На вечерне, на «Господи, воззвах» стихиры на 6: 3 из Триоди, 3 из Минеи, «Слава» – святого, если есть, «И ныне» – Крестобогородичен из Минеи. По «Свете Тихий» две паримии Триоди. На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й – «Слава» святого, если есть, «И ныне» – Крестобогородичен также из Минеи и обычное окончание вечерни по великопостному чину.    Великое повечерие с каноном святого Андрея Критского по чину понедельника 1-й седмицы. Глава 3. Среда 1-й седмицы    Утреня совершается, как в понедельник. Особенности: окончание первого Троична – «Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи».    Порядок исполнения канона в среду:    1-я песнь поется так же, как во вторник, то есть ирмос Минеи и тропари со стихами на 4. 2-я песнь не стихословится. 3-я песнь поется так: стихословится библейская песнь и после стиха «Лук сильных изнеможе» певцы поют ирмос канона Минеи. Певцы – «Яко неплоды». Чтец – 1-й тропарь. Певцы – «Господь мертвит». Чтец – 2-й тропарь. Певцы – «Господь убожит». Чтец – 3-й тропарь. Певцы «Посадити его». Чтец – Богородичен. Певцы – «Даяй молитву». Чтец – 1-й тропарь первого трипеснца. Певцы – «Яко не укрепляется». Чтец – 2-й тропарь. Певцы – «Да не хвалится». Чтец – 3-й тропарь. Певцы – «Но о сем да хвалится». Чтец – Богородичен. Певцы – «Господь взыде на небеса». Чтец – 1-й тропарь второго трипеснца. Певцы – «И даст крепость». Чтец – 2-й тропарь. Певцы – «Слава». Чтец – Троичен. Певцы – «И ныне». Чтец – Богородичен. Певцы – «Слава Тебе, Боже наш, слава Те6е». Чтец – последний тропарь трипеснца. Певцы – катавасию, ирмос 3-й песни второго трипеснца: «Утверди нас в Тебе, Господи».    Песни с 4-й по 9-ю стихословятся, как в понедельник.    Конец первого светильна – «Силою, Господи, Креста Твоего и спаси мя».    На стиховне стихиры Триоди. Окончание утрени и часы – по обычному великопостному чину.    Часы 1-й, З-й 6-й совершаются, как в понедельник.    Изобразительны в среду, пятницу и в те дни, в которые совершается Литургия Преждеосвященных Даров, имеют особенности, а именно: после 16 поклонов Трисвятое по «Отче наш». Возглас – «Яко Твое есть Царство». Аминь. «Господи, помилуй» (12 раз). Молитва «Всесвятая Троице...». «Премудрость». «Достойно есть». Иерей – «Пресвятая Богородице». Лик – «Честнейшую». Иерей – «Слава Тебе, Христе Боже». Хор – «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст и после него лик – «Господи, помилуй» (трижды).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

гл. 2). Все эти выражения значат одно и то же, именно: что «Господи воззвах» должно петь на тот глас, на который прилучится петь стихиры, например: на неделю – на прилучившийся глас (Октоиха) той недели, на которой стихиры поются. Когда же полагаются двум празднествам стихиры и притом разных гласов, в таком случае пение «Господи воззвах» бывает на глас тех стихир, которые поются первые. Псалом «Господи воззвах» в великом Часослове или Псалтири с восследованием и в Ирмологии печатается несколько иначе, нежели в Псалтири (малой) не служебной, именно печатается так, как он поется на вечерне – с повторением, в виде припева, слов первого стиха. Один лик поет: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи». Другой лик поет: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя, услыши мя, Господи». Засим в Часослове сказано: «и по чину стихи» 347 . В церквах следующие стихи псалмов обыкновенно читаются, а не поются, до того стиха, пред которым напечатано: «на 10-ть», или до того, пред которым напечатано: «на 8-мь», или: «на 6-ть», или: «на 4-ре», смотря по тому, сколько стихир положено петь. Например, если положено на 8-мь, то стихи псалма читают, а не поют, до того стиха, где напечатано: «на 8-мь», а с сего стиха поют их и т. д. 348 Но на всякой вечерне на все дни непременно поется псалом с теми стихами, которые следуют после слов: «на 4-ре», т. е. «От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа» и пр. В день же Благовещения на день Архистратига Гавриила, когда на «Господи воззвах» положено 11-ть стихир, пред 11-ою стихирою поется особый стих, взятый из предначинательного псалма ( Пс.103 ): «Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный» (Тип., 26-го марта). На вечерне на день чтения Великого канона св. Андрея Критского , кроме обычного числа 6-ти стихир Триоди, положено петь Великого канона 24-ре стихиры, по алфавиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Третья часть, главным образом, состоит из славословий и хвалений Богу и святым угодникам Божиим, и она подобна той части утрени, которая начинается пением канона. Третья часть повечерия начинается так же, как и вторая часть, воззванием: «Приидите, поклонимся», трижды. Затем читаются псалмы – Пс.69 : «Боже, в помощь мою вонми» (Тип., послед. понед. 1-й сед. вел. поста), и Пс.142 : «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей». Они составляют как бы переход, от службы покаянной к службе более торжественной. Так, в псалме: «Боже, в помощь мою вонми», говорится: «Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущий Тебе. Боже, и да глаголют выну: да возвеличится Господь, любящий спасение Твое» ( Пс.69:5 ). И в псалме: «Господи, услыши молитву мою», слышим: «Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных яко мертвыя века. . . Имене Твоего ради, Господи, живити мя, нравдою Твоею изведеши от печали душу мою» ( Пс.142:3, 11 ). Таким образом, здесь содержится как бы указание на то, что Господь, сошедши во ад, возвел из темницы ада души праведников. После указанных двух псалмов читается славословие: «Слава в вышних Богу», т. е. то славословие, которое на непраздничной утрени читается (а не поется). Прошения в этом славословии приспособляются ко времени суток – к ночи; так, в славословии читается: «на всяку нощь (а не день) благословлю Тя»; «сподоби, Господи, в нощь сию (а не в день сей) без греха сохранимся нам». На повечерии славословие составляет как бы продолжение молитвословий, содержащихся в предшествующих ему псалмах. В славословии находятся самые слова Пс.142:9, 10 «Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой». По прочтении славословия поется канон 413 , в котором прославляются святые, возрадовавшиеся и возвеселившиеся о Боге, ищущие Бога, которых Господь оживил, и души коих правдою Своею извел от печали. Когда в начале повечерия положено читать Великий канон святого Андрея Критского (в 1-ю седмицу Великого поста), тогда 69-й псалом: «Боже, в помощь мою вонми», читается пред каноном, в начале повечерия, а не в третьей его части 414 , так как в третьей части уже не бывает канона (Тип., послед. понедельника 1-й седмицы Великого поста).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

А потому лирика Нового времени рассчитана на эффект читательского изумления - подумать только, поэт сказал о тайне  моей души; но само это изумление предполагает, что поэт подрядился говорить о тайне своей души, о собственном индивидуальном бытии, причем последнее специально подчеркивается «хронотопическими» подробностями ради усугубляющего эффект «отказного движения» (термин С. М. Эйзенштейна). Но с духовной литературой средних веков дело обстоит иначе - и куда проще. Слияние чувств поэта и читателя - для молитв и покаянных плачей не парадоксальный и неожиданный результат про тивостояния двух индивидов, их диалектического контраста, но само собой разумеющееся задание. Здесь никто не удивится тому, как это поэт умудрился сказать обо всех и за всех; ничего иного и не предполагалось уже априорно. И вот еще важное различие: отождествляя свое «я» с «я» поэта, читатель как бы раздваивается внутренне на абсолютное «я», пригодное к такому отождествлению, и эмпирическое «я», заведомо отличное от лирического героя (причем последний не совпадает также и с эмпирическим «я» поэта, так что раздвоение проникает и в облик последнего); с духом средневековой аскетики подобная игровая установка несовместима. Здесь раздвоения и актерские переодевания не допускаются. Это значит, что все приметы индивидуальной биографии должны быть либо элиминированы, либо обобщены до такой всечеловеческой парадигмы, в которой каждая деталь без остатка переработана в символ. Иначе не могла бы состояться процедура усвоения текста общиной, для жизненного обихода которой он создан. Процедура эта предполагала, что все члены общины могут «едиными устами и единым сердцем», как гласит одна литургическая формула, произнести текст как свое аутентичное коллективное высказывание, то есть что каждый член общины применяет каждое слово к самому себе, и притом без всяких метафор и раздвоений, возможно более буквально; чем буквальнее, тем лучше. Когда, например, византиец присутствовал за великопостной службой при речитативном чтении «Великого канона» Андрея Критского, он мог иметь какие-то представления о биографии этого гимнографа - более или менее реальные, почерпнутые из житийной литературы, или фантастические, почерпнутые из фольклорного предания, где святой выставляется неким новым Эдипом, - но при каждом возгласе этого покаянного гимна ему предлагалось думать отнюдь не о грехах Андрея, а о своих собственных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Иной трипеснец Ирмос: Тебя, между небесами и землей: Святии Апостоли, молите Бога о нас. Припев: Святые Апостолы, молите Бога о нас. Тя благославное апостольское собрание,/песньми величаем:/вселенней бо светила светлая явистеся,/прелесть отгоняще. Тебя, славное Апостолов собрание,/мы песнопениями величаем:/ибо явились вы вселенной светилами светлыми,/заблуждение отгоняющими. Благовестною мрежею вашею,/словесныя рыбы уловивше,/сия приносите всегда снедь Христу,/апостоли блаженнии. Сетью вашего благовестия,/вы, разумных рыб уловив,/их всегда приносите как снедь Христу,/Апостолы блаженные. К Богу вашим прошением/помяните нас апостоли,/от всякаго избавитися искушения, молимся,/любовию воспевающия вас. В прошениях ваших к Богу/помяните нас, Апостолы, молим вас,/да избавимся от всякого искушения/мы, с любовью вас воспевающие. Пресвятая Троице Боже наш, слава Тебе. Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе! Троичен: Тя триипостасную Единицу,/Отче, Сыне, со Духом,/Единаго Бога единосущна пою,/Троицу единосильную и безначальную. Тебя, Единство в Трех лицах,/— Отче и Сын с Духом,/— как единого Бога единосущного пою,/— Троицу единую силой и безначальную. Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Богородичен: Тя Детородительницу и Деву,/вси роди ублажаем,/яко Тобою избавльшеся от клятвы:/радость бо нам родила еси Господа. Тебя, Дитя родившую и Деву,/мы, все роды, блаженной именуем,/ибо чрез Тебя избавились от проклятия:/ведь Ты нам радость — Господа родила. Великаго канона ирмос: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное,/Матере безмужныя нетленен Плод,/Божие бо рождение обновляет естества./Темже Тя вси роди,/яко Богоневестную Матерь,/православно величаем. Ирмос Великого канона: От зачатия без семени рождение неизъяснимо,/у Матери, не знавшей мужа, непорочен Плод:/ибо обновляет Божие рождение законы естества./Потому Тебя мы, все роды,/как Бога нашего Матерь/православно величаем. Ум острупися, тело оболезнися,/недугует дух, слово изнеможе,/житие умертвися, конец при дверех./Темже моя окаянная душе, что сотвориши,/егда приидет Судия испытати твоя?

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikij-k...

Время Великого поста, даже если человек не участвует в службах, становится спасительным периодом, когда он получает больше оснований отказаться от греховного, когда острее переживает свое нравственное несовершенство. Если бы не было такого периода, то легко было бы окончательно погрязнуть в суете и откладывать покаяние на потом. Вероника Сердюк, жена священника, мать четверых детей, Минск, Беларусь Чистим картошку и слушаем канон Помню, еще в моем девичестве Великий пост был действительно новой страницей в жизни, а Чистый понедельник — моим персональным Новым годом. Прожив эти 40+8 дней, я действительно становилась другой. Сейчас почему-то такого ощущения, увы, нет. Конечно, мы стараемся больше молиться, чаще читать Евангелие, воздерживаться от развлечений. Но по-настоящему строго проводим только первую, последнюю и крестопоклонную седмицы. Посещать с детишками богослужения первой недели с чтением Покаянного канона Андрея Критского — искушение себе и людям, а оставить малышей я еще не могу. Поэтому делаем так: выключаем мультики, ставим диск с записью канона и занимаемся с детками чем-то спокойным. Например, чистим картошку, а я говорю: «Папа скоро придет с важной службы, будем кушать. А еда сейчас такая оттого, что пост. Мы ждем Пасхи и должны немного воздержаться от мультиков, мороженого и подумать о важном, зачем Христос за нас страдал...» Мне очень не хватает участия в специальных великопостных благотворительных акциях и в катехизациях (когда через молитву, слушание, чтение и размышление очищается и укрепляется душа). А иначе на Пасху я ощущаю себя немного тоскливо: словно я пришла на чужой брачный пир... Полина Осетинская, пианистка, Москва Стараюсь отказываться от концертов и приемов И телесная, и духовная сторона воздержания для меня тяжела, но я люблю пост. Я жду его всегда. Долгий путь к Страстной неделе для меня каждый год очень важен. Самое главное, и самое сложное, по-моему, в это время — не думать плохо о людях, не обижаться, не осуждать. Я стараюсь обращать на это особенное внимание. Если к концу поста при мне начинает кто-то ругаться, мне становится просто физически плохо. Ограничение в пище для меня — тоже существенная жертва, потому что я очень люблю готовить, изобретать какие-то блюда, и нахожу во всем этом большое удовольствие.

http://foma.ru/velikij-post-kak-on-menya...

Великое повечерие с каноном святого Андрея Критского по чину понедельника 1-й седмицы. Глава 3. Среда 1-й седмицы Утреня совершается, как в понедельник. Особенности: окончание первого Троична – «Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Порядок исполнения канона в среду: 1-я песнь поется так же, как во вторник, то есть ирмос Минеи и тропари со стихами на 4. 2-я песнь не стихословится. 3-я песнь поется так: стихословится библейская песнь и после стиха «Лук сильных изнеможе» певцы поют ирмос канона Минеи. Певцы – «Яко неплоды». Чтец – 1-й тропарь. Певцы – «Господь мертвит». Чтец – 2-й тропарь. Певцы – «Господь убожит». Чтец – 3-й тропарь. Певцы «Посадити его». Чтец – Богородичен. Певцы – «Даяй молитву». Чтец – 1-й тропарь первого трипеснца. Певцы – «Яко не укрепляется». Чтец – 2-й тропарь. Певцы – «Да не хвáлится». Чтец – 3-й тропарь. Певцы – «Но о сем да хвалится». Чтец – Богородичен. Певцы – «Господь взыде на небеса». Чтец – 1-й тропарь второго трипеснца. Певцы – «И даст крепость». Чтец – 2-й тропарь. Певцы – «Слава». Чтец – Троичен. Певцы – «И ныне». Чтец – Богородичен. Певцы – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – последний тропарь трипеснца. Певцы – катавасию, ирмос 3-й песни второго трипеснца: «Утверди нас в Тебе, Господи». Песни с 4-й по 9-ю стихословятся, как в понедельник. Конец первого светильна – «Силою, Господи, Креста Твоего и спаси мя». На стиховне стихиры Триоди. Окончание утрени и часы – по обычному великопостному чину. Часы 1-й, З-й 6-й совершаются, как в понедельник. Изобразительны в среду, пятницу и в те дни, в которые совершается Литургия Преждеосвященных Даров, имеют особенности, а именно: после 16 поклонов Трисвятое по «Отче наш». Возглас – «Яко Твое есть Царство». Аминь. «Господи, помилуй» (12 раз). Молитва «Всесвятая Троице...». «Премудрость». «Достойно есть». Иерей – «Пресвятая Богородице». Лик – «Честнейшую». Иерей – «Слава Тебе, Христе Боже». Хор – «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст и после него лик – «Господи, помилуй» (трижды).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Песнь 8.7, ср. 4 Цар. 15, 5, 2 Пар. 26, 19. Это в итоге побуждает преподобного Андрея написать один из поразительнейших, значительных тропарей: «Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытари и прелюбодеи кающиися». [Христос, сделавшись человеком, призвал к покаянию разбойников и блудниц; покайся, душа, дверь Царства уже открылась, и прежде тебя входят в нее кающиеся фарисеи, мытари и прелюбодеи]. – Песнь 9.5, ср. Мф. 21,31, 11,12. Что бы мы ни называли нашим благочестием, добродетелью, верностью или строгостью жизни, здесь мы сталкиваемся с реальностью: те, о ком мир мог бы сказать – или мы сами могли бы сказать, соблазняясь порочной гордостью, – что они гораздо «хуже» нас, – те и есть входящие в Царство Небесное прежде нас. Так много времени Великого Поста мы уделяем этим категориям, этим типам людей: фарисеям, мытарям, скорбящим грешникам. «Фарисеева убежим высокоглаголания» . «Фарисеа велехвальный глас… возненавидевше» . И всё же суть вещей, которые мы видим в образе фарисея и которых должны избегать, такова: те грешники идут в Царство Небесное, а я нет, ведь они в конечном счете каются, а я упрямо грешу и мёртв для настоящего покаяния. 2) Второй аскетический посыл Великого Канона – что весь грех в моей жизни, каким бы тяжеловесным и порабощающим он ни был, нельзя отождествлять с моей истинной человеческой природой, которую я получил при сотворении. Отчаяние, которое слишком часто следует за осознанием греха – особенно если это осознание достигнуто чисто светскими или неправославными способами, – обычно приходит из-за смешения моего греха с моей природой, из-за неразличения греха и природы. К величайшему прискорбию, это одно из отличий некоторых форм протестантизма и католицизма от православного учения: они понимают грех как неотъемлемую часть нашей «падшей природы», в которой его невозможно отделить от того, кто я есть. Но если моя сущность такова, что я грешник, какая мне надежда на преображение? В чём тогда смысл аскетической жизни?

http://pravoslavie.ru/159250.html

Приведенные лирические восклицания св. Андрея полны силы, умиления, свежести и захватывающих сердце драматических чувств. Контрастное представление жизни и вот-вот наступающей смерти, страшного суда Божия и неотвратимого решения здесь навеки личной участи невольно сжимает и ужасает сердце всякого слушателя тропарей и властно влечет его к покаянию. Неослабевающее внимание к словам Канона св. Андрей поддерживает библейскими иллюстрациями из истории Ветхого и Нового Заветов с лаконичными их толкованиями. Рассмотрим прежде оригинальное освещение св. Андреем разных ветхозаветных фактов грехопадений и восстаний людей от греха. 1. «Я, – замечает святитель Андрей, – привожу Моисееве миробытие ... и повести о праведных и неправедных. (Грешная) душа подражает вторым, а не первым» 813 . (Но я) «побуждаю душу подражать деяниям праведных и избегать подражания лукавым грехам» 814 . Библейские события интересны св. Андрею, как подобия людских грехопадений и восстаний, однообразно повторяющихся во все времена бытия человечества. По его словам, в греховных соблазнах людей страстные помыслы выполняют роль Евы – искусительницы Адама. Претворяясь в дела, помыслы страстей порождают затем любострастную человеческую жизнь и оживляют плоть. Всякий смертный грех повторяет в духовном смысле человекоубийства Каиново и Ламехово. Он убивает совесть и дух человека, разобщая их с благодатью Св. Духа; поэтому грешник не может приносить Богу приятных жертв непорочной жизни по примеру Авеля, Сифа, Еноса, Еноха и Ноя 815 . Взамен смоковных листьев и кож, некогда прикрывавших прародительскую наготу, грешник покрывает свое душевное безобразие чувством стыда пред Богом 816 . В потоках душевных страстей утопают массы людей, на подобие нечестивцев, погибших в водах, всемирного потопа, и египтян, утонувших в Чермном море при Моисее 817 . Из страстных похотей каждая грешная душа готова построить новую Вавилонскую башню. Но Создатель останавливает ее замыслы и ухищрения 818 . Страсти сожигают души людей, как геенский огонь Содомлян, делают их неподвижными на добро, наподобие соляного столпа, в который некогда превратилась жена Лота 819 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

I. Внутренний характер покаянных песнопений св. Софрония и содержание их Трипеснцы св. Софрония на св. Четыредесятницу проникнуты глубоким и искренним чувством сокрушения о грехах и отличаются силой и возвышенностью мыслей. По этим внутренним качествам трипеснцы св. Софрония нисколько не уступают великому или умилительному канону знаменитого современника его св. Андрея Критского (скончавшегося, впрочем, гораздо позже св. Софрония именно в 713 г.). Но по характеру содержания и способу раскрытия покаянных мыслей трипеснцы св. Софрония значительно разнятся от великого канона св. Андрея. В своем каноне св. Андрей обозревает духовным взором многие события обоих заветов, излагает эти события в духе глубокого сердечного сокрушения и, с необыкновенным искусством прилагая каждое из них к состоянию грешной души, извлекает отсюда сильные побуждения к исправлению и покаянию. В развитии покаянных мыслей св. Софроний следует другому методу. Он черпает побуждения к исправлению и покаянию не из обозрения библейских событий и применению их к состоянию падшей души, а из благочестивых размышлений о греховности души и угрожающей от этого ей опасности. Углубляясь в самого себя и обозревая всю свою протекшую жизнь и дела, песнописец находит себя согрешившим, и оскорбвшим Бога больше всех людей, и потому побуждает свою душу к покаянию, напоминая ей о страшном суде и рекомендуя средством к покаянию христианский пост; пост же, по воззрению песнописца, должен состоять не столько в воздержании от пищи, сколько в воздержании от страстей, победе над ними. Свои мысли песнописец нередко прерывает теплою молитвою к Спасителю, к небесным силам, св. апостолам и мученикам. Спасителю песнописец молится о даровании ему духа сокрушения и о милостивом оставлении грехов, а у небесных сил, апостолов и мучеников просит покровительства и заступничества пред Богом. Не забывает в своих молитвах песнописец и отошедших из этой жизни православных христиан, прося им помилования и упокоения в мирных горних обителях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010