В 567 году он поселился в Пиктавии (Пуатье) и там близко познакомился с аббатисой монастыря святого Креста святой Радегундой – дочерью короля Тюрингии Бертахара. Вскоре после этого под ее влиянием он принял монашеский постриг и был рукоположен в диакона, а затем и в пресвитера. Фортунат посвятил ей много стихотворений, воспевающих ее мудрость и благочестие, а после преставления преподобной Радегунды в 587 году составил ее прозаическое житие. Ему же принадлежит поэма о святом Мартине, представляющая собой стихотворное переложение его жития, написанного Сульпицием Севером. В самом конце жизни, в 600 году, Венанций Фортунат был хиротонисан во епископа Пиктавии (Пуатье), став преемником Платона, который в прошлом служил под началом святого Григория архидиаконом в Туре. В том же году он, вероятно, скончался, но некоторые биографы датируют его смерть 609 годом. Литературное наследие Фортуната включает стихи разных жанров: элегии, эпитафии, эпиталамы, но его излюбленный жанр – панегирики, задушевный тон которых свидетельствует о его искреннем дружелюбии и благожелательности, чуждой притворной льстивости, о способности испытывать радость от достоинств и успехов своих друзей. Особенно высокими поэтическими качествами отличается стихотворное послание графу Бодегизилу, с которым он был дружен: Лишь удостоился я познать твой благостный облик, речь твоя, словно елей, вновь оживила меня. Сладкой беседой своей насытил ты мое сердце, вдоволь питая его щедрыми яствами слов. Кормят другие людей одною телесною пищей, досыта кормишь меня пищей духовною ты. Так невозможно фалерн подсластить сытою медовой, как услаждает мою душу трапеза твоя. Сколь утешителен ты для тех, кого издавна любишь, если меня в один час в друга себе обратил. Венанций Фортунат – автор многих агиографических сочинений, в основном в стихах, но также и в прозе. Кроме уже упомянутых это жития Илария Пиктавийского, Патерна Авраншского, Альбина Анжерского, Северина Бурдигалльского, Маркелла и Германа Парижских. Стихи Венанция Фортуната стали своего рода заключительным аккордом классической латинской поэзии

http://pravoslavie.ru/91718.html

Поэзии Фотуната свойственно утраченное его современниками отточенное техническое мастерство, которое сочетается с искренним воодушевлением, лиризмом, просветленностью восприятия мира и жизни, идущей из глубины его веры, при том что в поэзии он не был новатором, подобным святому Амвросию Медиоланскому, но придерживался классической традиции. «Метрические формы Венанция не отличаются большим разнообразием, – замечает знаток латинской поэзии раннего средневековья И.Н. Голенищев-Кутузов. – Любимый его размер – дистихи… Кроме метрических он писал также ритмические стихи» . Стихи Венанция Фортуната прозвучали своего рода заключительным аккордом классической латинской поэзии. Позднейшие христианские поэты и церковные гимнографы черпали вдохновение из других источников – по преимуществу в гимнографии святителя Амвросия Медиоланского. На смену квантитативным метрическим стихам пришла ритмическая поэзия с рифмованной строфикой – на вкус, воспитанный на классических образцах, вполне варварская. Некоторые из стихотворений Фортуната вошли в обиход Западной церкви. Это два гимна: «Знамена веют царские» («Vexilla regis prodeunt») и «Воспой, язык, сраженье славной страсти» («Pange, lingua, gloriosi proelium certaminis»), написанные размером римских военных песен и оба посвященные перенесению частицы Животворящего Креста в Пуатье, а также исполненное радостным ликованием пасхальное песнопение «Salve festa dies». В западные бревиарии включен гимн Фортуната в честь Девы Марии «Которую земля, и море, и эфир» («Quem terra, pontus, aethera»). Нечестивые епископы Среди епископов Галлии не все вели подвижническую жизнь. Меткий наблюдатель нравов своих современников, в том числе клириков и епископов, святитель Григорий Турский не всегда в своем рассказе о них выбирает агиографический тон, но часто выступает скорее как сатирик, а некоторых епископов представляет настоящими разбойниками с нравами и обычаями под стать франкской знати той эпохи. Так, в пору понтификата Иоанна III, Салоний и Сагиттарий, воспитанные святым епископом Лиона Никитой и поставленные им в диаконский сан, а затем ставшие один – епископом Амбрены, а другой – города Гапа, «потворствуя своим прихотям, начали неистовствовать как безумные в грабежах, резне, убийствах, блуде и других преступлениях. Дело дошло до того, что однажды, когда Виктор, епископ Сен-Поль-Труа-Шато, справлял годовщину своего назначения, они, послав отряд вооруженных мечами и стрелами, напали на него. Напавшие разорвали на нем одежду, перебили его слуг, унесли сосуды и весь пиршественный прибор, оставив епископа в высшей степени оскорбленным» .

http://pravoslavie.ru/91718.html

В этих условиях почитание И. могло привести к открытому конфликту между правосл. духовенством и арианской властью. В 567-568 гг. Венанций Фортунат по просьбе Пиктавийского еп. Паскентия составил Житие И. в 2 частях (собственно Житие и «Книга о чудесах св. Илария»). Произведение сохранилось в многочисленных рукописях (самые ранние - IX в.), в нек-рых манускриптах к нему приложено псевдоэпиграфическое послание И. к дочери Абре. Ценность этого Жития как источника сведений об И. невелика, информация о его жизни и деятельности была заимствована в основном из сочинений блж. Иеронима и Сульпиция Севера. По мнению Б. Круша, «за исключением вымыслов, Фортунат не дает никаких новых сведений о св. Иларии» (MGH. AA. T. 4. Pars 2. P. VI). В «Книге о чудесах св. Илария» описаны 9 чудес, одно из к-рых имеет точную датировку. Ночью перед битвой с вестгот. кор. Аларихом II (507) франк. кор. Хлодвиг увидел свет, исходивший из базилики св. Илария. Это знамение предвещало поражение вестготов-ариан. По словам Венанция Фортуната, и после смерти святой продолжал бороться с ересью. Сообщение об этом чуде приведено также в «Истории франков» Григория Турского ( Greg. Turon. Hist. Franc. II 37), в др. месте Григорий сравнивает арианина Алариха II с Арием, а Хлодвига - с И., одержавшим победу над ересью (Ibid. III. Praef.). Следов., образ И. использовался в интересах галльского епископата, сотрудничавшего с франк. королями, чтобы представить политический конфликт между франками и вестготами как борьбу за чистоту веры. В VII в. Хроника Псевдо-Фредегария отмечает, что Хлодвиг одержал победу над врагом при помощи св. Мартина и И., базилики к-рых были впосл. щедро одарены королем. В IX в. эти сведения повторил архиеп. Гинкмар Реймсский в Житии св. Ремигия ( Hincmarus. Vita S. Remigii. 19//MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 311). Прославление И. как выдающегося галльского богослова получило отражение в сочинениях VI-VII вв. Восхваляя Леонтия, еп. Бурдигалы, Венанций Фортунат сравнивает его с И., Мартином и свт.

http://pravenc.ru/text/389089.html

Coloniae Agrippianae, 1570. Vol. 1. P. 454. Сурий (1522–1578), немецкий агиограф, повторяет историю Кирилла Скифопольского. Otreius, qui Melitenensi praeerat ecclesiae matrem Dionysiam, ut quae diuinis uacaret assidue, diaconissam ordinat suae ecclesiae. О св. аббате Евфимии Отрей, который возглавлял Мелитинскую Церковь , посвятил в диакониссы своей Церкви мать [св. Евфимия] Дионисию, поскольку она усердно предавалась божественному [служению]. Venantius Fortunatus Vita Sanctae Radegundis. XII. 26, 28 Monumenta Germaniae historica. Auctores antiquissimi. Berolini, 1885. T. 4. Pars 2. P. 41; Monumenta. P. 48. Венанций Фортунат (530/540–600/609) – епископ Пуатье, церковный поэт и писатель, биограф св. Радегунды (518–587), дочери тюрингского короля и супруги короля франков Хлотаря I. Нижеследующая история интересна тем, что является указанием на посвящение диакониссы через возложение рук у алтаря как на фактическое принятие монашеских обетов, о чем свидетельствует и последующая подвижническая жизнь св. Радегунды 198 . (26) Veniens ad beatum Medardum Nouomago, supplicat [S. Radegundis] instanter ut ipsam mutata ueste domino consecraret (28) Sanctissima... intrans in sacrarium, monachica ueste induitur, procedit ad altare, beatissimum Medardum his uerbis alloquitur dicens: «Si me consecrare distuleris et plus hominem quam Deum timueris, de manu tua, pastor, ouis anima requiratur». Quo ille contestationis concussus tonitruo, manu superposita consecrauit diaconam. Венанций Фортунат Житие св. Радегунды. XII. 26, 28 (26) Придя к блаженному Медарду Новомагскому 199 , она [Радегунда] на коленях настоятельно умоляла, чтобы он посвятил ее саму Господу, поменяв одеяние (28) Великая святая... войдя в сакристию, облачается в монашеское одеяние, подходит к алтарю и обращается к блаженнейшему Медарду, говоря: «Если замедлишь посвятить меня и более убоишься человека, нежели Бога, то от твоей руки, пастырь, будет взыскана душа овцы». Он, пораженный мольбой как громом, возложив руку, посвятил диакониссу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Амер. исследователь М. Кюфлер, согласившись с тем, что краткое Житие св. Геральда было составлено О., высказал сомнения в его авторстве пространного Жития. Отмечая многочисленные ошибки и анахронизмы, к-рые, по мнению историка, вряд ли мог допустить автор, работавший спустя всего лишь 2 десятилетия после кончины св. Геральда, Кюфлер предположил, что пространное Житие было написано в нач. XI в. в Лиможе, вероятно, Адемаром Шабанским ( Kuefler M. S. Dating and Authorship of the Writings about St. Gerald of Aurillac//Viator. Turnhout, 2013. Vol. 44. N 2. P. 49-98). Против этой гипотезы выступил С. Фре (его критика относилась к ранней, франц. версии работы Кюфлера). Он отметил, что лит. связи между пространным Житием и «Собеседованиями», а также схожая экклезиология в пространном Житии и аутентичных сочинениях О. являются достаточными аргументами против пересмотра общепринятой т. зр. на то, что автором пространного Жития был О. ( Fray S. L " aristocratie laïque au miroir des récits hagiographiques des pays d " Olt et de Dordogne (Xe-XIe siècles): Diss. P., 2011). «Житие Григория Турского» (Vita sancti Gregorii Turonensis - BHL, N 3682; изд.: PL. 71. Col. 115-128), несмотря на высказывавшиеся сомнения в правильности атрибуции ( Voormann C. Studien zu Odo von Cluny: Diss. Bonn, 1951), в наст. время большинством исследователей признается сочинением О. ( Ros é I. La «Vita Gregorii Turonensis» d " Odon de Cluny († 942): Un texte «clunisien»?//Memini: Travaux et documents. Montréal, 2005/2006. Vol. 9/10. P. 191-277). Оно написано или в период, когда он был каноником в Туре, или, что более вероятно, в конце жизни, когда О. возглавил мон-рь св. Иулиана. За основу О. взял автобиографические заметки в сочинениях свт. Григория Турского и поэму Венанция Фортуната. Житие состоит из 26 глав, в к-рых описываются происхождение, жизнь до епископского рукоположения, само рукоположение, служение, чудеса и смерть свт. Григория Турского. Продолжая мысль Венанция Фортуната ( Venant. Fort. Carm. 5. 3//MGH. AA. T. 4. Pars 1. P. 106-107), О. отмечает, что, подобно тому как Бог отправил в разные концы земли апостолов, позднее Он также разделил землю между 3 святыми Григориями: на Востоке был свт. Григорий Назианзин, в Италии - свт. Григорий Великий, а в Галлии - свт. Григорий Турский. На протяжении всего повествования присутствует образ св. Мартина, учеником которого представлен свт. Григорий Турский. В финале помещена похвала св. Мартину. Гомилетические

http://pravenc.ru/text/2578219.html

23). В 559 г. Г. выступил посредником между Хлотарем и его женой св. Радегундой , к-рая, оставив мужа, удалилась в мон-рь, однако король захотел вернуть супругу. Согласно посланию Радегунды от 567 г. к Собору в Туронах (совр. Тур), королева в тайных письмах к Г. умоляла его помочь удержать супруга от намерения вернуть ее, что святому удалось сделать. Спустя нек-рое время Г. ездил по поручению Хлотаря в Пиктавий (совр. Пуатье), где нашла убежище св. Радегунда. После визита состоялось окончательное примирение бывш. супругов. Также Г. благословил Агнессу, бывш. служанку Радегунды, как первую настоятельницу основанного королевой в Пиктавии мон-ря Св. Креста ( Greg. Turon. Hist. Franc. 9, 42). Вероятно, святой и позже посещал Радегунду и имел возможность близко познакомиться со своим буд. биографом Венанцием Фортунатом. В одном из стихотворных сочинений Фортуната содержится намек на приглашение Г. в Паризии ( Venantius Fortunatus. Carmen. 8, 2). Из др. сочинения, где Фортунат описал хор клириков Паризиев во главе с Г., понятно, что поэт присутствовал в то время в городе (Ibid. 2, 13). Однако дружба святого с Венанцием Фортунатом относится к более позднему периоду - после 565 г., когда тот прибыл в Галлию. После смерти кор. Хлотаря I (561) Франкское королевство было поделено между 4 его сыновьями, один из к-рых, Хариберт (как прежде его дядя Хильдеберт I), устроил свою резиденцию в Паризиях. Безнравственная семейная жизнь короля стала причиной его столкновения с епископом. Хариберт, оставив первую жену Ингоберту, женился на Мерофледе, а затем на ее сестре Марковефе, бывшей посвященной Богу девой. По словам Григория Турского, святой призывал короля оставить Марковефу, однако тот отказался, за что был отлучен вместе с незаконной женой от Церкви ( Greg. Turon. Hist. Franc. 4, 26). Эти события частично отражены в документах III Собора в Паризиях, созванного и проходившего под председательством Г. В 567 г. Г. принял участие в Соборе в Туронах, на к-ром в ответ на послание св. Радегунды было принято неск.

http://pravenc.ru/text/164735.html

Григорием Богословом, боровшимися с арианством ( Venant. Fort. Carm. II 16). В др. местах Фортунат называет И. среди великих богословов наряду со свт. Афанасием Великим, свт. Григорием I Великим , блж. Августином и свт. Василием Великим (Ibid. V 1. 7; V 3). По свидетельству поэта, предметом особой гордости для жителей Галлии служило то, что И. прославился мужественной защитой православия от Британии до Персии и Индии (Ibid. VI 5. 215-224). В VII в. Иона из Боббио называл И., свт. Амвросия Медиоланского и блж. Августина «столпами Церкви» ( Ionae Vita Columbani abbatis. I 1//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 66). Однако, несмотря на известность И. как богослова, его произведения не получили широкого распространения в Галлии. Единственное упоминание о чтении «книги св. Илария» содержится в Житии свт. Аполлинария († до 534), еп. Валенции (ныне Валанс) (Vita S. Apollinaris. 8//MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 200). Для агиографов VI в. важным представлялся тот факт, что И. был наставником св. Мартина, основавшего 1-й в Галлии мон-рь (в Локотигиаке, близ г. Пиктавий), к-рый впосл. оставался одним из мест особого почитания св. Мартина. Григорий Турский и Венанций Фортунат, к-рые принадлежали к числу почитателей св. Мартина, уделяли особое внимание почитанию И. Фортунат, рассказывая в Житии И. о том, как св. Мартин воскресил в Локотигиаке умершего, упомянул о Пиктавийском епископе как об одном из главных действующих лиц: «Смерть утратила свои права там, куда Иларий вошел силою молитвы» ( Venant. Fort. Vita Hilar. XII 45). В стихотворении о Пиктавийском еп. Платоне, бывш. диаконе Григория Турского, автор изображает назначение епископа на кафедру как дар св. Мартина своему наставнику И. Житие, составленное Фортунатом, стало основным памятником агиографической традиции И. Ряд рукописей в качестве дополнений к нему включает позднейшие описания чудес И. и повествования апокрифического характера (BHL, N 3893-3909). Одно из самых полных собраний агиографических произведений об И. содержится в ркп. Paris.

http://pravenc.ru/text/389089.html

Мученичество святых Дионисия Ареопагита, Рустика и Елевферия. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 82) Мученичество святых Дионисия Ареопагита, Рустика и Елевферия. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 82) Епископом Паризиев св. Дионисия называет только свт. Григорий Турский в «Истории франков» (кон. VI в.; Greg. Turon. Hist. Franc. I 30). Он сообщает о прибытии из Рима в Галлию при имп. Деции (сер. III в.) 7 епископов-миссионеров: св. Дионисия, еп. Паризиев, Гатиана Туронского, Австремония Арвернского, Трофима Арелатского, Сатурнина Толозского, Павла Нарбоннского, Марциала Лемовикского. Имена епископов были взяты свт. Григорием из диптихов церковных общин Галлии. Выбор кафедр, с к-рыми свт. Григорий связывает деятельность 7 епископов, в значительной мере определяется его личными симпатиями и политическим значением городов в VI в. Так, Паризии стали резиденцией франк. кор. Хлодвига после признания его легитимности визант. имп. Анастасием I . Датировка этих событий у свт. Григория, основанная на «Мученичестве св. Сатурнина Толозского», пострадавшего при имп. Деции, вызвала хронологические неувязки и не соответствовала сообщениям др. источников. Гилдуин отвергал сведения свт. Григория, указывая, что соглашаться с ними могут лишь люди, незнакомые с сочинениями древних историков ( Hilduinus. Ad cunctos fideles. 2). Рассказ свт. Григория противоречит также сведениям из «Мученичества Дионисия». В соч. «О славе мучеников» свт. Григорий Турский называл Дионисия мучеником, дарованным г. Паризии (Parisiorum urbi datus est martyr), и сообщал о чуде наказания святым одного из приближенных франк. кор. Сигиберта I, похитившего покров с гробницы святого ( Greg. Turon. Glor. martyr. 72//PL. 71. Col. 768-769). «Мученичество святых Дионисия, Рустика и Елевферия» (т. н. Первое Житие; нач. VII в.) приписывается св. Венанцию Фортунату, еп. Пиктавия (совр. Пуатье; кон. VI в.). Свт. Венанцию принадлежит также гимн в честь Дионисия ( Venant.

http://pravenc.ru/text/178443.html

268 О нем свт. Григорий пишет в HF. IV, 19. Основал в 557 г. монастырь (нын. Abbaye Saint-Médard de Soissons). Скончался в 557 г. (по Krusch " у); хоронил его сам король Хлотарь. Память его 8 июня. 270 Во время правления Сигиберта I (561–575 гг.). См. прим. Krusch " а о сведениях, переданных Венанцием Фортунатом в этом житии (p. 807, см. прим. к гл. 88). 271 Об этом пишет Фортунат: «Inclusos digitos morbo numerante tenebat/Nec poterat ducto pollice fila dare» (Carm. II, 16, 105–106. ΜGH. AA. T. VI, 2. P. 47). 275 Референдарий (referendarius) – начальник королевской канцелярии. У первых франкских королей референдарием назывался тот, кому поручалась забота о королевском перстне – печати; он же подписывал королевские грамоты н выполнял другие получения короля. См.: Du Cange. Т. 7. Р. 76. 276 Совр. г. Анже (Angers) – главный городисторической области Анжу (Anjou) на западе Франции, в нижнем течении Луары. 277 Родившись в Бретани, свт. Альбин в раннем возрасте ушел в монастырь Тинкиллак (Tincillac – возм. совр. комм. Tillières либо Théhillac в Бретани). Став игуменом этого монастыря в возрасте 35 лет, управлял им более 25 лет. Был епископом более двадцати лет. Участвовал в заседаниях III и IV Орлеанских соборов (538 и 549 гг.).Скончался в 550 г. в возрасте 80-ти лет. Память его 1 марта. Фортунат приезжал в тот монастырь поклониться его мощам. Житие его, написанное тем же автором, издано в MGH. AA. T. IV, 2. P. 27 seqq. См. о нем и монастыре Saint-Aubin d " Angers в Brev. Mon. S. Albini (AA. SS. Mabill. Saec. I, p. 12) 282 О жизни и чудесах этого подвижника свт. Григорий пространно пишет (как он сам говорит, со слов исцеленного святым глухонемого) в HF. VI, 6. Скончался св. Госпитий в 581 г на месте совр. г. Вильфранш-сюр-Мер (Villefranche-sur-Mer); память его 21 мая. Некогда на месте его подвижничества был монастырь. 284 Леринский монастырь на о. св. Гонората (основателя монастыря в 410 г.) – один из древнейших, известнейших и влиятельнейших на Западе центров монашества. В нем подвизались такие известные святые как свт. Максим Регийский, свт. Иларий Арелатский, свт. Евхерий Лионский,свят. Фавст Регийский, свт. Кесарий Арелатский , преп. Викентий Леринский.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Хариберт — сын короля Хлотаря I (см. кн. IV, гл. 26). Венанций Фортунат посвятил королю Хариберту стихотворение (VI. 2). В этом стихотворении поэт, обращаясь в королю, восклицает: 624 ...отдался под покровительство герцога Лупа... — См. кн. VI, гл. 4. Герцог Луп, галло-римлянин, был на службе у короля Сигиберта. Фортунат, посвятивший ему два стихотворения (VII 7. 8). прославляет его как победителя над саксами и данами и как преданного и верного королю Сигиберту человека. Говоря о деятельности Лупа, поэт пишет: 625 «...К чему не склоняешь ты смертные души/К злату проклятая страсть»! — Вергилий. Энеида (III, 56). Этот стих из Вергилия, приводимый Григорием не однажды для объяснения алчности тех или иных лиц, видимо, в то время был распространен среди историков. Так, например, он встречается у Иордана (С. 92, § 134), где автор этой фразой подчеркивает алчность римских военачальников, пустившихся продавать во время голода, постигшего готов, не только свежее мясо, но и дохлятину. 626 ...их свалил не только крепкий сон, но и вино... — Ср.: Вергилий. Энеида (II. 265): «Все нападают на град, во сне и в вине погребенный». 627 А Хлодвиг... после своего изгнания из Тура... — См. кн. IV, гл. 45. 628 ...король Гу нтрамн собрал всех епископов своего королевства в Париже... — Церковный собор в Париже в 573 г. 629 ...что бу дет ему верен... — См. кн. IV, гл. 23. 630 ...гонений на христиан при Диоклетиане. — См. кн. I, гл. 35 и прим. 103 к кн. 1. 631 ...Сигиберт потребовал, чтобы Хильперик с ним сразился, — Букв.: «...чтобы Хильперик приготовил поле боя». По древнегерманскому обычаю. См. кн. IV, гл. 16 и прим. 156 к кн. II. 632 Но Хильперик, боясь, как бы не погибло их королевство... — Имеется в виду Франкское королевство в целом. 633 ...вражеское войско... — Имеются в виду зарейнские племена, пришедшие с Сигибертом, которых Григорий здесь и в 51 главе называет словом hostes — «враги, чужеземцы». Но слово hostis у Григория может быть и в значении «войско». 634 Об этом... мы расскажем в следующих книгах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010