Поскольку я еще практически ничего не понимал в богослужении, то первый пост стал для меня почти исключительно упражнением в воздержании. Это было время, когда я испытывал на прочность обеты, данные при Крещении. По крайней мере, именно так я это воспринимал. Конечно, я молился, как мог, но еще ничего толком не знал ни о Великом покаянном каноне , ни о преждеосвященных литургиях, участие в которых облегчает труд постящегося, ни о том, что по воскресеньям совершаются особые литургии — святителя Василия Великого. От первого поста у меня сохранилось, главным образом, воспоминание о том, что длился он бесконечно долго. И когда пришла Пасха и настало время разговения, я никак не мог поверить, что теперь действительно можно есть все те вещи, которые я раньше — до крещения — ел совершенно не задумываясь. Со временем, по мере того как я больше узнавал о Великом посте, о его традициях и дисциплине, появилась возможность сосредоточиться на его духовной стороне. В этом плане очень помогли постовые богослужения. Я помню, что в Московской духовной семинарии, куда я поступил учиться в 1994 году, на первой неделе Великого поста отменялись все занятия и студенты утром и вечером молились в храме. То же самое повторялось и на Страстной неделе. И хотя привыкнуть к этим многочасовым службам было нелегко, духовная польза от них была огромной. Этой же практики мы придерживаемся и сейчас в Казанской духовной семинарии. Пост важен, прежде всего, как тренировка воли. Ведь именно слабоволие мешает нам бороться с грехом, делает нас мягкотелыми и неустойчивыми перед искушениями. За всю свою христианскую жизнь я еще ни разу не пожалел о том, что постился, но много раз жалел, что нарушал пост — причем не столько вкушая непостную пищу, сколько совершая поступки, неподобающие христианину. Тем, кто ищет в посте что-то чудесное, могу сказать одно: сам факт прохождения поста современным человеком уже может расцениваться как чудо. Ведь сознательное самоограничение — это уже победа над собой. Маленькая или большая — цену этой победы знает всякий постящийся.

http://foma.ru/kak-ya-perezhil-svoy-besk...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Беседа историка, археолога, преподавателя литургики Н.Е. Гайдукова о Великом посте 31.03.2021 20:00 Илья Сергеев Участники: Гайдуков Никита Евгеньевич Как и когда возник Великий пост, его смысл и значение. Эти и другие темы, связанные с литургикой постом обсуждают историк, археолог, преподаватель литургики Н.Е. Гайдуков и редактор И.Е. Сергеев Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 02.04.2021 - 11:28 Очень, очень интересно. Есть : Очень, очень интересно. Есть о чем подумать. Благодарю. 05.04.2021 - 14:37 Начиная с 1990х годов многие : Начиная с 1990х годов многие годы мы были постоянными слушателями передач радиостанции «Радонеж», в которых можно было услышать наших замечательных священников, богословов, чье авторитетное мнение всегда основывалось на святоотеческом учении и нашей церковной традиции. Но в последнее время мы часто слышим иные голоса, проповедующие свои либеральные взгляды, совершенно отличные от учения православной церкви. Недавний пример – в эфире 31 марта в 20.00 прозвучало выступление на тему Великого Поста «историка, археолога и преподавателя литургики» Н.Е Гайдукова, которого пригласил ведущий Илья Сергеев, отличающийся особым подходом к выбору выступающих. «Поверьте мне», - неоднократно обращается к нам никому не известный историк. И чему же мы должны верить? Тому, что время Великого поста мало чем отличается от другого периода христианского календаря. Даже литургия Преждеосвященных Даров (историк ни разу не дал этого названия и не объяснил его сути) – это та же самая литургия Василия Великого «с небольшими уставными отличиями». Главное – и там, и там можно причащаться. Открытие! О молитве Ефрема Сирина сказано, что она не имеет особого значения в постовом Богослужении, и ее редко можно услышать в православных приходах за рубежом. Вообще, пост в старые времена соблюдали только католики, о которых с большим уважением отзывается историк, называя литургию сиречь мессой – «как хотите», - говорил он. По всей видимости, историк (он же геолог) изучал Православие в Ватикане у иезуитов.

http://radonezh.ru/radio/2021/03/31/20-0...

Усердно благодарю Вас за Ваши письма, первое получено мной в Великом Посте, второе в конце Августа и третье недавно. Давно я собираюсь писать к Вам (потому и записки не приложил при книгах, что вскоре хотел писать), но вот замедлил до сих пор и теперь желал бы написать пообстоятельнее, обо всём нужном. И во-первых, вспомните о вопросе, который Вы мне предлагали в Великом Посте. Отдавая искреннюю благодарность труду Вашему против Аскоченского, труду – который с сочувствием встречен не одним мной, но и другими нашими, труду – на который Аскоченский не мог дать дельного ответа, не мог возражать основательно, – как это видно из его дикой и странной заметки на Вашу —379— книгу 1736 – заметки, которая для внимательных к делу показывает его бессилие в этом случае и служит к посрамлению его же самого; – я тогда писал к Вам, что лучше было бы, если бы смягчить тон, избегать неосторожных выражений (заметьте: к этому и придрался Аскоченский), – и потом что хорошо было бы показать не одни худые, но и добрые стороны домашней беседы. Вы тогда писали ко мне, что желаете знать моё мнение о сем последнем предмете. Считаю нужным написать об этом несколько. Итак, что же есть хорошего в домашней беседе? Сначала можно обратить внимание на некоторые статьи не обличительного содержания, и кажется, по большей части не принадлежащие самому Аскоченскому, например, сведения о благочестивых людях, нравственные статьи и тому подобное, много в таких статьях хорошего. Но, может быть, Вы скажете, что это явления частные, и что главное направление домашней беседы обличительное. Что же сказать об этом обличительном направлении? По идее это направление прекрасное и особенно в настоящее время, это задача, над которой стоит поработать: потому что и вообще в нашей жизни есть много неправильного, много требующего обличения, но ко многому мы привыкаем и смотрим на это будто так и быть должно; особенно же в настоящее время много совершается пред нашими глазами явлений мрачных, возмутительных, требующих строгого обличения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С какого времени становится известным этот пост в типиках? Он заносится сюда уже довольно поздно и отстает от прочих постов на четыре и пять столетий. Нет его следов в кратких записях и полных студийских уставах, где идет речь только о Великом посте и двух малых четыредесятницах. Из славянских уставов о нем упоминают самые ранние синодальные списки иерусалимской отрасли XIV-XV в., откуда эти сведения перешли в печатные типики и другие богослужебные книги. Но, вообще говоря, типики значительно опоздали против других письменных источников относительно этого поста и молчат о нем в то время, как на практике он уже был широко распространен, и его существование заверено целым рядом письменных известий. В первые, самые ранние записи пост Успенский не вошел, конечно, потому, что не всеми и не везде был принят и как благочестивый обычай еще не имел обязательного значения. Когда он получил более прочное положение и сделался предметом рассуждений и решений со стороны церковной власти, типики продолжают молчать о нем, потому что списывались с прежних списков, где этого поста не было, и переписчики ограничивались на первый раз тем, что делали на полях дополнения (е) в этом смысле, но дополнения весьма краткие. Далее известия о нем входили в особые статьи о пище и постах и заносились в виде дополнений к типику, а еще дальше правила об Успенском посте стали заноситься в месяцесловы под 1-е августа наравне с прочими постами церковного года. В таком виде он становится известным по уставам XIV-XV века, как греческим, так особенно славянском, где праздник Успения чествовался высоко и пост во имя Богоматери пользовался особенным почтением. В названном выше греческом синодальном Уставе 487 указаны три мотива, объясняющие происхождение и существование поста Успенского: поклонение честному древу креста, почитание Богоматери п приключающиеся болезни. Судя по свойству первого и последнего из этих мотивов, естественно предположить, что полная редакция этой статьи появилась в книге и ведет свое начало из обычая патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Настоящее, одиннадцатое издание Писем о Богослужении предпринято в память Андрея Николаевича Муравьева друзьями его и почитателями, как первый опыт – перепечатки наиболее назидательных и полезных сочинений покойного, с целью распространения их по возможно дешевой цене. Последнее, десятое издание, сделанное самим Муравьевым в Киеве, в 1873 году, давно уже истощилось, и составляет библиографическую ред­кость, хотя самая книга не только не утратила своего значения, но и ныне, также как при первом издании отвечает на ду­шевную потребность каждого православного читателя. В этом смысле Письма о Богослужении как были так и останутся лю­бимою в России народною книгой. «Письма эти, – говорит автор в предисловии к 10-му изданию, – вначале были действительно писаны для одного светского молодого человека чтобы прояснить его неведение о богослужении родной нашей Церкви; но когда таким образом вышли, одна за другою, две первые книжки о литургии и все­нощной, и о великом посте и Пасхе, я был поощрен их неожиданным успехом к продолжению моего труда и издал еще две книжки о таинствах и о праздниках. – Второе издание (1836 г.) вскоре последовало за первым, составив одну пол­ную книгу о Богослужении из четырех отдельных книжек, а в шестом издании (1855 г.) я присоединил к ней, в виде особых приложений, еще несколько статей о других духовных предметах, как то: о недели Православия, о посте, о воскресной всенощной и проч. Письма сии, вскоре после их появления, обратили на себя внимание иностранцев, которых они знакомили с нашим православным богослужением, и постепенно начали выходить в свет переводы их на разных языках. – Прежде всех издал их в 1832 году, на Немецком языке в Лейпциге, племянник реформатского пастора Петербургской церкви, Эдуард Мюральд, и это самый лучший и полный перевод моих писем, с приложением лексикона церковных предметов, кото­рые в них упоминаются. – Вслед за тем напечатан был, в 1841 году в Варшаве, Польский перевод первой только книжки сих писем, сделанный Эмилией Яроцкой. – Потом Князь Н. Б. Голицын, брат незабвенной Т. Б. Потемкиной, перевел их на Французский язык и напечатал в Петербурге в 1850 году. – В следующем 1851 году, Письма о Богослужении были прекрасно переведены на Греческий язык, вместе с другими моими сочинениями (Историей Русской Церкви, Правдой Вселенской Церкви, Словом кафолического Православия) и напечатаны в Афинах полковником инженерным Федором Вальяно, кото­рый, будучи воспитан в России, весьма хорошо владел русским языком, а в 1854 году они явились и на Сербском языке, в Австрии, в городе Нейзаце или Новом Саду. – Сделан был перевод Писем о Богослужении и на Английский язык в 1866 году, полковником Генерального штаба Адлером, и должен бы быть напечатан в Америке, но не известно, почему не состоялось это издание, а между тем теперь, более, нежели когда-нибудь, оно могло бы быть полезно, для сближения Англиканской и Американской Церкви с Православной.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Василия о посте и других. Делая эти замечания, владыка обнаружил столь свойственное ему тонкое чувство истины в понимании подлинного смысла святоотеческих творений и вместе тонкое чувство подлинной чистоты русского языка, которую тогда уже стали смешивать с грязью с легкой руки помянутого издателя «Библиотеки для Чтения» Сенковского. В самом деле в отношении к первому из замеченных святителем мест перевода, в греческом подлиннике мы читаем: Γυναξ δ, σπερ τ ναπνεν, οτο κα τ νηστεειν οκεν στι κα κατ φσεν. Так как у св. Василия перечисляются разряды людей, которым пост в том или другом отношении полезен и даже естествен или часто неизбежен, при чем он только что упомянул бедняков, которые часто по неволе постятся, то эти, дальнейшие, слова о женщинах, лучше было бы перевести так: «А женщинам, и им, как дышать, так и поститься, и свойственно и естественно». И все же мы не можем не добавить, что академический перевод ближе к подлиннику, нежели старый, на который, с предпочтением его академическому, ссылается митрополит Филарет, очевидно не имевший под руками греческого подлинника. То же должно сказать и о последующих замечаниях владыки, за исключением тех, которые касаются чистоты речи русского перевода, а не верности передачи смысла подлинника, или же которые имеют в виду ясность перевода. При этом в отношении к «грузу» в слове, подобно приведенной речи о женщинах и их посте, оставленному без изменения не только во втором, но и в третьем издании русского (академического) перевода 2157 , должно заметить, что действительно греческое τν γωγμων —32— не вполне удачно передано словом «груз» 2158 , хотя образ верно взят от проходящего чрез весь контекст речи сравнения с морем и кораблем. Подобно тому и далее, греческое слово: νεργεας лучше было бы, как предлагал святитель Филарет, перевести словом: «действий», нежели «действований»; греческое τ δρν βαλντιον лучше было бы перевести: «полный кошелек» или «мешок», а не «карман», и подоб. Но напр. выражение: «В великом дому, в этой церкви» совершенно точно соответствует словам греческого подлинника: ν γρ τ μεγλ οικ (– указание на слова Апостола во 2Тим.2:20 ), τ κκλησ τατ (– объяснение); также выражение: «опять ты человек низкого рода», точно соответствует словам греческого подлинника: πλιν δυσγενς τις ε; но только для ясности нужно было бы или, как в первом случае, добавить какое-либо слово, или, как во втором случае, употребить знак препинания 2159 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ирины и для среды и пятницы. Но древнейшие уставы — Ипотипосис и п. Алексея разрешают в пон., втор, и четверг поста вареную пищу без масла и вина. Нынешний устав правее, что не делает такого различия: среда и пятница в Великом посту наиболее радостные из 5 седмичных дней благодаря тому, что имеют литургию, и даже на первой седмице поста в оба эти дня облегчается пост. Так искусно из церковного устава устранялись постепенно все неудачные его правила.    Несколько дней в течение 2—6 седмиц поста заслуживали некоторой льготы в посте по особой их знаменательности. Таковы 1) среда Крестопоклонной недели, являющаяся самой серединой, „преполовением» всего поста; 2) четверг 5-ой недели, на утрени которого поется великий канон, и за одно предшествующая ему среда, в вечер которой начинается эта утреня; 3) пятница той же недели, предшествующая ночи акафистного пения; 4) суббота Лазарева.     Среда Крестопоклонная начинает отмечаться в правилах поста позже, чем четверг великого канона. Ипотипосис не упоминает о ней. Впервые говорит о ней, по-видимому, устав императрицы Ирины, причем дает для нее самое большое разрешение, такое, как для суббот и воскресений поста (три вареных кушанья с маслом и большая чаша вина). Такое же большое разрешение для этой среды дает и Евергетидский Типикон, вообще один из самых строгих в посте. Напротив Ипотипосис в одной из своих редакций, Διατπωσιζ св. Афанасия, Пандократорский устав всю четвертую неделю уравнивают по строгости поста с первой. Историей настоящего вопроса объясняется положение его в нынешнем уставе. Прежде всего 32 гл. Типикона, подобно древнейшим уставам, совершенно о ней не упоминает (о четверге великого канона говорит). 49 же глава и Триодь дают мимолетное указание о ней не в уставе этого дня, а в уставе четверга 5-й недели и то только в форме цитаты из Святогорского устава (см. ниже).     Четверг великого канона отмечается относительно трапезы уже Ипотипосисом. Но здесь дается для этого дня самая малая льгота: такая, как для праздника Обретения главы св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Потому что тот, кто к посту присовокупит милосердие, тот сотрет с себя все грехи и получит вечное искупление». Но, как Св. Григорий Палама нам растолковал, сам по себе телесный пост не является самодовлеющей целью, а только средством для приобретения душевных благ. Посему, сказав о способе и образе телесного поста, он немедленно за тем говорит следующее: «Итак, это – начало истинного и богоугодного поста; цель же, ради которой он был узаконен и находится в чести у христиан, заключается в очищении души. Потому что, что за польза воздерживаться от телесной еды, и, в то же время, поддаваться плотским помыслам и страстям? Что за выгода воздерживаться от вина, и, в то же время, томиться жаждой и пьянеть, хотя и не от вина, но, как говорится в Писании: «Увы! пьяным не от вина» ( Ис.29:9 ), и если душа мятется гневом и завистью? Что за польза воздерживаться от пышных трапез, и, в то же время, душу не иметь сокрушенной? и плоть «изменить елеа ради» ( Пс.108:24 ), душу же не смирить в посте, как смирял себя Давид? Что за приобретение освободиться от мглы испарений, приходящей от изобильных яств, заботами же и суетными мыслями делать наш ум непригодным, а вместе с тем приводить в негодность и наши молитвы к Богу? Посему добрый пост есть тот пост, который совершается с целью угашения страстей, приведения души в смирение, возненавидения гордыни, погашения гнева, отъятия злопамятства, совершения богомыслия (созерцания), молитвы и чистоты». Если же истинный пост имеет перед собой такие задачи, то он и должен выражаться во всех движениях души. Посему в иной беседе Св. Григорий так нам говорит: «Поскольку невоздержанность проявляется через все чувства, то на всех них наложим воздержание. Если же ты постишься в пище, глаза же имеешь совратителем к прелюбодеянию в тайниках твоей души, и к неподобному любопытству и к злословию; слух же – воспринимающим бесчинства и блудные песни и недобрые клеветнические нашептывания; и иные чувства – последовательно вредящие, – то какая польза от поста? Конечно, никакой! Потому что ты бежишь от одного зла, чтобы тем самым бежать и от другого зла (т.е. ты бежишь от чревоугодия и пресыщения, чтобы благодаря сему бежать и от иных грехов, которые являются следствием чревоугодия, и которые порождают в душе пороки и грехи. Поскольку мы составлены из души и тела; не из одного только тела, но и из души, – то такой пост является истинным, который распространяется на все и все очищает и все врачует».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

В иной беседе он так говорит: «И иная еще приключается, по действию злоумышленника против наших душ, негодность в нашей молитве и посте: именно та порочность, которую имел оный фарисей, постившийся и молившийся, однако отосланный бесплодным. Но вы, зная, что всякий гордец является бесчестным и неприемлемым пред Богом, а также то, что мы, являясь должниками Богу во многих и великих вещах, и отваживаясь нечто малое воздать от долга, будем поститься и молиться с сокрушением сердца и самоукорением, дабы наш пост был чистым и богоугодным и в храме Божием мы предстояли со тщательностью и выдержанно. Имеется еще и иной образ действия лукавого, делающий наш труд поста и молитвы бесплодным, – это убедить нас совершать подвиг по мотиву тщеславия и с лицемерием. Поэтому Господь увещевает нас в Евангелии, говоря: «Вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему Иже в тайне: и Отец твой видяй в тайне, воздаст тебе яве» ( Мф.6:6 ). И еще Господь говорит: «Егда поститеся, не будете якоже лицемери сетующе: помрачают бо лица своя, яко да явятся человеком постящеся. Аминь, аминь, глаголю вам, яко восприемлют мзду свою. Ты же постяся помажи главу твою, и лице твое умый: яко да не явишися человеком постяся, но Отцу твоему Иже в тайне: и Отец твой видяй в тайне, воздаст тебе яве» ( Мф.6:16–18 ). Господь говорит это, чтобы не для взора людей мы были видимы молящимися и постящимися, вследствие чего от этого не будет для нас никакой пользы: труд поста и молитвы стойко выдержим, а награды лишимся! Умастить же елеем голову, говорит, и умыть лице, то есть не заботиться о том, чтобы лицо являло бледность, и не быть неопрятным и с сухой головой, поскольку нечто такое может казаться проистекающим вследствие наложенного на себя поста и от пренебрежения к телу, и, таким образом, может приобрести похвалу от людей; потому что так поступали фарисеи, когда накладывали на себя пост. Посему и справедливо они явились чуждыми Христовой Церкви, и Господь строго запрещает уподобляться им. Быть может же, кто возвышенно скажет, что здесь под «головой» следует разуметь голову души, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Святейший Патриарх Кирилл: Одно дело — пост для монаха, другое — для человека, выполняющего тяжелую физическую работу 20 декабря 2019 г. 17:57 20 декабря 2019 года в завершение доклада на Епархиальном собрании города Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прокомментировал реплику, поступившую в адрес Его Святейшества среди материалов, собранных к заседанию Епархиальным советом и викариатствами: «На сегодняшний день мы не имеем общепринятых указаний о степени поста для людей, живущих в миру. А те указания, которые предписаны в наших богослужебных книгах, являются частью монастырского уклада жизни».  «Формально действующий на сегодняшний день устав постов содержится в Типиконе, соответствующие главы которого восходят к ближневосточной монастырской практике, включающей не только воздержание от скоромных продуктов, но и многие дни так называемого сухоядения и даже некоторые дни полного воздержания от пищи, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Очевидно, что современный человек, особенно если он не приучен к посту, неспособен соблюдать пост в полной мере согласно упомянутым предписаниям. Ситуация усугубляется тем, что популярные газеты и светские сайты, желающие как-то осветить тему поста, размещают перед Великим постом " постные календари " именно в соответствии с упомянутой ближневосточной практикой. В итоге обыватель смотрит на постные предписания как на некую невыполнимую экзотику».  «Кроме того, пастырь, размышляющий по этому поводу, не может игнорировать тот факт, что существенно более высокая стоимость рыбных изделий (а уж тем более иных морских продуктов) заставляет даже церковные многодетные семьи приобретать более дешевые скоромные продукты, к примеру, в период малых постов, — констатировал Святейший Владыка. — Значит ли это, что можно взять и отменить постные предписания? Нет, конечно. Однако одно дело — пост для монаха, другое дело — для человека, выполняющего тяжелую физическую работу. Должна быть вдумчивая пастырская работа с нашими прихожанами, индивидуальный подход, чтобы каждый из них участвовал в посте, особенно в Великом посте, — участвовал по мере своих сил, но участвовал непременно».  Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5551721.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010