Готовят еду в Лавре женщины, многие из них – монахини, а на столы накрывают только мужчины – трапезники. На кухне одновременно трудится 36 человек, целая смена – от поваров до посудомоек и уборщиц. В лаврской трапезной не готовят мяса, не используют перец, сельдерей и другие приправы, на первой и последней неделе Великого поста трапеза бывает один раз в день. Кроме среды и пятницы постный день еще и в понедельник. Главные по части продуктового обеспечения Лавры – келарь игумен Антипа и его помощник иеромонах Викторин, а непосредственно руководят процессом приготовления лаврской еды мирянки – технолог Ольга Васильевна Бондарева и инспектор по питанию Александра Ивановна Егоркина. Они разрабатывают меню, следят за качеством продуктов. Александру Ивановну здесь называют главным диетологом. Действительно, она очень внимательно следит за тем, чтобы монахи употребляли в пищу только качественные продукты: «Ведь мясо-то они совсем не едят и в пост строго постятся, а ведь они же живут здесь всю жизнь, только здесь питаются – хочется, чтобы еда была у них хорошая. Недавно исполнилась моя мечта – я очень хотела, чтобы в монастыре было диетическое питание, а в этом году мы на лаврскую кухню приобрели пароконвектомат – оборудование, на котором можно делать паровые блюда. Здесь ведь много пожилых монахов, у многих из них здоровье слабое. Мы ничего не жарим, только припускаем – чтобы желудки братии поберечь. И стараемся, чтобы питание было разнообразным, закупаем все натуральное, без пищевых добавок, разрыхлителей и красителей, даже майонез, например, собираемся делать сами, а овощи, рыбу, молочные продукты берем только у проверенных поставщиков». Раньше каждое утро печи разжигали огоньком от лампады, принесенным от мощей преподобного Сергия. Сейчас, когда печи стали электрическими, огнем от этой лампады по утрам после братского молебна возжигают лампадки на кухне. Повара начинают день с молитвы. Когда еду готовят – не болтают, если в это время в храме идет служба – включают радиотрансляцию. «Еда здесь особенная, – говорит Александра Ивановна. – Я вот ту же кашу с тыквой, которую у нас здесь готовят, дома никогда не могу сварить так же вкусно. Ну не получается! Хотя рецепт тот же самый!»

http://pravmir.ru/po-lavrskim-zakromam/

Но если вдруг случится так, что кто-то из детей однажды не захочет держать пост, сможет ли мама спокойно и честно (ведь был дан свободный выбор) готовить ему скоромную еду? Или выбор ребёнка - иллюзия? Мария 25 марта 2016, 19:10 Ада Михайловна Тимофеева -детский доктор с почти 60-летнимими стажем. У нее лечились мои дети, когда были маленькие - она без всякой аппаратуры ставила диагноз, который подтверждался впоследствии всяческими ультрасовременными методами обследования. Все мои дети по ее рекомендации и благословению духовника постились после грудного вскармливания и, за исключением одного из детей, который лет с 16 подсел на фастфуд все были здоровы выше среднего.Чтоб оспаривать мнение опытнейшего педиатра нужно быть, как минимум педиатром с хорошим стажем. Чтоб оспаривать мнение святых отцов, нужно по меньшей мере пребывать в той же мере, т к Господь, и днесь Тойже. Ниже я уже писала, что популярное ныне мнение, что дети до 7 лет не должны поститься взято из воздуха и передано по цепочке. Ни в уставе, ни в типиконе, ни в Правилах св. соборов этого нет! А частное мнение свт Иоанна Златоуста. я предпочту частному мнению некоторых (слава Богу, не большинства!) московских священников, благословляющих и несоблюдение супружеских постов, за которое - это уже из Номоканона! - нельзя причащаться на Пасху. Иван 25 марта 2016, 11:55 Здоровье ребёнка основной фактор, питание должно быть разнообразным, внусным, привлекательным, богатым ценными и полезными веществами нужными для нормальнлго роста и развития " маленького " человека. Бездумно отправлять детей на " хлеб и воду " - преступление, категорически против такому варварскому подходу соблюдения поста. Марина 24 марта 2016, 18:16 Статья красивая и высокая. У меня так по жизни не получилось и не получается. На третьей неделе поста всегда " приходит " дисбактериоз. Поосторожней с ограничением в белке 2х летних деток. Спаси Господи! 24 марта 2016, 12:55 Да, пост для маленьких детей это круто. Можно в школе, конечно, ничего не есть. У нас школы для детей до 11 лет заканчиваются в 16.30. Ну как ребенку целый день голодать? С собой еду брать категорически запрещено. Ничего! У старших-по расписанию. Уроки могут заканчиваться в 18 часов. С собой еду тоже запрещено носить. И как быть? Моей дочери скоро 8. Она не соблюдает посты. Она учится в католической школе, всегда рыбный лен по пятницам, хоть это хорошо. Но на пост я не готова. У кого дети постятся, что вы им на завтрак даете? Меня особенно завтрак смущает. Моя всегда ест йогурт или кашу. Хлеб с вареньем-не вариант. И так дети много сахара едят. Елена Михейлис

http://pravoslavie.ru/91680.html

Необходимо, чтобы мы стремились к Господу искренне, постоянно, смиренно, чтобы с Божьей помощью оказались сильнее злобной, могущественной, но далеко не всемогущей воли сатанинской, которая толкает нас на путь греха и не позволяет свернуть с этого пути. Мы должны преодолеть это, стать на путь покаяния и спасения. Это очень трудно, и самому по себе человеку не справиться. Для того чтобы справиться, нужно быть в Церкви. Необходимо регулярно посещать богослужения, воспринимая их не формальной нудной обязанностью, а понимая, что они – особая спасительная благодатная возможность, которую Господь дарует нам. Не страдая, что вот, опять идти на службу, тянуть лямку, а понимая – как спасительно для нас посещение церковных служб. Смотрите, питание для нас спасительно: перестанешь питаться, умрешь от голода, от болезней или еще от чего-нибудь. Слава Богу, что Господь посылает нам пищу, посылает здоровье, силы сходить в магазин, приготовить еду и быть активными и энергичными людьми. Точно так же и храм есть духовное питание, благодатный дар. Не будет физического питания – не будет жизни; не будет духовного дара – мы станем расслабленными, обуреваемыми грехами, не способными с ними справиться, и нам будет все хуже и хуже… И мы окажемся неспособными к пребыванию в Вечности. Задачи на Великий пост серьёзные. Но, как пелось в известной песенке: «Трус не играет в хоккей». Если бояться, что у тебя что-то не получится, то конечно, ты и не решишься на то, чтобы приступить к подобному деланию. А ты не бойся. Спаситель сказал: «Не бойся, малое стадо» (Лк. 12:32). Если Господь с нами, то кто против нас? Если боимся, значит, речь о нашем маловерии, о нашей гордости, нашей неуверенности. Это тоже грехи, которые нужно преодолевать. Желаю всем, чтобы период Великого поста оказался для нас не просто благодатной возможностью, но чтобы мы могли достичь высоких одухотворенных целей и задач, к которым призывает нас святая Церковь. Записала Оксана Головко Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/nachinaem-velikiy-post...

Станция была вся разубрана украинскими флагами. На платформе стоял весь продрогший на морозе батюшка с крестом на блюде, ожидая проезда высокой особы. Солдаты нам сказали, что ждут Петлюру. Сперва проплыл весь заиндевевший великолепный поезд с петлюровскими министрами. За ним примчался курьерский — с аетлюрои. Послышались приветственные клики: " Слава! Слава! " … к Петлюре подошел батюшка — правитель Украины приложился ко кресту. Заиграла музыка… Под звуки духового оркестра Петлюра отбыл. А мы потащились дальше… Понемногу наши конвоиры смягчились. Стали носить еду, заботиться о нас, разговаривать. Один из солдат (из учителей) шепнул нам: " Если что надо в Киеве передать, напишите записочки, спрячьте и скажите мне, куда спрятали. Я еду обратно в Киев и ваши письма доставлю " . Этим предложением мы воспользовались. На границе нас пересадили в санитарный вагон. Там каждому отвели по койке. Вагон был хорошо натоплен. Чистота, тепло, присутствие санитаров и сестер, — вся перемена условий путешествия казалась таким облегчением после всего пережитого за последние два дня… Так мы ехали до Тарнополя. Еще недавно в этот город я въезжал, окруженный знаками почета, а теперь меня везли как арестанта… Прибыли мы рано утром. С вокзала на извозчике, в сопровождении конвоя, нас доставили в еврейскую гостиницу, оттуда повели в комендатуру. После краткого допроса нам объявили, что пока нас оставят в гостинице, а потом препроводят в униатский монастырь. Пребывание в гостинице было тягостное. Денег у нас не было, провизии, кроме чая и сахара, тоже. Еврей-хозяин давал нам горячую воду с картофелем вместо супа и немного хлеба. Таково оьшо все наше питание. Комнату еврей не топил. Стояли морозы. Мы коченели; зимние рясы в стужу согревать нас не могли. Очевидно, наш хозяин не очень-то верил правительству, которое в таких случаях расплачивается за арестованных, и во избежание уоытка решил на нас не тратиться. К нам приставили католического патера Бона — священника, приготовленного для католической " миссии " в России. Выяснилось, что ему было поручено комендатурой препроводить нас в монастырь. Но патер тянул, увиливал, ссылался на какие-то препятствующие обстоятельства… " Скоро Рождество, встретим праздник… У меня в городе друзья, я не хотел бы сейчас уезжать… " и т. д. — словом, долго нас морочил. Объяснялось его поведение старыми счетами со мною. Оказалось, мы во время войны столкнулись с ним в Бродах. Он тогда доказывал, что один из приходов — униатский, а я — что он православный; я восторжествовал, зато теперь он нас томил в гостинице.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В келлии отца Иоанна несколько месяцев были часы с кукушкой. Как-то, будучи в Хельсинки, он увидел такие часы и непременно захотел иметь подобные. Елена Акселевна вспоминает, что отец Иоанн иногда был как маленький ребенок. Если что-то начинало его интересовать, он обязательно хотел это приобрести. Какое-то время «кукушка» утешала старца, но впоследствии он от нее отказался, переслал своей корреспондентке. Часы эти все еще висят в квартире Елены Акселевны. Доктор Виир регулярно заводит их, кукушка кукует и приветствует старушек в напоминание об отце Иоанне. Почти во всех письмах старца к Елене Акселевне содержатся упоминания о еде. Постороннему и не знающему обычаев монастыря это может показаться странным. Поэтому нужно кое-что объяснить. В Новом Валааме старцы – монахи жили крайне бедно, по мнению многих, даже в нечеловеческих условиях. Монастырь был общиной иноков преклонного возраста. У них, по понятным причинам, не было ни сил, ни желания добиваться принятого в то время уровня бытовых условий. Постепенно и трапеза пришла в упадок. Пища не просто была скудной, к тому же и готовилась плохо из-за царившего на кухне беспорядка. Тараканы бегали по накрытому столу, их можно было обнаружить в подаваемом супе или в каше. Понятно, что многие предпочитали питаться в своих келлиях. Монахи получали пенсию, и у них была возможность самим покупать продукты. Для подкрепления убывающих телесных сил отец Иоанн иногда готовил себе еду в келлии. В то же время, согласно монастырским правилам, он старался посещать и братскую трапезу. Старец считал, что питание в келлии – грех , и, хотя находил тому объяснение стремлением поддержать здоровье, все-таки не хотел оправдывать своего поведения. В послевоенные годы в Финляндии было трудно с продовольствием. Вблизи монастыря тогда еще не было магазина, и поэтому Елена Акселевна и многие друзья отца Иоанна довольно часто посылали старцу посылки с продуктами. Как правило, к посылке прилагалась просьба поделиться с кем-либо из братий. «Позабыл написать, твои селедочки я получил, по назначению раздал: отцу Вениамину – пять штук, отцу Антонию – три штуки и другим неимущим дал, так как селедок у меня оказалось много. Пожалуйста, не присылай мне больше» (27.10.1947).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

9 Позаботьтесь о разрешении на фотосъемку В монастыре запрещается любительская фото-, кино-, видеосъемка братии без соответствующего разрешения, профессиональная фото-, кино-, видеосъемка без письменного разрешения наместника монастыря. 10 Помните: во время службы в монастырских храмах — только молитва Порядок посещения храмов Валаамского монастыря во время богослужений регламентируется уставом монастыря. Во время службы посещать храм в культурно-познавательных целях нельзя. 11 Будьте готовы к тому, что все на острове ориентировано на группы А также на групповые экскурсии, на паломников, а значит, может не оказаться билета на «Метеор», свободного места в гостинице или придется ждать, когда вас накормят в трапезной или кафе: и здесь — приоритет для организованных групп. Будьте настойчивы и терпеливы. 12 Поинтересуйтесь заранее прогнозом погоды Ладога — озеро штормовое, особенно в сентябре-октябре, а во время штормов водный транспорт не ходит. 13 Готовьте наличные деньги Они понадобятся и на билеты до острова и обратно, и на проживание, и на еду, и на покупки на острове — на Валааме есть трапезная, кафе, лавки, магазин, можно также приобрести продукцию монастырской фермы. Отдельных денег будут строить услуги экскурсовода. А ими стоит воспользоваться: с экскурсией вы узнаете гораздо больше об острове и о монастыре. Учтите, что расплатиться банковской картой на Валааме можно не везде. Зимой на Валаам? Стоит ли ехать на Валаам зимой? Вообще-то, зимой жизнь на островах затихает, братия постепенно заканчивают хозяйственные дела и сосредотачиваются на молитве. Если все же рискнете, имейте в виду, что зимой остров принимает гостей, как правило, на великие праздники — Рождество Христово, Крещение и другие. Фото: Геннадий Байдин После того как на Ладоге встанет прочный лед (обычно в феврале), добраться до Валаама можно судами на воздушной подушке (время в пути зависит целиком от метеоусловий — от 1 до 2,5 часов). Зимнюю поездку надо планировать еще серьезнее, чем летнюю: бронировать номер в Паломническом доме, согласовывать проезд и питание. Об организованных турах информацию всегда можно получить на сайте Паломнической службы монастыря.

http://sever.foma.ru/sobiraetes-na-valaa...

Русской Православной Церковью собрано 8,5 млн руб. для неимущих в Греции 10 апреля 2012 г. 19:04 По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в храмах и монастырях Русской Православной Церкви начался сбор пожертвований в помощь нуждающимся Греции . Координацию проекта осуществляет Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению . По данным на 6 апреля на счет Отдела поступило 8 миллионов 486 тысяч 384 рублей 43 копейки. Эта сумма эквивалентна около 220 тысячам порций бесплатного питания для неимущих. Средства поступают как от епархий, монастырей и приходов Русской Православной Церкви, так и от частных лиц. Пожертвования в помощь неимущим в Греции приходят со всей России — из Москвы и Подмосковья, из Сибири и с Камчатки, из Санкт-Петербурга и Краснодарского края. Сбор пожертвований продолжается; подробные отчеты об их поступлении публикуются на сайте Диакония.ru . Передача собранных средств, которые будут направлены на приобретение продуктов питания для бездомных и неимущих в Греции, должна произойти после подписания меморандума о сотрудничестве в сфере благотворительности между Афинской Архиепископией и Русской Православной Церковью. «Эта помощь очень важна для тех, кто сильнее всего страдает от кризиса, наиболее социально незащищенных групп населения», — заявил Константинос Димцас, генеральный директор организации «Апостоли» («Миссия»), осуществляющей социальное служение Афинской Архиепископии. «Многие люди потеряли работу и не могут позволить себе даже купить солярку, чтобы отапливать жилище. Повсюду царит гнетущая атмосфера неуверенности в завтрашнем дне, — рассказывает К. Димцас. — Рецессия порождает эффект домино в экономике и в общественной жизни: закрытие одних предприятий приводит к закрытию других. Люди оказываются буквально без средств к существованию. Даже привычные продукты питания для них становятся роскошью». Исследование национального статистического агентства ELSTAT свидетельствует, что почти треть греков в настоящее время живет за чертой бедности. Единственным источником существования для многих стали бесплатные церковные столовые. «Кухни, в которых неимущие могут получить порцию супа и другую горячую еду, были открыты Церковью еще несколько лет назад, — продолжает К. Димцас. — Кризис лишь заставил увеличить их число. Сегодня в помощи обездоленным участвуют все епархии Элладской Православной Церкви, каждая по мере своих возможностей. В масштабах страны Церковь и муниципальные службы ежедневно кормят около 250 тысяч человек. В Афинах 13 тысяч человек каждый день получают горячее питание от нашей организации " Апостоли " и Афинской Архиепископии. Кроме того, ежемесячно мы доставляем греческим семьям 2,5 тысячи наборов макарон, консервов и других непортящихся продуктов».

http://patriarchia.ru/db/text/2152788.ht...

Меня проводили туда, где я должен был проходить реабилитацию. В тот дом, который чуть больше размером. Смутили сразу несколько вещей. Людей, в тот момент в доме было человек 10: 8 парней и 2 девушки. И они абсолютно ничем не занимались. Кто-то сидел на диване и болтал, а кто-то находился в комнатах. Молодого человека, который отвечал там за порядок и считался старшим, или, говоря их терминологией, консультантом, звали Гусаров Влад. И первый вопрос, который я ему задал: «Почему все эти люди праздно шатаются?». Ведь это был день, и по идее должны были проходить какие-то группы, работать психологи, или хотя бы должна была быть организована трудовая деятельность. Во всяком случае именно так я себе представлял реабилитационный процесс. Должна же быть хоть какая-то программа! На этот вопрос я получил невнятный ответ: «Ну, типа, сегодня просто такой день, что-то все ленятся». Первым делом меня проводили на второй этаж в комнату для консультантов и вежливо попросили подписать так называемое «соглашение», где я подписываюсь под тем, что нахожусь в реабилитационном центре исключительно добровольно, обязуясь исполнять указания консультантов - соблюдать элементарные правила: не пить спиртное, не курить сигарет, не употреблять наркотики, не материться и т.д.. Меня покормили. Причем еда была более чем скромная. Гороховый суп на первое, и макароны, заправленные поджаркой из лука и моркови с куриным фаршем на второе. Готовил еду один из реабилитантов, который находился там в должности повара. Для сведения: на питание одного человека выделялось 350 рублей в неделю. Я удивился, почему там так плохо кормят, ведь по идее наши родители за каждого перечисляют большие деньги! Должны же нам покупать хотя бы фрукты, или сладости! Далее мне объяснили, что у меня так называемый «карантин». Это означает, что в течение двух недель я не имею права выходить на улицу, не могу разговаривать по телефону с родственниками и даже воскресный поход в православную церковь для меня невозможен. Дом всегда закрыт на ключ, а по ночам во дворе бегает кавказская овчарка, которую на ночь выпускают из вольера.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

И мы молимся о том, чтобы это здесь происходило, чтобы эта воля действительно здесь совершалась, это главное наше желание. А дальше в последовательности прошений есть все, есть провозглашение нашей веры, того, во что мы верим, каков наш Бог, наше доверие к Нему, наше согласие на Его волю – это самое главное, что здесь есть. И дальше мы просим того, что нужно для нас самих для того, чтобы это совершалось в нас самих. Хлеб наш насущный дай нам на сей день .   Хлеб  – это колоссальный символ в Библии. Столько всего за этим символом стоит, потому что хлеб – это основной продукт питания, это основная еда, это то, чем живет наша материальная подложка, наше тело. И тогда, если мы понимаем, что человек – это не только тело, но и дух, понятно, что этот образ хлеба очень часто начинает звучать и как духовный символ. Мы просим у Бога, чтобы Он поддерживал нашу жизнь. Иисус об этом говорит в той же проповеди –  не заботьтесь, ибо заботится о вас Бог, Отец ваш небесный, Он о вас заботится ( Мф.6:31-32 ) . Если мы слишком сильно заботимся о том, как нам здесь выжить, то мы опять начинаем рассчитывать на свои силы. Мы забываем о том, что Бог существует, мы забываем о доверии Богу. Но в каждую секунду нашей жизни мы призваны доверять Богу и понимать, что все, что осуществляется в нашей жизни, это все дар от Него. И хлеб, который мы в поте лица зарабатываем, это все равно дар от Него. Это Он дает нам еду и питье, это Он сотворил мир таким, что в нем это растет. Поэтому даже самый обычный материальный хлеб – это дар от Бога. И мы просим Его об этом даре, о том, чтобы наша обычная материальная жизнь тоже продлилась. Но, конечно, за этим стоит и духовный смысл, духовный хлеб нам тоже необходим. Человек не только тело, но и дух, и духу питание нужно не меньше. Питание на этот день – это хлеб духовный. За этим символом можно числить очень многое и разное, и мы будем об этом говорить, о том, что нам необходимо в нашей повседневной духовной жизни. Но я хочу напомнить те слова, которые цитирует Иисус во время одного из искушений, когда дьявол Его искушал –  Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, из уст Божиих исходящим ( Мф.4:4 ).  Если мы пройдемся по Ветхому завету, мы очень часто увидим эту параллель – хлеб и слово Божие. Слово Божие – это то, что нам необходимо для нашего питания каждый день, и мы просим, чтобы Бог подавал нам Свое слово на каждый день. Здесь дело не только в том, чтобы Он нам его посылал, оно нам послано. Речь идет о том, чтобы мы его принимали, о том, чтобы мы приняли.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

Центр помощи бездомным открыт в Пензенской епархии 23 июня 2017 г. 15:51 Центр помощи бездомным открылся при Пензенском епархиальном управлении . Его основной функцией станет обеспечение ежедневным питанием людей, по каким-либо причинам оказавшимся без крова. В настоящее время горячее питание в центре получают около 40 бездомных. В ближайшем будущем количество мест кормления планируется увеличить. По инициативе  митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима бездомных будут кормить, обеспечивать одеждой и лекарствами, а также помогать в восстановлении документов. «Пензенская епархия призывает неравнодушных жителей города оказать посильную поддержку данному начинанию. Центр с благодарностью примет медицинскую, юридическую, волонтерскую, материальную помощь, а также продукты питания и сезонную одежду», — говорится в  сообщении , опубликованном на официальном сайте епархии. «Можно позвонить, и мы скажем, какая одежда и какого размера необходима, чтобы это не было ненужной помощью. Также у нас есть утвержденный список продуктов, из которых мы готовим еду. Мы очень просим помощи», — говорит координатор центра помощи бездомным Татьяна Медведева. В настоящее время горячее питание в центре получают около 40 бездомных. В ближайшем будущем количество мест кормления планируется увеличить, рассказали организаторы. Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010