14 Эти ответы смотри в «Синодиконе» (т. 1, с. 111). Досифей в «Двенадцатикнижии» говорит, что по примеру этого послания все архиереи и патриархи после Дионисия стали писать Соборам подобные послания, содержащие изложение веры, если по слабости здоровья, старости или другим серьезный обстоятельствам они не могли прийти на Собор лично. 17 Этого божественного Дионисия Василий Великий в 1-м правиле называет весьма сведущим в правилах. Очевидно, св. Дионисий первым заложил основание догмата об ипостасном соединении двух природ во Христе. В 10-м ответе Павлу Самосатскому он говорит: «Иисус, единое Слово, единая Ипостась и единое Лицо, Сам соделался для меня Богом и Господом», а на этом фундаменте божественный Кирилл и III Вселенский собор утвердили великий догмат ипостасного соединения. 18 Эти слова мы приводим по церковно-славянскому переводу, поскольку в данной случае этот перевод соответствует дальнейшим рассуждениям св. Дионисия. 23 О том, что слово ψ означает «затем» и ставится вместо предлога μετ, свидетельствует и выражение Ксенофонта в его «Киропедии»: ψ το πολμου вместо μετ τν πλεμον (после войны). 24 Это изречение – «малое в жизни не мало» – дословно приводит и Василий Великий в начале 2-го слова о крещении, говоря, что это сказал кто-то из наших мудрецов (Basil. Magn. De baptismo 2.1//PG 31, 1525D-1528A.). Но кто этот мудрец? Нам неизвестно (См.: Изречения Секста, 10/пер. вступ. ст. и коммент. А. С. Небольсина. М., 2007. С. 90.). 25 Именно это и обозначает выражение ν φδρ, которое, по толкованию Зонары, возникло из-за того, что еврейские женщины, когда у них наступало время месячного кровотечения, сидели в покое и в отдалении от мест (π τς δρας), где сидели остальные, пока не проходило семь или больше дней. Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего (ν τ φδρ ατς); и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера ( Лев.15:19 ). И опять: Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее (τς φδρου), или если она имеет истечение долее обыкновенного очищения ее, то во все время истечения нечистоты ее, подобно как в продолжение очищения (τς φδρου) своего, она нечиста ( Лев.15:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Φειδας. Προποθσεις. – Φειδας Β. Προποθσεις διαμορφσεως το θεσμο τς Πενταρχας των πατριαρχων. θναι, 1969. 1 Общее сопроводительное письмо к книге, разосланной каждому из греческих архиереев. – Примечание редакторов русского перевода (далее обозначаются как Ред. или добавляются в квадратных скобках). 3 Ср., в частности: Δοσθεος. Δωδεκβιβλος. 4 Σ. 301:31–302:4. «И епископу иметь место Господа, как после Него главе Церкви, которую он получил, и заметь, что если каждый епископ является главой Церкви, которую он получил после Христа, нет между епископом и Христом третьей главы (οκ εστιν να μεταξ το ’Επισκπου και το Χριστο τρτη κεφαλ), так что Папа не является главой всех Церквей или главой всецелой Церкви как епископ всех». 6 Об этом просил Господь Отца в Своей Архиерейской молитве: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» ( Ин. 17:21–23 ). Свт. Афанасий Великий описывает единство членов Церкви как неразрывное единение, в котором Христос соединяет нас через дарование Святого Духа, Своей Божественной благодати: «Прошу, и тии едино да будут – по телу во Мне и по его совершенству… Ибо все мы, приобщаясь от Него (к Духу), делаемся единым телом, имея в себе Единого Господа» (Athanasius Alexandrinus. Orationes contra Arianos//PG. 26. Col. 369; [ср.: Афанасий Великий , свт. Творения. Сергиев Посад, 1902. Ч. 2. С. 398]). Равным образом тот же великий святой дает нашему единству и триадологический смысл: «Поскольку Слово во Отце, а Дух дается Словом, то хочет (Господь), чтобы мы приняли Духа, и когда примем Его, тогда, имея в себе Духа Слова, сущего в Отце, чтобы оказались и мы по Духу соделавшимися едино в Слове, а через Него – и в Отце. А когда говорит ‘‘как Мы’’, это значит не что иное, как пожелание, дабы сходящая на учеников таковая благодать Духа стала непреклонной и непреложной» (PG. 26. Col. 376; [ср. Творения. Ч. 2. С. 401]).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prava-...

Ведь всякий подчинённый любит подражать начальствующему; как это сказал великий богослов Григорий. Притом, по каким законам будут судить, как сам Папа, так и архиереи его, когда они совсем отвергли божественные правила святых соборов, и не имеют не только благоухания духовной жизни, но и признака её, и еретичествуют во многом? Поистине, они наполнят церковь смутами и соблазнами. Но не сольются неслитности, не спрядутся непряди. Ибо какое сродство у правды и беззакония, или, по слову божию, какое общение у света и тьмы, у православных и, еретиков, от которых мы должны всецело удаляться? И древне сам Бог заповедал, говоря: «измите лукавого из среды вашей». А вот это изречение, – если соблазнит тебя око твоё, исторгни его, – и дальнейшее изречение о прочих соблазняющих членах, к кому другому лучше подходит, как не к Латинам? И Павел, великий от того, что глаголал чрез него и в нём Господь, то же самое представляет на вид, говоря: «Еретика человека после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковый развратился, и грешит, будучи самоосужден». ( Тит.3:10–11 ) И ещё: «Уклоняйтесь от всякого, нечисто ходящего и не по преданию, которое принято от нас». И в других строках Павел запрещает даже есть вместе с ними. Согласно с ним и богоносный и великий отец наш Игнатий предохраняет нас от еретиков, этих человекообразных зверей. Если же мы не должны не только принимать их к себе, но и встречать, если не велено нам и пищу вкушать вместе с ними, даже приветствовать их во избежание общения с ними: то как признать их первыми, и судьями православных церквей, и громогласно возглашать имя их в церкви у таинственной трапезы, дабы и её, освящающую нас, не оставить не осквернённою?.. X. Никак, никак не дозволяй сего ради души твоей святой, царю святый и Богом поставленный самодержец, и вместе Христу возлюбленный и христолюбивейший. Но держись, как держишься по благодати Христовой, того, чему ты научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен ( 2Тим.3:14 ). Храни добрый залог, избегая, по учению великого апостола, негодных пустословий лжеимённого знания, которым занимаясь некоторые уклонились от Веры, ( 1Тим.6:20, 21 ) да посредством тебя, с тобою, и со всем домом твоим, славящим Бога, и мы, составляющие полноту Христиан, будем соблюдены, как православные и Богу угодные, на день явления Господа, и с вами и сами сделаемся неукоризненными наследниками царства его вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Поэтому нужно назначить кого-нибудь, кто бы мог встретиться с ними, слушать и отвечать на то, что они скажут. Установили, что в этом будут участвовать два месадзона и великий доместик, из архиереев – кир Иоасаф Эфесский и кир Антоний Ираклийский, из ставрофоров – великий хартофилак и великий экклезиарх, из духовников – священник кир Матфей и священник кир Григорий. Вы, наши послы, сойдитесь в монастыре святого Воскресения Христова и, выслушав все это, приготовьтесь к делу». Затем наши пожелали выслушать декрет. Он был прочитан, и мы услышали, что среди прочего он содержит и то, что участники Собора потрудились и исправили новую ересь богемцев 86 , и что так же они уже исправляют древнюю ересь греков 87 . Получив огласку за несколько дней до того, это всеми было тяжело воспринято. Тогда на это сказали, что следовало. Но император и архонты заявили, что «поскольку вы собираетесь встретиться и обсуждать с ними, то мы верим в то, что это и все остальное будет исправлено, как подобает». И с этим мы вышли. 35. Как только наступило утро, я пришел к Патриарху и доложил: «Вчера я решил доложить и просить, чтобы вы сотворили мне благодеяние, и я не ходил бы на встречи, как вы определили. Чтобы меня не сочли дерзким, в тот самый час я оставил это без внимания. Но сейчас я пришел просить и умолять, чтобы ты освободил меня от этих встреч, поскольку я не хочу и не могу связываться с такими делами». И я сильно умолял его об этом. Патриарх же повелел мне делать то, что решено. Там оказались духовник кир Феофилакт и монах кир Каллист Принкипс, в которых я надеялся найти помощников моему прошению. Но когда они увидели, что Патриарх повелевает мне идти с неизбежностью на то, к чему я определен, то и они принудили меня совершить предписанное. 36. Все же были назначены дни, и мы собрались. Пришли вместе с нами также определенные к этому кир Димитрий Ангел Филомат, учитель кир Георгий Схоларий и фра Мануил в качестве переводчика. Итак, месадзоны обратились к ним в согласии со всеми нами, а латинские послы отвечали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

То же случилось непроизвольно и с юным атеистом Ваней. От страха он невольно стал креститься и… молиться Богу. И бесы еще не раз к нему являлись во сне, но каждый такой сон, видимо, по молитвам матери и тетушки, теперь лишь отрезвлял и укреплял его в вере во Христа Спасителя. Пройдет время, и некогда атеист Ваня станет монахом, священником и даже архиереем. Это из жизни митрополита Уральского и Николаевского Тихона (Оболенского) (1856–1926 гг.). А теперь подытожим все. В обоих случаях, что было со мной во сне при кончине Василия Федоровича и что привиделось тогда «вольнодумному» юноше, присутствовал дикий и необъяснимый страх. Страх — от встречи с падшими духами, или бесами, с которыми встретится душа в загробной вечности. Если апостол Павел писал о Рае, что невозможно человекам передать его красоту, просто нет таких слов и подобий, то и Ад в равной степени, мы не сможем ни описать, ни передать муки грешников. «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец не покоряющимся Евангелию Божию? — спрашивает апостол Петр (1Петр.4:17). «И если праведник едва спасется, то нечестивый и грешный где явится?» — дополняет он же (1Петр.4:17–18). Какой ужас, думаю, откроется человеку при его кончине, если он осознает, что умирает, и умирает без веры, покаяния и Святых Таинств, установленных Господом. И невидимый духовный мир ему уже откроется… В Библии, в книге «Бытие», есть такой эпизод, как однажды праотец Аврам во время крепкого сна испытал великий страх и ужас: «При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот напал на него ужас и мрак великий…» (Быт.15:12). Может, и на меня тогда ночью напал тот самый ужас и мрак великий, что и я пережил? Святой апостол Павел увещает нас: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их…» (Евр.13:7). Заметьте: взирая на их кончину. В моей пастырской практике было как минимум три случая благочестивой кончины скромных простых христиан, у которых с последним вздохом улыбка так и застыла на их хладных устах. Это Петр Павлович Васильев, Мария Петровна Оболешева и Инна Евгеньевна Горшкова — настоящая благочестивая христианская кончина.

http://azbyka.ru/life/strashnyj-son-rass...

– Мне-то между прочим так и полагается смотреть на тебя, – ответила она. – Ведь я сотворена из твоего ребра. А вот тебе нужно не на нас смотреть, а на землю: из нее ты взят и в нее уйдешь. Услышав эти слова, оказавшиеся выше всех его ожиданий, Ефрем выразил женщине превеликую благодарность за ее полезное назидание и горячо возблагодарил Бога за то, что Он нежданно творит то, что гораздо лучше наших надежд и чаяний. Б. Из жития преподобного Пахомия Великий Пахомий знал, сколь благоразумен во всяких спорных делах его ученик Федор, который, несмотря на юность, поддерживал более слабых в аскетических подвигах, и весьма радовался за него. Так было заведено, что братия каждый вечер собиралась в определенном месте монастыря, чтобы послушать наставления великого (святого). И вот как- то, когда все уже собрались, авва велел Федору, а он, как уже говорилось, был молод, ему только исполнилось двадцать, сказать братии слово Божие. И тот послушно, без какого-либо прекословия отверз уста и сказал много полезного для братии. Однако некоторые почтенные старцы, увидев такое, и слушать его не захотели. – У нас есть архиереи, они нас и наставляют, а его не будем слушать! – возмутились они и, покинув собрание, разбрелись по кельям. После окончания Федоровых наставлений, Великий Пахомий велел позвать старцев. Они пришли к нему, и он спросил их: – Почему вы покинули собрание и разошлись по кельям? – В монастыре столько старцев и преуспевших монахов, а ты поставил учить нас мальчишку! Услышав эти слова, Пахомий тяжело вздохнул и с горечью спросил: – Знаете, откуда в мире взяло свое начало зло? – Откуда? – спросили они. – От гордости, – ответил святой. – Из-за нее упал с неба денница, сын зари, и разбился о землю ( Ис. 14:12 ). Из-за нее оказался среди зверей Навуходоносор, царь вавилонский ( Дан. 4 ). А разве не известны вам слова Писания: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем ( Притч. 16:5 )? Неужели вы не слышали: кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится? ( Мф. 23:2 ). Неужели вы не слыхали об этом, и над вами так насмеялся диавол, что вы потеряли всю вашу добродетель? Ибо мать и начало всякого зла есть гордыня. Вот почему, когда вы ушли, вы отвернулись не от Феодора – вы бежали от слова Божия и отлучили себя от Святого Духа. Поистине, вы достойны всякого презрения! Как же вы не догадались, что на это вас толкнул сатана?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Архиерей, в частности, сказал: «Сегодня в церковном календаре великий праздник — Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. О нем Сам Спаситель засвидетельствовал: " Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя " (Мф. 11:11). " Подлинно, из рожденных женами никто не больше Иоанна Крестителя, — толкует эти слова Евангелия преподобный Макарий Великий, — Потому что он является полнотой всех пророков. Все пророчествовали о Господе, издали показывая Его пришествие, но Иоанн, пророчествуя о Спасителе, представил Его пред очи всех, взывая и говоря: " се Агнец Божий! " О рождении Предтечи повествует евангелист Лука. В его евангельском тексте мы читаем, как праведному священнику Захарии во время богослужения явился архангел Гавриил. Видя смущение и страх престарелого священника, небесный посланник сказал ему: " Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн " (Лк. 1:11-13). Захария, который со своей праведной супругой Елисаветой в бездетном браке дожил уже до старости, не поверил увиденному и услышанному, за что до самого рождения Иоанна Предтечи был наказан немотой. " У Бога не останется бессильным никакое слово " (Лк.1:37). Чудо случилось — престарелая бесплодная Елисавета родила сына, который, по слову архангела " многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; дабы представить Господу народ приготовленный " (Лк. 1:16,17). В юном возрасте святой Иоанн удалился в пустыню, где вел суровую подвижническую жизнь. Выйдя в мир, он начал проповедовать крещение покаяния для очищения от грехов. " Тогда, — читаем мы в Евангелии, — Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои " (Мф. 3:5). Иоанн Предтеча в истории новозаветной Церкви считается первым монахом, первым просветителем и проповедником и первым мучеником за правду Христову. Креститель Господень являет нам образ человека, который сумел беспредельно, неограниченно и смиренно быть преданным Богу и своему призванию.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися: но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ Великий четверг — день установления Евхаристии, день Тайной Вечери. В тропаре четверга поется: Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша, Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий. Господи, слава Тебе. Ночь над Иерусалимом. Город спит. В сионской горнице зажжены светильники. В печальном молчании сидят Двенадцать. «Один из вас предаст меня». Шепот, испуганные возгласы: «Не я ли?» Стремительно встает Иуда и ускользает в ночную тьму. Не спят и члены Синедриона. Архиереи отдают тайный приказ воинам… Апостолы разделили священную Чашу и Хлеб. Господь говорит о страданиях, которые ждут Его. Петр с горячностью обещает идти с Ним на смерть. Он не подозревает, как она близка. «Да не смущается сердце ваше… — говорит Учитель. — Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас». Тихо напевая пасхальный псалом, один за другим покидают дом; при бледном свете луны выходят за ворота и углубляются в масличный сад Гефсимании. Там царит мрак. Каждый звук отдается в тишине. Апостолы расположились на ночлег. Только трое следуют за Иисусом, но и у них глаза слипаются, слабость парализует тело. Сквозь, забытье они слышат Его голос: «Авва, Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня, но не чего Я хочу, а чего Ты…» Между тем стража уже пересекает по тропинке овраг. Впереди — Иуда. «Кого я поцелую. Того и берите». Воины идут между деревьями. Фонари и факелы мелькают среди стволов сада… «Симон! ты спишь? Не мог ты бодрствовать один час!…» Кончено. Они уже здесь. Отблески огня на злых, возбужденных лицах. Иуда бросается к Иисусу и целует Его. — Здравствуй, Равви! — Друг, вот для чего ты пришел!..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Всем христианам необходимо непреложно соблюдать все заповеди Господни и стараться не быть причиной соблазна, как было сказано. В особенности же и больше всего не должны вводить в соблазн своих подчиненных все начальники, которые имеют духовную или светскую, природную или приобретенную власть. В каком же случае смогут облеченные властью не вводить в соблазн подчиненных? В том случае, разумеется, если каждый из них будет стремиться и прилагать усилия, чтобы исполнять данное ему призвание добрыми и благочестивыми делами, согласными и сообразными его власти и положению. Как советует Василий Великий , «должно каждому сообразными делами подтверждать свое призвание» (Нравственные правила. 29). Так, например, патриархи не вводят в соблазн подчиненных им архиереев, священников и мирян, если исполняют свое призвание и патриаршее достоинство благими делами, соответствующими их наивысшему положению, подражая в этом Владыке всех и истинно вселенскому Патриарху Христу, Который исполнял Свое призвание делами, почему и сказал: «Самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» ( Ин. 5, 36 ). И еще: «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» ( Ин. 10, 37–38 ). Так архиереи и пастыри разумных овец не соблазняют иереев и свою паству, если придерживаются непреложно тех дел, которых требует их архиерейское призвание, подражая тем божественным архиереям и святым апостолам, которые сказали: «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии» ( 2Кор. 6, 3–4 ). Так и все священники, если придерживаются дел, подобающих священному сану их, то не только не соблазняют подчиненных им мирян, но и делают так, что благодаря им те воздают славу Небесному Отцу. Как говорит Исидор Пелусиот : «Бог возжигает иерея как светоч и помещает его в светильник, на его светоносную кафедру, дабы он осветил Церковь своим сиянием, рассеивая тьму своими поучениями и делами, дабы народы, видя лучи сей животворной лампады, направлялись ими и славили Отца всех светов» (Письмо Досифею. О том, что иерею надлежит быть светильником). Так архимандриты и игумены монастырей не будут соблазнять подчиненных им монахов и свою духовную паству и стадо, если соблюдают всё, что подобает их игуменскому призванию, и более всего, если они не гордятся тем, что они игумены, но смиряются, будто они сами подчиненные. Как предписывает мудрый Сирах, «если поставили тебя старшим на пиру, не возносись; будь между другими как один из них: позаботься о них и потом садись» ( Сир. 32, 1–2 ). Василий Великий говорит: «Начальник пусть не возносится из-за своего достоинства, дабы не лишиться блаженства смирения».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Говорит апостол Петр: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4:15-16).    Поклоняясь Кресту Господню будем стараться иметь те же чувства.    В Его великом Царстве, будем вечно славословить Его и наслаждаться ни с чем не сравнимой Его красотой и добротой, ибо Он есть Царь Славы и Господь всего мира. Аминь. Страстная седмица (Благовещение совпадает с Входом Господним в Иерусалим)    Благовещение есть радостная весть о воплощении Сына Божия, Его сошествии на землю для спасения мира. Дух Святый сошел тогда на Пречистую Деву, и Она зачала Господа. То было начало Нового Завета, начало спасения рода человеческого, пришествие на землю Сына Божия. А торжественный Вход Господень в Иерусалим — начало Его страданий. При радостных восклицаниях народа шествовал Христос на смерть, на которую предал Его народ, так восторженно Его встретивший. И Церковь Православная тем днем начинает, как бы следуя за Ним, ежедневно вспоминать события последующих дней. Вот в Великий Понедельник Господь на горе Елеонской, предварительно Своим словом иссушивший смоковницу, открывает Своим ученикам будущее Иерусалима, обличает фарисеев и книжников за лишь внешнее исполнение предписаний Закона Моисеева. Продолжая поучения Свои, Господь сначала в притчах, а затем и ясно изображает кончину мира и Страшный Суд. В среду в доме Симона прокаженного женщина возливает миро на Его ноги, а Иуда обещает архиереям предать Учителя. В Великий четверг совершает Господь Тайную Вечерю и литургия того дня особенно ярко напоминает о том, что, причащаясь Святых Тайн с благоговением, мы с апостолами вкушаем Тела и Крови Христовых, а причащающиеся недостойно уподобляются Иуде. Но каждый пусть стремится причаститься, искренно каясь в грехах своих, и получить милость от Господа. За Тайною Вечерею следует Христова молитва в Гефсимании, Христа схватывают и отводят к первосвященникам, где ночью совершается над Ним суд, а утром отводят Его к Пилату.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010