Д.В. Дементьев Вселенская родительская мясопустная суббота «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» ( Ин.5:25–30 ). Души усопших от благочестия ближних живущих получают отраду, когда за оную приносится жертва Ходатая, или творима бывает милостыня в Церкви. Блаженный Августин В субботу Недели о блудном сыне Святая Церковь молится об умерших, чтобы вместе с нами и они стали одесную Судии, особенно молится о тех умерших, которые были похищены внезапною смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, пропастях, от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи и подверглись всяческим другим родам смерти, а также о бедных и немощных и вообще о всех тех, которые «узаконенных псалмов и песней памяти не получиша». В субботу же, а не в другой день, пред мясопустною Неделею полагается моление об упокоении душ, потому что день субботы, как день покоя, по самому своему значению есть наиприличнейший для моления – упокоить умерших со святыми. Кроме того, нынешним молением об упокоении усопших Святая Церковь напоминает нам о неизбежной и для нас кончине и предстоящем нам от неподкупного Судии испытании, дабы, устрашив этим, сделать нас более готовыми к подвигам приближающегося спасительного поста. Закон Божий (М., Сретенский монастырь, 1999) ПЕСНОПЕНИЯ ИЗ СЛУЖБЫ В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ От века мертвых днесь всех по имени, верою поживших благочестно, память сотворяюще, вернии, Спаса и Господа воспоим, просяще прилежно сим в час суда ответ благий дати Тому Самому Богу нашему, всей Судящему земли, деснаго Его предстояния получити в радости, в части праведных и во святых жребий светлем, и достойным быти Небеснаго Царствия Его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

И Евангелие от Иоанна, зачало 16. И Евангелие от Иоанна, зачало 16 Рече Господь ко пришедшым к Нему иудеем: аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот. Аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия и услышавше оживут. Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даст и Сынови живот имети в Себе и область даде Ему и суд творити, яко Сын Человечь есть. Не дивитеся сему, яко грядет час, воньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда. Не могу Аз о Себе творити ничесоже. Якоже слышу, сужду, и суд Мой праведен есть, яко не ищу воли Моея, но воли пославшаго Мя Отца. Сказал Господь пришедшим к Нему Иудеям: Истинно, истинно говорю вам: слово Мое слушающий и верующий Пославшему Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: приходит час, и ныне есть, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе, и дал Ему власть и суд творить, потому что Он – Сын Человеческий. Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, когда все, находящиеся в гробницах, услышат голос Его, и выйдут: сотворившие доброе – в воскресение жизни, а сделавшие злое – в воскресение суда. Не могу Я Сам от Себя творить ничего: как слышу, сужу, и суд Мой – праведен, ибо не ищу воли Моей, но воли Пославшего Меня Отца. Ин 5:24–30 Причастен дне: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. Другий за упокой: Блажени, яже избрал, и приял еси Господи, и память их в род и род. Аллилуиа, трижды. Причастен дня: Радуйтесь, праведные, о Господе – правым прилична хвала. И за упокой: Блажен, кого избрал и приблизил Ты, Господи, и память их в род и род. Аллилуия. (3) Сице убо бывает служба за упокой, в три субботы святаго и Великаго поста, егда ни един есть праздник от триех: Предтечев, святых четыредесяти мучеников, или Благовещения. Другие переводы

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sedmica-v...

Например, можно вспомнить, как иногда верные христиане с неописуемым ужасом ждут приглашения во время поста на чье-нибудь торжество. Стол, понятно, будет далек от скоромности, и это приводит наших братьев и сестер в уныние. Что же делать? Конечно, необходимо помнить, что выстраивание добрых взаимоотношений между людьми – большая христианская добродетель. Здесь не должно доходить до греховного человекоугодничества, но и кусок колбасы не должен становиться преградой между близкими, родственниками и коллегами. Вполне возможно немного посидеть и уважить человека, при этом не стоит кричать во всеуслышание «Я пощусь!». В таких случаях будем вспоминать слова Господа о том, что «также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:17-19). Мы не должны выглядеть сектантами «религии еды», а помнить всегда, что суббота для человека, а не человек для субботы. Побыть с близкими людьми, поговорить с ними, пожелать всего хорошего за столом, порадоваться за них – это будет не только знаком хорошего тона, но и своеобразной проповедью. Отстранение от ближних под видом духовной работы Очень лукавая ситуация. Происходит некая подмена. Человек исходит из правильного понимания необходимости внутреннего преобразования, но вместо сосредоточения своего внимания на Боге и ближнем замыкается исключительно на самом себе. Под видом внутренней духовной работы происходит какое-то отстранение от всего происходящего вокруг, в том числе от проблем и забот близких людей. Оно не приводит к изменениям, а погружает личность в беспросветность и уныние. Такому христианину мешает поститься все что угодно: близко стоящий в храме брат, смех соседей по квартире, модная прическа коллеги и ее (его) «непостное» поведение. Вместо доброй улыбки на лице – гримаса раздражения, вместо любви – подозрительность, как итог – общая усталость и дезориентация в духовном пространстве, ссоры и отчуждение.

http://pravmir.ru/5-otritsatelnyih-itogo...

Поминки в день похорон (равно как и в другие установленные дни) нужно устраивать по Церковному Уставу. Уставные указания о трапезе можно, в частности, найти у нас в газете в рубрике « Церковный календарь ». По вопросам разумного послабления поста нужно обратиться за благословением к священнику. Обряд «поминовения» усопших водкой или каким-либо спиртным недопустим. Согласно Уставу, в воскресные дни, двунадесятые праздники и будние дни Великого поста поминки не совершаются, а переносятся на ближайшую субботу перед этим днем. На практике часто встречаются отступления от данного правила, так что в сложных случаях желательно проконсультироваться со священником. Православные христиане призваны жить в любви и братском общении друг с другом. Эта любовь и это общение не кончаются при переходе души в жизнь вечную, они продолжаются в молитве Церкви. Христос говорит, что у Бога все живы (см. Лк. 20:38), а по слову апостола Павла любовь никогда не перестает (1 Кор. 13:8). Для многих крещеных, но не просвещенных светом Евангелия наших соотечественников потребность в молитве за усопших становится поводом обратиться к Богу, переступить порог храма, может быть, начать наконец-то жить жизнью духовной. И это так потому, что нигде в мире мы не найдем истинного утешения в разлуке с близкими, только в Православной Церкви Господа нашего Иисуса Христа, пролившего Свою Кровь за спасение от греха и смерти каждого человека. ДОПОЛНЕНИЯ, ЦИТАТЫ, ЛИТЕРАТУРА: Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), то вместо Канона по исходе души читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице по традиции читают Деяния святых апостолов. «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним». Апостол Павел (1 Фесс. 4:13–14). «Мы думаем о смерти всегда как о разлуке. Никогда больше не услышим любимого голоса, никогда не тронем любимого тела, никогда больше не будем жить вместе с человеком той простой жизнью, которая нам так дорога. Но мы забываем, что смерть одновременно является встречей живой души с Живым Богом, вступлением в ту полноту жизни, которая никому не доступна на земле. И вот поэтому сквозь слезы, с раздирающимся от собственной боли сердцем, мы можем радоваться за другого: кончено время борения, страдания, искания, он теперь в другом свете, видит то, что искал, знает, что живет, — жизнь победила. И мы перед гробом таинственно созерцаем величественную встречу Бога и человека, момент, когда завершается весь путь человека и он приходит домой».

http://zavet.ru/a/rss_nocomments_forma.h...

   В первую субботу мы слышим величественное вступление Послания (Евр.1:1-12) с торжественным утверждением Творения мира, Искупления и вечного Царства Божия:    «Многочастне и многообразно древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори... Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют».     «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил... Ты тот же и лета Твои не кончатся».    Мы живем в «эти последние дни» — дни высшего подвига. Во времени мы все еще в «сегодня», но конец приближается. В субботу 2-й недели Поста читается (Евр.3:12-14):    «Блюдите, братия, да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво исполнено неверия во еже отступите от Бога жива. Но утешайте себя на всяк день, дондеже днесь нарицается... причастницы бо быхом Христу, аще точию начаток состава даже до конца удержим».     «Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне»... ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца».    Борьба трудна. Ценой страданий и искушений мы достигаем «обладания лучшим и навеки пребывающим». Поэтому поучение 3-й субботы побуждает нас (Евр.10:35-38):    «...Не отлагать убо дерзновения нашего еже имать мздовоздаяние велико. Терпения бо имате потребу, да волю Божию сотворше, примите обетование: еще бо мало елико елико, грядый приидет и не укоснит».     «...Не оставлять упования нашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное: ибо еще немного, очень немного и Грядущий приидет и не умедлит».    Для этой борьбы мы должны вооружаться верой, надеждой и любовью, как утверждает чтение послания (Евр.6:10-12) в четвертую субботу:    «Не обидлив бо Бог, забыти дела вашего и труда любве, юже показасте во имя Его послуживше святым и служаще. Желаем же, да кийждо вас являет тожде тщание во извещению упования даже до конца, да не лениви будете, но подражателе наследствующих обетования верою и долготерпением».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

  Быть может, проповедник намекал здесь на рабство, ибо с репатриантами прибыло несколько сот невольников. Но главным образом он хотел утвердить навсегда то понятие о благочестии, которое издавна отстаивали пророки: доброе дело в очах Божиих всегда выше обряда и внешняя набожность не должна вытеснять исполнение заповедей. Это, разумеется, не означает, что пророк был против поста и субботы, но он лишь указывал на то, что является первым долгом и делом веры. Сооружение храма было для него, как и для всего народа, священным начинанием. Но Второисайя предостерегал от того, чтобы оно не превращалось в самоцель, ибо первейшим оставалось духовное обновление Общины.   Весной следующего 537 года явилась наконец возможность приступить к строительству. В основу плана положили описание Иезекииля. Пользуясь разрешением Кира, Зерубабель выписал из Финикии кедровый лес, из казны начали выплачивать каменотесам жалованье. Левиты были поставлены надзирателями. Закладку храма превратили в праздник Священники трубили в трубы, играл оркестр, левиты пели, и народ подхватывал слова псалма: Славьте Ягве, ибо Он благ, ибо вовек милость Его! Так скажут избранники Ягве, которых избавил Он от руки врагов И собрал от востока и запада, от севера и моря. Они блуждали в пустыне по пути безлюдному и не встречали населенного города. Но воззвали они к Ягве в скорби своей, и Он спас их от бед их, Вывел их из тьмы смертной, и расторгнул Он узы их. Пс 106   Едва только был заложен фундамент, как над святой горой прокатился стоустый вопль: большинство кричало от восторга, но были и такие, которые громко плакали. Им казалось, что никогда уже Дом Божий не будет столь великолепным, как при Соломоне. Они привыкли к грандиозным капищам Халдеи, а смутные воспоминания детства превратили в их глазах Сионский храм в здание фантастической красоты. И вот теперь у них перед глазами были лишь первые ряды невзрачной каменной кладки, положенной среди строительного мусора. Так, под горестные вопли и крики радости, был основан Второй Храм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

– А что означают слова нет в Нем ни вида, ни величия (53, 2)? – Здесь два значения: первое – Мессия будет простым человеком, а не каким-то блестящим царем или первосвященником. Второе – вид Христа во время истязаний, распятия и, наконец, вид мертвого Христа. Страдающий, избитый, измученный человек не может быть каким-то красивым или величественным. Христос в этом плане таков же, как все люди, Ему присущи естественная телесная немощь и уязвимость. – Книга Исаии – это ведь пророчество не только о Христе, но и о Его Церкви? В главе 56 мы читаем о том, что ни евнух, ни иноплеменник не должны чувствовать себя чужими у Господа: дом Мой назовется домом молитвы для всех народов(7). – Действительно, у Второисаии это одна из основных идей: для Бога нет отверженных. Явление Мессии – это спасение всех народов, всех людей, каждого человека – именно поэтому в главе 42 говорится про греческие острова, которые будут уповать на Его закон (4). Но и в первой части книги, в тексте, принадлежащем самому Исаие, мы читаем о горе дома Господня, которая будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы (2, 2). Бог научит пришедших Своим путям, дабы они ходили по стезям Его (2, 3). В библеистике это называется концепцией универсализма: Бог – это не только Бог Израиля. Бог желает спасения всех людей. Все должны войти в Его Царство. – Необходимо обратить внимание также на главу 26 – идею восстания мертвых: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов (19). Мы ведь слышим эти слова в храме на Страстной седмице? – Да, это 5-я библейская песнь, которая звучит на утрене Великого поста, и это выражение цитируется в ирмосе 5-й песни канона Великой Субботы. В этой главе присутствует и тема возрождения всех умерших в народе Божием, и тема наказания грешников, виновников страданий и смертей: Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих (21). Действительно, это одно из самых знаменательных мест, потому что лишь в двух местах Ветхого Завета так ясно звучит мысль о всеобщем воскресении – здесь и в Книге пророка Даниила: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (12, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Амвросий Медиоланский О таинствах, 3, 7, 20. Вода смыкается над посвящаемыми, как могила. Чтобы могила обратилась в рождающую утробу, необходимо трансцендентное вмешательство Святого Духа. Действием данного «свыше» Духа человек рождается «вновь». Дух облекает зачаточным, но вполне реальным светом все его существо: сердце, разум, желание, все его способности и сами чувства. Здесь уместно напомнить слова Иисуса, обращенные к Никодиму, в начале Евангелия Иоанна: Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие… Должно вам родиться свыше [ или: заново] . Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин. 3, 5 и 7—8). Итак, Дух есть тот, кто творит обновленного человека в становящихся материнскими водах. От отождествляются с первичными водами, которые покрывает Дух — однако на этот раз ради вос–создания. В воде растворяются душевные затвердения, сердечные наросты. Человек снова делается податливым и облекается светом, который символизируют надеваемые на него по выходе из воды крещения белые одежды — символ его прославленного тела. С одной стороны, тройное погружение означает «три дня» проведенные Христом во гробе — гробе, который Его воскресение обратило, как говорит пасхальная литургия, в «брачный чертог». Ибо крещение возобновляется, актуализируется во время страстной пятницы и субботы, чтобы достичь кульминации с наступлением Пасхи. (Поэтому в Древней Церкви именно в ночь на Пасху крестили катехуменов после долгого приготовления в течение Великого Поста.) Смертные воды становятся водами рождающими через это отождествление с пустой гробницей. С другой стороны, тройное погружение прославляет Трех Лиц Троицы, «во имя» которых совершается крещение: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мер. 28, 19). «Имя» здесь означает присутствие Крещение, совершаемое во Христе и дающее способность принять Духа, вводит нас в дом Отца. Оно сообщает нам троичный образ бытия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

В Великую субботу В пятницу вечером пришёл к Пилату Иосиф из Аримафеи, человек богатый и знатный, член Синедриона, тайный ученик Христа, и просил тело Иисусово. Пилат, узнав от сотника, что Иисус умер, отдал тело Его Иосифу. Иосиф купил плащаницу (полотно для погребения), снял со креста тело Иисусово и обвил Его плащаницею. Пришёл также и Никодим, тайный ученик Иисуса Христа, и принёс около ста фунтов благовонного состава из смирны и алоя для погребения. Иосиф и Никодим взяли тело Иисуса Христа, обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребали иудеи. Близко от того места, где Иисус Христос был распят, находился сад Иосифа, а в саду новый гроб (пещера), высеченный в скале, в котором ещё никто не был положен. В этом гробе Иосиф с Никодимом положили тело Иисуса Христа и, привалив большой камень к двери гроба, удалились. В снятии Иисуса Христа со креста и погребении участвовала и Пресвятая Матерь Его. При этом были также и жены-мироносицы, пришедшие за Иисусом Христом из Галилеи. Возвратившись с погребения, они приготовили благовония и масти, чтобы помазать тело Иисуса Христа по прошествии субботы, первого дня иудейской Пасхи, в который по закону всем следовало пребывать в покое. В субботу «собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: «Господин! мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мёртвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу и приложили к камню печать» ( Мф. 27:63–66 ). Когда тело Иисуса Христа лежало во гробе, Он душою Своею сошёл в ад, возвестил находящимся там душам умерших людей о Своей победе над дьяволом и смертью, вывел оттуда в рай души праведников, с верою ожидавших Его пришествия, а Божеством Своим был на престоле с Богом Отцом и Духом Святым. В Великую субботу на утрени при погребальном звоне колоколов и пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» Плащаница выносится священнослужителями из храма и обносится вокруг церкви в воспоминание пребывания тела Иисуса Христа во гробе плотски, сошествия Его духовного во ад и победы над адом и смертью . Затем, по внесении плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам в знамение того, что Спаситель Божеством Своим неразлучно пребыл на престоле с Богом Отцом и Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вопрос 87. Какие существуют церковные заповеди 54 ? Ответ. Главных заповедей Церкви девять 55 . Во-первых, молиться Богу со смиренным и сокрушенным сердцем и тщательно соблюдать все воскресные и праздничные дни, то есть слушать утреню, литургию, вечерню и поучение, о чем так нас учит Писание: «Должно всегда молиться и не унывать» ( Лк. 18:1 ). И еще: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» ( Еф. 6:18 ). И в другом месте тот же самый Павел говорит: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес. 5:17 ). Вопрос 88. Какая вторая церковная заповедь? Ответ. Христианину следует ежегодно держать и соблюдать четыре определенных поста. Первый, перед временем Рождества Христова, начинающийся пятнадцатого ноября 56 . Второй, называемый Великим постом, установлен Христом, как говорит Писание: «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» ( Мф. 4:2 ). Третий [пост], святых Апостолов, который Церковь определяет начинать после седмицы Пятидесятницы. Он называется Апостольским, потому что в это время святые Апостолы, выходя проповедовать Евангелие, совершали пост, что видно из Деяний: «Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (13:3). Четвертый пост – Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, который начинается первого августа и заканчивается на праздник Успения, пятнадцатого числа этого же месяца. Кроме того, он должен поститься по средам и пятницам, но не по субботам и воскресеньям (это запрещено 66-м правилом святых Апостолов 57 ), за исключением Великой Субботы. Церковь также назначает четырнадцатое сентября, как Воздвижение Святого Креста, когда должен соблюдаться пост, потому что в этот день мы совершаем воспоминание страданий нашего Господа, читая Евангелие, где об этом рассказано. Кроме того, двадцать девятого августа, чтобы почтить постом Усекновение главы [Иоанна] Предтечи. Кроме того, в некоторые определенные дни Церковь запрещает нам поститься, как например, со дня Рождества Христова до Богоявления, всю Светлую седмицу и неделю по Пятидесятнице. Также в неделю предвозгласную 58 и сырную. Все это обязан соблюдать всякий православный христианин. Вопрос 89. Какая третья церковная заповедь?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010