Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Михаил (Рогоза), митр. Киевский. Гравюра. Кон. XVII — нач. XVIII в. (Рагоза (Рогоза); † 1599), 1-й униат. Киевский митр. Из мелкой шляхты Минского повета. Начал карьеру в 1576 г. «писарем дворным» кн. Богуша Корецкого, покровителя православных на Волыни, но последующая его деятельность оказалась связана с землями Великого княжества Литовского (ВКЛ). При Стефане Батории, в 1579 г., М. стал архимандритом минского Вознесенского мон-ря по ходатайству воеводы Яна Глебовича и местной шляхты, настоявших на передаче М. мон-ря из рук католика С. Достоевского. Кроме того, в 1582 г. он получил в управление слуцкий во имя Святой Троицы монастырь , в 1589 г. возглавил приписной к Троицкому слуцкий Мороцкий мон-рь. М. стал слуцким архимандритом - главой правосл. духовенства в Слуцком княжестве Олельковичей. Очевидно, М. сумел установить прочные связи не только со шляхтой, но и с правосл. знатью ВКЛ. Связи эти были пущены в ход, когда летом 1589 г., находясь в Вильно, К-польский патриарх Иеремия II Транос низложил Киевского митр. Онисифора Девочку , как двоеженца. В этой ситуации православные «панове, рада и рыцерство» ВКЛ просили кор. Сигизмунда III передать митрополичью кафедру М. Король исполнил их просьбу. Королевская грамота о передаче митрополичьей кафедры датирована 27 июля 1589 г., а в патриаршей грамоте от 1 авг. 1589 г. М. уже назван «новоосвященным митрополитом». Начало правления М. пришлось на время, когда правосл. общество (шляхта, братства и определенные круги духовенства) проявляло беспокойство о состоянии церковных дел. Их волновали низкая нравственность и образованность мн. духовных лиц, не способных вести борьбу с приверженцами др. конфессий, упадок монастырской жизни, недостойное поведение ряда епископов. Во время пребывания патриарха в Вильно летом 1589 г. прошли собрания знатных мирян и духовных лиц, на к-рых говорилось о «друкованье книг до церквей Божьих», обсуждались, вероятно, и др. вопросы. По-видимому, уже тогда намечались планы реформ, которые М. пытался осуществить в 1590-1591 гг.

http://pravenc.ru/text/2563650.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНИСИФОР (Девочка Михаил (Михно) Петрович; нач. 10-х гг. XVI в.- между 10 и 28 апр. 1592), митр. Киевский и Галицкий в 1579-1589 гг. Мирское имя О. установлено недавно, после находки завещания (тестамента) О., составленного 10 апр. 1592 г. Отцом О. был Петр Гринькович Девочка - гродненский боярин, в 20-30-х гг. XVI в. писарь брестского старосты (впервые упом. в 1519), Петр имел дядю - Ивашко Девочку. Матерью О. была неизвестная по имени брестская мещанка, сестра Мартина Даньковича. Род О. происходит из бояр Витебщины, в нач. XVI в. представители рода прибыли на гродненские земли, где именовались Гриньковичами-Девочками. Исследователи считают, что фамилия Девочка была известна с XVI в. не только на Гродненщине, но и на Киевщине, позже - в Жемайтии. Версии о происхождении рода Девочка с Перемышльской земли (в 1469-1491 известен Перемышльский еп. Иоанн (Иван, Ивонка, Иона) (Девочка)) (М. С. Грушевский ) или с Галицкой земли (митр. Макарий (Булгаков)) требуют проверки. С 1540 г. Михаил Девочка владел богатым имением Олешавичи (Олешковичи) на Гродненщине (ныне дер. Олешевичи Мостовского р-на Гродненской обл., Белоруссия), которое было куплено его отцом за 650 коп литов. грошей, в 1590 г. состояло из 2 боярских служб и более чем из 10 служб тяглых людей. Михаил Девочка также владел имением Ятвеськ (Зяновавщина), частью имения Степанишки, частью имения Рожанка в Гродненском у. (с 1578). В 1540 г. Михаил вступил во 2-й брак с кнж. Анной Тимофеевной Пузыной (имя 1-й жены неизв.), дочерью кн. Тимофея Ивановича Пузыны, земли к-рого соседствовали с имением Олешавичи. В 1-м браке Михаил имел сына Александра, во 2-м браке - сыновей Яроша, Лазаря и Петра, дочь Анастасию. Ярош умер в молодости, др. дети пережили отца. В 1562 г. Михаил Девочка начал работу на управленческих должностях в Киеве, в 1567-1570 гг. занимал пост городничего. В переписи войска Великого княжества Литовского под 28 сент. 1567 г. сказано, что киевский городничий Михаил Девочка должен был выполнять воинскую повинность из доходов своего имения Олешавичи. В акте Гродненского земского суда от 1 окт. 1578 г. Михаил Петрович Девочка назван королевским дворянином.

http://pravenc.ru/text/2578435.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРЕСОПНИЦКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (НБУВ АНУ Ир. Ф. I. 15512, 1556-1561), Евангелие-тетр, памятник восточнослав. (украинского) кириллического книгописания, книжной иллюминации и миниатюры, созданный в 1556-1561 гг. на Волыни (ныне Хмельницкая и Ровненская области Украины). П. Е. получило название по Пересопницкому Рождество-Богородичному мон-рю, где 29 авг. 1561 г. была закончена работа над рукописью. После того как в 1630 г. мон-рь перешел во владение Клеванской иезуитской коллегии, а его постройки были разобраны, следы П. Е. теряются. Документально история рукописи прослеживается с 1701 г., когда П. Е. в обновленном и украшенном переплете было прислано гетманом И. С. Мазепой в дар Вознесенскому собору в переяславском Вознесенском мон-ре (см. Переяслав-Хмельницкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь ), о чем свидетельствует вкладная запись по нижнему полю на л. 2-7. Впосл. П. Е. оказалось в б-ке Переяславской ДС, где в 1837 г. было обнаружено славистом О. М. Бодянским , опубликовавшим в 1838 г. описание рукописи. В 1862 г. в составе семинарской б-ки П. Е. перевезли в Полтаву, куда из Переяславля была переведена семинария. В 1873 г. министр народного просвещения и обер-прокурор Синода гр. Д. А. Толстой вывез П. Е. из Полтавы и подарил вел. кн. Петру Георгиевичу, принцу Ольденбургскому, после смерти к-рого рукопись в 1887 г. была возвращена в Полтаву. В нач. XX в. П. Е. передано в Полтавское древлехранилище, с частью собрания к-рого в 1919 г. перешло в Полтавский историко-краеведческий музей. Во время второй мировой войны П. Е. было эвакуировано в Уфу. В 1945 г. рукопись оказалась в Киево-Печерской лавре , откуда в 1948 г. поступила на хранение в отдел рукописей Библиотеки АН УССР (ныне НБУВ ИР). Значение П. Е. для истории слав. библейской традиции во многом определяется тем, что оно является одним из первых переводов библейских книг на «просту мову» («мову рускую»), выполненных в XVI в. на правосл. землях Великого княжества Литовского (ВКЛ) и Короны королевства Польского (ср. Креховский Апостол 1563 г., Евангелие Василия Тяпинского ок. 1580 г., Евангелие Валентина Негалевского 1581 г.). «Проста мова» - особый письменный язык, сложившийся на территории ВКЛ в XVI-XVII вв., противопоставленный как церковнослав. традиции, так и диалектной украинской или белорусской речи ( Успенский Б. А. История рус. лит. языка (XI-XVII вв.). М., 20023. С. 390). Появление библейских переводов на «просту мову» находится в прямой связи с распространением протестантских учений на территории Речи Посполитой и реформационной практикой перевода Свящ. Писания на национальные языки.

http://pravenc.ru/text/2580010.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ В РОССИИ высшие учебные заведения, созданные для подготовки католич. духовенства, прежде всего для земель Речи Посполитой, вошедших в состав России в 1793-1795 и 1815 гг.: Виленская академия (1578-1842); С.-Петербургская академия (1839-1918); Полоцкая академия (1812-1820); Варшавская академия (1835-1867). Виленская академия (В. а.). Привилеем польск. кор. Стефана Батория от 7 июня 1578 г. Виленская иезуитская коллегия, организованная в 1570 г., была преобразована в академию. Были учреждены 2 фак-та: философский, на к-ром преподавали 5 профессоров, и теологический, где преподавали 10 профессоров. По своему статусу В. а. была приравнена к др. европ. академиям. 5 февр. 1582 г. это было подтверждено буллой Григория XIII . В 1641 г. кор. Владислав IV издал привилей о создании в В. а. медицинского (к-рый, однако, так и не был открыт) и юридического фак-тов (1644). Как и большинство католич. академий того времени, В. а. находилась в ведении ордена иезуитов , ею управлял избиравшийся на 3 года ректор, подчинявшийся непосредственно генералу ордена. Первым ректором был назначен Петр Скарга . Хотя В. а. была основана «pro Ruthenis et Moscovitis» (лат.- для рутенов и московитов, т. е. для населения Речи Посполитой и Московского гос-ва), с самого начала ее существования как «рутены», так и «московиты» были практически лишены возможности обучаться в ней. Даже после заключения Брестской унии В. а. не сотрудничала с Киевской митрополией. В XVIII в. В. а. пережила период упадка и резкого падения уровня преподавания. Возрождение началось после того, как по указу Эдукационной комиссии от 1781 г. академия была преобразована в Главную школу Великого княжества Литовского . В 1803 г. указом имп. Александра I переименована в Императорский ун-т, к-рый был поделен на 4 фак-та: физико-математический (10 кафедр), медицинский (6 кафедр), моральных, политических и теологических наук (10 кафедр), лит-ры и свободных искусств (5 кафедр). Раз в месяц здесь проходили академические сессии, каждые полгода одна из них была публичной. Ун-т управлял всеми гос. и частными школами округа, осуществлял цензуру книг и имел собственную типографию.

http://pravenc.ru/text/63750.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЛЕНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ СВЯТО-ДУХОВСКОЕ БРАТСТВО учреждено для защиты Православия на территории Литовского великого княжества в условиях активной экспансии протестантизма и посттридентского католицизма (о религ. ситуации на украинско-белорус. землях в кон. XVI в. см.: Флоря Б. Н. Западнорусская митрополия. 1458-1686 гг.//ПЭ. Т. РПЦ. С. 101-104). Кон. XVI-XVIII в. Создание В. б., первоначально именовавшегося Свято-Троицким, было связано с передачей в мае 1584 г. королевской грамотой виленского во имя Св. Троицы муж. мон-ря , находившегося под управлением Киевского митр. Онисифора (Девочки) , под опеку правосл. членов виленской городской рады (совета). В 1587 г. митр. Онисифор благословил «братство церковное иметь» при ц. Св. Троицы, разрешил напечатать устав братства и учредить при нем школу; братчикам принадлежал Сретенский придел Троицкого храма. В уставе («Чине») В. б. его главными целями помимо поддержки правосл. храмов были записаны содержание уч-ща и типографии, воспитание юношества в Православии, издание необходимых Церкви книг. В июне 1588 г. Вильно посетил К-польский Патриарх Иеремия II , в юрисдикции к-рого состояла Западнорусская митрополия . Патриарх одобрил и скрепил собственной печатью «Чин» братства, в выданной Патриархом грамоте братчикам предписывалось иметь типографию и школу с изучением греч., лат. и рус. языков. В 1589 г. польск. кор. Сигизмунд III Ваза утвердил корпорацию братчиков и предоставил ей право самоуправления, в 1592 г. освободил от уплаты городских повинностей и налогов. Первоначально большую часть братчиков составляли ремесленники, после Брестского Собора 1591 г., подтвердившего ставропигиальный статус братства, в В. б. также входили дворяне («вельможные паны»). По «Реестру» 1584 г., в В. б. состоял 371 чел. Высшим органом братства являлись общие собрания («сходки»). Для ведения текущих дел избирались годовые старосты («рочные справцы»), они же представляли интересы братства в гос. учреждениях. Заведование хозяйством и казной поручалось 4 выборным ключникам.

http://pravenc.ru/text/158638.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331, Тырново (?) - между 1402 и 1409?, Бачковский мон-рь), свт. (пам. 20 янв.), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель. Жизнь Источником сведений о жизни Е. является Похвальное слово, к-рое составил его ученик митр. Киевский Григорий Цамблак после получения известия о его смерти, ок. 1415-1418 гг., с целью инициировать его канонизацию ( Григорий Цамблак. 1971. С. 166-168). В молодом возрасте Е. стал послушником, а затем монахом Килифаревского мон-ря, основанного ок. 1350 г. прп. Феодосием Тырновским . Через нек-рое время прп. Феодосий передал Е. руководство обителью. В нач. 60-х гг. XIV в. мон-рь разорили турки, и Феодосий вместе с Е. и неск. учениками (среди них, весьма вероятно, был и буд. митр. Московский и всея Руси Киприан ) уехал в К-поль и поселился в обители во имя св. Маманта, издавна связанной со слав. землями. После смерти прп. Феодосия (1363) Е. жил в Студийском мон-ре в К-поле, затем ушел на Афон и подвизался в Великой Лавре, затем в скиту Селина близ болг. мон-ря Зограф. Ок. 1370 г. как противник унии с Римом, навязываемой визант. имп. Иоанном V Палеологом и отвергаемой патриархом К-польским Филофеем Коккином , Е. был подвергнут краткому заточению на о-ве Лемнос. Вероятно, в 1371 г. вернулся в Болгарию и возглавил мон-рь Св. Троицы близ Тырнова, вскоре ставший крупнейшим центром правосл. духовной и книжной деятельности в Центр. и Юго-Вост. Европе, здесь переводились с греч. на слав. язык библейские, литургические и др. книги. Ученики Е., по словам митр. Григория Цамблака, «стали учителями в благочестии своих отечеств», т. к. распространяли просвещение в Сербии, Валахии, Молдавии, Вел. Литовском княжестве и московских землях. Среди учеников Е. помимо митр. Григория были буд. митр. Московский и всея Руси Киприан, митр. Унгро-Влахийский Анфим (Критопулос) , игум. Тисманского мон-ря прп. Никодим Румынский и др.

http://pravenc.ru/text/187641.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ИОАННОВИЧ Молодой (15.02.1458, Москва - 7/8.03. 1490, там же), старший сын и соправитель Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича , рожден в 1-м браке вел. князя с Марией Борисовной - дочерью Тверского вел. кн. Бориса Александровича. Не позднее 1471 г. отец объявил И. И. соправителем, наиболее ранний документ, фиксирующий титул вел. князя у И. И.,- договор Иоанна III с Вел. Новгородом, заключенный в авг. 1471 г. В 1472 г. И. И. участвовал в закладке нового здания Успенского собора Московского Кремля и в перенесении мощей митр. св. Петра , в 1479 г. присутствовал на освящении Успенского собора. Во время похода на Москву в 1472 г. хана Большой Орды Ахмата, остановленного в кон. июля на Оке, И. И. был отправлен отцом в Ростов. 12 нояб. 1472 г. И. И. присутствовал на свадьбе Иоанна III с Софией (Зоей) Палеолог . От имени младшего вел. князя были отправлены дары Римскому папе и братьям вел. кнг. Софии. В заключенном 12 янв. 1474 г. договоре Вел. Новгорода и Пскова с Дерптом И. И. назван, как и отец, «царем всея Руси»; это 1-й случай использования царского титула в отношении рус. князей в офиц. документе. А. Контарини, побывавший в Москве в 1476 г., писал, что И. И. состоит в «немилости» у отца, т. к. «нехорошо ведет себя с деспиной», т. е. с Софией Палеолог. Однако эта «немилость» (факт не подтверждается отечественными источниками) не повлияла на статус И. И. Во время поездок Иоанна III в Новгород в 1476 и в 1479 гг., а также во время похода русских войск в кон. 1477 - нач. 1478 г., положившего конец новгородской самостоятельности, Москвой управлял И. И. В кон. 1479 г., когда Иоанн III вновь находился в Новгороде, на службу в рус. столицу приехали братья крымского хана Менгли-Гирея Нурдовлат (Нур-Даулят) и Хайдар. В янв. 1480 г. И. И. послал отцу в Новгород известие о мятеже братьев Иоанна III князей Андрея Угличского и Бориса Волоцкого. Когда на Москву летом 1480 г. двинулся хан Большой Орды Ахмат, Иоанн III направил И. И. к «Берегу», т. е. к Оке. Ахмат обошел окский рубеж и вышел по территории Великого княжества Литовского к р. Угре. И. И. вместе со служилым кн. Даниилом Холмским и дядей Андреем Васильевичем Меньшим возглавил рус. войска, противостоявшие Ахмату на Угре в течение осени. Согласно др. летописному своду, Иоанн III, находившийся под влиянием нек-рых лиц из его окружения, сомневался в возможности противостоять Орде. Он приказал сыну вернуться в Москву, но И. И. отказался. Когда кн. Даниил Холмский, получивший от Иоанна III поручение привезти сына силой, начал просить И. И. ехать в Москву, князь ответил: «Леть ми зде умерети, нежели к отцу ехати».

http://pravenc.ru/text/471249.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МУЖИЛОВСКИЙ Андрей (в монашестве Анатолий) (80-е гг. XVI в. (?) - после 1633), протопоп Слуцкого повета, насельник Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ), правосл. писатель-полемист. Биография Дата и место рождения М. неизвестны. М. С. Грушевский предполагал, что протопоп происходил из Галичины (из с. Мужилов близ г. Подгайцы (ныне город в Тернопольской обл., Украина)). Однако, учитывая то, что Мужиловские в XVII в. считали себя шляхтичами, возможно, они жили на Волыни в имении князей Острожских Мужиловичи (Луцкий повет). Не исключено, что Мужиловские были слугами кн. Константина Константиновича Острожского. В 1603 г. кн. Острожский был покровителем Иоанна Мужиловского, софийского протопопа в Киеве (к 1605 Иоанн Мужиловский подчинился униатскому митр. Ипатию Потею ). В источниках 30-х гг. XVII в. упоминается киево-печерский проповедник и игумен Белиловского мон-ря Киевской епархии Антоний Мужиловский. Возможно, М. учился в Острожской академии. Служение М. проходило в Слуцке, важнейшем центре Православия в Литовском великом княжестве (ВКЛ). В 1616 г. «пресвитер Андрей со Слуцка» поставил подпись в начале полемического произведения «Отпис на лист унитов виленских...». Владельцами Слуцка были представители «биржанской» ветви Радзивиллов, им принадлежало право «подачи» слуцких церквей. В городе и его окрестностях помнили времена правосл. князей Олельковичей, патронов правосл. Церкви (XVI в.). Когда Слуцк перешел к протестантам Янушу Радзивиллу, затем к его брату Кшиштофу, новые владельцы вынуждены были считаться с православным прошлым края. По крайней мере с 1595 г. протестанты находились в союзе с православными против католич. Контрреформации. Слуцк со Слуцкой архимандритией , принадлежавший митрополичьей Киевской епархии, являлся центром правосл. мон-рей в ВКЛ. Слуцкие архимандриты Самуил (Шитик-Залесский) и Феодосий (Василевич) были наместниками Киевских митрополитов (соответственно Петра (Могилы) и Сильвестра (Косова) ) в ВКЛ.

http://pravenc.ru/text/2564314.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Герасим Болдинский. Икона. Кон. XVIII - 1-я треть XIX в. (ГНИМА) (Григорий Михайлович; 1488/89, Переславль-Залесский - 1.05.1554, Герасимов Болдинский мон-рь), прп. (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), основатель 4 общежительных мон-рей. Главными источниками сведений о Г. являются 2 редакции его Жития и завещание («Изустная память», «Закон», устав Г.). В юности святой избрал духовным отцом прп. Даниила Переславского . В 1501/02 г., в возрасте 13 лет, Григорий поступил послушником в переславль-залесский Горицкий в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь , где настоятельствовал его духовник. Позднее юноша перешел в основанный прп. Даниилом в 1508 г. переславль-залесский Данилов во имя Св. Троицы муж. мон-рь , где был пострижен в монашество своим духовным отцом, о чем сообщается в Житии прп. Даниила (написано в 1553-1562), к-рое также рассказывает о том, что Г. был «кожествец» (кожевник). Г. был любимым учеником прп. Даниила, неоднократно сопровождал его в поездках в Москву; переславских подвижников хорошо знали при дворе вел. кн. Василия III Иоанновича . В 1526 г. (согласно Житию, за 2 года до основания Герасимова Болдинского во имя Святой Троицы мужского монастыря , что, по свидетельству Г., произошло в 1528) Г., получив благословение прп. Даниила на пустынножительство, покинул Данилов Троицкий мон-рь (сообщение Жития Г. о том, что святой прожил в Троицком мон-ре 26 лет, следов., покинул его в 1527/28, отражает позднейшие подсчеты агиографов и не подтверждается «Изустной памятью»). Г. поселился в смоленских землях, к-рые незадолго до этого (1514) вошли в состав Российского гос-ва, после того как в течение более 100 лет являлись частью Литовского великого княжества . Преподобный поставил небольшую хижину в Дорогобужском у., недалеко от Ст. Смоленской дороги («многошественной стези»), повесил при дороге на дереве «кузовец» для сбора милостыни, питался тем, что клали в него проходившие по дороге люди, к-рые «веляху ему молити Бога о них», делился полученным хлебом и деньгами с путниками и нищими. Когда святой покидал хижину, ее и «кузовец», согласно Житию, от зверей, птиц и людей охранял ворон. На подвижника неоднократно нападали местные жители (согласно 2-й редакции Жития, за то, что занял их «вотчину»), «злии убийцы разбойницы», проходившие по дороге путники.

http://pravenc.ru/text/164547.html

Могилёво-Братская икона Божией Матери. Литография. Кон. XIX в. (Праздн. 19 марта), чудотворная икона, известна с сер. XVII в., считается покровительницей Могилёва (Республика Беларусь). Сведения об иконе содержатся в «Могилёвской хронике» - рукописной летописи города, отражающей события с 1526 по 1856 г. История 1-го чуда от иконы была изложена составителем 1-й части городского хронографа могилёвским купеческим старостой Т. Р. Суртой (создавал рукопись с 1693 по 1701) и находится под 1655 г. В тот год 2 февр. Могилёв был осажден войском Великого княжества Литовского (ВКЛ) во главе с вел. гетманом литовским Янушем Радзивиллом - он намеревался силой вернуть город, добровольно принявший в 1654 г. подданство Москвы. Находившиеся в осаде могилёвчане уже истощили запасы еды и воды, но не сдавались. 19 марта Пресв. Богородица через Свою икону явила милость жителям города, молившимся о спасении. В этот день некая старушка-пекарка (вдова пекаря), молясь в своем доме перед иконой Божией Матери об избавлении от бедствий войны, увидела, что из очей Пресв. Девы потекли слезы. Согласно сказанию, в то самое время заложенные Радзивиллом перед штурмом пороховые заряды взорвались, но городские стены при этом обрушились на его войско, причинив значительный урон. О мироточении от иконы старушка сообщила жителям, которые увидели в этом знак покровительства Божией Матери городу. Чудом спасенные от неминуемого захвата могилёвчане (осада была снята 2 мая 1655) с благодарностью за заступничество перенесли в том же году мироточивую икону в Богоявленский собор могилёвского Братского в честь Богоявления мужского монастыря . По пребыванию в этом соборе и получила свое название чудотворная икона. К основанию Богоявленского мон-ря, а также школы, богадельни (шпиталя) и типографии было непосредственно причастно Могилёвское православное Богоявленское братство - уставное религиозно-просветительское (учительное) и гуманитарное объединение правосл. жителей города и духовенства (получило право ставропигии в 1633). В Богоявленском соборе (построен в 1636 на средства могилёвских мещан и на пожертвования правосл. знати ВКЛ) икона находилась вплоть до 1928 г.

http://pravenc.ru/text/2563888.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010