Жители Вифании вместе с иерусалимлянами, услышав, что Спаситель совершил великое и преславное чудо воскрешения Лазаря четверодневного одним лишь воззванием: «Лазаре, гряди вон!», – вышли ко Господу с великим благоговением и удивлением и встретили Его с пальмовыми ветвями. Но с таким ли благоговением и верой приняли Спасителя архиереи, фарисеи и книжники? Нет. Они были исполнены зависти и ненависти к Спасителю и, услышав о преславном чуде воскрешения Лазаря, не только не поверили этому, но и поспешили принять все меры для того, чтобы убить Иисуса. Ибо, собрав синедрион, они говорили: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим, и народом» ( Ин.11:47–48 ). Вы видите, братья мои, сколько ослепления и злобы было в уме и сердце книжников, архиереев и фарисеев против Иисуса? Какая громадная разница была между народом и его духовными руководителями! Народ с таким благоговением и почтением принимал Спасителя. Однако и многие иудеи, пришедшие к Марии и видевшие, что сотворил Иисус, уверовали в Него (см.: Ин.11:45 ). А архиереи и фарисеи, ослепленные ненавистью, злобой и неверием, не только не уверовали в Него, но и спешно готовили план Его убийства. Как прав был Спаситель, когда обличал этих книжников и фарисеев и говорил им: «безумные и слепые!» ( Мф.23:17 ). Сколько духовной слепоты и сколько ненависти и зависти было в уме и сердце этих духовных руководителей израильского народа! Вместо того чтобы поверить в преславное чудо воскрешения Лазаря и воздать хвалу Иисусу Христу, они, послушай, что говорят: «Что нам делать, ибо этот Человек много чудес творит?» ( Ин.11:47 ). Посмотри, какое безумие, посмотри, какое ослепление из-за зависти и ненависти! Об этом ослеплении и окаменении фарисеев, архиереев и книжников пророчествовал великий пророк Исаия, говоря: «ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис.6:10 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

И если вы не знаете других, то, по крайней мере, знаете Симеона, который принял (на свои руки во храме младенца) 59 Иисуса, и двух сыновей его, которых и воскресил Иисус: их-то вы знаете, – ибо мы недавно погребли их; а теперь гробы их оказываются открытыми и пустыми, сами же они живы и находятся в Аримафее 60 . Итак, послали людей, которые нашли гробы их отверстыми и пустыми. Иосиф говорит: пойдемте в Аримафею и найдем их. Тогда встали архиереи Анна и Каиафа и Иосиф и Никодим и Гамалиил и другие с ними и отправились в Аримафею и нашли тех, о которых говорил Иосиф. Сотворили они молитву и приветствовали друг друга; потом пошли с ними в Иерусалим и привели их в синагогу, и заключивши двери, положили на средине древний закон Иудейский, и сказали им архиереи: клянитесь Богом израилевым, Богом Адонаи, и скажите истину, как вы воскресли, и кто воскресил вас из мертвых? Выслушав это, воскресшие люди 61 сделали на лицах своих изображение креста 62 и сказали архиереям: дайте нам свиток и чернила и трость. И дали им это. И они, седши, написали так: Глава II Господи Иисусе Христе, воскресение и жизнь мира, даруй нам благодать поведать Твое воскресение и Твои чудеса, которые Ты совершил в аде! Мы были в аде со всеми почившими от века. В час же полуночи проник в те мрачные места и воссиял свет как бы солнца, и все мы осветились и увидели друг друга. И тотчас отец наш Авраам, соединившись с патриархами и пророками и все исполнившись радости, сказали друг другу: этот свет от великого света. Пророк Исаия, бывший там, сказал: этот свет – от Отца и Сына и Святого Духа, о котором я прорек еще во время своей (земной) жизни, говоря: земля Завулонова и земля Неффалимова, народ, сидящий во тьме, увидел великий свет 63 . Потом вышел на среду другой, – подвижник пустыни. И спросили его патриархи: кто ты такой? Он отвечал: я Иоанн, конец пророков, который приготовил пути для Сына Божия и проповедал народу покаяние во оставление грехов. И Сын Божий пришел ко мне, и я, увидев Его издалека говорил народу: вот агнец Божий, который берет на себя грех мира.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Иисус предсказал, что будет великая скорбь, которой не было от начала мира доныне и не будет. О скорби этой Иосиф высказывается так: «Что касается иудеев, то несчастья, случившиеся с ними от века, были меньше, в сравнении с нынешними». 2. О различии пророческого слова Спасителя нашего Иисуса Христа от пророческого слова пророков Пророческое слово Спасителя нашего Иисуса Христа отличалось от пророческого слова пророков по таким трем существенным чертам: 1) Пророки вдохновлялись самим Словом Божиим, который открывал им божественную Свою волю, Иисус же Сам был вочеловечившееся Слово Божие, в котором обитает вся Божия мудрость и сила. 2) Слово пророков имело содержанием Слово Божие, которое было центром пророчеств и учения их, слово Иисуса имело содержанием слово Своей истины, пророки проповедовали веру к Слову Божию, Иисус же проповедовал и искал веру к Самому Себе и Своему слову. З) Пророки глаголали однажды, то есть во время своей жизни на земле. Иисус Христос, как вечный пророк, глаголет вечно в Церкви Своей, Дух же Его просвещает и освящает полноту её вечно. II. О архиерейском достоинстве Спасителя Христа 1. Спаситель наш Иисус Христос по преимуществу Архиерей Спаситель как Великий Архиерей принес Самого Себя как непорочную Богу и Отцу умилостивительную жертву, быв жрецом и жертвой, и умилостивил, и удовлетворил божественную правду, нарушенную грехом человеков через преступление божественного закона, взяв как безгрешный представитель человеческого рода пред Богом и Отцом всё наказание, которого человек, согрешивший, был достоин, и пролив на кресте честную и спасительную Свою Кровь, и утвердив Новый Завет , который заключил с Отцом, которым спасается каждый верующий в Него, исповедующий умилостивительную крестную Его смерть. Жертва эта есть очистительная купель человечества, очищающая и омывающая от скверны греха человеческий род и освящающая верующих Ему и крещающихся во имя Святой Троицы, утвердившей Новый Завет. Об архиерейском достоинстве Спасителя нашего Иисуса Христа глаголал Сам Бог в Ветхом Завете устами Давида, сказав Мессии: «Ты Иерей во век по чину Мелхиседекову» ( Пс.109:4 ). Свидетельствовал Сам Спаситель наш Иисус Христос, относя к Себе пророческий этот псалом, в котором Он нарицается вечным архиереем по чину Мелхисидека ( Мф.22:44 ; Мк.12:36 ; Лк.20:42 ). Апостол Павел развил эту истину в послании к Евреям, где определенно много раз именует Иисуса Христа Архиереем, например: «И Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя», как и в другом месте говорит: «Ты священник во век по чину Мелхисидека» ( Евр.5:5–6 ), «уразумейте Посланника и Архиерея исповедания нашего, Иисуса Христа» ( Евр.3:1 ). «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания» ( Евр.4:14 ). 2. О различии Архиерейства Спасителя Христа и архиерейства Аарона

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Как Небесный Отец посылает Своего Сына, так и Сын Божий посылает Своих учеников, так и они через поставление Духом Святым творят себе преемников. И мы, стоящие вокруг тебя архипастыри, некогда также сподобились присовокупиться «к златой чистой и Божественной цепи посланников Господних» , — также слова святителя Филарета. Господь вверяет тебе служение в мире, который Он привел из небытия в бытие Своей всемогущей волей и который через непослушание наших прародителей наполнился горем и страданиями, в мире, где нередко торжествует и грех, но бурные волны житейского моря разбиваются о борта дивного корабля Святой Церкви. На этом корабле обретают спасение утопающие в пучине страстей, получают утешение страждущие, находят приют обездоленные. Мы — епископы вместе с нашими помощниками пресвитерами — команда этого судна, которая трудится под управлением Своего Главы — Небесного Кормчего Христа. Мы те, кому надлежит обращать на путь истинный заблудших и наставлять немудрых, вразумлять , по слову апостола Павла, бесчинных и утешать малодушных, поддерживать слабых, быть долготерпеливыми ко всем (1 Фес. 5:14). Видишь ли, сколь нелегко епископское бремя и велика ответственность? Разумеешь ли, сколь высока возложенная на тебя душеспасительная миссия? Хотел бы предостеречь тебя не только от страха и уныния, бываемых от осознания тяжести предстоящих трудов, но и от опасного чувства собственной значимости и мнимого превосходства, которое может появиться от ощущения важности архиерейского служения. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин. 15:16). Эти слова Спасителя, которые Он говорил апостолом прежде Своих Крестных страданий, Он сейчас обращает и к тебе. Пусть же эти слова всегда остаются в твоем сердце, пусть они звучат для тебя как призыв к ревностным трудам на ниве церковной. Невелики человеческие силы, чтобы исполнить все нам повеленное. Но да не устрашается сердце твое (Ин. 14:27) — таковы слова Господа, обращенные к нам. Стремись всегда пребывать во Христе, без Которого мы не можем ничего совершать. Старайся пребывать в молитве, устремляя во всякое время свои помышления горе, к Тому, Кто, по слову Псалмопевца, нам прибежище и сила, Кто — скорый помощник в бедах (Пс. 45:2). Как наставляет святитель Василий Великий, «не избегай чего не должно и не прибегай к кому не должно. Но пусть будет у тебя одно избегаемое — грех, и одно прибежище в несчастиях — Бог» .

http://patriarchia.ru/db/text/5680947.ht...

Но прежде всего - Петр, который действительно является самым удивительным из всех учеников Христовых. Когда взяли Спасителя, то Петр, исполнившись гнева, извлек меч и, ударив им раба архиереева, отсек ему ухо. И Господь говорит: " Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? " (Мф. 26, 5253). Мы понимаем теперь, что то, что совершил Петр, не надо было, наверное, делать. Но по-человечески мы не можем не радоваться, что в тот момент, когда все предали Христа, когда все разбежались, нашелся хоть один человек, который заступился за Него. Человек, который не мог видеть того, чтобы зло торжествовало и попирало все. Об отречении же Петра мы всегда размышляем и часто думаем: " Как это ужасно! Как он мог так поступить после всего, что говорил? Где же его верность Христу? " И мы готовы обвинять его в трусости, в малодушии, в то время как Петр являет, на самом деле, необычайное мужество, с которым никто не может сравниться. Мы должны быть предельно внимательны, чтобы увидеть все, что происходит с Петром. После того, как он ударил раба архиереева и отсек ему ухо, естественно, ему надлежало скрываться и прятаться. Ему надлежало со всех ног бежать оттуда и спрятаться так, чтобы его никто не мог увидеть. И, конечно же, ему надо было уйти подальше от места, где была самая главная опасность: от двора архиерея. Но мы видим, что именно туда и идет Петр после всего, что с ним случилось. То есть он продолжает идти в самую гущу опасности. И конечно, его окружает тьма и ужас, и эта полная безблагодатность: оставленность всех Богом. Здесь Господь показывает нам через апостола Петра, что может человек, когда от него отнимается защита Божия. В эту холодную ночь, стараясь быть ближе к тому месту, где решается самое главное, Петр стоит у костра, чтобы согреться, и кутается в свою одежду. Но какая-то служанка, помешивая ли костер или подложив в него новые ветви, увидела его освещенное лицо, когда пламя вдруг взметнулось, и сказала: " И этот был с Ним " . И Петр затрепетал, потому что совершенно ясно, какого рода это обвинение, и потому, что он не только " был с Ним " , но еще и отсек ухо слуги самого архиерея-первосвященника. Но вместо того, чтобы немедленно скрыться после того, как он был обнаружен, Петр, хотя и отрекся, но продолжает бороться со своим малодушием. Он не уходит и продолжает ходить там же. Он, видимо, хранит еще в памяти то, что обещал Господу: " Если и все отрекутся, то я ни за что не отрекусь от Тебя " . " Если и все соблазнятся, но не я " (Мк. 14, 29).

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_37...

Но чаша не миновала. И он становится «Приносящий и Приносимый». Он приносит Сам Себя. Священник и жертва – в едином лице. Мы в молитве в алтаре на великом входе (во время Херувимской) произносим эти слова. «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» (Евр. 5: 8). Это, наверное, запредельно. Иисус должен был навыкнуть послушанию. А это достигается страданием. Человеческая природа Христа более непостижима, чем божественная. И сказанными наконец словами: «не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22: 42), – Он окончательно в Своем сердце, в Своей душе приносит Себя в жертву. То есть становится священником. Приносит Себя в жертву («и приносяй»). «И, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Архиереем по чину Мелхиседека» (Евр. 5: 9–10). Нам более понятно, что Христос – жертва, чем то, что Он – священник, который эту жертву приносит Чин Мелхиседека, естественно, заключал в себе хлеб и вино, с которым Мелхиседек встречал Авраама. И для христиан это очень понятный образ. Хлеб есть «плоть Моя», вино есть «Кровь Моя Нового Завета». И нам даже понятней, что Он жертва, чем то, что Он священник, который эту жертву приносит. Тот древний левитский священник приносил в жертву не себя – он приносил в жертву иных. Это были агнцы, тельцы и так далее. А здесь Христос приносит Сам Себя и таким образом становится Архиереем Великим. Это действительно Мега Архиерей. Мы очень часто тоже готовы жертвовать кем угодно, но не собой. Нет, мы и на это не готовы по своей немощи, но все-таки порой нас на то хватает. А вот чтобы пожертвовать не кем-то, а собою… В этом – Евангелие, в этом – Новый Завет, в этом – священство Христа, а значит, и наше с вами тоже. Священство Христа – непреходящее Теперь еще раз о сопоставлении с древностью. Ветхозаветных священников было много. Потому что поколений было много. Архиерей-то всегда был один, но они менялись в поколениях. А при нем еще всегда было много иереев, священников. Смерть побуждала передавать священство другому преемнику.

http://pravoslavie.ru/144772.html

Сегодня мы стоим в преддверии великих дней — Страстей Господних. Давайте же хотя бы в эти предпраздничные дни поймем, что нас ожидает или величайшая радость, или величайший ужас воскресения. И нет для нас иного, третьего пути. Поэтому, приступая ныне к Страстям Господним, отложим свои страсти. Еще не поздно и сегодня вступить на путь очищения душ — ведь даже в самый великий день Воскресения мы будем петь: «Очистим чувствия и узрим». Господь идет на вольную Страсть, идет распяться за нас. Неужели же и в эти дни мы не отложим всего, что мешает нам соединиться с Ним: ненависти, злобы, клеветы, в которых сами мы задыхаемся. Неужели и сегодня не поймем, что все мы восстанем, и многие из нас восстанут для плача и рыдания. И пусть не смерть страшит нас, а то, что воскреснув, мы поймем, как напрасно прожили эту жизнь. Св. Церковь предупреждает нас, она предостерегает нас от того, чтобы мы не оказались подобны тем, которые «глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». (Мтф. 13, 15). Давайте же в эти святые дни отложим владеющие нами страсти, направим все силы наших душ на служение Господу. Тогда, живя еще здесь, на земле, мы откроем наше сердце для Вечности, мы будем радоваться жизни, и в нас проснется стремление к вечной жизни. День за днем, все более и более будут открываться наши души для познания Вечного. И тогда уже не с ужасом, а с великой радостью мы будем думать о дне последнего воскресения. Тогда мы даже не предстанем пред Страшным Престолом Судии, но будем радоваться, взирая на Господа в день последнего воскресения. К этому и призывает св. Церковь словами сегодняшнего тропаря: «Тем же и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерт > вопием. Осанна в вышних, благословен Грядыи во Имя господне». Аминь. 40. День памяти Святителя Николая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Творим сегодня память вселенского всемирного архиерея, угодника Божия Святителя Николая. У каждого архиерея, у каждого епископа есть своя паства которая ограничена тем или иным городом, которая ограничена этой земной жизнью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Феодорит); но как Архиерей присвоил себе беззакония народа и приносил жертвы, как согрешивший вместе с Иудеями; и посему – то отпущение беззакония иудеев приемлет, как отпущение собственных своих грехов». Облецыте в подир. Подиром 34 называлась длинная, до пят, риза ветхозаветных первосвященников, с отверстием для головы голубого или гиацинтового цвета ( Исх. 28:31 ). Т. е., облеките первосвященника Иисуса в лучшие одежды, в знак того, что с него, и с народа сняты беззакония, пусть он явится, как невинный, радостный, торжествующий. Таков был, и Господь наш Иисус Христос , великий Архиерей, в чести и славе, торжественно вознесшийся на небо. Ст. 5. И возложите кидар чист на главу его. И возложиша кидар чист на главу его и облекоша его в ризы. И ангел Господень стояше. С евр.: И сказал: возложите на голову его чистый кидар, и возложили чистый кидар на голову его; и облекли его в одежду; Ангел же Господень стоял. Кидар 35 – род малой митры, обвитой длинною тканью 36 . Это головное украшение принадлежало только первосвященнику, оно имело золотую дощечку с надписью: святыня Господня. Кидар выражал ту силу первосвященнического служения, что первосвященник мог нести на себе недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых; и, кроме того, украшение это должно было непрестанно находиться на челе первосвященника, дабы выразить постоянное благоволение Божие к Евреям ( Исх. 28:36–38 ). Таким образом, после плена Вавилонского, первосвященник, надевая кидар, получал снова силу восполнять святостью Божией недостатки народа и, притом, получал новый, чистый кидар; ибо прежний, до плена и в плену, был нечист, по причине мерзостей языческих и беззаконий еврейского народа. А теперь получается чистый кидар, выражающий чистоту и святость и, вместе, благоволение Божие к Иудейскому народу. Затем, по повелению Ангела Господня, первосвященника Иисуса облекли, кроме подира и в прочие одежды, принадлежавшие первосвященнику 37 . Возлагали кидар и облекали в первосвященнические одежды, конечно, те, которые стояли пред лицем Ангела, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Это рассуждение также не имеет для себя основания в Св. Писании. Совершенно верно, что, по непреложному учению св. Апостола Павла, истинный Первосвященник в Церкви Христовой есть только Господь наш Иисус Христос. Но в каком смысле ап. Павел называет Его первосвященником? На этот вопрос он сам отвечает, говоря, что Христос не имеет нужды ежедневно, как ветхозаветные первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого. Значит, священство Христа состоит в Голгофской жертве, в совершенном им искуплении рода человеческого от греха, проклятия и смерти. Так греко-российская церковь всегда учила, учит и будет учить до скончания века. Следовательно, она всегда находилась, находится и будет находиться до скончания века «под архиерейством Христовым». Иное дело – молокане: они не признают искупительного значения крестной смерти Христовой, т. е. принесения Христом Самого Себя в жертву за грехи всего мира. Как же они могут говорить, что они находятся «под архиерейством Христовым»? Для них Христос даже и не Первосвященник. Они говорят об этом только по своей логической непоследовательности. Другой вопрос: называя Иисуса Христа Первосвященником, отвергает ли этим ап. Павел, вообще, священство в Церкви Христовой? Нисколько. В слове Божием, наряду со званием Первосвященника, Господь наш Иисус Христос именуется еще и Пастыреначальником ( 1Пет. 5:4 ). Над какими же пастырями Он был бы начальником, если бы таковых не было в Его Церкви? Христос принес Себя в жертву искупления за грехи всех людей прошедшего и будущего времени. Чтобы достойно принять спасительные плоды этой единой и вечной Жертвы, люди должны быть кем-то подготовлены. С этой целью, по свидетельству того же самого ап. Павла, который говорит и о первосвященстве Христовом, Великий Первосвященник Господь «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых (т. е. христиан) на дело служения, для созидания Тела Христова (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Я не могу описать, чадо. На коленях Его была открыта книга и на ней написана жизнь старца моего. Спрашивал Великий Архиерей, и защищался старец мой. Едва я вошел, прекратился допрос, я подошел к старцу, положил поклон и отдал ему ключи от Обители. -старец, я принес и ключи от Раки с Мощами, не захочет ли Архиерей поклониться Святым Мощам? – сказал я. Старец их принял. Я хотел было положить поклон и Великому Архиерею, но не сказал мне ничего старец мой, и так как я был послушник, не мог делать ничего без благословения. Так, положив поклон старцу и поклонившись издалека Великому Архиерею, идя не оборачиваясь, вышел я из комнаты. Едва я вышел, вновь начался допрос. Видел я, чадо, что вся наша жизнь, дела, слова, мысли записаны, мы дадим за все ответ. Насколько мне было извещено о старце, душа его пошла хорошо. О брате Обители, который умер из-за ожогов, просил я Бога о душе его. Итак я увидел его духовным образом, и тот не был успокоившимся. Говорю ему: -Что делаешь, отец мой, как поживаешь? -Как поживаю? – говорит мне. – Не имею покоя. -Почему, отец мой, не имеешь покоя? -Потому что, – говорит, – и мне рассказал случай, о котором я забыл; – однажды я пришел к источнику, отец Иаков, а ты мыл овощи, и тебя не приветствовал. Ты же сказал мне: -Отец, почему меня не приветствуешь? Скажи мне : «Добрый день», это будет по Богу. -Разве Христос говорил «добрый день»? – ответил я тебе. -Что говорил Христос? – ты меня спросил. -Христос говорил «радуйтесь», – сказал я. -Тогда, скажи мне «радуйтесь», отец мой, – ты мне ответил. -Нет, не скажу тебе, потому что ненавижу тебя, – ответил я и ушел, и теперь не имею покоя. Душа этого брата являлась мне и старцу моему и просила помощи. Я всегда поминал его на Литургии, но старец сказал, что он хочет и Трисвятого. Сказал мне также, идти после Божественной Литургии одетым в облачения в память его читать молитвы, и мне сказал какие, за упокоение его души. После того, как я все это сделал, вижу его у великого дворца, были сумерки, почти ночь, и он с фонариком в руке быстро бежал купить масло, я говорю:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010