Двенадцатипсалмия, по словам преп.Кассиана, придерживались египетские и фиванидские монастыри (Древне-иноческие уставы, стр.530) . Наконец, третьи отправляли свое келейное правило с таким расчетом, чтобы вся псалтирь была прочитана в течение недели. Такой вид келейного правила предлагает монахам в своем уставе преп.Венедикт Нурсийский (гл.18). “Кому не нравится такое распределение псалмов, – говорит он, – пусть сделает свое, какое найдет наилучшим; но только да имеется во внимании, чтобы в каждую неделю пропеваема была вся псалтирь сполна, в числе 150 псалмов; и в воскресенье всегда была она снова начинаема сначала” (Древне-иноческие уставы, стр.615–616) . Замечу, что в уставе преп.Венедикта, в то время как здесь выдерживается принцип прочтения в течение недели всей псалтири, деление последней на кафизмы еще отсутствует. Впервые термин “кафизма” упоминает так называемый иерусалимский канонарь в грузинской версии VII в., где по поводу ночного пасхального богослужения говорится: “Кафизмы не говорят, читают только книгу, ибо радоваться подобает в эту ночь” (Кекелидзе. Иерусалимский канонарь, стр.94) . Памятник же VIII-IX в. орологион лавры преп.Саввы Освященного в начале иноческого правила содержит первую кафизму, деленную на три “славы”. Она, очевидно, вычитывалась перед той часовой службой, какую инок полагал в основу своего суточного правила псалмопения, построенного на основе двенадцатипсалмия. Слова первого псалма ее “но в законе Господни воля его и в законе его поучится ден и нощь” придавали всей кафизме значение начала, открывающего собой суточное правило псалмопения. До нас дошла полная псалтирь, разделенная на 20 кафизм (Хранится в Лен. гос. публ. под No.Гp.CCXVI) . Она датирована 862 годом и имеет надпись о том, что содержит псалтирь, как она поется “во святом Воскресении Христа Бога нашего”. Эту надпись можно понимать как указание, что самое деление псалтири на 20 кафизм иерусалимского происхождения. Кафизмы как богослужебный элемент входили в утреню постепенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Существует множество других свидетельств об англичанах в Византии. Известно, что английские солдаты понесли тяжелые потери, сражаясь за византийцев против норманнов при Дирраке (Дураццо) в 1081 году. Император Алексей пожаловал англичанам землю на берегу Никомидийского залива, чтобы они построили там укрепленный порт. Между 1101 и 1116 годами некий линкольнширец по имени Ульфрик возвратился в Англию из Константинополя, чтобы вербовать солдат в византийскую армию. Английские солдаты сражались также при обороне города от крестоносцев в 1204 году; современный французский писатель Робер Клер пишет, что у этих англичан были свои священники. Из бытовых свидетельств мы знаем, что в середине XIV века на рождественском пиру у императора потомки английских переселенцев пожелали приветствовать его на их собственном наречии. Что стало с этими англо-саксонскими поселениями после захвата Константинополя в 1453 году турками – неизвестно. По-видимому, те поселения, которые оказались под властью турок, объединились с греческими, а новоанглийская колония на северном побережье Черного моря слилась с русским народонаселением. Православные святые Британии и Ирландии, изображенные на иконе 66 Аван (Afan), Августин Кентербериийский (Augustine, †604), Адомнан (Adomnan), Адриан (Adrian, VI в.), Адриан Кентерберийский (Adrian of Canterbury, †709/710), Айдан (Aidan, †651), Албаний (Albanus, III в.), Альдгельм (Aldhelm, † ок. 700), Альфеге (Alphege, †1012), Асаф (Asaph, VII в.), Аустель (Austel), Беда Досточтимый (Beda Venerabilis, Беуно (Beuno, VI в.), Бирин (Birinus), Бранвал- Православные святые Британии и Ирландии ладер (Branwallader, VI в.), Брендан Мореплаватель (аб. Клонфертский; Brendan, 522-†575), Бригита Килдарская (Brigit, †525), Венедикт/ Бенедикт Нурсийский (Benedict of Nursia, 480-†ок. 550), Вонифатий/Бонифаций (Boniface of Crediton, 675-†754), Гильда 500-†ок. 570), Давид Уэльский (David, VI в.), Дениол (Deniol, †ок. 584), Дублитир (Dublitir), Дунстан (Dunstan, 909-†988), Иллтуд (†нач. VI в.), Кадок (Cadoc), Кедд (Cedd, VII в.), Келлан (Cellan of Peronne, VII в.), Кей (Kew), Киаран (Снагап of Clonmacnois, VI в.), Колман (Colman, VII в.), Колум мак Кримтайн (Colum mac Crimthain of Terryglass, VI в.), Колумбан (Columbanus, 543-†615), Колумкилле (Columcille, 521-†597), Комгалл (Comgall of Bangor, VII в.), Кутберт (Cutbert, 634-†687), Лаврентий (Laurence, †619), Маелруайн (Maelruain), Меллит (Mellitus, VII в.), Мохолд (Maughold, †498), Ниниан (Ninian, сер. V в.), Патрик/ Патрикий Ирландский (Patric/Patricius, 390-†461), Паулин (Paulinus, VII в.), Самсон (Samson), Трилло (Trillo, V в.), Фин(н)иан (Fin(n)ian of Clonard, 512-†ок. 545), Ферси (Fursey, VII в.), Феодор Тарсийский (Theodore of Tarse, †690), Эгберт (Egbert, VIII в.), Юст (Justus, VII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не секрет, что в прежние века для значительного числа православных «люторова ересь» являлась чуть ли не синонимом безбожия и, несомненно, верой нехристианской. А в сознании многих протестантов Православие представлялось каким-то темным обрядоверием или, в лучшем случае, католицизмом, лишь без папы и Filioque. Поэтому столь большое значение в современном диалоге имел опыт непосредственного взаимного ознакомления с жизнью и верой Церквей. И совсем не случайно для первого собеседования «Арнольдсхайн» темами встречи были избраны вопросы церковного Предания и оправда­ния верой, которые лучше всего могли обнаружить и «су­еверие» православных, и «безбожие» лютеран. Соприкосновение с церковной жизнью друг друга многое открыло участникам встреч. Протестанты увиде­ли, что у православных русских — не одно суеверие, но есть и вера разумная, и богословие настоящее, и богосло­вы ученые. Православные же нашли у немецких проте­стантов не только голый ratio, но и веру, и неподдельное благочестие, и даже... монастыри (женские), организован­ные на святоотеческих началах монашеской жизни Древней Неразделенной Церкви (по уставу святого Венедикта Нурсийского, VI в.). Все это не могло не привнести духа действительного согласия в психологический климат ди­алога и не отразиться самым положительным образом на характере дискуссий. Если говорить о чисто богословской стороне диалога, то здесь, как и следовало ожидать, трудностей в достиже­нии действительного согласия оказалось значительно боль­ше. Тем не менее, собеседования дали возможность не­посредственно убедиться в действительном согласии сто­рон, по меньшей мере, в исповедании двух основополага­ющих истин. Во-первых, в том, что обе они признают в качестве незыблемого фундамента веры и жизни Церкви Апостольское Предание, основанием которого является Сам Господь Иисус Христос и Его учение, переданное нам апостолами, и все Священное Писание. Второе и чрезвы­чайно важное — это установление факта действительного согласия в отношении к авторитету Вселенских Соборов, в частности, в понимании того, что «в догматических решениях этих Соборов воистину слышен голос Духа Святого» («Арнольдсхайн — 2», 1963). Действительное согласие в том и другом открыло путь к углубленному рассмотрению многих вытекающих отсюда важных вопро­сов христианской веры. Но здесь и начались трудности.

http://radonezh.ru/analytics/gutta-cavat...

Заключение Одно из свойств святоотеческого предания — его непреходящее значение для Церкви в любой исторический период. Древний Устав преподобного Бенедикта оказался важнейшим элементом, закваской литургического движения Католической Церкви ХХ века. Благодаря уставу св. Бенедикта процесс «пробуждения Церкви» в душе получил прочный литургический фундамент, на котором строилось здание Церкви нового времени. Итоги литургического движения — богослужебная реформа и обновленный чин мессы 1970 года — до сих пор вызывают массу вопросов и недоумений, но почти для всех очевидно, что этот процесс обратился к вопросу о взаимосвязи современной церковной жизни с древним литургическим преданием. Образ жизни бенедиктинцев, в своей первооснове литургический, ясно показал, какие богатства можно найти в сокровищнице богослужения, как оно может изменить человеческую жизнь. Триединый опыт преодоления индивидуального существования, обретения молитвенного единства с Богом и свидетельства миру оказался не только желаемым, но и возможным. Благодаря усилиям последователей св. Бенедикта обогатилось понимание «активного участия в литургии», которое включает в себя не только умное следование за обрядом, но и катехезу, и просветительство, и дела милосердия. Думается, что любой древний монашеский устав, западный или восточный, содержит в себе семя, закваску, способную непрестанно обновлять церковную жизнь, придавая ей красоту и стройность, осмысленность и высоту, преображая не только отдельную человеческую душу, но и весь окружающий мир.   Цит. по: Зайцев Д.В. Венедикт Нурсийский//Православная энциклопедия, 2004 г. Т. 7 . С. 584.  Quartier Th. Monastische Gütesiegel Spirituell-liturgische Explorationen zu Benediktinischem Stil und Sakralität//Jaarboek voor liturgieonderzoek 27 (2011). S. 69. Устав преподобного Венедикта Нурсийского. [электронный ресурс]. URL: http://predanie.ru/book/68040-ustav/#/toc7 . Дата обращения: 30.09.2022. Cf: Quartier Th. Liturgisches Gebet. Raum, Zeit und Gemeinschaft in benediktinischer Perspektive//Yearbook for Ritual and Liturgical Studies. Vol. 35 (2019). Pp. 1-20.

http://bogoslov.ru/article/6175861

Особую роль в жизни монаха-киновита должны занимать послушание, молчание и смирение. Послушание не знает ропота или сомнения, оно является наиболее сильным оружием монаха в борьбе со страстями (Reg. 5). Даже если указанное наставником дело покажется монаху превосходящим его силы, он должен исполнять его, надеясь на помощь Божию (Reg. 68). Истинное послушание рассматривается В. Н. не как подчинение чужой воле, но скорее как добровольное соединение с ней: приказание начальствующего монах исполняет как свое личное стремление, ибо, отдавая себя в послушание наставнику, он тем самым отдает себя в послушание Самому Богу. Истинное послушание - это не столько служение, сколько соработничество, оно ведет, т. о., к единению воли монаха с волей Христа (Reg. Prologus, 5). Послушание имеет и важный сотериологический аспект: человека, отделенного от Бога непослушанием Адама, оно возвращает к Творцу (Reg. Prologus). Другим оружием монаха-киновита является молчание (Reg. 6), при к-ром достигается сосредоточенность ума. В. Н. предписывает усердно хранить молчание во всякое время, особенно в ночные часы, при чтении поучений (Reg. 42), за трапезой (Reg. 38). Средоточием всего аскетического богословия В. Н. является основополагающий принцип монашеской жизни - смирение (Reg. 7). Автор Устава выделяет 12 ступеней смирения: 1) постоянное памятование заповедей и «полагание перед взором страха Божия»; 2) отвержение собственной воли; 3) предание себя в послушание начальствующему из любви к Богу; 4) спокойное перенесение тягот и страданий без искания путей избавления от них; 5) доверие себя и всех своих помыслов настоятелю без смущения и сокрытия чего-либо; 6) довольствование самым скудным, полагание себя наихудшим из всех людей, готовность на любую работу; 7) укоренение в сердце сознания своей ничтожности как негодного раба; 8) строгое исполнение предписаний устава и монастырского начальства; 9) хранение молчания; 10) воздержание от смеха и всяких увеселений; 11) слово монаха должно быть тихим, кротким и рассудительным; 12) становление благочестия, проникающего не только внешнее поведение, но и сущность монаха. Прошедший эти степени смирения стяжает такую любовь Божию, к-рая позволяет исполнять заповеди «без всякого труда, как бы естественно, не по страху геенны, а по любви ко Христу» (Reg. 7). Эта любовь приводит к полной гармонии между волей и желанием твари и волей ее Творца.

http://pravenc.ru/text/150223.html

Еще одна краткая молитва: «Боже очисти мя грешнаго» – читается, во время великопостных богослужений, по 12 раз вслед за молитвой преп. Ефрема Сирина . Вошла в богослужения и краткая молитва преп. Иоанникия – «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый...». Этой молитвой преп. Иоанникий молился непрестанно. Непосредственно с Иисусовой молитвы начинаются «Молитвы утрения». Вдохновляет на подвиг непрестанной молитвы молитва «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Как известно в IV в. по Рождестве Христовом в Константинополе один отрок был восхищен на Небо, где лицезрел ангелов непрестанно славословящих сей молитвой Господа. С тех пор эта молитва вошла в богослужебное употребление (только с добавлением слов – «помилуй нас»). Она призвана вдохновлять верующих на подвиг непрестанной молитвы, по примеру святых ангелов. Вообще же благодаря описанному чудесному случаю людям было открыто, что непрестанное славословие есть образ жизни небожителей. Из кратких молитв Богородице наиболее часто употребляющимися в богослужении являются следующия: «Богородице Дево», «Достойно есть» и «Пресвятая Богородице, спаси нас». Последняя часто употребляется, как припев в канонах. Можно было бы привести еще множество подобных примеров, но сказанного достаточно, чтобы увидеть, что краткая молитва стоит как бы в центре православного богослужения, хотя мы часто и не замечаем ее и принебрегаем ею, наспех проговаривая. В то время, как по мысли святых отцов – навыкновение в краткой непрестанной молитве есть одна из главных целей богослужения. Ибо, как писал преп. Венедикт Нурсийский в своем Уставе: «Да ведаем..., что не за многоглаголание услышаны бываем, а за чистоту сердца, сокрушение и слезы. Почему молитва должна быть кратка, но чиста и искрення...» и непрестанна. «В собрании же всячески да укорачивается молитва...», дабы помыслы не разсеивались-в многоглаголании («Древние иноческие уставы», Москва, 1892 г., стр. 617). Эти слова сказаны, конечно не в том смысле, что нужно сокращать богослужения, но нужно чаще прибегать к краткой молитве, как способствующей скорейшему усвоению навыка непрестанного богообщения.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/bogoob...

Во-вторых, т. к. И. модально согласуются с инвитаторными псалмовыми тонами, среди И. тоже отсутствуют песнопения 1-го и 8-го модусов и преобладают напевы 4-го и 6-го модусов. И. никогда не распределялись по 8 модусам октоиха и, следов., не были включены в тонарии . В-третьих, сочетание И. с инвитаторными тонами в модальном отношении весьма свободное, допускающее несовпадение модальных опор (доминанты в И. и тенора в псалмовом тоне). Напр., И. «Regem cui omnia vivunt, venite adoremus» 6-го модуса опирается на ступени ля (доминанта) и соль (второстепенная, модально сильная ступень), в то время как тенором псалмового тона служат си-бемоль в первых 2 фразах и соль в 3-й фразе стиха. Как отмечают мн. исследователи, в целом модальность И. изучена еще недостаточно. Способ соединения И. и инвитаторного псалма отличается от способа соединения аналогичных элементов др. антифонов мессы и оффиция: 1) Пс 94 никогда не подвергается сокращению; 2) И. повторяется после каждого псалмового стиха, включая «Gloria Patri...» (Слава:) (а не после всего псалма с «Gloria Patri...»), при этом через раз звучит только его 2-я половина (аналогично 2-й половине респонсория , называемой repetenda), а после «Gloria Patri...» повторяются подряд 2-я половина И. и И. целиком. Общая схема формы И. с псалмом такова: И. (целиком, напр.: «Christus natus est nobis: venite adoremus») - стих 1: «Venite! Exultemus...» - И. (целиком) - стих 2: «Quoniam Deus...» - И. (2-я половина, напр.: «Venite adoremus») - стих 3: «Quoniam ipsius...» - И. (целиком) - стих 4: «Hodie...» - И. (2-я половина) - стих 5: «Quadraginta...» - И. (целиком) - «Gloria Patri...» - И. (2-я половина) - И. (целиком). В связи с тем что при повторении звучит то весь текст, то его 2-я половина, И. имеет в большинстве случаев 2-частное строение текста и мелодии. Жанровая принадлежность Уже в первых сохранившихся источниках, где упоминается И.,- в «Правиле учителя» и в «Правиле» прп. Венедикта Нурсийского (1-я пол. VI в.) - содержится различное толкование И.: как респонсория (Reg.

http://pravenc.ru/text/389535.html

Орден бенедиктинцев — самый древний. Он возник еще в V веке. Его основателем был святой древней неразделенной Церкви Бенедикт (или, в нашем произношении, — Венедикт) Нурсийский. Это был монах, подвижник благочестия, который организовал первые монашеские общины на Западе и дал им устав, основанный на восточных уставах. Известен девиз преподобного Венедикта: " Молись и трудись " , который он положил в основу своего монашеского устава. В XII — XIII веках возникли Ордена францисканцев и доминиканцев, названные по именам своих основателей — католических подвижников Франциска и Доминика. Вступавшие в Орден францисканцев давали обет нищенствования. Орден доминиканцев известен в истории прежде всего тем, что именно ему было поручено ведение инквизиционных процессов, то есть процессов по выявлению, суду и казни мнимых или действительных еретиков. Сами доминиканцы любили называть себя иначе, употребляя некоторую игру слов. Дело в том, что по-латыни Domini canes — " собаки Господни " . Они так и называли себя, подчеркивая свою охранительную и антиеретическую роль. Интересно, что у нас в истории было нечто похожее с опричниками. Они присваивали себе подобный символ. Наверное, более всех других католических Орденов известен Орден иезуитов. Он основан в 1534 году испанским дворянином Игнатием Лойолой со специальной целью — противодействия протестантизму и вообще борьбе с любыми некатолическими конфессиями. У иезуитов есть так называемый специальный четвертый обет, которого нет ни в каком другом монашеском Ордене. Три обычных монашеских обета — безбрачие, послушание и нестяжательство — всем известны, они одинаковы на Востоке и на Западе. У иезуитов есть еще обет абсолютного послушания папе. Орден иезуитов построен очень своеобразно и интересно. Там существует многоступенчатая иерархия. Есть послушники, есть так называемые новички; на следующей ступени человек дает три обета — и потом только избранные дают обет абсолютного послушания папе. Из них уже выбираются руководящие члены Ордена.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

«В последовательном своем развитии монашеские ордена, от бенедиктинцев до францисканцев и доминиканцев, представляют ряд, начинающийся с умеренной воздержности до аскетизма, доведенного до границ самоуничижения. Основанное в 910 году Клюнийское братство старалось в строгости жизни превзойти бенедиктинские монастыри. Учрежденные в 1084 году картезианцы старались превзойти клюнийцев, а учрежденные в 1096 г. цистерцианцы – тех и других» 69 . Но, несмотря на большие изменения, происходившие в монашеской жизни, Устав преподобного Венедикта оставался основным законом для большинства иночествующих вплоть до XIII столетия. Картезианцы, цистерцианцы и представители других орденов, выделившихся из бенедиктинского братства, признавали этот Устав как основу для создания своих конгрегаций. На протяжении около полутора тысяч лет Устав преподобного Венедикта издавался огромное число раз, с комментариями и без них. Достаточно отметить, что только до 1595 года (начальный период книгопечатания) Устав выдержал уже более ста изданий 70 . Оценивая деятельность преподобного Венедикта в целом, прежде всего следует подчеркнуть, что наиболее впечатляющим является тот факт, что он сам, по-видимому, никогда и не догадывался о грандиозных последствиях понесенных им трудов. Ничто в его Уставе не указывало на то, что он написал его с целью распространения в других монастырях, помимо основанного им. Святые отцы Церкви замечали, что человек, начинающий дело, благословляемое Богом, почти никогда не осознаёт это. «Как Ромул, строивший первоначальную ограду Рима, не представлял себе, что он порождает одну из величайших наций древнего мира, так и Бенедикт не отдавал себе отчета в гигантском деле, которое должно было выйти из пещеры в Субиако и с вершины Монтекассино» 71 . С позиций современного православного богословия, деятельность братства преподобного Венедикта представляется как последовательное проявление великой идеи победы духовного над материальным, как ступени, по которым простые христиане постоянно стремились приблизиться к нравственному совершенству, имеющему своей конечной целью обожение человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Получив известие о кончине отца (28 янв. 814), Л. Б., опасаясь мятежа группировок франк. знати, поспешно отправился из Аквитании в Ахен и принял власть над империей. Его наследственные права и имп. титул были подтверждены на собрании знати. Пытаясь подчеркнуть легитимность и укрепить свою власть, Л. Б. организовал повторную имп. коронацию, проведенную 5 окт. 816 г. папой Римским Стефаном IV (V) в кафедральном соборе в Реймсе. Понтифик возложил на головы Л. Б. и его супруги Ирмингарды золотые короны, доставленные из Рима (одна из них якобы принадлежала имп. Константину Великому). Прибыв в Ахен, Л. Б. сразу попытался упрочить контроль над придворными: он отправил в мон-ри своих незамужних сестер и незаконнорожденных сводных братьев Гуго, Дрогона и Теодориха, а сподвижников Карла Великого выслал в провинции (Вала был вынужден стать монахом в Корби , Агобарда назначили на архиепископскую кафедру Лиона). Их место заняли люди из аквитанского окружения Л. Б., к-рые вскоре получили важнейшие гос. и церковные должности. Имп. канцелярию возглавил пресв. Элизахар, королевский библиотекарь Эббон был возведен на Реймсскую архиепископскую кафедру (816), Клавдий стал епископом Турина (816/7), а Иона - епископом Орлеана (818). Смена придворных советников свидетельствовала о новом политическом курсе Л. Б., направленном на унификацию всех сторон жизни в империи франков (т. н. обновление империи - renovatio imperii Francorum). Церковная политика Монета с изображением имп. Людовика Благочестивого. 814-840 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки Франции в Париже) Монета с изображением имп. Людовика Благочестивого. 814-840 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки Франции в Париже) После воцарения Л. Б. Бенедикт Анианский, Элизахар, Эббон и Агобард получили возможность распространить на всю империю церковную реформу, начатую в Аквитании. На Соборах в Ахене (816-819) были приняты постановления, призванные более четко разграничить монашеские общины, обязанные следовать единому для всех уставу св. Бенедикта (см. ст. Венедикт Нурсийский ), и общины каноников, для которых был разработан особый свод правил - «Institutio canonicorum» (подробнее см. ст. Каролинги , разд. «Монастырская реформа»). Участники Соборов высказались в пользу унификации монастырских «обычаев» (consuetudines) и свободных выборов аббатов. Церковные преобразования продолжались и после отставки Элизахара (819) и кончины Бенедикта Анианского (821).

http://pravenc.ru/text/2561074.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010