящ. Константин Некрасов , диак. Николай Цветков , а также профессора МДА Алексей И. Введенский , В. П. Виноградов , Д. Ф. Голубинский , П. И. Горский-Платонов , П. С. Казанский , Н. Ф. Каптерев , проф. КазДА А. И. Гренков , археолог К. И. Невоструев и др. Среди ректоров семинарии были буд. архиереи, деятели духовного просвещения, ученые, люди высокой монашеской жизни: Парфений (Чертков , 1814-1817; впосл. архиеп. Владимирский), Никанор (Клементьевский , 1818-1826; впосл. митр. Новгородский и С.-Петербургский), Венедикт (Григорович , 1829-1831; впосл. архиеп. Олонецкий), Евлампий (Пятницкий , 1831-1834; впосл. архиеп. Тобольский), Агапит (Введенский ; 1834-1842), свт. Филофей (Успенский , 1842-1847; впосл. митр. Киевский), Евгений (Сахаров-Платонов , 1847-1849; впосл. еп. Симбирский), Леонид (Краснопевков , 1849-1853; впосл. архиеп. Ярославский), Игнатий (Рождественский , 1857-1861; впосл. еп. Костромской), Никодим (Белокуров , 1862-1866; впосл. еп. Дмитровский), Сергий (Спасский , 1866-1872; впосл. архиеп. Владимирский), прот. Филарет Сергиевский (1874-1883), Александр (Светлаков , 1883-1885; впосл. еп. Калужский), Иаков (Пятницкий , 1886-1891; впосл. митр. Казанский), Антоний (Каржавин, 1891-1895; впосл. архиеп. Тверской), Трифон (Туркестанов , 1897-1899; впосл. митр.), прот. Андрей Беляев (1899-1912) и др. Последним ректором В. с. был сщмч. Герман (Ряшенцев , 1912-1918, впосл. еп. Вязниковский). Семинария владела хорошей б-кой, сформированной благодаря пожертвованиям митр. Платона, свт. Филарета (Дроздова), С.-Петербургского митр. Никанора (Клементьевского), профессоров семинарии и др. лиц. В 1858-1877 гг. Московская консистория передала в В. с. часть рукописей и книг, конфискованных у старообрядцев (наиболее древние относятся к XVI в.). В 20-х гг. XX в. большая часть б-ки В. с. хранилась в помещении б-ки МДА и в 1930-1945 гг. в составе собрания МДА поступила в ГБЛ (в 1966 выделена в отдельный фонд - 556). Значительную часть собрания составляют материалы, связанные с деятельностью митр. Платона, Псковского архиеп. Мефодия (Смирнова) , преподавателей семинарии (Рукописные собрания ОР ГБЛ. Т. 1. Вып. 2. М., 1986. С. 171-177).

http://pravenc.ru/text/158878.html

847 . Указом 1810 г. Св. Синод, «согласуясь с правилом VI-ro вселенскаго собора, ограничил браки духовного родства токмо двумя степенями, сиесть, возбранил браки между восприемниками, воспринятыми и родителями сих 848 восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в сродстве себе; понеже… при крещении святом едино есть лице необходимо и действительно – мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола» (Наставление иерею, како чинити обыск, 26 стр. и на обор.). Таким образом, указом Св. Синода 1810 г, духовное родство признано препятствием ко вступлению в брак лишь между восприемниками с одной стороны и воспринятыми и родителями последних – с другой 849 (дело Архива Св. Синода 1854 г., 122, см. в дополн. т. Собрн. мн., 391–392 стр.; Сборн. цер. и гражд. зак. о браке, С.Григоровского, 16 стр.; см. также Права и обязан. пресв., Π. П. Забелина , 224 стр.; Рук. д.с.п. 1892, 52; сн. Прав.Соб. 1892 г., 3–4 370 стр.). В последующее же время в целом ряде сепаратных определений, по делам о дозволении вступить в брак в духовном родстве, Св. Синод разъяснил, что духовное родство «должно быть признаваемо лишь между родителями крещаемого младенца и восприемлющими оного лицами одинакового с ним пола», так как в объяснении Требника пред последованием о крещении сказано, что при крещении «един довлеет восприемник»: при крещении лица мужеского пола – восприемник, при крещении лица женского пола – восприемница 850 (см. ук. Св. Син. на имя Архиепископа Ярославского, от 31 окт. 1875 г., по делу крестьянина Венедикта Иванова); вследствие этого и «не усматривается основания относить родство на других церемониальных лиц, когда они будут находиться при крещении и пожелают, согласно образцу метрической книги», «рукоприкладствовать, при записи о событии, как свидетели» (см. ук. Св. Син. на имя Архиепископа Подольского, от 19 апр. 1873 г., по делу вдовы Анны Гульдынской; сн. выше, 990 стр. печатного оригинала). На этом основании Св. Синодом был дозволен брак овдовевшей матери с восприемником её дочери (см. тот же ук. Св. Син.) и овдовевшему отцу с восприемницей его сына (см. ук. Св. Син. на имя Архиепископа Ярославского, от 31 окт. 1875 г.). Отсюда явствует, что духовное родство признаётся, и браки в оном воспрещаются лишь между следующими лицами:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Митрополит Филарет, имея «доброе мнение о действовании Евсевия и о состоянии академии» Московской при нем, 25 видимо благоволил Евсевию, 26 – и ему скоро открылось более широкое поприще, когда освободилась С.-Петербургская академическая ректура 27 за переводом 13 января 1847 г. епископа Винницкого Афанасия (Дроздова) на Саратовскую кафедру. Из трех кандидатов Евсевий, рекомендованный митр. Филаретом, стоял первым перед ректорами Семинарий С.-Петербургской Феогностом (Лебедевым) и Владимирской – Поликарпом (Сосниным, † 18 января 1868 г.) и был высочайше утвержден 17 января 1847 г. епископом Винницким с настоятельством в Шаргородском Спасском Николаевском первоклассном монастыре Подольской епархии, а по ходатайству С.-Петербургского митрополита Антония (Рафальского, † 16 ноября 1848 г.) Духовно-учебным Управлением определен 21 января в ректоры С.-Петербургской Академии. 28 Расстался он с Alma Mater, напутствуемый от митр. Филарета «благословением и пожеланием преуспеяния служению его везде, куда призовет Божие Провидиние и священная власть», 29 а прибыл в С.-Петербург 24 февраля в 6 часов вечера и вступил в академическую должность 25 числа, 30 подписавшись тогда под «клятвенным обещанием», как «Новоопределенный Ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии Архимандрит Евсевий». 9 марта 1847 г. последовала его хиротония в Казанском соборе митр. Антонием с присутствовавшими (1843 – 1848 гг.) в Синоде преосвященными Венедиктом (Григоровичем) Олонецким († 7 декабря 1850 г.), Илиодором (Чистяковым) Курским († 2 февраля 1861 г.) и Гедеоном (Вишневским) Полтавским († 11 октября 1849 г.) и с викарием С.-Петербургским, епископом Ревельским Наоанаилом (Савченко, † 4 марта 1875 г. в Чернигове). Вместе с сим преосвящ. Евсевием должен был заменить своего предшественника по председательству в комитете для рассмотрения конспектов о преподавании учебных предметов в Семинариях (с 7 апреля 1847 г. согласно предложению графа Н.А. Пратасова), 31 где немало хлопотал, 32 и по главному наблюдению за преподаванием Закона Божия в светских учебных и воспитательных заведениях столицы и её окрестностей (с 15-го марта). 33 Приходилось ему и покидать С.-Петербург, напр., летом 1849 г., когда Евсевий был отправлен для обозрения Семинарии Псковской, Могилевской и Смоленской, но сам потом просил продолжить командировку – частью для поправления здоровья, особенно же для осмотра в родном селе отстроенной им вчерне церкви 34 и для посещения не менее родной Академии Московской; 35 вернулся он обратно 9 августа и представил обстоятельные отчеты о всех ревизованных им Семинариях. 36

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

По завещанию Стеткевича, Б. м. являлся ставропигией К-польского Патриарха, фактически мон-рем управлял Киевский митрополит. После присоединения Поднепровья к Российской империи указом Святейшего Синода от 26 апр. 1773 г. Б. м. перешел в ведение Могилёвского епископа РПЦ, к-рым тогда являлся свт. Георгий (Конисский) . В 1777 г. в Б. м. жили настоятель, 3 иеромонаха, 1 диакон, 1 монах, 3 послушника. В кон. XVIII в. настоятели неоднократно жаловались в епархиальную консисторию на недостаточное число в обители иеромонахов, пьянство, драки, бродяжничество и невежество братии. Указом Синода от 28 окт. 1798 г. Б. м. был приписан к могилёвскому Братскому мон-рю , в к-ром была учреждена архимандрития. К нач. XIX в. в Б. м. жили 145, в 1833 г.- 71 насельник. Настоятелями обители являлись буд. архиереи: Венедикт (Григорович ; 1815-1821), Арсений (Москвин ; 1826-1827), св. Поликарп (Радкевич ; 1829-1835). Во время войны 1812 г. архим. Иоасаф в числе др. настоятелей могилёвских мон-рей был вынужден исполнить указ еп. Варлаама (Шишацкого) о присяге Наполеону и поминании его на богослужениях. По инициативе свт. Гавриила (Городкова) определением Святейшего Синода от 6 июля 1835 г. Б. м. был обращен в жен. с припиской к нему Борколабовского мон-ря, из к-рого в Б. м. перевели игум. Капитолину и большую часть насельниц (11 монахинь и 22 послушницы). К 1835 г. мон-рь владел ок. 1300 дес. земли, в 1842 г. он был лишен всех земельных владений и отнесен ко 2-му классу. В 1-й пол. XIX в. в мон-ре существовали: каменная теплая Никольская ц. и каменный Свято-Духовский собор с приделами во имя Иоанна Предтечи и в честь Успения Богородицы (собор был обновлен в 1810). С 1835 г. в соборе находилась копия Борколабовской иконы Божией Матери . 15 дек. 1895 г. от пожара пострадала Никольская ц., к-рую вскоре перестроили (освящена 4 дек. 1900). До кон. XIX в. монастырская ограда, кельи и др. помещения были деревянными, в 1899 г. были сооружены каменные ограда, колокольня, трапезная. С 1835 г. при Б. м. существовал дом призрения девиц духовного звания, содержавшийся на пособия правительства, пожертвования благотворителей, средства от продажи швейных изделий, изготовленных воспитанницами. В 1846 г. для дома призрения за оградой мон-ря был выстроен дом с больницей, разбит сад. В 1863 г. дом призрения преобразовали в уч-ще для девиц духовного звания, к-рое в 1892 г. было переведено в Могилёв. В освободившемся помещении вновь открыли приют для сирот, затем - первую в епархии жен. 2-классную церковноприходскую школу для всех сословий (в 1902 в ней училась 141 девочка). В нач. XX в. в Б. м. жили 18 монахинь и 55 послушниц. Могилёвский еп. Мисаил (Крылов) высоко отзывался о монашеской жизни насельниц.

http://pravenc.ru/text/153605.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010