Я покрываю Свое божественное достоинство духовными листьями, покрываю властность Своего божества человеческими словами, говорю: «не как Я хочу, но как Ты». Он, слепец не звал, что Моя воля и Отца Моего одно: «Все, что имеет Отец, есть Мое» ( «вся, елика имать Отец, моя суть») ( Иоан. 16:15 ), и: «Я и Отец – одно» ( «аз и Отец едино есма») ( Иоан. 10:30 ). «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Он повесит зерно хлебное, и когда поглотит Меня, увидит, что сам удавливается тройной петлей». Но может быть кто-нибудь из слушателей спросит: «Неужели Христос посмеялся над диаволом, или возможно ли было насмехаться над ним?» Ему мы скажем: прочитай Писание, и найдешь, что сам Отец говорит Моисею: «что Я сделал в Египте» ( " видишь, елико наругахся Египтяном») ( Исх. 10:2 ). Так и Господь посмеялся над диаволом и демонами. Нужно было, чтобы он был осмеян, как безумец, за свое великоречие и слова: «Силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин; и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул» ( «крепостию... Моей сотворю и разумом рук моих отиму пределы языков,... и вселенную всю как гнездо возьму, и яко оставленая яица возму, и никого не будет, иже... противу мне речет») ( Ис. 10:13–14 ). Нужно было, чтобы он и демоны были осмеяны, чтобы обнаружилось, что в таких своих похвальбах они неразумнее даже детей. Поэтому и не знали, что делали: «ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» ( «аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли») ( 1Кор. 2:8 ). Также и пророк предвозвестил об этом драконе, что он будет осмеян: «там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем» ( «змий сей, егоже создал еси ругатися ему») ( Пс. 103:26 ). Но, чтобы не казалось, что излишним удлинением слова мы препятствуем желающим после нас еще яснее передать мысль Писания, здесь прекратим свое Слово. Мы были вызваны сказать по поводу той же самой главы, не потому, что можем говорить без пропусков, но чтобы объяснить по своим силам, и дать повод любознательным: " дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее» ( «даждь премудрому вину, и премудрейший будет») ( Прит. 9:9 ). И вы, возлюбленные, собрав из Писания, в подкрепление сказанному, старайтесь еще больше уяснить трудную мысль – Господь наш не по робости, как выше у нас сказано, уклоняется от чаши смерти, но по божественному устроению, чтобы по моим ничтожным словам и мыслям и вашим трудам воссылалась слава Христу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Очень важный тропарь про Тайную Вечерю. Дальше Канон Великого Четверга: Косма Маюмский написал все Каноны для Утрени. Канон: " Сеченое сечется море Чермное”. Это большой канон, в нем все песни есть. Целый ряд стихир, и ексапостиларий (светилен): “Чертог Твой вижду, Спасе мой украшенный” последний раз поется в Четверг. И, наконец на Литургии - скажу про два песнопения на Литургии, особенные совершенно песнопения на Великом Входе в Великий Четверг поется не Херувимская песня как всегда, поется тропарь “Вечери твоя тайны днесь”. Это единственный раз в году такое. Есть еще один тропарь Великого Четверга: “Вечери Твоей тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими”, вы наверняка его хорошо знаете потому что он входит в Правило ко Святому Причащению. Вот он поётся вместо Херувимской песни, то есть на Великом Входе. Он поётся во время причащения. И он поётся в конце Литургии третий раз. То есть фактически он сопровождает всю службу. И второе песнопение, которое я упомяну, это Задостойник. Знаете, что такое “задостойник”? Вместо “Достойно есть...” в конце анафора. Здесь поётся “ Странствие Владычне, и бессмертная трапеза”. Как такие особенные песнопения Великого Четверга. Ну и несколько слов про Великую Пятницу. Великая Пятница - это и есть Великая Крестная Пасха, тот самый день, когда отмечали память страстей, распятия, и крестной смерти Господа. И сейчас тоже отмечают этот день, просто не называют Пасхой, а так всё тоже самое. Это день очень строгого поста, такого строго поста, что даже наш Устав отменил Литургию в этот день, даже Преждеосвященную. Трапеза в Великую Пятницу не благословляется по Уставу. В типиконе так написано : “Если кто немощен или пристарелся, да вкушает сухари с водою по захождению солнца.” Это самый постный день в году. Такого дня больше нет. Какие службы служатся в Великую Пятницу? Что нужно иметь ввиду? Что все службы в Великую Пятницу имеют, такое ярко-выраженное Иерусалимское происхождение. Ну вообще у нас Иерусалимский Устав. Вообще в нашем Константинопольском Богослужении очень велико влияние Иерусалимской традиции.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

Здесь уместно сравнить своеобразие художественного историзма Чехова и Толстого, например. Чтобы выразить свои представления об истории России, Толстому понадобилось создать четырёхтомный роман-эпопею – «Войну и мир», упомянуть в нём свыше ста исторических деятелей. Для Чехова оказалось достаточным написать несколько строк и упомянуть лишь трёх исторических лиц. Лаконичность – яркая самобытная черта творчества Чехова, во взгляде на историю это тоже проявляется. Так вот, в истории России чеховскому герою видятся лишь беспросветная нищета и безмерные страдания простого народа. «Лютая бедность, голод … невежество, тоска… мрак, чувство гнёта» осмысляются им не как случайные явления, имеющие отношение лишь к его собственной семье, а как сущностная, закономерная и непреодолимая черта исторического бытия его родины. Впрочем, ничего принципиального нового во взгляде на историю русского народа чеховский герой не открыл. Боль о страданиях простых людей переживали многие современники Чехова. Сам Чехов создавал рассказ «Студент» через несколько лет после того, как вернулся из поездки на Сахалин, где видел страшные картины жизни каторжного населения. Но, кроме этого, важно понимать и другое: в представлении православного человека бедность, нищета – лучший путь к святости, нежели богатство. Не случайно Ф. И. Тютчев в своём известном стихотворении о России «Эти бедные селенья…» увидел в нищете, долготерпении и смирении русского народа особое благословение Царя Небесного. То, что нищета – черта святости, не мог не знать студент духовной академии. Здесь существенно иное: как к этому относиться? Сострадать народу, уповая на милость Божию, готовить себя к служению людям многотрудным священническим подвигом или же предаваться унынию? Совершенно очевидно, что в начале рассказа настрой у героя пессимистический. Почему? В этом стоит разобраться. Иван отправился на весеннюю тягу не в обычный день, а в Великую Пятницу. Здесь-то, перед тем как переходить к анализу очередного эпизода рассказа, важно объяснить учащимся, что означают для православного человека следующие литургические реалии и церковные службы: Великий Четверг (Страстной Четверг, Великий Четверток по-славянски) и воспоминание о Тайной Вечере ; чтение Двенадцати Евангелий на вечернем богослужении (на утрене ) под Великую Пятницу (Страстную Пятницу, Великий Пяток ); утром в Великую Пятницу – чтение Царских Часов ; во второй половине дня – вечерня с чином Изнесения (выноса) Святой Плащаницы ; вечером в пятницу – утреня Великой Субботы (Преблагословенной Субботы) с чином Погребения Плащаницы. По-видимому, по завершении этих служб студент Иван решил немного развлечься и поохотиться на вальдшнепов.

http://pravmir.ru/k-voprosu-o-duxovnom-s...

(Псалтирь митрополита Киприана, л. 191 об.). Отдаютжеся (прекращаются) поклоны святыя четыредесятницы въ церкви многая убо koлhonpekлohehiя въ великую среду, а иже посред coбpahiu u 3 beлukiя отпустная (т. е. поклоны на отпусте) въ пятокъ на вечерни бываютъ. Uмyщiu же зanobдь u npouзboляющiu рекше въ великую субботу въ keлiяxъ своихъ творятъ (т. е. поклоны), судивше се (на том основании) , яко за еже имти сей суббот постъ паче всего лта, (въ) субботу елико можетъ койждо творитъ и тако отдаваются, и паки отъ всхъ святыхъ начинаютъ koлhonpekлohehiя. Въ прочая же дни лта, егда нсть праздникъ, по ckohчahiu же 9-го часа въ пятокъ отдаются и даже до вечерни недльныя отъ сподоби господи въ вечеръ сей безъ грха и паки начинаются. Статья эта замечательна по некоторым указаниям на местную практику афонских монастырей относительно поклонов. Именно: поклоны прекращаются в великую среду, но не безусловно, а только в том числе, какое принято для великопостного периода. Так что в великую пятницу на вечерне остаются три великие поклона на отпуске. А в кельях, из уважения к строгому посту великой субботы, произволяющие продолжали поклоны и в этот день. С этого же дня до недели всех святых поклоны оставляются. В прочия недели, когда нет праздника, они прекращаются в пятницу вечером и начинаются „со сподоби Господи“ на вечерне воскресной, согласно с 90 правилом Трульского собора. В связи с этим обычаем мы объясняем себе 39 правило белецкого устава или заповеди, где говорится: въ среду страстныя недли полагается поклонъ (по другому чтению: полагаются поклоны), въ пятокъ тоя недли держати (Голуб. Истор. Р. Ц. I, 514). Мысль та, что, кроме среды страстной недели, поклоны продолжаются и в пятницу, конечно, с исключением четверга. Так как этот обычай противоречил практике иерусалимского устава и потому во многих местах не исполнялся, то в других списках белецкого устава замечания о пятнице нет вовсе, и дело представляется таким образом, что поклоны прекращаются в великую среду. Приложение VI. Синод. устав 330–380 л. 265

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Пишешь, что прежде употребляла пищу в Великую Пятницу, и несмотря на это изнемогала от поста, теперь же, благословившись от меня, совсем ничего не вкушала в Великую Пятницу и не чувствовала ни слабости, ни головной боли, и приписываешь это мне. Не от меня это, а по твоей вере Господь тебе помог и укрепил... (преп. Иларион). Посты непременно надо соблюдать, в среду и в пятницу, и весь Великий пост. Вот теперь Страстная неделя, и ты непременно постись... Непременно постись! (преп. Анатолий). ...Задерживай себя от снеди и пищи сколько можно и старайся кушать умеренно легкой и известной вам пищи (преп. Лев). А что вы вопрошаете мою худость и просите моего недостойного благословения, дабы вам единожды в день есть в вечер сухоядение, то и на сие заочно моих сил недостает о сем сорассудить, не знавши потонку ваших там дел и между собой с сестрами... Но только, хотя вы несколько и заметили, что от такового пищеупотребления бывает вашим чувствам и телу движениям облегчение, но, однако, хотя я и согласую с сим, но не дерзаю един соизволить вам на сие. Но проси Матушку, ей вы там виднее и ваши сообращения, и ежели ей Бог возвестит и попустит, то и я благословляю, и ежели же после усмотрите, что вы сим будете вредиться (то есть гордиться), то она, и не относясь со мною, может вам и паки сие оставить... Я не знаю, что для вас тяжелым покажется, что не досыта наедаться, а видно из многих святых, что наиболее советуют употреблять и алкать... и утверждают за полезное, но и вашей меры не опровергают... Но как выше сказано, Матушка поблагословит, так и располагайся... (преп. Лев). На вопрос: «Не все ли равно Богу, какая пища?» — старец ответил: «Не пища имеет значение, а заповедь, Адам изгнан из рая не за объедение, а за вкушение только запрещенного. Почему и теперь в четверг или вторник можно есть что хочешь и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность» (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Страстная седмица: опыт многодетных Как совместить бытовую сторону подготовки к празднику с богослужениями Страстной седмицы? Каждый год во всех православных семьях встает вопрос поиска баланса. Как с этим справляются и где находят компромиссы многодетные семьи с многолетним опытом? 30 апреля, 2013 Как совместить бытовую сторону подготовки к празднику с богослужениями Страстной седмицы? Каждый год во всех православных семьях встает вопрос поиска баланса. Как с этим справляются и где находят компромиссы многодетные семьи с многолетним опытом? Как совместить бытовую сторону подготовки к празднику с богослужениями Страстной седмицы? Каждый год во всех православных семьях встает вопрос поиска баланса. Как с этим справляются и где находят компромиссы многодетные семьи с многолетним опытом? Анна Синякова , мама шестерых детей: Будем печь пироги для заключенных Готовиться к празднованию Пасхи начинаем обычно заранее: за уборку принимаемся не в последнюю неделю поста. Иначе не успеть вымыть окна, постирать шторы, убраться во всех уголках квартиры. Сейчас вот надо разобрать вещи на балконе, убрать игрушки, спрятать лыжи… На все службы, ходить, конечно, не получается, тем более – это – учебная неделя. В Великий четверг дети обычно не ходят, я иду одна, а в Великую пятницу стараемся прийти в храм вечером – на погребение Плащаницы. Может быть не все – кто может, у кого нет занятий. На ночную службу удаётся попасть не каждый год, но если идем, то, конечно, младших не берём. В четверг или пятницу обычно печём куличи, в пятницу — варим пасху, красим яйца. Участвуют все, каждый стремится проявить фантазию, нарисовать что-нибудь особенное. Каждый год к Пасхе мы с детьми печём пирожки и раздаём в Великую субботу их кому-нибудь у храма. Обычно – тем людям, которые просят милостыню. В этом году решили испечь побольше и отдать ещё тем, кто собирает какие-либо пожертвования для заключенных. Алёна Калмыкова, мама четверых детей: С коляской вокруг храма Алёна Калмыкова Старшие ходят в школу, так что на утренние службы в будни не попадёшь. В пятницу у них после школы занятие в храме и оттуда они все пойдут на Вынос Плащаницы. А я с младшим – буду около храма. Если он спать не будет – даже смогу зайти.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmica-opy...

Духовные стигматы иногда невидимы для окружающих, но видимы для человека, получившего их; примером служит святая Екатерина Сиенская, а также мистическое кольцо великомученицы Екатерины; иногда их можно чувствовать лишь на ощупь, чаще же всего они дают себя чувствовать болью. Обратимся теперь к единственно достоверным стигматам, а именно — подражательным, а также к обстоятельствам их возникновения. Возникновение их всегда внезапно, хотя ему и предшествует ряд подготовительных явлений. После того как они появились, в них можно наблюдать ряд изменений; прежде всего это колебания: стигматы то ясно видны на коже (или, при сквозных стигматах, в тканях), то видны с гораздо меньшей ясностью. Эти колебания не случайны, они обусловлены временем года. Стигматы гораздо яснее выступают в пятницу, и особенно в Страстную пятницу. Второе: кроме колебаний периодически наблюдаются кровотечения, они то отсутствуют, то становятся сильными, что также связано с пятницей и со Страстной пятницей. И, наконец, боль. Боль очень характерна для этого явления, она очень часта, хотя не всегда непрерывна и наблюдается не во всех известных случаях. Боль — как бы подготовительное явление, и иногда все ею и ограничивается: ни раны, ни знаки могут не появиться, но чаще боль именно предваряет появление видимых стигматов. Во время долгого периода, предшествующего появлению стигматов, боль ощущается на тех местах, где позже они появятся. Пока видны стигматы, боли бывают постоянными. Они очень сильны, гораздо сильнее, насколько можно судить с медицинской точки зрения, чем при простых ранениях. В связи с этим современные ученые думают, что это не простое поражение мягких тканей, то есть мышц и кожи, но что поражены также и нервы, и это делает боль сильнее, чем при ранении мышц. Следующее, что надо подчеркнуть, это возможность выздоровления; оно может быть периодическим — и тогда мы имеем дело с колебаниями, о которых я говорил выше: стигматы видны в течение нескольких часов или дней в те периоды, когда внимание стигматизованного или внимание Церкви особым образом обращено на страдания Христовы, то есть в пятницу каждой недели и особенно в самый день Страстей — Великую пятницу. Выздоровление между этими периодами возможно; не так редки случаи, когда стигматы совершенно исчезают на целый год и вновь появляются только в следующую Страстную пятницу. Выздоровление может быть и окончательным. Носитель стигматов может перестать быть стигматизованным; в обоих случаях, будь то временное или окончательное выздоровление, характерна совершенно особая черта: после исцеления не остается никаких рубцов, на коже стигматизованного нельзя найти никакого следа стигматов там, где всего несколько дней назад они были видны со всей ясностью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

Правило Лаодик. 50 предписывает нам во всю Четыредесятницу сухоядение, и божественный Епифаний в главе о 75-й ереси говорит: «В Четыредесятницу – пост, сухоядение и целомудрие» 495 . А данное апостольское правило вместе с постом Четыредесятницы называет пост среды и пятницы. Следовательно, и пост каждой среды и пятницы должен заключаться в сухоядении наравне с постом Четыредесятницы. Сухоядение же состоит в том, что едят один раз в день в девятый час, не вкушают масла и не пьют вина, как мы сказали в толковании Апост. 64. Потому и Вальсамон запрещает в среду, пятницу и Четыредесятницу есть ракообразных. Свидетельствует о верности сказанного и божественный Епифаний, говоря: «Пост в среду и в день перед субботой, т. е. пятницу, – до часа девятого» 496 . Филосторгий (Церковная история. Кн. 10) также говорит: «Пост среды и пятницы не ограничивается воздержанием от мяса, но, по правилам, состоит в том, чтобы совершенно не касаться пищи до вечера» 497 . Потому и блж. Венедикт в своем 41-м правиле определяет, чтобы подчиненные ему монахи постились в среду и пятницу до девятого часа. И богоносный Игнатий пишет в послании к филиппийцам: «Четыредесятницы не уничижайте, ибо в ней – подражание жительству Господа. После Страстной седмицы не пренебрегайте постом среды и пятницы, отдавая излишки бедным» 498 . Итак, пусть не обманываются те, которые говорят, что пост среды и пятницы не является апостольским законоположением. Ведь вот же апостолы в своих правилах перечисляют его наряду с постом великой Четыредесятницы, а в своих «Постановлениях» – наряду с постом Великой седмицы. В них действительно написано: «Необходимо поститься в Великую седмицу, в среду и пятницу» 499 [ 500 ] . Но почему я сказал, что его установили апостолы? Сам Христос дал закон о посте в эти два дня. А о том, что это истина, послушай самих святых апостолов. В «Постановлениях» (кн. 5, гл. 14) они говорят: «Он Сам повелел нам поститься в среду и пятницу» 501 . Видишь, что Сам Господь – Законоположник поста этих двух дней?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Молитвы от лица Христа встречаются в галликанских литургических книгах уже в меровингскую эпоху (напр., в Миссале из Боббио (1-я пол. VIII в.) молитвы Insidiati sunt adversarii mei и Vide domine humilitatem meam на Великую субботу - Lowe E. The Bobbio Missal. L., 1920. P. 66ff.; эти же тексты использовались в испано-мосарабской традиции в 5-е и 4-е воскресенье Великого поста - Janini J. Liber misticus de Cuaresma y Pascua (Cod. Toledo. Bibl. Capit. 35. 5). Toledo, 1980. N 299, 407). В Испании с VII в. известно особое последование поклонения Кресту (Mysterium crucis) с чином покаяния-прощения (Indulgentia) (см.: 7-й канон IV Толедского Собора 633 г.). В его состав входило чтение Мих 6. 1-8 (оно же встречается в Леонском Антифонарии (ркп. сер. X в., но отражает более раннюю практику) как часть службы 9-го часа в Великую пятницу (León. Archiv. Catedral. 8. Fol. 166v - 167//Antifonario visigotico mozarabe de la Catedral de Leon/Ed. L. Brou, J. Vives. Barcelona; Madrid, 1959. P. 272; см. также рукописи XII-XIII вв.- Brit. Lib. Add. 57528 и Paris. lat. 2295). В ранних рим. Ordines в чине поклонения Кресту I. отсутствуют (см.: OR 23. 9-22 (нач. VIII в.), OR 24. 29-36 (2-я пол. VIII в.), OR 29. 34-40 (кон. IX в.)). Термин «I.» появляется в источниках лишь в 1-й пол. XI в. (Vat. Barb. lat. 560. Fol. 51; Vallic. B 23. Fol. 117), более же древнее наименование этих песнопений - Versus in Parasceve (Стих в Великую пятницу) или Agios cum versibus (Трисвятое со стихами) (см., напр.: Wien. Bibl. Nat. 1888. Fol. 78v), что указывает на происхождение I. из припевов к Трисвятому (к-рое в рим. обряде традиционно исполняется в Великую пятницу попеременно на греч. и лат. языках). Трисвятое, хотя и без стихов, входит в состав чина поклонения Кресту уже в OR 31. 46-49 (2-я пол. IX в.). В Antiphonale Sylvanectense (ок. 880) (Feria VI, Statio ad Hierusalem) к Трисвятому припеваются стихи Popule meus, quid feci tibi (Людие Мои, что сотворих вам?/Народ Мой, что сделал Я тебе? (здесь и далее инципиты приводятся по офиц. переводам рим. Миссала на церковнослав. и рус. языки); это вопрошание впервые встречается в респонсории Vinea electa (Лоза избранная) в амвросианской традиции (см.: Paléographie Musicale. Solesmes, 1900. Vol. 6. P. 291), Quia eduxi te de terra Aegypti (Яко извел вы/За то что вывел тебя) и Quid ultra (Что еще подобаше/Что еще Я должен был сделать тебе) (см.: Hesbert R., ed. Antiphonale missarum sextuplex. Brussels, 1935. P. 97. n. 78b). В последующей традиции они получили наименование Improperia maiora. В Романо-германском Понтификале в службе Великой пятницы (ок. 950) приводится такой чин их исполнения: поется Трисвятое со стихами Popule meus, Quia eduxi te de terra Aegypti, Quid ultra, респонсорий Vadis propitiator, стих Venite et videte (Приидите и видите), антифон Ecce lignum crucis (Се, Древо Крестное) и Пс 118 (Le Pontifical romano-germanique du dixième siècle/Publ. C. Vogel, R. Elze. Vol. 2. P. 90-91. N XCIX 330).

http://pravenc.ru/text/389521.html

«Паломничество» Эгерии 102 XXXVII. 1. ... [утром в Великую пятницу] поставляется для епископа кафедра на Голгофе за Крестом, который теперь стоит [там]; восседает епископ на кафедре; ставится перед ним накрытый льняной тканью стол; встают вокруг стола диаконы; и приносится покрытый серебром ковчег, в котором находится Древо святого Креста. [Ковчег] открывают и вынимают [Истинное Древо], и полагаются на стол как Древо Креста, так и табличка. 2. Когда будет совершено положение [реликвий] на стол, епископ, восседая, сжимает своими руками края святого Древа, [а] диаконы, стоящие вокруг, охраняют его. Так оно охраняется по той причине, что, согласно обычаю, один за другим весь народ подходит, как верные, так и оглашенные, преклонившись пред столом, целуют святое Древо и отходят. И после того, как (не знаю, когда [именно]), говорят, некто откусил и похитил частицу от святого Древа, и охраняется так оно поэтому ныне диаконами, которые стоят вокруг, чтобы не пришло в голову кому-нибудь из приходящих [для поклонения] снова так поступить. 3. И, таким образом, весь народ проходит один за другим, все поклоняются, сначала лбом, затем глазами касаясь Креста и таблички, и так, поцеловав Крест, отходят, никто рукой не смеет его коснуться. И там, куда они, поцеловав Крест, проходят, стоит диакон, держащий кольцо Соломона и тот рог, из которого помазывали царей [иудейских]. Целуют и рог, взирают и на кольцо 103 ... меньше секунды 104 ... и вплоть до шестого часа 105 весь народ проходит, через одну дверь входя и через другую выходя, ибо это на том месте происходит, где днем раньше, то есть в четверг, совершалось приношение [Евхаристии]... Армянский перевод иерусалимского Лекционария 106 ...Утром в [Великую] пятницу драгоценное Древо Креста полагается за святой Голгофой. И собравшиеся покланяются; поклонение бывает до шестого часа... Грузинский перевод иерусалимского Лекционария 107 [Чин поклонения Кресту утром в Великую пятницу в этом памятнике обойден молчанием, но в гимнографическом приложении к Лекционарию приведены 12 тропарей Кресту для исполнения между утренней (точнее, ночной) и дневной службами Великой пятницы. Исчезновение из иерусалимского Лекционария указания на чин поклонения Древу Креста, очевидно, связано с трагическим событием, случившимся в 614 г., когда персидский царь Хосров захватил Иерусалим и похитил Истинное Древо, но из содержания тропарей и их положения в Лекционарии видно, что они предназначались для этого чина – диак. М. Ж.].

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010