51. Особенности великопостной вечерни, соединяемой с литургиею Преждеосвященных Даров; самая литургия Преждеосвященных Даров По окончании часов, перед литургиею Преждеосвященных Даров, совершается вечерня. Во время вечерни после пения стихир на «Господи воззвах» бывает «вечерний вход» с кадилом. После входа чтение двух паремий. По прочтении первой паремии священник в открытых царских вратах с зажженною свечою и кадилом в руках, обратясь к народу, произносит: «Свет Христов просвещает всех». Эти слова означают то, что этим светом просвещаются не только принявшие крещение, но и все те, кто приготовляется к принятию крещения. Во время этого возгласа, все, стоящие в храме, делают земной поклон, сознавая свое недостоинство перед Богом и по благоговению перед величием Божиим. После этих слов священника читается вторая паремия. По окончании чтения второй паремии поют четыре стиха из 140 псалма: «Да исправится молитва моя». Во время пения этих стихов священник, стоя перед престолом Божиим, совершает каждение и тем напоминает нам, что наши молитвы, подобно дыму от кадила, должны возноситься к небу. После пения этих стихов священник произносит молитву Св. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего»... Этою молитвою кончается вторая часть Преждеосвященной литургии – вечерня. Третья часть этой литургии начинается сугубою ектениею; затем произносят ектении об оглашенных. По окончании этих ектений открывают царские врата и на клиросе вместо Херувимской песни поют особую песнь: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат 31 . Среди этой песни есть следующее выражение: »Се, жертва тайная совершенна дориносится«. После пения этих слов совершается великий вход. Во время великого входа все верующие, в знак особенного благоговения пред Святыми Дарами кланяются до земли. При перенесении Святых Даров с жертвенника на престол священник не останавливается на амвоне и не поминает членов церкви, потому что это поминовение было на той литургии, на которой Дары освящались. После входа царские врата закрываются, произносится просительная ектения и пение молитвы Господней. После этого совершается причащение священнослужащих и мирян. При окончании Преждеосвященной литургии священник читает заамвонную молитву, в которой просит Господа помочь нам благополучно окончить пост, сохранить веру, победить грех , дожить и поклониться Святому Воскресению Христову. Для беседы с учащимися: Как совершается вечерня после часов? Что означают слова «Свет Христов просвещает всех»? Что означает каждение во время пения псалма «Да исправится молитва моя»? Чем оканчивается вторая часть литургии Преждеосвященных Даров? Что поют вместо Херувимской песни? Какая особенность великого входа во время этой литургии.? Что произносится после великого входа? О чем священник просить Господа в заамвонной молитве? Читать далее Источник: Издание " Сотрудник школ " А. К. Залесской. Москва, 1917 г. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Из этих часов одни вседневные – обычные 517 , другие великопостные, третьи царские 518 . Βο-2-х, бывают часы без псалмов, а состоят из одних церковных песнопений. Таковы часы пасхальные. Особенность великопостных часов, в сравнении со вседневными, состоит в том, что: 1) великопостные часы: 3-й, 6-и и 9-й совершаются вместе; 2) что на часах бывает чтение кафизм: 3) чтение паремии на 6-м часе; 4) пение тропарей и кондаков, применяемых к воспоминаниям каждого часа (а не дневных святому или празднику); 5) поклоны великие. Особенность царских часов составляет то, что 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются почти всегда 519 вместе, что на них бывает на каждом часе: 1) чтение паремии, 2) – Апостола, 3) – Евангелия, 4) пение особых трех тропарей, по дважды на каждом часе. Ч А С Ы Первый час Третий час Шестой час Девятый час Благословен Бог Благословен Бог Царю небесный. Царю небесный. Трисвятое. Трисвятое. Отче наш. Отче наш. Господи, помилуй, Господи, помилуй, 12-ть раз. 12-ть раз. Слава и ныне Слава и ныне Приидите, Приидите, Приидите, Приидите, поклонимся, поклонимся, поклонимся, поклонимся, трижды 520 трижды 520 трижды 520 моя внуши, Господи, правду имя Твое спаси возлюбленна мою 521 . мя... 521 . селения Твоя, Господи 521 . прибежище был еси Господи, воздвигох Боже, молитву мою. еси, Господи, землю душу мою. и суд воспою Тебе, мя, Боже. в помощи Вышняго. Господи, ухо Твое. Господи. Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. Аллилуиа, трижды Аллилуиа, трижды Аллилуиа, трижды Аллилуиа, трижды Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй, трижды. трижды. трижды. трижды. (На великопостных (На великопостных (На великопостных (На великопостных часах – часах – часах – часах – Тропарь постный. Тропарь постный. Тропарь постный. Тропарь постный. Если положена Если положена Если положена Если положена кафизма, то пред кафизма, то пред кафизма, то пред кафизма, то пред Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. По конце кафизмы: По конце кафизмы: По конце кафизмы: По конце кафизмы: Слава и ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   В первохристианской Церкви, когда верующих было еще немного и вера их была засвидетельствована и испытана, существовал обычай раздавать после воскресной Литургии Святые Дары верующим, для того, чтобы, унося их к себе домой, они могли ежедневно причащаться; общая, радостная Евхаристия воскресного дня, таким образом, продолжалась в течение всей жизни. Однако, обычай этот прекратился, когда увеличилось число членов Церкви, когда христианство распространилось и неизбежно понизился уровень духовно-напряженной жизни, которой отличались первые христиане, и церковным властям пришлось принять меры, в предостережение возможного злоупотребления Святыми Дарами. На Западе это повело к причащению за ежедневной литургией; — это отличительная черта западной литургической традиции и благочестия, но одновременно и причина значительной перемены в самом понимании Евхаристии, переставшей быть праздничной, праздником Церкви и ставшей неотъемлемой частью дневного круга богослужения; таким образом, были созданы так называемые «частные» мессы, которые в свою очередь все больше и больше изменяли все другие части богослужения. На Востоке, наоборот, основное эсхатологическое, радостное понимание Евхаристии, устремленное к Царству Небесному, никогда не изменялось; и даже в настоящее время Божественная Литургия, по крайней мере в теории, не является одной из служб суточного круга. Совершение Литургии — всегда праздник, и день, когда он совершается, всегда приобретает духовное значение воскресного дня. Мы уже подчеркивали и еще раз повторим, что этот день несовместим с постом, и поэтому Евхаристия не совершается в будничные дни Великого Поста. Таким образом, когда ежедневное домашнее причащение было прекращено, его не заменили на Востоке ежедневным совершением Евхаристии, а возник новый вид причащения — Святыми Дарами, освященными в воскресенье, за праздничным совершением Литургии. Очень возможно, что Литургию Прежде-освященных Даров служили не только Великим Постом, но и в течение других постов церковного года. Но т. к. число праздников, больших и малых, увеличивалось, Евхаристию стали совершать гораздо чаще, и Литургия Преждеосвященных Даров стала характерным отличием одного Великого Поста, и мало-помалу, под влиянием великопостного богослужебного духа, той «светлой печали», о которой мы уже говорили, она приобрела ту единственную красоту и торжественность, что составляют духовную вершину великопостного богослужения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

Тем не менее именно эти службы являются основными и более значимыми, нежели рассмотренные выше богослужения часовые. При их совершении мирянами дома в седмичные дни Великого поста можно рекомендовать, во-первых, популярную книгу «Службы первой седмицы Великого поста». Хотя в этой книге, как следует из ее названия, содержатся службы только первой седмицы, там же даются подробные последования всех великопостных служб, так что на последующих седмицах можно читать последование вечерни и утрени по указанной книге, заменяя только тексты Минеи и Триоди актуальными для конкретного дня. В крайнем случае можно совершить предельно сокращенное последование, состоящее только из неизменяемых молитвословий этих служб, которое опубликовано в указанном выше «Часослове для мирян». По мере возможности каждый благочестивый христианин может добавлять в такой краткий чин утрени изменяемые тексты: каноны (в седмичные дни поста прочитать канон Минеи и трипеснец Триоди), кафисмы, стихиры. Отметим также, что в дни, когда положена Литургия Преждеосвященных Даров, христианин на дому может прочитать вместо нее вечерню великопостным чином (это позволяет делать наш Типикон, который каждый раз после указаний для Литургии Преждеосвященных Даров делает оговорку «аще великия ради нужды несть Литургии» и представляет последование вечерни великопостным чином). Особо следует сказать об изобразительных в субботние и воскресные дни. В эти дни изобразительны фактически играют роль обедницы, и в их последование добавляются изменяемые тексты Литургии оглашенных. Достаточно хорошо чин такой службы представлен в книге «Служба мирским чином». Отметим следующие изменения в сравнении с чином изобразительных в седмичные дни Великого поста: Наличие комплекта богослужебных книг. Существенной проблемой для совершения вечерни и утрени, а также для чтения канонов на повечерии может стать нехватка уставных богослужебных книг (думается, только единицы могут иметь в домашней библиотеке Минею, Постную Триодь и Октоих). Здесь можно посоветовать следующее. В крайнем случае можно минимизировать использование изменяемых песнопений или даже вовсе опустить их, ограничившись постоянными молитвословиями, которые даются в Часословах и Канонниках. С другой стороны, нельзя не учитывать, что именно изменяемые песнопения (если говорить о службах Великого поста, то в первую очередь имеются в виду песнопения Триоди) особенно ценные, содержательные и эстетически красивые, именно они придают службе конкретного дня особый колорит. Потому желательно хоть какой-то минимальный набор изменяемых текстов (в частности, каноны) все же прочитать при рассматриваемом вынужденном совершении дома богослужений суточного круга. “Православие и современность” Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/o-sovershenii-velikopos...

4) Апостольский пост установлен в честь св. Апостолов, которые постом и молитвой приготовляли себя к распространению Евангельской проповеди. – Апостольский пост начинается спустя неделю после Троицына дня и продолжается до 29 июня. Особенности великопостного Богослужения Великий пост особенным образом назначается Церковью для поста и молитвы, поэтому во время великопостного богослужения торжественность церковных служб (за исключением воскресных и праздничных дней) уменьшается. Царские двери открываются редко, освещение бывает малое, звон – редкий и унылый, торжественных песнопений поется мало, более слышится чтение псалмов и других молитв, которые располагают душу к покаянию и сокрушению о грехах. Эти чтения соединяются с земными поклонами, коленопреклонениями и падением ниц. Высшим выражением сокрушения о грехах служит то, что в будничные дни Великого поста не совершается полная Литургия. Часто повторяется молитва св. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего», во время чтения которой верующие делают земные поклоны. На часах поются тропари часов, которые также сопровождаются земными поклонами. Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. Живот – жизнь; праздность – леность; уныние – скука, тоска; любоначалие – любовь к начальствованию; празднословие – произнесение пустых слов; целомудрие – чистота мыслей; смиренномудрие – смирение; ей – о; зрети – видеть. Тропарь первого часа. «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». Тропарь третьего часа. «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий (девятый) час Апостолом Твоим низпославый, – Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящихтися». Тропарь шестого часа. «Иже в шестый день же (пятницу) и час (двенадцатый), на Кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Такая молитва тяжела. Из опыта духовной жизни подвижников, аскетов мы знаем, что многие из них готовы были нести любое, даже самое тяжелое монастырское послушание вместо молитвы. Да что греха таить, и в нашей жизни мы готовы подчас делать все что угодно, но только не молиться. И так происходит потому, что молитва — это реальный подвиг, требующий от нас концентрации всех душевных сил. Но молитва — это то, чего Господь от нас ждет, потому что именно этот духовный подвиг нас реально с Ним соединяет. А чтобы научиться молитве, идущей от сердца, которой уже и слов не требуется, которая превращается в некое особое состояние духа, нужно долго и неустанно упражняться. Великой школой молитвы является православное богослужение. Вот мы с вами уже четыре часа пребываем здесь, в храме. Во время великопостных служб нет никаких особых ритуальных действий, которые бы переключали наше внимание, мы слышим только слова молитв, псалмов, песнопений. Для некоторых выстоять такую службу представляется невероятно трудным делом. И это действительно так, если человек рассеивает свое внимание, погружается в размышления о чем-то своем, потому что даже в этих раздумьях «о своем» человеку не выстоять четыре часа — дум не хватит. Но именно в храме человек может пройти настоящую школу молитвы. Длинные великопостные богослужения помогают нам войти в неповторимую молитвенную атмосферу — нужно только стараться следить за теми словами, которые читаются и поются в храме. Не все слова церковнославянского текста понимает современный человек, но почти каждому из нас понимание общего содержания молитвы, ее смысла вполне доступно — и это самое главное. Вот на этом общем содержании молитвы и следует концентрировать свое внимание. Конечно, сил человеческих и памяти не хватает, чтобы цепко держать в ней каждую молитву, — так уж устроены люди, — мы ослабеваем. Но потому служба и продолжается не один час, чтобы снова и снова возвращать нас к молитвенным текстам, побуждая сосредоточивать свое внимание на их восприятии и понимании. В храме совершается общая, соборная молитва, когда все наши немощные силы складываются и умножаются. Эта всеобщая молитвенная стихия способна захватить все наше существо и, подобно мощному лифту, вознести его ввысь, причем общая подъемная сила будет несоизмеримо больше той силы, которую мы вкладываем в наши частные молитвы.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Ирмос 2-го трипеснца поется на катавасию. Канон предпразднства с ирмосом на 6, ирмос 2, а в тех песнях, где есть четырехпеснец, канон предпразднства с ирмосом на 6, ирмос 2., и Триоди на 8. Примечание. В Типиконе пред указанием на канон замечено: «песни же 7 и 8 глаголем прежде в пяток». След., в данном случае из четверопеснца поются только 6 и 9 песни. По 3 песни и ектении седален: Нашествием Духа всесвятаго... По 3 песни и ектении – кондак предпразднства и седален дня. По 3 песни – седален предпразднства. Слава, и ныне, другой: Днесь вся тварь радуется... Слава, и ныне – предпразднства. Слава, и ныне, другой седален. По 6 песни и ектении кондак: Всем земным начало... По 6 песни и ектении – кондак и икос креста. По 6 песни – кондак предпразднства. По 9 песни и ектении – светилен троичен гласа. По 9 песни и ектении – светилен троичен гласа. По 9 песни и ектении – светилен предпразднства 2-жды (Тип., л. 200). Хвалитные псалмы. Слава, и ныне. Тебе слава подобает... Слава тебе, показавшему... Слава в вышних Богу... (читается). Исполним утреннюю молитву... и т. д. Хвалитные псалмы. Хвалитные стихиры креста – те, которые не были пропеты в стихирах на Господи, воззвах. Слава тебе, показавшему... Слава в вышних Богу... (читается). Исполним утреннюю молитву и т. д. Хвалитные псалмы. Слава, и ныне. Тебе слава подобает... Слава тебе, показавшему... Слава в вышних... (читается). Исполним утреннюю молитву... и т. д. Стихиры на стиховне из Триоди: самогласен дня 2-жды и мученичен. Стихиры на стиховне из Триоди. Стихиры на стиховне – мученичны гласа из хвалитных стихир Октоиха с обычными припевами: Исполнихомся… И буди светлость... Слава и ныне предпразднства: Языка, его же не ведяше... Слава – креста. И ныне – предпразднства. Слава и ныне предпразднства: Языка, его же не ведяше... Окончание утрени по великопостному уставу. Окончание утрени – по великопостному уставу. Благо есть... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас, Тропарь предпразднства (Типикон об этом умалчивает).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Примечание. Стихословие полностью 6-й и 7-й библейских песней в данном случае необходимо по той причине, что на утрене субботы 1-й седмицы предполагается стихословить библейские песни не в великопостной редакции, а по разделам Ирмология «Господеви поем» или «Поем Господеви» , в которых 6-я и 7-я библейские песни полностью не исполняются, а, следовательно, на 1-й седмице поста были бы полностью исполнены не все библейские песни. Поэтому Типикон предлагает полностью стихословить 6-ю и 7-ю песни в пятницу (Типикон, гл. 49, пяток вечера 1-й седмицы, 2-е «зри»; гл. 48, 24 февраля, 9-я Маркова глава; гл. 48, 24 марта, 3-е и 4-е «зри»). В богослужении суббот 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста 6-я и 7-я библейские песни должны полностью (в великопостной редакции) исполняться на ряду на утрене. В пятницу 5-й и 6-й седмицы рекомендуется поступить так же, как и на 1-й седмице Великого поста . Песни 8-я и 9-я стихословятся так же, как в понедельник. К светильну первое окончание: «...силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя». На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Яко виде Тя распинаема...». Прочее – как в понедельник. Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник. На 1-м и 9-м часах по пятницам в течение всей св. Четыредесятницы кафизмы не стихословятся. На 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я. На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 7-й: «Возлюблю Тя, Господи...»; стих: «Бог мой, Помощник мой». 2-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Помощниче мой и Избавителю мой»; стих: «Небеса поведают славу Божию...». Подробное изложение порядка изобразительных см. 5 марта (окончание изобразительных см. 7 марта). Порядок кондаков на изобразительных в храме Господском см. в среду, 7 марта; в храме Богородицы и святого – см. в понедельник, 5 марта. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 7 марта. Примечание. На субботу, 10 марта, переносится с пятницы, 9 марта, полиелейная служба 40 мчч. Севастийских (см. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава). Служба совершается по 9-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в субботу 1-я недели постов» (ср.: Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава) .

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-22/

Духовные упражнения. Выпуск 1. Властелин времени Великий пост — с архимандритом Саввой (Мажуко) 19 февраля, 2018 Великий пост — с архимандритом Саввой (Мажуко) В прошлом Великом посту архимандрит Савва (Мажуко) писал читателям «Правмира» постные письма . Надеемся, «Духовные упражения» отца Саввы нынешним постом порадуют вас не меньше. Мои дорогие читатели, мои добрые и снисходительные друзья! Великий пост 2017 года подарил мне настоящий праздник, он дал возможность разделить с вами красоту и мудрость великопостных дней, радость созерцания «неисследимой глубины» православного богослужения. В великопостных письмах , которые уже вышли отдельной книгой «Неизбежность Пасхи», мы говорили, главным образом, о смысле церковной службы и лишь отчасти, совсем немного коснулись темы духовных упражнений. А ведь и само богослужение можно отнести к одному из духовных упражнений, а если быть точным, это целый цветник таких упражнений, но даже этот цветник не исчерпывает всего их богатства. Великим постом 2018 года мне бы хотелось посвятить наше общение исключительно теме духовных упражнений, к чему я приступаю не без колебаний, потому что, как и в прошлый раз, не знаю, во что выльются мои размышления, и к чему они приведут. У меня нет готовых концепций и стройной системы, мне интересен сам процесс поиска, который сам по себе есть духовное упражнение. Духовность – крайне опасная сфера. Любой, кто касается её, подвергает себя серьёзному риску. Для писателя этот риск удваивается ответственностью перед читателем и утраивается от пристального взора критиков и специалистов в духовной области. Последним скажу откровенно: это не очерк православной аскетики. Если кому-то захочется укорить меня в том, что мои размышления не соответствуют духу святоотеческого предания, возражать не стану и просто напомню, что я ни в коем случае не претендую на то, чтобы воспроизводить здесь учение древних отцов, это дело специалистов и знатоков патристики, к числу которых я не принадлежу. Мне интересно писать только о том, что пережил сам и в пользе чего убедился на собственном опыте, и, если угодно, принимайте название «духовность» в моём случае с оговоркой, это моё авторское понимание духовности без претензий на истину в последней инстанции и уж тем более на святоотеческий канон.

http://pravmir.ru/duhovnyie-uprazhneniya...

Это историческое развитие непосредственно соотносится с символикой ряда богослужебных циклов: например, суточного богослужебного круга и великопостного цикла – духовной кульминации года. Символически раскрываемая в богослужении идея странствия земной Церкви имеет целью конкретное свершение таинства Царства. Великопостный цикл завершается торжеством пасхальной ночи. Суточный богослужебный круг, состоящий из вечерни, утрени (или Всенощной), чтения часов, естественно подготавливает чин Литургии как сублимацию Царства. Без второго первое утрачивает смысл, но и второе без первого не существует. Именно эта внутренняя связь составляет существеннейший элемент «Четырехчастной». Образ данной иконы соотносится с таинством богослужения в его космической и эсхатологической сущности: космической по своему масштабу, эсхатологической – как ориентированной на мир Божий в его первозданности и на его воплощение в Царстве Божьем. Соответственно и композиция иконы, помимо ее сюжетной последовательности, имеет целостную структуру, организующую и собирающую иконописные образы – всю тварь в ее единстве и соборной целостности. Это, во-первых, четко выделенный центральный крест, образованный полями, разделяющими части. Далее – жесткая регистровая, как бы «иконостасная» структура нижних частей, которая представляет собой устойчивую основу для композиционно более свободных верхних частей. Части иконы объединены многими стилистическими приемами, в том числе и повторяющимися композиционными схемами, повышенно ярким напряженным колоритом, динамичностью линейной структуры и так далее. Образ иконы объединяет всю тварь в ее космическом масштабе и целостности, одновременно направляя ее по историческому пути ко «дню Господню». Рассмотрение вопроса о соответствии чина вечерни и утрени, а также великопостного цикла идее земного паломничества Церкви, раскрываемой на «Четырехчастной», немыслимо без представления общего хода богослужебного действа в той форме, в какой оно существовало в XVI в. Основными составными частями чина вечерни, согласно служебникам XVI в. 936 , являлись: пение «предначинательного» 103-го псалма, восемь вечерних молитв 937 , великая или мирная ектения, чтение кафизм 938 , после каждой из которых шла малая ектения, вечерний вход с кадилом и тайной молитвой «входа» 939 , сугубая ектения с молитвой прилежного моления, чтение молитвы «Сподоби, Господи», просительная ектения, заключительная главопреклоненная молитва . За последней следовал чин литии, а если он отсутствовал, исполнялся тропарь праздника и отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010