Церковь зовет нас к обновлению души, к подвигу самоиспытания, к усиленной молитве и покаянию О чём мы молимся словами великипостной молитвы преподобного Ефрема Сирина? Что эта молитва может изменить в нашей жизни? Об этом — схиархимандрит Кирилл (Павлов), иеромонах Димитрий (Першин) и Александр Сергеевич Пушкин. Великий пост — особое время. Мы готовимся к Пасхе, ко встрече с Воскресшим Христом, но перед этим, вместе с Церковью, мы заново переживаем события Страстной недели. Это выражается и в великопостном богослужении. В эти дни мы не читает Акафист — хвалебную песнь, написанную церковными гимнографами в мажорной тональности. Акафист не соответствует настроению Великого поста. Но есть и Великопостная молитва, авторство которой приписывают преподобному Ефрему Сирину. Это покаянная молитва, в которой мы просим Господа помочь нам справиться с нашими грехами, побороть уныние и праздность, которые уводят нас от Царства Небесного. Великопостная молитва выражает нашу готовность ступить на трудный путь покаяния, осознать наши слабости и просить Бога даровать силы их победить. Ведь сам человек уже поражен грехом и не способен на это. В унынии человек находится во власти дьявола. Ему кажется, что он никогда не победит грех, не станет достоин Господа, от этого появляется праздность, нежелание что-либо менять. Или, напротив, праздность порождает уныние. Один грех тянет за собой другой. Празднословие, мысли о тьме и бессмысленности существования… Великопостная молитва — это обращение к Богу с просьбой о помощи. Ко Христу, который «смертью смерть попрал». Бог не ограничен в возможностях нашего спасения, и мы просим Его придти на помощь там, где человек далеко не всесилен. После каждого прошения в великопостной молитве принято класть земной поклон. Не только душой, но и телом мы выражаем покаяние и искреннее желание победить грех. Земной поклон во время великопостной молитвы — свидетельство глубокой преданности Небесному Отцу и вера в то, что Он ответит на наши молитвы. Так было сказано в Евангелии: «Просите – и получите, ищите – и найдете, стучите – и вам откроют «.

http://pravmir.ru/o-chem-my-molimsya-vel...

В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за великопостным богослужением в Иоанно-Предтеченском монастыре Москвы Москва, 5 марта 2009 г. 5 марта 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за богослужением в Иоанно-Предтеченском монастыре Москвы. По завершении утрени, часов и вечерни Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к молившимся за богослужением с Первосвятительским словом, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . «Для того, чтобы идти по пути духовного совершенствования, а именно к этому призывает нас Господь, необходимо воспитывать свой ум, свою волю, свои чувства, – напомнил Святейший Патриарх Кирилл. – Воспитание ума имеет очень большое значение в наше время, когда человек подвергается огромному воздействию извне. Это воздействие несет в себе информацию как полезную, так и вредную. Способность отличать одно от другого свидетельствует о мудрости человека. Противостоять же злой и разрушительной информации мы можем, воспитывая свой ум и, в первую очередь, проникая в смысл Священного Писания, святоотеческих творений, житий святых, другой литературы, которая призвана воспитывать ум по закону Божию». Святейший Владыка подчеркнул, что очень важно также и воспитание воли. Святые отцы-аскеты и подвижники, среди которых – святители Тихон Задонский и Феофан, Затворник Вышенский – размышляя на эту тему, учат, что воспитать волю означает запечатлеть в ней добродетель. «Если у человека есть какая-либо добродетель, ее надо взращивать. Например, если имеется навык помогать другим людям, нужно поддерживать этот навык, даже когда прийти на помощь другому трудно в силу различных жизненных обстоятельств или когда для этого не хватает сил и средств. Нужно стремиться к тому, чтобы добродетели, которые присутствуют в нашей душе, нисколько не умалялись, а, наоборот, взращивались», – отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. Его Святейшество подчеркнул важность утверждения вместо искореняемого порока противоположной ему добродетели: «Когда мы говорим о том, что воспитать волю означает запечатлеть добродетель, то в первую очередь имеем в виду изгнание пороков из своей души, потому что противоположное пороку и будет добродетель. Если человек лжеречив, то борьба с лжеречием будет означать стяжание добродетели молчания и мудрости. Если человек осуждает другого, то борьба с этим пороком должна быть в стяжании очень важной добродетели смиренномудрия, то есть способности словом своим не ранить другого человека, а лечить, использовать слова не для разрушения своего внутреннего мира, а для созидания».

http://pravoslavie.ru/29529.html

Одна из самых красивых великопостных служб Литургия Преждеосвященных даров — одна из самых красивых великопостных служб. Верующие стремятся хотя бы один раз за пост присутствовать на ней и причащаться Святых Христовых Таин. Надеемся, что комментарии к службе будут полезны читателям нашего сайта. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Литургия Преждеосвященных Даров — богослужение, которое преимущественно совершается в дни особого воздержания и сугубого поста: среду и пятницу в течение всех дней Святой Четыредесятницы Литургия Преждеосвященных Даров по своему характеру, прежде всего, вечернее богослужение, выражаясь точнее, это причащение после вечерни. Великим Постом, следуя церковному уставу, по средам и пятницам полагается полное воздержание от пищи до захода солнца. Эти дни особенно напряженного физического и духовного подвига освящены ожиданием причащения Тела и Крови Христовых , и это ожидание поддерживает нас в нашем подвиге, как духовном, так и физическом; целью этого подвига становится радость ожидания вечернего причащения. К сожалению, сегодня практически утрачено это понимание Литургии Преждеосвященных Даров как вечернего причащения, и поэтому служба это совершается повсеместно преимущественно с утра, как и сейчас. Богослужение начинается Великой Вечерней , но первый возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков!» , такой же как и на Литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого; таким образом, все богослужение обращено к надежде Царства, оно есть то духовное ожидание, что и определяет собой весь Великий Пост. Затем, как обычно, следует чтение 103 псалма «Благослови, душе моя, Господа!» Священник читает светильничные молитвы , в которых просит Господа о том, чтобы Он «исполнил уста наша хваления… дабы величать нам святое имя» Господа, «в остальное время нынешнего дня избежать различных козней лукавого», «оставшуюся часть дня провести непорочно пред святою Славою» Господа. По окончании чтения 103 псалма диакон произносит Великую ектению , с которой начинается и полная Литургия.

http://pravmir.ru/obyasnenie-liturgii-pr...

Великий пост: светлая печаль богослужений, или Как избавиться от постоянной тревоги То, что казалось унылым и скучным, вдруг преображает душу 12 марта, 2016 То, что казалось унылым и скучным, вдруг преображает душу В дорогу! В течение первых четырех дней «духовной весны» во всех православных храмах будет читаться Великий покаянный канон святого Андрея Критского – знаменитые коленопреклоненные молитвы, охватывающие воспоминанием длинную историю человеческого рода от самого Адама. Если вы еще не очень знакомы со смыслом Канона, прочтите нашу публикацию . Сегодня же мы прочтем еще один отрывок из книги протопресвитера Александра Шмемана. Проповедник расскажет нам об общем настроении великопостных богослужений. Темные облачения священников, однообразное пение, «длинные» службы – всё это, если не побывать в храме Великим постом самому, кажется таким унылым и скучным. Но вот мы, пересилив леность, собираемся и всё-таки приходим в церковь. И уже через небольшое время начинаем понимать, что великопостные богослужения – одни из самых прекрасных во всей Церкви. Что происходит с верующими внутри храма, чем выделяется молитвенный строй «весны покаяния» и как часто мы должны ходить в церковь – об этом сегодня расскажет отец Александр Шмеман . Протопресвитер Александр Шмеман Великопостные богослужения. «Светлая печаль» Для многих, если не для большинства, православных христиан Пост состоит из ограниченного количества формальных, большей частью отрицательных правил: воздержание от скоромной пищи (мяса, молочного, яиц), танцев, может быть и кинематографа. Мы до такой степени удалены от настоящего духа Церкви, что нам иногда почти невозможно понять, что в Посте есть «что-то другое», без чего все эти правила теряют большую часть своего значения. Это «что-то» другое можно лучше всего определить как некую атмосферу, «настроение», прежде всего состояние духа, ума и души, которое в течение семи недель наполняет собой всю нашу жизнь. Надо еще раз подчеркнуть, что цель Поста заключается не в том, чтобы принуждать нас к известным формальным обязательствам, но в том, чтобы «смягчить» наше сердце так, дабы оно могло воспринять духовные реальности, ощутить скрытую до тех пор жажду общения с Богом. Они знают духовное искусство покаяния

http://pravmir.ru/velikiy-post-svetlaya-...

Скачать epub pdf Великопостное богослужение в домашних условиях Теоретически в домашних условиях при наличии необходимых книг можно совершить все службы суточного круга. В этом вопросе в качестве конкретного руководства можно рассматривать такие книги, как «Часослов для мирян» и «Служба мирским чином» (Киев, 2006). В то же время запрещено совершать церковные таинства, в том числе и Литургию любого типа (как полную, так и Преждеосвященных Даров); важно отметить, что Литургия не является службой суточного круга, потому наше утверждение о возможности совершения всех служб суточного круга можно принимать без оговорок. При этом следует руководствоваться следующими правилами: 1 . Все иерейские возгласы во всех случаях заменяются одним: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь». 2 . Все те молитвы и песнопения, которые в храме поются, дома могут быть прочитаны. 3 . На вечерне и утрене вместо положенных по уставу ектений произносится только «Господи, помилуй»: за великую и просительную ектении – 12 раз, за сугубую – 40 раз, за малую – по 3 раза. Следует при этом учесть, что в период Великого поста (до Великой Среды включительно) сугубая ектения произносится только по субботним и воскресным дням, а также в праздничные дни (полиелейные праздники и Благовещение Пресвятой Богородицы). Вместо возгласа по окончании ектении произносится: «Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь». 4 . Миряне могут самостоятельно совершать все необходимые на великопостном богослужении поклоны, в том числе читать молитву преподобного Ефрема Сирина . 5 . Миряне могут произносить прокимны, «Аллилуиа» и «Бог Господь…» со стихами (потому что по Типикону эти тексты произносит канонарх). 6 . Миряне могут читать паремии, апостольские и евангельские зачала. Все предваряющие и последующие иерейские возгласы («Вонмем», «Мир всем», «Премудрость, прости», «И о сподобитися нам…» и т.д.) опускаются. Произносится только название зачала – например: «К Солунянам послание святаго апостола Павла чтение», «От Луки святаго Евангелиа чтение» – и далее сразу читается текст зачала.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Великопостное богослужение: объяснение богослужения подготовительного к Св. Четыредесятнице и богослужения Св. Четыредесятницы Источник I. Церковное приготовление к Великому посту Как пред начатием брани вожди обыкновенно вооружают и приготовляют своих воинов, возбуждая в них усердие и мужество, так и православная церковь , приближаясь ко времени великого поста, приготовляет нас – своих духовных воинов – к наступающей духовной брани во дни Святой Четыредесятницы. Считая первым оружием добродетели покаяние и смирение, церковь еще в неделю по просвещении вещает нам в евангелии, как Сам Господь начат проповедати и глаголати: покайтеся, приближибося царствие небесное. Потом, в чтениях евангельских и церковных песнях в недели последующие раскрываются нам все необходимые принадлежности и вспомогательные средства покаяния. В неделю о Закхее представляется благодать, предваряющая и спасающая грешника. Сам Господь, пришедший взыскать погибших, взыскует известного всем грешника, начальника мытарей; находя в нем веру и любовь, приносит в дом его спасение и дарует ему достоинство истинных чад Авраама. Днесь спасение дому сему бысть, сказал Учитель небесный, зане и сей сын Авраамль есть ( Лук. 19:9 ). В неделю о Мытаре и Фарисее познаем другое условие покаяния, какое требуется от грешника. Это смирение и сокрушение мытарево. Хотим ли и мы из дома Божия отойти в свои дома оправданными с сладким сознанием прощения Господня? Да подражаем мытарю, а не фарисею. Забудем о наших преимуществах и каких-либо совершенствах, так как они не извинят грешников, а напротив, еще более обвиняют 1 . В неделю о блудном сыне изображается деятельность покаяния. Не довольно для грешника одних молитв, не довольно и временного обращения души к Богу, временных слез и сокрушения. Нет! Посмотрим, на примере блудного сына в евангелии; этот несчастный сын не только сознал свою виновность пред отцем, не только плакал в виду нечистых животных немилостивого господина своего – на стране далекой – но он, собравши все силы свои, навсегда оставил страну, ему чужую, с полною решимостью пошел прямо к отцу своему, с решимостью во что бы то ни стало достигнуть дома отеческого и просить у отца как милости звания последнего из наемников его. Такое неуклонное стремление к Отцу небесному требуется от всякого, истинно кающегося 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  4.0 из  5) Предыдущий Следующий 118. Великопостный календарь Четыредесятница и Минея Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! В поисках ответа на вопрос о том, как мы должны проводить время великого Поста, первоначально обратимся к выяснению общего содержания великопостного богослужения, которому у нас, как правило, мало уделяется внимания. Особенным вниманием пользуется Великий канон св. Андрея Критского . Некоторое внимание может еще уделяться отдельным наиболее известным и более употребительным великопостным молитвословиям, типа молитвы преп. Ефрема Сирина или кондака “Душе моя, восстании, что спиши”. А вот что касается содержания великопостного богослужения в целом, то здесь по понятным причинам дело ограничивается темами одних лишь воскресных дней, когда отмечаются некоторые исторические события и выдающиеся личности Православной Церкви. И в результате, как с амвонов и телеэкранов, так и со страниц различных книг мы слушаем и читаем мало между собой различающиеся объяснения о глубокой идейной связи указанных памятей и событий с Великим постом! Например, в 1ю Неделю Поста, когда отмечается «Торжество Православия», можно услышать глубокомысленные рассуждения о торжестве человеческого духа над грехом, действие которого мы при помощи поста начинаем успешно ограничивать. Во 2ю, 4ю и 5ю Недели, нас вдохновляют примерами жизни святых Григория Паламы , Иоанна Лествичника , Марии Египетской, призывая к покаянию, молитве и восхождению на высоты духа. А в 3ю, когда выносится Крест (как знамение победы над грехом), мы слышим слова ободрения, обращаемые к тем, кто ослабевает от подвига пощения! Все это, конечно, звучит красиво и для многих давно и прочно ассоциируется с Великим постом, но на самом деле представляет собой одни лишь домыслы, не имеющие прямого отношения к темам Четыредесятницы. Так же как не имеют прямого отношения к теме Христова Воскресения недельные праздники, совершающиеся в период его попраздства — «о расслабленном», «самаряныне» и «слепом». Если помните, об этом у нас был разговор на 24 занятии, посвященном праздникам Цветной Триоди.

http://azbyka.ru/video/118-velikopostnyj...

Разделы портала «Азбука веры» Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь Крестителя и Предтечи Иоанна, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира//и подающаго нам велию милость. Кондак Крестителю и Предтече Иоанну, глас 2 Пророче Божий и Предтече благодати,/главу твою яко шипок священнейший от земли обретше,/исцеления всегда приемлем,//ибо паки, якоже прежде в мире проповедуеши покаяние. Ссылки Сейчас в разделе 433  чел. Всего просмотров 16 млн. ©2024 Молимся по часам к содержанию Приходской Часослов со священником Перед вами вариант приходского Часослова, который использует традицию древних не-монастырских форм молитвенного служения Богу в сочетании с привычными для наших прихожан элементами нынешнего богослужения... Перед вами вариант приходского Часослова, который использует традицию древних не-монастырских форм молитвенного служения Богу в сочетании с привычными для наших прихожан элементами нынешнего богослужения, освобожденного от неисполнимых и неисполняемых его требований, а также от тех его частей, которые уже давно перешли в разряд архаичных. Почти все службы данного Часослова являются общественными богослужениями и совершаются в определенные промежутки времени, по возможности, соборно, т.е. при участии епископа или священника. Сугубо келейными являются лишь полунощница и вместочасие, совершаемые наедине и по чину Домашнего Часослова. Важно, чтобы каждая служба данного Часослова не просто вычитывалась, когда и как вздумается, а совершалась в определенное именно для нее время - или, как сказал бы Апостол, «благообразно и по чину» (1Кор. 14:40). иерей Вадим Коржевский Вторник, 9 апреля 2024 г. Утреня великопостная (05:00-09:00) Утреня великопостная Время совершения: 05:00-09:00

http://azbyka.ru/chaso-slov/priest/

Скачать epub pdf КРУГ БОГОСЛУЖЕНИИ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ И ИХ ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ В дни Святой Четыредесятницы совершаются следующие богослужения: великое повечерие, утреня, часы с чином изобразительных, вечерня и Литургия Преждеосвященных Даров, а также Литургия святого Иоанна Златоуста и Литургия святого Василия Великого. Великое повечерие, совершаемое обычно отдельно от утрени, служится вечером в те дни Святой Четыредесятницы, в которые не было полной Литургии, а именно: вечером в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великой Четыредесятницы за исключением вечера пятницы 5 седмицы (суббота Акафиста); другими словами, великое повечерие совершается в те дни, которые следуют за днем поста, а не за праздником. Утреня во время Великого Поста имеет свои особенности: с одной стороны, в обычные, седмичные дни Великого Поста (с понедельника по пятницу включительно), с другой – в субботы и воскресенья Великого Поста. Великопостные часы совершаются: В понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великого Поста. В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. В субботы же и воскресенья совершаются часы не великопостные, а вседневные. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого Поста (кроме субботы), а именно: В среду и пятницу всех седмиц Великого Поста (с 1 по 6 включительно). В четверг 5 седмицы (когда на утрене бывает чтение Великого канона), исключая случай, когда на этот день приходится Благовещение, – тогда Литургия Преждеосвященных Даров переносится на вторник (день чтения Великого канона). В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы (если на эти дни не приходится Благовещение). В дни памяти святых с полиелеем: 24 февраля/9 марта – Обретение главы Иоанна Крестителя, 9/22 марта – Сорок мучеников Севастийских и в храмовый день, случившиеся в период от 2 до 6 седмицы Великого Поста. Литургия святого Иоанна Златоуста совершается в субботы от 1 до 6 седмицы Великого Поста, в Неделю Ваий и на Благовещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Чему учит нас великий проповедник покаяния? «Час присно провидя суда, рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный, делателен же был еси в делех учитель, преподобне, темже отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию».  (Кондак преп. Ефрему Сирину ). Такими словами св. Церковь прославляет великого проповедника покаяния – преподобного и богоносного отца нашего Ефрема Сирина , имя которого так тесно связано с Великим постом и память которого празднуется всегда незадолго до наступления Великого поста – 28 января ст. ст. Кто не знает умилительной молитвы преп. Ефрема: «Господи и Владыко живота моего...», без которой невозможно представить себе великопостного Богослужения? Но мало кто из современных мирян знает, что и другие письменные творения преп. Ефрема – его изумительные по силе глубокого покаянного чувства вдохновенные назидательные поучения включены св. Церковью в круг великопостного Богослужения, в виде особых, положенных уставом, «чтений». Наряду с великим покаянным каноном преп. Андрея Критского , и эти дивные поучения преп. Ефрема (которые – увы! – вовсе не читаются теперь в приходских храмах) таковы, что «и самую жесточайшую душу довольны умягчити и к бодрости благой воздвигнути» (синаксарь четвертка 5-й седмицы поста). Многоплодовитый духовный писатель и проповедник преп. Ефрем Сирин оставил после себя множество замечательных и разнообразных по содержанию письменных творений, высоко оцененных Св. Церковью. Соотечественники его наименовали его «пророком сирским», но слава его вскоре распространилась далеко за пределами его отечества во всей Вселенской Церкви, великим отцом и учителем которой он стал на все последующие времена. Блаженный Иероним пишет о нем. «Ефрем, диакон эдесский, достиг такой славы, что в некоторых церквах сочинения его читаются публично после Священного Писания». «Прославлять мне надобно того», говорит св. Григорий Нисский , «кто в устах всех христиан – Ефрема Сирина , того Ефрема, котораго жизнь и наставления сияют в целом мире». Блаженный Феодорит не иначе называет преподобного Ефрема, как «чудным Ефремом», а св. Феофан – «великим Ефремом». Творения преп. Ефрема – истолковательные, догматические и песнопевческие – показывают в нем и глубокое знание Священного Писания и обширную ученость.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010