Разделы портала «Азбука веры» ( 54  голоса:  4.2 из  5) Оглавление Великий Пост Сам Спаситель был поведён Духом в пустыню, сорок дней искушался от дьявола и ничего не ел в эти дни. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя –  состоит из двух частей: Святой Четыредесятницы (первые 6 недель) и Страстной Седмицы (последняя неделя – 6 дней).  Страстная седмица установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. Цель Великого поста — духовная, душевная и телесная подготовка к празднованию Пасхи. Великий пост был установлен в начале V beka. Великий Пост в годовом календаре Календарь Великого Поста История Великого поста Лестница Великого поста Монастырский Устав С особой строгостью соблюдается пост в первую, четвёртую (Крестопоклонную) и Страстную седмицы. В первые два дня Великого поста, а также в Страстную Пятницу Типикон предписывает монахам полностью воздерживаться от пищи. По субботам и воскресеньям благословляется вкушение горячей пищи с растительным маслом. В остальные дни Великого поста предписывается строгий пост — сухоядение. Основы сухоядения Исключение составляют следующие дни: горячая пища с растительным маслом разрешается 22 марта (праздник 40 Севастийских мучеников), 18 апреля (Четверток Великого канона) и 2 мая (Великий Четверг), рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье, в Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную пятницу есть традиция не вкушать пищу до выноса Плащаницы (обычно эта служба заканчивается в 15–16 часов). Устав в полной мере относится к монастырской практике. Мирянам не обязательно придерживаться всей строгости поста. Прихожане согласовывают календарь питания с духовными наставниками, учитывая все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма и таким образом определяют меру строгости своего поста. Православный пост: древность и современная практика Календарь питания по дням с 18 марта по 4 мая 2024 года Монастырский Устав Великого поста Седмица 1я Великого поста. 18 марта. Понедельник 1й седмицы. 

http://azbyka.ru/recept/kalendar-pitanij...

Страстная седмица в 2024 году с 29 апреля по 4 мая: календарь и инфографика Страстная седмица – это время, когда Господь идет навстречу нам 9 апреля, 2023 Страстная седмица – это время, когда Господь идет навстречу нам Инфографика Страстной седмицы – Крестным путем к Пасхе… Страстная седмица в 2024 году с 29 апреля по 4 мая Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой . В Православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий. В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. В Великий Понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице. По церковному правилу возглавляет чин мироварения Предстоятель Церкви. В первый день миро доводят до кипения и потом все время варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий Понедельник до вечера, весь Великий Вторник и утро Великой Среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах. Миро – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 веществ). В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания: крещении, в случаях, когда приобщаются к православию инославные христиане. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmica-kal...

Богослужения Великого поста Великий пост, – это десятина, то есть десятая часть года, которую мы отдаем Богу. Все дни Поста, – как ступени, приближающие нас к великому празднику Пасхи. 15 февраля, 2010 Великий пост, – это десятина, то есть десятая часть года, которую мы отдаем Богу. Все дни Поста, – как ступени, приближающие нас к великому празднику Пасхи. Передача «Православная энциклопедия» Особый великопостный звон, сдержанный и немного грустный, как и тысячу лет назад собирает верующих на службы Великого поста, – размеренные, долгие и красивые. Великий пост был установлен апостолами в память 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне, который Он совершал перед тем, как Ему выйти на проповедь. Это самый долгий и строгий из четырех постов. В течение всего поста нельзя есть мясную и молочную пищу, рыба разрешается лишь дважды, – на Благовещенье и Вербное воскресенье. Первые четыре вечера Великого поста во всех православных храмах по частям читают Покаянный Канон Андрея Критского . А еще один раз его читают в четверг на пятой неделе — полностью. Автор этого канона преподобный Андрей жил в VIII веке и был архиепископом Крита. При жизни святой Андрей написал много молитв. Но самое главное его сочинение, – это Великий канон, состоящий из 250 песен. Великим Постом на всех службах больше читают, чем поют. Облачения священнослужителей темные. В храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. Каждый день по нескольку раз читается молитва святого Ефрема Сирина, во время которой кладут 4 земных и 12 поясных поклонов. Литургия в будние дни не служится. Но бывает особый чин великопостного Причащения. Литургия Преждеосвященных Даров. Святые Дары освящают заранее, в воскресенье, и ими причащают верующих по средам и пятницам. Суббота первой недели Великого Поста посвящена великомученику Феодору Тирону. В этот день после службы раздают коливо (обычно, какая-либо крупа с медом и фруктами) в память о событии, происшедшем в Константинополе в IV веке. Тогда Император Юлиан Отступник, чтобы надругаться над христианами, приказал в первую седмицу Великого поста все продукты на городских рынках окропить идоложертвенной кровью. Но архиепископу явился во сне великомученик Феодор и велел, чтобы верующие не покупали продукты на рынке, а воспользовались тем, что хранится у них дома, крупой, запасами зерна или бобов. Верующие варили из этих круп коливо и питались им.

http://pravmir.ru/bogosluzheniya-velikog...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Се Жених грядет в полунощи...» Началась Страстная седмица 29.03.2010 302 Время на чтение 3 минуты Сегодня, после завершения Великого поста, у православных христиан началась Страстная седмица, посвященная последним дням земной жизни Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. В эти дни соблюдается особенно строгий пост. Богослужения Страстной седмицы особо величественны и торжественны, песнопения особенно красивы и умилительны, службы Страстной не только самые печальные, но и самые красивые службы всего церковного года. В Страстную седмицу все дни называются Великими: по причине великих воспоминаний, совершаемых Церковью. В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, которого завистливые братья продали за двадцать сребреников в Египет, сказав отцу, что его растерзали дикие звери. В Египте его купил царедворец Потифар, и благодаря данной ему Богом мудрости Иосиф вскоре возвысился при дворе фараона, сумел предотвратить голод в этой стране, так что однажды его братья пришли к нему купить хлеба. Они не узнали проданного ими брата, он же принял их, был щедр, ни словом не упрекнул их за давнее зло. Иосиф, проданный за двадцать сребреников, стал прообразом Христа. Его целомудрие, незлобие и готовность прощать также напоминают черты Лика Христова. Наконец, история его мнимой смерти и встречи с родными явно указывает на смерть и Воскресение Спасителя. В понедельник Страстной седмицы Святейший Патриарх обычно также совершает молитвы на начало чина мироварения, который происходит только раз в году. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Чин освящения бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах. В ветхозаветную пору миром помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Крещения, оно же употребляют и для освящения новых престолов в храмах.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/03/29/se...

Каким же образом Церковь учит нас тому, что живем мы все-таки неправильно? Наступит день Великой Субботы, а наипаче Светлого Христова Воскресения, не говоря уже о Светлой седмице, когда достаточное количество считающих себя верующими воцерковленными прихожанами, будут уверены, что в Великий Четверток они причастились «впрок» и теперь можно забыть об этой благочестивой обязанности на некоторое время и просто «радоваться». Жизнь как Евхаристия Великий Четверток – день, который научает нас двум противоположностям — как мы должны и как не должны жить в Церкви. Церковь – это мистическое Тело Христово, которое выявляется в таинстве святой Евхаристии, т.е. причащении Тела и Крови Христовой, поэтому в совместном причащении всех верных за «общим делом» сиречь литургией собирается Церковь. И это означает, что всякий раз, когда мы идем на литургию мы должны отчетливо понимать, что другого смысла, кроме как в причащении верных Телом и Кровью Христа, литургия не знает. И в этом плане служба Великого Четвертка для нас образцовая – каждый, кто в этот день спешит в храм, знает, что сегодня он будет причащаться. И это правильно. Каким же образом Церковь учит нас тому, что живем мы все-таки неправильно? Наступит день Великой Субботы, а наипаче Светлого Христова Воскресения, не говоря уже о Светлой седмице, когда достаточное количество считающих себя верующими воцерковленными прихожанами, будут уверены, что в Великий Четверток они причастились «впрок» и теперь можно забыть об этой благочестивой обязанности на некоторое время и просто «радоваться». Люди порой и не виноваты в том, что они думают и поступают именно так просто они и не подозревают, что можно и даже нужно поступать по-другому. А поступать в Церкви всегда нужно именно так, как будет поступать большинство пришедших в Великий Четверг в храм на литургию святителя Василия Великого, т.е. – причащаться. Удивительно, но сегодня это простая и ясная мысль кажется невиданным новшеством, чуть ли не «ересью» ниспровергающей основы нашей веры. Случилось это не сразу. Постепенно в историческом развитии Церкви отношение к Таинству Таинств стало меняться и эти изменения дошли до такой критической точки, когда синодальная эпоха Русской Церкви утвердила правило обязательного ежегодного причащения для подтверждения своей принадлежности к православию. Практика сверхредкого причащения стала чуть ли не новой догмой, отличительной чертой ревнителя православного благочестия.

http://pravmir.ru/zhizn-kak-evxaristiya/

Когда-то так Иосифа в неблизкий путь прискорбный Великий Понедельник во Египет в рабство собирал. Послушай проповедь из уст Его, Великий Вторник, Таланты в землю глубоко не зарывай твои! Чтоб знать, кто свят – первосвященник иль лихой разбойник, Пять мудрых дев зажгут в ночи светильники свои. Иуда злочестивый сребролюбья жаждой зело крепок, Ладонью тычет воинам схватить Христа, На ней тускнеют тридцать потных сребренных монеток, Предательством кипит Великая Среда. Четверг Великий кроет тайну всепрощенья От Тайной Вечери до прободенья Лонгина копья, От пота с кровью Гефсимании до крестного знаменья Пусть Чаша скорби, если нужно, не минет сия. Великой Пятницей Кто потеряет душу, Тот её обрящет, Оружье сердце Матери пройдёт стальным гвоздём, Орудье лютой казни обратится в Крест Животворящий, Чтоб в смерть Его креститься Святым Духом и огнём. О горе, Иерусалим, тебе и душам всех пропавших, Тем, кто с дрекольем и с Иудою Его нашли, Потом кричали: «Кровь Его на нас и детях наших, Дай нам Варавву, а Его, Царя, распни, распни!» Но отчего и мы, вступив на грань душевной катастрофы, Хотим, трусливо озираясь, пятиться назад начать, Когда Христа опять сведут на место лобное Голгофы, Так малодушно тихо хочется предательски молчать. Когда Мария, Матерь Божья сердцем распиналась, Великий вторник. Притча о десяти девах. Страстная седмица Лежаща Мене в гробе, Мати, видя, не рыдай, Тяжёлым сном апостолу Любви былое и грядущее казалось, «Се, Мати, сын твой Иоанн, его ты в доме нашем принимай!» Росою выпал и свечой не жжётся Благодатный огонёк нездешний, Великою Субботой православный люд течёт волной морской, Лампадки ярким фитильком цветёт Любви цветок неспешный. Грядите, люди! Он воскрес! Он с нами! Он живой! Се Воскресенье Христе Боже наш Твое Спаситель Святые Ангели всю ночь поют на небесах, И на земли сподоби нас Твою Небесную обитель Воздвигнуть храмом покаяния в очищенных сердцах. Сергий Фурманов Николай Коновской НА СТРАСТНОЙ НЕДЕЛЕ 1 …Ещё немая бездна пролегла До светлого Христова Воскресенья –

http://ruskline.ru/analitika/2020/04/15/...

Разделы портала «Азбука веры» Аудио и видео Толкования: Переводы: Тесты:   Великий канон — выдающееся литургическое произведение умилительного, покаянного характера, читаемое в Церкви за богослужением в определённые дни Великого поста. Основополагающая роль в написании текста канона принадлежит святому Андрею Критскому . Почему Великий канон носит имя святого Андрея Критского ? Первоначальный текст Великого канона, составленный критским святым, впоследствии был восполнен другими христианскими авторами. Несмотря на то, что это произведение и само по себе отличалось большим художественным достоинством, имело высокое богословское и духовно-нравственное значение, последующие церковные писатели нашли, чем обогатить и украсить его, доведя до уровня высочайшего литургического образца. Считается, что оригинальный вариант был написан Андреем Критским под влиянием личных переживаний и поисков, глубокого покаянного сокрушения. Великий канон — одно из последних произведений преподобного Андрея, написан им уже в старости. Это подтверждается характерными деталями в тексте самого канона: «Повержена мя, Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща» (1я песнь, 13й тропарь; нумерация тропарей дается по полной версии канона в четверг 5й седмицы поста), «От юности, Христе, заповеди Твоя преступих… унынием преидох житие» (1я песнь, 20й тропарь), «Исчезоша дние мои, яко соние востающаго: темже яко Езекия слезю на ложи моем, приложитися мне летом живота» (7я песнь, 20й тропарь). Утверждают, что канон был написан им для себя. Одним из мотивов к составлению канона, как полагают, мог стать эпизод из биографии святого. Византийский император Филиппик Вардан (711–713) был убежденным монофелитом и в 712 году заставил некоторых епископов, в том числе и преподобного Андрея, подписать осуждение VI Вселенского Собора. Вскоре нечестивый император был свергнут, православие восстановлено, но преподобный Андрей не мог не переживать по поводу своего малодушия и свое раскаяние выразил в тексте Великого канона.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

Разделы портала «Азбука веры» Покаянный Великий канон святого Андрея Критского Преосвященного Ионафана, архиепископа Херсонского и Таврического, четыре опыта переложения на русский язык для духовно-назидательного чтения Светлой памяти митрополита Никодима (Ротова) О ПОКАЯННОМ КАНОНЕ СВЯТОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО Покаянный великий канон — сочинение святителя Андрея Критского , жившего в конце седьмого века от Р.Х. По своему содержанию канон — сокровенная беседа с собственной душой. По форме — античная ритмическая проза. Он изобилует примерами из Ветхого и Нового Заветов, имеющими целью показать не только губительные последствия греховного состояния, но и бесконечное милосердие Божие, хотя и к падшему, но Его любимому творению. Чтение Покаянного Великого Канона — это, своего рода, словесное паломничество в духовный мир святого Андрея Критского , в мир восточной монашеской мистики и православной византийской антропологии. Покаянный Великий Канон знакомит читателя и слушателя с духовным измерением бытия: жизнь как стояние перед вечным Богом в сердечном молчании и творческой созидающей деятельности, как умственное богосозерцание, как восхождение к вершинам святости через отсечение слабой греховной воли и утверждение последней в добре через исполнение двуединой заповеди о любви к Богу и человеку. Кратко эту парадигму человеческого бытия выразил еще блаженный Августин в своей «Исповеди»: «До тех пор пребудет в смятении сердце мое, пока не успокоится в Тебе, Боже». Настоящий труд Преосвященного Ионафана (Елецких), архиепископа Херсонского и Таврического, представляет читателям четыре опыта переложения на русский язык Покаянного Великого канона св. Андрея Критского по дням первой седмицы Великого Поста и полный текст канона в четверг пятой седмицы Великого поста, т.н. Мариино стояние (славянизированная, прозаическая, ритмическая и стихотворная версии. Последняя — избранные тропари 1 и 2 песни канона). Ирмосы канона оставлены в церковнославянской версии Постной Триоди. Пояснительные слова выделены курсивом. Пунктуация славянизированной версии следует, как правило, знакам препинания в Постной славянской Триоди.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сыропустная седмица и Великий пост Галина Чудинова о Масленице 07.03.2016 782 С седьмого марта неделю будет длиться на Руси сыропустная седмица, ласково называемая в народе Масленица. Каждый из её дней имеет свои названия: Понедельник – встреча, Вторник – заигрыш, Среда – лакомка, Четверг – широкая Масленица, Пятница – тёщины блины, Суббота – золовкины посиделки, Воскресенье – прощённое воскресенье. Во все дни сыропустной седмицы пища скоромная, но без мяса: предпочтение отдаётся рыбе, маслу, сырам, молоку, всем молочным продуктам да блинам и оладьям. В старину на Руси традиционно устраивались в эту неделю народные гуляния, молодецкие забавы, кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежных городков. Завершается неделя проводами русской зимы, сожжением чучела Масленицы и прощённым воскресеньем. Православные христиане говорят при этом друг другу: «Простите, Христа ради!». Полагается прощать, ибо все мы отнюдь не безгрешны. «Не всё коту Масленица, будет и Великий пост!» – гласит мудрая русская пословица. В нынешнем году начнётся он с четырнадцатого марта и продлится ровно семь недель, до первого мая, до Пасхи Христовой. Этим дням посвящены лучшие духовные произведения классической русской литературы. Тут и «Чистый понедельник» Ивана Бунина, и «Лето Господне» Ивана Шмелёва, и «Отцы пустынники и девы непорочны» Александра Сергеевича Пушкина . Согласно церковному Уставу, в Чистый понедельник трапезы не бывает: больным же, старикам, слабым и детям позволяется к вечеру вкусить хлеба и воды. В отечественной истории известны случаи, когда русское воинство в канун решающей битвы постилось и молилось три дня, а после, с Божьей помощью, одерживало победу над врагом. Согласно статистическим данным, в России в настоящее время постится не более трёх процентов её населения, печальные последствия этого видны невооружённым глазом: курение, алкоголизм, наркомания, всякого рода преступления. Необходимо помнить, что пост – это не диета, а строгое соблюдение церковных правил, время для духовного очищения, для покаяния и добрых дел.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/03/07/sy...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, читаемый в четверг пятой седмицы Великого поста (адаптация к использованию на приходе) Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского Адаптация к современному богослужебному использованию на приходе (священник Дмитрий Березин) Задача: адаптировать канон для восприятия смысла тропарей на слух, по возможности без потери ритма и певучести церковно-славянского языка, по возможности предотвратить неправильное понимание смысла тропарей. За основу взят перевод митрополита Никодима (Ротова) и Триодь Постная , в качестве справочных использовались Священное Писание Ветхого и Нового Заветов (Синодальный перевод), перевод еп.Александра (Милеанта) и перевод иером.Амвросия (Тимрота) , «Училище покаяния: Схолии на полях Великого канона» игум. Филиппа (Симонова), «Беседы на книгу Бытия» свт.Иоанна Златоуста . Особенности перевода: Из явных недостатков: при работе над адаптацией не использовался оригинальный греческий текст. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского Адаптация к современному  богослужебному использованию  на приходе (священник Дмитрий Березин). Задача: адаптировать канон для восприятия смысла тропарей на слух, по возможности без потери ритма и певучести церковно-славянского языка, по возможности предотвратить неправильное понимание смысла тропарей. За основу взят перевод митрополита Никодима (Ротова) и Триодь Постная , в качестве справочных использовались Священное Писание Ветхого и Нового Заветов (Синодальный перевод), перевод еп.Александра (Милеанта) и перевод иером.Амвросия (Тимрота) , «Училище покаяния: Схолии на полях Великого канона» игум. Филиппа (Симонова), «Беседы на книгу Бытия» свт.Иоанна Златоуста . Особенности перевода: • оставление церковно-славянской формы некоторых союзов, наречий и местоимений (яко, яже, аще, мя, ти и т.д.); • оставление звательного падежа;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010