Левиты составляли торжественные ряды от места заклания до алтаря, держа в руках золотые и серебряные чаши, назначенные для принятия крови агнчей. Каждый, принесший агнца, заколал его сам; ближайший левит принимал кровь закланного агнца в свою чашу и подавал следующему левиту, принимая от него пустую чашу. Первая чаша по порядку доходила до священника, стоявшего у жертвенника; этот уже изливал кровь к подножию жертвенника, чашу же отдавал обратно, получал следующую и т. д. Когда первое отделение было кончено, тогда священники снова отворяли двери храма и впускали второе отделение: после чего входило третье. Во все время заклания, левиты пели хвалебную песнь: великое аллилуйя; пение сопровождалось игрою на музыкальных инструментах. Пока в храме происходило заклание агнцев, в домах приготовляли все нужное для пасхальной вечери. Ставили стол и уставляли его пасхальными кушаньями. Эти кушанья были: опресноки, горькие травы, чаша с уксусом, особый род соуса, называвшийся хорозет, и составлявшийся из разных горьких и сладких плодов, сваренных в вине и уксусе, как-то: яблок, смокв, горького миндаля, орехов, и проч. Этот соус, по объяснению талмудистов, служил символом той смеси, из которой в Египте евреи делали плинфы; прибавляемая к соусу корица и другие коренья напоминали израильтянам солому, которою они обжигали плинфы в Египте. Вино также составляло в описываемое время необходимую принадлежность праздничной трапезы, на том основании, как говорит Маймонид, что „муж должен стараться, чтобы жена и дети были веселы во время трапезы. Поэтому на пасху и самый беднейший еврей должен был иметь определенный преданием сосуд вина, хотя бы для этого приходилось малое количество вина смешивать с гораздо большим количеством воды. Сюда же на стол приносили и пасхального агнца. Кроме этих обязательных кушаний было много и других. Само собою, разумеется, что, так как эти последние кушанья не были определены законом, то каждый приготовлял их по своему произволу и достатку. – Вечеря начиналась в полночь обрядом освящения вина.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/drevne...

И меня не забыли среди этого торжества, и я почтен великою, необыкновенною в моем положении наградою. Дай Бог здравствовать и долгоденствовать Царю и всем, иже во власти суть, за их великое внимание к стоящим вдали и на низших ступенях иерархической лествицы! От трудов при коронации Вы, конечно, отправитесь для новых трудов в Синод. И в Питере желаю Вам счастливых успехов по делам Синода и вне его. На Вас Муром взирает с особенною надеждою. Уже четыре года написан известным А.Ф. Ковалевским акафист Муром. Угодникам Петру и Февронии, исправлен другими, нужна только санкция Св. Синода. Вам, как служившему, при Муром. соборе, предстоим особая честь содействовать утверждению или разрешению этого акафиста для употребления. Прошу Вас от лица всех Муром. граждан и чтителей Чудотворцев пересмотреть акафист, внес его в Св. Синод прямо от себя или чрез тамошнюю цензуру и утешить нас резолющею. Время летнего заседания в Синоде самое благоприятное для проведения акафиста… Представляю при сем этот акафист в распоряжение Вашего Высокопреосвященства; посылаю остальные письма владыке к преосв. Евсевию. Есть, впрочем, много писем к преосв. Евсевию, которые я и сам не читал и оставил у брата, Троице-Вишняковского протоиерея Феофилакта Ив. Кротона 974 . Если угодно перелистовать их (б.ч. официальные), потрудитесь послать к нему своего келейника и моим именем истребовать от него. Один из Могилевских хотел бы напечатать все письма архиереев к преосв. Евсевию 975 и просить меня прислать их, но я не решусь передавать того что обещано мною Моск. Обществу Любителей Дух. Просвещения, некоторые же письма и опубликовать нельзя, как Вы сами, изволили заметить. Время не пришло. Празднуя настоящую коронацию, Вы, вероятно, записали все примечательное и внесете в свою хронику. Это будет прекрасным дополнением к описанию прежней коронации Вами изданному. Испрашивая себе ваших св. молитв имею честь быть»… В 3 часа обедал у старого знакомого купца Н.А. Молодцова.. От него проехал на Арбат к Николоявленскому протоиерею С. И. Зернову. Пил у него чай и слышал между прочим, рассказ его о взаимных неприятных сношениях митр. Иоанникия и Харьковского еп. Амвросия, накануне освящения храма Христа Спасителя, по поводу речи последнего, (т. е. Амвросия), приготовленной для произношения при этом торжественном случае Митрополит требовал себе речь, а речь не была еще переписана.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

ГЛАВА 204 ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕНИЕ СЕРПЬСКОЕ По Анкирьской убо брани, егда Темирь побди и ятъ и отведе царя Баозита и вся его поплени, и сестру Стефанову, великаго князя серпьскаго, иже б за Баозитомъ. Князь же велики Стефанъ посылает къ Темирю послы и изводит ея от пленениа, сам же въ царствующий град приходить и с братом своим Волком и тамо от царя греческаго Мануила, еще живу ему сущю, деспотскый санъ приемлеть, и, много почтивъ его, отпусти. Приходить же деспот Стефанъ и с братом своимъ во свой град Новоброд, град сребреный, 431 воистину и златый. По убьении же Баозита царя свободися Серпьскаа земля 432 от ярма и покорениа бесерменьска, и оттуле деспот Стефанъ самовластець и господарь всей земли Серпьской бысть Божиею милостию. И объходя землю отечества своего, инх смири, иная же себ покори, и елици въ прежнея времена гради и мста восхищени Быша от серпьскиа власти, сих к себ приторже. Также преходя, обрте Блъград, 433 егоже преже угри восхитиша, егоже ото Угорьскиа земля по смирению взят. Сей бо Блъград аще и въ предлех серпьскых лежим есть, но яко на сердци и плещах Угорьскиа земля ляжа бяше. Таже и прочая грады своя, елици турки восхитиша самовластьно, взят. Начат же множае пребывати въ Блград, занеже мсто града того зло красно, и морем, и реками, и пристанищи украшено, и отовсюду корабли к нему яко крилати со множеством благых прилетаху. Сего убо Стефанъ украсивъ стенами и царскыми полатами, паче же церковъю соборною, и архиепископию създа, и всми потребами удовли, и в ней жилище иноком сотвори. Архиепископъ же той блоградскый, екъсархъ всей Серпьской земли. Създа же и церковъ во имя чюдотворца Николы, и яко манастырь всми добрыми храминами и одры, и всми потребными удовливъ. И собра в ню множество болных и прокаженых, насади же и сады многы на прохлажение тм. Потом же изообрт мсто красно, пустынно и потребно млъчанию и созидаеть храм во имя Живоначалныа Троица, и всякими добрыми украсивъ и живописателным художеством, и град около и въ стенах келиа. Собра же и множество инокъ боголюбезных и всеми ту, и всякими потребными удовли и сокровище день ото дни пологаше ту. Сътвори же себ и гробницу ту, идже малом последи положися. Дасть же и иконы ту, златом и бесерием украшены, и множество книгъ, и сосуды, и ризы съ великим бесериемь и златом украшены, яко превосходити и Святыя Горы великую Лавру, 434 и свтилники златыа. Призываетъ же и патриарха Кирила со всм Серпьскыя земля собором и сътворяеть освящениа храма въ день святыа Пятница. Нача же здати обитель в лто 6915. Приходит же и нищих множество, им же доволно милостыню подастъ, и повсегда сам нощию, по улицам града ходя, нищим одежа и златица подавая. И нхто единъ, многажды зашед, милостыню взят и, паки пришед, просяше. Он же давъ ему и рече: «Возми, татю и хищниче!» Он же отвща ему: «Не азъ, но ты тать и хищникъ, со здешним царством и будущее царство крадеши и восхищаеши».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я звал Тебя, томимый мукой зол, Я ждал Тебя… Я звал Тебя, Всесильный, Но в душу грешную ко мне Ты не сошел. Был полон храм. Среди толпы народа, Простершись ниц, молился я в тиши… Один, неведомый, у двери возле входа, Я звал Тебя всей силою души. Я звал и ждал Тебя… в душе моей вставали Сомненья прошлые и прежние мечты. Уста мои молитвы повторяли. Я плакал… Но меня в толпе не слышал Ты! Усталый, я вставал и снова простирался, Душа была пуста… далек был мой покой, И вдруг средь храма глас торжественный раздался: «Уйдите прочь, томленные тоской, Все оглашенные, чье сердце в мраке ночи Томится, полное греховных тайных зол, – Лишь могут верные поднять в молитве очи На освященный Им таинственный престол…» И я хотел уйти… Но вдруг, любвеобильный, Ты в душу мне вдохнул ряд новых сил. И понял я, молясь Тебе, Всесильный, Что Ты пришел и грешника простил! В горах Как хорошо уйти порою в горы, Подальше от людей, подняться высоко – Туда, где не глядят завистливые взоры, Где дышит грудь спокойно и легко. Там нет людей… Там все былые раны Душа не чувствует, забыв житейский гнет, У наших ног там серые туманы, А наверху прозрачный небосвод… Там торжество безмолвия пустыни И яркий луч, что греет и горит, – Все полно тайною Божественной святыни И о Творце вселенной говорит. И меркнет день… пора назад, в дорогу, Опять туда, где жизнь и суета, А звезды яркие зовут к святому Богу, И грешная душа молитвенно чиста. И вновь идешь, молитвой обновленный, В шумящий мир, в страстей водоворот, Откуда так далек, звездами озаренный, Прозрачной чистотой влекущий небосвод. Молитва Благослови, Господь, мой путь, Открой души моей глубины, Согрей измученную грудь Того, кто рвется на вершины. Благослови, Господь, разлуку, Не угаси мой свет во тьме, Подай Свою благую руку Душе, томящейся в тюрьме. И разъясни, в чем путь к спасенью В тревоге жизни и борьбе, Иль призови скорей к Себе Великой силою прощенья, К тому, кто радость вдохновенья Влагал в великое стремленье, В любви – приблизиться… к Тебе. Из книги «С войны (Листки походной тетради). Написано в боях и окопах. 1914–1917» (СПб., 1917). Всенощная

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Скорбны были последние годы великого императора. Вокруг своего трона Константин видел трех сыновей уже взрослых, но плохо между собою ладивших, которые только ожидали смерти отца, чтобы завести спор из-за владений; ни один из них не обнаруживал талантов довольно замечательных для того, чтобы на нем могли успокоиться отцовские надежды. К семейству императора, кроме сыновей его, принадлежали еще два его племянника, один, по имени Далматий, а другой Аннибалиан, последний уже успел приобрести военную славу; народ и армия ставили его в своем мнении выше сыновей императора. Теряя надежду предупредить спор своих наследников, он решился, по крайней мере, смягчить его, произведя между ними преждевременный раздел империи. Все трое уже имели одинаковый титул кесарей. Константин разделил им империю на три различных царства. Константин, старший сын его, должен был получить Галлию, Испанию и Англию; Констансу, младшему сыну, назначался центр империи, Иллирия, Италия и Африка; наконец, к несчастию Церкви и мира, второй сын императора, Констанций, получил Восток, т. е. Азию, Сирию и Египет. К общему удивлению, Константин отделил от империи два небольших государства: одно, состоявшее из Фракии, Македонии и Ахаии, для своего племянника Далматия, другое, из Армении и Понта, для Аннибалиана, который, в память Митридата, принял титул царя и учредил свою столицу в Кесарии. Семейные браки были назначены для скрепления этого полюбовного раздела. Дочь императора Константина была предназначена в супружество Аннибалиану, а одну из своих племянниц Константин сочетал со своим сыном Констанцием. Такие распоряжения Константина ясно показывали, что его великое царствование приближалось к концу. Хотя здоровье императора, по-видимому, еще не изменялось, хотя его видели еще по нескольку часов на коне для осмотра войск, но мысль о смерти более не оставляла Константина. Он даже назначил место для своего погребения – в церкви святых апостолов. Среди двенадцати саркофагов, представлявших гробницы апостолов, он устроил свою собственную гробницу, дабы после своей смерти окружить себя молитвами тех, труды которых он старался довершить в пределах римского мира. Освящение храма последовало в тридцатую годовщину царствования Константина. Во время этого торжества не было недостатка в речах и панигириках императору. Константин выслушивал их с чувством глубокого смирения. Когда один из ораторов назвал его блаженным, сказав, что он и в настоящей жизни удостоился самодержавного над всеми владычества и в будущей станет царствовать с Сыном Божиим, – то Константин выслушал это с неудовольствием и просил вперед не произносить подобных похвал, а лучше молиться о нем, чтобы он и в сей и в будущей жизни удостоился быть рабом Божиим. Домашние замечали, что предметом для своих бесед Константин стал чаще выбирать бессмертие человеческой души, награду добрых и наказание злых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По ходу доклада я буду упоминать об исполнении некоторых конкретных поручений прошлых епархиальный собраний. Информирую вас, что и те поручения, о которых сегодня не будет упомянуто за недостатком времени, либо исполнены, либо по объективным причинам все еще находятся в работе. Перед этим, по установившейся практике, сообщу о статистических сведениях и расскажу о своей деятельности в истекшем году. Статистика Традиционно в своем докладе я оглашаю ключевые статистические данные о столичной епархии. Общее количество храмов и часовен в епархии града Москвы – 958. В частности, из них: Кремлевских соборов – 6, кафедральных соборов – 2, храмов и часовен при синодальных учреждениях – 18, храмов при представительствах Православных Церквей – 12, крестильных храмов – 20, приходских часовен – 48, храмов Патриарших подворий – 95, монастырских храмов – 44, монастырских часовен – 4, приходских храмов – 278, храмов в стадии строительства – 142, часовен в стадии строительства – 4, надвратные храмы – 5, храмов при светских учреждениях – 164, часовен при светских учреждениях – 29, монастырских подворий – 10, временных храмов – 43, временных часовен – 10, 24 храма еще не освобождены прежними арендаторами. При этом храмов и молитвенных помещений, где богослужения совершаются регулярно и существуют общины, – 473, включая 7 мужских и 6 женских монастырей в границах города Москвы, а также кафедральные соборы, храмы при представительствах Поместных Православных Церквей, приходские храмы, патриаршие подворья, временные храмы и храмы в стадии строительства. Отдельно хотел бы сказать о реализации в завершающемся году программы строительства 200 храмов. 1. В Программу-200 включено 192 участка. 2. Построено и освящено Великим чином 2 3. Завершено строительство, но не совершено Великое освящение – 6 Еще до конца 2013 года будет завершено строительство – 9 Итак, на данный момент можно говорить о 17 храмах, построенных по Программе-200. 4. Строится 24 5. Земельно-правовые отношения оформлены на 57 участков I очереди и 41 участок II очереди, 24 участка в оформлении.

http://religare.ru/2_103211.html

Умолкнем и будем внимать тому, что Сам Дух истины говорит о сем и потом о должностях истинного христианина, которые все происходят от любви к Богу и ближнему, о втором пришествии Христовом судить живых и мертвых, о воскресении тел, о новом небе и новой земле, о вечной муке невозродившихся во Христе для вечной жизни, о вечной жизни уверовавших во Христа и соделавшихся чадами Божиими, об исполнении всех пророчеств во Иисусе Христе, о совершении всего, когда Бог будет все ВО всем (см.: Деян.3:21 ; 1Кор.15:28 ). Оглашение алтайцев 196 Послушай, друг мой! Ты желаешь креститься. Креститься для того тебе должно, чтобы истинного Бога знать, в истинного Бога веровать и в руки истинного Бога при крещении самого себя предать, чтобы силою истинного Бога очиститься от всех грехов, чтобы после крещения учиться жить по заповедям Божиим в мире, как прилично детищу истинного Бога, на истинного Бога, как на своего всемилостивого Отца с радостью взирать, после смерти в свете истинного Бога войти и там во веки веков быть без болезни, без печали, без греха, бессмертным, во веки здравым, благополучным, святым и живым. Для этого тебе надобно креститься; крестившись таким образом, ты получишь великое благословение и великий дар истинного Бога. Теперь скажи мне, друг мой: желаешь ли ты очиститься от всякого греха? Хочешь ли войти в свет истинного Бога по смерти? Хочешь ли ты во свете истинного Бога жить всегда без болезни и смерти, всегда в здравии и всегда в мире? Хочешь ли ты в крещении предать самого себя в руки истинного Бога? Хочешь ли ты знать истинного Бога и жить по святым Его заповедям? (Оглашаемый на эти вопросы будет отвечать: санап-ядым. Потом оглашающий продолжает.) Теперь послушай, друг мой: истинный Бог все знает, слышит слова человека, видит ум человека. Истинного Бога никто обмануть не может. Итак, послушай же. Если хочешь веровать в истинного Бога, если ты хочешь в крещении предаться в руки истинного Бога, то тебе должно веру в истинного Бога хорошо содержать до самой смерти. Если же ты оставишь веру в истинного Бога, то гнев великого Бога за это падет на тебя; великий Бог накажет тебя, – обманщик, двоедушный человек и на земле не будет счастлив, а по смерти вечно в огне будет мучиться. Если же человек хочет веру в истинного Бога хорошо соблюдать до смерти, то истинный Бог сам поможет хорошо соблюдать до смерти святую веру. Тому человеку хорошо соблюдать святую веру не трудно будет, а легко.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

И это сделано. Главенство папы рассматривается в римской церкви, не как церковно-юридическое учреждение, но 1) как таинство, как духовно-благодатная степень священства, как единственный и исключительный орган благодати для всего тела церкви, 2) как непосредственное и прямое установление И. Христа, и, наконец, 3) как такое, которое исключает всякое понятие о благодатном равенстве его с епископами: он не первый между равными, но единственный верховный первосвященник, наместник Христа, наместник Бога на земле... Отсюда выходит, что благодатных степеней священства не три, а по крайней мере четыре... Это повело за собою и дальнейшее обезразличение и смешение догматичееких и канонических определений священства. Потребовалось включить в число духовных степеней священства и канонические степени, и низшие церковные служения, чтобы возвысить значение паны и указать великое расстояние между епископом и папой. Это действительно и сделано римскою церковью. Сначала совершилось это в средневековом богословии, которое признало степенями священства не только священство в собственном смысле (епископство и пресвитерство) и диаконство, но причислило к ним и такие церковные служения, как служение придверников, (ostiarii), чтецов (lectores), заклинателей (exorcistae), свещеносцев (acolyti) и иподиаконов (subdiaconi). Схоластические учители западной церкви (напр. Гуго, П. Ломбард и др.) при этом утверждали, что Сам Господь исполнил обязанности каждой степени: придверника, когда изгнал из храма торгующих, чтеца, когда в назаретской синогоге читал кн. пр. Исаии, заклинателя, когда изгонял бесов, свещеносца, когда говорил – Я свет миру, иподиакона, когда умыл ноги ученикам, диакона, когда собственными руками преподал ученикам тело и кровь Свою, истинным священником – на тайной вечери, в жертвоприношении крестном, Сам явившись и священником и жертвою и в продолжающемся доселе ходатайствовании за нас по возносении на небо. Всех степеней схоластики насчитывали семь и каждой из них усвояли значение таинства, налагающего неизгладимую печать 445 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Макарий в то же время весьма сочувственно относился ко всем жертвователям на благолепие храмов Божиих и всячески старался покровительствовать этому святому делу. Как высоко ценил и ставил он дело украшения храмов Божиих, это видно в особенности из слова его «о значении пожертвований на св. храмы», сказанного 16 сентября 1862 года, по освящении храма в с. Рясном, устроенного иждивением К.Д. Хрущова. Здесь архипастырь подробно раскрывал великое значение пожертвований на св. храмы, которые (т.е. пожертвования) служат выражением нашей благодарности к Богу за Его благодеяния, любви к ближним и удовлетворением нашим высшим духовным потребностям 1038 . Благодаря участливому отношению преосв. Макария к благолепию храмов Божиих, при нем дело пожертвований на этот предмет было поставлено в Харьковской епархии весьма хорошо. Так, в 1861 году по собственному свидетельству преосв. Макария в отчете Св. Синоду, на украшение храмов было пожертвовано 246.178 р. 83 3 /4 к. сер. на 25.947 р. 841/ 4 к. с. ; более против 1860 года 1039 . 11 мая 1865 года Св. Синод, по представлению преосв. Макария, объявил благословение за усердие к храмам Божиим 98 благотворителям, которые жертвовали на украшение храмов от 160 р. до 17,520 р. 22 к.; всего же на благолепие храмов в 1864 году было пожертвовано но Харьковской епархии 70.844 р. 24 1 / 2 к. 1040 . В 1867 году 11 января Св. Синод также преподал благословение, по представлению преосв. Макария, 119 жертвователям на украшение храмов, которые жертвовали от 100 руб. до 14.885 р. в течение 1866 года 1041 . Открытию приходских попечительств преосв. Макарий также покровительствовал, между прочим, и потому, что имел в виду их полезную деятельность по украшению приходских храмов, что, действительно, и бывало весьма часто. Так, напр., 14 мая 1867 года происходило первое собрание приходского попечительства харьковской Воскресенской церкви; на собрании, между прочим, было постановлено «всячески стараться о благолепии и соблюдении благоговения в приходском храме» 1042 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

„Предписать Вашему Преосвященству указом, чтобы Вы ныне же озаботились приготовлением к отъезду в Москву, и, по получении затем от г. Синодального Обер-Прокурора уведомления по телеграфу, немедленно отправились туда, по возможности, без свиты, а по прибытии явились в Святейший Синод“. 1-го апреля послано было мною в СПб. Почётному Председателю Общества Любителей Древней Письменности Князю Павлу Петровичу Вяземскому пять экземпляров изданной мной брошюры о коронации 1856 г. при следующем письме: „Долгом поставляю препроводить при сём Вашему Сиятельству пять экземпляров изданной мной брошюры под заглавием: „Воспоминания (очевидца) о священном короновании“... Из числа этих экземпляров один экз. благоволите, Князь, принять от меня благосклонно в дар, другой прикажите вручить от меня графу Сергею Дмитриевичу, третий – братцу его Графу Александру Дмитриевичу, четвёртый – для библиотеки Общества Любителей Древней Письменности, пятый изволите употребить по вашему благоусмотрению“. 2-го числа писал я во Владимир Преосвящ. Иакову, еп. Муромскому: „Пора, наконец, прервать мне молчание и возобновить с Вашим Преосвященством письменное собеседование. Но прежде всего позвольте предложить Вам экземпляр изданной мной на днях брошюры о священном короновании в Бозе почившего Государя Императора Александра Николаевича. Другой экземпляр той же брошюры потрудитесь вручить от моего имени преосвященнейшему Феогносту, с которым, если Бог благословит, надеюсь скоро познакомиться лично. Нам велено уже приготовляться к путешествию в первопрестольную столицу на предстоящее великое тор- —813— 1883 г. жество коронации. Но с этим торжеством соединено будет, как говорят, и освящение храма Христа Спасителя. От Вас я желал бы получить для прочтения обещанные Вами письма епископов и других духовных лиц к покойному Владыке Евсевию. Не из этого ли собрания напечатаны недавно в Чтениях Общества Любителей Духовного Просвещения письма Митрополита Филарета к Евсевию? Какое вообще множество писем приснопамятного святителя является теперь в разных периодических изданиях и какой обильный в них заключается материал для его биографии. Но кому суждено будет составить, на основании этих и других бесчисленных данных, полную его биографию? Нам с Вами, по всей вероятности, не дожить до этого времени“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010