(† 14.09.1407, Венев мон-рь, совр. Венёвский р-н Тульской обл.), кн. смоленский (1386-1404, с перерывами), кн. новгородский (1404-1406/07), новоторжский (1407), 2-й сын вел. кн. смоленского Святослава (Севастиана) Иоанновича. В источниках Г. С. упоминается с 1386 г., когда в войсках отца вместе со старшим братом Глебом Святославичем и двоюродным братом Иоанном Васильевичем он принял участие в походе с целью возвращения г. Мстиславля, захваченного литов. правителями. Во время похода, как отмечают летописцы, смоленские князья жестоко расправлялись с подданными Литовского великого княжества : «Воюючи землю Литовскую, а кого где изъимавши, и мучаху нещадно различными казньми, мужеи, и жон, и детеи, а иных в ызбы насажавше, и запирающе, и зажигаху» (ПСРЛ. Т. 35. С. 64, 70 и др.). 18 апр. 1386 г. смоленская рать подошла к Мстиславлю и осадила город. 29 апр., после того как на помощь осажденным подошли литов. войска во главе со Скиргайло, соправителем литов. вел. князя, смоляне потерпели сокрушительное поражение в битве на р. Вихре. Князья Святослав и Иоанн Васильевич были убиты, раненый Г. С. и его брат Глеб были взяты в плен. Вскоре литов. рать из-под Мстиславля появилась под Смоленском, город сдался и заплатил выкуп. Гедиминовичи передали смоленский стол Г. С., к-рый в сент. 1386 г. в Вильно заключил с польск. кор. Владиславом (Ягайло) и Скиргайло договор о союзе и об оказании военной помощи литов. стороне, а также о своем разрыве с полоцким кн. Андреем Ольгердовичем, сторонником московского вел. кн. св. Димитрия Иоанновича . Относительная мягкость, с какой литов. правители обошлись со смоленским князем, во многом объясняется родственными связями: Г. С. был женат 1-м браком на племяннице Скиргайло, жена участвовавшего в походе литов. кн. Витовта Анна была родной сестрой смоленских князей. В соответствии с договором в 1390 г., когда Витовт при поддержке Тевтонского ордена начал борьбу за литов. великокняжеский трон, брат Г. С. Глеб выступил против Витовта на стороне Ягайло и Скиргайло. В этой войне Глеб Святославич был вновь взят в плен и уведен в Литву.

http://pravenc.ru/text/164465.html

Благовещенский Супрасльский монастырь, 1 класса, общежительный, на берегу реки Супрасля, в 20 верстах от города Белостока. Основан знаменитым западно-русским вельможей Александром Ивановичем Ходкевичем, маршалом (наименование выборного от шляхты председателя сеймиков) великого княжества Литовского, при участии Иосифа Солтана, епископа Смоленского, а впоследствии митрополита Киевского. Первоначально монастырь был заложен Ходкевичем в 1498 году в своем вотчинном имении, около нынешнего села Городка, Белостокского уезда, в 28 верстах от современного Супральского монастыря; но вскоре в 1500 году, был перенесен на настоящее место. Монастырский величественный трехпрестольный каменный храм весьма оригинальной архитектуры, начатый в 1505 году, был окончен и освящен через несколько лет (в 1510 — 1513 годах). Он доселе сохранился в своем первоначальном виде, почти без всяких изменений. Для обеспечения вновь возникшего монастыря его строители А.И.Ходкевич и Иосиф Солтан наделили его разными угодьями из близ лежащих своих владений, как-то: землею, лесом, рыбными ловлями и лугами, и испросили благословенную грамоту ему от Константинопольского патриарха Иоакима. В этой грамоте, данной в 1505 году, монастырю указано быть общежительным. Затем митрополит Иосиф даровал ему редкие и высокие права. От имени собора, бывшего в Вильне в начале XVI века, он выдал Супральскому монастырю грамоту, которою последний возводился на степень монастыря ставропигиального, т.е. независимого от чьего бы то ни было стороннего вмешательства в его внутреннюю жизнь и управление. Созданный на таких началах монастырь в течение первого же века своей жизни достиг цветущего состояния и большой известности. В конце первой половины XVI века часто называется уже честною лаврою, а настоятели ее носят сан архимандрита и на соборах подписываются после архимандрита Киево-Печерской лавры. При введении унии, монастырь остался тверд в родном православии. Присутствовавший на Брестском соборе в 1596 году Супральский архимандрит Иларион, князь Масальский, энергично протестовал против унии и, как представитель монастыря, лично от себя и от братии не подписал соборного акта о соединении с Римом. Но по вступлении на митрополичью кафедру Ипатия Поцея, монастырская братия под его влиянием около 1610 года приняла унию. С этого времени начинается период постепенного упадка монастыря во всех отношениях.

http://sobory.ru/article/?object=19442

Большие Чучевичи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Большие Чучевичи (белор. - агрогородок на юго-западе Белоруссии, в Лунинецком районе Брестской области. Является административным центром Чучевичского сельсовета. Большие Чучевичи находятся в 35 км к северу от города Лунинец и в 35 км к юго-востоку от города Ганцевичи близ границы с Ганцевичским районом. Поселение впервые упомянуто в 1557 году. Деревня входила в состав Пинского повета Берестейского воеводства Великого княжества Литовского, после второго раздела Речи Посполитой (1793) Чучевичи в составе Российской империи. В 1851 году в центре деревни была построена на средства князя Витгенштейна деревянная Покровская церковь. В 1908 году к церкви была пристроена колокольня. Сохранились сведения, что в деревне была и раньше церковь, но она сгорела в середине XIX века. В огне погибло много интересных документов об истории деревни и церкви. Церковь построили деревянную, в форме продолговатого креста с пятью куполами и колокольней с четырьмя колоколами - соответственно в 5,5, 2,5, 2 и полтора пуда, с двумя ярусами окон и тремя входными дверями. Крыша церкви - деревянная, тогда была покрашена в зеленый цвет. Печного обогрев не предусматривалось. Внутреннее пространство имело около 35 квадратных саженей, пол - деревянный. Дощатый иконостас состоял из 13 икон написанных на полотне расположенных в 2 яруса. Церковь имела один престол, была бедна посудой - мало всего несколько посребренных сосудов, жестяное паникадило, два креста: медный, посеребренный и позолоченный. На время записи в церкви насчитывалось 6 облачений для священника, но только 3 из них можно было одевать. Единственное богослужебное Евангелие было в металлическом обложении. В состав Чучевичского прихода входили большая и Малая деревни, Боровики, Кормуж и луга. Прихожане - 622 мужчины и 619 женщин - были крестьянами, занимались земледелием, скотоводством, выработкой торгового дерева. В Чучевичах кладбище находилось при церкви. Отмечалось, что " религиозная сторона прихожан развита в достаточной степени. Все святые почитаются, но особенно Покровы Пресвятой Богородицы... Прекрасных и местночтимых икон нет " . При новой церкви имелся небольшой архив, который чудом сохранился после пожара. В нем находились метрические книги с 1836 года. По штату 1876 года приход был одноклирным; состоял из священника и псаломщика. Годовой доход церкви - 30 рублей. Имелись и владения - 2 десятины земли при усадьбах, 16 - пахотной, которая была разбросана по 16-ти разным местам. Сенокосы и леса церковь ни имела. Дома и хозпостройки - гумно и два сарая " к тому же две старческие не пригодны для правки " .

http://sobory.ru/article/?object=38505

Брянск. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Покровской горе. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровский храм находится в центре современной Покровской Горы, которая получила название от построенного в городской крепости храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. После упразднения (вероятно, в 1500 году) самостоятельной Брянской Епархии Кафедральный Собор был переведен из Спасо-Гробовского храма в древний Покровский храм, находящийся в Брянской крепости. С этого времени он был наименован Брянским Покровским собором. На средства брянского помещика Е.Т. Алымова вместо старого деревянного храма в 1626 году был построен новый двухэтажный. Нижний храм был освящен в честь Святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси, Чудотворца. Верхний, летний храм, был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1798 году городским собором стал Преображенский храм Поликарпова монастыря, а Покровский собор стал приходским храмом, который с 1876 года был приписан к Преображенскому собору. В 1896 году Епархиальным начальством храм передан 144-му пехотному Каширскому полку и Богослужения в нем совершали полковые священники. В апреле 1919 года военный храм бывшего Каширского полка был закрыт и передан под школу. После закрытия здание храма неоднократно перестраивалось и приспосабливалось под нужды государственных учреждений. Были снесены глава и колокольня. Богослужения в храме возобновились с 24 мая 1991 года, после освящения верхнего храма Епископом Орловским и Брянским Паисием. 25 февраля 1995 года Архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек освятил нижний храм во имя Святителя Алексия, Митрополита Московского. 9 февраля 1996 года был освящен придел во имя Преподобных Олега и Поликарпа Брянских. В этом приделе совершается Таинство Крещения. Сведения взяты из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления). Старый Брянск, упоминаемый в летописи в 1146 году, был полностью разрушен татаро-монголами и отстроен заново уже на новом месте. Известно, что после возрождения города в середине XIII века его центр расположился на Покровской горе. Видимо, холм на берегу реки Десны тогда и получил это название - по крайней мере, первый Покровский храм вырос здесь примерно в это время. Именно это естественное укрепление являлось центром города, именно отсюда начинался древний Брянск. Первым его правителем был князь Роман Михайлович, при котором, возможно, и построили первый, ещё деревянный Покровский храм, давший имя холму, где стояла крепость. В 1500 году Брянск, принадлежавший тогда Великому княжеству Литовскому, взял великий князь Московский Иван III, после чего присоединив его к Москве; крепостная Покровская церковь превратилась тогда в кафедральный собор. После того как Брянск принялся развиваться как важный центр на оживлённом пути из Москвы в Малороссию, в конце XVII столетия, Покровский собор перестроили в камне, и он приобрёл знакомый нам облик.

http://sobory.ru/article/?object=00659

В ста сорока пяти верстах от Вильны и в пятидесяти пяти от уездного города Вилейки находится местечко Кривичи, представляющее своей историей немалый интерес для всякого, желающего ближе ознакомиться с историей Северо-Западного края вообще и православия здесь в частности. Предлагаемый рассказ из истории Кривичского православного прихода может осветить, каким образом этот издревле православный приход почти совершенно окатоличился и какое противодействие встречали в семидесятых годах настоящего столетия, при виленском генерал-губернаторе Потапове, попытки к восстановлению православия в этом месте. По рассказу этому можно будет судить и вообще о направлении политики этого печальной памяти администратора Северо-Западного края, одного из ближайших преемников незабвенного для сего края графа Михаила Николаевича Муравьева. В доисторические времена среди обитателей здешнего края появилась славянская колония кривичей. Колония эта мало-помалу распространялась, придерживаясь течения рек, по которым эти колонисты проникали в глубь непроходимых лесов и пущей Литовской земли. От имени этих обитателей получило свое название и местечко Кривичи, из дальнейшей его истории узнаем, что до 1642 года оно находилось во владении помещика Кишки, сын которого Януш был воеводою Полоцким и гетманом Великого княжества Литовского, а потом перешло в другие руки. Самое местечко расположено на правом берегу сплавной реки Сервача. Местность, большего частью, низменная и кое-где болотистая, покрыта кустарником; почва земли песчаная, усыпанная массою мелких камней. До половины XVII века здесь господствовало православие, что доказывается, между прочим, названием некоторых деревень, как-то: Русачки, Филиппки, а также существованием православной церкви, в которую Януш Кашка пожертвовал в 1651 году евангелие виленской печати издания 1640 года, и доселе хранящееся в церкви. Но, вероятно, именно со смертью Януша началось успешное совращение православных сперва в унию, а потом и в католицизм. Результатом всего этого было то, что в списке, составленном в 1802 году настоятелем униатской церкви в Кривичах, значится совращенных из прихожан в католицизм 647, а в 1840 году из прежних 140 домов с униатским населением оставалось всего 41.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В такой идее для русских политиков не было ничего принципиально нового. Уже в 1506 году, когда умер великий князь Литовский Александр Ягеллончик, отец царя Василий III предлагал литовским панам-радам, «чтобы они похотели его на государство литовское». Позднее и сам Иван IV, предвидя близкую смерть бездетного Сигизмунда II, поручил литовскому вельможе Яну Глебовичу, попавшему в русский плен и отпущенному в 1566 году обратно в Литву, вести переговоры с литовскими магнатами, чтобы после смерти короля «взяли сына его (Ивана IV. — Б.Ф.) себе за пана». С заключением Люблинской унии положение осложнилось, так как царь должен был добиваться своего избрания преемником Сигизмунда II не только в Великом княжестве Литовском, но и в Польше — стране, внутренние отношения в которой были русским политикам мало знакомы. Однако и выгоды в случае успеха оказывались гораздо более значительными, чем в случае, если бы Иван IV занял только литовский трон: были бы решены все проблемы, над которыми бились и сам царь, и его советники с конца 50-х годов. Спор двух государств из-за Ливонии потерял бы всякое значение, и никто более не мешал бы царю утвердить свою власть над балтийскими портами, по крайней мере над Таллином, который еще оставался под властью шведов. Соединение под властью одного монарха военных сил России и Речи Посполитой позволило бы не только организовать успешную защиту обоих государств от набегов крымских татар, но и приступить к еще более важной задаче — уничтожению самого Крымского ханства. Если бы Россия и Речь Посполитая объединились под его властью, говорил в то время царь, то «татарскому хану указал бы я дорогу за море». Наконец, избрание Ивана IV польским королем привело бы к усилению русского влияния на белорусских и украинских землях. Тем самым был бы сделан важный шаг на пути к решению главной задачи внешней политики московских правителей — «собиранию» всех земель Древней Руси под властью московских государей — потомков святого Владимира. Такими важными выгодами царь пренебречь не мог, и неудивительно, что он принял решение добиваться своего избрания на польский трон.

http://sedmitza.ru/lib/text/438974/

Вильнюс. Церковь Константина равноапостольного и Михаила Малеина. Романовская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Вильнюсскую Константино-Михайловскую церковь не случайно называют Романовской: возведена она в честь 300-летия Царствующего Дома Романовых. Тогда, в 1913 году, к юбилею в России были построены десятки новых храмов. У вильнюсской церкви - двойное посвящение: святому равноапостольному царю Константину и преподобному Михаилу Малеину. Предыстория этого события такова. Православные жители города задолго до юбилея Императорской фамилии вынашивали идею воздвигнуть церковь в память подвижника православия в Западном крае князя Константина Константиновича Острожского. В 1908 году в Вильне широко отмечалась 300-летняя годовщина со дня его смерти. Но храм-памятник к этому сроку из-за недостатка материальных средств построить не смогли. И теперь верным поводом для воплощения замысла представлялся " Романовский юбилей " , дававший надежду на благосклонность императора и материальную помощь от государства и от патриотически настроенных меценатов. К юбилею в окраинных губерниях России новостроящиеся храмы возводились в честь первого российского самодержца из династии Романовых - царя Михаила. И чтобы виленская церковь была в самом деле " Романовской " , было решено дать ей двойное посвящение - во имя небесных покровителей Константина Острожского и царя Михаила Романова. Князь Константин Константинович Острожский (1526-1608 г.г.) стал свидетелем судьбоносных для Западного края событий: объединения Королевства Польского с Великим Литовским княжеством (Люблинская Уния 1569 г.) и заключения Брестской Унии (1596г.). Князь, русский по происхождению и крещенный в православной вере, всеми силами отстаивал веру отцов. Он был членом Польского Сейма и на заседаниях парламента и при встречах с королями Польскими постоянно поднимал вопрос о юридических правах православных. Человек богатый, он материально поддерживал православные братства, жертвовал средства на строительство и обновление православных церквей, в том числе и виленских. В его родовом городе Остроге была организована первая в Великом Литовском княжестве православная школа, ректором которой был ученый грек Кирилл Лукарис, впоследствии ставший Константинопольским Патриархом. В трех типографиях К.К.Острожского печатались десятки наименований богослужебных книг, а также полемических статей - " Слов " , в которых отстаивался православный взгляд на мир. В 1581 году увидела свет " Острожская Библия " , первая печатная библия Восточной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=07926

Вместо введения Общий обзор истории разделения митрополии Киевской и всея России I. Образование и утверждение Польско-Литовского государства в русских юго-западных княжествах. Временное открытие и закрытие Галицкой и Литовской митрополий. Открытие Галицкой митрополии (1371). Объединение митрополий западно-русской Литовской и Киевской с кафедрой во Владимире-Клязьминском под властью м. Киприана. Витовт-литовский и отделение Киево-Литовской митрополии (в пределах Литвы) от Киево-Московской митрополии (в пределах северо-восточной Руси – 1414 г.). Новое объединение их под властью м. Фотия (1419 г.). Окончательное разделение всероссийской митрополии на две – Московскую и Киевскую (1459 г.). II. Состав и общие территориальные границы Киевской и Московской митрополий при их разделении и по разделении в связи с определением состава и территорий литовско-польского и московского государства за этот период до нач. XVI в. I В начале XIV в. русская церковно-государственная жизнь отлила с юго-запада на северо-восток – из Киева чрез Владимир (на Клязьме) в Москву. В Москве около храма Пресвятой Богородицы возросло и окрепло русское православное государство. Предсмертные слова м. Петра, сказанные московскому князю Ивану Калите в 1326 г., были пророческими, относясь во всей своей полноте к далекому будущему. Почти умирающий митрополит сказал: «сын мой, если послушаешь меня и построишь храм Богородице, то и сам прославишься с твоим родом пред другими князьями и город твой будет славнее всех русских городов; святители поживут в нем, он подчинит тебе врагов твоих, и прославится Бог Наш» 1 . Признанный в орде великим князем, Иван Калита стал собирателем земли Русской. Северо-восточная Русь потянула к Москве. Киевские митрополиты, упрочив свою кафедру во Владимире, – около великокняжеского престола, а местопребывание в Москве – рядом с великим князем, послужили церковному и политическому объединению европейского северо-востока под властью Москвы. Но отрадные явления исторической жизни северо-восточной Руси встретились с печальными явлениями на юге. Удаление митрополита из Киева в Москву было великой потерей для жителей начальной России, привыкших видеть около себя представителя русского церковного и гражданского величия и единства. Митрополит, ушедший из разоренного татарами Киева, унес с собою последнюю его славу, лишив старый город прав государственного центра. Народился тяжелый вопрос, долго беспокоивший русскую церковь , – вопрос о единстве русской митрополии, разрешившийся церковным отделением Киева от Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Время правления Казимира IV (1447—1492) К оглавлению После разделения (в 1458 г.) Киевской и Московской Митрополий юго-западная Церковь оставалась в юрисдикции Константинопольского Патриархата, но реально ее положение зависело от внутренней политики польско-литовского католического правительства. Король-католик Казимир IV, происходивший из русского православного рода, сначала не был противником Православия. Несмотря на все преимущества Римско-Католической Церкви, он и православным давал, например, такие привилегии: «Так же который будут литвин, або лях, крещены были у Витебску в русску веру, а хто из того роду и теперь живет, того нам не рушити, права их хрстьянского ни в чем не ломити». Казимир благосклонно относился к русским православным людям и не нарушал их права и обычаи (123). Но доброе отношение короля Казимира к Православию прекратилось после столкновения с Москвой из-за Твери и Новгорода. Новгород, заявивший о своем переходе в юрисдикцию митрополита Киевского Григория , великий князь Иоанн III (1462—1505) в 1471 г. покорил военной силой и навсегда упразднил федеративные новгородские вольности. Удар Иоанна III по Новгороду резко ухудшил отношения между Литвой и Московским княжеством. В конце 1460-х — начале 1470-х годов король Казимир становится активным сторонником римского католицизма. Казимир не только основывает костелы и католические монастыри, но и ходатайствует перед Папой об усилении католического влияния среди русских, утверждая, что число «еретиков и схизматиков» в княжестве и пограничных областях весьма велико, изо дня в день возрастает и угрожает достичь весьма крупных размеров, если не будет подыскано подходящее средство. Для противодействия распространению православия Казимир в 1468 г. вызвал в Ковно (ныне — Каунас) бернардинцев; в следующем году он «осаживает» их в Вильно и Троках (Тракай), строит костелы в традиционно православных городах — Пинске, Клецке, Дубровне, сооружает еще 27 костелов в литовских областях. Тем временем отношения Казимира IV и Иоанна III продолжали ухудшаться. Присоединение к Московскому государству Великого Новгорода (1478 г.), а вскоре и Тверского княжества (1485 г.) дало Иоанну III возможность обратить свои завоевательные планы на Литву и мечтать о присоединении Смоленска, Полоцка и Киева к своим землям. Казимир не мог равнодушно смотреть на переход литовско-русских князей к Москве, и притом с пограничными волостями.

http://sedmitza.ru/lib/text/436363/

Г.Я. Киприанович Высокопреосвященный Иосиф Семашко, митрополит Литовский и Виленский. Очерк жизни и деятельности Источник Предисловие В следующем 1895-м году исполнится ровно 100 лет со времени окончательного присоединения к России Западного края и 50 лет со времени перенесения митрополитом Иосифом епархиального управления и семинарии из м. Жировиц в г. Вильну. По этому поводу мы считаем благовременным познакомить читателей, в общедоступной форме, с жизнью и делами митрополита Иосифа, как наиболее замечательного церковного и государственного деятеля в Западном крае в последнее столетие. В настоящую книжку нами внесено самое существенное и необходимое из изданного нами в прошлом году обширного сочинения: „Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского, и воссоединение западнорусских униатов с православною церковью в 1839 г.» С 3-мя портретами. Ц. 3 р. Это сочинение рекомендовано Минист. народн. просвещения для приобретения в библиотеки. Предварительно скажем несколько слов о судьбах унии. Подробнее будет сказано об унии в приготовленном нами к печати сочинении: „Православие, католичество и уния в западной России». В 15-м веке великое княжество Литовское занимало обширную область. В состав его входили нынешние губернии: Виленская, Ковенская, Гродненская, Минская, Смоленская, Витебская, Могилевская, Черниговская, Киевская, Волынская и Подольская. Только в первых двух губерниях, Виленской и Ковенской, жили литовцы. Остальные девять губерний населяли русские – белорусского и малороссийского племени. Во всех этих древних русских областях, подпавших под власть литовских князей, до начала унии целые века господствовала православная вера, введенная здесь еще во времена св. Владимира. Православие укоренилось глубоко и прочно не только среди дворянства и князей, потомков удельных русских князей, но и среди простого народа. В 15-м веке Литовская православная митрополия заключала в себе целых девять епархий. Православная вера успела проникнуть даже в коренную Литву. В некоторых литовских и жмудских городах строились церкви и монастыри (в Троках, Сурдегах). В самой Вильне, столице Литвы, существовало в 16-м веке (до начала унии) 16 церквей, и не менее половины жителей этого города исповедовали православную веру. Принимая от своих соседей-русских православную веру, литовцы усвоили также их язык, обычаи и гражданское устройство. Литовские законы „статуты» также издавались на русском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010