92 И рече Господь Бог: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (рус.: И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими , потому что они плоть) ( Быт. 6, 3 ). 93 Содом и Гоморра – города, которые за ужасающее беззаконие своих жителей были уничтожены небесным огнем; на их месте образовалось Мертвое море. 96 Рус. пер.: Бесплодное, как пустыня, языческое собрание расцвело подобно лилии благодаря Рождеству Твоему, Господи, и составило Святую Церковь Твою, в которой утвердилось мое сердце (Ирмос воскресного канона на третьей песни. Глас 2-й). 98 Локоть (церк.-слав.) – мера длины, соответствующая длине руки от локтя до конца среднего пальца. 100 Приискренне (церк.-слав.) – равным образом, равно, точь-в-точь, подобно, также. Приискреннейший обозначает превосходную степень подобия. 107 Ср.: Водрузивый на ничесомже землю повелением Твоим, и повесивый неодержимо тяготеющую, на недвижимем Христе, камени заповедей Твоих, Церковь Твою утверди, едине Блаже и Человеколюбче (рус.: Повелением Твоим утвердивший ни на чем землю и повесивший ее, тяжелую, в воздухе без опоры, утверди, Христе, Церковь Твою на непоколебимом камне заповедей Твоих, единый Милосердый и Человеколюбец!) (ирмос воскресного канона, песнь третья, глас 5-й). 116 Ср. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского , песнь 7-я, тропарь Троичен: Троице простая, нераздельная, единосущная, и естество едино, Светове и Свет, и Свята Три, и едино свято поется Бог Троица, но воспой, прослави, Живот и Животы, душе, всех Бога (рус.: Бог Троица воспевается как Троица простая, нераздельная, единосущная, единая естеством, как Светы и Свет и – Три Святы и едино Лицо свято; но, душа, воспой, прослави Жизнь и Жизни – Бога всех). 120 Ср.: Двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним ( Мф. 20, 30–34 ). См. также: Мк. 10, 46–52 ; Лк. 18, 35–43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

9 Один из тропарей Великого покаянного канона рисует нам удивительный образ: кающаяся блудница волосами и слезами буквально смывает рукописание давящих ее многолетних грехов: “Блуднице, о окаянная душе моя, не поревновала еси, яже приимши мира алавастр, со слезами мазаше нозе Спасове, отре же власы, древних согрешений рукописание раздирающего ея”. — Канон Великий. Творение преподобного Андрея Критского. В среду 1-й седмицы Великого поста. Песнь 9-я. 10 Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его (Пс 8:5–7). 11 См. по этому поводу “Знамения и чудеса” (подборка “Чудо рядом с нами”)//Альфа и Омега. 2002. 1(31). С. 192–202; 3(33). С. 261–272. 12 См. по этому поводу более подробно: Священник Алексий Тимаков. Таинство второй благодати. С. 198–199. 13 Достоевский Ф. М. Униженные и оскорбленные//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 тт. Л., 1972. Т. 3. С. 361. 14 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к стоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех (Рим 3:19–20). 16 Обиходное понимание счастья как благополучия нередко заставляет христиан отвращаться от этого понятия, тем более что погоня за такого рода счастьем никогда не бывает удовлетворена (об этом, в частности, и написан гетевский “Фауст”). В понимании же автора слово счастье становится в ряд со словами блаженство, радость, веселье и выражает высокое духовное состояние. — Ред. 18 В задачу данного исследования не входит показать лествицу духовного восхождения человека через поступенное исполнение заповедей блаженства. 19 По-моему странно, что мир сотворен Богом десятью речениями, и закон Божий держится десятью заповедями (см. Аверинцев С. Литература Ветхого Завета//Альфа и Омега. 2004. 3(41). С. 44), а заповедей Нового Завета лишь девять.

http://pravmir.ru/na-puti-k-poslednemu-s...

“Подобает и слезам здесь быть.” Нельзя было слушать о. Иоанна Кронштадтского без умиления и благодатных слез. Нельзя без умиления слушать Великий канон Андрея Критского , настолько он полон благодатной силы. Есть слезы покаянные, есть слезы радостные. Благочестивые богомольцы достойны этих слез и на каноне Андрея Критского некоторые вытирают слезы умиления, некоторые рыдают, укоряя себя. Чем резче эти укоры, тем легче чувствует себя потом человек. Но есть плач радостнотворный. Если вы обидели Отца и идете просить у Него прощение, заранее зная, что Он простит вас, то у вас слезы смешиваются с радостью. Во Св. Писании мы часто видим, что слезы и радость соединяются. Хотя в покаянии есть горечь, но покаявшийся не променяет эту горечь на сладость мира. Да дарует нам Господь приближаться к тому настроению, когда горечь покаяния разрешается в сладостных слезах о милости Божией. Да даст чувствовать умиленную радость и без горечи, что впрочем есть удел только благочестивых и опытных в духовной жизни. Мы же будем молиться, да даст нам Господь быть внимательными к молитве и всегда готовыми к покаянию. Пятая Неделя Великого Поста (Восхождение в Иерусалим; Мк.10:32-45 ). Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди, а ученики ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Спаситель их подозвал и снова начал говорить о предстоящем Ему, и потому они следовали за Ним в страхе. И вот Он снова говорит о том же, как бы в ответ на их страх и ужас. “И поругаются над Ним… и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.” И вот после этого страшного предсказания два ученика, Иаков и Иоанн, стали просить Иисуса исполнить их просьбу – дать им сесть у Него одному по правую, другому по левую руку в славе Его. По Евангелисту Матфею ( Мф.20:20 ) эту просьбу высказали не они, а их мать, но дальнейшую беседу Спаситель ведет не с нею, а с ними и от них получает ответ. В этой просьбе выражается желание великой чести и великая преданность. Однако знали ли они с чем связана последняя и на что они идут? Если не вполне, то догадывались, потому что следовали за Ним в страхе. Вот, чтобы уяснить им это вполне, Спаситель, перед тем сказавший на что Он идет, предупредил их за что они берутся: “Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?” Они отвечали: “можем.” Торжественная обстановка вокруг этого трагического обещания. Оно было сделано так сильно и убежденно, что Спаситель подтвердил их готовность к подвигу и благосклонно отнесся к их просьбе о возвеличении. Это место Евангелия плохо понято, потому что не поняли его торжественности и трагичности, как не поняли и вознегодовали остальные апостолы за то, что братья Заведеевы просили себе особого великого положения в славе Его. Сущность этой беседы в том, что Спаситель открывает ученикам, что получение великой чести на небе связано с уничижением, страданием и мучением на земле. Братья Заведеевы поняли это и прося великой чести на небе, просили быть убитыми за Него на земле.

http://azbyka.ru/propovedi/mysli-mitropo...

     В псалмах Давида — другого ветхозаветного героя, о котором говорится в Великом каноне, — мы читаем: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:7-10). Поистине, Бог присутствует всюду, и от лица Его никуда не скрыться.      Бог присутствует даже там, где, как нам кажется, Его нет. И Он всегда обращен к нам, даже если мы думаем, что Он отвернулся от нас. Бог никогда не отворачивается от человека, но человек отворачиваемся от Бога — в этом и заключается человеческая трагедия. По словам одного средневекового западного богослова, Бог никогда не оставляет нас, но мы оставляем Его; Бог всегда слышит нас, но мы часто не слышим Его; Бог всегда внутри, но мы оказываемся снаружи; Бог всегда рядом, но мы нередко далеки от Него. Бог не ввергает человека «во чрево китово», но человек сам бежит от Него, садится на корабль, попадает в бурю, а потом оказывается в пучине богооставленности. И тогда «из глубины», из бездны он взывает к Богу, и Господь приходит к нему на помощь.      Вот в чем мы каемся, вот о чем мы плачем во время Великого поста. О том, что многие дни, которые были даны нам для покаяния, для исполнения заповедей Божиих, дни, когда мы могли жить с Богом, предстоять перед лицом Бога, мы прожили без Него, вдали от Него. Драгоценные дни жизни, дарованные нам для того, чтобы мы могли приблизиться к Богу, мы потеряли, погубили. Жизнь была дана каждому из нас, чтобы мы пришли к Богу и узрели Его лицом к лицу, но мы не увидели Его. И кто знает, сколько еще Великих постов суждено нам пережить, сколько отпущено нам возможностей для покаяния. Может быть для кого-то их стоящих здесь этот Великий пост окажется последним шансом пересмотреть свою жизнь и обратиться к Богу.      Вслушиваясь в слова Великого канона, всматриваясь в историю жизни людей, бежавших от Бога, но настигнутых Им, людей, которые оказывались в безднах, но которых Бог выводил оттуда, подумаем о том, как Бог выводит каждого из нас из бездны греха и отчаяния для того, чтобы мы принесли Ему плоды покаяния.

http://pravmir.ru/pokajtes-ibo-priblizil...

  Слово в Неделю 5-ю Великого Поста Преподобной Марии Египетской (VI) Божественная Литургия 31 марта 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! За неделю до Страстной седмицы Церковь совершает память преподобной Марии Египетской, и мы снова молимся Великим покаянным каноном святого Андрея Критского, участвуя в Мариином стоянии. Как мы знаем, смысл этого стояния, в отличие от того, когда покаянный канон читается в первую неделю Поста, - в том, чтобы мы испытали себя, стали ли эти слова покаяния нашими собственными словами. Каемся ли мы вместе со всей Церковью, пройдя этот путь, достигаем ли святости? Сегодня за Литургией мы слышали два Евангелия, созвучные друг другу. Одно посвящено преподобной Марии, и мы слышим слова о грешной женщине, которая в доме фарисея со слезами приносит Господу миро, плачем орошает Его пречистые ноги и отирает " власы своими " . И второе Евангелие о том, как Господь возвещает Своим ученикам, что Он идет в Иерусалим, где будет предан книжниками и фарисеями в руки грешников, что Его будут бить, и надругаются над Ним, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день Он воскреснет. Услышав слова Спасителя о Его Воскресении, самые лучшие ученики - Иаков и Иоанн - говорят Ему: " Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей " (Мк. 10, 37). Эти два Евангелия говорят нам о том, что Господь идет на страдание, и мы должны это увидеть, мы должны в этом участвовать - и не так, как Иаков и Иоанн. Хотя они исполнены веры в Господа и в числе лучших учеников были с Господом на Горе Преображения, познав уже, что такое благодать Божия, однако первое, о чем они заботятся - чтобы быть самыми близкими ко Господу в Царстве Его Воскресения, в Царстве радости. Они как бы не слышат то, что Христос говорит о предстоящих Ему страданиях, и сразу хотят, чтобы в этом Царстве быть рядом с Ним. Мы должны серьезно задуматься над этим, потому что, в конце концов, в этом заключается весь грех человека и его первое падение. И падение самого денницы было в том, что он восхотел иметь славу, красоту и благодать - все дары Господни - вне зависимости от Самого Господа и оттого, что с Ним происходит. И это желание всегда является причиной вечной смерти.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_45...

Великий покаянный канон – уникальное в своём роде гимнографическое произведение. Написано оно было святым Андреем, архиепископом Критским, в 1-й половине VIII века 407 . в нём толкуются эпизоды из всего Священного Писания или, по крайней мере, из многих священных книг, причём для подобной экзегезы свойственен «нравственно-практический характер», заключающийся в том, что любое событие Священной истории рассматривается как аллегория, символ, образ тех или иных сторон духовной жизни человека и является неисчерпаемым источником научения своей души добродетели или обличения её же в бесчувствии и окаменении. В этом мысли Великого канона святого Андрея похожи на экзегезу другого святого отца – святителя Иоанна Златоуста 408 . В качестве знакомства с экзегетической мыслью святого Андрея будут рассмотрены тропари о патриархе Иакове. Плотской, а то и скотской жизни уподобляется душа человека в 12-м тропаре 4-й песни 409 . Там вспоминается старший брат Иакова, Исав. Ради удовлетворения голода он продаёт своё первородство Иакову. Далее, не обращая внимания на то, что его же отцу жена выбиралась из их племени (пойдёшь в землю мою, на родину мою [и к племени моему], и возьмёшь [оттуда] жену сыну моему Исааку – Быт.24:4 ), Исав берёт себе некоторое число жён-иноплеменниц. Мы не знаем, сколько их у него всего было, но из Священного Писания видно, что довольно много: взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, Дочь Елона Хеттеянина... взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жён своих. Аду, дочь Елона Хеттеянина, и Оливему, дочь Аны, сына Цивеона Евеянина, и Васемафу, дочь Измаила, сестру Наваиофа ( Быт.26:34, 28:9, 36:2–3 ). Мало того, что было опасно из-за искушения обращения в идолопоклонство иметь хотя бы одну иноплеменную жену, так их у него, по данным Бытописателя, целых шесть! Тем самым он показывает своё истинное отношение к завету Божиему, к традициям и вере семьи. Главное для него – чувственные наслаждения, похоть, инстинкт продолжения рода, как у животных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вернуться 166 Преподобный – святой, достигший высоты монашеского делания и являющийся образцом монашеской жизни. Вернуться 169 «Господи, неужели мне постель эта гробом станет?..» – начальные слова одной из молитв перед сном. Вернуться 171 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» – Евангелие от Матфея 28:19–20. Вернуться 178 Церковные песнопения, которые поются во время причащения священников в алтаре до выноса Чаши и причащения мирян. Вернуться 180 Праздник святителя Николая Мирликийского, Чудотворца: 6 (19) декабря (Никола зимний), 9 (22) мая (Никола вешний), 29 июля (11 августа) (Никола летний). Вернуться 184 Духовно-исправительные меры, накладываемые священником или архиереем на исповедующегося. Епитимия может состоять в посте, усиленной молитве и т. п. Вернуться 185 Имеется в виду благоразумный разбойник, на кресте исповедавший распятого Иисуса Господом (Евангелие от Луки 23:39–43). Вернуться 186 Светилен (песнопение) на утрене Великой пятницы, в котором упоминается благоразумный разбойник. Вернуться 187 Одно из воскресений подготовительного периода перед Великим постом, в которое церковь вспоминает евангельскую притчу о блудном сыне (Евангелие от Луки 15:11–32). Вернуться 188 Покаянные тропари, исполняющиеся на воскресной утрене подготовительных недель перед Великим постом и в Великий пост. Вернуться 190 Ср. Евангелие от Матфея 18:21–22: «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз». Вернуться 192 Суббота накануне Вербного воскресенья (Входа Господня в Иерусалим), в которую вспоминается чудо воскрешения Христом Лазаря. Вернуться 196 Покаянный канон Андрея Критского исполняется частями в первые четыре дня Великого поста и полностью на утрене четверга пятой седмицы (недели) Великого поста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Но что говорит Евангелие? Мария же сказала: Се раба Господня; да будет мне по слову Твоему (Лк. 1:38). Видишь ли разум Её? видишь ли превосходство скромности, облекающей Её? Узнав о зачатии и рождении от Неё, также о том, кто родится и чьим будет Сыном, как Он назовется и чей займет престол, над кем будет царствовать; наконец узнав и то, что имеющий от Неё родиться никогда не будет без царства, — Она ответила радостным гласом: се раба Господня; да будет Мне по слову твоему. Очевидно, Она выразила этими словами следующее: вот, Я в готовности, и препятствия не будет никакого: душа Моя желает, чрево Мое достойно, ибо оно неприкосновенно и сберегается для одного Создателя. Се раба Господня, беспрекословная к повиновению, способная к служению и готовая к принятию; да будет Мне по слову Твоему. После того, как ты все возвестил Мне, как дóлжно, оно ознаменовалось радостию и славою вышнею. Се раба Господня; да будет Мне по слову твоему. Какое неизреченное смотрение! Какая благодать! И еще более, какая вечная воля и предведение! Поистине, Дух Святой вселился в Деву и сила Всевышнего осенила Ее, по предопределенному совету и предведению Божию. И отошел от Нее Ангел — сказано (Лк. 1:38) — то есть, по исполнении порученного ему дела. Отошел Ангел, но Господь не отступил от Нее. Тот ограничен, хотя и бестелесен, — а этот неограничен, хотя в теле и во чреве Девы; тот возвестил грядущего, рождаемого от Девы, для спасения людей; а этот, прияв существо наше, преобразил в Себя, возвратив природе нашей образ Божий и первое достоинство, непослушанием прародителей потерянное, и после сего воссел на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и всякого имени, каким именуются в нынешнем веке и в будущем (Ефес. 1:21–22). Ему слава, держава, честь и поклонение, со безначальным Отцом и с пресвятым животворящим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Печатается по изданию: Избранныя слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы. — Uздahie Русского на Аоне Пантелеимонова Монастыря. — СПб.: В Tunorpaфiu А. И. Траншеля, 1869. — С. 96–114.

http://predanie.ru/book/218264-velikiy-p...

Усердно заботясь об одном внешнем благолепии, я пренебрег внутренней скинией, устроенной по образу Божию. В страстях погрузил я, Спаситель, красоту первобытного образа; ее, как некогда драхму, Ты взыщи и найди. Согрешил, взываю к Тебе, как блудница, один я согрешил пред Тобою; прими, Спаситель, и от меня слезы вместо мира. Умилостивись, как мытарь взываю к Тебе, будь милостив ко мне, Спаситель, ибо, как никто из потомков Адамовых, я согрешил пред Тобою. Слава: Безначальная, несозданная Троица, нераздельная Единица, прими меня, кающегося, спаси согрешившего; я — Твое создание; не презри, но пощади и избавь меня от осуждения в огонь. И ныне: Пречистая Владычица, Богородительница, надежда прибегающих к Тебе и пристанище обуреваемых, Твоими молитвами преклони на милость и ко мне милостивого Творца и Сына Твоего. Песнь 3 Ирмос: На неподвижном камне заповедей Твоих, Христе, утверди мое помышление. В Тебе, Разрушитель смерти, нашел я источник жизни и прежде кончины взываю к Тебе от сердца моего: «Согрешил я, умилостивись, спаси меня». Согрешил я, Господи, согрешил пред Тобою; смилуйся надо мною, ибо нет грешника между людьми, которого я не превзошел бы прегрешениями. Я подражал, Спаситель, развращенным современникам Ноя и наследовал осуждение их на потопление в потопе. Подражая отцеубийце Хаму, ты, душа, не прикрыла срамоты ближнего с лицом, обращенным назад. Беги, душа моя, от пламени греха, как Лот; беги от Содома и Гоморры; беги от огня всякого безрассудного пожелания. Помилуй, Господи, взываю к Тебе, помилуй меня, когда придешь с Ангелами Своими воздать всем по достоинству дел их. Слава: Троица простая, несозданная, Существо безначальное, в троичности лиц воспеваемое, спаси нас, с верою поклоняющихся силе Твоей. И ныне: Ты, Богородительиица, без мужа родила во времени Сына, от Отца вне времени родившегося, и — дивное чудо: питая молоком, пребыла Девою. Песнь 4 Ирмос: Услышал пророк о пришествии Твоем, Господи, и устрашился, что Тебе угодно родиться от Девы и явиться людям, и сказал: «Услышал я весть о Тебе и устрашился; слава силе Твоей, Господи».

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-pok...

Часто говорят о том, как трудно молиться, и это, действительно, так. Мы помним слово преподобного Силуана Афонского: «Молиться — это кровь проливать». Но в самом начале Великого Поста мы хотели бы сказать несколько о другом. Спрашивают, как научиться молиться, как если бы речь шла о решении какой-то задачи, в то время как подлинная молитва — та, которая исходит из глубины сердца христианина, принявшего смиренный дух усыновления. Постоянный вопрос: каково должно быть у нас точное правило. И святые отцы подтверждают это, говоря: «Умеренному правилу цены нет». Но при этом непременно добавляют: «Только не следует становиться рабом правила». Потому что можно набрать множество канонов, акафистов — ежедневно вычитывать их «читательной», как говорит святитель Феофан Затворник, молитвой, быть обвешенным ими с головы до ног, как Давид доспехами Саула. Мы знаем, что они оказались слишком тяжелыми для него, но Господь даровал ему победу над Голиафом иным — самым простым оружием. Самое существенное в молитве — дух покаяния, сердце сокрушенное и смиренное, и рождающаяся из него — чистота и простота любви. Подлинная молитва произносится языком младенцев. Что бы они ни лепетали, их отец с радостью внимает им, потому что этот лепет исходит из сыновнего сердца. Таков Дух Святой, Который воздыхает в нас воздыханиями неизглаголанными во время молитвы. Господь говорит нам ясно и решительно: «Молитесь же так: Отче наш», остальное придет. Христианская молитва определяется не формулой, не местом, не чем-то еще, но прежде всего — личной встречей чада со своим Отцом. Апостол Павел настойчиво напоминает нам об этом: «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»» (Рим. 8, 14-15). Этого довольно. Бог слышит нас. Не Он удалился от нас, мы удалились от Него. Если подлинным будет наше покаяние, Дух Святой коснется нас, и от избытка сердца возглаголют наши уста. Молитва — первая потребность души и высшая ее радость. Чтобы войти в молитву, надо освободить наши сердечные глубины от плена, в котором держит их мир, в то время как они должны быть отданы общению с Богом.

http://moral.ru/великий-покаянный-канон/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010