С 1942 по 1955 годы обязанности духовника монастыря исполняет игумен Арсений (Зейкан), личность героическая и незаурядная. Он воевал в дивизии легендарного комдива Чапаева, а по возвращении на родину вступил в Свято-Николаевский монастырь. Впоследствии игумен Арсений становится настоятелем Изского мужского монастыря, но духовную связь с Липчей не прерывает. В 1956 году, в связи с выездом игумении Софронии в Иерусалим, настоятельницей обители назначается монахиня Мокрина (в миру - Анна Кеминь), постриженица игумена Амфилохия, соподвижница легендарной матери Параскевы, находившаяся в монастыре с 192 года на послушании заведующей домашним хозяйством, затем благочинной. Это были непростые для монастыря годы. Тяжелый венгерский гнет сменился гнетом со стороны безбожного Советского государства. Надежды, возлагаемые жителями Закарпатья на объединение с братьями-славянами, обернулись разочарованием, когда начались новые гонения на Церковь. Согласно постановлению исполкома Хустского райсовета от 12 декабря 198 года земельная собственность Липчанского монастыря была ограничена с 42,21 гектара до трех с половиной, а изъятые пахотные земли, сады и и вино-градники, любовно возделанные рука - переданы в колхоз. Но это было лишь начало бедствий. В 1958 году прокатилась волна массового закрытия многочисленных монастырей и скитов, разбросанных по всему Закарпатью. Насельниц Свято-Успенского монастыря в Домбоках, Серафимовского в Приборавском, Иоанно-Богословского в Копашнево, Предтеченского в Бедевле, а также ряда скитов, временно перевели в Липчу, за счет чего число сестер пополнилось. В монастыре проживали 1 архимандрит,62 мантийные и 32 рясофорные монахини, а также послушниц. Обязанности духовника в эти тяжелые времена исполнял иеромонах гермоген (Скунзяк), легендарный основатель Приборжавского монастыря. Однако и такое положение было недолговременным. Понимая это, монахини самоотверженно молились, живя предчувствием неминуемой беды, которая вскоре разразилась. 24 июня 1961 года было принято решение Закарпатского облисполкома о закрытии Рождество-Богородичного монастыря в селе Липча с дальнейшим трудоустройством молодых и определением в дом престарелых нетрудоспособных монахинь.

http://sobory.ru/article/?object=26553

Управление Карловацкой Митрополии-Патриархии вначале осуществлялось строго по церковным канонам. Высшая власть в Церкви принадлежала Собору епископов во главе с Митрополитом-Патриархом. Они избирались Народно-церковным конгрессом, состоящим из епископов, низшего духовенства и мирских лиц. Но с течением времени правительство стало вмешиваться в церковные дела. В 1760 г. оно объявило, что отныне «никакой Синод Иллирийского клира» не может быть созван без предварительного разрешения правительства, а через двадцать лет присвоило себе право утверждать Предстоятеля Церкви и епископов, причем за это утверждение еще взималась значительная плата. Лишь после венгерского восстания православные сербы получили больше прав в деле церковного управления. Были выработаны статуты, согласно которым высшая власть в Карловацкой Патриархии сосредоточивалась в Народно-церковном конгрессе и Архиерейском Синоде. Но право верховного надзора над деятельностью конгресса было закреплено за императором. Народно-церковный конгресс избирал главу Карловацкой Церкви, определял количество и размеры епархий, благочинии, приходов, назначал жалованье духовенству, устраивал духовные школы и проч. Архиерейский Синод ведал чисто духовными делами (верой, богослужением, церковной дисциплиной). Созывал Синод его председатель — Патриарх — с согласия императора. Ветвями Карловацкой Митрополии-Патриархии были Далмация и Босния с Герцеговиной, куда также переселились сербы, теснимые турками. Далмация побывала в ведении Италии, Франции, а в 1814 г. была присоединена к Австро-Венгрии. Далматские православные сербы на протяжении веков не могли добиться открытия у себя собственной епископской кафедры. Лишенные своего архиерея, они во второй половине XVI b. были подчинены венецианскому епископу, носившему титул Филадельфийского архиепископа и находившемуся в юрисдикции Константинополя. Лишь в 1808–1810 г.г., во время захвата Далмации французами, здесь была учреждена православная епископская кафедра. В 1873 г. Далматская епархия была соединена с Буковиной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Народно-церковный конгресс 1790 г., продолжавшийся от 21 августа до 4 ноября, предъявил правительству, между другими, следующие требования: 1) чтобы дозволено было завести в Карловцах при архиепископии духовную семинарию на 120 богословов и низшие духовные школы при каждой архиерейской кафедре и чтобы содержание их было обеспеченно ежегодными взносами от епископов и монастырей; 2) чтобы православные сербы избавлены были от платы десятины латинскому духовенству и чтобы вообще прекращено было всякое вмешательство католического духовенства в дела православной церкви; 3) чтобы православное духовенство уравнено было в правах с католическим духовенством. Правительство не утвердило почему-то постановление и этого конгресса. Конгресс 1837 г., избрав Стефана Станковича в архиепископы, просил у правительства разрешения продолжать свои заседания для обсуждения различных реформ и улучшений в общественно церковной жизни; но в этой просьбе ему было резко отказано. Конгресс 1848 года, происходивший во время венгерского восстания, провозгласил, что „сербы – народ политически свободный и самостоятельно живущий под державой австрийских императоров, что провинции-Срем, Бачка, весь Банат и принадлежащая к ним Военная Граница должны входить в состав особой правительственной территории, называемой Сербским Воеводством». Правительство утвердило это постановление народно-церковного конгресса, а в 1860 г. отменило его самым резким образом. Только в 1875 году, когда было обнародовано „Соборско устройство“, точно были определены дела, подлежащие ведению народно-церковного конгресса или собора. Именно ему предоставлено ведать в карловацкой митрополии дела внешне-церковные, школьные и имущественные. Ему принадлежит право открывать новые и закрывать существующие епархии, определять их границы, учреждать протопресвитерские (т. е., благочиннические) округа, открывать новые приходы, устанавливать штаты, назначать духовенству жалованье, контролировать управление монастырскими и церковными имуществами, проверять отчеты по приходу церковных и приходских сумм, заведовать приходскими училищами и различными благотворительными учреждениями, братствами, церковными общинами, попечительствами и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Были ли возвращены Ярославом Галицким великому князю Тихомль и др. захваченные им великокняжеские города, об этом летописцы умалчивают… Затем – в 1157 году – вся Погорина (т. е. область по р. Горыни) и вся Западная Русь, как сказано в истории Карамзина (кн. 1, т. 2, стр. 169), имели Государей особенных, независимых. Следовательно, и в Тихомле, – городе на р. Горыни, – был отдельный князь или, по крайней мере, его наместник 295 . Около 1212 года Тихомль входил в состав Владимирского княжества, где княжил Александр Бельзский, которому отдал это княжество король польский Лешко Белый, взяв приступом г. Владимир. Эго было вскоре после смерти славного Галицко-Волынского князя Романа Мстиславича. Осиротелое семейство Романа должно было скитаться на чужбине. В Польше его обласкали, но не оказали никакой помощи; в Венгрии также приняли, по-видимому, радушно и обещали помощь, но отложили подачу её до другого времени. А между тем втихомолку эти благодетели Галицко-Волынского княжества, – Польша и Венгрия, – строили свои планы. Под предлогом защиты осиротелого семейства Романа они изгнали из Галиции Игоревичей – Владимира, Романа и Святослава, и начали между собою спор о том, кто из них должен владеть Галичем. Наконец порешили, что Галиция должна сделаться приданным Польши и Венгрии. C этою целью женили венгерского королевича Коломана на польской королевне Соломии. Жених и невеста были ещё дети; но их обвенчали и отправили в Галицию. Коломан был коронован в Галиче. Детей же Романа, Данила и Василько, вместе с их матерью, отослали на Волынь и дали им незначительные волости – Тихомль и Перемышль. Это было в 1214 году. Здесь в Тихомле, обиженное семейство Романа несколько времени жило спокойно, вспоминая, только с печалью, о наследственной своей столице – Владимире. Сюда съехались все верные бояре, сподвижники их храброго отца, готовые усердно служить и его сыновьям... Между тем поступок Польши и Венгрии по отношению к Червонной Руси показался обидным для всей Руси. Чувство оскорблённого самолюбия, сочувствие к угнетённой русской народности в Галиции, притеснение, которым подверглась там Православная Церковь при чужеземном владычестве, – всё это живо отозвалось в сердцах русских князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Правительство усвоило себе также право высшего суда по апелляциям. Без его согласия невозможно было напечатать любой закон или резолюцию, касающиеся православных христиан. Лишь после венгерского восстания православные сербы получили больше прав в деле церковного управления. Были выработаны статуты, согласно которым высшая власть в Карловацкой Патриархии сосредоточивалась в Народно–церковном конгрессе и Архиерейском Синоде. Но право верховного надзора над деятельностью конгресса было закреплено за императором, от воли которого зависело и открытие конгресса, и закрытие, и продление его работы. Народно–церковный конгресс избирал главу Карловацкой Церкви, определял количество и размеры епархий, благочинии, приходов, назначал жалованье духовенству, устраивал духовные школы и проч. Архиерейский Синод ведал чисто духовными делами (верой, богослужением, церковной дисциплиной). Созывал Синод его председатель — Патриарх — с согласия императора. 3. Положение церковных дел в Далмации, Боснии и Герцеговине Ветвями Карловацкой Митрополии–Патриархии были Далмация и Босния с Герцеговиной, куда также переселились сербы, теснимые турками. Далмация побывала в ведении Италии, Франции, а в 1814 году была присоединена к Австро–Венгрии. Несмотря на усиленные просьбы, далматские православные сербы на протяжении веков не могли добиться открытия у себя собственной епископской кафедры. Лишенные своего архиерея, они во второй половине XVI века были подчинены венецианскому епископу, носившему титул Филадельфийского архиепископа и находившемуся в юрисдикции Константинополя. Лишь в 1808—1810 годах, во время захвата Далмации французами, была учреждена здесь православная епископская кафедра. В 1873 году, как об этом будет сказано в главе III «Румынская Православная Церковь», Далматская епархия была соединена с Буковинской. Судьбы славянского населения Боснии и Герцеговины (до XV в. последнюю славяне называли Захолмией или Холмской землей) совпадают. Как первая, так и вторая на протяжении веков находились в зависимости от более сильных соседних государств: Сербии (до конца X или начала XI в.), Хорватии (в XI в.) и Венгрии (с начала XII в.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Георгий (Зубкович), еп. Будимский. Фотография. 40-е гг. ХХ в. (Зубкович Джурадж; 23.04.1878, Будапешт - 11.04.1951, там же), еп. Будимский Сербской Православной Церкви. Окончил начальную школу и гимназию в Будапеште, затем правосл. богословский фак-т в Черновицах (ныне Черновцы, Украина) и получил степень д-ра богословия. Пострижен в монашество в мон-ре Бездин. 19 дек. 1901 г. рукоположен во диакона, в 1905 г.- во пресвитера. Был секретарем Темишварской консистории. 10 дек. 1911 г. избран епископом Будимским, 29 дек. 1912 г. в Сремски-Карловци состоялась его хиротония. Для разрешения сложной ситуации, в к-рой оказались проживающие в Венгрии правосл. румыны и греки (см. ст. Венгрия ), предлагал окормлять греч. и румын. общины, а в 1932 г.- основать для греч. приходов отдельное благочиние. Выступал против введения венг. языка и нового календаря в богослужение. Благодаря действиям Г. Будимская епархия , несмотря на стремление венг. властей создать самостоятельную Венгерскую Православную Церковь, осталась канонически и территориально неприкосновенной. Во время второй мировой войны кафедральный собор епархии и резиденция Г. были сильно повреждены, а после войны по решению властей снесены. Дважды, в 1938 и 1950 гг., Г. выдвигался кандидатом на серб. Патриарший престол. Венг. власти не позволили похоронить Г. в приготовленной гробнице в соборной церкви в Сентендре, поэтому он был похоронен на кладбище в Будапеште, а спустя неск. месяцев перезахоронен в Сентендре. Лит.: Српски jepapcu. С. 122. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/164267.html

В Румынии отметили 600-летний юбилей одного из древнейших православных храмов страны Бухарест, 31 мая 2011 г. В селе Кришчор, расположенном недалеко от города Брад, в жудеце Хунедоара, торжественно отметили 600-летие храма Успения Божией Матери. По благословению епископа Хунедоары Гурия (Джорджу) 19-20 мая прошли праздничные мероприятия, посвященные этому знаменательному событию. На церковном дворе 6 священников вместе с благочинным отцом Иоанном Жорза из Брада и советником по культуре епископии Девы и Хунедоары архидиаконом Гавриилом Валериу Баса отслужили торжественный молебен и парастас по усопшим священнослужителям, которые возносили здесь молитвы на протяжении нескольких веков. После службы к собравшимся обратился с приветственным словом настоятель прихода священник Траян Чоарэ. Архидиакон Гавриил произнес проповедь, в которой коснулся истории местных храмов, построенных в древности на пожертвования местных знатных дворянских родов. Храм Успения Божией Матери, ктитором которой был правитель Быля с супругой Вишей, возведен из камня и кирпича в конце 14 в. Он относится к церквям зального типа. В объеме храма доминирует высокая монументальная башня-колокольня, к которой примыкает однонефное здание самой церкви с более низким полуциркульным алтарем. Алтарная часть была перестроена в 19 в., сообщает Седмица.ru. Храм известен своими древними росписями, которые были созданы вскоре после окончания его строительства мастером местной школы. В вотивной композиции присутствует воевода Быля с семейством, преподносящим Богородице в качестве дара макет храма Кришчор. На южной стене церкви имеется изображение трех венгерских королей: Стефана, Ласло и Имре. На западной стене представлена сцена Успения Божией Матери. На внешней северной стороне храма — плохо сохранившаяся роспись «Страшный суд» предположительно 15 в. 31 мая 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/46829.html

Около этого времени венгерский король, бывший в Дунайских странах, пожелал видеть святого Мефодия. Многие убеждали Мефодия, из опасения мучений, не ходить к этому королю, но святой Мефодий пошел. Венгерский князь, как и подобает королю, встретил Мефодия с честью, беседовал с ним и отпустил его с большими дарами. Прощаясь, король сказал святому: «Вспоминай меня, честный отче, всегда во святых твоих молитвах». Так заботился святой Мефодий о своем стаде, отыскивая верных последователей Христу во всех странах и заграждая многоречивые уста. Он вместе с апостолом мог сказать: «Течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды» ( 2Тим. 4:7, 8 ). Когда же приблизилось время принять святому Мефодию покой от страданий и награду за многие труды, стали спрашивать его: – Кого, честный отец и учитель, ты укажешь из своих учеников твоим преемником? Показывая на одного из своих учеников, Горазда, святитель сказал: – Вот муж вашей земли, правоверный и хорошо знающий латинские книги. Если на то будет воля Божия и ваша любовь, я желаю, чтобы он был моим преемником. В цветную неделю святой Мефодий пришел в церковь и не мог служить от слабости, а только помолился за царя греческого, князей славянских, клириков и весь народ и сказал: – Посмотрите за мной, дети, до третьего дня. И действительно на рассвете третьего дня святой Мефодий со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой», почил о Господе на иерейских руках. Это было 6 апреля 885 г. Отпевание совершали по латыни, гречески и славянски, и положили его в соборной церкви в Велеграде. За погребением собралось бесчисленное множество народа. Тут были и мужчины и женщины, и большие и малые, и богатые и бедные, свободные и рабы, вдовы и сироты, странники и туземцы, больные и здоровые. Все провожали со слезами такого доброго учителя и пастыря, бывшего для всех всем, «да вся приобрящет». Ты святая и честная главо! свыше в своих молитвах вспоминай и нас, тебя призывающих, и избавляй от всех напастей своих учеников, распространяющих Христово учение и обличающих ереси, чтобы, выполнив с достоинством свое звание в этой жизни, стать с тобою твоему стаду одесную сторону Христа Бога нашего, получив от него жизнь вечную. Ибо Тому подобает слава и честь во веки веков. Аминь. Тропарь, глас 4:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий перевели Библию на славянский язык в девятом веке. За этот подвиг их называют просветителями славян. И, наконец, 12 августа 1581 года в городе Остроге в первый раз Священное Писание было напечатано на славянском языке. Это произошло всего через 125 лет после того, как началась эра книгопечатания и в Германии появилась первая печатная книга – Гутенберговская Библия на латинском языке. Острожская Библия была подготовлена к печати Острожскою православною школой под покровительством князя Константина Константиновича. Сохранилось всего несколько экземпляров первопечатной славянской Библии. Их можно увидеть в крупнейших книгохранилищах мира. Как Весть Божия была передана всем людям Заполните пустые места, вставив подходящее слово из списка, приведенного ниже. Слова для выбора: Ветхий Завет, Новый Завет, Венгерский, Гутенберговский, Острожская, Септуагинта, каменный, глиняный, стеклянный, металлический, люди, ангелы. 8. Спаситель родился Евангелие повествует нам об Иисусе Христе, Сыне Божием, который пришел на землю как Человек, чтобы спасти нас от наших грехов и смерти. Но некоторые люди не хотели верить, что Сам Господь пришел и жил между нас. Составители Евангелий достоверно описали время и место, где Спаситель родился и жил и что Он совершал. Прочтем Евангелие от Луки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Да видова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна». Священное Писание и история 1 . Прочтите внимательно текст и обведите кружочками имена людей, правивших Римской империей и ее провинциями в то время. 3 . Карандашом одного цвета подчеркните две вышеупомянутые области, а другим – города, о которых идет речь. 4 . Кто был Римским императором в то время? Постарайтесь отыскать его имя в энциклопедии или в какой-либо книге о Древнем Риме. Затем прочтите Евангелие ( Мф.2:1 ), чтобы узнать имя того, кто был царем Иудеи во времена Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

29 Цари вавилонские, персидские, греческие, римские кесари, обоготворявшие свое царское, достоинство до принятия божеского почитания от своих подданных; владычества, принявшие в основу лживые принципы 1789 г., отвергающие владычество Божие в обществах человеческих, вот царства «мира сего», управляемые князем силы воздушной. 30 Семь глав – это с самых древних времен царственные предтечи антихриста; а десять рогов – современные антихристу властители, имеющие с ним одни замыслы против христианства. 31 Св. Церковь облечена в солнце заслуг Христовых, дающих ей победу над миром, плотью и дьяволом , эмблематически изображаемыми луной, двенадцать звезд – автокефальные церкви: российская, константинопольс­кая, антиохийская, александрийская, коптская, армянс­кая, грузинская, греческая, болгарская, сербская, иеру­салимская, румынская. Столько же церквей римско-като­лических, а именно: миланская, римская, галликанская, британская, ирландская, американская, испанская, португальская, чешская, венгерская, южно-германская. 32 Эмблема царства дракона: зверь багряный, преисполненный именами богохульными с семью головами и десятью рогами св. Иоанн объясняет в том смысле, что семь голов суть семь царей, из которых пять пали (Нимврод. Фараон, Навуходоносор, Антиох Епифан IV, Нерон) один есть (Домициан), а другой еще не пришел, и когда придет не долго ему быть(Юлиан Отступник). 33 Некоторые честолюбивые представители духовной власти на западе старались ради своих мнимых выгод, потрясать основы мирской власти. Отсюда начало всяких внутренних нестроений на западе, грозящих всеобщей анархией и небесными казнями; ибо этой рознью пользуются евреи и постепенно овладевают господствующим положением для разрушения Церкви, общественного строя и порядка. 34 Воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена, и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне. Потому что Бог положил им на сердце исполнить одну волю и отдать царство их зверю( Omkp. XVII, 15,16.17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010