Так, Божественная литургия, за исключением определенных дней в году, не может служиться ни «прежде свитания дне, ниже по полудни». Вседневная вечерня бывает «пред вечером мало»; малая – прежде солнечного захождения; великая – «по еже зайти солнцу мало». В зависимости от времени года вечерня, совершаемая отдельно от утрени и Божественной литургии, бывает от 2 до 5 часов пополудни; совершаемая вместе с утреней – в 6-м – 7-м часу пополудни; и совершаемая вместе с Божественной литургией – около 12-го часа дня. Малое повечерие начинается «по еже вечеряти братии». О великом повечерии, совершаемом в Великий пост не на бдении, в Уставе в начале последования говорится: «о часе 9-м свещевжигатель биет в било», то есть в 3-м часу пополудни; а в конце последования замечается: «подобает и сие смотрети прилежно, да егда повечерие отпущают, быти знамение дне, сиречь прежде сомрака». Великое повечерие на бдении по Уставу бывает: на Рождество Христово и Богоявление – «при 10-м часе нощи», то есть 4-м пополуночи; на Благовещение – «при 1-м часе нощи», то есть 7-м пополудни. По служебнику полунощница совершается «во утреннее время, прежде осветения дне». Вообще она может совершаться во всякий час ночи до утра. Утреня раньше всего совершается на день Пасхи. Хотя и нет строгого запрещения совершать церковные службы раньше или позже определенного для них времени, сообразуясь с характером праздника, временем года, местными условиями и потребностями верующих, не допускается произвола, так как по своему внутреннему содержанию и назначению каждая из них приурочена к определенному времени дня.    В состав общественного богослужения входят троякого рода молитвословия, песнопения и чтения: одни посвящены Церковью событиям, приуроченным к определенным часам суток, другие – к дням седмицы, третьи – к дням года. Поэтому церковные богослужения подразделяются на суточные, или дневные, седмичные и годичные. Совокупность каждого вида служб составляет так называемый круг. Круг суточных служб совершается в течение суток и затем повторяется снова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

После вечерни совершается Великое повечерие. Но на нем нет пения, как в Великом посту, а после «Достойно» читаются те же тропари, что обычно на Малом повечерии. Оканчивается это Великое повечерие обычным малым отпустом. Полунощница бывает с поклонами. На утрени вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа», а затем, вместо тропаря святому и богородична, поются «Троичны гласа». Кроме трипеснцев, положенных на каждый день сырной седмицы, в среду и пяток поются полные каноны, причем, в которых песнях случится трипеснец, в тех каноны Октоиха и Минеи оставляются. Песни Октоиха совсем оставляются, но песни Минеи поются с другими песнями в тот же день; каждая из них соединяется с предшествующей: 3-ья с 1-ой, 8-ая с 6-ой, 9-ая с 7-ой. По 9-ой песни поется Светилен Троичен гласа. По чтении «Благо есть», вместо ектении «Помилуй нас, Боже», читается 40 раз «Господи, помилуй», по возгласе иерея: «Сый благословен», читается: «Небесный Царю» и полагаются 16 поклоно с молитвою преп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко». Часы совершаются, подобно великопостным, с молитвою преп. Ефрема и великими поклонами, но на них в кампан не ударяют, кафизм не положено и тропари часов не поются, а читаются. После 9-го часа следуют сряду Изобразительные, но они начинаются не пением «Блажен», как в Великом посту, а чтением самих изобразительных псалмов 102 и 145; «Блаженны» читаются, читается и Символ веры. После изобразительных совершается обычная вседневная Вечерня, но на ней полагается паремия, а после сугубой ектении: «Помилуй мя, Боже», три великих поклона, если только в следующий день нет никакого праздника. Литургия в среду и пяток сырные не совершается. Повечерие на четверток и на субботу малое.    Вступая в Великий пост, верующие, по древнему христианскому обычаю, помня наставление Господа об этом в Евангелии, взаимно испрашивают друг у друга прощение. Этот чин прощения совершается в конце вечерни. Эта вечерня имеет ряд характерных особенностей. Первая половина ее до вечернего входа носит характер праздничный и совершается в светлом праздничном облачении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

На «Господи, воззвах…» . Стихиры на 10: Триоди – 4 (1-я повторяется), мучеников – 6; «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: «Прейде сень законная…». Вход с кадилом. Прокимен великий («Не отврати Лица Твоего…» или «Дал еси достояние…»). Паремии мучеников – 3. «Сподоби, Господи…» (на практике поется). Переоблачения в черные одежды не бывает (по причине праздника). Просительная ектения и молитва главопреклонения. Стихиры на стиховне из Триоди. «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: «Богородице ты еси Лоза…». «Ныне отпущаеши…» (можно спеть). Трисвятое по «Отче наш…». Тропари: тропарь мучеников, «Слава, и ныне» Богородичен воскресный по гласу тропаря. Сугубая ектения. Возглас «Яко милостив…». Священник произносит молитву «Господи и Владыко живота моего…» с тремя поклонами. Чтец: «Аминь». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Священник: «Христос истинный Бог наш...» (полный праздничный отпуст с поминанием святого храма и празднуемого святого). Хор: «Великаго господина...». 3) Если праздник случится в четверг (любой седмицы, кроме 5-й), а также в пятницу 5-й седмицы, то вечерня накануне праздника совершается в соединении с литургией Преждеосвященных Даров. В этом случае особенности касаются только пения стихир на «Господи, воззвах…» и чтения паремий. Кафисма 18-я (на 5-й седмице – рядовая) На «Господи, воззвах…» стихиры на 10: Триоди – 6 (самогласен дважды, мученичен и 3 стихиры «подобны»), Минеи – 4; «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: «Прейде сень законная…». Прокимены Триоди. Паремий 5: Триоди – 2 и мучеников – 3. Далее последование литургии по чину. Отпуст полный праздничный с поминанием святителя Григория Двоеслова , святого храма и мучеников. Особенности повечерия Накануне понедельника совершается малое повечерие, в другие дни – великое повечерие. Великое повечерие имеет следующие особенности: 1-я часть: «Пресвятая Владычице Богородице...» читается без поклонов и без пения. По Трисвятом : тропарь мучеников, «Слава, и ныне»: «Гавриилу вещавшу…».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Молитва Иисусова Молитвою Иисусовой называется собственно краткое молитвенное воззвание к Господу Иисусу. Она читается так: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» 20 . Иногда она читается в более обширном виде. Так в отпусте утренних и вечерних молитв положено говорить: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, молитв ради пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, спаси мя грешнаго». А в возгласах предстоятеля богослужения она имеет такой вид: «молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Молитва Иисусова встречается в составе служб общественного богослужения, но главным образом она назначена для употребления в домашнем богослужении, и в сем случае она служит иногда дополнением положенных для домашнего употребления молитвословий, иногда же заменою их. Так монашествующим и каждому, желающему соблюдать монашеское правило, если умеет грамоте, вменяется в обязанность 21 ежедневно прочитывать повечерие, дневные каноны и четыре кафизмы, и сверх этого произносить 600 раз молитву Иисусову. Монахам же новоначальным и немощным сделано снисхождение: по примеру древних они могут вместо четырех кафизм прочитывать три, и вместо 600 раз произносить молитву Иисусову только 500 раз. Кто же не умеет грамоте, а между тем «желает благоугождати Богу и очищати мысли сердца своего молитвою и постом», тот должен взамен повечерия и дневных канонов творить только молитву Иисусову и другие краткие молитвенные воззвания к Богородице и святым; именно за повечерие молитв Иисусовых 50, за канон седмичный – 30. Если же кто из не умеющих грамоте желает, но по каким-нибудь препятствиям не может участвовать в церковных службах, то и взамен церковных служб он должен творить молитв Иисусовых: за вечернее пение 100, а по другому более строгому правилу – 600, за полунощницу 100, а по другому правилу – 600, за утреннюю службу – 500, или, по другому правилу, 1600, за час первый, третий, шестый и девятый по 50-ти, по другому же правилу за все часы без междочасий – 1000, с междочасиями – 1600, за великое повечерие – 700.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

(е) Вечерня, на которой «все совершается согласно ежедневному обряду». Этот порядок богослужений суточного цикла, резюмирует свой рассказ Этерия, совершается «за исключением торжественных праздничных дней ежедневно в течение целого года» (Паломн. Этерии, с. 197–199). Таковы рассмотренные нами исторические материалы, свидетельствующие об усложнении древней структуры суточного цикла. В ряде случаев уже проглядывает основа позднейшего Часослова. Приложение 1 Византийский Часослов 38 как синтез двух монашеских систем. Монахам хочется молиться беспрестанно, подражая ангельским силам, – не зря же их «типикон» («образ жизни»!) именуется ангельским 39 . Увы, это невозможно. Человек – существо духовно-телесное, и Сам воплотившийся Сын Божий нуждался в отдыхе и пище во время земной жизни. В таком случае надо освящать молитвой каждую стражу («час»), уделяя перерывы нуждам плоти. Посмотрим на схеме, что из этого получается. «Идеальное» деление суток (по стражам) Реальное время совершения молитвы Городские монахи Пустынные монахи 24.00 ч. полночь полунощница 03.00 ч. петлоглашение бдение (4-я стража) 06.00 ч. рассвет утреня отдых/1-й час 09.00 ч. утро 3-й час 3-й час 12.00 ч. полдень 6-й час 6-й час 15.00 ч. пополудни 9-й час 9-й час 18.00 ч. светильник вечерня занятия 21.00 ч. повечерие молитва перед сном бдение (1-я стража) Опыт синтеза 24.00 ч. Полунощница и отдых 03.00 ч. 1-я часть Утрени: Шестопсалмие, две или три кафизмы, седальны и святоотеческие чтения (Воскресное бдение: антифоны и Евангелие) 06.00 ч. 2-я часть Утрени: псалом 50-й, Канон, псалмы 148–150, Слава в вышних Богу. 1-й час 09.00 ч. 3-й час 12.00 ч. 6-й час (и Λитургия) 15.00 ч. 9-й час и Обедница (если не было Λитургии) 18.00 ч. Вечерня (с Литургией Преждеосвященных) 21.00 ч. Великое Повечерие: Шестопсалмие и два трипсалмия (или Малое Повечерие и отдых). Приложение 2 О вечерней лампадке Закон Моисея предписывает совершение особого вечернего богослужения. Его смысловой центр – обряд возжжения и поставления «вне завесы ковчега откровения и скинии собрания» светильника, перед которым Аарон воскуряли фимиам и который затем горел «пред Господом от вечера до утра» (ев. 24:1–4). «И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им [т. е. благовонным курением]» ( Исх. 30:8 ) 40 . В упрощенном виде этот чин сохранился и после разрушения Храма. В еврейском, домашнем собрании светильник возжигает хозяйка дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На 5 седм. представленное распределение канонов может подвергнуться изменениям при следующих обстоятельствах: 1) Если в четверток 5 седмицы случится праздник 40 мучеников, то служба их переносится на вторник той же седмицы (Тип.; л. 197 на об.). Канон святаго, прилучившегося во вторник, должен быть пропет накануне на повечерии. 2) Если праздник 40 мучеников случится в субботу Акафиста, то „поем службу их в нед. 5 постов“ (мр. гл. 9 март. Тип., л. 197 на об.). В данном случае, кроме канона рядового святаго, прилучившегося в неделю 25 февраля, и канон Марии Египетской может быть пропет на одном из повечерий. 3) Накануне Благовещения, которое может случиться на этой седмице, как и на предыдущих, великое повечерие поется без канона: малое повечерие в самый праздник также без канона, за исключением недели, в которую, как выше сказано, поется „канон рядовый Минеи“, т. е. канон, стоящий на очереди, каковым может быть, напр., 13 и т. д. (Тип., л. 219 на об.). 4) В какой бы день ни случился праздник Благовещения, служба его в этот день и отправляется. Но при этом, если Благовещение будет в четверток, то великий канон четверга переносится на вторник 23 марта (Тип., л. 207 на об.). Канон святаго сего последнего числа должен быть пропет на одном из повечерий, примерно, в неделю 4-ю. 5) Если Благовещение будет в субботу, то субботний четверопеснец утрени переносится на повечерие в четверток (Тип., л. 208). 6) Если Благовещение будет в неделю 5-ю, то служба Марии Египетской в это время не поется (Тип., л. 206 на об.), но поется, „егда екклисиарх разсудит“ (ср. Тип., л. 202). Следовательно, одно из повечерий может быть избрано для пения канона Марии Египетской. 7) Служба отдания праздника Благовещения также отправляется в тот самый день, в который случится. Но если отдание будет в четверток, то великий канон четверга переносится на вторник 5 седм. (Тип., л. 217 и 219 на об.). В этом случае на повечерии 4 нед. надобно петь тот канон, который указан ниже в следующем (10) пункте; повечерия понедельника, как дня, предшествующего пению великого канона, вторника, как дня, предшествующего празднику Благовещения, и среды, как для самого праздника, останутся без канона; но в четверток, накануне пятка, можно будет петь канон пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

О смысле вечерней молитвы мы упоминали; однако, в уже сложившемся и развернутом виде, в котором мы имеем вечерню теперь, она имеет еще одну особенную тему – тему чаяния Израиля, ожидания Спасителя. Каждая служба имеет несколько тем, они сменяют друг друга, характер песнопений различен, но есть основной нерв, определяющий общий характер службы. Повечерие (a«podeipnon – после вечери, после ужина) содержит тексты, в основном, покаянные и просительные. Полунощница связана с воспоминанием о втором пришествии Спасителя. Есть церковное предание, что второе пришествие будет в полночь (основанное на притче о десяти девах), и центральное песнопение полунощницы – «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща…» Его можно услышать и на богослужениях первых дней Страстной седмицы. Общую тему и характер утрени можно определить как осуществление чаяний Израиля. Утреня – переживание пришествия Мессии, Спасителя. В начале утрени звучит песнопение «Бог Господь, и явися (явился) нам, благословен грядый во Имя Господне». В каноне – центральном тексте утрени – проходит тема ожидания и встречи Христа. О темах третьего, шестого и девятого часов мы уже говорили; первый час возник позже других и является продолжением утрени, его тема – начало дня. Каждая из служб суточного круга имеет несколько видов: вечерня может быть малая, вседневная, великая; повечерие бывает малое, великое (до реформы Патриарха Никона существовало также среднее повечерие); полунощница – вседневная, субботняя, воскресная. Утреня – вседневная, с праздничным окончанием и полиелейная, причем последняя может быть частью всенощного бдения или совершаться отдельно. О подробностях этой классификации поговорим позже. Часы тоже могут выглядеть по-разному. Обычно эти часы называются «трипсалмными», потому что в их состав входят 3 псалма. Но и трипсалмные часы имеют свои разновидности: часы обычные, часы великопостные и царские (великие) часы. Царские часы тоже «трипсалмные», но состав этих псалмов не тот же самый, что в часах обычных. Царские часы гораздо обширнее и значительнее, на них поются особые тропари, возглашаются прокимны, читаются отрывки из Ветхого Завета, Апостол, Евангелие. Это совершенно особенное богослужение. Кроме того, часы бывают пасхальные – «беспсалмные», и внешнее их отличие от обычных в том, что они не читаются, а поются. Пасхальные часы не различаются между собой: первый час ничем не отличается от третьего, шестого или девятого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Недаром в монастырском уставе после чтения малого повечерия… Т.е. день складывается так, что утреннее богослужение потом идет работа, а потом идет вечерня, после вечерней ужин, ужин называется по-славянски «вечеря». И после ужина идет уже малое повечерие или на посту – великое повечерие. И все после этого повечерия чтение последних молитв… Практически повечерие совпадает с молитвами перед сном на сон грядущий. После повечерия уставом монастырским запрещено кому-либо ходить по кельям, беседовать, собираться, пить чай. Потому что это ясно 100-процентно, что если люди соберутся, они начнут говорить, осуждать начальство, смеется над братьями, над ближними, высказывать пустые разговоры, пустые споры. Поэтому просто однозначно это запрещено. Всё, иди к себе в келью, молись, читай правило, читай Святых Отцов, отдыхай, всё, рано утром будем вставать. Очень много уделяет Священное Писание вот этой борьбе с пустословием, которое начинается как бы с пустячка, а потом мы переходим к осуждению, а потом даже и к хулению. И мы вдруг незаметно для себя начинаем хулить святыню, начинаем высказывать какие-то шутливые моменты и о Господе, и о Боге, и так далее. И не даром в Десяти заповедях Моисея одна из первых заповедей говорит о том, что «Не помяни имени Божьего в суе». Т.е. здесь не только сказано о конкретно имени Божием открытого некогда людям Иегова – Сущий, как назвал себя Господь. Но и вообще, других имен Божиих, и вообще, всего священного, святого, что мы не должны поминать это всуе, в таких суетных разговорах. Очень часто человек пытается разговорами услаждать себя. Т.е. не только утверждаться утверждать свои какие-то горделивые амбиции, но часто мы, люди, разговоры как некое времяпровождение, развлечение, удовольствие используем. Это, конечно, тоже неправильно, и поэтому, действительно, вся духовная жизнь Святых Отцов свидетельствует о том, что вот «безмолвие» или «молчание» – это не совсем одинаковые слова. Молчание – это когда я ничего не произношу. А безмолвие – это когда во мне даже не рождается желание что-то высказать, обсудить, осудить. Такое безмолвное состояние души. Что, это является, конечно, добродетелью, потому что иначе мы очень быстро увлекаемся, а враг, как говорится, не дремлет. Сатана всегда ищет наши слабые места.

http://azbyka.ru/cikl-besed-po-knige-nev...

Также добавляю в чины молитвы, составленные новомучениками и исповедниками, в частности еп. Макария (Опоцкого), сборник его молитв был недавно издан Преображенским братством. Это тоже уникальный молитвенный пласт, тех, кто жил в историческом плане совсем рядом, но при этом имел духовный опыт, сродный опыту христиан первых веков. Утреню и вечерню вы используете целиком или какие-то отдельные молитвы? (утреня ведь огромная) А часы, повечерие, полунощницу? Утреню и вечерню я, конечно, не целиком использую. Только неизменяемые части, и то, конечно, не все. Обязательно читаю так называемые «светильничные молитвы», те молитвы, которые на утрене и вечерне читаются тихо священником, и которые являются главными и конституирующими в данных чинах, но которые никогда не слышатся в храме. Периодически служу часы, повечерие, полунощницу. Из часов обычно служу 6-й час. Естественно, все в свое время: 6-й час в 12 часов дня, 3-й час в 9 утра, 1-й в 6 утра. Реже всего приходилось служить 9-й час в 15.00. Чинопоследование часов обычно вычитываю полностью: там три псалма, тропари, молитвы, плюс еще добавляю чтение Писания. Но это не часто. 6-й час обычно служу, если по какой-то причине не получилось утреню послужить утром. Из повечерия беру какие-то части. Великое повечерие состоит из трех частей: беру какую-то одну. И эту одну часть тоже не целиком служу. Одна часть повечерия состоит из трех трехпсалмий, читаю обычно одно трехпсалмие, молитвы и также прибавляю отрывок из Писания. Вообще чтение из Писания всегда прилагаю к молитвенному правилу. Также в обязательном порядке добавляю молитву своими словами. Если дожил до полуночи, но еще не успел помолиться, то служу полунощницу. Тоже не всю, конечно. Там огромный 118 псалом, он разбит на три кафизмы, читаю какую-нибудь одну кафизму и молитвы. Что дает вам служба часов в течение дня? отличается ли (и как отличается) день, когда вы служите часы, от дней, когда нет? Я не могу сказать, что такой день как-то принципиально отличается от тех дней, когда я не служу часы. Для меня это возможность разнообразить свое молитвенное правило, а значит, его оживить, противодействовать механистичности и формализму, которые неизбежно появляются при чтении одних и тех же текстов. Также важно приобщение православной традиции, потому что, как я уже говорил, современный православный человек очень мало приобщен оной. Храмовое богослужение в том виде, в каком оно сейчас существует в храме, надежно защищает верующих от православной традиции.

http://blog.predanie.ru/article/alternat...

В заключение считаю не бесполезным объяснить тебе, друг, разные названия, которыми великое повечерие первой недели отличается от такого ж повечерия других недель. У нас оно называется стоянием, или малыми стоянием. Название, видимо, принадлежит глубокой древности, именно еще тому времени, когда при чтении псалмов сидели, а стояли при чтении или пении чего-либо особенного, важного, как, например, здесь великого канона. На повечериях великий канон, хоть и разделенный на четыре части, все ж заставлял стоять долго, потому что ирмос каждый песни поется дважды: перед каждым тропарем поется стих «Помилуй мя, Боже» и пр. и делается по три поклона, да и самое чтение совершается медленно, косно. Поэтому и всему повечерию усвоено название стояния. А малым стоянием называется в отличие от мариина стояния, о чем сказано выше, и от великого стояния, которым называется утреннее служение в великий пяток, о чем будет сказано в своем месте. Называется также это повечерие каноном (идти на канон). Ясно, что тут разумеется пение и чтение великого канона. В других местах это повечерие называется ефимонами или ифимонами. Вот уж этого названия, признаюсь, толком объяснить тебе не умею. Люди мудрые говорят, что «с нами Бог» по-гречески: «меф-имон», что «с нами Бог» поется или читается на повечериях первой недели, и что, поэтому самые повечерия получили название мефимонов, или испорчено – ефимонов. Но люди мудрые забывают, что пение «с нами Бог» нисколько не особенность повечерий первой недели, что это точно также поется на повечериях следующих недель, и, несмотря на то, они там не называются ни мефимонами, ни ефимонами. Забывают также они, что главное отличие повечерий первой недели – великий канон, и что, поэтому, он только и мог дать особенное название этим повечериям. Думаю, что ефимоны произошли от греческого слова ефимнион, что, собственно, значит припев: этим словом может выражаться особенность повечерий первой недели, потому что великий канон – единственный канон в году, к каждому стиху которого припеваетя «помилуй мя Боже».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010