Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАСИМОВСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в г. Касимове, между Никольским оврагом (ныне ул. Никольский Овраг) и берегом р. Оки. 1627-1917 гг. По преданию, К. м. основала по обету старица Иустина, впервые упоминаемая как игумения в 1627 г. (ГАРО. Ф. 627. Оп. 161-177. Д. 76. Св. 2180. Л. 210; Оп. 240. Д. 87. Л. 243; Добролюбов. 1891. С. 74). Иустина, жительница Касимова, была 7 лет «больна ногами» и «за великое терпение» сподобилась неск. раз увидеть во сне Пресв. Богородицу, Которая приказала ей идти в Казань за образом, списанным с чудотворной Казанской иконы. Иустина направилась в Казань, где в лавке у купца, указанного ей Богородицей, нашла икону. Старица с благоговением приняла образ и сразу же исцелилась. По дороге в Касимов она посетила Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы жен. монастырь , где получила в благословение образ прп. Макария Унженского и Желтоводского. Возвратившись в Касимов, Иустина поставила обе иконы в приходской ц. во имя вмц. Параскевы Пятницы и вместе с сыновьями начала строительство деревянного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Земля под храм была подарена касимовским царевичем Сеит-Бурханом и его матерью царицей Фатимой Султан-Сеитовной (урожд. Шакуловой). В писцовых книгах г. Касимова 1627 г. это событие описывается так: «Церковь Пречистыя Богородицы Казанская деревянная клецки, да у той же церкви придел Макария Желтоводскаго чудотворца, а церковь и придел не освящены, а тое церкви чудотворный образ Пречистыя Богородицы Казанския и образ чудотворца Макария Желтоводскаго стоит в церкви у великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, а строит тот храм старица Устинья с детьми, а под церковь отмерено белой земли в длину двадцать восемь сажен, поперек тож, да к той же церкви дано порожнего пустаго места старой пустоты белой же земли против церкви, да за дорогой в длину семнадцать сажен, поперек 12 сажен, к тому же храму отмерено под двор строительнице старице Устинье с детьми одиннадцать сажен, поперек шесть сажен с полусаженью» (цит. по: Добролюбов. 1891. С. 52-53; Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. 2005. С. 17).

http://pravenc.ru/text/1681219.html

Освящение колива 9 апреля 2012 г. 15:30 Служение Патриарха Кирилла с 1 по 25 марта 1 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за чередой уставных богослужений в Казанском храме Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы. После богослужения от лица сестер Предстоятеля Русской Церкви приветствовала настоятельница обители игумения Викторина (Перминова). Затем Святейший Патриарх обратился к верующим с первосвятительским словом. 1 марта, в день 400-летия со дня мученической кончины священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание строящегося храма в честь святителя Ермогена в районе Крылатское Западного административного округа Москвы. По окончании чина освящения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом. «Подвиг святителя Ермогена можно сравнить с самыми выдающимися деяниями сынов Отечества нашего, направленными на спасение страны. Святой Ермоген стоит в одном ряду с Александром Невским, Дмитрием Донским и последующими царями и полководцами, которые в судьбоносные моменты жизни Отечества делали всё для того, чтобы оно было спасено», — сказал, в частности, Предстоятель Русской Церкви. 1 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании повечерия Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом. «Великий пост, пребывание на богослужениях, молитвенное правило — всё это приобретет совершенно иную силу воздействия на каждого из нас, если будет сопровождаться постоянным испытанием совести. Именно к такому постному подвигу призывают нас святоотеческая мысль, предание Святой Церкви, пример подвижников благочестия», — отметил Святейший Патриарх. Затем Предстоятель Русской Церкви поклонился честным мощам Преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе обители.

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

Подъем креста на купол ЖМП 6 июнь 2015 /  6 июля 2015 г. 13:50 Московский епархиальный дом — свидетель церковной истории В ЗДАНИИ, ГДЕ В 1917 ГОДУ ПРИНИМАЛОСЬ РЕШЕНИЕ О ВОССТАНОВЛЕНИИ ПАТРИАРШЕСТВА, РАЗМЕСТИТСЯ ГЛАВНЫЙ КОРПУС ПСТГУ Воссоздание Московского епархиального дома с храмом Святого равноапостольного князя Владимира завершено. За два года полномасштабных восстановительных работ зданию полностью возвращен исторический облик. У главного западного фасада выросла колокольня, завершены общестроительные работы, во всех исторических помещениях заканчивается отделка интерьеров. Преподаватели, выпускники и студенты факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) расписывают Князь-Владимирский храм. Его великое освящение намечено на 26 июля. В недалеком будущем учебные аудитории в обоих боковых крыльях главного здания займут студенты Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ) и богословского факультета ПСТГУ. В память о Поместном Соборе Впервые вопрос о передаче исторического здания Московского епархиального дома ПСТГУ прозвучал на официальной презентации нового вуза 8 декабря 1992 года — ровно 90 лет спустя после возведения дома 6 по Лихову переулку и освящения Князь-Владимирского храма. Церковная иерархия и широкая общественность эту идею восприняли как справедливую и логичную. Ведь до революции Московский епархиальный дом совмещал в себе богослужебные и миссионерские функции с задачами богословского образования для мирян (в том числе и для женщин), программы народного просвещения, издательства православных периодических журналов, социальные и благотворительные начинания. Он был крупнейшим просветительским и церковно-культурным центром в России. Богослужения в храме совершались ежедневно. За воскресными вечернями пел «народный» хор прихожан, после чего устраивались беседы религиозно-нравственного характера. Здесь же располагалось снискавшее общероссийскую известность Миссионерское общество, два просветительских братства (Кирилло-Мефодиевское и во имя святителя Петра), редакции журналов «Московские церковные ведомости» и «Воскресные беседы», а также обширная епархиальная библиотека с общедоступной читальней, церковно-археологический музей с уникальными собраниями и отдел распространения духовно-нравственных книг.

http://e-vestnik.ru/church/moskovskiy_ep...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Главная Новости Фонд Материалы о новомучениках Слово новомучеников Книги Аудио Видео Отправить письмо в Фонд Баннер сайта   Наши материалы на   Яндекс Дзен   " Чтец смыслов "   " Живое слово "   Наш канал на You Tube   Наша страница в Telegram     Наша страница в Контакте     Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко) иеромонах 1957   Архидиакон Рафаил Иеромонах Рафаил. 1947 год Иеромонах Рафаил в Благовещенской церкви г. Козельска Иеромонах Рафаил. Калужская тюрьма. 1949 год Иеромонах Рафаил совершает Великое освящение воды на Богоявление Иеромонах Рафаил около храма. 1957 год Похороны иеромонаха Рафаила 03.04.2024 5 апреля в 20:00 гостями программы «Светлый вечер» на радио «Вера» будут архимандрит Дамаскин (Орловский), научный руководитель Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», и протоиерей Максим Максимов, главный редактор книжной серии «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников. Разговор пойдет о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, о почитании новомучеников, их духовном наследии и проекте «Живое слово» по созданию документальных фильмов о новомучениках. 31.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Научиться узнавать Христа. 23.03.2024 Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский). В Неделю Православия. 16.03.2024 В рамках реализации проекта " Живое слово " по созданию фильмов о новомучениках, вышел трейлер фильма " Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться неразрывно к совершенству " . 11.03.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Страшное и гибельное заблуждение. 06.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников – духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь. Интервью порталу bogoslov.ru . 05.03.2024 Проповедь архимандрита Дамаскина (Орловского) в неделю о блудном сыне. Воскресшая от духовной смерти душа. 27.02.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Дверь к покаянию. 05.02.2024 Проповедь архимандрита Дамаскина (Орловского) в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.

http://fond.ru/kalendar/person_page/phot...

Свято-Никольский храм (Вилюйск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… В 1800 году в Вилюйске был построен Никольский деревянный собор . Его постигла та же участь, что и большинство храмов в России. Новый Свято-Никольский храм был сооружен на рубеже 20 и 21 века. 7 октября 2013 года состоялось историческое событие - великое освящение воссозданного Никольского храма. Расположен в начале улицы Мира, недалеко от краеведческого музея. Содержание История [ править править код ] Расцвет православия в Якутии неразрывно связан с именем Святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского (1797–1879). С 1853 по 1860 гг. владыка Иннокентий проживал в Якутске и «по праву считается одним из самых крупных деятелей сибирской культуры: ученый-языковед с мировым именем, этнограф, выдающийся богослов и педагог, неутомимый проповедник. Более сорока лет он занимался миссионерской деятельностью на Аляске, Алеутских, Командорских и Курильских островах, на Чукотке, Камчатке, на Амуре и Дальнем Востоке, в Якутии». Не оставил своим попечением святитель Иннокентий и вилюйскую землю, впервые приехав сюда с проповедью зимой 1854 г. Именно с этого времени в Якутии повсеместно начали созидать храмы, при которых впоследствии организовывались церковно-приходские школы. Эти учебные заведения не только укрепляли православную культуру, но и способствовали распространять среди местного населения элементарную грамотность. Основными направлениями деятельности Русской Православной Церкви в вопросе христианизации народов Якутии в этот период становятся просветительская, переводческая и духовно-учебная. «В 1869 г. был издан императорский Указ о создании с 1870 г. самостоятельной, 53-й в составе Российской империи, Якутской и Вилюйской епархии». Получив высокий статус второго кафедрального города якутских архиереев, Вилюйск продолжил развитие уже как мощный духовно-просветительский и культурный центр региона. К началу ХХ века в Вилюйском благочинии насчитывалось более 30 храмов и часовен, 3 из которых находились на территории самого города. Это Никольская церковь, с учреждением епархии в 1870 году получившая чин собора, Иннокентьевская кладбищенская церковь и Новониколаевский собор. Иннокентьевскую церковь построили в 1892 году на городском кладбище и в ней горожане молились о упокоении почивших сродников и друзей. Пятиглавый, деревянный, светлый и просторный храм созидался как дань памяти тем славным вилюйчанам, трудами которых приумножались слава и богатство родного края.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

Тверь. Христорождественский монастырь. Кафедральный собор Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Воскресенский кафедральный собор Христорождественского женского монастыря. Храм в честь Воскресения Христова по проекту архитектора Н.П. Омелюстого был возведен в 1913 г. на средства монастыря и вклад царской семьи к 300-летию дома Романовых. Он выполнен в неорусском стиле и стилизован под формы новгородской и псковкой архитектуры. Имеет форму куба с тремя апсидами и массивным, сужающимся к верху барабаном со шлемовидной главой. Художественной выразительностью, композицией построения и ярусностью более неповторим в храмовой архитектуре Твери. По статусу епархии - кафедральный собор (главный храм) монастыря и епархии. В 1936 г. храм закрыли. Воскресенский кафедральный собор вернули прихожанам в 1988 г. Возобновлены богослужения в 1992 г. В 1995 г. в Соборе побывал и отслужил всенощную Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II.  По материалам журнала СИТЕС 2001/4 (99). Тверь. Православные храмы. Путеводитель. Собор был построен по проекту архитектора Н.П. Омелюстого в 1913 году при Христорождественском женском монастыре Твери в честь 300-летия дома Романовых. На строительство собора тысячу рублей из своих средств пожертвовал император Николай II. В 1914 году чин освящения совершил Архиепископ Тверской Кашинский Серафим (Чичагов), позже прославленный Церковью как священномученик. При освящении собора присутствовала помогавшая его строительству великая княгиня Елизавета Федоровна, настоятельница Марфо-Мариинской обители, ныне тоже прославленная Церковью в чине преподобномучениц. Собор был закрыт в 1936 году. В советское время использовался под склад. Был передан обратно Тверской епархии Русской Православной Церкви и стал кафедральным собором в 1988 году, был освящен малым чином в 1992 году После восстановительных работ в 2010 году архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил Великое освящение храма. В кафедральном соборе служили и молились Святейшие Патриархи Московские Алексий II (1995) и Кирилл (2010). В храме покоятся мощи преподобноисповедника архимандрита Сергия (Сребрянского).

http://sobory.ru/article/?object=04506

Успенский собор Саровской пустыни ЖМП 9 сентябрь 2019 /  25 сентября 2019 г. 11:05 Второе рождение собора Святейший Патриарх Кирилл в сослужении иерархов и духовенства 31 июля совершил великое освящение Успенского собора Саровской пустыни и Божественную литургию в новоосвященном храме. Восстановленный Успенский собор — некогда место погребения и упокоения мощей преподобного Серафима Саровского. Собор взорвали в 1951 году, на его месте проложили дорогу и разбили сквер с памятником Максиму Горькому. Так место уединения и молитвы на несколько десятилетий превратилось в городскую магистраль.  PDF-bepcuя. По окончании Божественной литургии в новоосвященном храме митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий преподнес Святейшему Патриарху Кириллу старинный крест с мощевиком из Саровской пустыни, изготовленный в первой трети XVIII века и исчезнувший после разорения обители. Этот крест в 1730 году иерей Петр Григорьев, клирик московского храма Воскресения в Барашах, передал в обитель как вклад на вечное поминовение своего отца, московского священника Георгия, который в 1727 году принял в Сарове постриг. Изготовил же крест московский серебряник Федор Никифоров, вложив в него 73 частицы мощей и святынь. Всего за несколько дней до освящения Успенского собора крест удалось выкупить из зарубежного частного собрания. Митрополит Георгий отметил, что считает явление этого креста видимым знаком Божиего благословения в деле возрождения монашеской жизни в Саровской обители. Святейший Патриарх пожертвовал святыню возрождающемуся монастырю. В тех же формах Свято-Успенский монастырь, основанный во второй половине XVII века на месте слияния речек Саровки и Сатис, был открыт снова 13 лет назад, спустя почти восемь десятилетий после его упразднения в 1927 году. Нынешний наместник Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков) управляет обителью последние девять лет. Вместе с ним здесь несут служение еще три насельника. Им выпало возрождать главную святыню монастыря — собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.

http://e-vestnik.ru/analytics/uspenskiy_...

XLIV. Поучение при освящении храма в доме Рижского учебного унтер – офицерского батальона 44 . Значение храма Божья в жизни христианина Живущих в сем доме приветствую с устроением в нём жилища Божия. Бог вездесущ; но храм есть место особенного присутствия Божия, не только невидимого – духовного, но и видимого вещественного – в таинстве евхаристии, или причащения. Если же так, то устроение храма Божья в жилище человеческом есть великое дело, великое приобретение: Господь Бог делается его обитателем. Но от того, кто поселяется в доме, получает то или другое значение самый дом, а нередко и сама жизнь в доме принимает иное направление, иной характер от нового его обитателя. Поэтому устроение храма Божия, как места особенного присутствия Божия, в сем доме должно повлиять на самую жизнь в нём и произвести в ней некоторое изменение. Зачем устрояются храмы Божьи в частных жилищах человеческих? Конечно, не для того только, чтобы легче и удобнее исполнять религиозные обязанности; этого мало; но для неопустительного, постоянного и, следовательно, большего усовершенствования в религиозно-нравственной жизни. Храм Божий, устроенный в жилище человеческом, есть светильник, возожжённый для освящения домашней жизни и для руководства в ней, – указатель близкого присутствия Божия в доме, – оберегатель от дел, не совместных со святостью места и живущего в нём Бога, и постоянный напоминатель об исполнении религиозных наших обязанностей. – Что могло быть терпимо в доме до построения в нём храма Божия, то может быть неуместным в нём после устроения храма. Велико преступление – нарушить святость храма и оскорбить присутствие Божье каким-либо греховным делом, совершённым по соседству с храмом, под одною с ним кровлей. Зачем устрояется храм и в домах общественной жизни и деятельности и в домах учебных учреждений, каковой и этот дом? Для той же цели, как и в домах частных, и кроме того – чтобы в основание жизни сих учреждений полагался религиозный характер, чтобы храм постоянно напоминал живущим в доме о Боге и молитве к Нему,– чтобы ежедневная жизнь сих учреждений начиналась и оканчивалась молитвой в храме, устроенном в таковом доме, чтобы живущие в нём возможно чаще освящались общественным богослужением, совершаемым не только в присутствии их, но и при участии. С такой целью, несомненно, устроен и этот храм в сем учебно – военном доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В Крещенский сочельник Святейший Патриарх Алексий совершил Великое освящение воды в Храме Христа Спасителя Код плеера Livejournal Liveinternet 18 января 2008 г. 18:20 В навечерие Богоявления Господня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил чин Великого освящения воды в Преображенской Церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя . Божественную литургию, предваряемую великой вечерней, совершил епископ Дмитровский Александр , сослуживший затем Святейшему Патриарху на чине Великого освящения воды. После богослужения Святейший Патриарх поздравил молящихся с наступающим праздником Богоявления и с навечерием праздника . «Господь своим Крещением установил это великое Таинство, через которое мы становимся членами Церкви Христовой. В Таинстве Крещения мы получаем свое христианское имя, с этим именем мы приобщаемся святых Христовых Таин, с этим именем нас провожает Церковь в путь всея земли», — отметил Патриарх. «В память события, бывшего на Иордане, совершается освящение воды, которой мы кропим наши жилища и употребляем в житейских скорбях. Я молитвенно желаю всем вам радости праздника, переносящего нас к началу земного подвига Господа нашего Иисуса Христа. Дай Бог, чтобы каждый из нас высоко нес звание христианина», — заключил Святейший Патриарх. Канун, то есть день, предшествующий празднику Богоявления, называется сочельником, потому что, ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила строгий пост, дозволив употребление в пищу только сочива. Особенность Богослужения этого праздника составляет Великое освящение воды, совершаемое после Литургии. В некоторых церквах водоосвящение бывает еще на реках, источниках и озерах, куда священнослужители выходят крестным ходом, который называется ходом на Иордан, в воспоминание крещения Иисуса Христа в реке Иордане. Чин Великого освящения воды в праздник Богоявления Господня по традиции совершается дважды — накануне праздника, в день навечерия, и в сам день праздника Крещения Господня. Освящение воды в день праздника Предстоятель Русской Церкви совершит завтра в Богоявленском кафедральном соборе , который отмечает в этот день престольный праздник.

http://patriarchia.ru/db/text/352448.htm...

В Крещенский сочельник Святейший Патриарх Алексий совершил Великое освящение воды в храме Христа Спасителя Москва, 18 января 2008 г. В навечерие Богоявления Господня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил чин Великого освящения воды в Преображенской Церкви кафедрального соборного храма Христа Спасителя. Божественную литургию, предваряемую великой вечерней, совершил епископ Дмитровский Александр, сослуживший затем Святейшему Патриарху на чине Великого освящения воды. После богослужения Святейший Патриарх поздравил молящихся с наступающим праздником Богоявления и с навечерием праздника, сообщает пресс-служба Московской Патриархии. «Господь своим Крещением установил это великое Таинство, через которое мы становимся членами Церкви Христовой. В Таинстве Крещения мы получаем свое христианское имя, с этим именем мы приобщаемся святых Христовых Таин, с этим именем нас провожает Церковь в путь всея земли», — отметил Патриарх. «В память события, бывшего на Иордане, совершается освящение воды, которой мы кропим наши жилища и употребляем в житейских скорбях. Я молитвенно желаю всем вам радости праздника, переносящего нас к началу земного подвига Господа нашего Иисуса Христа. Дай Бог, чтобы каждый из нас высоко нес звание христианина», — заключил Святейший Патриарх. Канун, то есть день, предшествующий празднику Богоявления, называется сочельником, потому что, ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила строгий пост, дозволив употребление в пищу только сочива. Особенность Богослужения этого праздника составляет Великое освящение воды, совершаемое после Литургии. В некоторых церквах водоосвящение бывает еще на реках, источниках и озерах, куда священнослужители выходят крестным ходом, который называется ходом на Иордан, в воспоминание крещения Иисуса Христа в реке Иордане. Чин Великого освящения воды в праздник Богоявления Господня по традиции совершается дважды — накануне праздника, в день навечерия, и в сам день праздника Крещения Господня. Освящение воды в день праздника Предстоятель Русской Церкви совершит завтра в Богоявленском кафедральном соборе, который отмечает в этот день престольный праздник.

http://pravoslavie.ru/25534.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010