Закрыть itemscope itemtype="" > Усмирение плотских страстей, а не умерщвление тела Об опросе ВЦИОМ и предназначении Великого поста 05.03.2020 1138 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своем сайте данные опроса россиян о Великом посте и результатах, к которым приводит его соблюдение. Великий пост в 2020 году начнется 2 марта и продлится до 18 апреля. Абсолютное большинство россиян слышали о Великом посте — 94%, но более половины не смогли назвать дату или период его начала в 2020 году (54%). Знает о том, что Великий пост начнется 2 марта, после Масленицы, каждый четвертый (24%), чаще православные россияне (30%). Те, кто что-то слышал о Великом посте, связывают его с ограничением в еде (22%), христианством и церковью (19%), самоограничением во всех сферах, отсутствием грехов (14%), а также с очищением (10%). Чуть более половины россиян знают правила и ограничения, связанные с Великим постом (55%), чаще об этом сообщают женщины (60%), а также россияне в возрасте 45-59 лет (64%). Чаще они узнавали об этих ограничениях от родителей или других родственников (55%), в СМИ, книгах или интернете (50%), а также от священников (27%). Не знают о традиционных ограничениях, которые нужно соблюдать во время Великого поста, 43% россиян, среди молодежи 18-24 лет эта доля достигает 69%. Слышавшие ранее о Великом посте считают, что его соблюдение дает человеку духовное очищение (20%), тренирует силу воли и дисциплину (13%), очищает организм (12%) и помогает здоровью (12%). Однако большинство россиян не будут соблюдать Великий пост в этом году (69%), чаще 18-24-летние и 25-34-летние респонденты (80% и 81% соответственно). Каждый пятый еще не определился с решением относительно соблюдения Великого поста (20%), но каждый десятый (10%) точно знает, что будет соблюдать Великий православный пост. Данные опроса прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный московский пастырь, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Кузин :

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/05/us...

Великий пост: Убрать кабана из холодильника На вопросы читателей о Великом Посте отвечает протоиерей Александр Ильяшенко 4 марта, 2014 На вопросы читателей о Великом Посте отвечает протоиерей Александр Ильяшенко На вопросы читателей о Великом Посте отвечает протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря. — Если человек попросил у священника благословение на послабление поста в плане вкушения определённых продуктов и получил это благословение, нужно ли в дальнейшем каяться в нарушении поста, если человек не вкушал скоромных продуктов кроме тех, на которые он получил благословение? — Если человек получил благословение, то может уже не каяться в том, что ест продукты, про которые спрашивал священника. Мера поста у всех разная, она зависит, например, от возраста, состояния здоровья, места жительства, рода занятий и т. п. Для здорового сильного человека она должна быть более строгой, а для школьников, пенсионеров, тех, у кого проблемы со здоровьем — более слабой. Поэтому свою меру поста можно оговорить со священником. — Чистый Понедельник и  Великую Пятницу предписывается уставом проводить вообще без вкушения пищи. Нужно ли каяться в нарушении поста, если человек вкусил постную пищу в эти дни? — Если тебя смущает совесть, что такие-то твои поступки греховны, тогда и кайся в этих грехах. Значит, если ты знаешь, что надо соблюдать пост, а ты его не соблюдаешь, тогда кайся. Мне кажется неправильным задачу поста сводить только к тому, что можно есть, чего нельзя. Необходимо усилить свой молитвенный подвиг, больше бывать в храме, читать Священное Писание, надо вообще перестроить свою жизнь. А если по обстоятельствам современной жизни или по состоянию здоровья тебе приходится что-то есть не то, что разрешено в пост, ну, что делать. Главное, чтобы мы молились глубже, чище, искреннее, чтобы жили, стараясь исполнять волю Божью. — Как нужно поститься болеющим? — Как врачи скажут. И еще не раздражаться, не сердиться, не унывать, а радоваться, вот тебе и пост.

http://pravmir.ru/ubrat-kabana-iz-xolodi...

диакон Георгий Малков Скачать epub pdf Содержание Введение Жизнеописание преосвященного Феодора (Текучёва), епископа аргентинского, Подвижника Псково-Печерского Слово о спасении Из поучений и проповедей епископа Феодора Об издании проповедей епископа Феодора Из ранних проповедей Слово в Неделю 2-ю Великого поста Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы Слово на Рождество Христово Слово на Сретение Господне Слово архипастыря – слово церкви. Проповеди и поучения епископа Феодора в Аргентине Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского Слово на праздник Покрова Пресвятой Богородицы Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице в память святых отцов Седьмого Вселенского Собора Об обязанностях детей и родителей О проповеди слова Божия и притче о сеятеле Притча о богаче и Лазаре Об исцелении гадаринского бесноватого и об очищении от страстей Слово о покаянии Слово о Введении Пресвятой Богородицы во храм и о христианском воспитании детей Слово в день памяти святителя Феодора, архиепископа Ростовского О званной вечери Слово в Неделю святых праотец, а также о «званных» и «избранных» Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице Об иерихонском слепце О Закхее и о нашем спасении О подготовке к празднику Рождества Христова Слово в Неделю святых отец О мире. Из проповедей на праздник Рождества Христова Из Слова накануне Нового года Слово в Неделю по Рождестве Христовом Слово в Неделю перед Просвещением (Богоявлением) Слово на Богоявление (Крещение Господне) Слово в Неделю по Просвещении (Богоявлении) Слово на Сретение Господне Слово в Неделю о блудном сыне О Страшном Суде Как провести Великий пост Об Адаме Ветхом и Адаме Новом, а также о неосуждении О прощении О посте и воздержании Слово первое о Великом посте и о молитве преподобного Ефрема Сирина Слово второе о Великом посте и о молитве преподобного Ефрема Сирина О Нафанаиле Слово в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия О покаянии Слово в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную «Душе моя, возстани, что спиши?» О значении храма Божия Из слов на Вход Господень в Иерусалим, в Неделю ваий Из слов в Великий Пяток Краткое слово о Воскресении Христовом и о победе России во Второй мировой войне О воде живой, утоляющей жажду духовную Об искании благодати Святаго Духа Поучение в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Из слов в Неделю о слепом Слово 7-е на Вознесение Господне Слово 2-е на Вознесение Господне Охранении истинной веры Святой Дух– Утешитель Слово в день Пятидесятницы – Пресвятой Троицы Из слов в Неделю 2-ю по Пятидесятнице – Всех святых, в земле Российской просиявших О Промыслительной Деснице Божией Об Искуплении нас Господом нашим Об освобождении от греха Об исцелении слуги сотника Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Грех–мучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как изменить нашу жизнь в Великий пост — беседа епископа Пантелеимона (Шатова) Епископ Пантелеимон (Шатов) — о Великом Посте и наших задачах в нем 14 марта, 2016 Епископ Пантелеимон (Шатов) — о Великом Посте и наших задачах в нем Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон в одной из своих бесед в Марфо-Мариинской обители с Друзьями милосердия рассказал об особенностях великопостных богослужений, о череде великопостных праздников, о смысле и значении Великого поста. Сегодня мы вновь публикуем важный разговор о посте. Зачем установлен Великий пост Мы начнем нашу беседу с главы из «Душеполезных поучений» Аввы Дорофея – «О святой четырядесятнице». В этом поучении Авва Дорофей объясняет зачем установлен Великий пост: В Законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и, делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная сие, святые Апостолы установили и предали на помощь нам, и как благодеяние душам нашим, ещё нечто большее и высочайшее, — чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали её Богу. Мы все знаем сколько в году дней, и десятая часть – это 36,5 дней. И мы знаем, что пост длится 48 дней. Но вычитая субботы и воскресенья, которые не относятся к Великому посту, мы получим как раз 36,5 дней поста: Ибо отняв от восьми недель субботы и воскресенья, получаем сорок дней, а пост Святой Субботы почитается особенным, потому что она есть священнейшая и единственная постная из всех суббот года. А семь недель без суббот и воскресных дней составляют тридцать пять дней; потом, приложив пост Святой Великой Субботы и половину Светлой и светоносной ночи, получаем тридцать шесть дней с половиною, что и составляет во всей точности десятую часть трёхсот шестидесяти пяти дней года. Великий пост – это наша десятина Богу, наше служение Богу и ближним. В эти дни нужно сменить некий приоритет, который есть в нашем сознании, изменить наше сердце. Великий пост установлен для того, чтобы мы видели наши грехи, чтобы мы могли по-настоящему покаяться в грехах.

http://pravmir.ru/kak-izmenit-zhizn-v-po...

Мы сейчас говорим, что мы живем в обществе потребления. Можно сказать по-другому: мы живем в обществе чревоугодия. Пожирание — свойство ада, которое рождается в душе человека, живет в каждом из нас. Мы приходим в Церковь и даже в Церкви смотрим, где чего можно пожрать. Почему Святые Отцы грех чревоугодия называют первым? В чем смысл телесного поста? Как определить свою меру и прожить пост так, чтобы к его окончанию не остаться прежним, таким, каким ты был до его начала? Об этом и о многом другом поговорил протоирей Алексий Уминский с собравшимися в Издательском Совете Русской Православной Церкви на первой встрече цикла бесед о Великом посте, организованном издательством «Никея» и приуроченном к переизданию книги отца Алексия «Тайна примирения» . Приветственное слово сказал председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент. Он заметил, что, по его мнению, каждый священник, каждый архиерей должен проповедовать, писать, публиковать свои проповеди. Тем более, подчеркнул владыка Климент, тема книги отца Алексия «Тайна примирения» очень важна. Увидеть свое состояние, правильно подготовиться к  исповеди , покаяться… Митрополит Климент подчеркнул важность цикла бесед о  Великом посте , о его предназначении, о покаянии. Ведь пост без покаяния — это всего лишь какие-то упражнения, вроде диеты для похудения. Собравшихся владыка призвал прислушиваться в то, что они услышат во время бесед. Чтобы услышанное дошло до сердца. Самое очевидное Пост существует не только как культура христианства, как культура православия, но и как определенная культура очень многих религиозных систем. Общее представление о посте, которое дает Википедия, как справку, начинается именно с того, что пост — некое такое ритуальное воздержание от какого-либо рода пищи, и тут важна цель, ради которой это воздержание происходит. Мы помним эпизоды Ветхого Завета, когда при разных обстоятельствах ветхозаветный Израиль накладывал на себя пост. Иногда это было по велению пророков, иногда — по велению царей, иногда — по прямому указанию Господнему. Часто пост накладывали перед великими событиями, перед битвами.

http://pravmir.ru/velikij-post-pobedit-s...

Большие посты в сравнении с Великим Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 27 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 1. Введение О Великом посте написано немало книг, произнесено множество проповедей. Кажется, изучен он со всех сторон более чем подробно. Этого нельзя сказать о других больших постах, вроде бы меньших по значимости. В результате мы в богословской литературе и в жизненной практике наблюдаем в отношении этих постов очевидные крайности — так сказать — “саддукей­ские” (от обмирщённости) и “фарисейские” (от ревности не по разуму). К первым можно отнести не только отсутствие (за исключением Святой Четыредесятницы) постного меню в столичных кафе. Звучат ныне и слишком частные богословские мнения, что, мол, соблюдение Великого поста почти освобождает от необходимости соблюдать Петров. Такие “садду­кейские” взгляды, ясное дело, появляются от того, что вековое наследие и опыт церковной жизни в сознании многих потеряли подобающее им место — от “терния суеты”. Немало, как всегда, перегибов бывает и с противоположной стороны. Приходилось, например, слышать о “ревнителях”, запрещающих даже больным (!) вкушение рыбы во все посты, за исключением воскресных дней. Что сказать? Евангелие вечно. И партии — “садду­кейская” и “фарисейская” — будут, наверное, существовать до скончания века. Церковь же зовёт нас идти путём царским — без вышеупомянутых отклонений. А для этого необходимо, конечно, углубиться по мере сил в богослужебное содержание больших постов, вслушаться в него со всей возможной тщательностью. Настоящая статья и имеет целью обратить внимание на прикровенные как будто и однако удивительно глубокие стороны постных служб, календарных деталей, чтений из Священного Писания. И неизбежно здесь приходит на ум сравнение с традицией Святой Четыредесятницы, ибо при всех различиях так много знакомого открывается в практике прочих больших постов. 2. Малое о Великом посте В богослужебном году очевидно центральное место, уделённое Великому посту, ориентированному на Праздник праздников — Пасху.

http://pravmir.ru/bolshie-postyi-v-sravn...

Временно доступен: протоиерей Алексий Уминский о Великом посте и сути христианства (+Видео) В Евангелии нет ничего такого, чем человек мог бы себя успокоить по-настоящему в этой жизни. Все не так. Блаженны плачущие. Блаженны нищие духом. Блаженны, когда вас гонят. Радуйтесь и веселитесь. Молитесь за своих врагов. Господи помилуй, разве человек может для себя такого пожелать? 19 марта, 2013 В Евангелии нет ничего такого, чем человек мог бы себя успокоить по-настоящему в этой жизни. Все не так. Блаженны плачущие. Блаженны нищие духом. Блаженны, когда вас гонят. Радуйтесь и веселитесь. Молитесь за своих врагов. Господи помилуй, разве человек может для себя такого пожелать? Гостем нового выпуска программы «Временно доступен» стал духовник Свято-Владимирской православной гимназии, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, ведущий телепередачи «Православная энциклопедия» протоиерей Алексий Уминский. Александр Карлов: Отец Алексий, прошу Вас. Сзади Вас находится стена наших видеоблогов. Собеседники, которых Вы наверняка хорошо знаете. Они так или иначе будут участвовать в нашей беседе, либо по Вашему желанию, либо… Прот. Алексий Уминский: Я как-то особо не вижу, кто там. Александр Карлов: Я вам сейчас расскажу. Смотрите, Андрей Дементьев. Прот. Алексий Уминский: Да, Дементьев, узнаю. Александр Карлов: Он будет говорить про душу. Андрей Козлов — про любовь. Николай Усков — про религию. Андрей Кураев — про священников. Прот. Алексий Уминский: Это Кураев там такой красивый? Александр Карлов: Да. Андрей Мерзликин — про исповедь. Марк Захаров — про желания. Прот. Алексий Уминский: Про желания. Александр Карлов: Александр Никонов — про Православие. Максим Леонидов — про русских и Алан Чумак — про чудо. Вот уже кто в чудесах разбирается больше других. Прот. Алексий Уминский: А в Православии, конечно, Никонов больше всех. Дмитрий Дибров: Здравствуйте, дорогие друзья. Вопрос. Почему это я поститься должен, когда такая прелесть только что была с блинами, с тройками. Что там еще? С гитарой, медведями, цыганами — а тут постись. Давайте лучше мы поговорим с батюшкой, с отцом Алексием, в миру Уминским, и давайте мы узнаем, зачем это все нужно лично для вас, а то может показаться, что для батюшки нужно, чтобы вы постились, то есть об этом, обо всем подумаем. Здравствуйте, батюшка.

http://pravmir.ru/vremenno-dostupen-prot...

Закрыть itemscope itemtype="" > О Великом посте Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский   03:18 29.03.2024 2992 Время на чтение 6 минут В настоящее время весьма мало таких людей, которые по лицемерию захотели бы казаться другим во время поста великими постниками - с тем, чтобы заслужить себе от людей славу. Всего скорее найдутся теперь люди, которые ни быть, ни казаться не хотят постниками; потому что пост почитают для себя делом безполезным и излишним, а казаться другим постниками - делом глупым и смешным. Но, при этих крайностях, есть без сомнения между христианами такие, которые держатся златой средины, и не уклоняясь ни на право, ни на лево, идя путем поста прямо и ровно, как истинные постники, постящиеся постом приятным, благоугодным Господеви. ...Великий пост, - время истинно дорогое для людей, умеющих поститься, как должно, в духе христианском. Чтобы это время послужило нам к душевной пользе и спасению, побеседуем ныне о необходимости и пользе поста. История про Великий Пост и сочный окорок  Нужен ли пост, т.е. воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, но и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от безпорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? - А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или царство небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Как не хотеть! Там, по верному и непреложному слову Божию, живут во веки веков правда и мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17), там Бог, там духи блаженные, там люди праведные; а на земле - в продолжение немного более семидесяти лет только почти и видишь грехи, смятения и бедствия - везде. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь царствия Божия наследити не могут (1 Кор. 15, 50), потому что царство Божие несть брашно и питие (Рим. 14, 17). Плоть и кровь, пища и питие, как вещи грубые, стихийные, земные - должны остаться на земле и подвергнуться общей участи тел земных - тлению. На небе нет и не может быть места для грубой плоти и крови потому именно, что там - небо, а не земля, что существа тамошнего мира имеют свойства совсем отличные от свойств людей, живущих в похотях мира, свойства духовные, светоносные.

http://ruskline.ru/analitika/2018/03/06/...

Ответы на вопросы читателей о Великом посте Как поститься? Какие службы нельзя пропустить? Скрывать ли свой пост? 3 марта, 2014 Как поститься? Какие службы нельзя пропустить? Скрывать ли свой пост? Отвечает протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах. — Что во время поста необходимо православному, а что — народные традиции? — Я плохо знаю про народные традиции во время поста. Все, что связано с ограничениями в пище, никак не связано с народными или фольклорными традициями. Может быть, речь о таких традициях, как, например, выпускание птиц на волю время Благовещения , или выпекание «жаворонков» на Сорок мучеников Севастийских? Здесь понятно, что все-таки речь о народных традициях, а не об уставном богослужебном действии. Но они никак не противоречат Посту, а скорее, его украшают, придают ему некую задушевность, прекрасное оформление. Мне кажется, хорошо, когда есть такие народные традиции, вплетенные в ткань поста. Думаю, в каких-то отдельных местах могут существовать и другие подобные традиции. Но я об этом знаю немного, поэтому здесь экспертом никак служить не могу. Я привык ориентироваться прежде всего на церковный устав Великого Поста. И конечно, на разум, на силы, на тот потенциал, который человек способен реализовывать во время поста. — Так как я новоначальная, как принято говорить, случилось так, что на протяжении нескольких постов я не только не скрывала тот факт, что я пощусь, а даже с гордостью делилась при случае. Все мои друзья, родные и коллеги были в курсе. Со временем пришло понимание, что делать это надо в тайне, не с гордостью за себя, а с сокрушением сердца. Но вокруг все будут спрашивать, интересоваться, пощусь ли я. Как сохранить это в тайне, чтобы явиться постящейся не перед людьми, а перед Богом? — Здесь, кажется, человек хочет попасть из одной крайности сразу в другую. То, что он все время выставлял на вид, теперь он хочет спрятать абсолютно ото всех. Пост — это естественное состояние для верующего человека. Поэтому ни выставлять напоказ, ни специально скрывать его не надо. Потому что и то, и другое — дело неестественное.

http://pravmir.ru/postitsya-eto-estestve...

Светские СМИ о Великом посте Как встретили начало Великого поста российские СМИ? Скептик мог бы заранее предположить, что основное внимание будет уделено кулинарной составляющей вопроса. И, тем не менее, в прессе появилось довольно много вполне адекватных материалов, многие из которых обнаруживают серьезную подготовку авторов. Цель нашего обзора не просто отследить периодику по интересующему нас вопросу, но и там, где это необходимо, внести некоторые замечания по существу. Предваряющая начало Поста заметка Татьяны Хорошиловой «Заступаем на пост!» появилась в «Российской газете» еще 3 марта. Пройдя традиционный экскурс в историю поста, правила и меню, журналист резюмирует: «Но, главное, конечно,— в эти дни очищаться надо не только физически, но и духовно. Посту не случайно предшествует Прощеное воскресенье, когда следует попросить прощения у близких и родных людей, которых мы могли обидеть. Вспоминать свои ошибки, грехи, дурные поступки и каяться в них следует в течение всей жизни, но пост — это время, специально для покаяния. Воспользуемся же им в полной мере». В первый день поста появился материал того же автора, само название которого говорит за себя: «В Великий пост очищаться надо не только физически, но и духовно: вспоминать свои ошибки, грехи, дурные поступки и каяться в них », Содержание этой заметки, впрочем, во многом дублирует предыдущий материал. Не обошла вниманием начало поста и «Комсомольская правда», для материалов которой характерен довольно сильный кулинарно-диетологический уклон. 3 марта в разделе «Приятного аппетита» появилась заметка Оксаны Касаткиной с лаконичным названием «Начинается Великий пост ». Автор резонно замечает, что «отказаться от той пищи, которую вы ели на протяжении всего времени» будет не так просто и предлагает «входить в пост постепенно, отказываясь не сразу от всей скоромной пищи, а вначале, например, от мяса, затем от масла, молока и так далее». К слову сказать, Церковь в том числе и для этого, предлагает верующим приуготовительные недели, предваряющие начало собственно Великого поста, так что автор явно несколько ошибся с временными рамками. «Очищая, - продолжает свою мысль автор, - во время поста свое тело, мы очищаем и свои помыслы, и свою душу», после чего вниманию читателей предлагаются несколько оригинальных рецептов постного стола.

http://pravoslavie.ru/4939.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010