После восьмой песни канона торжественно, с каждением всего храма, поется песнь Пресвятой Богородицы: Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Яко призре на смирение рабы Своея, се бо, от ныне ублажат Мя вси роди. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его. Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их. Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи. Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века. Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века (Лк 1:46–55). Дева Мария радостно и смиренно прославляет Господа за славу, которая Ее ожидает, за то, что Он помнит о самых простых и незаметных людях, восстанавливает справедливость внутри избранного народа, что Он верен Своим обещаниям.  Каждый стих песни поется с припевом «Честнейшую Херувим». Пением этой песни на Утрене мы прославляем Пресвятую Деву и исповедуем истинной Богородицей, Матерью Света, Которая выше всех ангелов. Молитва хвалы После канона поются последние псалмы Псалтири — 148-й «Хвалите Господа с небес», 149-й «Воспойте Господеви песнь нову» и 150-й «Хвалите Бога во святых Его». Все они призывают к прославлению Бога, поэтому называются «Хвалитны». Псалмы и следующие за ними радостные стихиры — это заключительная молитва хвалы, приносимая всем Творением своему Творцу. Великое славословие Возгласом «слава Тебе, показавшему нам свет!» начинается один из древнейших христианских гимнов IV–V вв. — Великое славословие. В древности эти слова произносились на рассвете, при появлении первых лучей солнца.

http://blog.predanie.ru/article/utrennee...

Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» (Иов. 1:1—22).    «Слышала ли ты, душа моя, как Иов на гноищи оправдался?» — спрашивает тебя преподобный писатель Великого канона.    Почему в христианском мышлении имя «Иов» неотделимо от определения «праведный»?     «Был некий человек в земле Уц» (или, как написано «в Сирской книге», в земле Авеситидийской на пределах Идумеи и Аравии... около берегов Евфрата (1 Пар. 1:44).), пятый от Авраама, происходил он от отца Зарефа, сынов Исавовых сын, матери же Воссоры, и был вторым царем Едома после Валака, или Белы, сына Веорова (См.: 1 Пар. 1:44—45).    Он был «беспорочен и чист во всех деяниях, ...он соблюдал Закон и заповеди в том виде, в котором они были явлены человечеству еще до Синайского законодательства (то есть законы сынов Ноевых). Известно, что через Авраама и Исаака их потомкам эдомлянам (к которым принадлежал Иов), как и израильтянам, были даны еще и дополнительные постановления и заповеди. В частности, Иовом в какой-то форме соблюдалась заповедь о субботе» — «в субботу он совершал обряд поклонения Всевышнему и просил Его простить грехи своих близких.    ...Он не только почитал Всевышнего, но и знал Его имя, которое было возвещено патриархам, а впоследствии — Моисею и всему народу Израиля. ...Он воспитывал детей в страхе Божием ...и дети его имели представление об истинном служении Богу, поскольку были в этом наставлены отцом.    Иов оказывал помощь всем нуждающимся, что предписано заповедями Создателя ... — как колеблющихся в вере, так и материально нуждающихся Иов поддерживал, он как бы «выпрямлял» их жизнь и ставил их на ноги».    Так Писание рисует нам образ ветхозаветного праведника, не имеющего порока, посвятившего свою жизнь не столько добыванию хлеба насущного и иных материальных благ, сколько благодарению Бога за всё, что Он дал ему — от самой жизни до возможности проводить ее в мирных и благоприятных условиях.    Но вся ли это праведность? Только ли в благоприятных условиях она может развиваться и достигать небесных венцов?    Однако же самое имя «Иов» (прежнее же его имя было «Иовав» (Ср.: Иов.42:17) говорит об обратном.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Bmop. VIII, 11. 12. 14 . Берегись, чтобы ты не забыл Господа – ,...когда будешь есть и насыщаться ( ) ...чтобы не надмилось сердце твое – и не забыл ты Господа – При этом, должно иметь в виду, что 4 и 5 стих XIII главы Осии по содержанию соответствуют 15 и 16 стихам VIII гл. Второзакония: Oc. XIII, 4. 5 . Я Господь Бог твой от земли Египетской... и нет Спасителя, кроме Меня. Я признал тебя в пустыне, в земле жаждущей. Bmop. VIII, 15. 16 . ... Который провел тебя по пустыне, великой и страшной... питал тебя в пустыне манною... дабы смирить тебя... чтобы впоследствии делать тебе добро. Такое соответствие контекстов указывает на несомненное родство текстов Oc. XIII, 6 и Bmop. VIII, 11. 12. 14 . Когда пророк Осия в восьмой главе, 13 стихе, своей книги говорит: они (израильтяне) возвратятся в Египет – , – тем самым он указывает на Bmop. XXVIII, 66. 68 . И будешь трепетать ночью и днем... и возвратить тебя Господь в Египет – . Так думать нужно потому, что пророк Иеремия имеет в виду собственно Ассирию, как показывает Oc. IX, 3 Ефрем возвратится в Египет и в Ассирии будет есть нечистое, а особенно Oc. XI, 5 , где пророк как бы желает устранить всякое недоразумение: Не возвратится он (Ефрем) в Египет; но Ассур – он будет царем его, потому что они не захотели обратиться ко Мне. Итак пророк говорит об Ассирии, как Египте, желая показать исполнение пророчества Bmop. XXVII, 68 . Есть много и других мест у пророка Осии родственных изречениям Пятокнижия, напр.: Oc. V, 14 . ...как лев ... Я растерзаю... и никто не спасет . Oc. II, 10 и никто не исторгнет ея из руки Моей – Или как не понять в смысле ссылки на Второзаконие Oc. V, 10 ? Вожди иудины стали подобны передвигающим межи Не менее поразительно родство с Пятокнижием изречений пророка Амоса, «одного из пастухов Фекойских» ( Aм. I, 1 ). В этом отношении вторая половина 7 стиха II главы Амоса путь кротких извращают ( ), даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы безславить святое имя Мое обращает на себя внимание 1) тем, что два преступления здесь упоминаются рядом подобно тому, как это имеет место во Bmop. XXVII, 19. 20 Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову; проклят, кто ляжет с женою отца твоего; 2) употреблением глагола , свойственного Пятокнижию, как в указанном Bmop. XXVII, 19 (кто превратно судит – ), так и в других местах, напр. Ucx. XXIII, 6 Не суди превратно тяжбы бедного твоего – , а также Bmop. XVI, 19 Не извращай закона Bmop. XXIV, 17 Не суди превратно пришельца – и проч. 3) тем, что выражение чтобы безславить святое имя Мое – является отражением Лев. ХХ, 3 чтобы .... обезчестить святое имя Мое – и сродных этому мест Лeb. XVIII, 21; XXI, 6; XXII, 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

В человеке уже нет и тени мужества, и когда Свет и Бог заволакиваются тьмою, человек бессилен противоборствовать ей, так как нет у него в душе прочной опоры, и поэтому «соблазны» тьмы одерживают легкую победу и господствуют. " Все вы соблазнитесь о Мне« в эту ночь предательства Бога, ночь тьмы, обмана и господства призраков. И исполняется пророческое слово: «Поражу пастыря, и рассеются овцы». Поражается в душе Пастырь и Вождь – Бог, и овца-душа заблудится и погибнет на распутьях жизни. «Владыко, десным овцам мя сопричти, презрев прегрешений моих множество» (Великий Вторник, 9-я песнь канона на утрени). Петр сказал Ему (Христу): если и все соблазнятся, но не я. И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, ...трижды отречешься от Меня. Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили ( Мк.14:29–31 ). Ученики любят Господа. А Петр пламенеет к Нему любовью. Сколько раз он являл свою любовь? Разве все они не были искренни, когда говорили о смерти за Него и с Ним? И разве в действительности большинство их не отдало за Него своей жизни? Однако в ответ на заявление Петра и учеников Господь предрекает отречение Петра! Так обнажается человеческая самонадеянность. Так в христианском пути жизни силу и устойчивость подвига гарантирует не человеческое желание, как бы оно ни было захватывающе велико и искренне, а Божия Сила, которой живет и действует подвижник и которая совершает его спасение. Вооруженные Божией Силой, Петр и другие избранные и запечатлели свой подвиг смертью за Господа. «Благословен Грядый спасти крестом всяческая» (Неделя ваий, 9-я песнь канона на повечерии). И говорит ему (Петру) Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня ( Мк.14:30 ). Сочетание цифр – дважды и трижды, троекратное отречение при двукратном пении петуха – образец малодушия души, уходящей от Христа. Когда она совершила первую измену, когда она стала на путь отречения, она уже не остановится на скользком пути уклона жизни. Уже без всяких понуждений извне душа, как бы подгоняемая собственным банкротством, торопится засвидетельствовать свою верность злу и уж забегает вперед на пути предательства и совершает измены, опережая кнут погонщика.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Возьмите сию книгу закона и положите ее одесную (­ «от страны» – ) ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя ( Bmop. XXXI, 26 ). Не об отдельном отрывке или месте ( ) идет речь, но о книге ( ), как связном целом, о той определенной книге ( ), которая становится мало-по-малу собственным именем Пятокнижия: Ucx. XVII, 14 И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу ( ); XXIV, 7 И взял книгу завета и прочитал; Bmop. XXVIII, 58 – 61 . Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанныя в книге сей... всякую язву, не написанную (и всякую написанную) в книге закона сего Господь наведет. Так само Пятокнижие дает знать об определенном хранении книги Закона. Это не случайное явление; оно ставится в связь с самым существом теократии. И она там будет свидетельством против тебя ( Bmop. XXXI, 26 ): там, откуда исходят щедроты Божии, должен стоять и обвинитель народного жестокосердия; левиты, носящие ковчег завета, должны были беречь книгу закона рядом с ним, чтобы она, будучи обвинителем, оправдывала зло, которым имел быть наказан непослушный Израиль. Конечно, помимо автографа закона Моисеева, должны были с течением времени явиться списки с него, например для чтения народу во время священных собраний ( Лeb. XXIII, 2 ) в великие праздники, согласно предписанию пророка Моисея: По пришествии семи лет, в год отпущения в праздник Кущей, когда весь Израиль придет явиться пред лице Господа Бога твоего, на место, которое изберет (Господь), читай сей закон пред всем Израилем вслух его ( Bmop. XXXI, 11 ). Проникнутый живой ревностью к теократии, Иисус Навин, преемник великого пророка Божия, был достойным его подражателем и выполнителем его намерений. Подражанием был и его предсмертный образ действий. Последний его завет народу – соблюдение завета Божия. Символическим свидетелем народных обещаний он ставит большой камень... под дубом, который подле святилища Господня (Иис. Hab. XXIV, 26 – 27 ), и делает то же, что Моисей: к книге закона Божия присоединяет свою, полагая ее, очевидно, и в том же месте у ковчега – И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, говорит священный автор с явным указанием на упомянутое место Второзакония (XXXI, 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Все это и проясняет тот запутанный вопрос, с которого мы начали разговор в этой статье. Мы сознаем свою греховность, и знаем, что спастись мы можем только через Христа. Но как? Это одновременно и просто, и сложно: «Бдите и молитесь, да не внидите в напасть» (Мк. 14,38). Мы всегда должны находиться в молитвенном ожидании для кого-то единственного, а для кого-то и не единственного жизненного выбора, который определит нашу судьбу и судьбу людей вокруг нас. Причем, вопреки бытующему мнению, сделать сам выбор совсем несложно. Что за выбор между Светом Христовым и тьмой? Трудность в том, чтобы очи нашего сердца были достаточно чистыми и незахламленными сучковатыми бревнами, чтобы в нужный момент распознать Спасителя на фоне миллиона несущественных вещей и событий. Именно ради этого, раз в году мы и пытаемся проводить генеральную уборку нашей души Великим Постом. Дорогие усердные читатели, если Вы дочитали до этого места, у Вас может возникнуть резонный вопрос: «Написав так много о великомученике Феодоре Тироне, что Вы конкретно предлагаете? Мало того, что мы посещаем одну или несколько служб Великого канона, хотя бы одну из Литургий Преждеосвященных Даров, собираемся пойти на Литургию в воскресенье, так, по-Вашему, еще и в субботу надо прийти на службу?! Простите, но не у каждого есть возможность взять отпуск на всю седмицу, а по-другому никак не получится. Да и не везде служат, наверное.» В нашей семье мы давно нашли ответ на этот вопрос. Память Феодора Тирона стала для нас одним из любимых семейных праздников. В этот день мы печем особый ржаной каравай с крестом, символизирующий, что Феодор, как поется в песнопении праздника, «огнем бо всесожжегся, и яко хлеб сладкий Троице принесеся». Конечно же делаем и коливо – пшеничную кашу, заправленную медом и разными сухофруктами. Кроме событий праздника она напоминает нам еще и важнейшие евангельские слова, применимые и к святому великомученику: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.» (Ин 12,24-25) Готовим и другие постные блюда. Перед трапезой поем молебен святому Феодору с чтением канона, текст которого нетрудно найти в интернете. Наш сын всегда с нетерпением ждет окончания первой седмицы ради этого незатейливого, но очень теплого праздника.

http://pravmir.ru/feodor-tiron-razglyade...

Господь будет ждать тебя не в Иудее подзаконного рабства, не как наемника, подъявшего невольное иго, а Он встретит тебя в Галилее на горе ( Мф.28:16 ), где соберутся все свободно «бегущие» дети Божия Царства, свободные сыны благодати ( Ин.20:4 ). «Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос воскресе и ад пленися» (припев 9-й песни пасхального канона). И, выйдя, побежали (мироносицы) от гроба; их объял трепет и ужас ( Мк.16:8 ). Это трепет и ужас необычности. Так же трепещет душа, прикоснувшаяся Божественному Свету. Он настолько ярко осветит человеческую природу и изничтожит человеческое, что душу охватит трепет. Не в таком ли трепете говорил апостол Христу: «Выйди от Меня, Господи! потому что я человек грешный» ( Лк.5:8 )? Но есть в этом трепете возвышающее чувство плененности, при котором душа уже не оторвется от Христа. Значит, в таком трепете две стороны: на одной – ужас за себя, за старое, от которого нужно только содрогнуться, скрыться, бежать, и на другой – радость зова, прощения, возрождения во свете и всей ласки любви и всыновления. Святой евангелист Матфей и отмечает обе стороны душевного состояния мироносиц. «Выйдя поспешно из гроба, – рассказывает он, – они со страхом и радостью великою побежали» ( Мф.28:8 ). И ты встрепенись от зовущего Божественного Света, ужаснись своей отчужденности от него и темноты, и кинься без рассуждения, с великой радостью кинься на другой путь, на котором Он ждет тебя и найдет тебя. «Христос новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира» (припев 9-й песни пасхального канона). Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов ( Мк.16:9 ). Так вознаграждается любовь! Ей дарится первая радость. Мироносицы при жизни Христа и во время Его страданий и после самой смерти Христа обнаружили так много самоотверженной любви к Господу, любви, превосходящей самую любовь избранных апостолов, что Господь по Своем Воскресении является им первым, предпочтительно пред всеми учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

«Земля высокая», куда должен был идти Авраам, в еврейском тексте указывается землею Мориа. По этим именем толковники обыкновенно разумеют ту гору Мориа, на которой впоследствии Соломон построил Иерусалимский храм (2 Книга Паралипоменон 3:1). Некоторые толковники, разумеют под горою Мориа Голгофу, отождествляют место распятия Спасителя с местом жертвоприношения Исаака. Под ангелом Господним (Евр. «Ангел Иеговы») явившимся Авраамом, толковники разумеют Ангела завета, второе лицо Святой Троицы. Слова, которые произносит явившийся патриарху Ангел, показывает в нем лицо Божественное (12:15–18). Сущность, значение и цель великого испытания Авраама подробно и обстоятельно объясняют Священное Писание и святые отцы и учители Церкви. Сам бытописатель говорит, что необыкновенным повелением, данным патриархом, Бог — «искушал Авраама» (1 ст.). Конечно, искушение это нужно было не для Бога, Который, как Всеведущий, знал, что патриарх выйдет победителем из предстоящего ему искушения, но для самого Авраама и для всех последующих поколений. По отношению к самому Аврааму настоящее искушение имело своею целью укрепить веру патриарха. Силу и значение глубокой веры Авраама выясняет святой апостол Павел, когда говорит: «верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и имея обетования принес единородного, о котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя». Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресит» (Евр. 11:17–19 ст). «Но, по апостолу Иакову, «Вера без дел мертва», и потому Авраам оправдался от дел «возложив на жертвенник Исаака, сына своего». «Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства» (Иак. 2:20–22). С другой стороны пример Авраама имел важное значение для всех последующих поколений, которым в великом самоотверженном подвиге патриарха указан достойный подражания пример (14 ст.). На конец искушения, Авраама имел и глубокое преобразовательное значение: в жертве Исаака Господь предуказал великую голгофскую жертву. Подобно тому, как Авраам не пощадил ради Господа сына своего возлюбленного (12 ст.), так Сам Господь «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим 8:32; Ин. 3:16). По святому апостолу Павлу Авраам при жертвоприношении Исаака думал «что Бог силен и из мертвых воскресит. Почему и получил Его предзнаменование» (Евр. 11:19), то есть получил его как прообраз воскресения Христа Спасителя, последовавшего после Его искупительной смерти. Поэтому Исаак, приносимый в жертвы, по словам церковной песни — был образом Христовой смерти (тропарь по 6 песни канона, в неделю праотцев). «Авраам же, жряше сына, предвоображал заклание вся Содержащаго» (тропарь по 6 песни канона 20 декабря).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Из других древнейших пророков, кроме Михея, влияние книги пророка Исаии сказалось на Иоиле и Амосе 20 . Uc. XIII, 6 имеет почти буквальное сходство с Uouл. I, 15 . Рыдайте, ибо день Господа близок, идет, как разрушительная сила (­опустошение) от Всемогущего О, какой день! Ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он. В приведенных текстах разность заключается лишь в начальных словах – рыдайте ( ) и о, какой день ( ), а также в союзе и ( ), что у пророка Иоиля. Сродство мест тем более сильно, что оно имеет место и при дальнейшем описании дня Господня (ср. Uc. XIII, 6 и Uouл. II, 1; III, 16 : день Господень). В самом деле: Uc. XIII, 13 . Uc. XIII, 10 –       Потрясу небо и земля сдвинется. Звезды небесныя и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим. Uouл. IV, 16 (русск. т. III, 16) Uouл. II, 10 Uouл. III, 4 (II, 31) Содрогнутся небо и земля. Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет. Солнце превратится во тьму и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. В этом описании дня Господня ( – Uc. XIII, 6 ; Uouл. III, 4 по еврейскому тексту), помимо самого названия, находим следующие признаки сродства: 1) почти буквально сходные выражения Uc. XIII, 13 шамаим вргиз ветир’аш гаарец, Uouл. IV, 16 вераашу шамаим ваарец, причем недостающее у Uouл. IV, 16 аргиз восполняется Uouл. II, 10 рагза эрец; в этом же месте Uouл. II, 10 повторяются раашу шамаим, как новое отражение Uc. XIII, 13 шамаим... ветираш... 2) очень сходное начало фраз Uc. XIII, 10 хашак гашшемеш вейареах, Uouл. III, 4 гашшемеш – лехошек вейареах; 3) общий смысл фраз Uc. XIII, 10 звезды ( ) небесныя и светила не дают света, Uouл. II, 10 звезды ( ) потеряют свой свет; 4) наконец, общая картина великого дня Господня, когда подвигнутся в содрогании небо и земля, а светила небесные превратятся во тьму, и когда придет опустошение от Всемогущего ( Uc. XIII, 6 ; Uouл. I, 15 ). В виду таких данных очень вероятно, что пророк Иоиль имел в виду собрание пророчеств Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Итак, не только параллельные места Пятокнижия, но и древний перевод дают основание думать, что Иоасу при короновании был вручен список закона. О царе Иосафате книга Паралипоменон свидетельствует, что он не только сам исполнял требования закона Божия отменив, высоты и дубравы в Иудее, но и народ учил закону. В третий год своего царствования он послал князей своих Бенхаила и Овадию и Захарию и Нафанаила и Михея, чтоб учили по городам иудиным народ, и с ним левитов: Шемаию и Нефанию, и Зевадию и Азаила, и Шемирамова и Ионафана, и Адонию и Товию и Тов-Адонию, и с ними Елишаму и Иорама, священников. И они учили в Иудее, имея с собой книгу закона Господня; и обходили все города Иудеи, и учили народ ( 2Nap. XVII, 6 – 9 ). Против сомневающихся в исторической точности священного автора книги Паралипоменон отметим то обстоятельство, что он называет по именам членов великой миссии, проповедовавшей по городам Иудеи при Иосафате. Богопризванные великие народные учители, пророки должны были учить согласно Моисееву закону. Уже Моисей предостерегал против ложных пророков: хотя бы они совершали чудеса, но если они чужды истинного боговедения и учат об иных богах, должны быть преданы смерти ( Bmop. XII, 1 – 5 ). Критерием истинного боговедения, естественно, служил писанный закон Божий. Пророки исходили из закона, раскрывали его сущность и дух. Даже раннейшие из них в своих пророчествах обнаруживают свое близкое знакомство с писанным законом Моисеевым. Чтобы не говорить бездоказательно, приведем примеры, на основании которых должно заключить, что различные места Пятокнижия оказывали влияние на пророческие речи. В выражении Oc. I, 10 будет число сынов израилевых как песок морский, котораго нельзя ни измерить, ни исчислить слова: как песок морский, котораго нельзя... исчислить – ( ) отсылают к тожественным словам Быm. XXXII, 12 и сделаю потомство твое, как песок морской, котораго не исчислить от множества – . В речи пророка Осии опущено слово (от множества), стоящее в книге Бытия XXXII, 12 и прибавлено (ни измерить) отсутствующее здесь; тем не менее тожество остальных, очень характерных слов, говорит за родство мест Oc. I, 10 и Быm. XXXII, 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010