Почему не Параскева Пятница, или Как святые становятся нам близкими 10 ноября — день памяти великомученицы Параскевы Иконийской 10 ноября, 2021 10 ноября — день памяти великомученицы Параскевы Иконийской Почему к одним святым мы сердцем прикипаем, почитаем всячески и молимся им постоянно, а к другим отношение и забывчивое, и прохладное? Анна Аркуша предлагает задуматься об этом в день памяти великомученицы Параскевы Иконийской, святой, которая некогда особо почиталась на Руси. Святая мученица Параскева Пятница Святая мученица Параскева, нареченная Пятницей, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. «Параскева» в переводе с греческого и означает «Пятница» – родители святой дали ей это имя в силу особого почитания дня страданий Господних. Параскева всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа и хотела посвятить всю свою жизнь Богу. За исповедование христианской веры и отказ принести жертву языческому идолу она претерпела тяжкие мучения и была обезглавлена. Святая Параскева, нареченная Пятницей, особо почиталась на Руси, с ее памятью было связано множество благочестивых обычаев и обрядов. Она считалась покровительницей полей и скота, целительницей людских душевных и телесных недугов, а также хранительницей семейного благополучия. Святая Параскева Пятница Моя крестница родилась 10 ноября. В этот день я и узнала о святой Параскеве, нареченной Пятницей. Это было время моего активного воцерковления, когда чуть ли не каждый день приносил удивительные открытия. Но даже моего неофитского энтузиазма было недостаточно, чтобы предложить родителям назвать девочку именем этой святой. И мне, и всей большой семье новорожденной казалось невозможным, что будут ее звать Параша или, по-украински, Параска. Девочку назвали Елизаветой и с этим именем окрестили. Через два года привел меня Господь в Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь. Великомученица Параскева Пятница – одна из небесных покровителей Лядовской обители. В Усекновенском храме есть боковой придел в ее честь, и 10 ноября монастырь отмечает малый престольный праздник.

http://pravmir.ru/paraskeva-pyatnica/

I. Св. великомученица Параскева, память коей ныне совершает святая церковь , жила в царствование римского императора Диоклетиана в городе Иконии. Родители ее были христиане и особенно уважали пятницу – день крестных страданий и смерти Спасителя, проводя этот день в посте и молитвенном воспоминании страстей Христовых. Когда в этот день Бог даровал им дщерь, то они назвали ее Параскевою, что по переводу с греческого языка значит «Пятница». В последствии, возрастая в вере и благочестии христианском, Параскева, по примеру родителей своих, особенно чтила пятницу, и в самом имени своем нося напоминание о страданиях Христовых, она и сердцем своим старалась непрестанно приближаться к распятому за спасение мира Господу и в этом приближении находила источник утешения и подкрепления своей веры и любви к Господу, – наконец и сама достойно приобщилась страстям Христовым, мужественно исповедав Христа и претерпев за Него жесточайшие мучения. Приведенная на суд, св. Параскева, еще юная дева, дерзновенно отразила прельщения и угрозы мучителя, заставлявшего ее, ради спасения своей жизни, принести жертву идолам. Тогда мучитель приказал св. исповедницу повесить на дереве и терзать тело ее железными гвоздями и потом изъязвленную до костей и чуть живую бросить в темницу. Но Бог не оставил без утешения и чудесной помощи мужественную страдалицу. В темнице предстал ей ангел, держа в руках своих орудия Христовых страстей – крест, терновый венец, копие, трость, губу – и сказал: «встань, девица, общница Христовых страстей, я прислан от Бога посетить тебя, – в отраду души твоей и исцеление болезней твоих приношу тебе сии орудия страданий Господа нашего Иисуса Христа. Встань, исцеляет тебя Христос Господь». Св. мученица тотчас встала, облобызала орудия страстей Христовых, а ангел губою отер раны ея, и вдруг все тело ее исцелилось от язв, так что пришедшие утром темничные стражи, думая найти мученицу мертвою, увидели ее в прежнем цветущем виде и красоте. В этом чудесном исцелении св. мученицы злобный мучитель не уразумел непобедимой сиды распятого Господа и продолжал истязать св. Параскеву, приказав ее, повешенную на дереве, жечь факелами и наконец отсечь голову ее мечем. Так св. великомученица, в брачном одеянии девства, украшенная кровию своею, предстала небесному Жениху своему Христу, сделавшись причастницею и общницею страстей Его!..

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пожеревицы. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Церковь построена в 1824-1827гг. Приделы: Св.Георгия и Св. Параскевы Пятницы. Возведена на средства помещика Петра Дорина. Храм долгое время использовался как клуб и был перестроен. Погост Пожеревицы, церковь Рождества Христова В ведомости 1799 года говорится о деревянной церкви Святого Великомученика Георгия с приделом Святой Великомученицы Параскевы, построенной в 1717 году, «при ней» каменная церковь Рождества Христова, построенная в 1770 году помещиком села Дирины Горки Петром Ивановичем Дириным. Он же «во всем» содержал эту церковь. В 1824-1827 г.г. тем же помещиком и прихожанами построена новая кирпичная церковь Рождества Христова. В церкви было три престола. Кроме главного, были престолы в приделах: Святого Великомученика Георгия и Святой Параскевы, именуемой Пятница. В церкви находились древние иконы Святителя и Чудотворца Николая 1706 года в серебряной ризе, Святой Троицы, Тихвинской иконы Божией Матери 1739 года в серебряной ризе, а также Евангелие 1760 года. Колокольня также кирпичная, построена в связи с церковью. На ней висели шесть колоколов. Вес первого колокола 52 п, на нем была надпись: «Сей колокол лит в С.-Петербурге, мастер купец Михайла Макаров Стуколкин, в Пажеревицкую церковь старанием священника Тимофея Кустова. Декабря 24 дня 1858 г.». Вес второго колокола 30 п. 28 ф., на нем была надпись: «1831 г. при священнике Савве Тишинском и при священнике Иакове Хераскове». Вес третьего - пятого колоколов неизвестен. Шестой колокол весил 4 п., надписей на нем не было. Около церкви было кладбище. Другое кладбище, называемое «Пески», находилось в отдалении от церкви. Третье кладбище находилось при деревне Заборовье, четвертое - при деревне Сырково. В приходе было десять часовен: около деревни Пажеревицы, в селах Городок, Клемшино, в деревнях Дубки, Заборовье, Захонье, Зуево, Кривец, Савино, Сырково. В селе Лужок ранее стояла каменная православная часовня, однако в начале XX века, когда находившаяся здесь усадьба перешла в ведение зятя помещицы Н. И. Костюриной католика А. А. Малаховского, часовня неизвестными лицами была разобрана.

http://sobory.ru/article/?object=01369

Пушкинские Горы. Церковь Параскевы Пятницы. /// Объект утрачен Деревянная церковь с колокольней, построенная в 1880. Имелись приделы Спаса Нерукотворного и Александра Невского. Закрыта в 1930-х. Сожжена в 1944 отступающими немецкими войсками. http://svyatayarus.su/church/detail/51682/ Деревянная церковь построена в 1795 году, рядом со Святогорским монастырем. Со временем она обветшала и в 1880 г. прихожанами построена новая деревянная на каменном фундаменте церковь. Престолов в церкви было вначале два, в документах 1914 года речь идет о трех престолах. Кроме главного престола, в правом приделе был престол в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, в левом приделе – святого Благоверного князя Александра Невского. В церкви находились почитаемые народом иконы: Святой Великомученицы Параскевы, нареченной Пятница, и Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского с ликами святых, имена которых носит императорская фамилия. Колокольня также деревянная на каменном фундаменте, построена в связи с церковью. На ней было пять колоколов. Первый колокол весил 55 п. 22 ф., второй – 7 п. 1 ф., третий – 5 п., четвёртый – 1 п. 3 ф. и пятый – 37 ф. Одинаковая надпись была на третьем и четвёртом колоколах: «Вылит в Валдае в заводе купчихи Пелагеи Ивановны Усачевой». На втором колоколе тоже была надпись: «Сей колокол куплен крестьянином деревни Кошкино», имя и отчество жертвователя не указано. Вне села, на расстоянии 100 саженей, у Казанской церкви, находится кладбище. Крестьянином Слободы Таболенец Федором Лужковым, купеческой вдовой г. Острова Анной Посисьевой, дворянкой Софьей Борисовной Вревской сделаны пожертвования в пользу причта на вечное поминовение их сродников. В приходе церкви были три часовни. Одна находилась на Тимофеевой Горке, вторая – в деревне Лобозы, третья – в деревне Ганьково. Все часовни были деревянные. В Слободе в 1879 г. открыто двухклассное училище Министерства народного просвещения, были также два земских училища. Церковно-приходского попечительства, больницы и богадельни при церкви не было. В приходе была общественная богадельня, она содержалась на общественные деньги. В 1879 г. учреждена школа Министерства народного просвещения.

http://sobory.ru/article/?object=44336

Закрыть itemscope itemtype="" > Покровитель больных и воинов Почитание вмч.Пантелеимона в Санкт-Петербурге Марина Михайлова   01:35 09.08.2023 3422 Время на чтение 14 минут Память 27 июля/9 августа Неподвластными человеческому разумению путями чрез богоизбранных людей прилеплялась русская душа ко Господу. Еще в своем духовном младенчестве особо полюбила она некоторых вселенских святых, навсегда соделав их родными себе. Первый в этом ряду, бесспорно, святитель Николай Чудотворец, а также великомученик Георгий Победоносец, великомученица Параскева Пятница, особо, до языческих предрассудков, почитавшаяся русскими женщинами, и, конечно же, великомученик и целитель Пантелеимон, которому и посвящен этот рассказ. Не отъять теперь святого Пантелеимона целителя от духовной жизни Святой Руси, он ее небесный заступник, один из самых чтимых и любимых святых нашего Отечества. Почитание этого никомидийского великомученика известно еще со времен Киевской Руси. Из летописей знаем, что великий князь Киевский Изяслав был наречен в крещении Пантелеимоном (1097 - 1154). Он имел на своем боевом шлеме изображение святого великомученика и был чудесно спасен его заступничеством от верной смерти в битве 1151 года. С тех пор почитание св. Пантелеимона как милостивого целителя на Руси соединилось с его почитанием как крепкого покровителя воинов. Это его служение раскрывается в имени, данном до крещения - Пантолеон, что значит " лев во всем " . Иконописец Р.Гирвель Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в Малой Азии в семье знатного язычника Евсторгия и назван был Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она желала воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе. В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения двадцати тысяч христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая.

http://ruskline.ru/analitika/2008/08/09/...

Александро-Невский храм в селе Прасковея Георгиевской епархии ЖМП 11 ноябрь 2021 /  29 ноября 2021 г. 15:00 Если Господь — ведущий КАК ЧТУТ ПАМЯТЬ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ НА ГРАНИЦЕ ЕВРОПЫ И АЗИИ В СТАВРОПОЛЬЕ У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями.   PDF-bepcuя.    7:35 Отец Димитрий выезжает из своего дома в Буденновске. Дорога до Александро-Невского храма в центре Прасковеи занимает десять минут, но за это время мы успеваем пересечь проходящую по речке Куме границу между разными частями света. «Живу в Европе, служу в Азии», — улыбается пастырь, а в ответ на мой вопрос, как из Вознесенского прихода в Прасковее выделился Александро-Нев­ский и не сопровождалось ли это болезненными процессами, отвечает: «Община фактически перешла из одного храма в другой. В Прасковее я единственный священник, так что ни трений, ни недопонимания между старым и новым приходами не возникло. В Вознесенской церкви сейчас служу редко — пару-тройку раз в месяц».

http://e-vestnik.ru/church/esli_gospod_v...

Не исключение древнейшая московская Пятница, появившаяся в Охотном ряду уже к 1406 году. Поначалу, правда, носила она бревенчатые покровы и потому не раз предавалась пожарам и естественному ветшанию. Рядом проживали влиятельные князья Голицыны, один из которых, любимец царевны Софьи Василий Васильевич, возвел тут величественные палаты, звавшиеся заезжими иноземцами " восьмым чудом света " , и затеял сооружение при них нового, каменного же, здания Пятницкой церкви. Ее, щедро усыпанную изразцами и освященную самим патриархом Иоакимом, завершили к 1689 г. Только вскоре Софья и ее фаворит попали в опалу, и чудо-палаты постановлением Петра передали грузинским вельможам, а позже саму Пятницу едва не смахнули в связи с намечавшейся здесь при Екатерине II разбивкой площади. Но – не смахнули: митрополит Платон, признавший " крепость всех частей " , видимо, замолвил пред государыней слово, и разобрали лишь колокольню. Новой храм обзавелся в конце XVIII столетия, а в начале следующего, после изгнания из первопрестольной Наполеона и усердием графини А. Чернышевой, в охотнорядской святыне возобновилась литургическая жизнь. К 1815 г. за счет дворянского собрания появились приделы во имя небесных покровителей здравствовавшего императора и его сестры – благоверного Александра Невского и великомученицы Екатерины. Прочие перестройки и вычинки во многом связаны с деятельностью и вкладами хозяев и продавцов знаменитого охотнорядского торга. Купля-Продажа мяса и птицы велась здесь исстари, но чрезвычайного расцвета она достигла по отмене крепостной зависимости – и, очевидно, неспроста у Параскевы Пятницы, что в Охотном ряду, завелась крепкая традиция служения молебнов памяти события 1861 г. Ни достойные обычаи, ни особенная историко-архитектурная ценность, ни призывы академика Грабаря создать на углу с Тверской, в соседстве с палатами Голицыных и Троекуровых, охранную зону родной старины – ничто не подействовало на " багряных " властелинов Москвы: древнюю Пятницу снесли уже летом 1928-го, чтобы через семь лет место палат и церкви заняла строившаяся по проекту А. Лангмана глыба Дома Совета труда и обороны (позднее сюда въедут Совнарком, Госплан и наконец в наши дни – Госдума). За год до окончания работ по возведению " небоскреба " , в 1934-м, Москва лишилась и второй своей Пятницы – на Пятницкой, в Замоскворечье.

http://religare.ru/2_26347.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Параскева Пятница, вмц. Описания иконы Параскева Пятница, вмц. - житие Житие святой мученицы Параскевы (память 28 октября по старому стилю) Великомученица Параскева родилась в городе Иконии в Малой Азии. Родители ее особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей (по-гречески Параскева). Она рано осиротела. Достигнув совершеннолетнего возраста, Параскева приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников. В 300 году пришел в город военачальник императора Диоклетиана, которому было поручено истребить христиан. Параскева отказалась принести жертву идолам и за это была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело железными гвоздями и потом изъязвленную до костей и едва живую бросили в темницу. Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее. Злобный мучитель не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить на дереве и жечь факелами. Наконец ей отсекли мечом голову. Христиане похоронили тело свя[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Параскева Пятница, вмц. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Русь. XVI.] Вмц. Параскева с житием. Икона. Русь. 1-я четверть XVI в. 141 х 115. Из Спасской Даниловской церкви близь Устюжны. В 1994 г. похищена из экспозиции Устюженского краеведческого музея Вологодской обл. Файл 9243.jpg:   Размер: 1249x1500, 1.87 MPix, 315 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (334) , (17) . Описание: [Русь. XVI.] Вмц. Параскева. Икона. Русь. 2-я половина XVI в. 85 х 63. Из часовни д. Пасмурово в 40 км. От Череповца. ЧКМ. Череповец. Вологодская обл. Файл 9244.jpg:   Размер: 894x1200, 1.07 MPix, 210 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (486) , (28) .

http://pravicon.com/icon-2666

Болховское. Церковь Параскевы Пятницы. Карта и ближайшие объекты Церковь Параскевы стоит вдоль Московской дороги. От церкви открывается панорама на противоположный берег Дона: Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, место явления Тамерлану Богоматери. Владимирский собор,где покоятся мощи Святителя Тихона Задонского, Тюнинский монастырь, Успенский монастырь... В Советское время в церкви располагалась МТС, РТС, площадь была заставлена сельхозтехникой. Раскрытые журавцы главки постепенно сгнили и обрушились. Теперь церковь Параскевы Пятницы как и прежде красуется на берегу Дона. Первая церковь в с. Болховском упоминается в 1626 г. Точная дата постройки настоящей каменной церкви с тремя приделами, главный из которых - во имя Параскевы Пятницы, пока неизвестна. Один из приделов посвящён 40 севастийским мученикам. Последним дореволюционным священником храма стал Кутьин Гавриил Кузьмич, 1881 г.р., уроженец с. Тюнино Задонского района. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 25.09.1937 г. по ст. 58-10 приговорён к расстрелу. Реабилитирован постановлением президиума Липецкого областного суда от 19.04.1958 г. Сельскую церковь, где долгие годы размещалась ремонтная мастерская бывшего совхоза «Владимирский», начали восстанавливать по инициативе местных жителей. Во времена СССР площадь была заставлена сельхозтехникой. Раскрытые журавцы главки постепенно сгнили и обрушились. 10 ноября 1997 года в престольный праздник великомученицы Параскевы, именуемой Пятница, прошло первое богослужение во вновь открывшемся храме в с. Болховское. В настоящее время Пятницкий храм окончательно восстановлен, вокруг него есть видеонаблюдение и он радует глаз всех проезжающих, особенно по дороге из Задонска. Сегодня церковь имеет особый статус. Например, 2 апреля 2014 года Высокопреосвященнейший Никон, митрополит Липецкий и Задонский, совершил монашеский постриг в храме в честь вмч. Параскевы Пятницы села Болховское Задонского района. Семь инокинь и послушниц были пострижены в малую схиму, четыре послушницы – в иночество.

http://sobory.ru/article/?object=02135

Вязьма. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Впервые упоминается на этом месте в 1627 году двухэтажная деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом Параскевы Пятницы. В 1715 году на месте деревянной церкви приходскими людьми строится каменный трехпрестольный храм: с престолом во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в холодном приделе, в теплых приделах – Успения Божией Матери и трех святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Придел трех святителей был устроен в 1893 году. Вокруг храма располагалась каменная ограда с коваными пролетами и двумя каменными сооружениями на углах с западной стороны: сторожки и церковно приходской школы. Закрыта не позже 1930-х гг., сломана в 1950-х гг. http://www.vyazmablago.ru/unsaved/1 Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы каменная, трехпрестольная, из коих настоящий храм холодный - во имя Благовещения, придельные теплые - во имя Успения Божией Матери и Трех Святителей - Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Богослова. Церковь сия построена приходскими людьми в 1715 г. Прихожан в городе 235 душ муж. пола и 268 жен. пола и в деревне в 4 верстах 44 души муж. пола и 57 жен. пола. Капитала причтового 1286 руб., причт жалования не получает. Священник Захарий Димитриевич Четыркин, священник с 1885 г., на настоящем месте с 1891 г., награжден скуфьей в 1895 г.; псаломщик Стефан Александрович Строителев, в должности с 1861 г., на настоящем месте с 1881 г., в стихарь посвящен. В церковно-приходской школе учащ. 33 мальчика и 13 девочек. «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1897 г. Между несколькими yлuцaмu: Nuohepckoй, III Интернационала, Ленских событий и Степана Разина располагалась церковь Благовещенская с приделом великомученицы Параскевы, нарекаемой Пятница. " А церковь и в церкви всякое церковное строение мирских людей приходских, у той церкви попа нет, а служит у той церкви, приходя, поп Алексей от церкви Петра и Павла. В приходе 1646 года было посадских 15 дворов, а людей в них 12 человек – мужчин, да 3 вдовы, 15 человек детей. По занятиям: 1 – извозчик, 6 – рукавишников, 1 – кормится христовым именем, 1 – хлебник, 3 сапожника, 3 вдовых сына в дьячках, да 1 вдовый сын кормится работою " .

http://sobory.ru/article/?object=34373

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010