«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, читаемый с понедельника по четверг первой седмицы Великого поста (адаптация к использованию на приходе) Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского Адаптация к современному богослужебному использованию на приходе (священник Дмитрий Березин) Задача: адаптировать канон для восприятия смысла тропарей на слух, по возможности без потери ритма и певучести церковно-славянского языка, по возможности предотвратить неправильное понимание смысла тропарей. За основу взят перевод митрополита Никодима (Ротова) и Триодь Постная , в качестве справочных использовались Священное Писание Ветхого и Нового Заветов (Синодальный перевод), перевод еп.Александра (Милеанта) и перевод иером.Амвросия (Тимрота) , «Училище покаяния: Схолии на полях Великого канона» игум. Филиппа (Симонова), «Беседы на книгу Бытия» свт.Иоанна Златоуста . Особенности перевода: Из явных недостатков: при работе над адаптацией не использовался оригинальный греческий текст. Великий покаянный канон  преподобного Андрея Критского Адаптация к современному богослужебному использованию на приходе (священник Дмитрий Березин). Задача: адаптировать канон для восприятия смысла тропарей на слух, по возможности без потери ритма и певучести церковно-славянского языка, по возможности предотвратить неправильное понимание смысла тропарей. За основу взят перевод митрополита Никодима (Ротова)  и Триодь Постная, в качестве справочных использовались Священное Писание Ветхого и Нового Заветов (Синодальный перевод), перевод еп.Александра (Милеанта)  и перевод иером.Амвросия (Тимрота), «Училище покаяния: Схолии на полях Великого канона» игум.Филиппа (Симонова), «Беседы на книгу Бытия» свт.Иоанна Златоуста. Особенности перевода:  • оставление церковно-славянской формы некоторых союзов, наречий и местоимений (яко, яже, аще, мя, ти и т.д.);  • оставление звательного падежа; 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Миро (греч. μρον (мирон) — благовонное масло, благовоние) – 1) ароматное вещество, представляющее собой смесь благовонных веществ ( 1Пар.9:30 ); 2) святое миро – особая (ароматическая) смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – до 50 веществ), используемая в Православии при совершении определенных священнодействий ; 3) чудотворное миро – вещество мироточения . В современной практике миро используется для совершения  Таинства Миропомазания  (также в случаях, когда приобщаются к православию инославные христиане); для освящения храмов  и антиминсов . Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа . Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием. В Православной Церкви Миропомазание совершает священник , однако само миро (благовонное масло) приготовляется епископом, и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви (патриарх, митрополит). В Москве Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения обычно один раз в два года и затем освященное миро рассылается на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.  Благословляет начало чина Предстоятель Русской Православной Церкви. В среду Крестопоклонной седмицы Великого поста учинённый епископ совершает водосвятный молебен и освящение приготовленных для мироварения веществ. Затем благовония смешиваются с елеем и настаиваются в течение следующих двух седмиц.  Чин мироварения совершается на Страстной седмице  в Малом соборе Донского монастыря. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения и зажигает огонь в печи с котлом в 350 литров; в этот день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией  в Храме Христа Спасителя , после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.

http://azbyka.ru/miro

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Петров пост Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня будем говорить о Петровом посте. «Человек — это звучит гордо!» — Эти слова великий писатель вложил в уста своего героя, опустившегося на дно общества. Некий Сатин, сказавший их, был пьяницей и убийцей. Справедливо, что человек — это звучит гордо. Всех нас мучает гордыня. Она порождает обиды, раздражительность, желание мстить обидчику. Не так на тебя взглянули, не то сказали… Из-за гордости в человеческом обществе процветает зло, доходящее до преступлений, а в крупных масштабах — гордыней царей и полководцев проливались моря человеческой крови и слез. Где же выход из этого смертельного тупика, как человеку спастись от своей гордыни? Не знаю! Но не напрасно Церковь в это воскресение предлагает чествовать всех святых. От их лица Апостол Павел указывает путь к спасительному смирению: «Подражайте мне, как я Христу» подражаю ( 1 Кор.4:16 ). В чем великий подражал Иисусу? «…научитесь от Меня», — говорит Господь, — «ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11:29 ). Да, только смирение может породить в душе мир и покой. Чтобы помочь нам их приобрести, Церковь делает все. В частности, она предлагает нам в этом году три недели и шесть дней Петрова поста. Пост этот не строгий. В субботу и воскресенье разрешается есть постное масло и рыбу. Если во вторник и в четверг совершается торжественное богослужение — бдение, то опять дозволяется рыба. Только понедельник, среда и пятница (если нет праздника), ограничиваются даже от постного масла. Воздержание в пище важно, но это не главное. Основная цель поста — приобрести кротость и смирение, чему особенно помогает еще и память о смерти. Да, да, друзья. Даже языческие философы понимали пользу этого. топ» (помни о смерти), — говорили они. А великий мудрец Иисус сын Сирахов написал в Библии: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» ( Сирах. 7:39 ). Большинство людей, даже православных, не хотят говорить и думать о смерти. Но именно память о ней помогает смиряться и приобретать в сердце благодать Святого Духа.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Страстная неделя — последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. Страстная неделя — последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. В 2012 году Страстная седмица начинается 9 апреля и завершается 14 апреля. 15 апреля — у православных Пасха. Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Также в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Миро – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 веществ). Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице. Возглавляет чин мироварения и освящает миро в Великий Четверг Патриарх. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах. В Великий Вторник Церковь вспоминает притчу Христа о десяти девах, о талантах и о втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40).

http://pravmir.ru/strastnaya-nedelya-v-p...

Текст Великого покаянного канона прп. Андрея Критского на церковнославянском и русском языках (несколько переводов). Канон Андрея Критского читают в Церкви по частям в течение первых четырех дней Великого поста и потом еще один раз целиком в четверг пятой седмицы поста (на практике — вечером в среду пятой седмицы). Канон пронизан воспоминаниями о библейских событиях, участником которых видит себя прп. Андрей. Он приглашает и нас увидеть себя в грешниках и праведниках Священного Писания — и научиться у них покаянию. Здесь же можно познакомиться с несколькими проповедями прп. Андрея Критского. «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление» — начало Великого канона Андрея Критского. Кроме текстов Канона вы здесь найдете и аудиоверсию Канона в переводе на современный русский язык (Экзегет.ру; читает Валентин Клементьев). Переводы, исполнения и толкования Канона Андрея Критского на одной странице Группа Вконтакте Facebook группа Великий покаянный канон и проповеди Великий покаянный канон В понедельник первой седмицы Великого поста Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. [Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Бог мой, и прославлю Его, Бога отца моего, и восхвалю Его, ибо Он возвеличился во славе.] (Исх. 15:1-2) Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление. [С чего начну я оплакивать деяния злосчастной моей жизни? Какое начало положу, Христе, я нынешнему моему сетованию? Но Ты, как милосердный, даруй мне оставление прегрешений.] Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.

http://predanie.ru/book/218264-velikiy-p...

25. Четверг 5-й седмицы. Благовещение Пресвятой Богородицы. Четверток Великого канона. Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (службу зри 26 сентября). Литургия свт. Иоанна Златоуста. Служба совершается по 7-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «Аще случится Благовещение Пресвятыя Богородицы в четверток 5-я недели постов, егда поется Великий канон», а также по главе Типикона под 25 марта: «Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии», и по главе Типикона под 26 марта: «Собор Архистратига Гавриила» . Примечание. Пение Великого канона прп. Андрея Критского переносится на утреню вторника 5-й седмицы Великого поста. «Тогда прелагается праздника ради Великий канон господина Андрея, и поем его во вторник тояже недели, с трипеснцем вторничным, а трипеснец апостольский поем с праздником Благовещения, и последи катавасия Триоди» (см. Типикон, 26 марта, 7-я Маркова глава). Всенощное бдение на праздник Благовещения состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе же 1-м нощи», т. е. по нашему счислению – около 7 часов вечера (см. Типикон, 25 марта). Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся. Отверзаются завеса и царские врата. Иерей с диаконом творят начало, как во все праздники со бдением, то есть сначала совершают каждение престола и всего алтаря. Диакон со свечой исходит на солею и возглашает: «Благослови, владыко». Иерей пред престолом: «Благословен Бог наш…» (при этом творит кадилом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный» и прочее, и читает великое повечерие. Иерей исходит из алтаря в предшествии диакона со свечой и совершает полное каждение всего храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата затворяются. Завеса остается открытой. На пение «С нами Бог...», пение тропаря и кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции, отверзаются царские врата. По 1-м Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й. По 2-м Трисвятом – кондак праздника, глас 8-й.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-07/

  Четверг 1-й седмицы Великого Поста Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского Великое повечерие 29 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Закончилось чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. За все эти дни мы должны были понять, что является нашей главной опасностью и чем мы должны более всего дорожить. Мы призываемся Церковью увидеть, что такое грех. Не просто увидеть грех, но увидеть что такое грех. Есть рассказ об одном подвижнике, как он молил Бога о том, чтобы Господь показал ему его греховность. И когда это было ему дано, он ужаснулся от мерзости видения и стал умолять Господа, чтобы снова стать таким же, как и все простые смертные, которым закрыто страшное, сатанинское разрушение от греха, присутствующее в человеке. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что Господь открывает нам наши грехи в той степени, в какой мы способны перенести их, не помрачившись умом. И только в той мере, в какой нас поддерживает благодать Божия, можем мы, на самом деле, видеть свои грехи без вреда для себя. Поэтому молитва о том, чтобы Господь даровал нам " зрети наши прегрешения " , и молитва о том, чтобы Он даровал нам благодать Духа Святаго, это одна и та же молитва всего Великого Поста. Главная опасность для нас состоит в том, что, покидая храм Божий (самое дорогое, что у нас есть, и что мы должны изо всех сил хранить), мы перестаем уже предстоять перед тайною нашей жизни и смерти и выходим в мир. Как мы живем в этом мире? Способны ли мы сохранить ту каплю света, которую приняли здесь, в церкви? Речь не идет о том, чтобы у нас была двойная жизнь в смысле наших поступков. И не о том, наверное, идет речь, чтобы мы позволяли себе включать, например, телевизор, особенно постом. Речь идет о том, что весь мир, его атмосфера проникнуты совершенно иными оценками, другими интересами и понятиями. Что бы мы ни раскрывали, куда бы мы ни обращали свой взор, мы проникаемся тем, что есть в мире, то есть либо страстной, либо бездушной его греховностью. И поэтому то, что мы приобрели в церкви: духовное (а не просто внешнее) видение греха и малое стяжание благодати Духа Святаго, от нас отходит.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_25...

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ Литургия есть самое важное Богослужение, во время которого совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом в четверг вечером, накануне крестных Его страданий. Умывши ноги Своим апостолам для показания им примера смирения, Господь воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал апостолам, говоря: «примите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое» ; потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил ее и подал апостолам, говоря: «пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» ; причастив их, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: «сие творите в Мое воспоминание» ( Мф.26:26–28 ; Лук 22, 19 ; 1Кор.11:24 ). Апостолы совершали Св. Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа и научили христиан совершать это великое и спасительное Таинство. В первое время порядок и образ совершения Литургии передавался устно, и все молитвы и священные песнопения заучивались на память. Затем стало появляться и письменное изложение апостольской Литургии. С течением времени Литургия пополнялась новыми молитвами, песнопениями и священными действиями, что нарушало в разных церквах единообразие в совершении ее. Являлась потребность объединить все существовавшие чины Литургии, внести единообразие в их совершение. Это и было сделано в четвертом веке, когда прекратились гонения на христиан и христианская Церковь получила возможность приступить к благоустройству внутренней своей жизни (Вселенские Соборы). В это время Св. Василий Великий записал и предложил к общему употреблению составленный им чин Литургии, а Св. Иоанн Златоуст несколько сократил этот чин. В основу этого чина была положена древнейшая Литургия Св. апостола Иакова, первого епископа иерусалимского. Св. Василий Великий был архиепископом Кесарии Каппадокийской (в Малой Азии). «Великим» называют его за великие подвиги его на пользу Церкви. Он оставил после себя много церковных писаний, много молитв и церковных правил. Скончался в 379 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

В тосте, произнесенном в четверг вечером накануне открытия Святого и Великого собора, Вселенский Патриарх Варфоломей Константинопольский – первый среди равных епископов Православной Церкви – выразил сочувствие Антиохийской Церкви, страдающей от воинствующего исламизма. Он выразил огорчение в связи с «острыми и сложными проблемами, с которыми сталкиваются братья-предстоятели поместных Православных Церквей в плане нетерпимости и религиозного фанатизма, – в первую очередь древний Антиохийский патриархат и к наш возлюбленный предстоятель, Патриарх Иоанн Антиохийский». Однако когда Его Всесвятейшество поднимал свой бокал, эти слова могли быть восприняты как  горькая чаша Антиохийской Церковью, отсутствия которой на соборе Варфоломей мог бы не допустить. Более того, присутствие Антиохии могло бы стать ключевым моментом в том, чтобы собор стал выражением единства и братства вселенского православия – на которое так надеялся Вселенский Патриарх и которое представляется все менее достижимым. Святой и Великий собор Православной Церкви, проходящий в эти дни на Крите, готовился около пяти десятилетий. Вопреки тому, что пишут СМИ, Православная Церковь неоднократно собиралась на такие соборы в период после VIII и даже XI века, хотя некоторые и считают, что конец соборной эпохи ознаменовался Седьмым вселенским собором (787) или Великой схизмой (1054). Еще одно отступление от правды, неоднократно повторявшееся в заявлениях и докладах (в особенности – официальных представителей Вселенского патриархата) заключается в том, что решение о созыве собора было принято единодушно и подписано всеми четырнадцатью общепризнанными автокефальными Православными Церквами. Это не соответствует истине: Антиохия никогда не подписывала документы, относящиеся к созыву собора. Почему Антиохия отсутствует? И каковы будут последствия ее отсутствия для Православных Церквей? Чтобы понять, почему Антиохия никогда не ставила вою подпись «за собор», нужно провести различие между ее возражениями и другими возражениями, которые появились в последнее время. Некоторые соборные документы содержат фразы или темы, которые стали объектом критики. Именно по этой причине две Церкви – Болгарская и Грузинская – приняли решение не присутствовать на соборе. А поскольку настоящего православного консенсуса уже не получалось, от участия также отказалась Русская Церковь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Аще убо вы друзи Мои есте, Мене подражайте " - к сороковому дню кончины Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра 24.04.2008 347 Время на чтение 9 минут Сегодня, в Великий четверток, святая Церковь вспоминает Тайную вечерю, на которой Господь омыл ноги Своим ученикам и установил таинство причащения. Нынешний день - сороковой день со дня кончины Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра, Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей. Вместо " откуда начну плакати " хочется сказать " откуда начну писати? " С одной стороны, Страстная седмица настолько свята, настолько Христоцентрична, что даже памяти святых отменяются на службах. Мы призваны Церковью отложить все попечения и каждую минуту следовать за нашим Господом. И вместе с тем, большая часть последних дней Спасителя связана с людьми, с Его учениками, друзьями, с теми, кто Его искал и желал с быть с Ним: Лазарем, Марфой и Марией в Вифании, апостолами на Тайной вечери, женщиной-блудницей помазавшей Его ноги, Симоном Киринейским на крестном пути, благоразумным разбойником на Голгофе, Иосифом и Никодимом и женами мироносицами у гроба, и другими последователями Христа. " Темже подражайте образ, егоже во Мне видесте " (первый тропарь шестой песни канона на утрени Великого четверга) Новопреставленный митрополит Лавр своей жизнью, своим участием в богослужениях Православной Церкви и своей верой был реальным последователем Господа нашего Иисуса Христа, подражателем Ему. Поэтому, как мне кажется, можно и нужно в нынешний сороковой день его кончины посвятить ему несколько слов, тем более, что у Господа нет " случайностей " , в том числе и тот факт, что Господь взял к Себе Своего верного служителя митрополита Лавра в Неделю православия, а сороковой день новопреставленного выпадает именно в Великий четверг. На Тайной вечери рядом с Спасителем " возлежал " Его любимый ученик, апостол Иоанн Богослов. Он был любимым учеником Христа в особенности, как нам думается, за свою чистоту, за свое целомудрие. Новопреставленный митрополит Лавр с юности возлюбил Господа, возлюбил всем сердцем, всем своим существом. Он в одиннадцатилетнем возрасте поступил в братство преподобного Иова Почаевского в Ладомирово и посвятил себя Господу. Всю свою жизнь он сохранил чистоту сердца. Один обозреватель в России отметил следующее свойство характера владыки Лавра: " Все, кто хоть раз сталкивался с владыкой Лавром, никогда не забудут взгляд его добрых глаз, который, несмотря на преклонность лет Владыки, до конца оставался взглядом богобоязненного ребенка. Он действительно был этим евангельским ребенком, по-детски не боящимся признавать собственную немощь, но именно поэтому и возвышавшимся над ней " (из статьи: " Ребенок, боящийся Бог " на сайте Правая.ру).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010