Храм-памятник битве под Москвой 1941 года. Архитектор Канаев И.П., конструктор Серая Е.С. Храм-памятник станет первым в Московской области мемориалом воинам, погибшим в битве за Москву в 1941 году. Храм битве под Москвой 1941 года в деревне Рузино не случайно назван памятником. В каждом кирпичике церковного комплекса заложены гильзы с именами солдат, погибших в битве под Москвой. Линия их фронта как раз проходила в нескольких километрах от места строительства мемориала. Источники: http://ikanaev.ru/Ruzino.html; http://solreg.ru/news/3257.html Однопрестольный каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы был построен и освящен в 1815 году на месте сгоревшего деревянного храма старанием надворного советника Д.М. Щербачёва. Село же Покровское известно с XV века как вотчина Чудова монастыря. В писцовых книгах за 1525 год имеется запись «В Горетовом стане на речке Здериноге село Покровское-Брехово тож вотчина Чудова митрополита Алексия монастыря. В нем церковь деревянна ветха однопрестольна Покрова Пресвятой Богородицы». При Екатерине II у Чудова монастыря была изъята часть земель, и, таким образом, Покровский храм стал приходским. В 1806 году храм сгорел, и на его месте в 1815 году построен кирпичный однокупольный храм в стиле ампир. В 1898 году усилиями церковного старосты И.Н. Комова и прихожан храм был расширен двумя приделами — преподобного Сергия Радонежского и Тихвинской иконы Божией Матери. В 1938 году храм был закрыт, а во время Великой Отечественной войны он оказался на линии обороны Москвы. Во время боевых действий осенью 1941 года храм получил повреждения купола и колокольни, а в 1962 году был полностью разобран на кирпич. В 1996 году рядом с местом, где стоял храм, было возведено временное деревянное строение. В 2000 году была зарегистрирована православная община. С 2001 года возобновились регулярные богослужения и требы. В 2008 году деревянный храм сгорел, и под временное помещение для богослужений был оборудован первый этаж приходского дома. В настоящее время идет воссоздание каменного здания Покровского храма на его историческом месте по проекту архитектора И.П. Канаева, в основу которого были положены архивные данные и фотоматериалы. Поскольку храм находился на линии обороны Москвы в 1941 году, было принято решение посвятить его воссоздание памяти воинов, защищавших нашу столицу в 1941-1942 гг. При кладке стен храма в полости кирпичей были заложены гильзы-медальоны с именами погибших солдат и офицеров из Книги памяти Московской области.

http://sobory.ru/article/?object=41835

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября – 4 декабря 1994 года было установлено каждый год в День Победы, 9 мая, совершать заупокойное поминовение , что было позже выражено через литургическое прошение на заупокойных ектении и молитве «Боже духов и всякия плоти…» о душах «усопших рабов Божиих: приснопамятных вождей и воинов, за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, и всех Победы ради потрудившихся» . Также стали совершать ежегодный благодарственный молебен Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне . Каждый год Святейший Патриарх Московский и всея Руси вместе с архиереями и духовенством Московской епархии накануне Дня Победы участвует в возложении венков к могиле Неизвестного солдата, которая находится в Александровскому саду . Около местных памятников по городам и прочим населенным пунктам духовенство совершает заупокойную литию по почившим воинам и мирным жителям, пострадавшим от действий фашистских захватчиков. Говоря о роли Церкви в сохранении памяти о Великой Отечественной войне, нельзя не обратить внимание на житие свят. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Стоит напомнить, что до принятия священного сана святой Лука был практикующим хирургом. В начале войны он был в ссылке. Понимая, какое тогда было тяжелое время для государства, он отправил на имя Калинина телеграмму следующего содержания: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку» . Вскоре епископа-врача назначили главным хирургом госпиталя в Красноярске, а затем – в Тамбове. При этом в его госпиталях отмечали хорошие показатели по операциям, которые проводил святитель лично. За такие труды он был награжден Сталинской премией I степени и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» . Имя владыки сегодня входит в православный месяцеслов не только за его незаурядную личность и заслуги, его житие сохраняет память о Великой Отечественной войне и напоминает о вкладе Русской Церкви в достижение победы.

http://bogoslov.ru/article/6168945

Установить особое ежегодное поминовение усопших – воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны – в День Победы, 9 мая нового стиля (26 апреля старого стиля). О церковном праздновании Дня Победы (обращение Патриарха Московского и всея Руси от 4 мая 2010 г.) Всем епархиальным Преосвященным, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей Российской Федерации 2010 год ознаменован важным событием – 65-летней годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. Этот поистине всенародный праздник объединяет всех людей вне зависимости от их национальности и вероисповедания, возраста и политических убеждений, ибо, празднуя день Победы, мы вспоминаем несокрушимую силу духа, мужество и великие жертвы нашего народа. Подвиг павших, жизнь свою отдавших за родную землю и ближних, бессмертен – бессмертен в очах Божиих и в людской памяти. Принимая во внимание важность для нашего народа исторической памяти о Победе в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, считаю правильным ввести особое ежегодное литургическое поминовение, приуроченное к празднованию Дня Победы в следующем порядке: • по время служения Божественной литургии 9 мая на заупокойной ектении ввести особые прошения «о вождех и воинах...»; • по окончании Литургии служить благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов; • по завершении молебна служить заупокойную литию о почивших воинах. II.1.1.3. Иные документы по богослужебным вопросам Об организации крестных ходов (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2008 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви», п. 9) 9. Собор поддерживает инициативу духовенства и мирян о проведении крестных ходов, являющихся видимым выражением веры и благочестия народа Божия. Вместе с тем обращается внимание на необходимость их организации в рамках церковной дисциплины, по благословению Священноначалия, дабы они не становились демонстрацией маргинальных настроений, далеких от истинного Православия. О православных верующих, крещенных в других Поместных Православных Церквах

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Благодаря активности местоблюстителя и других архиереев, рассылавших воодушевляющие воззваниями к красноармейцам, партизанам и труженикам тыла, в патриотическую работу было включено не только духовенство, но и рядовые прихожане. В обращении к верующим митрополита Алексия (Симанского) от 26 июля 1941 г. содержался призыв жертвовать денежные средства на нужды обороны, и ставился в пример подобный случай в Ленинграде. Митрополит Алексий также засвидетельствовал факты истребления нацистами женщин, детей, стариков и осудил жестокость гитлеровцев. По подсчетам доктора исторических наук О.Ю. Васильевой, Русская Церковь с помощью верующих с 1941 по 1943 г. внесла в Фонд обороны 200 миллионов рублей. Восемь миллионов рублей из этих двухсот были внесены на целевое строительство танковой колонны имени Димитрия Донского численностью в сорок танков, из которых половина была оснащена новейшим огнеметным вооружением. К концу войны общая сумма средств, переданных на нужды обороны, увеличилась до 300 миллионов рублей. Если учесть, что средняя стоимость одного танка Т-34 в 1942 г. составляла около 200 тысяч рублей (и в дальнейшем снижалась), то нетрудно подсчитать, что Церковь осуществила помощь фронту эквивалентную как минимум 1500 танков. Награждение священника-партизана Федора Пузанова медалью «Партизану Отечественной войны II степени». Ленинградская область, 1944 год. Фотограф В. Капустин. Среди духовенства, действовавшего на оккупированных и прифронтовых территориях, имелись случаи награждения военными наградами. Известен случай, когда георгиевский кавалер Первой мировой войны священник псковского села Хохловы Горки Порховского района Федор Пузанов стал разведчиком советской партизанской бригады. Пользуясь относительной свободой передвижения, разрешенной ему оккупантами как священнику сельского прихода, отец Федор вел разведывательную работу, снабжал партизан хлебом и одеждой, сообщал данные о передвижениях немцев. В январе 1944 г. он, рискуя жизнью, предотвратил угон в немецкий плен односельчан, за что был награжден медалью «Партизану Отечественной войны II степени».

http://pravmir.ru/na-vsex-nuzhna-odna-po...

Следующие части сборника «Крест Великой Отечественной войны» посвящены описанию мужества советских воинов, свидетельствам очевидцев, прошедших Великую Отечественную войну, разоблачению фальсификаций и восстановлению объективной картины хода войны, развенчанию попыток дискредитации подвига народа. Заключительная глава содержит размышления о христианских смыслах поэзии тех лет А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, О.Ф. Берггольц. Выступая на презентации, протоиерей Димитрий Василенков поднял тему важности идеологии для жизнеспособности государства. «В чем урок Великой Победы? В том, что если сравнивать положение России нынешней и СССР перед 1941 годом, то Советский Союз находился в более выгодном положении, так как народ был объединен общей идеологией, что позволило людям всех национальностей, всех религиозных воззрений сплотиться против фашистской чумы и пожертвовать своими жизнями во имя свободы Родины. – подчеркнул военный священник. – Если, не дай Бог, развернется война, то что будет связывать народы, живущие на территории современной России? Наши враги взращивают молодую поросль экстремистов в ненависти к России, жестко мотивируя молодежь идти на смерть ради своих идеалов. А что противопоставим этому мы? Слоган «делай деньги», «развлекайся»? Только с верой в Бога и жертвенным намерением в сердце мы можем выстоять. Наши враги это понимают и стремятся нанести удар в сердцевину – в нашу историю – извратить ее так, чтобы молодежь не гордилась победами предков, не воспряла духом. История должна раскрывать великое значение событий прошлого, чтобы мы учились и понимали, как нам поступать для того, чтобы победить врага». В продолжение этой темы ветеран Великой Отечественной войны, доктор исторических наук Михаил Иванович Фролов заметил, что отличительной чертой 70-летия Великой Победы было одно явление, объединившее все современное российское общество – это «Бессмертный полк» . «Память Победы в Великой Отечественной войне объединила представителей всех национальностей, верующих и атеистов, молодежь и стариков, живых и мертвых. Победа, которая сплотила народ в годы войны, должна лежать в основе государственной идеологии, призванной служить во славу нашей Матери-России» , - предложил ветеран.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/07/03/me...

26 июня в Богоявленском соборе Москвы митрополит Сергий отслужил молебен «О даровании победы». С этого времени во всех храмах Московского Патриархата стали совершаться подобные молебствия по специально составленным текстам: «Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в дни Отечественной войны» . В проповеди, произнесенной Патриаршим Местоблюстителем после молебна 26 июня, также содержалось прямое указание на то, что положение в СССР перед войной было неблагополучно: «Пусть гроза надвигается. Мы знаем, что она приносит не одни бедствия, но и пользу: она освежает воздух и изгоняет всякие миазмы. Да послужит и наступающая военная гроза к оздоровлению нашей атмосферы духовной... Мы уже видим некоторые признаки этого очищения» . Так началось активное участие Русской Православной Церкви в патриотической борьбе. В речи на Архиерейском Соборе 1943 г. митрополит Сергий, вспоминая июнь 1941 г., говорил: «О том, какую позицию должна занять наша Церковь во время войны, нам не приходилось задумываться...» . Послания Предстоятеля Русской Православной Церкви носили не только призывный и консолидирующий характер, но и имели разъяснительные цели. В них определялась твердая позиция Церкви по отношению к захватчикам и войне в целом независимо от положения на фронте. Так, 4 октября 1941 г., когда Москве угрожала смертельная опасность и население переживало тревожные дни, митрополит Сергий выпустил послание к московской пастве, призывая к спокойствию верующих . В ноябре 1941 г., уже находясь временно в Ульяновске, митрополит Сергий издал новое обращение, укрепляющее в народе уверенность в близком часе победы: «Премудрый же и Всеблагий Вершитель судеб человеческих да увенчает наши усилия конечной победой и да ниспошлет успехи воинству русскому, залог нравственного и культурного преуспевания человечества» . Особое внимание в своей патриотической деятельности Русская Православная Церковь уделяла работе с верующими на оккупированной территории. В январе 1942 г. в специальном обращении к православным людям на временно оккупированной немцами территории Патриарший Местоблюститель напомнил, чтобы они, находясь в плену у врага, не забывали, что они — русские, и сознательно или по недомыслию не оказались предателями своей Родины. Одновременно митрополит Сергий призывал содействовать партизанскому движению. Так, в послании было подчеркнуто: «Пусть ваши местные партизаны будут и для вас не только примером и одобрением, но и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизану, есть заслуга перед Родиной и лишний шаг к нашему собственному освобождению от фашистского плена» . Всего за годы войны Патриарший Местоблюститель обращался к верующим с патриотическими посланиями 24 раза, откликаясь на все основные события в военной жизни страны.

http://bogoslov.ru/article/6171286

Иерарх также поздравил с Днем Победы Генерального консула России в Нью-Йорке И.Л. Голубовского. Общение архипастыря, духовенства и прихожан продолжилось за праздничной трапезой, во время которой ветераны поделились своими воспоминаниями. Участники трапезы исполнили песни военных лет. 8 мая в Корсунской епархии при активном участии клириков и прихожан парижского Трехсвятительского кафедрального храма состоялся мемориальный вечер, посвященный памяти защитников Отечества, вставших на борьбу против фашистского агрессора. В исполнении клириков и прихожан прозвучали военные песни, были продемонстрированы документальные видеохроники и фотоснимки времен Великой Отечественной войны, рассказаны фронтовые истории. 10 мая на кладбищах в венгерских городах Будапешт и Геделе настоятель русского прихода во имя Святой Троицы священник Димитрий Корнилов и диакон Святослав Булах вместе с прихожанами, в том числе учащимися церковно-приходской школы, совершили молитву над могилами воинов, погибших во время Великой Отечественной войны. После панихиды были возложены венки к центральной стеле и на ряд братских могил. 600 красных гвоздик, перевязанных георгиевскими ленточками, украсили места захоронений советских воинов на кладбищах двух венгерских городов, где были похоронены тысячи наших соотечественников. В День Победы на городском кладбище в Орхусе (Дания) прошло возложение цветов к могилам русских воинов, отдавших жизни за свободу и независимость России и стран Европы. Священник Сергий Бондарев, настоятель Александро-Невского прихода в Копенгагене, совершил панихиду о упокоении погибших. 9 мая во всех православных храмах в Таиланде были отслужены панихиды об упокоении погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Верующие молитвенно помянули не только солдат и офицеров, погибших на поле брани, но и тех, кто скончался от болезней и трудов в тылу, кто был замучен фашистами в концлагерях, скончался в блокадном Ленинграде. В приходских воскресных школах были проведены уроки мужества — духовенство и преподаватели рассказали детям о героизме защитников Отечества.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Мягков также опроверг бытующую в финской историографии версию тех событий, согласно которой участие Финляндии в войне является логическим продолжением советско-финской войны 1939-1940 годов. Историк подчеркнул, что в 1941 году Хельсинки преследовали собственные захватнические амбиции строительства «великой Финляндии». «В Хельсинки мечтали реализовать идею " великой Финляндии " , захватив всю советскую Карелию, Кольский полуостров, и повести наступление чуть ли не до Архангельска», - отметил он. Говоря об историческом значении обороны Ленинграда, Мягков отметил, что это уникальный эпизод не только в Великой Отечественной, но и во всей мировой истории - никогда, ни до ни после, такой крупный мегаполис (2,5 миллиона человек по состоянию на 1941 год) не оказывался отрезан от «большой земли», и при этом не только устоял перед натиском противника, но и продолжал жить, производя необходимое оружие для фронта в условиях страшного голода. Научный директор РВИО подчеркнул, что если бы Ленинграду не удалось бы почти три года сдерживать масштабную группировку немецких войск, они могли бы взять Москву , что могло бы иметь непоправимые последствия для хода всей Великой Отечественной. «Если бы Ленинград пал, часть нацистской группы армий " Север " была бы переброшена в направлении Москвы - в этом случае был бы также полностью перерезан путь из северных русских портов, через которые велись поставки военной техники союзников по ленд-лизу для Красной армии. Более значительные силы немцев участвовали бы тогда в наступлении на советскую столицу. Положение СССР стало бы критическим», - пояснил историк. О роли финнов в Блокаде Ленинграда рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик: Недавно вышла в свет книга моего старшего товарища и коллеги Владимира Николаевича Барышникова «Маннергейм и Советский Союз». Владимир Николаевич достойно продолжает дело своего отца – Николая Ивановича Барышникова. Книга «Маннергейм и Советский Союз»посвящена роли финнов и Маннергейма в Великой Отечественной войне и, в частности, в Блокаде Ленинграда.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/09/08/ma...

Он выиграл четыре войны: Мировую войну с Наполеоном (1805-1814 гг.), войны с Персией (1804-1813), Турцией (1806-1812), Швецией (1809). В его царствование территориальные приобретения России были гораздо больше, чем при Петре Великом: Финляндия и Аландские острова (1809), Бессарабия (1812), территории в Калифорнии (1812), Восточная Армения, Имеретия, Гурия, Менгрелия, Абхазия (1813), Польша (1815). Абсолютный европейский арбитр после победы над Наполеоном, «царь царей», как называли его, Александр I стал основателем «Священного Союза», для которого святое Евангелие стало основным законом европейской политики. Но главным делом Императора Александра I является противостояние новому мировому порядку, который несла собой Французская революция, олицетворением которой был «император Республики» Наполеон, а затем тайные общества, готовивших свержение Самодержавия в России в 20-х гг. XIX века. Если бы она появилась в какой-то другой стране, то это был бы культ личности. Наполеон, который все проиграл и погубил более 2 миллионов французов, увековечен в памятниках по всей Франции. Александр I, который разгромил мирового захватчика и предложил миру впервые христианское устройство государства, у нас увековечен только недавно: президент Путин и патриарх открыли памятник, великолепный памятник Александру I работы Салавата Щербакова. Но он находится в Александровском саду - никто о нем не знает, хотя сад назван в честь Александра I. Но невольно задаешься вопросом: почему для памятника выбрано столь неудачное место? Ведь место Александру Благословенному, конечно, на месте памятника Карлу Марксу. Там Государь смотрел бы на построенный им Большой театр, а позади виднелись бы зубья стен святого Кремля. Памятники Александру I в России можно пересчитать по пальцам: Александрийская колонна в Петербурге, памятник в Александровском саду и памятник в Таганроге. До революции император Николай II в 1914 г. открыл ему изумительный памятник в Кишинёве, который в 1918 г. снесли румынские власти. Но ведь и до революции в российском обществе отношение к Александру I по мере удаления от событий 1812 года с каждым годом становилось все хуже. Поражаешься невежеству выводов людей очень образованных. Того же Николая Данилевского, который говорил, что война 1812 года была не нужна, что она была «великой ошибкой» Александра, превращенной в триумф народом. Я уже не говорю о «красном академике» Михаиле Покровском и его школе, которая говорила, что не Наполеон напал на Россию, а наоборот. Не говорю о Милице Нечкиной, которая утверждала, что « Отечественная» война — это русское националистическое название войны, происшедшей в 1812 году между Россией и Францией ». И такое кощунственное определение Отечественной войны 1812 г. было вплоть до начала Великой отечественной войны 1941—1945 гг, когда вдруг Сталин вспомнил Кутузова и других «великих предков». Только представим: Отечественная война 1812 года вплоть до 1941 года была запрещённым названием!

http://radonezh.ru/2021/12/30/aleksandr-...

Многим воспоминания давались нелегко. Протоиерей Владимир Сусин писал: «Ярких примеров или событий во время Отечественной войны 1941-1945 годов у меня не было, кроме как усиленная молитва к святителю Николаю». На войне он получил контузию, последствия которой остались на всю жизнь: «Сейчас немощь повторяется, особенно при воспоминании о войне». В архиве Саратовской епархии — личные дела сорока трех священнослужителей, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Секретарем епархии и клириком Свято-Троицкого собора Саратова в 1956 году служил священник Иван Попов, за плечами которого была Военно-воздушная академия имени Жуковского. С 1941 года он был в действующей армии, демобилизовался уже после Победы, в 1946 году. За выполнение боевых заданий был награжден медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». А вот строки из автобиографии протодиакона Маркиана Пасторова: «Родился в Сталинградской области, Кумылженский район, хутор Ярской, в семье крестьянина. Рукоположен во диакона в 1925 году Архиепископом Иоанном Сталинградским. Служил диаконом до 1932 года в станице Кумылженская. В начале Отечественной войны был мобилизован на оборонные работы. В 1942 году попал во вражеский плен. Из плена совершил побег в город Варнау, где обратился к Митрополиту Дионисию, который направил меня во Францию в войсковую часть диаконом в распоряжение архимандрита отца Владимира Финковского, где я служил в разных местах ; в 1945 году (в День Трех святителей) был возведен в сан протодиакона Епископом Василием Венским. По окончании войны вместе со многими был репатриирован в Россию, выслан в город Прокопьевск Кемеровской области. В первые годы моего пребывания там я был лишен права выезда, поэтому нигде не мог служить в приходе». Лишь в 1956 году отец Маркиан стал протодиаконом храма в Прокопьевске. О годах своей ссылки он не без юмора говорил так: «Десять лет находился на " сибирских курсах " ». В начале семидесятых по возрасту вышел за штат, и в конце своей жизни жил у дочери в городе Калач Волгоградской области. Но и здесь духовные тяготы не миновали его — храм он вынужден был посещать редко, как он сам писал: «...страха ради, чтобы не лишили места работы дочь и зятя ввиду моего священного сана».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010