XLIV. Поучение при освящении храма в доме Рижского учебного унтер – офицерского батальона 44 . Значение храма Божья в жизни христианина Живущих в сем доме приветствую с устроением в нём жилища Божия. Бог вездесущ; но храм есть место особенного присутствия Божия, не только невидимого – духовного, но и видимого вещественного – в таинстве евхаристии, или причащения. Если же так, то устроение храма Божья в жилище человеческом есть великое дело, великое приобретение: Господь Бог делается его обитателем. Но от того, кто поселяется в доме, получает то или другое значение самый дом, а нередко и сама жизнь в доме принимает иное направление, иной характер от нового его обитателя. Поэтому устроение храма Божия, как места особенного присутствия Божия, в сем доме должно повлиять на самую жизнь в нём и произвести в ней некоторое изменение. Зачем устрояются храмы Божьи в частных жилищах человеческих? Конечно, не для того только, чтобы легче и удобнее исполнять религиозные обязанности; этого мало; но для неопустительного, постоянного и, следовательно, большего усовершенствования в религиозно-нравственной жизни. Храм Божий, устроенный в жилище человеческом, есть светильник, возожжённый для освящения домашней жизни и для руководства в ней, – указатель близкого присутствия Божия в доме, – оберегатель от дел, не совместных со святостью места и живущего в нём Бога, и постоянный напоминатель об исполнении религиозных наших обязанностей. – Что могло быть терпимо в доме до построения в нём храма Божия, то может быть неуместным в нём после устроения храма. Велико преступление – нарушить святость храма и оскорбить присутствие Божье каким-либо греховным делом, совершённым по соседству с храмом, под одною с ним кровлей. Зачем устрояется храм и в домах общественной жизни и деятельности и в домах учебных учреждений, каковой и этот дом? Для той же цели, как и в домах частных, и кроме того – чтобы в основание жизни сих учреждений полагался религиозный характер, чтобы храм постоянно напоминал живущим в доме о Боге и молитве к Нему,– чтобы ежедневная жизнь сих учреждений начиналась и оканчивалась молитвой в храме, устроенном в таковом доме, чтобы живущие в нём возможно чаще освящались общественным богослужением, совершаемым не только в присутствии их, но и при участии. С такой целью, несомненно, устроен и этот храм в сем учебно – военном доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

У вийшла книга «Чин освящения храма, от архиерея творимаго» 2 серпня 2019 р. 15:15 В Издательстве Московской Патриархии вышла новая книга — «Чин освящения храма, от архиерея творимаго», представляющая собой отдельное издание чина великого освящения храма, которое совершает архиерей. Этот чин содержится в Большом Требнике, а также во второй части Чиновника архиерейского священнослужения, однако по тяжелым большеформатным изданиям не всегда удобно совершать освящение храма. Чин печатался и в двухчастных дореволюционных Требниках стандартного формата, и в требном сборнике «Освящение храма», которые рассчитаны на то, что их держат в руках. Однако и это неудобно, так как в книге содержится большое количеством чинов, которые непосредственно во время освящения храма не нужны. Новое издание выполнено на плотной офсетной бумаге в удобном среднем формате, имеет ленточку-закладку. Оно нетяжелое, его удобно держать в руках; архиерейские молитвы напечатаны крупным шрифтом. Поскольку великое освящение храма, совершаемое архиереем, а часто и Патриархом, является большим праздником, то книга празднично оформлена полноцветной орнаментикой. Отличительной особенностью книги являются цветные рисунки-схемы обвязывания вервию престола. Этот момент в чине освящения является одним из самых технически ответственных и требует большого сосредоточения. Архиерею или назначенному им священнику необходимо не только диктовать обвязывающим священникам порядок движения верви и ее направление между столпами престола, но и следить за правильностью процесса и полученного результата, что довольно трудно делать просто по церковнославянскому тексту. Цветные схемы, внедренные между строками указаний чина, наглядно демонстрируют процесс и дают представление о каждом его этапе. Также на полях помещены наглядные значки зеленого цвета, показывающие в какой момент нужно отверзать или затворять царские врата. Издание может быть интересно и полезно всем участникам чина освящения храма. Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5481254...

Так приходские пресвитеры в сомнительных случаях сами не могут приступать как к оглашению, так и крещению иноверцев без разрешения епархиального начальства (Уст. дух. Конс. ст. 25). Таинство миропомазания могут совершать только при посредстве мира, уже освященного епископом; миро получается приходскими пресвитерами от епархиального начальства (ключаря кафедрального собора чрез благочинных); освящается оно у нас только в Синодальном доме в Москве и в Киево-Печерской лавре (Ук. Син. 1731 г. дек. 19, и 1788 г. июня 28), откуда уже своевременно (в зимнее, а не в летнее время – Ук. Син. 1799 г. янв. 21 дня) получается всеми местными епархиальными начальствами (Уст. Конс. ст. 40. См. «Права и обязан. пресвит.» Часть I, стр. 143. Киев. 1884 г.). Таинство евхаристии совершается пресвитерами не иначе как в храме и на престоле, или по крайней мере антиминсе, освященном через епископа. Освящение храма бывает великое и малое. Великое освящение совершается: 1) по создании новой церкви; 2) по осквернении ее от насилия языческого или еретического (Учит. Изв.) 18 ; 3) по исправлении или возобновлении храма, когда бывает поврежден или поколеблен престол (Ук. 1753 г. авг. 13 дня). При великом освящении храма священником совершаются почти те же священнодействия, какие бывают при освящении храма архиереем. Существенное различие иерейского освящения храма от архиерейского состоит в том, что при иерейском освящении храма престол не поливается родостамной (розовой водою, смешанной с красным вином) и не помазывается св. миром, так как эти действия уже прежде бывают совершены архиереем над антиминсом, заменяющим собою престол (Арх. чин.); при облачении престола срачица обвязывается «вервию просто», т. е. кругом престола, как поясом, а не крестообразно, как при архиерейском освящении храма (Больш. Требн.); внутренние стены храма при иерейском освящении не помазываются св. миром точно так же, как и престол (Опред. Св. Син. 1732 г. июля 18 дня; сн. Больш. Требн. послед. по освящ. храма); св. мощи тоже не помазываются св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Таково ли отношение современных христиан к храму Божию, с такими ли чувствами и настроениями входят они в него, так ли ведут себя в нем и исходят из него действительно ли обновленными, «как бы небесными»? Вот, например, мы – заграницей, таковы ли мы, так ли себя ведем? Храмы мы строим. И надо признать, что ревность к этому у многих из нас, слава Богу, еще есть. Где бы ни поселились русские люди, в более или менее значительном числе, там почти всегда является мысль о сооружении храма. Так до сих пор, по крайней мере, было. И в этом и только в этом – залог нашего духовного возрождения, без которого не видать нам России – настоящей  России, как ушей своих! Храм – это небо на земле:  в храме  «силы небесныя с нами невидимо служат». Храм это  Дом Божий,  это – дом молитвы. Поэтому и приступать к делу постройки храма и вести ее, а затем и посещать храм, уже сооруженный, надо  с молитвой и благоговением.  Ничему земному, низменному, страстному здесь не должно быть места, ибо  Храм это есть великая Святыня Божия. Великое и торжественное, глубоко-умилительное и радостное священнодействие освящения храма (полным чином) должно быть совершаемо поэтому только над  достойно -сооруженным храмом, с тем, чтобы он навсегда так и оставался  православным  храмом, без всякой мысли о какой-либо передаче или продаже его в неправославные руки, для какого-либо иного, земного его использования, что делают в наше время только современные гонители веры и Церкви – безбожные коммунисты и что является кощунством и святотатством. Увы! Приходится признаться, что у многих русских людей уже утрачено ясное сознание  святости  храма Божия, и для многих он является почти что обыкновенным зданием, куда хоть и приходят молиться Богу, но не в этом видят единственную и самую главную цель его сооружения.  Главное  видят теперь во взаимообщении – встрече друг с другом, как в каком-то «клубе». Вот почему часто можно видеть перед храмом и вокруг храма больше людей, чем внутри самого храма, особенно в хорошую летнюю погоду. Тут знакомые встречаются друг с другом, сообщают друг другу последние новости, политические деятели обсуждают политические вопросы, торговцы обделывают свои торговые сделки и т. д. и т. д. И при этом многие без стеснения тут же, в непосредственной близости храма курят, так что табачный дым проносится иногда движением воздуха внутрь самого храма, смешиваясь с благоуханием кадильного фимиама. И весьма громко иной раз разговаривают совсем забывая, что тут же рядом в храме произносятся священные слова молитв и воспеваются священные песнопения, которые они могут заглушить своим шумным разговором.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

а) Тысяча конников Дариевых сопровождают возвращающихся Иудеев (ст. 1–3). б) Исчисление главных родов иудейских, с показанием числа возвратившихся (ст. 4–23). в) Священнические и левитские роды (ст. 24–26). г) Роды певцов и привратников (ст. 27–28). д) Роды служителей при храме и рабов Соломоновых (ст. 20–30). е) Переселенцы, утратившие свои родословные записи, и некоторые из священников, устраненные от своих должностей за подобную утрату (ст. 36–40). ж) Общее число переселенцев, их рабов и рабынь, и, также, животных (ст. 41–42). з) Щедрые обеты некоторых возвратившихся родоначальников на построение храма; создание жертвенника в седьмой месяц по возвращении из плена и открытие богослужения (ст. 43–53). и) Торжество заложения храма во втором месяце второго года по возвращении из Вавилона, восторг молодых Иудеев и громкий плач старцев (ст. 54–62). к) Остановка храмовых работ, по интригам врагов иудейских, раздраженным отказом на их домогательства – участвовать в построении храма (ст. 63–70). Глава 6 1014 . Устранение препятствий к построению храма а) Зоровавель и Иисус возобновляют храмовые постройки, по увещанию пророков Аггея и Захарии (ст. 1–2). б) Правители Сирии и Финикии наводят справки, с чьего разрешения возобновлены работы, и пишут письмо к Дарию, не останавливая, впрочем, работ (ст. 3–6). в) Текст самого письма (ст. 7–22). г) Благоприятный и милостивый для Иудеев ответ Дария, повелевающий содействовать построению храма Иерусалимского и отпускать от казны вещества, потребные для жертв, и, вместе, угрожающий тяжкой казнью ослушникам этого повеления (ст. 23–34). Глава 7 1015 . Совершение и освящение храма а) Содействие правителей Келесирии и Финикии к построению храма и совершение его к 3-му дню Адара, на 6-м году Дария (ст. 1–5). б) Великое число жертв на торжестве освящения храма (ст. 6–9). в) Совершение пасхи в узаконенное время (ст. 10–15). Внутреннее благоустроение возвратившихся Иудеев трудами священника Ездры Глава 8. Прибытие Ездры в Иерусалим, и огорчение его по случаю браков Иудеев с иноверными

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Таково ли отношение современных христиан к храму Божию, с такими ли чувствами и настроениями входят они в него, так ли ведут себя в нем и исходят из него действительно ли обновленными, «как бы небесными»? Вот, например, мы – за границей, таковы ли мы, так ли себя ведем? Храмы мы строим. И надо признать, что ревность к этому у многих из нас, слава Богу, еще есть. Где бы ни поселились русские люди, в более или менее значительном числе, там почти всегда является мысль о сооружении храма. Так до сих пор, по крайней мере, было. И в этом и только в этом – залог нашего духовного возрождения, без которого не видать нам России – настоящей России, как ушей своих! Храм – это небо на земле: в храме «силы небесные с нами невидимо служат». Храм это Дом Божий, это – дом молитвы. Поэтому и приступать к делу постройки храма и вести ее, а затем и посещать храм, уже сооруженный, надо с молитвой и благоговением. Ничему земному, низменному, страстному здесь не должно быть места, ибо Храм это есть великая Святыня Божия. Великое и торжественное, глубоко умилительное и радостное священнодействие освящения храма (полным чином) должно быть совершаемо поэтому только над достойно сооруженным храмом, с тем, чтобы он навсегда так и оставался православным храмом, без всякой мысли о какой-либо передаче или продаже его в неправославные руки, для какого-либо иного, земного его использования, что делают в наше время только современные гонители веры и Церкви – безбожные коммунисты и что является кощунством и святотатством. Увы! Приходится признаться, что у многих русских людей уже утрачено ясное сознание святости храма Божия, и для многих он является почти что обыкновенным зданием, куда хоть и приходят молиться Богу, но не в этом видят единственную и самую главную цель его сооружения. Главное видят теперь во взаимообщении – встрече друг с другом, как в каком-то «клубе». Вот почему часто можно видеть перед храмом и вокруг храма больше людей, чем внутри самого храма, особенно в хорошую летнюю погоду. Тут знакомые встречаются друг с другом, сообщают друг другу последние новости, политические деятели обсуждают политические вопросы, торговцы обделывают свои торговые сделки и т. д. и т. д. И при этом многие без стеснения тут же, в непосредственной близости храма курят, так что табачный дым проносится иногда движением воздуха внутрь самого храма, смешиваясь с благоуханием кадильного фимиама. И весьма громко иной раз разговаривают, совсем забывая, что тут же рядом в храме произносятся священные слова молитв и воспеваются священные песнопения, которые они могут заглушить своим шумным разговором.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вот и возрождение Преображенского храма, его великое освящение в канун 70-летия победы нашего народа в Великой Отечественной войне — это событие очень большого исторического масштаба, имеющее огромное символическое значение. Достаточно сказать, что Преображенский храм был последим храмом, разрушенным в годы лихолетья. Собственно, лихолетье уже было на излете, — это был 1964 год, и буквально несколько месяцев спустя в стране произошли большие перемены. А храм на этом месте был действующим —он использовался по прямому назначению, он не был заброшен, здесь не было ни склада, ни каких-то учреждений. В храме была живая православная община, возглавляемая митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем, выдающимся церковным и общественным деятелем послереволюционной России. Казалось бы, и человеческие, и временные факторы способствовали тому, чтобы приход существовал и далее. В тяжелейшие годы Великой Отечественной войны здесь, на богослужениях, совершаемых митрополитом Николаем, собирались тысячи людей, которые даже не могли войти в этот храм, — они стояли вокруг, это был остров надежды. Сколько здесь проливалось слез, какие горячие молитвы возносились за спасение Отечества, за победу, за жизнь родных и близких! И все это было попрано и разрушено без каких-либо существенных видимых причин… Возрождение этого храма стало делом особой важности, потому что должна была восторжествовать историческая справедливость. Мы сегодня строим новые храмы. Но если б это святое место оставалось памятником эпохи разрушения храмов, то было бы неспокойно на душе. И потому я сердечно благодарю всех, кто инициировал сам процесс, заставил задуматься и общественность, и власти о необходимости строительства этого храма. Я еще выражу свою благодарность тем, кто особо потрудился. А сейчас я хотел бы передать в дар храму нерукотворный образ Христа Спасителя. Пусть он напоминает тем, кто будет здесь служить и молиться, о сегодняшнем замечательном событии, которое совершилось в преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне, — о восстановлении порушенного храма, храма-памятника героям-преображенцам, храма русского воинства.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Прочитав о том, в Самарской митрополии, видимо, решили, что не стоит отставать от передовых идей в современном Русском Православии. Можно ли здесь усмотреть элемент соперничества? Не мне судить, хотя я знаю, что идею возведения Софийского собора в Годеново во образ Софии Константинопольской Матушка Игумения Евстолия высказывала ещё в 2000-е годы, а к 590-летию явления Годеновского Креста в 2013 году так сложился Промысл Божий, чтобы осуществить закладку Годеновского Софийского храма и широко о том заявить. И даже если торжество в Годеново подсказало сотрудникам Самарского Священноначалия наречь уже строящийся стопообразный одноглавый храм в честь Софии Премудрости, ничего плохого в том нет. Так уже достроенный Самарский храм стал двадцать вторым Софийским храмом в мipe. 14 Мая 2023 года был освящен православный Софийский храм в Варшаве, строительство которого началось 8 лет назад , несколько позже, чем в Годеново, но, полагаю, два замысла были независимы друг от друга. Варшавский храм стал 23-м, по моему счету. Три новых Софийских храма в первом столетии третьего тысячелетия — есть великое духовное благо и для России, и для Вселенского Православия. Исключительная ценность Софийского храма в Годеново заключается в том, что он созидается во образ Софии Константинопольской, с которой в 988 году начинался духовный путь к Владимирову Крещению Руси. На строительстве Софийского храма в Годеново И в связи с тем дерзаю предложить, чтобы во внешнем или внутреннем убранстве Годеновского Софийского Храма — двадцать четвертого в м i ре — в мозаичных или барельефных медальонах была бы отражена история Софийских соборов изображениями Софии Софийской, Софии Константинопольской, Софии Солунской, Софии Киевской, Софии Полоцкой, Софии Новгородской, Софии Вологодской, Софии Тобольской. Возможно, было бы уместно и изображение Софийской набережной в Москве с выразительной колокольней Софийского храма, которая так украшает вид из Кремля на Замоскворечье. Переяславль Залесский, 18/31 Марта — Москва, 10 Июня 2023 года

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/10/...

Перед храмом Христа Спасителя впервые была исполнена торжественная увертюра Чайковского «1812 год». После освящения, состоявшегося в 1883 году, здесь отмечались всенародные праздники, коронации и юбилеи. В хоре храма Христа Спасителя звучали голоса Фёдора Шаляпина и протодиакона Константина Розова , басу которого Шаляпин даже завидовал. А в 1917 году здесь, под сводами храма Христа Спасителя старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьёв) вынул жребий митрополита Тихона (Белавина), ставшего первым послесинодальным Патриархом Московским и всея Руси. Большевикам, ненавидевшим великое и славное прошлое России, ненавистен был и храм-памятник войне с Наполеоном. В 1931 году ВЦИК под председательством «доброго дедушки» Калинина принял решение храм снести, а на его месте построить новую Вавилонскую башню — Дворец Советов . Чудовищный по своим размерам, он должен был во много раз превышать размеры храма Христа Спасителя, одна только фигура Ленина на вершине Дворца Советов предполагалась такой же, как храм, и в ней тоже что-то размещалось бы, а из глаз можно было бы смотреть на панораму Москвы. А у подножия Дворца Советов — ставший карликовым Кремль… Оторопь берёт, едва только представишь такое! Храм Христа Спасителя взорвали 5 декабря 1931 года, за десять лет смогли только вырыть на этом месте гигантский котлован и заложить фундамент, но во время битвы под Москвой фундамент разобрали и двутавровые сваи использовали для возведения противотанковых ежей. В послевоенное десятилетие о мёртворождённом Дворце Советов напоминали только станция метро «Дворец Советов», которую в 1957 году переименовали в «Кропоткинскую», да страшный зияющий котлован, который в 1960 году превратился в плавательный бассейн «Москва» под открытым небом. Лужа на месте храма Божьего… В конце восьмидесятых появилось общественное движение за возрождение храма Христа Спасителя. Идею воссоздания святыни высказывал выдающийся историк московских храмов, автор известнейшего четырёхтомника «Сорок сороков» Пётр Георгиевич Паламарчук . Появилась православная община храма Христа Спасителя во главе со скульптором Владимиром Петровичем Мокроусовым. Трогательно то, что одним из наиболее деятельных членов этой общины стал Аполлос Феодосович Иванов, который в 1931 году, будучи молодым человеком, измерял объемы храма для определения необходимого количества взрывчатки. Теперь он же издал первую книгу о храме.

http://pravoslavie.ru/57900.html

Утро началось сразу, как холодный душ. Приехали иподиаконы и начали раскладывать ковры, облачения, подготавливать необходимые для освящения предметы. Все волнуются, бегают. Ко мне подошел иподиакон: не плавится воскомастих – плитка, купленная нами накануне в магазине, плохо разогревается. Воскомастих — благовонная мастика, которая нужна при освящении престола, ею помазывают его столпы. Так Никодим и Иосиф Аримофейский помазывали мазью тело Христа. Я несусь домой, ставлю ковшик с мастикой на газ. А газа нет. Бегу за баллоном в гараж, меняю газ, мысль у меня при этом одна, конечно: сейчас владыка уже приехал и все ждут меня одну – вы самое слабое звено, прощайте. Иподиакон принял у меня из рук ковшик, как драгоценность, наверное, они тоже волновались – сколько раз в жизни мы присутствуем на великом освящении? Фото: Илья Флеров А потом все успокоились, все было готово, и все ждали приезда епископа. Стало очень тепло и тихо, даже сонно, и кто-то спросил громким шепотом: «А кого мы ждем?». И тут примерно сразу диакон и возгласил: «Премудрость». Началась Встреча, а затем Великое освящение. Освящение храма именуется обновлением. Над ним совершаются тайнодействия, как над человеком, который облекается во Христа через Крещение и Миропомазание: вот я стою и теперь хочу быть иным — не просто зданием, а вместилищем Бога. Фото: Илья Флеров Престол освящают, и каждое действие на нем – прикосновение ко Христу. Забивают камнями гвозди, омывают розовой водой и вином, помазывают миром, облачают в ризы – белую, погребальную и драгоценную верхнюю, царскую, — троекратно опоясывают вервью, знаменующей путы, в которых Господь отведен был к первосвященникам Анне и Каиафе и Божественную силу, которая держит собою всю Вселенную. Фото: Илья Флеров Теперь Христос здесь, посреди нас. Затем окропляют святой водой и помазывают миром и стены храма. Освящение храма закончено, осталось лишь вложить в его основание мощи. Наверное, будет дождь – думала я накануне, — только бы не дождь! Когда мы вышли на крестный ход с мощами, я даже не заметила, что там на улице – не помню. Мы все были, наверное, не на земле в этот момент.

http://pravmir.ru/mesto-gde-stoyal-hram-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010