В самый день Богоявления, 6 января ст. ст., водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом, известным под названием «хода на Иордань». Как в навечерие Богоявления, так и в самый праздник священнослужители выходят для водоосвящения через царские врата. Прежде выноса Креста иерей или архиерей в полном облачении трижды кадит Честный Крест только спереди. Износят Крест на главе, покрытой воздухом, в предшествии двух свещеносцев и диаконов с кадильницами. Один из священнослужителей несет Святое Евангелие. В таком порядке идут к сосудам с водой, заранее наполненным. Здесь священнослужитель, несущий Крест, снимает его с главы. У воды он осеняет Крестом на четыре стороны и полагает его на постланный и украшенный стол. Собравшиеся возжигают свечи, настоятель, предшествуемый диаконом со свечой, кадит трижды около стола, иконы, клир и народ. Начинается великое водоосвящение пением тропарей: «Глас Господень на водáх вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа» (трижды), «Днесь вод освящается естество...» (дважды), «Яко Человек на реку пришел еси, Христе Царю...» (дважды), «Слава, и ныне» – «Ко гласу вопиющаго в пустыни...» Затем читаются три паримии из книги пророка Исаии (35, 1–10; 55, 1–13; 12, 3–6). Великий ветхозаветный пророк трижды предсказывает Крещение Господне от Иоанна, совершившееся на грани двух Заветов. Он выражает радость и надежду Церкви о почерпании воды от источника спасения: «Жаждущие! идите все к водáм... Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» ( Ис. 55, 1; 6–7 ). Затем читают Послание апостола Павла ( 1Кор. 10, 1–4 ) о таинственном прообразе крещения иудеев, Моисея среди облака и моря, и о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был образом Грядущего Христа. Далее читается Евангелие от Марка (1, 9–12), где апостол повествует о самом Крещении Господа. Затем следует ектения: «Миром Господу помолимся...», в которой возносятся особые торжественные прошения об освящении воды. Потом священник читает сначала молитву тайную, а потом велегласную, в которой просит Господа наитием Святого Духа освятить воду. Одновременно бывает каждение над водой. Освящение воды при чтении молитвы сопровождается троекратным благословением ее рукой священнодействующего при произнесении слов: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крещенская вода: как правильно обращаться со святыней 18.01.2014 13411 Время на чтение 7 минут 19 января - один из дней, в который все православные храмы переполнены до отказа, ведь именно в этот день Церковь празднует Крещение Господа Иисуса Христа и по древней традиции совершается освящение воды, которое называют Великим водоосвящением. К сожалению, именно этот церковный праздник сопровождается шлейфом различных народных суеверий, не имеющих основания в церковной традиции. Вместе с клириком саратовского храма Первоверховных апостолов Петра и Павла, священником Василием КУЦЕНКО мы попытаемся рассмотреть наиболее распространенные суеверия, с тем, чтобы понять, как же нужно относиться к святой воде и что с ней делать согласно церковной традиции. 1. Есть вода «богоявленская» (освящается 18 января, в Крещенский сочельник) и «крещенская» (освящается 19 января, в сам день Крещения Господня). Великое водоосвящение совершается дважды, это правда. Первое водоосвящение - накануне праздника Крещения, 18 января, в Крещенский сочельник, а второе - в сам день праздника. Но никакого отличия у этой воды нет, ведь и 18, и 19 января используется один и тот же чин (то есть последовательность молитв) водоосвящения. Вода, освященная по этому чину, называется Великой агиасмой, то есть Великой святыней. Не бывает отдельно «богоявленской» и отдельно «крещенской» воды, но только - Великая агиасма. В богослужебных книгах Православной Церкви праздник Крещения Господня называется «Святое Богоявление, Крещение Господа нашего Иисуса Христа». Слово «Богоявление» является кратким выражением событий, которые произошли во время Крещения Иисуса Христа от Иоанна Крестителя на реке Иордан. В Евангелии от Матфея это описано так: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16-17). То есть Крещение было явлением Божественной славы и подтверждением Богосыновства Господа Иисуса Христа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Начинается малое водоосвящение возгласом священника «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков», после чего читается псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…». Затем поются: «Бог Господь…» с тропарями: «К Богородице прилежно ныне притецем…» (дважды) и «Не умолчим никогда, Богородице…». Во время пения тропарей иерей крестообразно кадит воду. Читается псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже…». Последование малого водоосвящения не содержит канона, поэтому здесь поются тропари: «Еже радуйся ангелом приимшая…» (дважды) и последующие за ним тропари чина. Диакон возглашает: «Господу помолимся», а священник произносит возглас: «Яко свят еси, Боже наш…». Во время последующего пения тропарей «Ныне наста время всех освящающее…» и других диакон кадит храм или дом, в котором совершается водосвятие. По окончании тропарей произносится Прокимен, читается Апостол ( Евр. 2; 11–18 ), после него – аллилуарий и Евангелие: Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда 7 , при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Еосподень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью 8 ( Ин. 5; 1–4 ). После евангельского чтения произносится Великая ектенья, – дополненная прошениями об освящении воды, – во время которой совершают каждение воды. Затем священник читает молитву на освящение воды: «Боже, Боже наш, Великий в совете…», а затем тайную молитву – «Приклони, Господи, ухо Твое…». На практике почти всегда читается еще одна молитва: «Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и даждь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстем, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякаго зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякия скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

О, сколько выше ума чудеса рождения Твоего, пречистая Невеста, благословенная Матерь! Получив чрез Тебя всесовершенное спасение, мы достойно восхваляем (Тебя) , как благодетельницу, принося в дар песнь благодарности. Канун, т. е. день, предшествующий этому празднику, называется сочельником, потому что, в виду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила строгий пост, дозволив употребление в пищу только сочива. Особенность Богослужения этого праздника составляет великое освящение воды, совершаемое в сочельник, после литургии. В некоторых церквах водоосвящение бывает еще на реках, источниках и озерах, куда священнослужащие выходят с крестным ходом, который называется ходом на Иордан, в воспоминание крещения Иисуса Христа в реке Иордане. Во время крестного хода поются следующие тропари: Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшегося Христа. Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема. Яко человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещение прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбче. Ко гласу вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень, пришел еси, Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха. Видеша Тя воды и убояшася, трепетен бысть Предтеча, и возопи, глаголя: како просветит светильник Света? како руку положит раб на Владыку? освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех. Преображение Господне (6 августа) Праздник этот установлен в память славного преображения Иисуса Христа пред учениками на горе Фаворе, для показания им Своего Божественнаго величия и подкрепления их веры по случаю приближавшихся Его страданий. Об этом событии почти одинаково повествуют евангелисты: Матфей, гл. 17, ст. 1—8 ( Мф.17:1-8 ); Марк, гл. 9, ст. 2—8 ( Мк.9:2-8 ); Лука, гл. 9, ст. 28—36 ( Лк.9:28-36 ). По Евангелию от Матфея: По прошествии дней шести (после предсказания Иисуса Христа о Своих крестных страданиях, смерти и воскресении) , взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их, и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведши же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: " Мне надобно креститься от Тебя " (Мф. 3; 14), " Так надлежит нам исполнить всякую правду " (Мф. 3; 15) ответил Иисус. И когда Иисус крестился - " Дух Святый нисшел на Него в телесном виде. как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! " (Лк. 3; 22). См. также Мф. 3; 1317; Мк. 1; 911; Лк. 3; 21-22; Ин. 1; 2634. Праздник Крещения также называется праздником Богоявления - т.к. в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Накануне праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник) установлен строгий пост. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. КТИТОР (греч. строю, приобретаю) - в Византии человек, построивший или украсивший храм. В настоящее время - староста, избранный приходской общиной и отвечающий за материальный порядок в храме. КУКОЛЬ (лат. капюшон) верхнее облачение монаха великой схимы (см. схимонах) в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи; черного цвета, с изображением на нем крестов, серафимов и текста трисвятого. Одевается поверх мантии. В чинопоследовании пострига называется куколем беззлобия, шлемом спасительного упования. ЛИТУРГИЯ (греч. общее дело) - главное из общественных богослужений, во время которого совершается таинство причащения. В настоящее время в православной церкви совершаются литургии трех чинопоследований: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. В раннехристианские времена существовали и другие последования литургии, которые с течением времени вышли из богослужебного употребления (в т.ч. литургия ап. Марка, совершавшаяся в Александрии до XII в., когда она была заменена византийским чином).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Православное чтение ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ Богоявление - праздник вод, «скачущих в жизнь вечную». Филипп Тараторкин, Страна.Ru, 17.01.2001 18 января Православная Церковь вступает в празднование Богоявления или Крещения Господня. Всем известной отличительной чертой этого праздника, которым завершаются дни после Рождества, именуемые святками, является освящение воды, так называемое великое водоосвящение. Освящение воды совершается как в канун праздника, в Крещенский Сочельник (праздник Крещения, как и праздник Рождества Христова, предваряется Навечерием - Сочельником, днем строгого поста), так и в сам праздник. Освященная в праздник Крещения вода, которую принято называть греческим словом " агиасма " , почитается православными христианами как великая святыня, сохраняемая в домах в течение всего года - до следующего праздника Крещения Господня. В богослужебных текстах чина великого освящения воды есть прошение о том, чтобы Господь сотворил эту воду " скачущей в жизнь вечную " и даровал ей благодать исцеления души и тела тех, кто ею окропляется. Празднуемое в день Богоявления событие подробно описано в Евангелии. Богочеловек Иисус Христос в самом начале Своего общественного служения приходит к Иоанну Крестителю, проповедовавшему покаяние в иудейской пустыне и в знак этого покаяния омывавшему иудеев в водах Иордана. " Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну, креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

http://zavet.ru/news-s010117.htm

Что же касается существующей церковной практики, то у нас повсюду в городах 6-го января после литургии в соборных храмах при участии приходского духовенства совершают торжественный крестный ход на так называемую «Иордань,» устраиваемую обыкновенно на реке для совершения Великого водоосвящения. В селах также бывает в указанное время крестный ход на реку или другой водоем для Великого водоосвящения. Там, где река находится на слишком далеком расстоянии от храма, Великое водоосвящение совершается в приготовленных больших кадках или чанах. Преображение Господне Незадолго до Своих крестных страданий Господь Иисус Христос начал говорить Своим ученикам, что скоро Ему предстоит пострадать, быть распятому и в третий день воскреснуть. Видя, что они смутились от этих слов, Господь добавил: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» ( Мф.16:28 ). Значение этих слов вскоре открылось им, когда Он снова собрал их недалеко от Галилейского озера. Взяв с Собой трех апостолов: Петра, Иакова и Иоанна, Иисус Христос взошел с ними на гору. Гора эта не названа евангелистами по имени, но древнее предание указывает на гору Фавор , находящуюся в Галилее, в шести километрах на юго-восток от Назарета. Недалеко от этой горы Иисус Христос провел Свою юность, и, вероятно, не раз поднимался на нее и на ней молился. Высотой почти в один километр гора Фавор величественно возвышается над окрестными равнинами, привлекая к себе взоры путников со всех сторон. С вершины ее открывается вид на Галилейское море и реку Иордан, которые находятся на восток от нее. От основания и до средины гора покрыта великолепными дубами и фисташковыми деревьями. Восходя крутыми тропинками и достигнув ее вершины, Христос оставил учеников отдохнуть, а Сам, отойдя немного дальше, начал молиться. Утомленные ученики тем временем прилегли на землю и заснули. Пробудившись от яркого света, они увидели своего Учителя в совершенно необычайном виде: Он был окружен неземным светом, лицо Его сияло, как солнце, одежды были белее снега и также необычно светились. Рядом с Ним стояли явившиеся с неба ветхозаветные пророки Моисей и Илия, которые беседовали с Ним. Озаряемый неземным светом, Петр почувствовал неизреченное блаженство и воскликнул: " Господи! Как хорошо нам здесь! Сделаем три палатки: Тебе – одну, одну Моисею и одну Илии.» ( Мф.17:4 )

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В Иерихон приехали к вечеру и остановились на русском подворье, устроенном там, где, по преданию, находился дом Закхея. Как бы в память этого среди двора растет ветвистая старая ягодичина. Произведенные раскопки во владении обнаружили древнехристианский храм и могилы похороненных, судя по надписям, каких-то блаженных людей. Иерихон расположен в большой котловине, здесь не бывает ниже + 14° тепла даже в зимние месяцы, а летом стоит невыносимый зной. Днем невозможно оставаться в помещении, обливаешься весь потом. Как в бане, не лучше, конечно, и на воздухе. Ночью тоже задыхаешься от духоты. Чтобы несколько облегчить себя, мы поместились на террасе и в полночь оказались слушателями безплатного концерта, устрояемого еженощно зверями в камышах Иордана и в прилегающих к нему пустынных местах. Слышался вой, свист, лай, писк, мяуканье шакалов, гиен, диких кошек и т. п. Рано утром, едва рассвело, отправились к Мертвому морю, стараясь до наступления жары побывать здесь. На берегу устроен плетеный шалаш из хвороста. Когда подъехали сюда, из него вышел сторож-араб темно-коричневого цвета. Пристально посмотревши на нас, он возвратился в свое жилище, не надеясь, очевидно, иметь от приехавших какую-либо материальную выгоду. Один из наших спутников, студент, выкупался. По его словам, вода настолько плотная, что нельзя утонуть. Мертвое море производит тягостное впечатление своею безжизненностью. Проклятие Божие ясно отобразилось на нем.. Оно печально для зрения, ибо кругом пустыня и нет никакой растительности, неприятно для осязания, так как все смежное покрыто каким-то липким составом, невыносимо для обоняния вследствие сильного запаха асфальта, серы и других каких-то веществ. Путь отсюда на Иордан, где было Крещение Господне, идет по песчаной равнине. Здесь также высится одинокий небольшой сторожевой домик, а около него помост, на котором совершается греческим Патриархом водосвятие в праздник Богоявления. Выбрав себе подходящее местечко (а это необходимо, потому что не везде доступен берег), мы сначала отслужили великое водоосвящение, а затем при пении «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи» вошли в воду, продолжая много раз повторять тропарь с кондаком: «Явился еси днесь вселенней». Погружаться принято в рубашках, оставляемых паломниками на смерть. Великое духовное счастье составляет омываться в Святой реке. В это время пред сознанием проходит все христианское богословие, а сердце испытывает отраду, мир, свежесть – словом, все, чем только может утешать верующего благодать Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Как видим, довольно необычной, по своему составу, является, собственно, первая часть рассматриваемого чппопоследования, касающаяся самого процесса мироварения, вторая же, мироосвятительная часть чина, ничего особенного, по сравнению с современным чином мироосвящения, не представляет. Самое мироварение сопровождалось целым рядом служб, взятых или из чинопоследований таинств, или из таких важных церковных обрядов, как великое богоявленское водоосвящение, освящение храмов, вечерня пятидесятницы. Теперь, как известно, только перед началом мироварения совершается малое освящение воды и прочитывается одна молитва, в которой архиерей молится, чтобы Господь помог совершить начинающееся дело, а в прочие дни, мироварение происходит без церковных чинопоследований, при непрерывном, впрочем, чтении Евангелия. Интересно, хотя бы, до некоторой степени уяснить вопрос, какого происхождения это оригинальное чинопоследование. В памятниках церкви греческой такого чина мироварения мы не встречаем. Греческий чин мироварения, описываемый Симеоном Солунским , тоже не сходствует с изложенным русским чинопоследованием. Но, все же, по некоторым соображениям нельзя не высказать, по крайней мере, предположения, что, описываемый нами, чин мироварения, происхождения греческого. Прежде всего, за это говорят некоторые отдельные выражения, встречающиеся в тексте чина. Так, при описании обрядов, совершавшихся над миром в Великий Четверг, читаем: «в четверг, паки архиерей облачится со всеми священники святыя Софея», или о месте хранения освященного мира выражено так: «потом поставляет (миро) в сосудохранительнице святыя Софея». Весьма возможно предположить, что здесь разумеется св. София Константинопольская, и переводчики чина мироварения не стали исключать упомянутые выражения, приурочивающие совершение этого чина к св. Софии Константинопольской 340 . За греческое происхождение рассматриваемого чина, говорит и то обстоятельство, что в нем составы, употреблявшиеся при мироварении, называются, сначала по-гречески, а потом уже переводятся на русский яз.: «змирно (смирна) то имя ему и гречески, и русски», «кинамомон, а русски – корица« и т. п. В данном случае, переводчик не только находил нужным переводить греческие наименования составов мира, но иногда и пояснял эти названия описанием тех предметов, которые ими обозначаются. Так, например, перевод слова «асар» переводчик заменяет описанием этого вещества: «асар здесь ростет под лезгою трава, лист у нея плоск и кругловат, как грош».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Насколько выше, правдивее это живое убеждение в том, что все законы, равно как и сама земля и все живущее на ней – дело рук Божьих, что никакие законы не имеют силы без воли Законодателя, что, если солнечный зной немилосердно сушит землю или если неблаговременно отверзаются хляби небесные и льется неудержимо дождь, все это происходить по воле Того, Кто солнце Свое сияет на злые и благие, и дождит на праведные и неправедные ( Мф.5:45 ), что вся наша земная жизнь, с ее радостями и бедствиями, есть только воспитательная школа в плане всеблагого Промысла. И припомнилось мне потом другое слово: Аще слухом послушаеши гласа Господа Бога вашего, хранити и творити вся заповеди Его, и приидут на тя вся благословения сия... Отверзет тебе Господь сокровище Свое благое, небо, еже даши дождь земли твоей во время свое... И будет, аще не послушаеши гласа Господа Бога Твоего, хранити и творити вся заповеди Его, и приидут на тя вся клятвы сия... Поразит тя Господь стужею и жжением, и убийством, и ветром тлетворным... И будет небо над главою твоею медяно, и земля под тобою железна ( Втор.28:1,2,12,15,22,23 ). На другой день состоялось общественное молебствие с крестным ходом по полям. Видели вы эти крестные ходы в деревне? На них собирается все село – и стар и млад. Огромная толпа в разноцветных одеждах, подымается по пригорку к нивам, засеянным рожью. Солнце заливает лучами и поля и этот лес по краям, играет на куполе сельского храма, сверкает на хоругвях, на окладах икон и ярко освещает разноцветные одежды. Дойдя до середины полей, шествие останавливается. Начинается молебствие с водоосвящением. Я поспешил за народом и внимательно всматривался в лица молящихся. Глубокая тишина. Все серьезны и сосредоточены, усердно кладут земные поклоны. Совершается великое дело, со всей силой нераздвоившейся, горячей веры народ возносит свои молитвы к Небу... А солнце палит нестерпимо по-прежнему, воздух не шелохнется... слышно в небесной выси пение жаворонка... Молебствие кончилось. Молодой, сановитый священник, несмотря на то, что пот струями лился по его лицу, несмотря на видимую усталость, готовится сказать поучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010