Что касается еды, то в субботу и воскресенье всегда ослабление поста на елей, и таким образом суббота и воскресенье не входят в число дней св. Четыредесятницы. Итак, 6 седмиц и в каждой по 5 дней, всего получается 30 постных дней, а ведь мы говорим о св. Четыредесятнице. Здесь надо сказать, что идея предпасхального поста существует с древнейших времен и является апостольским установлением, однако исчисление дней св. Четыредесятницы претерпело очень значительные изменения. Так, на Православном Востоке до IX века не было единства в определении периода св. Четыредесятницы. Понятно, почему Четыредесятница носит такое название — ведь свв. Отцы постановили уподобить свой пост посту Господа, Который 40 дней пребывал в пустыне, но вот устроение этого поста оказалось довольно трудным. Предпасхальный период мог состоять как из 7, так и из 8 седмиц: от начала Поста до дня Пасхи могло быть как семь, так и восемь недель. Наша сырная седмица (как мы знаем, заговенье на мясо происходит уже за неделю до поста) отмечена многими чертами великопостного богослужения и является полупостной седмицей. Это и есть остаток того восьминедельного предпасхального поста, который существовал на Востоке. Продолжительность его варьировалась, потому что постоянно стремились привести число дней поста к 40 дням. Но осуществить это в полной мере так и не удалось: это удается лишь ценой некоторых натяжек и выглядит несколько надуманно. Суббота Лазарева по своему богослужебному устроению является совершенно особенным, ни на что не похожим, днем. Накануне в пятницу, как и во все пятницы Великого поста, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Поскольку эта литургия всегда служится на вечерне, начинается вечерней, суббота Лазарева начинается уже в пяток вечера. На приходах Преждеосвященную служат в пятницу с утра, и это уже является началом богослужебного дня Лазаревой субботы. С этого дня отлагается богослужение по Минее до понедельника Фоминой седмицы. Легко понять, что это не является каким-то формальным установлением, а в этом заключено указание на то, что никакое прославление святых сейчас уже неуместно — наступил такой период, когда все сосредоточено на одном, поэтому все богослужение в этот период осуществляется только по Триоди.

http://pravmir.ru/lazareva-subbota-2016/

Мк.2:27 . И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; Суббота человека ради бысть, а не человек субботы ради (суббота для человека, а не человек для субботы). Это значит, что суббота дана человеку для достижения чрез нее высоких нравственных целей: она дана для успокоения его от трудов и треволнений житейских, а вместе с тем для того, чтобы успокоившись от трудов целой недели и перестав заботиться о мирском, земном и суетном, все внимание свое он обратил к Богу – Творцу всего и к небесному, непреходящему. Следовательно, и в субботу должно делать то, что полезно для нравственности человека, и никак не останавливаться в таковой, полезной для себя и для ближних деятельности именно ради того, что извращенные иудейские учения запрещают всякое дело в субботу (Мих.). У еванг. Матфея Господь тут прибавляет: если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы; то не осудили бы невинных ( Мф.12:7 ). Этими словами Христос поясняет, что фарисеи потому осуждают учеников Его, срывавших колосья в субботу, что не имеют милосердия и сострадательной любви к ближнему, каковой Господь требует напр. чрез пр. Осию в словах: милости хочу, а не жертвы ( Ос.6:6 ), что все внимание их направлено только на одни жертвы, обряды и обычаи предания и что, если бы они понимали, что любовь к голодному выше преданий и обрядов, то не осудили бы учеников, срывавших колосья для утоления голода хотя и в субботу (чит. то же в объяснен. 17 ст. 2 гл.). Мк.2:28 . посему Сын Человеческий есть господин и субботы. Т. е. Он Христос, Который имеет скоро отменить ветхозаветную субботу, может повелеть ученикам Своим уже и теперь заранее отрешаться от нее (Мих.). Он, как Законодатель, имеет власть лучше истолковать закон о субботе и обновить его (Филар.). В христианстве, вместо субботы, празднуется воскресенье с той же целью покоя от всех житейских дел и посвящения сего дня исключительно на дела Божии, пишет епископ Феофан. „Христианское здравомыслие никогда не доходило до житейской мелочности относительно неделания в воскресенье; но зато позволительное разрешение на делание в этот день заведено далеко за пределы должного: отдается все время чреву и угождению прочих чувств. О Боге и благотворении некогда и вспомнить“. А у прочих людей под праздники и в праздники, прибавим, работа, торговля. Тоже некогда вспомнить о Боге и храме. Такое провождение воскресных и праздничных дней – великий грех . О названии Иисуса Христа Сыном Человеческим чит. в объясн. 10 ст. 2 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Действительно, о некоторых субботах в богослужебных книгах сказано, что так именно они в эти дни и стихословятся; так, в Типиконе говорится, что в субботу Мясопустную песни Священного Писания стихословятся по этому отделу (л. 299); по тому же, без сомнения, отделу, по мысли Типикона, надобно стихословить их по субботам тогда, когда в период времени пения Октоиха настоятель изволить петь «аллилуиа» и отправлять заупокойную службу; в Триоди Постной указано по этому отделу стихословить в Сырную субботу (л. 60) и в субботу 1 седм. Великого поста (л. 131 на об.). Но что касается всех прочих суббот, не включая сюда только субботы 2, 3 и 4 седмиц Четыредесятницы и Великую, то в эти субботы, по ясному указанию Типикона, надобно стихословить по отделу: Поем Господеви (гл. 12, л. 20 на об.); мало того: даже в Сырную субботу Типикон (вопреки Триоди Постной) указывает стихословить по отделу: Поем Господеви (л. 304 на об.); может быть, тоже предполагает относительно субботы 1 седм., хотя и умалчивает 398 ; относительно же субботы 6 седм. прямо говорит (л. 332). 2) Хотя здесь во дни святых, имущих славословие, указывается песни Священного Писания стихословить по отделу: Поем Господеви; но, как выше мы видели, в 48 гл. Типикона под 23 сентября сказано: «О славословии же великом да и не почудишися. Возможно убо есть, якоже устав изъявляет, и Осмогласнику певаему, и Господеви поем, сотворити и великое славословие». Эти слова Типикона, как в своем месте мы обяснили, по всей вероятности, надобно понимать так: во дни святых с славословием, следов. при пении славословия великого, возможно петь и Господеви поем, а не Поем Господеви, но только в те дни, в которые поется Октоих, т.е. нет ни предпразднства, ни попразднства, при коих Октоих оставляется и в которые песни Священного Писания стихословятся всегда по отделу: Поем Господеви. 3) Нигде не встречается особых указаний касательно седмичных дней Сырной седмицы (понед., вторн., среды, четвер. и пятка; см. в Типик., л. 301 и дал.). Отсутствие оных ведет к мысли, что в это время песни Священного Писания надобно стихословить обыкновенным образом, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Подпишитесь на наш Телеграм Чтение паремий в Великую субботу. Московская Духовная академия Литургия Великой субботы в своей основе является древним всенощным бдением праздника Пасхи . Оно начиналось с множества чтений Священного Писания , в большинстве своем ветхозаветных, которые могли перемежаться пением псалмов, ектеньями и молитвами. Затем после последнего (евангельского) чтения совершалась Божественная Литургия , за которой все причащались, что и знаменовало окончание поста . Также за этой службой могло параллельно с ветхозаветными чтениями совершаться крещение оглашаемых — сначала это был местный обычай Рима и Карфагена, но достаточно быстро он стал практически повсеместным, и одной из особенностей пасхального бдения стало крещение с торжественным входом в храм новокрещеных в один из моментов службы. Служба такого строя существует по крайней мере с III века, когда, собственно, и стало повсеместным привычное нам понимание праздника Пасхи как Пасхи Воскресной. В наше время такая служба перед Пасхой или в саму Пасху существует во всех древних литургических традициях — византийской (нашей), римской (ей следуют католики), александрийской, которой следуют копты и эфиопы, древней иерусалимской (ее элементы сохранились у армян), сирийской и т. п. Конечно, в разных традициях есть свои различия — разные псалмы, разные молитвы, разное число и порядок чтений и т. п.: например, в нашем (константинопольском) чине присутствует 15 ветхозаветных чтений, в древнем иерусалимском — 12, а в древнем испанском (мосарабском обряде Толедо) — 11 или 12. Но значительная часть элементов во всех этих традициях совпадает: например, из 12 ветхозаветных чтений древнего иерусалимского пасхального бдения в нашем чине Великой субботы присутствует 10, а чтение из пророка Иезекииля о сухих костях совершается у нас не на Литургии, а на утрене Великой субботы. Большое число чтений связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, раз данная служба исторически является бдением, необходимо чтобы она продолжалась достаточно продолжительное время. Во-вторых, во время чтения паремий совершалось крещение оглашаемых, что требовало немалого времени, если крещаемых было много. Следует отметить, что в константинопольском послеиконоборческом соборном чине, откуда наш богослужебный устав заимствует весь набор чтений этой службы, Литургия Великой субботы воспринималась как сугубо «крещальная» служба. Ради этого был увеличен набор паремий до 15 по сравнению, например, с 12 паремиями иерусалимского доиконоборческого чина — чтобы хватило времени, если крещаемых много. Правда, если их было мало, допускалось после 7-й паремии (пророчество Софонии) перейти сразу к 15-й (пророчество Даниила), опуская остальные.

http://blog.predanie.ru/article/chteniya...

Этими двумя текстами исчерпывается всё мариологическое содержание богородичного Евангелия. Этого не много по внешнему количеству, но неизмеримо много по важности и содержанию. Проповедник 1. В преддверии Великого Поста Постящиеся, братие, телесно, постимся и духовно. Наступает и для этой тяжкой годины время Великого Поста. Он установлен Церковью на многие времена, во всём многообразии их. Устав поста остаётся неизменным, этого как будто и не замечая, на это не взирая. Но и в стремительном потоке времени, и во всей пестроте жизни в сущности всегда по новому, мы ощущаем веяние Великого Поста, его стремимся ощутить особенно ныне. Миновали те времена, когда размеренно и спокойно проходили великопостные сроки. Мы ввергнуты в житейское море, кипящее от мирового пожара, поставлены пред испытаниями и искушениями, которых не знали наши предки, хотя никто и из них не было свободен от своих собственных трудностей. Нам же теперь особенно необходимо – каждому по-своему – спросить себя, как же ему надлежит осуществлять веления Четыредесятницы. Есть ли в них то, что послабляется и даже отпадает, устраняется современной жизнью, и что, наоборот, получает особую как бы силу? Прежде всего, слабее звучат для наших современников, которые давно уже и помимо воли повергнуты в состояние оскудения и нужды, суровые требования телесного воздержания. То, что по мысли Устава должно явиться подвигом вольного воздержания, в нашей повседневности является невольным. Здесь применимы поэтому более гибкие и снисходительные требования, соответствующие особым условиям нашего времени, и уже не пользует фарисейское блюдение буквы, согласно слову Господню: «Суббота Для человека, а не человек для субботы». Разумеется, оно не должно применяться как благовидный предлог к полному освобождению от поста телесного, потому что и воздержание может осуществляться различно. Если человек искренно и добросовестно ищет, как его применить, он находит должную меру и степень. Однако же, если силою обстоятельств телесное воздержание теряет первенствующее значение, как вольное делание, тем большую важность получают веления «поста духовного», как особого напряжения мысли и воли в соответственном направлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

На 1й, 2й, 3й, 4й и 6й седмицах Великого поста имеет место особенное расписание. Суть его в том, что Псалтирь прочитывается два раза в течение седмицы, что достигается за счет чтения трех кафисм на утрене и чтения кафисм на часах. На 5й седмице Великого поста действует расписание, отличное от остальных седмиц. Причина этого в том, что в четверг 5й седмицы на утрене читается канон преподобного Андрея Критского , вследствие чего в этот день на утрене полагается только одна кафисма (8я), а на 1м часе вовсе нет кафисмы. Компенсация пропущенных в четверг кафисм осуществляется за счет чтения на вечерне каждого дня рядовой кафисмы (а не 18й, как на остальных седмицах). На Страстной седмице Псалтирь прочитывается с Великого Понедельника по Великую Среду один раз; при этом отдельно взятая 17я кафизма читается с похвалами на утрени Великой Субботы. Предусмотрены ли сокращения кафизм в период Великого поста? Здесь все строже: даже в праздники читаются все уставные кафисмы. Единственное исключение – отменяются кафизмы на двух вечернях праздника Благовещения: на вечерне перед праздником и на вечерне в день праздника. Есть ли период в церковному году, когда кафизмы Псалтири не читаются вовсе? Это период от Великого Четверга до Светлой субботы (10 дней), в который чтение кафисм отменяется полностью (исключением является утреня Великой Субботы, на которой поется кафисма 17я с «похвалами»). Когда и где возникло разделение Псалтири на 20 кафизм? Современное деление Псалтири на 20 кафизм появилось в Палестине примерно в VIII веке; в X веке это деление распространилось по всему Востоку благодаря тому, что монастыри Византии стали принимать палестинскую практику служб суточного круга. Это деление до XIII века употреблялось параллельно принятому в Константинополе делению Псалтири на 76 антифонов, которое практиковалось в кафедральном богослужении. После XIII века (вследствие взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году) кафедральная традиция исчезла и деление на 20 кафизм стало безальтернативным.

http://azbyka.ru/kafizma

Вопрос о совершении литургии в седмичные дни поста при погребении усопшего остается, таким образом, все ещё открытым. Во 2-й заметке, помещенной в 13-м «Церковного вестника», о. протоиерей Серединский не привнес ничего нового. Он в ней говорит, что заупокойною литургиею может быть только литургия Златоустого, что в великий пост она именно и назначена для этой цели в субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого поста. Точно так; против этого никто не смеет и спорить, ибо это согласно с Церковным Уставом. Но всё-таки не разрешается вопрос тем, что и в седмичные дни поста следует при погребении совершить литургию Златоустого, так как это будет противно Уставу. А так как Устав дозволяет совершать по нуждам литургию Преждеосвященную, то и при погребении усопшего следует, согласно с ним, совершать литургию Преждеосвященную, с приложением особых молений за усопшего. Литургия Преждеосвященная не назначается для поминовения усопшего, но и литургия Златоустого в строгом смысле не всегда быть может заупокойною литургиею, например в Пасху и другие праздники: всё, стало быть, определяется нуждами верующих. Случилась нужда в пост погребать усопшего – совершайте, не отступая от Устава – литургию Преждеосвященную, с приложением о нем положенных молений; а в субботу в общее поминовение совершайте о нем же моление за литургиею Златоустовой: то и другое будет согласно с Уставом. Не называйте Преждеосвященную литургию заупокойной: дело не в слове, а в деле, действия же и силы молитв за усопшего пред освященными дарами грех отвергать. Все-таки вопрос о совершении литургии при погребении усопшего в седмичные дни поста нуждается в решительном определении его, обязательном для всех одинаково без исключения. От теперешнего состояния его приходится без нужды переносить тяжкие испытания для сердец, скорбящих о потере своих близких. Помирает бедный человек, помирает сам пастырь церкви, осиротелые семейства их остаются часто без копейки наличной, чтобы послать прошение или телеграмму ко владыке о разрешении при погребении их совершить литургию Златоустого – и она не совершается. Умирает богатый – и погребают его за литургиею Златоустого, ибо все средства для разрешения ее в руках имеются. О. Серединский допускает это разрешение каждому священнику без ведения архиерейского; а я знаю случаи, когда за это подвергали священника суду. У Церкви, как и у Бога, нет любимцев счастья; благодатные дары должны раздаваться всем с одинаковою любовью, а не по выбору. h6C Дополнение к статье о литургии в седмичные дни Великого поста (письмо в редакцию) Дополнение к статье о литургии в седмичные дни Великого поста (письмо в редакцию)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Глава X. О литургии Преждеосвященных Даров §1. Совершенные литургии в Четыредесятнице не бывают Пост Четыредесятницы, как основанный на строжайших правилах, чем прочие посты, древние отцы уважали так, что не положили в продолжение ее святейшего таинства литургии; они опасались, чтобы во дни Четыредесятницы не помешало это как-нибудь посту. Ибо так как дни Четыредесятницы установлены и посвящены не торжеству, но сетованию и очищению наших грехов, тогда как священнодействие совершенной литургии сопровождается веселием и радостию духовного торжества: то, чтобы печалию поста не нарушить веселия этого священнодействия, или чтобы плач, необходимый в Четыредесятницу, не был расстроен торжеством совершенной литургии, отцы Лаодикийского собора решительно воспретили приносить священный хлеб, то есть совершать священнодействие совершенной литургии, во все дни Четыредесятницы, кроме субботы и воскресных дней; даже запретили и память мучеников сопровождать радостным священнодействием и торжественными службами. В 48-м правиле сего собора написано: «в четыредесять дней Великого поста не проскомисати, но токмо в субботу и неделю». В толковании на это правило объясняются и вышеприведенные причины. «Понеже оные дни», сказано, «Великого поста покаяния суть время, и должен есть кийждо о согрешениях своих разум имети, и не оставити о тех потщание, на праздники уклонятися, о тех потщание имети и духовныя радости насытитися прежде времени». Посему в 50 правиле того же собора повелено: «в четыредесять дней Великого поста, кроме субботы и недели, ни мучеником память, ни инем святым творится». §2. Что есть преждеосвященная литургия Но чтобы оставлением священнодействия Божественных Даров в течение целой седмицы не лишить души небесной пищи и чтобы это священнодействие не показалось как бы уничтоженным, те же отцы, особенно отцы шестого Вселенского собора, повелели в некоторые дни седмицы совершать преждеосвященное священнодействие. Посему в 52-м правиле сего собора сказано: «во весь Великий пост, разве суббот и недель и дне святого Благовещения, Преждеосвященными службу да содевают».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

При пении «Аллилуиа» и «Бог Господь» бывают при общественном богослужении неодинаковые изменяемые молитвословия. Особенности в службах при пении «Бог Господь» и при пении «Аллилуиа» в дни седмичные, кроме субботы, изложены в 9-й главе. О них же, кроме того, должно смотреть во 2-й части Типикона: в месяцеслове, под 14-м числом ноября и в Триодионе – особенно в последованиях седмицы сырной и первой Великого поста. Выражение: «поем Аллилуиа», встречаемое в месяцеслове Типикона, указывает на молитвословия седмичных дней, кроме субботы. Поскольку во 2-й, 3-й, 4-й, 9-й и других главах Типикона, в которых указывается, как следует совершать службу в дни Недельные и седмичные, часто говорится, что по кафизмах на утрени бывает «чтение во Евангелии», «чтение во Евангелии толковом», то в 10 главе показано, из каких книг бывает это чтение, и какому порядку оно следует. После общего последования (9-й главы) для дней седмичных содержатся, в 11-й главе, общие указания о пении канонов на утрени в седмичные дни. Хотя в месяцеслове Типикона, почти в каждом последовании, показано, сколько следует на утрени петь или читать тропарей из канонов Минеи и из канонов Октоиха; но в месяцеслове Типикона это указано без различия к дням седмичным. Между тем в Октоихе для утрени каждого дня находится по два канона, и устав, касающийся пения их, в разные седмичные дни различен. Устав о таком различии и можно видеть в 11-й главе. После указаний для служб дней Недельных и седмичных. кроме субботы, в Типиконе находятся указания для служб субботних. Изменяемые молитвословия в службах субботы бывают иные: а) когда поется «Бог Господь» и нет полиелея; б) иные, когда бывает полиелей или бдение; в) иные, когда на утрени поется «Аллилуиа». Указания на изменяемые молитвословия этих суббот находятся в 12-й, 13 н 15-й главах. 14-я глава, следующая за той (13-ю), в которой говорится о службе субботней, если поется «Аллилуиа» (о службе за усопших), указывает изменяемые и неизменяемые молитвословия, какие бывают на особой службе за усопших, называемой «панихидою».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В седмичные дни св. Четыредесятницы не совершаются в храме панихиды. Если на эти дни падают «третины», т.е., 3-й день по смерти, то они относятся на ближайшую субботу, и в пяток вечера может быть совершена панихида в храме, а в субботу заупокойная литургия; «девятины» относятся на следующую субботу, хотя бы 9-й день и не падал на эту субботу; «четыредесятины» бывают, «егда число дней его исполнится, т.е., в самый 40-й день по смерти совершается панихида в храме. «Сорокоуст» же не бывает в Великом посту и на Пасхе, а начинается от недели ап. Фомы и продолжается до исполнения 40 дней. 263 В юго-западном крае в соборных и монастырских храмах, а по местам и в приходских церквах, по пяткам в первые 4 недели Великого поста на повечерии совершаются пассии. Так называется (от греч. слова πσχω – страдаю) особый церковно-богослужебный обряд, основным содержанием которого служить чтение Евангелия о страстях Христовых, по ряду седмиц из 4 преемственно следующих евангелистов. 264 Образ хранения поста св. Четыредесятницы был определен издревле. Древние христиане соблюдали этот пост с особенной строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до 9 часа дня (3 пополудни). Пищу вкушали они после 9 девятого часа, употребляя хлеб и овощи и воздерживаясь от мяса и вина, также сыра и яиц, даже в субботы и воскресные дни. 265 Исключения из этого порядка допускались только в крайней нужде. Строгое хранение поста ослаблялось в субботы и дни воскресные и в праздник Благовещения (когда он приходился во св. Четыредесятницу), в которые положено совершать полную литургию, но оно не ослаблялось в случившиеся в седмичные дни св. Четыредесятницы праздники в честь святых, самое празднование которых отлагалось на субботы и воскресные дни. Теперешний Устав заповедует: «Могущие да пребудут постящеся до пятка». В первый день первой седмицы (понедельник) «отнюдь ясти не подобает, такожде и во вторый. В среду же по совершении (литургии) преждеосвященных, трапеза поставляется, и ядим хлеб тепл, и от снедей овощных теплых; дается же и укроп (теплая вода) с медом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010